Что такое руины проекта
Лекция 11. Завершение проекта
Завершение проекта – это не просто его окончание в связи с достижением цели. Завершение проекта требует определенных затрат времени и ресурсов, поэтому эти действия нужно включить в план. Менеджер должен проконтролировать завершение проекта и подчистить все хвосты, протестировать готовый продукт и убедиться, что заказчик сможет им воспользоваться. То есть, мало получить результаты, нужно представить готовый продукт заказчику и научить пользоваться им.
Цели завершения проекта:
· Получение заказчиком всех результатов проекта.
· Закрытие всех договорных отношений с заказчиком и другими участниками (проектировщиками, подрядчиками, поставщиками).
· Передача дел (результаты проекта, документация, аппаратное обеспечение и др.) заказчику либо команде сопровождения.
· Освобождение из проекта персонала.
· Анализ и формирование документации с описанием результатов проекта.
Завершение договорных обязательств – достаточно сложный процесс, который включает несколько стадий:
— Проверка финансовой отчетности заказчика проекта и руководителя проекта, сравнение с проектной сметой, выявление нецелевых расходов или неосвоенных средств. Неосвоенные средства передаются заказчику, либо если платежи делал сам заказчик, то он информируется о том, что средства больше не понадобятся.
— Выявление и завершение невыполненных обязательств. Возможные случаи брака и недоделок исправляются по взаимному согласованию, либо урегулируются выставлением штрафа или неустойки. Для этого заказчик составляет претензию.
— Ввод в эксплуатацию. Способы передачи в эксплуатацию зависят от самого продукта. Иногда его можно просто сдать заказчику, а иногда требуется его внедрение. Заказчик должен быть готов к получению продукта, в этом нужно убедиться. Иногда бывает необходимость интегрировать результаты, обеспечить совместимость с другими элементами производства.
— Обучение персонала. Иногда требуется, иногда нет. Если результатом проекта является новая компьютерная программа, то конечно, необходимо обучить персонал заказчика работе с нею. Если результатом является отремонтированный офис, то едва ли кого-то придется обучать.
— Гарантийное обслуживание. Условие о гарантийном обслуживании закладывается в договоре. Но в любом случае, в течение какого-то разумного периода времени клиентская поддержка понадобится, эти сроки обычно оговариваются с заказчиком.
— Подготовка итогового отчета.
Освобождение из проекта персонала происходит в том случае, если вы уверены, что члены команды завершили всю работу и выполнили все задачи. Главное здесь не сроки, а выполнение объема работы. Высвобождаются те работники, в чьи обязанности не входит тестирование и внедрение продукта, или оказание клиентской поддержки. Поэтому высвобождать персонал можно постепенно, по мере того, как их задачи оказываются полностью выполненными.
Следует также вернуть арендованное имущество, освободить помещения, предоставленные на время реализации проекта, ликвидировать малоценные информационные и технические материалы, например, наброски, промежуточные планы, предварительные расчеты и т.п.
В конце концов, необходимо проанализировать осуществление проекта и сделать выводы. Это нельзя откладывать на неопределенное будущее, когда будет свободное время, а следует сделать сразу, пока детали не забылись. Особенно это важно, если вы планируете и в дальнейшем заниматься проектной деятельностью. При анализе нужно ответить на следующие вопросы:
· Какую практику следует тиражировать? Для этого нужно проанализировать, что в проекте получилось хорошо, а что не очень, что имеет смысл повторить в новом проекте.
· От чего следует отказаться? Это то, что дало плохие результаты, и чего вы не станете повторять в дальнейшем.
· Есть ли что-то еще, что вы узнали и что следует запомнить.
К анализу полезно привлечь членов команды, а по возможности и заказчика. Вполне вероятно, что от вас ускользнули какие-то аспекты работы, коллективный анализ и учет точек зрения всех сторон поможет восполнить пробелы.
Завершение работ по проекту может происходить в ситуации, когда специально созданные в его рамках материальные или нематериальные ценности не могут быть эффективно использованы для каких-то иных целей. Проблемы такого рода особенно характерны для проектов, предполагающих специализированное капитальное строительство и имеющих большие масштабы. В результате мы сталкиваемся с явлением, которое называется «руины проектов».
