Что такое роялти в франшизе простыми
Паушальный взнос простыми словами
Один из способов начать бизнес — купить франшизу крупной или малоизвестной сети. Франшиза — это право заниматься бизнесом под именем другой компании. Кофейня «Шоколадница», ресторан «Иль Патио», бургерная «Блэк стар бургер» — это всё заведения, которые принадлежат разным людям, но работают под одним именем.
Акула Степан решает приобрести франшизу «Шоколадницы» и сталкивается с паушальным взносом. оплату за франшизу — паушальный взнос. Это первый взнос, после которого можно смело говорить: «У меня своя Шоколадница».
За эти деньги покупатель франшизы получает франшизный пакет — так называют наработки, которые сеть передает своему новому члену. Эти пакеты у всех разные, и каких-то стандартов нет. Так, во франшизный пакет могут входить:
За всё это или что-то из этого списка и платят первый взнос. Но главное, конечно, — бренд. Чем крупнее сеть, тем выше паушальный взнос. Этого Степан не знал и очень расстроился, когда «Шоколадница» попросила 2,5 млн рублей только в качестве первого взноса и 10 млн рублей на дальнейшие вложения.
Чем крупнее сеть, тем выше паушальный взнос
Степан решил не унывать и поискать, а нет ли франшиз без паушального взноса. Оказалось, что паушальный взнос есть всегда, разница только в сумме. У малоизвестных сетей она меньше, зато у популярных сетей одно только название — уже гарант успеха.
Владелец франшизы примерно знает, сколько можно заработать за первые два-три года. И назначает процент от этой суммы в качестве паушального взноса. Поэтому чем прибыльнее бизнес, тем больше придется отдать на старте.
Размер паушального взноса всегда считают от доходов за первые годы, но точной формулы нет — сумму устанавливает владелец на свое усмотрение.
Степан решил поискать оптимальный вариант и познакомился с владелицей франшизной сети пончиковых.
Информация о бизнесе конфиденциальна
Чтобы Степан мог стать частью сети пончиковых, сначала он должен подписать концессионный договор — это договор, который разрешает одному предпринимателю работать под товарным знаком другого.
В этом договоре прописывают всё-всё: размер паушального взноса, что входит во франшизный пакет, всевозможные интеллектуальные разработки.
Сразу после подписания договора Степан перевел на расчетный счет франчайзера паушальный взнос. Его владелица попросила внести единым платежом, хотя иногда платят частями — как решит владелец франшизы.
После этого Степан получил франшизный пакет и замолчал навсегда. Потому что вся информация о бизнес-модели, технологиях и разработках и вообще всё-всё, что передают по договору, — конфиденциально. Поэтому в интернете невозможно найти документы крупных сетей — их охраняют чуть ли не под грифом «Совершенно секретно».
Еще платят роялти
Дальше Степан начал делать ремонт, завозить оборудование, вешать вывеску под руководством владелицы франшизы. По договору Степан еще должен платить владелице роялти — это ежемесячные взносы за использование франшизы.
Роялти может быть разным: кто-то устанавливает процент от прибыли, кто-то от оборота. Размер роялти — это всегда какой-то процент, он зависит от известности бизнеса: крупные сети делают его побольше, а маленькие могут не делать совсем.
Что такое роялти в франшизе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Что такое роялти
За что взимается роялти
В каждом договоре франшизы могут быть свое наполнение регулярной поддержки, за которую франчайзи платит роялти. Обычно в этот список входят:
Для франчайзи такая поддержка — это возможность пользоваться известным брендом, кураторство от опытного практика, подключение к системам франчайзера — сайту и соцсетям, линии техподдержки. А еще контекстная реклама, расходные материалы, обучение и тренинги.
Владелец бренда тоже получает выгоду. С помощью франчайзи он распространяет влияние бренда, идет в регионы, получает дополнительные финансы для развития головной компании.
Какими способами рассчитывают роялти
Есть несколько способов расчета: это может быть фиксированная ставка, процент от прибыли, комбинированный вариант или “скрытые” роялти. Обычно для франчайзи выгоднее платить процент от прибыли, но все зависит от того, какой вид выплат и их размер назначит владелец бренда.
Процентный платеж. В этом случае франчайзер не устанавливает точной суммы, но вводит процент от фактических результатов деятельности. Дополнительно он контролирует своего партнера и следит за доходностью его бизнеса — например, запрашивает регулярные отчеты или сам изучает их в открытых источниках. Его прибыль зависит от доходов франчайзи, так что контроль понятен.
