Что такое ротация товара
Пресс-центр
Что такое ротация товара?
Примеры перемещения
Что такое ротация продуктов питания?
Что такое ротация товара по срокам?
Контроль даты изготовления и допустимого времени употребления продуктов позволит избежать нарушения законодательства. Выход – современное перемещение или замена. Важно выбрать место на витрине по принципу первого визуального контакта. Упаковки с предельной датой годности ставят в главный ряд.
Однако этим правилом владеют не только мерчандайзеры. Опытные покупатели не ленятся дотянуться до 2 или 3 ряда. Выход – составление первичной статистики. Анализируют, какой ассортимент пользуется спросом лучше в зависимости от расположения. Учитывается сезонность, время массовой реализации, периоды относительного «затишья». Используя такой подход, можно определить оптимальную локацию для конкретной продукции.
Что такое ротация на складе?
Каждый мерчандайзер должен знать, что такое ротация продукции в магазине, и как правильно использовать принципы оборота в пределах торговой точки. Основа – теория и анализ поведения покупателей. Дополнительно берутся во внимание коммерческие приоритеты – необходимость быстрой продажи, рекламная компания, презентация новых категорий.
Рекомендуется изучить опыт аналогичных торговых организаций, ознакомиться с профильной справочной литературой. Ротирование не должно быть чрезмерным, важно соблюдать баланс оборота.
Четыре новых способа контролировать товар на полке
Всем известно, что если товара нет на полке, он не продается. Отлеживать, контролировать и выкладывать продукцию – постоянная задача розничного персонала и мерчандайзеров. Вот только в пандемию персонала стало меньше, мерчандайзеров хочется отправлять в магазины пореже. В этой ситуации серьезно повышается спрос на альтернативные, в том числе автоматические, роботизированные решения для управления полкой. О таких разработках, которые позволяют собирать данные о товарах на полке, анализировать их, давать актуальные рекомендации, а еще повышать эффективность бизнеса, рассказали эксперты компании Trax.
Робот Trax проверяет наличие товара на полках и ценники в магазине Auchan в Португалии. Фото: Trax
Trax – ведущий поставщик решений компьютерного зрения и аналитики для розничной торговли. Входит в 100 лучших мировых компаний Red Herring и в топ-25 самых быстро растущих компаний в списке Deloitte Technology Fast 500. Мировой лидер в Image Recognition. Разработки компании используют ведущие мировые бренды и ритейлеры в более чем 90 странах мира.
Помощник в выкладке: контроль полки по фото и crowd-мерчандайзинг
Традиционно полки в магазинах проверяют мерчандайзеры или торговые представители производителей. Обычно они делают визуальный осмотр и выкладку недостающих товаров. В помощь мерчандайзерам компания Trax разработала удобное приложение Trax Shelf Fix, позволяющее по фотографиям распознать, каких товаров не хватает и что нужно изменить на полке. Об этом решении уже рассказывалось в статье.
В пандемию возросла актуальность сервисов краудсорсинга. Как пояснил Павел Попков, директор по продажам Trax в России и СНГ, рабочая сила на краудсорсинге – тренд времени. В США и странах Латинской Америки эта технология переживает настоящий бум. С одной стороны, в кризис высвобождается рабочая сила, с другой – компании не готовы держать сотрудников в штате, предпочитая нанимать персонал под конкретный проект, чтобы более гибко управлять затратами. Поэтому увеличивается спрос на работников по требованию (on demand workforce), позволяющих сэкономить на фонде оплаты труда.
«В пандемию растет запрос производителей FMCG на такие сервисы, как crowd-мерчандайзинг, crowd-salesforce, – говорит Павел Попков. – В США есть сервис on demand field force, используемый в том числе ритейлерами в период пиковых нагрузок. Например, сеть Walmart привлекала дополнительных сборщиков заказа для Click and Collect в период ажиотажного спроса, вызванного карантином. Crowd-технологии позволяют удаленно обеспечить не только набор, но и обучение и контроль сотрудников».