После проведения зимних Олимпиад в Лиллехаммере (Норвегия), Саппоро (Япония), Лейкплесиде (США) там остались без употребления огромные спортивные комплексы. Они неудобно расположены, и их невыгодно использовать для соревнований меньшего масштаба. Другое же назначение построенным сооружениям придать довольно трудно. Подобным образом Всемирные выставки в Севилье (Испания) и Лиссабоне (Португалия) оставили после себя сооружения, которым не могут найти должного применения.
На столь крупных материальных объектах слишком очевидна непродуманность последующей их эксплуатации. Но проблема «руин» проектов касается проектов самых разных масштабов.
Например, в начале 90-х годов в России немало было «руин» бывших пионерских лагерей, которые были брошены их бывшими организаторами (главным образом в этом качестве выступали профсоюзы и комсомол, ушедшие с арены общественной жизни). Корпуса таких лагерей чаще всего не подходили для целей отдыха состоятельных россиян, бедными такой отдых был просто не по карману, и они растаскивались на стройматериалы. Выращенные пионерами сады вырубались. Все приходило в запустение.
Проблему «руин» надо видеть и в тех проектах, где перепрофилирование материальных ценностей, оставшихся после завершения проекта, не представляет трудностей. Например, «телефон доверия» легко может быть демонтирован, однако утрата этого проекта для тех, кто обращался к его поддержке в трудной жизненной ситуации, не восполняется другими средствами. Здесь также можно говорить о «руинах» проекта, хотя они не имеют материальной формы.
Бывают также незавершенные и неосуществленные проекты.Не все проекты, положенные на бумагу, переходят в стадию реализации «в материале». Немало проектов, осуществление которых было начато, по разным причинам не было завершено. Это естественное явление, и было бы менее естественным, если бы все проекты осуществлялись.
Причины неудач проектов частью проистекают из самой их сущности, а именно из того, что они предполагают решение тех или иных задач в условиях ограниченности ресурсов. Но есть, разумеется, и причины субъективного плана — как недостаточная готовность инициаторов проекта вести дело практически, так и недостаточная готовность людей принимать предлагаемый проект в качестве «своего» и полезного для общества.
Тем не менее, многие незавершенные и неосуществленные социальные, культурные, строительные, инженерные и другие проекты становятся важными элементами социокультурной среды, оказывают воздействие на направление творческой деятельности, на умонастроения людей.
Такие проекты тоже необходимо анализировать, для того чтобы учесть допущенные ошибки и в будущем не совершать их.
Успешное завершение проекта можно отметить небольшим праздником для команды. Это позволит пообщаться в неформальной обстановке, сгладить какие-то шероховатости, если они были, а главное, публично отметить работу всех участников и выразить благодарность за работу.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что такое завершение проекта?
2. Что включает в себя завершение договорных обязательств?
3. Как происходит освобождение персонала из проекта?
4. Что включает в себя анализ проекта?
5. Нужно ли анализировать незавершенные и неосуществленные проекты?
Архитектурные руины в современном мире
Рассматривая архитектурную среду, в которую погружен современный человек, следует обратить внимание на такой важный компонент, как руины. Отличаясь исключительной инвариантностью в диахронном отношении (стабильностью содержания во времени), феномен архитектурных руин претерпевает непрестанную череду синхронных контексту состояний и смыслов.
В отличие от вещей бытовых, повседневных, чей век за редким исключением относительно короток, архитектурные объекты переживают человека. Степень капитальности зданий и сооружений столь высока, что календарная продолжительность их службы, ограниченная физическим износом, кратно больше продолжительности жизни индивида (моральный износ может наступить много быстрее).
В европейской культуре осознание того факта, что руины не просто останки зданий и сооружений различного назначения, а осязаемые памятники прошлого, произошло лишь в эпоху Ренессанса.