Фиксированный платеж. Здесь платеж — это одинаковая сумма на конкретный период, скажем, год, в следующем году сумма пересматривается. Она выплачивается раз в месяц, квартал или год. Риски здесь связаны с тем, что прибыль может быть еще низкой, но роялти придется платить сполна. Владелец бренда получает доход, не зависящий от эффективности партнера, поэтому меньше контролирует его, но и не так заинтересован в его успешности, и это может сказаться на качестве поддержки.
Комбинированный платеж. В этом случае сочетаются фиксированный и комбинированный методы. Обычно есть минимальная сумма “абонентской платы” и проценты с прибыли. В зависимости от условий договора, процентная ставка снижается или повышается, чтобы мотивировать франчайзи.
Скрытый платеж. Здесь нет фиксированной или процентной ставки, но у партнера есть обязательства: например, закупать сырье или товары франчайзера, и здесь роялти уже заложены в стоимость поставок, поэтому их можно назвать скрытыми. Например, предприниматель открывает точку продаж матрасов “Аскона”, закупает их у производителя по установленной для него цене и продает конечным покупателям.
Как формируется размер роялти
Единого правила по определению размера выплат нет, и закон этот момент не регулирует. Головная компания сама устанавливает нормы расчета. Они могут зависеть от объема продукции или услуг, условий на рынке, вида деятельности, особенностей региона франчайзи и уровня дохода жителей в этой местности, а еще от узнаваемости бренда
Как правило, роялти составляют 7-10% от выручки, но многое зависит от сферы деятельности. Скажем, для ресторанов и гостиниц регулярные платежи могут быть не выше 5%, а для фастфуда — более 10%.
Как проверить обоснованность суммы роялти
Перед покупкой франшизы обязательно разберитесь, что вы получите за предусмотренный договором платеж. Это должны быть четко прописанные услуги, и их объем должен быть пропорционален размеру роялти. Если в договоре есть только общие слова о поддержке, это плохой знак.
В любом случае, изучите договор вместе с юристом и более опытным предпринимателем. Проведите сравнительный анализ затрат на роялти и доходности для нескольких похожих бизнесов по франшизе. Если в целевой франшизе сумма роялти выше, надо понять, выгодно ли это вам, ведь уменьшить регулярные платежи после подписания договора вы не сможете.
Слишком большие суммы роялти могут затормозить развитие вашего бизнеса и снизить мотивацию. Слишком малые могут подкрепляться незначительными мерами поддержки в виде необязательных консультаций, и это тоже нельзя назвать выгодным вариантом.
Каким налогом облагается роялти
Юридически отношения между владельцем бренда и франчайзи оформляются договором коммерческой концессии. Он следует нормам ст. 1235 ГК РФ, где указано, что отношение между правообладателем и лицензиаром подразумевают гонорар правообладателю в виде процентных или фиксированных сумм.
С роялти взимаются два вида налогов:
Открывая бизнес по франшизе, упростите себе работу с бухгалтерией — ведите учет в современной системе с автоматизацией большинства операций и управленческими отчетами для руководителя. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет и контролировать финансы. Все новички бесплатно тестируют сервис в течение 14 дней.
Что такое роялти в франшизе?
Загоревшись желанием открыть свой бизнес под именем знаменитого бренда, молодые предприниматели начинают постигать азы франчайзинга. И тут они сталкиваются с такими понятиями, как роялти и паушальный взнос.
Если с паушальным взносом всё ещё более-менее понятно, то многообразие способов взимания роялти часто приводит в замешательство. Так что такое роялти? Чем этот платеж отличается от паушального взноса? Как франчайзоры считают размер роялти? Почему выбирают ту или иную схему расчёта?
Что такое роялти?
Русский язык слово роялти позаимствовал у англоязычных стран. В свою очередь, в современный английский слово royalty пришло из Средних веков. С средневекового французского roialte можно перевести как «царский, королевский, государственный». Тогда это слово применялось, как юридический термин. Сегодня термин «роялти» применяется во франчайзинге, авторском праве и ряде других отраслей.
В самом общем смысле роялти — это компенсация за право пользования предметом лицензионного соглашения
В сфере авторского права роялти — это гонорар, который автор получает за каждый факт использования своего произведения. Например, каждый раз, когда песню «крутят» по радио, её автор получает роялти.
