Что такое русь это страна где много рек и озер автор
«Русь» – что это слово означает?
«Русь» – что это слово означает? Детские вопросы
Дорогие ребята! Вы наверняка слышали слово «Русь», а если еще не слышали, то обязательно услышите! Но, чтобы быть подкованными, то есть, подготовленными, вам нужно понять это слово своими сердечками. В этом нам поможет замечательный писатель Станислав Романовский.
«Что означает само это загадочное слово — Русь? Короткое— в один слог всего! — а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами — Русь, русские, Россия…
Что такое Русь? Русь — это страна, где много рек и озер, а русский — это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвел!
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора… Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу, у меня слёзы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!»
Русская пословица нам говорит: “За морем теплее, а у нас светлее”.
Русь- родовое устройство страны.
Русь- родовой уклад страны.
Дополнение: слово “Русь” – образовано от прилагательного “русья”, “росья” (светлый(ая), чистый(ая), святой (ая), санскрит) как и в славянских языках, также прилагательные оканчивающиеся в женском роде на “я”, так как отвечают на вопрос : “какая?” Отсюда ясно, что Русь и и производное от “росья” слово Россия – женского рода, что согласуется с подразумевающимся к нему по смыслу словом “земля”, “сторона”. (Основания для такого названия были, но это совсем другая, языческая тема, раскрытие которой не подходит для этого сайта.) Нам всем нужно, для счастливой и гармоничной жизни, снова наполнить этим глубоким смыслом название нашей Родины – улучшив себя, очистив наши души и жизни до светлого состояния праведности, святости и показать этим пример другим народам – таково предназначение всех, живущих в чистом, светлом, святом пространстве – Руси (неважно какой её части – Малой, Белой или Великой – важно стремление в ней живущих к Свету Жизни, к правде и совести – к Свету Бога).
Северянам хорошо известно, что многие названия северных рек и гор, имеют санскритские корни. Например, имение художника Николая Рериха недалеко от Архангельска, называлось Сварга – на санскрите, от которого берёт начало язык славян, это означает Небесная, (божественная) Обитель, а на славянском Сварог – имя верховного бога. (У современных индусов он называется сейчас Ишвара).Или например, название реки Двина – переводится с санскрита – “Двойная”, реки Сухона – “Пересыхающая”, Кинешма – осока, камыш и т.д. Подробно о санскритской топонимике русского севера написано индийским профессором в труде “Арктическая прародина в Ведах” – о древней родине ариев(арья, прилагательное, означающее “Благородный” на санскрите), предков индоевропейцев. Cлыша слово “Русь”, любой, знающий санскрит понимает, что означает это слово – оно означает”Чистая”, “Светлая”, “Святая” страна, земля – место чистых,светлых, святых людей.Поэтому,”русский” – это любой, имеющий чистую, светлую, святую душу и живущий в светлом, чистом, святом пространстве, земле” – так говорят индийские брамины, знающие священный древний праязык ариев. В современном языке сохранился этот корень в словах “роса” – чистая, святая вода и “русый” – светловолосый (блондин – слово не славянское). Отсюда и название страны Россия, но западные славяне. расставшиеся с нами 800 лет назад, например, сербы, и сейчас называют нашу страну так, как и мы себя называли тысячу лет назад – “Русья”. Так что говорить “Святая Русь” – дважды повторять одно и то же понятие.
Что такое русь это страна где много рек и озер автор
Автор: Мещанинова Оксана Анатольевна
Организация: МБОУ Гимназия №23
Населенный пункт: Московская область, г. Химки
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 в
Дата: 21.10.2015
Программа УМК «Перспектива»
Тема урока: С. Романовский «Русь»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
— обучение анализу художественного произведения;
— развитие умения определять тему и идею произведения;
— совершенствовать речевую деятельность учащихся, обогатить словарный запас учащихся;
— воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки, плакат с изображением березы
I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.
Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
II.Актуализация знаний Формулирование темы урока.
III.Проверка домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания, настроить детей на работу
«Звучит песня «О, моя Россия!»
-Ребята, о чем песня, которую вы сейчас прослушали?
