Что такое роялти в литературе
Передача прав и цифровое роялти: подводные камни писательского дела
Наталия Киеня
Иногда кажется, достаточно закончить рукопись — и она уже станет книгой. Однако на самом деле для того, чтобы это произошло, необходимо участие издателя. С какими проблемами могут столкнуться те, кто публикуется впервые? T&P собрали 5 самых распространенных неприятностей, которые ждут молодого писателя на пути к первой книге.
Проблема №1: потеря авторских прав
Крупные издательства сегодня как правило забирают у авторов права на пять лет. Некоторые взамен предлагают фиксированный гонорар (скажем, 30 000 рублей) и роялти: 10% от оптовой стоимости издания, — либо только роялти. Для стихов аванса обычно нет, а роялти составляет 3%. При этом автор не отвечает за реализацию своего текста, пока действует его договор с издателем, и не может повлиять на распространение книг.
Сегодня вопрос влияния автора на издателя, по сути, решается в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какие отношения складываются между ними. И все же, стоит помнить, что почти все, кто публикует сегодня свои книги, отдают права на них издательствам. Эту систему нельзя назвать удобной для автора, так что те, кому она не подходит, иногда издают свои произведения в формате «self-publishing» — «самиздат».
Проблема №2: бесконтрольное размещение в интернете
Многие молодые писатели публикуют свои тексты в интернете. Издатели говорят, что такое размещение — это всегда палка о двух концах. С одной стороны, в сети тексты часто берут без спроса и распространяют на тематических сайтах. С другой стороны, автору такие бесконтрольные «репосты» позволяют получить не только отзывы на его работу, но и бесплатную стихийную рекламу.
Если писателя не устраивает такое положение вещей, он может подать в суд и получить компенсацию, — которая, впрочем, как правило, бывает не очень большой. Существуют организации, которые оказывают услуги по поиску произведения в интернете, — например, Российское авторское общество (РАО).
Проблема №3: похищение рукописей в издательствах
Некоторые писатели боятся рассылать свои рукописи по издательствам, когда речь идет о полном тексте. Ведь если издатель выбран неудачно, после подобного письма свой текст можно случайно увидеть в книжном магазине совсем под другой фамилией. В таком случае издастельство отказывает автору, но текст его все равно публикует: через несколько лет и ничего ему не сообщив.
Проблема №4: роялти с электронных книг
Так называемые электронные права не всегда оказываются прописаны в договоре с издательством отдельной строкой, — так что сразу после создания макета книга не только идет в печать, но и попадает на «электронную полку», где ее тоже можно купить. Однако с электронных книг автор тоже должен получать роялти, и за этим нужно следить. К слову, роялти за электронные книги может составлять до 25% от чистой выручки, тогда как роялти за книги бумажные зачастую не превышает 10% без НДС.
Проблема №5: литературный агент и его гонорар
Литературный агент способен заметно облегчить жизнь писателю, взяв на себя всю административную работу: поиск издательства и переговоры, проверка рукописей перед отправкой и т. д. Таким агентам, как правило, платят издательства, однако иногда они просят гонорар и у издателя, и у автора, — не ставя ни одного, ни другого в известность. Если есть подозрения, что нечто подобное произошло, можно обратиться в свое издательство инкогнито, запросить стоимость контракта и посмотреть, есть ли у агента гонорар, и каков он.
Впрочем, и сами литературные агенты в России тоже сталкиваются с большими проблемами. В отечественной издательской индустрии, как и во многих других сферах, пока нет культуры оплаты труда априори, так что игроки этого рынка стремятся как можно больше услуг получить бесплатно. Вот почему писатели тоже подчас бросают своих агентов, обращаясь, в конечном итоге, в издательство самостоятельно.
Иконки: 1) Sad by EliRatus, 2) internet by Cindy Hu, 3) thief by André Renault, 4) ebook by MONTANA RUCOBO, 5) agent by Viktor Fedyuk — from the Noun Project.
Значение слова «роялти»
В отличие от комиссии роялти не является одноразовым бонусом.