Античные руины сегодня, как правило, носят отпечаток ухоженности, поскольку представляют собой «средство производства» впечатлений, эмоций, в конечном счете — денег
Предоставляемые ранее безжалостному разрушению, используемые лишь как источник материалов для новых построек, руины начали приобретать многочисленные дополнительные смыслы, становиться источником идеализированных представлений о прошлом и связанных с этим переживаний. Сегодня в мире окончательно утвердилось понимание, что «руина — это и наша история и наследие, источник познаний и вдохновений, и объект, требующий архитектурного и строительного вмешательства, площадка для решения сегодняшних практических задач, и емкая художественно-философская метафора, выражающая бренность сущего». Сформировалась своеобразная «эстетика обветшания», что нашло свое отражение в образах архитектурных руин в литературе, живописи, ландшафтной архитектуре.
Руины Юго-Восточной Азии выглядят более естественно, представляя собой органичное единство с наступающей природой
Колонны, столбы, стены — наиболее распространенные элементы руинированной среды
Самый очевидный и доступный вариант — ретроспективная интерпретация среды, предполагает обращение к истории и символике руин широко известных объектов. Видео и фотокадры одних и тех же объектов, циркулирующие в сети интернет, печати, воспроизводимые на одежде и предметах ширпотреба, неизбежно вызывают у людей вполне предсказуемые эмоции.
Иным уровнем работы с образами архитектурных руин будет осознанное наблюдение, самоанализ переживаний. Это уже почти профессиональный уровень, свойственный очень заинтересованному человеку и предполагающий целенаправленный посещение архитектурных памятников, посещение выставок, знакомство результатами научных исследований и т.д.
Наконец, инкорпорированная интерпретация символического опыта восприятия руин, когда наличие представлений об их истории и символике становится условием/причиной длительных раздумий, переживаний, профессионального развития и пр. На этом уровне образ руин «работает» как некий феноменологический аналог, отражающийся в профессиональной деятельности архитектора, реставратора, историка архитектуры и др.
Даже в виде руин Колизей подавляет, отодвигает, исключая даже намек на возможную сомасштабность с наблюдателем
Руины действительно «сгущают чувство прошлого, текучести бытия». Наличие у субъекта представлений об истории и символике руин заранее уже отчасти формирует символический опыт, что и делает его специфическим опытом индивида. Сама работа по интерпретации есть преодоление временной дистанции, отделяющей индивида от того, что актуально предстает пред ним в форме руин. Поэтому знакомство с историей ныне разрушенных архитектурных сооружений, интенсивное сосредоточение на их символическом содержании являются условиями того, что они приобретают статус личностной ценности.
Можно говорить о руинах «исторических» и руинах «современных». В первом случае временная дистанция между моментом возведения ныне руинированного объекта и ситуацией восприятия руин:
а) достаточно велика (например, сопоставима с продолжительностью жизни нескольких поколений);
б) но не настолько, что утрачивается всякое представление о функциональном назначении здания или сооружения (для чего возводились менгиры, дольмены, кромлехи, пирамиды?).
Пространство руин «сильно нуждается во взгляде со стороны…
Пространство руин «сильно нуждается во взгляде со стороны…
Пространство руин «сильно нуждается во взгляде со стороны…
Они лучше, чем любые другие постройки, соответствовали основным требованиям воссоздания величественных картин прошлого, олицетворения собой торжества природы и тщетности человеческих усилий. Сегодня пространство существования ложных руин ограничено ландшафтной архитектурой. Но есть и редкие попытки выйти за эти пределы. Например, здание торгового центра (Хьюстон, Техас), построенное в виде руин какого циклопического сооружения (верхние части стен «разрушены» временем, кладка над входом «угрожает обрушиться» на покупателей). Но ложные руины здесь скорее тривиальный прием привлечения интереса покупателей и туристов.
Состояние памятников архитектуры часто не дает ни малейшего повода говорить о них как руинах
Состояние памятников архитектуры часто не дает ни малейшего повода говорить о них как руинах
Руины, происхождение которых связано с социальными катаклизмами длят их пребывание в действительности, вновь и вновь напоминая о случившемся. Очень трудно жить в постоянном присутствии такого мощного символа войны, как руины. Подсознательно общество стремится минимизировать их присутствие в повседневности (пример — Рейхстаг в Берлине, который все-таки был реконструирован, хотя такое решение и потребовало проведения трех референдумов).