У Trax тоже есть подобное решение crowd workforce: с его помощью можно привлекать к выполнению работ по выкладке товара или сборке заказов в конкретной точке сотрудника, находящегося поблизости. Пока решение доступно только в США, но будет распространяться на другие страны.
Как контролировать полку без участия людей?
Итак, краудсорсинг – это фактически ваши дополнительные руки, которыми вы можете «дотянуться» до всех точек в нужное вам время и в нужном вам порядке. Однако что делать, когда и эти руки недоступны? Например, в этом году мы своими глазами наблюдали ситуацию, когда во время пандемии сбор информации в офлайн-магазине был значительно ограничен: для обеспечения безопасности компании стараются посылать мерчандайзеров на точку как можно реже, а меры в виде масочно-перчаточного режима создают дополнительные барьеры для работы в магазине. Можно ли собирать данные с полок вообще без людей или с их минимальным вовлечением? Оказывается, да – и тут нам на помощь приходят роботы.
Как рассказал Павел Попков, компания Trax разработала три способа для удаленного получения и распознавания данных на полке.
Три способа удаленного контроля
Первый способ – фиксированная камера очень маленького размера, устанавливаемая напротив товарных полок. Частота фотографирования фиксированной камерой определяется отдельно для каждой категории в зависимости от оборачиваемости. «Некоторые категории достаточно фотографировать раз в день, но если товар уходит с полки быстро, его нужно фотографировать чаще, – поясняет Павел Попков. – Фиксированные камеры позволяют делать фото каждую секунду».
Второй способ – дом-камера. Это купольная камера, которая крепится сверху над оборудованием. Дом-камеру удобно использовать там, где сложно установить фиксированную, например, для фотографирования торцов стеллажей или холодильников. Камера может менять направление, фокусировку, масштаб, имеет большее покрытие площади, чем фиксированная. Частота фотографирования настраивается в зависимости от категории. Дом-камера обеспечивает высокое качество распознавания деталей и способна определить не только бренд товара, но и конкретное SKU, упаковку и даже партию. Такая информация представляет особую ценность для более точного анализа товародвижения.
Фото: aodaodaodaod/shutterstock
Третий способ – робот. Это платформа с вертикальной камерой, передвигающаяся между стеллажами и холодильниками и делающая огромное количество фотографий. Камера робота обладает гораздо более высоким разрешением, чем дом-камера. С точки зрения экономики решение показало себя наиболее эффективным, потому что на магазин достаточно одного робота. Робот тестируется в нескольких сетях и полгода назад запущен в Auchan в Португалии.
«В португальской сети робот уже работает в боевом режиме, – рассказывает Павел Попков. – Сначала с его помощью фотографировалась всего лишь часть магазина, теперь зона наблюдения расширена на весь торговый зал и все категории, включая такие сложные для распознавания, как замороженные продукты, нарезка, овощи, фрукты и так далее. Подгрузка данных об SKU происходит практически постоянно. На основании данных, собираемых роботом, строятся бизнес-процессы товародвижения. Мы планируем развернуть это решение в 34 гипермаркетах Auchan в Португалии».
Посмотрите видео о том, какие задачи решает робот Trax в магазине Auchan в Португалии.
Анализ полки для управления запасами, контроля планограмм, сборки заказов
Анализ данных, полученных с помощью камер, помогает оптимизировать процессы и повысить эффективность работы с полкой. «Традиционный офлайн-ритейл находится под давлением стремительно развивающегося e-grocery и ищет пути удержания покупателя, – говорит Павел Попков. – Просто низкая цена уже не работает, ведь крупные онлайн-игроки помимо выгодной цены способны обеспечить широкий ассортимент, удобную навигацию и быструю доставку. Удержать трафик в офлайн-магазине можно за счет сервиса, а это значит – минимальный out-of-stock, удобное расположение товара, безопасность покупки». Вот основные сферы применения данных.
