Что такое ротонда в аэропорту
Каждый сталкивался в разговоре с таким словом, как «ротонда». Значение этого термина связано с архитектурой, а именно с определенным типом строения. При этом существуют различные виды со своими отличиями. О значении слова «ротонда» и его особенностях подробно в статье.
Что указано в словарях
Так, например, форма ротонды имеется у различных построек. Это древнегреческие моноптеры и толосы, древнеримский храм Пантеон, расположенный в столице Италии, мавзолеи, некоторые христианские церкви эпохи Возрождения, романского стиля и классицизма, а также парковые беседки и павильоны для отдыха.
В зодчестве Древней Руси
Храмы, имевшие описываемую форму, возводились преимущественно на территории Южной Руси – в Галиче, Киеве, Львове, Перемышле и Владимире-Волынском. Следует сказать, что в некоторых местах остались фундаменты и руины церквей-ротонд в Черниховцах, Столпье и Ужгороде.
В начале 14 века в Москву довольно часто приглашали зодчих из Италии для возведения церквей. Известно, что, как и собор Высокопетровского монастыря (16 век), который сохранился до настоящего времени, итальянцы возводили и другие обители и храмы, имевшие форму ротонды.
Архитектура 18-20 веков
Продолжая рассматривать определение «ротонда», следует рассказать об архитектуре, которая распространилась после 18 века. В Санкт-Петербурге сохранился Троицкий храм, построенный в конце 18 века. Он имеет классическую форму ротонды с круглым куполом и колоннами вокруг самой постройки. В настоящее время церковь находится в отличном состоянии и является действующей.
Следует сказать, что такая архитектурная форма постройки нравилась многим архитекторам, благодаря чему они проектировали свои здания, ориентируясь на нее. Так, например, в Москве эту форму имеют наземные павильоны нескольких станций метро – Рижская, Парк культуры, Алексеевская и другие.
Во многих городах России существуют архитектурные памятники – ротонды, расположенные в парках, скверах и других местах отдыха. В Воронеже есть памятник, который рассказывает об ужасах Великой Отечественной войны – это остатки разбомбленного вестибюля областной детской больницы.
Другие значения
Название «ротонда» носит необычная женская накидка-плащ, которая получила его благодаря полукруглой форме. Как видно, значений у данного термина несколько, однако самое распространенное – это архитектурное. Здания-ротонды восхищают своей красотой, несмотря на то, что эта форма была придумана несколько тысяч лет назад.
Что такое ротонда в аэропорту
Мы предлагаем эффективные и надежные решения от UBS Airport Systems для оснащения аэропортов в любой точке России. Располагая современным оборудованием и профессиональной командой, UBS Airport Systems производит первоклассное оборудование из материалов высочайшего качества. Тщательно разработанные проекты пассажирских телетрапов и операционных систем удовлотворяют требованиям самых взыскательных заказчиков.
Лучшим доказательством качества поставляемых продуктов и услуг является доверие клиентов. Наши телетрапы апробированы долгой и успешной работой в разных климатических условиях по всему миру: в Хабаровске и Тбилиси, Экваториальной Гвинее, Кувейте и Ниамее (Нигер), Дьярбакыре и Даламане (Турция), в других городах и странах, обслуживая всю линейку воздушных судов от категории С до категории Е, включая крупнейший в мире серийный авиалайнер Airbus А 380.
Телетрапы Apron Drive изготавливаются Компанией UBS Airport Systems с двух- и трех- секционными телескопическими тоннелями, с боковыми стенками из стеклопакетов или из сплошного металла. Телетрап Apron Drive это телескопический коридор, начинающийся в здании терминала аэропорта и стыкуемый к воздушному судну для посадки и высадки пассажиров.
Телетрапы Компании UBS Airport Systems являются оптимальным решением и позволяют пассажирам быстро перемещаться в комфортных условиях без выхода на улицу. Корпус телетрапа надежно защищен от воздействия окружающей среды независимо от того, используется телетрап в данный момент или нет.
Основные компоненты телетрапа:
Колонна играет роль опоры для Ротонды, кроме того на ней крепится узел поворота. Таким образом колонна играет важную роль для восприятия горизонтальных и вертикальных нагрузок при перемещениях телетрапа.
