Что такое русь 4 класс музыка
Конспект и презентация урока музыки в 4 классе по теме «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по Музыке 4 класс
Дата проведения: _____________
Тема урока: «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Тип урока : изучение нового материала.
Цель урока: воспитание любви к родине, через знакомство с музыкальным произведением кантата “Александр Невский” С. С. Прокофьева.
— вспомнить жизнь и подвиги святого князя Александра Невского;
— познакомить детей с фрагментами из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева;
— развивать познавательный интерес учащихся;
— развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение героико-патриотической кантаты;
— развивать умение делать выводы и строить умозаключения;
— развивать вокально-хоровые навыки;
— воспитывать уважение к классической музыке;
— воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ: дети научатся развивать умение размышлять о прослушанной музыке, понимать её интонационно-образное начало, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, применять для общения на уроке различные виды речи (монолог, диалог с учителем и одноклассниками); петь по группам или хором.
Регулятивные УУД: целеполагание, оценка результата.
Познавательные УУД : умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД : умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД: способность нравственно – эстетического оценивания усвоенного материала.
Основные понятия: кантата, альт.
Музыкальное сопровождение: Кантата “Александр Невский” (видео-фрагменты).
Оформление доски: репродукции картин с изображением героических страниц истории России, портреты композиторов М. Глинка, С.С Прокофьева.
2 . Повторение пройденного материала
-Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
-Какие жанры вы можете назвать?
— Сейчас мы с вами вспомним русские народные песни и определим к кому жанру относится.
“ Во кузнице …” – трудовая
«Солдатушки, бравы ребятушки»- военная
— Давайте вспомним песню «Солдатушки, бравы ребятушки» по группам.
“ Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?”
“Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!” 2р
“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши матки?”
“Наши матки – белые палатки,
Вот где наши матки!” 2р
“Солдатушки, бравы ребятушки,
А где же ваши жёны?”
“Наши жёны – ружья заряжены,
Вот где наши жёны!”2р
“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?”
“Наши сестры – штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!” 2р
“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?”
“Наши детки – пули наши метки,
Вот где наши детки!” 2р
-жанры русских народных песен.
-колыбельная, военные, лирические, трудовые, хороводные, праздничные, плясовые.)
Учащиеся исполняют группами: девочки –солдатушки……, мальчики- наши деды….
3. Изучение нового материала.
Тема нашего урока «Я пойду по полю белому». Из какого жанра эти строчки нам поможет кроссворд, где и спрятано ключевое слово.
музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра? (концерт)
инструментальная музыка? (симфония)
коллектив музыкантов? (оркестр)
музыкально- сценическое произведение? (балет)
скорость мелодии? (темп)
сольный номер в опере? (ария)
Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
Немного из биографии С. Прокофьева.
Запишите название и автора себе в тетрадь.
Портрет автора на доске.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 г в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатерининской губернии в семье учёного –агронома Сергея Алексеевича Прокофьева.
Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна Прокофьева, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили на самом высоком уровне театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыка с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет написал 2 оперы «Великан» и «На пустынных островах».
После окончания консерватории Прокофьев много лет путешествовал по разным странам. Он посетил Англию и Америку, Францию и Испанию, Японию и Кубу. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты ставились ведущими театрами мира. Творчество Прокофьева получило всемирное признание.
Среди его сочинений оперы «Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Война и мир»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»; кантата «Александр Невский»; симфонии, концерты для инструментов с оркестром; музыка к фильмам.
Прокофьев немало написал произведений для детей. Это песни, сборники фортепианных пьес и, конечно, знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк», написанная на собственный сюжет. Каждый персонаж охарактеризован определённым инструментом или группой инструментов. Волк-валторнами, Птичка-флейтой, Утка- гобоем, Петя-группой струнных инструментов. Позднее «Петю и волка» экранизировал американский мультипликатор Уолт Дисней.
Прокофьев был довольно сильным шахматистом, большой интерес вызывал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 г, выигранный Ойстрахом. В 1914 г Прокофьев победил в сеансе будущего чемпиона мира по шахматам Капабланку.
Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 г. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.
— Сегодня мы с вами послушаем отрывок из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”
Презентация по музыке на тему «Русь изначальная-2 » (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Г.В.Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ Подготовила: учитель музыки МАОУ гимназии №53 г.Нижнего Новгорода Шишкина Светлана Викторовна
Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998 г.г.)-советский и российский композитор, пианист.