Управление запасами
Инструменты предиктивной аналитики Trax помогают ритейлерам заранее предсказывать, когда и какие товары попадут в out-of-stock.
«Потери от out-of-stock и out-of-shelf обычно составляют 1–2% оборота в денежном выражении, – говорит Павел Попков. – Особенно сильно бьет по продажам отсутствие товаров с низким переключением потребителя, например, в сегменте детского питания: если бренд подходит ребенку, покупатель с него практически не переключается. Анализ полки позволяет построить превентивную модель таким образом, чтобы предсказывать out-of-stock и out-of-shelf до его наступления».
Ответственный сотрудник сети получает оперативную информацию о том, какие товары заканчиваются на полке, и может выставлять их до открытия магазина.
Контроль выполнения планограмм
Появляется возможность регулярно проверять позицию каждого товара на полке, управлять планограммой – отслеживать правильность выкладки поставщиков, делать наиболее удобную выкладку, изменять планограмму в зависимости от спроса. Например, если спрос на какие-то позиции сильно увеличился, можно расширить для них место в планограмме и тем самым повысить товарооборот. «Зачастую планограммы ритейлеров не отображают реальность, – рассказывает Павел Попков. – Например, на планограмме указаны три стеллажа, а по факту их оказывается два или полтора, да еще и стоящих в разных местах или углом, и для товара, нарисованного на планограмме, места просто не остается. Приходится сильно перестраивать выкладку. Возникает много специфичных ситуаций, о которых ритейлер не всегда имеет представление. Такое неведение связано с тем, что инструментов контроля полки до появления технологии computer vision у ритейла не было. Конечно, можно делать инвентаризацию раз в полгода, но это очень затратный процесс, и такие данные быстро теряют актуальность. Сканировать ридером тоже долго и дорого. В итоге сети сами не обладают информацией, какой товар, в какое время и на какой полке находится».
Аналитика позволяет оптимизировать выкладку товара и повысить продажи с 1 кв. м. Например, известно, что товары, расположенные на уровне глаз, лучше продаются, чем стоящие внизу. Поэтому внизу можно разместить товары, потеря оборота которых менее значительна для бизнеса, чем потеря оборота высокомаржинальных товаров.
Сборка заказов в магазине
Многие сети в пандемию запустили услугу сlick and collect. Чтобы сборка заказа была эффективной, необходимо точно знать, какие товары есть в магазине и где их можно быстро найти. Ведь если заказ оформлен, а товара не окажется на полке, его придется заменить, покупатель этого не любит, более того, частые замены негативно скажутся на репутации магазина. Решения Trax позволяют сделать сборку товаров из зала максимально быстрой за счет четких данных о расположении каждой позиции (стеллаж, полка, место) и построения оптимальной навигации.
Связь с покупателем
Во всем мире высоким спросом пользуются технологии, обеспечивающие прямое взаимодействие с покупателями. С помощью специального приложения покупатели могут высказать ритейлеру или производителю свое мнение о новинке, акции. Уже не надо собирать дорогостоящие фокус-группы, можно быстро и дистанционно опросить сразу несколько миллионов покупателей. В портфеле Trax есть решения, обеспечивающие ритейлеру быстрое получение обратной связи от покупателей.
Экономика цифры: кому выгодно computer vision?
Самую очевидную выгоду от внедрений технологии computer vision получают сети гипермаркетов. Чем больше магазин, тем больше ассортимент и выше трудозатраты на управление товародвижением.
Пока computer vision тестируют в основном крупные сети, но решение Trax подходит и начинающим, и нишевым игрокам.
«Затраты на управление цепочкой поставок будут возрастать с каждым месяцем, поэтому маленьким компаниям цифровизация тоже необходима, – считает Павел Попков. – Игрок, который не будет постоянно снижать издержки, быстро выйдет из бизнеса. Небольшая сеть может внедрять цифровые решения в коллаборации с производителями, заинтересованными в получении данных о продажах, создавать аналитические платформы для своих поставщиков.