Но что такое роялти в франшизе? Это регулярные выплаты, которые покупатель франшизы отчисляет правообладателю за пользование торговой маркой, логотипом и другими атрибутами бренда, которыми он отличается от конкурентов. Например, франчайзи «Макдоналдс» ежемесячно платит компании роялти за то, что использует фирменный красный цвет, слоган «I’m lovin’ it» и другую атрибутику бренда.
Многих озадачивает вопрос о том, чем роялти отличается от паушального взноса. Казалось бы, и роялти, и паушальный взнос — платежи за торговую марку и технологии франшизы. На самом деле, паушальный взнос франчайзи платят один раз за право присоединиться к сети с известным именем.
Но если за торговую марку франчайзи платит паушальный взнос, то зачем за то же самое снова и снова платить роялти? Ответ прост: в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные от выплат роялти, тратятся франчайзором на развитие бренда, его маркетинговое продвижение, а иногда и разработку новых продуктов. В зависимости от величины этих затрат, а также других факторов, размеры платежей и схемы взимания роялти сильно различаются.
Виды роялти
Сумму платежей роялти каждый франчайзор устанавливает самостоятельно, как и схему выплат. При этом есть у авторов франшиз любимые приёмы, которые применяются в большинстве случаев вне зависимости от вида бизнеса. Чаще всего используются следующие виды выплат роялти:
Читайте по теме: «Роялти. Что это такое?»
На практике же эти шаблоны видоизменяются франчайзорами, чтобы сделать франшизу одновременно эффективной и привлекательной для франчайзи. Схемы зависят от того, в какой отрасли работает франшиза.
Товарные франшизы чаще всего вовсе отказываются от роялти. Дело в том, что для товарных франшиз выгоднее, чтобы франчайзи закупил у них больше фирменного товара и реализовал через свою торговую точку. Поэтому без роялти работает большинство франшиз магазинов одежды, аксессуаров, обуви или техники. Зачастую роялти-платежи включены в сумму закупки товаров в виде наценки.
Иногда без роялти работают и франшизы, предоставляющие услуги. В этом случае роялти заменяют закупками расходных материалов, как, например, в сети HOTFIX Russia, предоставляющей услуги теплоизоляции помещений. Руководитель отдела оптовых продаж компании Ольга Исаченко поясняет:
«Мы решили отказаться от роялти. Вместо этого для франчайзи предусмотрен минимальный объём закупок материала, который они могут использовать уже непосредственно в работе. Сумма закупки в месяц составляет порядка 180 000 рублей. Каждые полгода мы с нашими франчайзи сверяем график закупок. Если условия по нему не выполняются, мы, как правило, договор не продлеваем».
В независимости от сферы работы франшизы, одним из самых популярных видов роялти остаётся взимание процентов от объёма полученной выручки. 5% от выручки — такова ставка роялти в компании «Текпринт». Её глава Алексей Фролов рассказывает:
«Мы выбрали взимание процентов с выручки, как наиболее привлекательную для компании—франчайзора схему. Она позволяет реинвестировать полученные средства в развитие сети и рекламные мероприятия».
При этом «Текпринт», как и многие другие франчайзоры, дают своим франчайзи время на то, чтобы «встать на ноги». Запуск собственного бизнеса и выплата паушального взноса требуют достаточно крупных денежных вливаний. В первое время любое предприятие работает в убыток, ему нужно определённое время, чтобы выйти хотя бы «в ноль». Именно поэтому многие франшизы предусматривают отсрочку в выплатах роялти на несколько месяцев. Срок, на который откладываются платежи, устанавливается на усмотрение франчайзора.
Помимо отсрочки выплат, чтобы снизить первоначальную финансовую нагрузку на франчайзи, некоторые компании переносят часть паушального взноса в роялти. Так поступает франшиза кредитного брокериджа Best Credit Finance.
В течение жизненного цикла франчайзи меняются и размеры роялти, которое он выплачивает. Заплатив сниженный паушальный взнос, на первых порах покупатель франшизы отдаёт в виде роялти 50% своей выручки. Когда заложенная в эти платежи часть паушального взноса оказывается выплаченной, условия по роялти меняются: платеж составляет уже 10% от комиссии, полученной брокером.
Даже при использовании процентной схемы взимания платежей некоторые франчайзоры предусматривают минимальную фиксированную сумму роялти.
