Что такое румпельное отделение
Рулевое устройство судна
Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна или удерживать его на заданном курсе.
В последнем случае задачей рулевого устройства является противодействие внешним силам, таким как ветер или течение, которые могут привести к отклонению судна от заданного курса.
Рулевые устройства известны с момента возникновения первых плавучих средств. В древности рулевые устройства представляли собой большие распашные весла, укрепленные на корме, на одном борту или на обоих бортах судна.
Во времена средневековья их стали заменять шарнирным рулем, который помещался на ахтерштевне в диаметральной плоскости судна. В таком виде он и сохранился до наших дней.
Рулевое устройство состоит из руля, баллера, рулевого привода, рулевой передачи, рулевой машины и поста управления (рис. 1.34).
Рулевое устройство должно иметь два привода: главный и вспомогательный.
Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 150 одного борта на 150 другого борта не более чем за 60 секунд при максимальной эксплуатационной осадке судна и скорости, равной половине его максимальной эксплуатационной скорости переднего хода.
Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмотрено из румпельного отделения. Переход с главного на вспомогательный привод должен выполняться за время, не превышающее 2 минуты.
По положению пера руля относительно оси вращения баллера различают (рис. 1.35):
В зависимости от принципа действия различают пассивные и активные рули. Пассивными называются рулевые устройства, позволяющие производить поворот судна только во время хода, точнее сказать, во время движения воды относительно корпуса судна.
Винторулевой комплекс судов не обеспечивает их необходимую маневренность при движении на малых скоростях. Поэтому на многих судах для улучшения маневренных характеристик используются средства активного управления, которые позволяют создавать силу тяги в направлениях, отличных от направления диаметральной плоскости судна. К ним относятся: активные рули, подруливающие устройства, поворотные винтовые колонки и раздельные поворотные насадки.
Рис. 1.36 Активный руль
Рис. 1.37. Раздельные поворотные насадки
Подруливающие устройства (рис. 1.38). Необходимость создания эффектив- ных средств управления носовой оконечностью судна привела к оборудованию судов подруливающими устройствами.
ПУ создают силу тяги в направлении, перпендикулярном диаметральной плоскости судна независимо от работы главных движителей и рулевого устройства.
Подруливающими устройствами оборудовано большое количество судов самого разного назначения. В сочетании с винтом и рулем ПУ обеспечивает высокую маневренность судна, возможность разворота на месте при отсутствии хода, отход или подход к причалу практически лагом.
Рис. 1.38. Подруливающие устройства
В последнее время получила распространение электродвижущаяся система AZIPOD (Azimuthing Electric Propulsion Drive), которая включает в себя дизель-генератор, электромотор и винт (рис. 1.39).
Дизель-генератор, расположенный в машинном отделении судна, вырабатывает электроэнергию, которая по кабельным соединениям передается на электро-мотор. Элетромотор, обеспечивающий вращение винта, расположен в специальной гондоле. Винт находится на горизонтальной оси, уменьшается количество механических передач. Винторулевая колонка имеет угол разворота до 3600, что значительно повышает управляемость судна.
экономия времени и средств при постройке;
уменьшается вибрация корпуса судна;
отсутствует эффект резонанса гребного винта.
На рис. 1.41. показана схема расположения приборов и пультов управления: один пульт для управления судном при движении вперед, второй пульт для управления судном при движении кормой вперед и два пульта управления на крыльях мостика.
Рис. 1.40. Танкер двойного действия – Double Acting Tanker (DAT) TEMPERA
Рис. 1.41. Панель управления судна оснащенного двумя модулями AZIPOD
Перед каждым выходом в море рулевое устройство готовят к работе: тщательно осматривают все детали, устраняют обнаруженные неисправности, трущиеся части очищают от старой смазки и смазывают вновь.
Затем под руководством вахтенного помощника капитана проверяют исправность рулевого устройства в действии путем пробной перекладки руля. Перед перекладкой надо убедиться, что под кормой чисто и никакие плавсредства и посторонние предметы не мешают повороту пера руля.
Одновременно проверяют легкость вращения руля и отсутствие даже незначительных заеданий. Во всех положениях пера руля сличается соответствие показаний рулевых указателей и время, затрачиваемое на перекладку.
Между ходовым мостиком и румпельным отделением должны быть установлены две независимо действующие линии связи.
По прибытии в порт и по окончании швартовки руль ставят в прямое положение, выключают энергию на рулевой двигатель, осматривают рулевой привод и если все найдено в должном порядке, закрывают румпельное отделение.