Самое сложное при внедрении решения в крупных сетях – масштабирование. Чтобы полностью оснастить таких федеральных игроков, как «Пятерочка», «Магнит», «Лента», необходимо иметь технические возможности поддержания большого количества точек и стабильности работы системы. Кроме того, крупные сети имеют широкий и постоянно меняющийся ассортимент, и при таком масштабе камера должна уметь распознавать огромное количество товарных позиций.
Инфраструктура компании Trax позволяет развернуть технологическое решение на несколько тысяч магазинов, обеспечить сбор информации с камер разных видов и быструю обработку данных о товарах. Одна из уникальных фишек интегратора – умение обучить нейронные сети распознавать более тысячи SKU, что открывает большие возможности для разворачивания решения в глобальных розничных сетях.
«Кризис подстегивает ритейлеров инвестировать в цифровые технологии, и основной лозунг цифровизации – быстро, качественно, дешево и с минимальным вовлечением людей, – говорит Павел Попков. – Во времена турбулентности количество запросов, поступающих от крупных ритейлеров мира на тестирование и внедрение решений computer vision, резко возросло. Среди стран, наиболее агрессивно занимающихся цифровой трансформацией, – США и Китай. Растет востребованность технологий и в России».
Решения для грамотного управления полкой помогают производителям повышать продажи, а ритейлерам – своевременно предлагать товар в точке продаж и повышать удовлетворенность покупателей, а в результате – повышать качество и эффективность торговли.
Планограмма: что это такое в торговле, как составляется — особенности и правила выкладки товара в магазине
Многие слышали, что такое планограмма или схемограмма товаров в магазине продуктов, — это документ, схема от мерчендайзера, согласно которой осуществляется выкладка, определенный принцип построения товара на стендах в торговом зале, складах, используется в торговле сигаретами, продуктами широкого спроса, есть примеры применения и для мебели, строительных маркетов и других площадей. Осталось выяснить, как работает этот инструмент, позволяющий в несколько раз увеличивать доходность точек продаж.
Общее представление
Это документ, который есть в каждой развивающейся и развитой торговой компании. Он представляет собой схему выкладки товаров на магазинных полках. Составляется профессиональными маркетологами, чтобы повысить продаваемость отдельных товарных категорий, сделать размещение максимально комфортным. Главная цель — способствование увеличению продаж и среднего чека.
Для составления используются данные поведения покупателей, их потребности и основные потребительские запросы. Схема может быть выполнена в формате фотографий, схем, подробного описания, с помощью использования специальных графических программ. Представляет описание выкладки, а также основные параметры по объему, ценам и т. д.
Контроль планограмм
С учетом меняющихся тенденций рынка необходимо постоянно мониторить качество и актуальность выкладок. Это связано и с тем, что меняются упаковки, происходят изменения в ценообразовании, есть варианты сезонности спроса на определенные виды товара. Поэтому маркетологи на предприятии регулярно должны контролировать качественные показатели и эффективность работы планограмм.
Таким образом постоянные изменения будут связаны:
При новых и эффективных планограммах значительно вырастает сумма среднего чека. Люди начинают замечать интересные для них акции, предложения. И даже если пришли за солью, посмотрев по сторонам, смогут оценить и другие предложения.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как сделать планограмму: основные методы и правила
При составлении важно учитывать следующие особенности:
Если говорить об особенностях размещения в пределах торгового оборудования:
Следует учитывать маршрут передвижения покупателей, а также логичность выкладки. Например, яйца часто покупают для выпечки, поэтому логично рядом расположить муку, разрыхлитель, джемы, крем, сливки и другие позиции для выпекания.