Г.В.Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» В основу кантаты положены четыре стихотворения С.Есенина, относящиеся к разным годам. Первое — «Прощай, родная пуща. » (1916) — прощание крестьянского сына, уходящего из родной деревни. Второе — «Топи да болота. » (1914) — щемящий сердце пейзаж родного края, скромного, «забытого и родного». Третье — «Я странник убогий. » (1915) — образ смиренного молящегося странника, идущего по родной стране с Иисусом в сердце. И, наконец, финальное, четвертое, — «Наша вера не погасла. » (1915), которому Свиридов дал название «Не ищи меня ты в Боге», — размышления о судьбе России, приводящие поэта к горькому, хотя внешне оптимистическому итогу. Четырехчастной кантате композитор предпослал эпиграф из Есенина: «Русь моя, деревянная Русь!»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1001253
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока с презентацией на тему «Музыка в Древней Руси» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ музыка в Древней Руси.doc
МБОУ СОШ № 4 НГО, Колташова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Тема урока: Музыка в Древней Руси
Цели урока: На основе интеграции музыкальных, исторических знаний изучить особенности фольклорного творчества древних славян.
Развивающие: Развивать умение применять уже полученные знания по музыке и истории, краеведению при изучении нового материала, умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать умение сравнивать, наблюдать; делать выводы, музыкально-исполнительную культуру.
Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, уважительного отношения к прошлому своей Родины, художественно-эстетический вкус, интерес к народной музыке.
Образовательные: расширить знания о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях, дать представление о русской народной песне и её разновидностях: календарной, обрядовой, воинской(рекрутской),плясовой(хороводной, свадебной, бытовой и т.д.
Тип урока: урок изучения нового материала.
По источникам знаний: словесные (работа с дополнительной литературой);
Предметные: уметь давать характеристику разновидностям музыкальных произведений, характерных для Древней Руси
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.
УМК «Окружающий мир 4 класс. Начальная школа 21века» (учебник)
Презентация урока, инструкционные карточки для работы групп.
Компьютер и мультимедийный проектор.
Музыкальные инструменты (шумовые)
Название этапа урока
Основная задача этапа
Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, формируемые понятия
—определение внешней готовности учеников к работе;
Наш урок начнем с мозгового штурма, готовы!
Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку .
самоопределение; нравственный выбор.
Название этапа урока
Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала
Основная задача этапа
Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, формируемые понятия
— Что объединяет данные понятия: пословица, поговорка, потешка, сказка, песня?
— Откуда берут начало произведения устного народного творчества?
— Определите, какой из жанров фольклора будет главным на уроке?
— Тема урока «Музыка в Древней Руси», и не случайно сегодня наш урок проходит в кабинете музыки.
— На какой вопрос вы хотите дать ответ сегодня на уроке
-Так давайте же приоткроем странички истории наших предков, выясним особенности музыки в Древней Руси.
— Что для этого нужно сделать?
Отвечают на вопрос
Слушают музыкальное произведение
Учащиеся высказывают свои предположения в качестве вывода; аргументируют свои мысли; совместно формулируют тему урока и задачи.
Предлагают план решения проблемы
Учащиеся слушают информацию; осмысливают.
самоопределение; нравственный выбор.
устное народное творчество
Звучит музыкальное произведение «Барыня» (со звучанием бересты)
Музыка Древней Руси
— Сегодня нам предстоит работа в группах. Каждая группа будет выполнять индивидуальное задание (теоретического и практического характера), а затем представлять информацию для всего класса. В конце урока каждому предстоит ответить на главный вопрос урока, который вы самостоятельно оцените.
Общая оценка за урок будет складываться из умения добывать информацию, исполнять музыкальные произведения, оформлять полученную информацию в тетради.
Учащиеся изучают информацию, которая дана на слайде.
Учащиеся слушают информацию; осмысливают; запоминают.
Название этапа урока
Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)
Основная задача этапа
Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.
Сод е ржание этапа
Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, формируемые понятия
— в какой музыкальной деятельности могли проявить себя древние славяне?
— Что подразумевает вокальная деятельность?
— Ваша задача расшифровать жанры русских народных песен, рассказать об их особенностях и исполнить в соответствии с характером:
— 1 группа: хороводная
— 2 группа: лирическая
— 3 группа: солдатская (воинская, рекрутская)
— Рассмотрите репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге», какой жанр русской народной песни она символизирует? (трудовую)
— Прослушайте трудовую песню «Эй, ухнем!», в чём её особенности.
Фронтально выполняют задание.
Самостоятельно работают с информацией
Анализируют, обобщают, составляют схему
Организуют учебное сотрудничество в группе; распределяют работу; ставят цели, задачи.
Развивают мышление, внимание; контролируют результат своей деятельности.
Умение принимать мнение другого
В вокальной и инструментальной
Карточки помощники для организации работы в группах
Название этапа урока
Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.