Конечно, «руины как прием архитектурного конструирования» иногда встречаются во вновь возводимых сооружениях (мы сейчас не говорим о «ложных руинах»). В статье приведен пример использования имитации руин в планировочном решении площадки, предназначенной для приема постояльцев отеля. Стремление архитектора реализовать курдонёрную схему планировки ограничено размерами площадки, ограждение которой (на переднем плане) в буквальном смысле нависает над городской магистралью.
Сложный гористый рельеф, отсутствие места для размещения достаточно масштабной лужайки, необходимость зрительной изоляции потоков прибывающих и отъезжающих автомобилей, а также устройства парковки хотя бы минимальных размеров подвигли авторов проекта к использованию некой плоскости конструкции — «руинированной» стены, и пикающей к ней узкой полоски воды.
Пример современной «жизни» руин — оберегаемых, поддерживаемых, приносящих доход
Для оценки архитектурного пространства важно соотношения размеров воспринимаемых наблюдателем объектов, характер ассоциативных впечатлен! Замена масштабной зеленой зоны декоративной мот ментальностью руин диктуется стесненностью условий. Применении фактуры, свойственной стенам основных корпусов (отказ от обычно свойственных руин; поверхностей каменной или кирпичной кладки), обеспечило вполне органичное, на наш взгляд, сочетание «руин» и новых объемов.
Современный мегаполис с высоты птичьего полета создает впечатление тщательно продуманной организации и рационального функционирования. И лишь вблизи он изредка обнаруживает «язвы руин»
Другой пример использования мотива руин близок к масштабу малых архитектурных форм. Для зрительной изоляции пространства пляжного кафе от потока фланирующей публики использованы «руины» стены двухэтажного здания. Известный минимализм, заключающийся в полном отказе от архитектурных деталей, и даже лобовое решение обрыва стены с обеих сторон не лишают сооружение в целом известной скульптурности. Глыба «руин» действительно доминирует над пространством и разделяет его.
И все-таки приведенные примеры скорее исключение из общего правила: современная европейская культура отдает должное руинам, но предпочитает мотивы созидания, замещения и с их помощью сглаживает, вытесняет мотив разрушения.
В новой архитектуре нет места руинам, вытесняемым в пространства мемориальных комплексов и ландшафтной архитектуры. Сказанное не исключает возможность приспособления руин для нужд общества.
Иногда руины — воплощенный хаос (слева), а иногда их признаки (несмотря на возраст сооружения) невозможно обнаружить
Начиная с последней четверти XX века разнообразные руины занимают важное место в виртуальных пространствах. Едва ли не в каждом блокбастере или квест-игре присутствуют архитектурные руины.
По-видимому, причиной тому являются особенности восприятия и переживания пространства руин. Исторически архитектура развивается в направлении усложнения приемов организации пространственной среды. В руинированной среде этот принцип не работает по целому ряду причин.
Во-первых, это очевидные сложности ориентации в такой среде из-за отсутствия привычных взгляду деталей, позволяющих оценить масштаб сооружения. Утрата «зацепок» для суждения о глубине и расстояниях разрушает соизмеримость. Нарушается сбалансированность пространства, массы, формы, свойственная архитектуре. Нередко доминирует глухая масса — останки стен, колонн и пр.
Иногда, кажется, что архитектурно-ландшафтное пространство совсем не пострадало бы, а может быть и выиграло от присутствия каких-то элементов руин, задающих ему необходимое пространственное измерение, избавляющих от образа «новодела»
Во-вторых, сложность нахождения пространственных ориентиров, использования объемности, симметрии и привычных деталей ведет к усилению иррациональности в восприятии руин. Утрата исходного образа (впечатления) нередко разрушает единство формы и содержания. Координация привычных представлений о среде обитания с актуальными результатами восприятия руин очень затруднена.
С другой стороны, повсеместно отмечается особая живописность руин, обусловленная сложностью и случайностью композиции. Неестественная игра света и цвета, утраченная окраска и новая фактура поверхностей заметно влияют на результат восприятия, деформируя пространство.
Особый случай — руины при ночном (сумеречном) освещении. Кроме того, в руинированной среде естественным образом появляется фактор прямого освещения сверху, в обычных условиях свойственного весьма ограниченному кругу архитектурных сооружений. Верхний свет свойственен в большей степени культовым сооружениям, и эта дополнительная (почти мистическая) нота начинает неожиданно и сильно звучать в образе руин.