Ротонда
Ротонда это узел, который соединяет неподвижный туннель телетрапа и телескопические выдвижные туннели. Ротонду можно вращать влево или вправо в зависимости от движения телетрапа. В этом узле можно выделить неподвижную часть со стороны терминала и вращающую раму со стороны подвижного туннеля.
Специальный подшипник так установлен между подвижной и неподвижной частями Ротонды, что он свободно расширяется и сжимается, что увеличивает его срок службы. При этом конструкция подшипника разработана так, что смазка не вытекает при работе телетрапа.
Телескопические тоннели телетрапов обычно состоят из двух частей: внутренний тоннель, соединенный с ротондой (тоннель A), и внешний туннель, соединенный с кабиной (туннель B).
Трехтоннельный телетрап состоит из трех частей: внутренний тоннель, соединенный с ротондой, (тоннель A), промежуточным тоннелем (тоннель B) и внешний туннель, соединенный с кабиной (тоннелеь C).
Кабина
Модуль телетрапа, который стыкуется к лайнеру.
Кабина может поворачиваться влево и вправо относительно центра тоннеля, поэтому она может эффективно адаптироваться к различным ситуациям в зависимости от типа, размера и местоположения воздушного судна. Она оснащена навесом, который исключает воздействие климатических условий на входе в самолет. В кабине также установлены: панель управления, которая управляет всеми операциями; система автоматическое выравнивания, которая отслеживает подъем, снижение самолета в зависимости от актуальной загрузки а также автоматически контролирует высоту подъема или снижения телетрапа.
Система подъема
Комбинированный механизм подъема и ходовой части выполняет роль опоры телетрапа и одновременно обеспечивает горизонтальные и вертикальные перемещения.
В телетрапах UBS Airport Systems используется система подъема гидравлического типа, что обусловливает плавность движений.
Система подъема служит для опускания и поднятия телетрапа до уровня входа в самолет. Комплект подъемных цилиндров рассчитан таким образом, что в случае выхода из строя одного из них, оставшийся способен поддерживать телетрап
Ходовая часть позволяет телетрапу перемещаться в горизонтальной плоскости и поддерживет вес передней части телетрапа через Систему подъема. Она оснащена цельными колесами, каждое установлено на усиленном ободе и оснащено индивидуальным приводом.
Когда шасси ходовой части установлено перпендикулярно продольной оси тоннелей и одновременно оба двигателя привода колес вращаются с одинаковой скоростью в одном направлении, телетрап выдвигается или втягивается.
Когда шасси ходовой части установлено вдоль продольной оси тоннелей и колеса вращаются с одинаковой скоростью в разных направлениях, телетрап поворачивается вокруг Колонны до тех пор пока его не остановит оператор или не сработает концевой датчик. Такое движение не вызывает выдвижения или втягивания телескопических тоннелей.
Комбинирование указанных движений дает широкое разнообразие маневров телетрапа и позволяет подводить телетрап к самолету кратчайшим и быстрым путем.
Лестница прикреплена к Ходовой части и Кабине, на ступеньки нанесено специальное покрытие против скольжения.
Эксплуатационные характеристики
Таблицы ниже показывают максимальную (Дмакс) и минимальную (Дмин) длину телетрапа в метрах. Эти значения измеряются от оси Ротонды до внешней точки Кабины, когда телетрап полностью выдвинут или втянут, соответственно.
Телетрапы cдвухсекционными телескопическими тоннелями
FrequentFlyers.ru
Ликбез, Обзоры
Всё о телетрапах: прошлое, настоящее, будущее. Часть 1.
04/01/2018
Рукав, кишка, хобот — как только не называют это приспособление для посадки пассажиров в самолёт! На самом деле оно называется телескопическим трапом, или просто: телетрап. Когда они появились, чем отличаются, каковы их достоинства и недостатки и что их заменит в будущем, мы расскажем в нашем «ликбезе» из нескольких частей.
Сегодня поговорим об истории. На заре авиации трапов вообще никаких не было: самолеты тогда были небольшими и сесть в них можно было прямо с земли, как в карету или автомобиль, максимум оперевшись на подножку.