Основная задача этапа
Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, формируемые понятия
— Перечислите жанры вокальной музыки, характерной для Древней Руси
— Что относится к инструментальной музыке?
— Рассмотрите предметы на ваших столах, какие из них могли принадлежать музыкантам Древней Руси?
— Назовите одним словом, выделите самый древний инструмент.
Хочу сказать, что вы показали умение работать в группе, распределять роли, сравнивать, работать с источниками информации, в соответствие с характером исполнять музыкальное произведение.
Я предлагаю работу проверить, удалось ли нам выяснить особенности музыки в Древней Руси, продолжите схему на доске. Сравните свою работу в тетради с доской
Работают с информацией.
понятия «струнно-щипковые инструменты, духовые, ударные»
обсуждение; принятие единого мнения.
Контролируют свои действия.
Самооценка деятельности, заполняют схему в тетради
Название этапа урока
Инструктаж о выполнении домашнего задания.
Основная задача этапа
Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж.
Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, формируемые понятия
Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию.
Составить песенный семейный журнал
Записывают задание в дневник.
Название этапа урока
Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
Основная задача этапа
Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений.
Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, формируемые понятия
Сегодня была плодотворная работа. Мы попытались приоткрыть странички обыденной жизни наших предков и проследить историю возникновения музыки в Древней Руси.
Удалось ли нам выделить особенности музыки Древней Руси?
Сейчас подведем итоги.
Выставляются итоговые оценки за урок.
А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:
Большое спасибо я вам всем говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
Урок окончен, всем спасибо!
Учащиеся включаются в беседу с учителем.
Делают свои комментарии по работе своей группы и других групп.
В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу групп в целом и степень вовлеченности каждого.
Музыка Древней Руси
— солдатская (воинская, рекрутская)
Задания для групп (разрезать слоги, раздать для работы групп)
Выбранный для просмотра документ музыка в древней руси.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Невьянск, Свердловской области Колташова С.Н. Музыка в Древней Руси (интегрированный урок по окружающему миру и музыке в 4 классе)
Задание: 1. Расшифруйте жанры русских народных песен, расставив правильно слоги и буквы в слове; 2. Определите характер звучания песни: веселый, звонкий, задорный, озорной, протяжный, напевный, спокойный, задушевный, плясовой, радостный, энергичный, бодрый, маршевый, торжественный; 3. Расскажите об особенностях жанра вашей песни. Жанры русских народных песен
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект интегрированного урока окружающего мира с презентацией «Музыка в Древней Руси», 4 класс по программе «Начальная школа 21 века»
Цели урока: На основе интеграции музыкальных, исторических знаний изучить особенности фольклорного творчества древних славян.
Развивающие: Развивать умение применять уже полученные знания по музыке и истории, краеведению при изучении нового материала, умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать умение сравнивать, наблюдать; делать выводы, музыкально-исполнительную культуру.
Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, уважительного отношения к прошлому своей Родины, художественно-эстетический вкус, интерес к народной музыке.
Образовательные: расширить знания о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях, дать представление о русской народной песне и её разновидностях: календарной, обрядовой, воинской(рекрутской),плясовой(хороводной, свадебной, бытовой и т.д.
Тип урока: урок изучения нового материала.
По источникам знаний: словесные (работа с дополнительной литературой);
Предметные: уметь давать характеристику разновидностям музыкальных произведений, характерных для Древней Руси
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.
Музыка Древней Руси
Эта презентация может помочь учителям 4 класса провести урок окружающего мира по теме «Культура древней Руси»
Музыка – это как бы узор, сотканный из звуков. Источником звуков может быть что угодно – голос, музыкальные инструменты, любые другие предметы. Многообразие музыки безгранично!
С древних времен ее использовали при религиозных церемониях, на торжествах и празднествах и просто для отдыха. Люди верили, что музыка обладает магической силой и способна защитить их от врагов и злых духов, исцелить и принести удачу. Поэтому пению и танцам отводилась большая роль в очень многих религиях.
Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века
Музыкальная культура древней Руси вплоть до XVII века состояла из двух параллельных пластов. С одной стороны, это была народная музыка, главным жанром которой была песня.
Вторым пластом была музыка церковная. Когда в церкви слушаешь Церковную песню, которую исполняет обычно мужской хор, то сразу чувствуешь что ты становишься добрее и терпеливее, тебе сразу захочется совершать добрые, хорошие поступки.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.
Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:
1.Благовест (равномерные удары в большой колокол),
2.Перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот) 3.Собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
И в наши дни люди во время работы, отдыха поют или слушают музыку. Она окружает человека повсюду. Надо только уметь услышать ее – в шуме моря, в дуновении ветерка, в щебетанье птиц…