Такое правило действует в том же Best Credit Finance. Если 10% от комиссии франчайзи оказались меньше, чем 500 у.е., выплачивать ему всё равно придётся эту сумму. Минимальная сумма устанавливается в зависимости размера паушального взноса. Для тех, кто за присоединение к франшизу отдал 600 000 рублей вместо 1 300 000 рублей, минимальный платёж роялти — 1000 у.е.
Многие франшизы на выплатах фиксированных сумм строят всю свою систему роялти. Так система платежей становится прозрачной и для франчайзи, и для франчайзора. Фиксированные суммы взимания роялти использует франшиза «Детский эко-клуб «Умничка». Генеральный директор компании Софья Тимофеева поясняет:
«Установленная величина роялти позволяет франчайзи жить спокойно и спланированно, честно показывать нам свои доходы. Анализируя отчеты о доходах, мы даем франчайзи советы по улучшению деятельности».
При этом даже устанавливая фиксированную сумму роялти, франчайзор может снизить первоначальную финансовую нагрузку на бизнес своих франчайзи. Для этого компания постепенно увеличивает размер фиксированных выплат. На первых порах новоиспеченному руководителю необходимо понять сам бизнес, отстроить бизнес-процессы, поэтому компании не устанавливают большие суммы роялти сразу. Со временем франчайзи налаживает работу своего бизнеса, доходы от него вырастают, а вместе с ними растёт и сумма роялти.
Чаще всего фиксированная сумма роялти исчисляется в рублях, но франчайзоры могут самостоятельно выбирать валюту, в которой с ними будет расплачиваться франчайзи. Международные франчайзинговые сети могут выбрать в качестве валюты для расчётов доллары США. Например, роялти в 300 долларов установила франшиза JumpingClay, корни которой уходят в Корею. Генеральный директор компании в России Мария Веселова рассказывает:
«Величина и валюта роялти определяется международными правилами, по которым мы работаем»
Основной правообладатель бренда JumpingClay — корейская компания, которая занимается разработкой новых обучающих программ и новых позиций в ассортименте. Именно на это уходят 75% роялти. Оставшаяся часть поступлений от роялти направлена на развитие бренда в России.
Как видно, схемы взимания роялти могут весьма сильно различаться у разных франшиз. Схему расчёта платежей, величину выплат и даже валюту компания-франчайзор в праве устанавливать самостоятельно. Однако расчёты роялти всегда построены так, чтобы бизнес франчайзи не зачах в первые же месяцы работы, а начал приносить стабильный доход, в том числе и франчайзору.
Что такое франшиза простыми словами: что такое роялти, паушальный взнос, сколько стоит и как выбрать
Содержание
Бизнес-консультанты нередко рекомендуют начинающим предпринимателям в качестве первого дела покупать франшизу с хорошей репутацией, поскольку это бизнес с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью. Давайте разберемся, что такое франшиза и как она работает, действительно ли она приносит предпринимателю легкую прибыль, есть ли у этого вида бизнеса подводные камни и в каких сферах надежнее всего начинать работать по франшизе.
Что такое франшиза
Давайте разберемся, что представляет собой франчайзинг — модель покупки франшизы и ведения бизнеса на условиях ее владельца, а также перечислим главные термины бизнеса франшиз.
Говоря простыми словами, франшиза — это покупка готовой бизнес-идеи, уже опробованной на практике и подтвердившей свою эффективность. Также франшиза — это сама бизнес-идея, которую предоставляют как бы в аренду.
У коммерческого проекта, который становится франшизой, полностью выстроена бизнес-модель. Это значит, что в ней все продумано, просчитано и проверено в деле — от ассортимента до фирменного стиля, от точности попадания продукта или услуги в потребности целевой аудитории до принципов найма и обучения сотрудников, а торговая марка (бренд, название) уже раскручена, узнаваема.
Если еще проще, то франшиза — это возмездная (то есть не бесплатная) передача лицензии на ведение состоявшегося, успешного бизнеса. К нему можно присоединиться на особых условиях, чтобы строить свое благосостояние на уже готовом фундаменте.
Важно! В российском законодательстве термин «франшиза» не закреплен. Официально соглашение между владельцем товарного знака и предпринимателем, готовым вести бизнес от имени бренда, в нашей стране называется не «франшизой», а «коммерческой концессией». Во всех юридических документах будет фигурировать именно этот термин. Тем не менее неофициально термины «франшиза» и «франчайзинг» используются в России повсеместно.