Роялти получила широкое распространение во франчайзинге, в нём денежная компенсация взимается за торговую марку, логотип, слоганы, корпоративную музыку и другие знаки, по которым конечный покупатель может отличить компанию от конкурентов.
Роялти в экономике и земельном праве — рентная плата за право разработки природных ресурсов, вносимая предпринимателем собственнику земли или недр.
ро́ялти
1. периодический платёж за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов (обычно исчисляется в процентах от стоимости продаж) ◆ Размер роялти тоже был обусловлен Николой. «Один доллар за каждую лошадиную силу ― и я согласен» ― заявил изобретатель, и изобретатели ударили по рукам. Константин Глинка, «Снесла курочка яичко», 2003 г. // «Лебедь» (цитата из НКРЯ) ◆ Разжёвываю в последний раз: писатель живёт с роялти от продаж своих книг. Татьяна Соломатина, «Мой одесский язык», 2011 г. (цитата из НКРЯ)
2. плата за право разработки и добычи природных ресурсов ◆ Они заинтересованы в увеличении доли на рынке и не слишком заботятся о размере роялти, который получат правительства нефтедобывающих стран. Егор Гайдар, «Гибель империи», 2006 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова невольнический (прилагательное):
Заключаем договор с издательством: размер роялти
Вопрос вознаграждения – один из самых болезненных для авторов. В сервисе Ridero автор сам назначает сумму вознаграждения и эта сумма не ограничена ничем кроме здравого смысла (все мы понимаем, что слишком высокая цена уменьшает число покупок). А сам процесс начисления вознаграждения максимально прозрачен. Читатель покупает книгу через интернет-магазин Ridero или через магазин партнера. Система начисляет вознаграждение. Автор видит в личном кабинете, сколько он уже заработал. При продажах через Ridero статистика обновляется в тот же день, при продажах через партнерские магазины – раз в месяц, после получения отчетов от магазинов.
Издательства работают иначе. Еще на этапе подготовки и печати книги издательства несут значительные расходы: на печать тиража, рекламу, оплату корректора и редактора. Именно поэтому они не могут платить высокое вознаграждение.
Варианты выплаты вознаграждения в издательстве:
«Для меня важно не касаться ничего лично, чтобы книга сама продавалась, а я лишь пару раз в год получал от издательства свои роялти. Этой суммы обычно хватает на поход в ресторан или подарок ребенку», – Влад Титов, автор бестселлера «Комьюнити-менеджмент».
Как правило издательство распространяет книги через несколько сетей сразу, а у каждой сети свой отчетный график. Поэтому невозможно предсказать, как часто будут приходить полные отчеты о продажах. И автору практически невозможно проверить их достоверность.
Такой вариант плох своей непредсказуемостью.
Наверное, это оптимальный вариант для авторов, которые ищут стабильности. Главное, чтобы размер гонорара был достаточно высок, чтобы компенсировать недополученные роялти от минимальных продаж.
Недостаток этого варианта в том, что вы не сможете претендовать на большое вознаграждение в случае успеха книги. Издательство может допечатывать ее бесконечное число раз, пока не закончится срок договора, но вы не получите ничего свыше заранее оговоренной суммы.
Какие вопросы задать издателю, обсуждая роялти:
Роялти: зачем его нужно выплачивать, размер ставки
Так как бизнесом я занимаюсь не первый год, хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать о таком явлении, как роялти. Что это такое и где применяется.
Само понятие «Royalty» ведет начало из глубин французского средневековья. В переводе с латинского означает «королевский» или «царский». Со временем термин потерял смысловое значение, чаще встречается в деловых бумагах, где фигурируют такие понятия как деньги, прибыль, финансы. Речь идет о лицензионном платеже, который берется за пользование правом, но само право не покупается.
Что такое роялти
Роялти – это лицензионное вознаграждение, компенсация в денежном выражении за пользование патентом, авторскими правами, франшизой, природными ресурсами и так далее. Простыми словами роялти – это ежемесячная плата за то, что субъекту разрешено пользоваться чужой торговой маркой, авторскими правами, логотипом и так далее, получать за это коммерческую выгоду.