Резюмируя, отметим, что основными моментами исследования феномена архитектурных руин могут быть названы:
1) осмысление того обстоятельства, что руины выходят за рамки среды архитектурной, приобретая более широкий статус части среды обитания:
2) построение типологии руин, важной для осмысления феномена в целом;
3) исследование места архитектурных руин в виртуальной реальности;
4) уточнение потенциала воздействия руин на человека.
Организационная структура проекта и его внешнее окружение
Помимо системы взаимоотношений участников и содержания проекта, на его организационную структуру накладывает определенные требования внешнее окружение. Чем оно динамичнее, тем более гибкой и адаптивной должна быть организационная структура проекта. Чем стабильнее и прогнозируемее внешняя среда, тем эффективнее в применении «жесткие», механистические, бюрократические организации.
Любая организационная структура может быть реализована в различных по возможности адаптации вариантах. Здесь все зависит от степени регламентированности деятельности сотрудников, т.е., количества и детальности существующих правил и процедур выполнения работ, а также той степени, в которой сотрудники придерживаются этого документированного порядка. Это свойство можно обозначить как «уровень структуризации». В принципе, может существовать функциональная структура, которая по уровню структуризации значительно ниже, чем матричная структура, имеющая высокий уровень формализации внутренней деятельности.
Таким образом, по степени структуризации организационные структуры можно разделить на механистические и органистические.
Сравнительная характеристика механистических и органистических структур
Механистические | Органистические |
Общие характеристики | |
Узкий фронт работ исполнителей | Широко определенные должностные обязанности |
Большое количество подробных правил и процедур | Небольшое количество общих указаний |
Четкая ответственность | Размытая ответственность |
Иерархический принцип организации | Организация с перекрестными связями |
Объективная система вознаграждения | Субъективная система вознаграждения |
Объективные, формальные критерии отбора сотрудников | Субъективные критерии отбора сотрудников |
Официальность и обезличенность | Неформальность |
Условия применения | |
Низкий уровень неопределенности и динамичности внешней среды | Высокий уровень неопределенности и динамичности внешней среды |
Цели заранее известны и неизменны | Цели размыты и динамично меняются |
Структурированность задач и проблем | Низкий уровень структурированности задач и проблем |
Возможность использовать четкие измерители достигнутых результатов | Невозможность использовать четкие измерители достигнутых результатов |
Работники реагируют на материальное поощрение | Работники мотивированы сложными потребностями |
Власть понимается юридически | Власть подвергается сомнению, требует подтверждения со стороны подчиненных |
Завершение проекта – это не просто его окончание в связи с достижением цели. Завершение проекта требует определенных затрат времени и ресурсов, поэтому эти действия нужно включить в план. Менеджер должен проконтролировать завершение проекта и подчистить все хвосты, протестировать готовый продукт и убедиться, что заказчик сможет им воспользоваться. То есть, мало получить результаты, нужно представить готовый продукт заказчику и научить пользоваться им.
Цели завершения проекта:
· Получение заказчиком всех результатов проекта.
· Закрытие всех договорных отношений с заказчиком и другими участниками (проектировщиками, подрядчиками, поставщиками).
· Передача дел (результаты проекта, документация, аппаратное обеспечение и др.) заказчику либо команде сопровождения.
· Освобождение из проекта персонала.
· Анализ и формирование документации с описанием результатов проекта.
Завершение договорных обязательств – достаточно сложный процесс, который включает несколько стадий:
— Проверка финансовой отчетности заказчика проекта и руководителя проекта, сравнение с проектной сметой, выявление нецелевых расходов или неосвоенных средств. Неосвоенные средства передаются заказчику, либо если платежи делал сам заказчик, то он информируется о том, что средства больше не понадобятся.
— Выявление и завершение невыполненных обязательств. Возможные случаи брака и недоделок исправляются по взаимному согласованию, либо урегулируются выставлением штрафа или неустойки. Для этого заказчик составляет претензию.
— Ввод в эксплуатацию. Способы передачи в эксплуатацию зависят от самого продукта. Иногда его можно просто сдать заказчику, а иногда требуется его внедрение. Заказчик должен быть готов к получению продукта, в этом нужно убедиться. Иногда бывает необходимость интегрировать результаты, обеспечить совместимость с другими элементами производства.