Кто такие франчайзер и франчайзи
Создатель и владелец франшизы, который продает лицензии на использование своей бизнес-идеи, — это франчайзер. Бизнесмен заключает договор с франчайзером и становится франчайзи. В этом качестве он становится официальным представителем бренда на рынке — фактически действует от его имени. Говоря простыми словами, франчайзи получает разрешение пользоваться всеми наработками успешного бизнеса и помощь в запуске бизнес-процесса.
Например, начинающий предприниматель Сидоров решил открыть барбершоп. Он не был уверен, что правильно представляет, какими должны быть дизайн салона, спектр услуг, система цен и скидок и какой квалификации нужно требовать от мастеров, чтобы его бизнес оказался успешным. Тогда он сделал ставку на франчайзинг: купил франшизу популярного барбершопа и стал франчайзи. После заключения договора он получил от владельца франшизы подробные инструкции по ведению бизнеса от оформления интерьера до маркетинговых решений раскрутки салона на новом месте. Сидоров точно выполняет прописанные в договоре условия, и дела его барбершопа идут в гору.
Важно! Заключить договор с владельцем бренда на покупку франшизы может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Некоторые франшизы может купить и частное лицо, если он состоит на учете в налоговой как самозанятый.
Что такое паушальный взнос и роялти
Франчайзинг — это взаимовыгодная сделка. Франчайзер не бесплатно предоставляет франчайзи право пользоваться брендом, фирменным стилем, выстроенной бизнес-моделью своей франшизы. Его вознаграждение — это комбинация платежей от франчайзи.
Говоря простыми словами, паушальный взнос — это единоразовый платеж за право присоединиться к франшизе. Он выплачивается сразу после заключения договора между франчайзером и франчайзи.
Простыми словами роялти — это регулярные (обычно ежемесячные) отчисления владельцу бренда за право пользоваться всеми наработками бизнес-модели и фирменным стилем. Чаще всего роялти составляет определенный процент от общих продаж.
В зависимости от сферы бизнеса и раскрученности бренда (а также амбиций владельца франшизы) покупка франшизы может стоить от нескольких десятков тысяч рублей до десятков тысяч долларов. Так, для открытия маленькой точки общественного питания под логотипом «СТАРДОГ!S» будет достаточно 22 000 рублей (впрочем, прибыль от продажи хот-догов тоже вряд ли будет исчисляться миллионами), а, чтобы стать франчайзи популярной «Додо пиццы», нужно отдать более 350 000 рублей.
Верхнего предела для паушального взноса почти нет. Право работать с российским брендом сети кофеен «Шоколадница» стоит «на входе» 2,5 миллиона рублей. Мировые популярные бренды общественного питания просят значительно больше.
Интересно! Бывают ли бесплатные франшизы? Редко, но бывают. Например, у франшизы «220 вольт» нет первоначального взноса. Зато в договоре прописывается, что франчайзи может покупать товар для фирменного магазина только у франчайзера.
Считается, что средний процент роялти — 6,5%, но в зависимости от сферы бизнеса, в которой работает франшиза, он может быть выше или ниже. В ретейле размер роялти обычно не выше 6% (бывает всего 2%), а в сфере фаст-фуда роялти — нередко больше 10%. Законодательство никак не ограничивает размер роялти, тут все зависит от здравого смысла продавца франшизы. Говоря простыми словами, в каждой франшизе — свои правила начисления роялти.
Бывает, что роялти в франшизе платят от чистой прибыли. Это менее выгодно для владельца бренда, потому что прибыль значительно ниже валового дохода: из общей суммы уже вычли расходы на зарплаты персонала, аренду торговых и складских помещений, налоги и прочие издержки.
Иногда роялти устанавливаются в размере фиксированной суммы. В бизнесах с сезонным спросом это страховка для франчайзера — он все равно получит прибыль. Встречается смешанное роялти, составленное по формуле «небольшая фиксированная сумма + процент от продаж».
Отдельная история — скрытое роялти. Чаще всего оно встречается в сфере розничной торговли. В этом случае франчайзи формально не платит роялти вообще. Но по договору он обязуется закупать товар только у владельца франшизы, а тот накручивает определенный процент на отпускную цену товара.