Для чего нужен
Предприниматель, открывая свой бизнес по франшизе, которую ему предоставляет раскрученная компания, становится обладателем права использовать известный бренд, логотип, часто его сайт. Не отвергает поддержку со стороны франчайзера.
За это предприниматель платит:
Некоторые франшизы выдаются бесплатно или имеют минимальную стоимость. Все просто: компания получает доход от реализованной продукции. Например, партнеры мясокомбината закупают мясную продукцию на фиксированную сумму, продажная стоимость которой уже с наценкой.
Предприятия, где отсутствует паушальный взнос:
Royalty и арендная плата имеют много общего. Интеллектуальная собственность или торговый бренд не покупается, а только используется. Когда договор расторгнут, и прекращаются выплаты, заканчивает свое действие и франшиза.
Роялти – это одно из условий, при котором может существовать франчайзинговая система. Если франчайзер получит только паушальный взнос, его интерес к дочернему предприятию тотчас пропадет. Зато появится риск потери репутации только потому, что франчайзи не справился с возникшими проблемами.
Если не будет паушального взноса, то предприниматель может оказаться недобросовестным франчайзи. Результаты его деятельности могут оказаться плачевными для бренда в целом.
Высокий процент роялти приведет к тому, что предприниматель будет не в состоянии развивать собственный бизнес.
Задача роялти – побуждать франчайзера к поддержке подопечного, так как его успешная работа увеличит прибыль всей компании.
Виды роялти
В нашей стране термин не применяется, чаще используется словосочетание «лицензионное соглашение». Оно распространяется на объекты интеллектуальной собственности. К ним относят:
Иногда процент начисляют не на общий оборот, а на чистую прибыль. Процентный роялти не очень любят франчайзеры, так как часто франчайзи занижают данные по оборотам, чтобы сэкономить на роялти. Он выражается:
Когда оплачивается
Когда достигнут баланс интересов и ставка принимает разумные значения, составляется договор. В нем обязательно прописываются сроки всех выплат:
Если речь идет о плате за месяц работы, то это роялти. Чем длиннее промежуток между платежами, тем выгодней для компании. Расчет комиссии непрост, зарплата бухгалтера включена в расходы франчайзера.
Основные характеристики
Чем популярнее бренд, чем выше спрос на него, тем выше процент отчисления. Если город крупный, то он составляет 5-10%, в небольших городах получение высоких прибылей не представляется возможным, поэтому ставки невелики. Иногда компании проводят маркетинговые акции и освобождают франчайзи от платежей на определенный срок с целью поддержать его бизнес.
По франшизе услуг
Более половины ВВП России дает сфера услуг. К этому сегменту причастны туризм, недвижимость, реклама, бытовые услуги, парикмахерские и другое.
Идет рост деловой активности, создаются рабочие места для населения.
В товарной франшизе
Франчайзи на основе договора с головной компанией пользуется правом распространять продукт, который изготавливает франчайзер. Примером может служить изготовитель авто BMW, производитель определенной марки одежды Incanto и так далее.
Размер роялти
Ставка роялти зависит от сферы, в которой она будет применяться. Если величина ставки занижена, франчайзеру грозит банкротство. Если слишком завышена, то франшизу никто не купит. Средний показатель равен 6,5%.
Как деятельности влияет на роялти
Каждая отрасль имеет свои размеры отчислений:
При расчете роялти учитываются следующие критерии:
Как рассчитать
Почти все отрасли располагают раскрученными бизнес-практиками. Розничные магазины, салоны красоты, рестораны быстрого питания продают франшизы. По какой цене продавать, диктует общемировая практика:
На размер ставки влияет расположение региона и даже маленького пункта. К расчету стоит подходить дифференцированно.
Как формируется и за что оплачивают
Российское законодательство предусматривает оплату royalty предпринимателем (франчайзи) за право пользоваться брендом, но закон не устанавливает способы и нормы платежей.