На заре авиации пассажиры заходили в самолет с земли
Идея дожила и до наших дней, и, например, в большинстве бизнес-джетов небольшая лесенка-трап встраивается прямо в фюзеляж или в дверь. Встроенные трапы есть и на самолетах для простых людей, причем не только разработанных полвека назад (типа Як-40), но и на достаточно современных вроде Bombardier CRJ или Ан-148 (и даже некоторых Boeing-737), у которых фюзеляж расположен на небольшом расстоянии от земли.
Bombardier CRJ-100 со встроенным в дверь трапом
Позднее появились более высокие самолеты, в которых уже лесенку не спрячешь (да и небезопасно по ней карабкаться), и тогда в ход пошли передвижные трапы: они могут быть самоходными или буксируемыми. Как правило, у них регулируется высота верхней площадки под различные типы воздушных судов, но, конечно, в определенных пределах. Под некоторые типы приходилось разрабатывать специальные трапы и оборудовать ими все аэропорты, куда они летали, или изобретать уникальные решения. Например, так было с экстремально высоким Ту-114, у которого использовалась система из аэродромного трапа и встроенной лесенки, ведущей с его верхней площадки непосредственно в самолет.
Вот так можно было попасть в Ту-114, когда не было специального трапа под него
Специальный высокий трап под высокий самолет
Когда Хрущев прилетел в Нью-Йорк на Ту-114, оказалось, что даже раздвижной трап под него маловат.
Передвижные трапы могут быть чуть более комфортными — например, иметь крышу и даже встроенный эскалатор. Помните, как у короля Саудовской Аравии, который еще остановился во время его прибытия в Москву? Такие трапы, кстати, были еще в СССР. В конце 1970-х два опытных образца изготовили в Риге и отправили на тестирование в аэропорт Внуково.
Король Саудовской Аравии возит с собой трап-эскалатор, достающий до верхней палубы Боинга-747. Фото: Ведомости
Трап-эскалатор был выполнен в виде прицепа к грузовику ЗиЛ-130, к собственно самому эскалатору вели три обычных ступеньки. Говорят, Брежневу (а именно для него и членов Политбюро предназначались чудо-трапы) это не понравилось, так что экспериментальные трапы так и остались экспериментальными.
Однако все равно посадка через обычный трап не очень комфортна — это же надо подниматься и спускаться с чемоданами, а если дождь, а если снег и ветер? А еще до трапа нужно дойти от терминала или доехать на автобусе — актуальность проблемы поняли еще в послевоенное время. В 1952 году в Колумбии заработала система Loadair компании Whiting: на перроне были устроены канавки, в них уложены рельсы, а на рельсы установлены тележки. Самолет заруливал на эти тележки, после чего по рельсам начинал ехать боком, приближаясь к рампе аэровокзала. Далее с рампы в самолет перекидывались мостки, и по ним уже шли пассажиры и ехали тележки с грузами — точно так же, как на современных складах, к которым подкатывают фуры и железнодорожные вагоны. Решение позволило значительно сократить время оборота самолетов на 50%.
В 1955 году аналогичная система Loadair была запущена в Нью-Йорке на 4-ом гейте American Airlines в аэропорту Айдлвайлд (сейчас JFK), здесь самолёт в течение минуты проезжал боком на 27 метров под небольшой навес, который в перспективе платировалось оборудовать также заправочными шлангами, рядом располагались резервуары с маслом и наземный источник электропитания. Увы, проработало все это хозяйство всего год, обслужив около 1500 рейсов: в процессе эксплуатации выявилось множество недостатков. Во-первых, под каждый тип нужно было прокладывать отдельные рейсы (тестовая система поддерживала только Douglas DC-7). Во-вторых, зимой канавки забивались снегом и льдом (проблему решили установкой системы обогрева, но зачем?), в-третьих, из-за заедания и несинхронного движения всех тележек были случаи повреждения шасси.
В общем, если не самолет тащить к пассажиру, значит, пассажиров надо тащить к самолету. В 1950-х годах появилось сразу несколько «мобильных залов ожидания», то есть, автобусов, из которых можно было попасть сразу в самолет. То есть, сначала пассажиры заходили в установленный у терминала автобус и спокойно сидели в нем, а затем он ехал к самолету, пристыковывался и выпускал пассажиров.