Довольно часто владелец бренда предоставляет своему франчайзи льготный период, когда роялти платить не надо: обычно это первые 3-4 месяца после покупки франшизы. Это время дается, чтобы франчайзи сконцентрировался на развитии бизнеса.
Как ни парадоксально, платить роялти — выгодно для франчайзи. Пока он отчисляет роялти, у франчайзера есть стимул поддерживать его, вкладывать средства в его развитие.
Важно! Если продавец франшизы просит только паушальный взнос — это повод насторожиться. Возможно, франчайзер рассчитывает быстрее собрать как можно больше денег на паушальных взносах и бросить своих франчайзи на произвол судьбы (такие случаи на рынке бывали).
Стоит ли покупать франшизу, чтобы открыть свой бизнес
Собственный бизнес – это серьезный риск. Нужно вложить много сил и энергии, разработать бизнес-план, инвестировать средства, нанять персонал, закупить сырье, запустить производство, заказать рекламу. При этом потенциальным покупателям предложение может и не понравиться.
Надежнее приобрести с минимальными вложениями франшизу известного бренда с быстрой окупаемостью, чем создать бизнес с нуля. В этом случае можно использовать проверенную бизнес-модель, которая уже доказала свою эффективность, и еще до открытия получить потенциальных покупателей или клиентов: ими станут все лояльные бренду люди. При этом затраты на рекламу будут минимальны или их не будет совсем (во многих случаях франчайзер берет всю рекламную кампанию и маркетинг на себя).
Даже если бизнесмен не планирует всю жизнь быть арендатором франшизы, сотрудничество с успешным брендом принесет свои плоды: франчайзер получит практический опыт того, как вести успешный бизнес, как организовывать бизнес-процессы, выстраивать корпоративную культуру. Эти навыки пригодятся, когда он решит открыть собственное дело. Франшиза — оптимальный бизнес для новичка.
Как выбрать и какую купить франшизу
Нужно определиться со сферой бизнеса, в которой вы хотите работать (личная вовлеченность в дело очень важна, иначе даже самый успешный бизнес будет казаться рутиной и приведет к выгоранию), и с суммой, которую потянете в качестве первоначального вклада. Тогда и станет понятно, нужно вам выбирать среди раскрученных ресторанов быстрого питания или среди небольших магазинов товаров для детей.
Среди франшиз с равным потенциалом стоит выбрать ту, которая предлагает более выгодные условия договора (более низкий паушальный взнос, меньший процент роялти, больший объем поддержки).
Стоит заранее выяснить, насколько добросовестно тот или иной франчайзер выполняет свои обязательства по отношению к франчайзи. Информирует ли о новых бизнес-инструментах, помогает ли в работе с поставщиками сырья или товаров.
Важно узнать, какую репутацию имеет франшиза и насколько ее бренд на слуху, а также проанализировать, что будет выгоднее — купить франшизу с громким именем, но имеющую как положительную, так и отрицательную критику, или франшизу, про которую ничего плохого не говорят, но и знают о ней намного меньше. Как правило, покупка лицензии на работу от лица раскрученного бренда выгоднее. Так, у открытой по франшизе «Додо-пицце» с первого же дня работы будет больше клиентов, чем у пиццерии-ноунейма, в кофейню «Шоколадница» (а это тоже франшиза) как минимум из любопытства пойдет больше людей, чем в какую-нибудь «Кофейную пенку».
Интересно! Первое место по успешной капитализации и привлекательности занимает McDonalds. Это самая успешная сеть быстрого питания в мире, и новые рестораны открываются по франшизе (их уже порядка 20 тысяч). Здесь очень высокий паушальный взнос — 45 тысяч долларов (почти 3,4 млн рублей). Не каждый бизнесмен сможет сделать такое вложение. Однако инвестиции оправдываются очень быстро: потребители в любом городе готовы идти в McDonalds, чтобы чувствовать себя частью культурного мифа, который создала эта компания.
Виды франшиз
Франчайзер предлагает предпринимателям налаженный бизнес с высоко котируемым именем и товарным знаком. Франчайзи получают помощь по планировке и дизайну помещения, набору и обучению персонала, рекламе и маркетингу, — поэтому бизнес-франшизы часто называют «бизнесом под ключ». Среди таких франшиз много ресторанов, баров, сетей быстрого питания (например, McDonalds, Coffeeshop Company).