Примеры выкладки товара
Приведем несколько наглядных особенностей размещения отдельных видов товарных единиц в торговом зале или на полках. Осветим некоторые важные принципы, которые следует соблюдать, чтобы сделать планограмму магазина эффективной, а средний чек — намного выше.
Пиво и напитки
В огромном ассортименте следует придерживаться нескольких правил:
Также не стоит забывать что на полках всегда должен быть порядок, важно, чтобы не было пустых мест, вовремя доставлялся товар.
Мебель
В мебельных магазинах тоже есть определенные правила:
Важно также при композициях подбирать элементы по дизайну, материалам, высоте и цвету. Чтобы завершенная экспозиция была практически готовым вариантом интерьера.
Строительный отдел
Рассмотрим несколько вариантов выкладки самых популярных товаров для стройки и ремонта:
Пример для склада
Чтобы рационально разместить продукцию на складе, следует придерживаться следующих правил:
Компания «Клеверенс» предлагает автоматизированные системы и программы, которые помогут сделать выкладку на складе простой, быстро найти продукцию, не тратить много времени на поиски и выдачу.
Составление и использование планограмм: пошаговая инструкция
Все вышеописанное можно объединить в несколько шагов:
Для расчетов можно использовать специализированные программы или просто воспользоваться Эксель или 1:С.
Для удобства работы с товарами, например, при инвентаризации или других товароучетных операций, «Клеверенс» предлагает специальное ПО — «Склад 15» или «Магазин 15».
Кто создает планограмму
Заниматься такой деятельностью должен человек, обладающий соответствующим опытом и знаниями. В штате должность может значиться как маркетолог или мерчендайзер. Однако часто, когда руководители пытаются сэкономить, эта обязанность возлагается на продавцов и администраторов торговых точек, что в корне неверно. Даже если учитывать, что данный подход требует очень тонкого понимания психологии потребителя, а также логических умозаключений, точных расчетов и других навыков. Планограмма — это целое маркетинговое искусство, а не просто передвижение товара между стеллажами.
Инструменты создания планограммы магазина
Для разработки могут использоваться:
Все зависит от профессионализма, навыков и привычек мерчендайзера.
Кто заполняет полку
Заполнением уже может заниматься продавец или сотрудник торгового зала. Для этого распечатывается согласованное фото или письменное описание с количеством товара, его наименованием, объемом и другими важными показателями, а также сроками реализации проекта.
Какие есть нюансы
Чтобы маркетинг был эффективным, необходимо руководствоваться не только цифрами, но и логикой. Убирать подальше сезонные товары, и ставить ближе актуальные. Делать качественную расстановку товаров по брендам, видам продукции, вкусам, цветам. В целом, нюансов достаточно много, ведь мерчендайзинг — это отдельная профессиональная отрасль маркетинга, поэтому главное, что следует решить — это найти профессионала в данной области.
Анализ планограмм в сервисе «1С-Товары»
Чтобы не тратить время на аналитическую работу, можно доверить ее современным техническим разработкам. Так программное обеспечение от компании 1С готово в этом помочь. Для начала работы следует ввести данные торгового оборудования. Например, планограмма холодильника: сколько всего их, объем, точные размеры. Аналогично проделать со стеллажами, стендами, навесными полками и иными системами хранения, добавить фотографии.
Номенклатуру товара можно подгрузить из другого раздела, где и так есть все данные о товарных единицах. По каждой позиции нужно ввести ширину и глубину планируемой выкладки. Далее можно с помощью специального окна выстроить визуальное оформление.
Виды планограмм
Разберем главные разновидности выкладки:
В зависимости от потребностей и запланированного мерча можно комбинировать между собой.
Преимущества от использования планограмм
Среди ощутимых достоинств:
Это далеко не весь список, ведь главная цель — это увеличение потребительской активности, а значит, доходности конкретной торговой точки.