Trepel Lift Lounge широко применялись в 1980-х годах
Trepel Lift Lounge в режиме посадки пассажиров
Салон Trepel Lift Lounge
Сейчас такие конструкции используются преимущественно в амбулифтах для посадки инвалидов
Trepel VIP Lounge — VIP-зал на колесах
Более ранняя версия Trepel VIP Lounge для СССР, где эта машина сейчас — неизвестно
Первые подобные машины имели просто встроенный переходной трап, у более поздних весь салон мог подниматься относительно шасси. До конца 1980-х годов эта идея была довольно распространена, даже «Аэрофлот» приобрел передвижной VIP-Lounge у немецкой фирмы Trepel. До сих пор «лаунжи на колесах» работают в аэропорту Вашингтона (IAD), правда, уже без трапов, а для передвижения между частями терминала, и, возможно, еще остались в Монреале (YUL).
А еще в середине 1980-х концептуальных автобусов наплодил знаменитый Ikarus: среди них были не только аэродромные, но и городские! То есть, пассажир мог сесть в автобус прямо в отеле, положить багаж в специальный отсек и, поехав в аэропорт, подкатить прямо к самолету и перейти в него, а багаж в этот момент загружался бы на борт по транспортеру.
Казалось бы, Икарус как Икарус. Но нет…
На самом деле часть автобуса представляет собой трап
И этот же автобус везет багаж! Ну, теоретически
Идея, однако, не взлетела из-за сложностей с аэропортовыми формальностями: онлайн-регистрации на рейсы тогда не было, зато уже был паспортный контроль и досмотр багажа.
Этот Икарус в серию не пошел…
А вот этот Неоплан N980 Galaxy Lounge работал с 1981 по 1994 год в Джидде (Саудовская Аравия). Двухэтажный передвижной зал ожидания рассчитан на 342 человека (из них 150 сидячих мест)
Еще одна система из 50-х получила название Aerobridge. Она была разработана компанией Lockheed и, по сути, была действительно первым телескопическим трапом, но не в современном понимании. Aerobridge представлял собой галерею на колесах, которая заезжала в пространство между самолетом и рампой аэровокзала. Затем она растягивалась под нужное расстояние, а после окончания посадки снова складывалась и уезжала. Ее испытывали на базе ВВС США «Тревис» в 1956 году, недостатки тоже быстро вскрылись: «телегу» надо было подогнать, а потом убрать, возня с ней отнимала слишком много времени.
Трап? Трап. Телескопический? Телескопический.
В 1958 году появился первый телетрап в современном понимании, читайте продолжение во второй части.
Телетрапы в аэропортах: почему авиакомпании их не используют
Телетрапы или рукава — это специальные коридоры в аэропортах, которые соединяют здание терминала и салон самолета. Они позволяют пассажирам за считанные секунды попасть из самолета в здание по прилету или из аэровокзала в самолет при вылете.
Рукава становятся настоящим спасением при непогоде на улице и защищают пассажиров от дождя и снега. Но почему при таких преимуществах авиакомпании избегают их использовать, даже есть в терминале есть много свободных телетрапов?
Время
У лоукостеров разворот между рейсами может составлять всего 25-30 минут. За это время нужно успеть выгрузить почти 200 пассажиров, минимально убрать салон и принять на борт очередные две сотни путешественников.
К самым популярным среднемагистральным самолетам Airbus A320 или Boeing 737 можно присоединить только один телетрап, а это значит что посадку и высадку можно проводить только через одни двери. Без рукава к самолетам бюджетных авиакомпаний стыкуют сразу два обычных трапа. Это в два раза уменьшает необходимое время на посадку и высадку.
Более того, в некоторых случаях лоукостерам удается договориться с аэропортом, чтобы их самолет поставили на такую стоянку, к которой можно подойти пешком, и при этом не потребуется буксировка авиалайнера тягачем. Это дополнительно экономит и время, и деньги. После посадки последнего пассажира закрывают двери, включают двигатели и самолет сразу рулит на взлет.
Airbus A320 Wizz Air в аэропорту Харьков. Фото: avianews.com
Самолет Ryanair на отдаленной стоянке в аэропорту, куда пассажиры идут пешком. Фото: avianews.com
В некоторых аэропортах у телетрапов все же можно увидеть воздушные суда лоукостеров Wizz Air и Ryanair, однако это скорее исключение из правил.