-Какая тема нашего урока?
(Действительно, сегодня на уроке мы свами продолжаем говорить о России, о нашей Родине)
Прослушивание стихотворений о России.
-Дома вы готовились к уроку и подготовили чтение наизусть стихотворений о России.
-Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.
Включаются в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают стихотворения о России наизусть ( 3-4 человека)
IV.Постановка учебной задачи
Сообщение темы и постановка целей урока.
V.Первичное восприятие текста.
VI.Осмысление Повторное чтение текста
1. Организовать получение информации на основе приема чтения с остановками, ответами на вопросы.
2. Обменяться мнениями.
(Мнение каждого ученика ценно!)
-Россию восхваляли не только композиторы, поэты, но и писатели. Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с одним из таких писателей – это Станислав Тимофеевич Романовский. Сообщение об этом писателе для нас подготовил Дахнов Андрей.
-С.Т. Романовский очень любил и свою малую родину, село Елабугу, и свою большую Родину-Россию, поэтому написал о Родине много своих произведений. Мы с вами познакомимся с одним из его произведений «Русь».
-Ребята, прослушайте текст, какие чувства вызовет у вас это произведение?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
(Восхищение, гордость за свою родину, любовь к своей Родине, удивление)
-Чему же вы удивились?
(Русь – светлое место)
Ребята, чтобы лучше запомнить и понять произведение Романовского «Русь» прочитаем его ещё раз.
-Откуда пришло к нам слово Русь? (из седой древности»)
-Как вы понимаете значение словосочетания «из седой древности»?
(из далёкого прошлого, очень давно, из прежних времен)
-Да, слово Русь пришло к нам из седой древности. А какое слово, которое мы используем сегодня, имеет корень древнего слова Русь. (Русские)
В этих словах сохранился древний корень –рус-.
-А как же сегодня называется наша страна? (Россия)
-А народ России мы и сегодня называем Россияне.
— И все-таки, что же такое Русь?
(Русь-это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.)
Физминутка (я, ты, он, она, вместе целая страна)
— Где жил Святослав Тимофеевич некоторое время?
(Святослав Тимофеевич жил на севере в деревне, где говорят по-старинному).
-Зачем же он там жил?
-Что такое уста? (Рот, губы)
-Что значит выражение «узнать из первых уст»? (узнать от первоисточника, от непосредственного очевидца, участника)
-Что же нового интересного узнал автор, об этом прочитаем дальше.
— Ребята, что вы узнали из этой части?
(Русью светлое место зовем…Русый парень, Русая девушка) Фото. Русые –светлые люди, люди, излучающие свет.
-Как отреагировал автор на то, что он узнал от Анны Ивановны про Русь? Найдите в тексте.
— Почему слова вымолвить не мог? Какие чувства переполняли автора?
(радость, восхищение, умиление, гордость, любовь, уважение) Что же такое Русь?
Слушают презентацию о писателе С.Т. Романовском.
Прослушивают текст, отвечают на вопросы учителя.
Читают текст. Анализируют произведение. Высказывают свою точку зрения, слушают ответы одноклассников
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы в тексте
принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности.
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Работать с учебником, находить нужную информацию.
Находить ответы на вопросы.
Выразительно читать и пересказывать текст.
VII.Применение знаний и умений в новой ситуации
-А как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек, живущий в нашей светлой стране?
(Он сам должен быть светлым!)
-Что значит быть светлым?
Человек со светлой душой!
-Человек со светлой душой. Что значит?
(Добрый, скромный, милосердный, радушный, сострадательный, порядочный, честный и т.д.)
-Мы будем стремиться обладать этими качествами, чтобы быть светлыми жителями, светлой Земли русской.
-А какой светлый праздник нас ожидает 4 ноября? (Иконы Казанской Божьей Матери)
Божья Матерь – покровительница земли русской. Русский народ всегда обращался к ней с просьбой о защите своей страны.
В 1612 году эта икона помогла освободить нашу страну от польских захватчиков. Поэтому 4 ноября мы празднуем не только почитание иконы Божьей Матери, но и народный праздник.
-Как он называется? (День народного единства)
-Что же это за праздник?
( Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.
Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву и завоевали обманом стольный град русский.
Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Но нашлись и защитники земли русской- добрый молодец Козьма Минин и князь Дмитрии Пожарский. И встали они на защиту Родины.
-А теперь посмотрим как это было.
-В чем же сила России? (в единстве и сплоченности народа)
-А сколько народов живет в России? (более 150)
-А что же является народными символами России? (балалайка, матрешка, береза и т.д)
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы в задании.
Умение работать в паре.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции..
VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)
Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания
— Выберем один из символов России –березу.
-Олег Шестинский сказал:
-Что связывает березу и Русь? (Береза как и Русь светлая)
-Почему еще береза-это символ Руси, России?
(Растет на русской земле, корни ее на русской земле, а сама к свету, к солнцу тянется)
-Посмотрите на нашу березу. Давайте нарядим ее.
Перед вами листочки : зеленые, желтые и оранжевые.
Выберите один листок, в зависимости от вашего впечатления от работы на уроке.
Зеленый- я доволен своей работой, у меня все получилось
Оранжевый- не доволен собой, были проблемы, не все удалось, еще нужно много работать
-Посмотрите, какая береза красивая у нас получилась.
Итог: О каком произведении мы говорили сегодня на уроке?
Кто автор этого произведения?
-Что нового вы узнали?
-О чем бы вам еще хотелось узнать?
Д.з. подготовить пересказ рассказа «Русь»; на след. уроке мы будем продолжать говорить о России и ее героях. Подготовьте сообщение об Александре Невском. (по желанию).
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке
Что означает слово русь
Писатель: Станислав Тимофеевич Романовский (1931—1996) «Слово Русь»
«Что означает само это загадочное слово — Русь? Короткое— в один слог всего! — а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами — Русь, русские, Россия…
Что такое Русь? Русь — это страна, где много рек и озер, а русский — это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвел!
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора… Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу, у меня слёзы из глаз от радости. Русь — светлое место! Русь — страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!»
Русская пословица нам говорит: “За морем теплее, а у нас светлее”.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Урок литературного чтения по теме: «Романовский С. «Русь»
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 век»
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Романовский С. «Русь»»
— Формирование умения рассуждать;
— Понимать смысл произведения;
— Развитие творческой деятельности;
— Познакомиться с новым произведением.
Проверка домашнего задания.
Проверка наличия выполненного творческого задания
(Литературное чтение»: стр.4 № 4).
Чтение стихотворения И. Никитина наизусть.
Знакомство с новым материалом.
С. Романовского «Русь».
О чем это произведение?
Объясняется, откуда появилось название «Русь».
Как автор объясняет слово
«Страна, где много рек и озер».
А что такое «русь» на севере?
Отчего заплакал автор?
Что вызвало такие эмоции?
Найдите в тексте диалог
автора и Анны Ивановны.
Что такое диалог? Прочитайте об этом на странице 9.
Прочитайте диалог по ролям.
Прочитайте вслух последние сложения. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.
Как вы понимаете ряд слов «Русь, Родина, Родительница моя»?
В них заключены любовь и уважение к своей Родине.
РТ «Литературное чтение»: стр.
РТ «Литературное чтение»: стр. 5 №2.
РТ «Литературное чтение»: стр. 5№3.
IV. Домашнее задание.
1. РТ «Литературное чтение»: стр. 5 № 4.
Что такое русь это страна где много рек и озер автор
Что обозначает само это загадочное слово — Русь?
Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий У воды.
Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь — светлое место!
Русь — страна света.
Милая светоносная моя Русь,
Родина, Родительница моя!
1. Как автор объясняет слово Русь? Найди ответ в тексте и прочитай.
2. Чем поразила автора встреча с хозяйкой? Расскажи.
3. Какие слова вызвали радость у автора- рассказчика? Можно ли заплакать от радости? Подтверди свой ответ словами текста.
4. Найди диалог автора с хозяйкой.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц (героев произведения).
5*. Прочитай последние предложения выразительно. 1 Как ты понимаешь ряд слов: «Русь, Родина, Родительница моя»? Объясни.