Типы планограмм
Их можно по-другому назвать стратегиями. Всего их несколько основных, не говоря про индивидуальные и креативные идеи каждого отдельного маркетолога:
Наиболее эффективную стратегию можно выявить посредством проб, ошибок и постоянного анализа полученных результатов.
Что такое ротация товара, ее виды, правила организации, задачи, преимущества и недостатки
Одним из самых эффективных и дешевых методов увеличения продаж является ротация товаров. Но что представляет собой эта процедура? Какие различают виды ротации? И о каких правилах должен помнить менеджер магазина? Ниже вы узнаете ответы на эти вопросы.
Что такое ротация товара?
Ротация товара — это порядок перемещения товаров по территории магазина или торговой точке. Ротация является одним из главных компонентов мерчандайзинга, а используется она для того, чтобы увеличить выручку.
Перемещение изделий по территории магазина осуществляется в соответствии с определенными маркетинговыми правилами, которые разработаны на основании анализа человеческого поведения. Область маркетинговых исследований сегодня активно развивается, поэтому периодически происходит пересмотр правил ротации, хотя некоторые принципы остаются неизменными.
Виды ротации
Всего существует три основных вида ротации:
Принципы и функции
Цель ротации — это увеличение прибыли за счет изменения некоторых параметров торгового цикла (увеличение или уменьшение количества товаров на прилавке, отзыв на склад старых изделий и размещение новых, изменение цены и так далее). Ротация наряду с рекламой является одним из основных методов продвижения. Обычно ротация используется для продвижения товаров следующих типов:
Однако некоторые товары не слишком чувствительны к ротации. Например, в случае торговли мебелью по предварительному выбору, ротация не имеет серьезного значения. Предыдущий пример справедлив и для рынка дорогих автомобилей, элитных алкогольных напитков, компьютерного оборудования и так далее.
Основные правила
Движение товаров на территории магазина должно подчиняться особым правилам, чтобы ротация была целесообразной с экономической точки зрения.
В торговом зале должны действовать следующие правила:
На складе также должны быть реализованы схемы, которые оптимизируют торговый процесс:
В каких еще сферах используют ротацию?
Термин «ротация» переводится с латинского языка «кругообразное перемещение» и «вращение», а используется он во многих сферах деятельности. Его используют в различных контекстах в приблизительно одном и том же значении, однако смысловые оттенки могут немного отличаться:
Сфера деятельности | Расшифровка термина «ротация» |
Торговое дело | Порядок перемещения товаров |
Работа с кадрами | Перемещение работников из одного отдела в другой |
Спорт | Смена игроков в команде |
Военное дело | Замена одних боевых групп другими |
Сельское хозяйство | Замена посевного материала |
Медицина | Смещение позвонков, при котором один позвонок покрывает другой |
Телевидение и радиовещание | Периодическая трансляция одного и того же музыкального клипа или песни |
Результаты ротации товаров
Ротация позволяет разместить товары таким образом, чтобы они привлекали внимание покупателей, что может привести к повышению продаж. Качественно заполненные полки радуют глаз и призывают покупателя купить тот или иной товар. Также разумная ротация позволяет достичь следующих целей:
Преимущества и недостатки ротации
У грамотной ротации есть масса преимуществ.
Однако у ротации есть и несколько недостатков. Основным минусом является то, что чрезмерная активность может уменьшать потребительские спрос — если человек привык покупать один и тот же товар в определенном месте, то постоянное перемещение может сбить его с толку.
Также ротация малоэффективна в некоторых сферах деятельности. Например, в случае изготовления мебели под заказ, размещение товаров в магазине слабо влияет на активность покупателя.
Заключение
Подведем итоги. Ротация товаров представляет собой размещение и перемещение товаров по территории магазина. С помощью этой процедуры можно увеличить спрос и итоговую выручку. Ротация должна осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые учитывают потребительское поведение человека. Перемещение объектов по территории магазина не должно быть слишком частым, поскольку это может отпугнуть постоянных клиентов.