Самолет Wizz Air в аэропорту Гамбурга у телетрапа. Фото: avianews.com
Деньги
Использование телетрапа может быть дороже, чем просто поставить самолет на дальней стоянке, подать трапы и отвезти пассажиров к нему на автобусе.
Но иногда возникает парадоксальная ситуация. Авиалайнер стоит на стоянке рядом с телетрапом, но рукав не стыкуют, и пассажирам приходится идти к авиалайнеру пешком. Все это происходит из-за экономии денег — в таком случае авиаперевозчику не нужно будет платить счет ни за доставку пассажиров автобусом, ни за использование телетрапа.
Посадка пассажиров в самолет Ryanair. Фото: avianews.com
Логистика
Самолет подъехал на стоянку с телетрапом, а пассажиров высаживают в автобусы? Такое случается, если вы прибыли международным рейсом, а самолет дальше выполняет внутренний рейс, и его поставили в зону терминала, где нет таможни и паспортного контроля.
Embraer 170 LOT. Фото: avianews.com
Иногда воздушное судно может находиться на длительной стоянке, и чтобы дополнительно не платить за буксировку самолета к телетрапу, авиакомпания решает доставить пассажиров на рейс автобусами.
Самолет может ночевать в аэропорту по прилету, а за использование телетрапа есть почасовая оплата. К тому же телетрап нужно отсоединить на ночь с целью безопасности. В результате такая логистика приводит к тому, что авиакомпании проще поставить самолет на отдаленной стоянке и доставить пассажиров автобусами.
Что такое ротонда в аэропорту
Конструкция телетрапа Nose более упрощенная по сравнению с конструкцией Apron Drive. Он снабжен только функцией вертикального и горизонтального движения.
Переходы фиксированного типа Fixed Tunnel
Чтобы облегчить перемещение пассажиров в зонах прилета и вылета, предлагается два варианта переходов фиксированного типа. Первый соединяет здание терминала и ротонду стационарным тоннелем, задняя часть которого крепится к зданию терминала с помощью гидравлического или электромеханического лифтового механизма. Уникальность конструкции заключается в том, что лифтовой механизм позволяет перемещать тоннель между этажами. Второй вариант – когда от ротонды ведут два стационарных тоннеля, один – в зону прилета, другой – в зону вылета.
• Обогрев и теплоизоляция электрической системы;
• Системы обогрева ротонды, тоннелей и кабины;
• Подогреваемые стекла на окнах кабины;
• Специальные датчики, автоматически регулирующие температуру внутри тоннеля;
объединяет электрические кабели, шланги питьевой воды, кабели связи в единую систему. Обеспечивает полную защиту и удобство обслуживания.
предохраняет люк самолета от повреждений в случае неожданного проседания самолета или неправильных операций.
Автоматическое выравнивание
Специальные устройства автоматически выравнивают уровень телетрапа, когда высота самолета меняется при выгрузке/ погрузке.
Концевые выключатели и ограничители скорости
При срабатывании ограничителей скорость движения телетрапа резко снижается. При срабатывании концевого выключателя движение телетрапа мгновенно прекратится.
Такой тип телетрапа разработан для обслуживания большого ряда воздушных судов, он легко монтируется при различных конфигурациях перрона.
Телетрап Apron Drive состоит из ротонды, телескопических туннелей, подъемного и движущего механизмов и кабины. Подвижные части телетрапа – телескопические тоннели, кре- пятся к неподвижной ротонде. Телескопический тоннель состоит из 2-х или 3-х частей, которые скользят друг относительно друга при раздвижении или сдвижении.
Приводимый в движение подъемной и движущей установкой, телетрап вращается вокруг ротонды и мягко раздвигается до тех пор, пока его водонепроницаемый козырек не окажется точно напротив люка самолета.
Стены телетрапов могут быть изготовлены из стеклопакетов или из сплошного металла.
Мягкие цвета покрытий и освещения создают располагающую атмосферу для пассажиров. Система освещения снабжена аварийным источником питания.
Основные типы телетрапов CIMC
Первым покупателем А 380 производства СИМС-ТианДа стал Парижский аэропорт Шарль-де-Голль. Как следствие, другие аэропорты мира также заключили контракты с СИМС-ТианДА на поставку А 380.
- Что такое ротонда в архитектуре
- Что такое ротонда в воронеже