Покупатель франшизы получает право на производство и продажу товаров под фирменным знаком. Кроме того, франчайзер передает ему технологию производства и сырье. Обязанность франчайзи в этом случае — производить товар, соответствующий критериям качества франшизы (отдельно оговариваются объемы производства, подготовка персонала). По франшизе могут варить джемы из натуральных ягод и фруктов, шить пуховики, выпускать беспилотные летательные аппараты. Вся продукция Coca-Cola в России производится по производственной франшизе.
Франчайзи получает право продавать товары, изготовленные под брендом франшизы. Договор предусматривает ассортимент товаров, соблюдение корпоративного стиля в оформлении торговой площадки и общении с покупателями. Большинство парфюмерных бутиков, салонов брендовой одежды и обуви работают по товарной франшизе. Нередко франшизой являются фирменные салоны по продаже автомобилей (например, так работают все региональные салоны BMW).
Владелец франшизы передает франчайзи право оказывать определенный спектр услуг от лица франшизы и обеспечивает его необходимым оборудованием, передает инструменты маркетинга, поддерживает рекламой. Сервисные франшизы можно встретить среди сетей химчисток, парикмахерских, ногтевых салонов, барбершопов, студий йоги и фитнеса.
Владелец бренда предоставляет франчайзи право торговать продукцией бренда (ассортимент оговаривается в договоре). От товарной франшизы обратная отличается тем, что здесь не франчайзи платит роялти, а сам владелец франшизы выплачивает своему франчайзи агентское вознаграждение по итогам продаж. Обратные франшизы нужны владельцам брендов, которые хотят попасть на совершенно новый для них рынок. Они интересны бизнесменам, которые готовы вывести на рынок в своем регионе нераскрученные интересные товары.
Франчайзер предоставляет своему франчайзи лицензию на организацию бизнеса франшизы. Говоря простыми словами, франчайзи становится младшим партнером основателя бизнеса. Он работает под брендом франшизы, выполняет все требования к стилю и качеству бизнес-процессов, подготовке сотрудников, работе с поставщиками сырья или товаров. По оценке экспертов, будущее именно за деловыми франшизами. По этой схеме уже работают десятки образовательных центров, гостиниц, точек общественного питания, магазинов и корнеров розничной торговли.
Этот тип франчайзинга появился В России уже почти 30 лет назад. Предприниматели изучали бизнес-идею западного бренда, переносили концепцию на российскую почву, переименовывали ее и начинали работать как с собственным бизнесом. Разумеется, в 1990-е это было настоящим бизнес-пиратством. Сегодня все законно: зарубежные компании продают право использовать свои бизнес-инструменты, технологии, рецептуру (когда дело касается производства продуктов питания) и разрешают российским партнерам использовать новое название. Импортозамещающие франшизы становятся все более востребованными, поскольку ряд товаров сегодня запрещен к ввозу на территорию Российской Федерации, а покупательский спрос на них сохраняется. Примеры такого франчайзинга можно найти среди производителей сыров.
Важно! Каждый договор коммерческой концессии в Российской Федерации должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Там же заранее должны быть зарегистрированы товарный знак и технологии франчайзера.
В России достаточно примеров успешного франчайзинга. Начинающему бизнесмену не составит труда подобрать франшизу, которая потребует минимальных вложений и обеспечит быструю окупаемость. При этом он получит от владельца франшизы подробные инструкции к действию и важный опыт ведения правильно выстроенного бизнеса. Купить понравившуюся франшизу можно в онлайн-каталогах франшиз по самым разным направлениям бизнеса от продовольственных производств до барбершопов, от ресторанов быстрого питания до магазинов товаров для животных.
Франчайзинг после пандемии: как владельцы франшиз пережили самоизоляцию. Часть 1
Франшиза Макдональдс. Как открыть ресторан в своем городе
Франшиза Pedant – это точно эффективно!
Как избежать торможения развития франшизы: советы “Вилгуд”
Франшиза Wildberries. Как открыть свой пункт выдачи заказов
Инвестиции
от 467 000 руб.
Инвестиции
от 50 000 руб.
Инвестиции
от 60 000 руб.
Инвестиции
от 50 000 руб.
Поиск франшизы в каталоге по фильтру
Развернуть
Не упустите выгодные
предложения лучших франшиз!
Подпишитесь на новости портала TopFranchise.ru!
Официальный каталог франшиз.
Открыть свой бизнес легко
Следите за нами в социальных сетях:
topfranchise © 2012-2021. All Rights Reserved