Размер ставки чаще определяется эмпирически на основе анализа мирового бизнеса. Ставка роялти находится в пределах 0,5 – 15%. За точку отсчета принимают объем реализованного продукта или его цена. Конкретный алгоритм формирования отсутствует.
Роялти оплачивается за такие позиции, как:
Например, офис принимает заявки на установку пластиковых окон. Окна они не изготавливают, а заказывают в главное предприятие. Готовые окна привозят и устанавливают. 50% стоимости заказа идет на покрытие роялти главному предприятию, остальной суммой оперируют программисты при выполнении заказа.
На что распространяется
Компания выступает в качестве продавца франшизы, предприниматель принимает условия договора. С этого момента франчайзи зарабатывает постоянную прибыль, являясь членом раскрученного предприятия. Ему не суждено поднимать собственное дело с нуля, проходя весь путь с набиванием собственных «шишек».
В обязанность предпринимателя входит исполнение всех инструкций, соблюдение готовых и проверенных временем стандартов. Тогда успех и хороший уровень доходности предприятия будут обеспечены. Регулярный платеж – это плата за использование уникальных разработок, за обучающие материалы, помогающие вести бизнес в правильном направлении, за клиентскую базу и за предварительно заработанный успех.
Налогообложение
При организации франчайзинга, цель которой получать роялти, не следует вступать в противоречия с Законом и Правом той страны, где будет функционировать подведомственное подразделение. Это же касается системы налогообложения.
Налоговому обложению подвергается платеж за пользование брендом, а не за право приобрести его. Следовательно, паушальный взнос представляет собой стоимость франшизы и налогом не облагается. Но за каждый роялти, полученный от предпринимателя, франчайзеру придется заплатить в бюджет государства.
С роялти платится 2 вида налога:
Роялти освобождается от НДС в тех случаях, когда передаются права на изобретения, ноу-хау, базы данных, программного обеспечения.
Писатель при написании своего произведения получает гонорар. В последнее время рядом с этим словом стало часто мелькать слово «роялти». Для писателя оно означает выплаты, которые он получает регулярно от организации, временно пользующейся его интеллектуальной собственностью. Авторские отчисления – это и есть роялти для автора.
Иногда предметом договора выступает интеллектуальная собственность, не имеющая материального воплощения. Чтобы передать право пользования результатом интеллектуального труда, нужны особые условия. Они регулируются специальным документом, получившим название – лицензионное соглашение.
Лицензиар – лицо, передающее право пользования, лицензиат принимает это право. Они являются противоположными сторонами одной сделки. Договор между ними содержит подробную информацию о правах и обязанностями, которыми они наделяются. Договор имеет юридическую силу и подтверждается нотариусом.
Если физическое лицо, передав право пользования программным обеспечением компании, получает за это вознаграждение, то это лицо выплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхования.
Юридическая точка зрения
Законодательства большинства стран не дает юридического определения франчайзингу. Термин «роялти» широко эксплуатируется, юристы часто применяют в своей практике, а ставки роялти облагаются налогом.
Экономическое понятие
Роялти представляет собой лицензионное вознаграждение, которое выплачивается периодически в денежном выражении за пользование патентами, авторскими правами, франшизами. природными ресурсами и другими видами собственности.
Проблемы
Еще до покупки франшизы обсудите досконально все пункты договора, оцените размер и целесообразность выплат. Есть раскрученные бренды, с которыми легко работать, есть малоизвестные, как темная лошадка. Следует четко представлять, с чем придется иметь дело.
«Роялти» в отечественной системе
На основании п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). По общему правилу ст. 1031 ГК РФ (которое может быть изменено договором) договор коммерческой концессии должен регистрировать правообладатель (франшизодатель). При несоблюдении требования регистрации договор считается ничтожным (согласно ст. 1031, п.2 ст. 1028, п.п.3,6 ст. 1232, п.1 ст.1490 ГК РФ).