— Обучение персонала. Иногда требуется, иногда нет. Если результатом проекта является новая компьютерная программа, то конечно, необходимо обучить персонал заказчика работе с нею. Если результатом является отремонтированный офис, то едва ли кого-то придется обучать.
— Гарантийное обслуживание. Условие о гарантийном обслуживании закладывается в договоре. Но в любом случае, в течение какого-то разумного периода времени клиентская поддержка понадобится, эти сроки обычно оговариваются с заказчиком.
— Подготовка итогового отчета.
Освобождение из проекта персонала происходит в том случае, если вы уверены, что члены команды завершили всю работу и выполнили все задачи. Главное здесь не сроки, а выполнение объема работы. Высвобождаются те работники, в чьи обязанности не входит тестирование и внедрение продукта, или оказание клиентской поддержки. Поэтому высвобождать персонал можно постепенно, по мере того, как их задачи оказываются полностью выполненными.
Следует также вернуть арендованное имущество, освободить помещения, предоставленные на время реализации проекта, ликвидировать малоценные информационные и технические материалы, например, наброски, промежуточные планы, предварительные расчеты и т.п.
В конце концов, необходимо проанализировать осуществление проекта и сделать выводы. Это нельзя откладывать на неопределенное будущее, когда будет свободное время, а следует сделать сразу, пока детали не забылись. Особенно это важно, если вы планируете и в дальнейшем заниматься проектной деятельностью. При анализе нужно ответить на следующие вопросы:
· Какую практику следует тиражировать? Для этого нужно проанализировать, что в проекте получилось хорошо, а что не очень, что имеет смысл повторить в новом проекте.
· От чего следует отказаться? Это то, что дало плохие результаты, и чего вы не станете повторять в дальнейшем.
· Есть ли что-то еще, что вы узнали и что следует запомнить.
К анализу полезно привлечь членов команды, а по возможности и заказчика. Вполне вероятно, что от вас ускользнули какие-то аспекты работы, коллективный анализ и учет точек зрения всех сторон поможет восполнить пробелы.
Завершение работ по проекту может происходить в ситуации, когда специально созданные в его рамках материальные или нематериальные ценности не могут быть эффективно использованы для каких-то иных целей. Проблемы такого рода особенно характерны для проектов, предполагающих специализированное капитальное строительство и имеющих большие масштабы. В результате мы сталкиваемся с явлением, которое называется «руины проектов».
После проведения зимних Олимпиад в Лиллехаммере (Норвегия), Саппоро (Япония), Лейкплесиде (США) там остались без употребления огромные спортивные комплексы. Они неудобно расположены, и их невыгодно использовать для соревнований меньшего масштаба. Другое же назначение построенным сооружениям придать довольно трудно. Подобным образом Всемирные выставки в Севилье (Испания) и Лиссабоне (Португалия) оставили после себя сооружения, которым не могут найти должного применения.
На столь крупных материальных объектах слишком очевидна непродуманность последующей их эксплуатации. Но проблема «руин» проектов касается проектов самых разных масштабов.
Например, в начале 90-х годов в России немало было «руин» бывших пионерских лагерей, которые были брошены их бывшими организаторами (главным образом в этом качестве выступали профсоюзы и комсомол, ушедшие с арены общественной жизни). Корпуса таких лагерей чаще всего не подходили для целей отдыха состоятельных россиян, бедными такой отдых был просто не по карману, и они растаскивались на стройматериалы. Выращенные пионерами сады вырубались. Все приходило в запустение.
Проблему «руин» надо видеть и в тех проектах, где перепрофилирование материальных ценностей, оставшихся после завершения проекта, не представляет трудностей. Например, «телефон доверия» легко может быть демонтирован, однако утрата этого проекта для тех, кто обращался к его поддержке в трудной жизненной ситуации, не восполняется другими средствами. Здесь также можно говорить о «руинах» проекта, хотя они не имеют материальной формы.
Бывают также незавершенные и неосуществленные проекты.Не все проекты, положенные на бумагу, переходят в стадию реализации «в материале». Немало проектов, осуществление которых было начато, по разным причинам не было завершено. Это естественное явление, и было бы менее естественным, если бы все проекты осуществлялись.