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
(Tiller room) — отделение на судне, в котором помещается румпель.
Смотреть что такое «РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ» в других словарях:
Румпельное отделение — Румпельное отделение служебное помещение на судне, предназначенное для установки рулевой машины[1]. Описание Чаще всего в румпельном отделении размещают аварийный пост управления этой машиной[1]. Само отделение находится в корме какого либо … Википедия
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ — суд. служ. помещение, предназнач. для установки рулевой машины; обычно в нем размещают авар, пост упр. этой машиной. Располагается в корм, части судна. У судов, оборудованных нос. рулем, напр, у нек рых паромов, имеется и носовое Р. о … Морской энциклопедический справочник
Цесаревич (броненосец) — «Цесаревич» c 31 марта 1917 «Гражданин» … Википедия
Гражданин (броненосец) — «Цесаревич» c 31.03.1917 «Гражданин» Линейный корабль «Цесаревич» в Гельсингфорсе, 1914–1917 годы. Основная информация … Википедия
Бой у Чемульпо — Русско японская война … Википедия
Подвиг Варяга — Бой у Чемульпо Русско японская война «Варяг» после сражения Дата 27 января (9 февраля) 1904 года … Википедия
Крейсер «Аврора» — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
Крейсер «Аврора» — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
Крейсер Аврора — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
верхняя палуба судна — верхняя палуба Непрерывная по всей длине самая верхняя палуба судна. Примечание В зависимости от назначения палуба может быть: шлюпочной, прогулочной, рыбзавода и др. Схема расположения палуб на судне 1 палуба рубки судна III яруса; 2 палуба… … Справочник технического переводчика
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Смотреть что такое «РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ» в других словарях:
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ — (Tiller room) отделение на судне, в котором помещается румпель. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Румпельное отделение — Румпельное отделение служебное помещение на судне, предназначенное для установки рулевой машины[1]. Описание Чаще всего в румпельном отделении размещают аварийный пост управления этой машиной[1]. Само отделение находится в корме какого либо … Википедия
Цесаревич (броненосец) — «Цесаревич» c 31 марта 1917 «Гражданин» … Википедия
Гражданин (броненосец) — «Цесаревич» c 31.03.1917 «Гражданин» Линейный корабль «Цесаревич» в Гельсингфорсе, 1914–1917 годы. Основная информация … Википедия
Бой у Чемульпо — Русско японская война … Википедия
Подвиг Варяга — Бой у Чемульпо Русско японская война «Варяг» после сражения Дата 27 января (9 февраля) 1904 года … Википедия
Крейсер «Аврора» — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
Крейсер «Аврора» — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
Крейсер Аврора — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
верхняя палуба судна — верхняя палуба Непрерывная по всей длине самая верхняя палуба судна. Примечание В зависимости от назначения палуба может быть: шлюпочной, прогулочной, рыбзавода и др. Схема расположения палуб на судне 1 палуба рубки судна III яруса; 2 палуба… … Справочник технического переводчика
Румпельное отделение
Описание
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Румпельное отделение» в других словарях:
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ — (Tiller room) отделение на судне, в котором помещается румпель. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
РУМПЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ — суд. служ. помещение, предназнач. для установки рулевой машины; обычно в нем размещают авар, пост упр. этой машиной. Располагается в корм, части судна. У судов, оборудованных нос. рулем, напр, у нек рых паромов, имеется и носовое Р. о … Морской энциклопедический справочник
Цесаревич (броненосец) — «Цесаревич» c 31 марта 1917 «Гражданин» … Википедия
Гражданин (броненосец) — «Цесаревич» c 31.03.1917 «Гражданин» Линейный корабль «Цесаревич» в Гельсингфорсе, 1914–1917 годы. Основная информация … Википедия
Бой у Чемульпо — Русско японская война … Википедия
Подвиг Варяга — Бой у Чемульпо Русско японская война «Варяг» после сражения Дата 27 января (9 февраля) 1904 года … Википедия
Крейсер «Аврора» — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
Крейсер «Аврора» — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
Крейсер Аврора — «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия
верхняя палуба судна — верхняя палуба Непрерывная по всей длине самая верхняя палуба судна. Примечание В зависимости от назначения палуба может быть: шлюпочной, прогулочной, рыбзавода и др. Схема расположения палуб на судне 1 палуба рубки судна III яруса; 2 палуба… … Справочник технического переводчика