Отношения между физическими лицами (авторами) и лицами, получающими исключительные права на произведения, регулирует глава 70 ГК РФ. Она определяет, что отношения должны быть подтверждены письменно в виде договора определенного типа. Это такие виды договоров как: договор об отчуждении исключительного права на произведение и на право использования произведения по лицензии (ст.1285 ГК РФ);лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (ст. 1286 ГК РФ);договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).
Что касается роялти в экономике, то с точки зрения мировой практики введенный в Российской Федерации в 2002 году налог на добычу полезных ископаемых фактически выполняет на текущий момент функции роялти (платежа собственнику ресурсов за право разработки запасов).
Следует отдельно остановиться на договорах с иностранными контрагентами, т.к. возникает вопрос по поводу применимого права (российского либо иностранного).
Согласно п. ст. 1211 ГК РФ по умолчанию к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Отношения сторон по лицензионному договору регулируются правом того государства, где находится лицензиар. В то же время ст. 1210 ГК РФ дает возможность сторонам договора выбрать право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. При применении российского права отношения автоматически попадают под регулирование частью 4 ГК РФ.
Расход в виде роялти признают в том периоде, к которому он относится, на дату расчетов в соответствии с условиями заключенного договора или на дату предъявления пользователю документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода (пп.3 п.7 ст. 272 НК РФ). В целях налогообложения прибыли, доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности, согласно п. 5 ст. 250 НК РФ, относятся к внереализационным доходам, если они не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, как доходы от реализации имущественных прав. Так, если для правообладателя такой вид деятельности является одним из основных видов деятельности, то доход признается в соответствии со ст. 249 НК РФ, а если нет, то в соответствии со ст. 250 НК РФ. В п.п.3 п.4 ст. 271 НК РФ определено, что для внереализационных доходов в виде роялти за датой получения дохода признаются дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Важно: Международный аспект
На заметку: Если у иностранной организации отсутствуют постоянные представительства на территории РФ, то ее доходы в соответствии с п.п.1 п.2 ст. 284 НК РФ облагаются по ставке 20%. Однако, если иностранная компания является резидентом одного из государств, с которыми у РФ имеется международное соглашение об избежании двойного налогообложения, может применяться пониженная ставка налога либо освобождение от уплаты налога в РФ (п.п.4 п.2 ст.310 НК РФ).
Что же касается отношений с иностранными компаниями, то здесь ситуация следующая. В силу пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ. Местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на этой территории (пп.4 п.1 ст. 148 НК РФ). При реализации услуг иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, местом их реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица (ст. 161 НК РФ). Налоговая база так же определяется налоговыми агентами. Сумма налога считается с использованием расчетной ставки по правилам п.4 ст. 164 НК РФ. Налоговая база определяется на дату получения каждого ежемесячного платежа исходя из фактически полученной суммы в рублях (абз. 2 п.1 ст. 154 НК РФ, п.п.2 п.1 ст. 167 НК РФ). Российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеет право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном ст.171, 172 НК РФ при условии, что услуги приобретены для осуществления облагаемых НДС операций, при этом вычет производится в полном объеме после принятия услуг на учет. Основанием же для их применения будут являться документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговым агентом (п.3 ст. 171 НК РФ и п.1 ст. 172 НК РФ).
Полученные физическим лицом роялти облагаются НДФЛ. Организация, выплачивающая роялти, является налоговым агентом, поэтому она обязана исчислить, удержать у получателя и уплатить сумму налога (п.1 и п.2 ст. 226 НК РФ). При этом необходимо учесть, что в соответствии с нормой ст. 221 НК РФ по вознаграждениям за исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов предусмотрены профессиональные налоговые вычеты. Бухгалтерский учет В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.
Таким образом, вознаграждение следует включить в состав доходов от обычных видов деятельности в том отчетном периоде, в котором они были начислены по условиям договора (п.12 и 15 ПБУ 9/99). Расходы организации на уплату роялти, связанные с основной деятельностью, признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с п.5 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.