Причины неудач проектов частью проистекают из самой их сущности, а именно из того, что они предполагают решение тех или иных задач в условиях ограниченности ресурсов. Но есть, разумеется, и причины субъективного плана — как недостаточная готовность инициаторов проекта вести дело практически, так и недостаточная готовность людей принимать предлагаемый проект в качестве «своего» и полезного для общества.
Тем не менее, многие незавершенные и неосуществленные социальные, культурные, строительные, инженерные и другие проекты становятся важными элементами социокультурной среды, оказывают воздействие на направление творческой деятельности, на умонастроения людей.
Такие проекты тоже необходимо анализировать, для того чтобы учесть допущенные ошибки и в будущем не совершать их.
Успешное завершение проекта можно отметить небольшим праздником для команды. Это позволит пообщаться в неформальной обстановке, сгладить какие-то шероховатости, если они были, а главное, публично отметить работу всех участников и выразить благодарность за работу.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какие задачи стоят пред менеджером при реализации проекта?
2. Что включает в себя анализ текущего положения дел?
3. Как нужно собирать информацию для оценки хода работ?
4. Какие виды контроля вы знаете?
5. Что включают в себя текущие отчеты для заказчика?
6. Как часто нужно отчитываться перед заказчиком о ходе работ?
7. Какие способы ликвидации отставания по срокам вы знаете?
8. Какие существуют правила использования резерва времени?
9. Какие типичные проблемы могут возникать в проекте?
10. Нужно ли информировать заказчика о возникающих проблемах?
11. Что такое завершение проекта?
12. Что включает в себя завершение договорных обязательств?
13. Как происходит освобождение персонала из проекта?
14. Что включает в себя анализ проекта?
15. Нужно ли анализировать незавершенные и неосуществленные проекты?
Что такое руины проекта?
ГЛОССАРИЙ
Бюджет проекта – необходимые денежные средства, выделенные на выполнение проекта.
Внедрение – использование и эксплуатация в реальных условиях продукта, полученного в результате выполнения проекта.
Выполнение – завершение проекта или задачи с соблюдением определенных условий (получение ожидаемых результатов в срок и соблюдением бюджета)
Заказчик – главный участник проекта, его будущий владелец или пользователь
Качество проекта – это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Команда проекта – группа лиц, которые работают над проектом под управлением менеджера проекта.
Контрольная точка – показатель завершения какого-то важного этапа проекта, используются для того, чтобы легче было отслеживать ход выполнения работ.
Концепция проекта — это его основные положения, представленные в определенной системе. Назначение концепции — определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения
Менеджер проекта – это лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта
Объем работ – формальное описание и определение работ, которые входят в проект.
Предшествующая задача – задача, до выполнения которой нельзя приступить к текущей.
Продолжительность– время от начала до завершения работы над задачей, включает в себя как время активной работы, так и любые задержки и ожидание между началом и завершением работы.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результата, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Резерв – запас времени и средств, которыми располагает менеджер проекта дополнительно к времени и средствам, необходимым для завершения проекта. Используется для управления рисками, связанными с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в рамках проекта, а величина резерва зависит от объема рисков.
Риски – потенциальная, часто измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и последствий в виде потерь, ущерба.
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам
Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Стартовая встреча – встреча, проводимая перед запуском проекта, чтобы удостовериться, что команда проекта готова приступить к нему.
Тестирование – структурированный и контролируемый процесс оценки соответствия результатов проекта, требованиям, перечисленным в спецификации.
Трудоемкость – количество времени, которое один исполнитель тратит на выполнение задачи.
Управление изменениями – это процесс прогнозирования и планирования изменений, регистрация, их детальное изучение, оценка возможных последствий, одобрение или отклонение изменений, координация исполнителей, которые будут их реализовывать
Управление рисками – совокупность методов анализа и нейтрализации факторов риска, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих действий
Участники проекта – это физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект и чьи интересы могут быть непосредственно затронуты при осуществлении проекта, заинтересованные в его успешной или неуспешной реализации.
Экономическая выгода – цель коммерческого проекта, используется для обоснования расходов и выделения ресурсов под проект.