Что такое русская литература сочинение кратко
Сочинение Что такое Литература (15.3)
Жизнь каждого современного человека – это череда радостных и печальных событий. Но все они рано или поздно находят отражение полностью или частично в разных видах искусства.
Литература вбирает в себя жизненные эпизоды в различных проявлениях с точки зрения разных писателей и поэтов. Поэтому, обращаясь к литературным произведениям, можно бесконечно пополнять багаж знаний разной информацией.
Считаю, что литература присутствует в моей жизни с раннего детства в виде колыбельных песен, прибауток. Радостно понимать, что она присутствует в судьбе даже тогда, когда человек еще находится в том возрасте, когда не осознает этого. Поэтому данное понятие знакомо, привычно буквально с рождения. С другой стороны, с каждым годом под влиянием возраста, жизненного опыта, воздействием испытаний и жизненных разочарований ее понимание изменяется. Впечатления от прочитанных произведений в разное время изменяется, усиливаются впечатления. Мы становимся мудрее, что и подтверждают выводы, которые люди делают спустя годы. Безграничные возможности литературы в целом – это такие запасы информации, где можно найти вопрос на любой ответ.
Когда рядом со мной лежат книги, я чувствую себя увереннее, потому что считаю их незаменимыми друзьями. Они рассказывают обо всем на свете, о тех местах и людях, с которыми нет возможности встретиться лично. Но благодаря талантливым писателям мы можем воспользоваться советом, узнать о необыкновенных объектах природы или просто насладиться описанием пейзажей, не задумываясь о серьезных вещах.
Представляя собой мыслительную деятельность людей с самым разным опытом, характерами и судьбами, мы имеем богатую кладезь примеров для своей жизни. Их труды – это и советы, и показатель того, как нужно поступать, чтобы быть счастливым, это примеры воспитательных моментов. Имея дело каждый день с книгой, мы создаем прочную основу для пополнения знаний, которые вводят нас в мир добра, труда и гармонии. Герои литературных произведений зачастую становятся вымышленными друзьями, но имеющими огромное влияние на наше мировоззрение, дальнейшие интересы. Книги занимают свободное время, избавляя от скуки, помогают отвлечься от печальных новостей и неудач.
Таким образом, для меня литература – это своеобразное ежедневное открытие, которое сопровождает на протяжении всей жизни, обучая тому, что самостоятельно познать сложно. Она помогает самореализоваться в жизни, анализируя свое поведение и помогает узнать людей и явления окружающего мира.
2 вариант
Литература – очень древний вид искусства, берущий своё начало в XXVII—XXVI вв до н. э. Тысячелетиями люди, владеющие этим искусством, дарили читателям свои работы. Кто-то посредством книги делился своими жизненными взглядами и жизненными позициями, рождая такое направление как философия. Кто-то из авторов формировал художественное направление, делясь с читателями интересными историями, рожденными прекрасно развитой фантазией. Ученые-авторы, создавая первые научные труды, дарили аудитории свои наблюдения и умозаключения о каких-либо явлениях природы.
Для меня литература – это, в первую очередь, источник духовного развития. Будь то роман, повесть, басня, комедия, трагедия и т.п. – все они несут в себе мораль. Мораль дает представление мне о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, о нормальных моделях поведения, основанном на этих представлениях. Помимо нравственной стороны, литература открывает мне новые знания о странах, о народах и их обычаях, расширяет географические знания.
Многие книги, прочитанные мной, заинтересовали меня в том или ином вопросе. Например, прочитав популярную басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» я заинтересовался другими его произведениями, биографией писателями, узнал, что всего в его творчестве было 236 басен. Часть фраз оттуда стали для меня крылатыми, некоторые жизненные ситуации, связанные со мной, отражены несколько десятилетий назад ещё в творчестве Крылова.
Литература для меня – возможность быть эрудированным человеком, к которому можно обратиться за советом или ответом. Ещё литература – это приятное времяпровождение в поездке. Особенно, если предстоит долгий путь. За чтением книги время бежит незаметно, в дороге не устаёшь от бездействия, и зачастую времени хватает на то, чтобы прочесть её полностью. Литература даёт нам очень много возможностей для личностного развития. Эти возможности нужно использовать, особенно в эпоху развития технологий. Литература дает возможность не терять себя как личность, иметь свою точку зрения, уметь мыслить и рассуждать.
Также читают:
Картинка к сочинению Что такое литература
Популярные сегодня темы
Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.
В современном мире сложно отрицать положительное влияние технического прогресса на человека. Роботы и всякого рода техника облегчает жизнь, превращает каждодневный труд в приятное времяпрепровождение
Издавна считалось, что без принятия во внимание событий прошлого невозможно строить будущее. Безусловно, это так и есть, и подвергать факт сомнению бессмысленно.
С большой уверенностью можно сказать, что так как Айвазовский, никто из маринистов моря не изображал. Какую любовь нужно иметь к морю, чтобы так точно красками передать всю его красоту.
Русская литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Русская литература – это все литературные произведения, которые написаны на древнерусском и русском языках.
Многие произведения русских авторов по праву входят в золотой фонд мировой литературы. Помимо этого русская литература является важнейшим историко-культурным памятником.
Периодизация русской литературы:
Древнерусская литература
К древнерусской литературе относятся произведения, написанные на древнерусском и старославянском языках в период с XI по XVII век.
Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла, но по тем, что пережили ход времени, можно сделать вывод, что для произведений той эпохи были характерны стремление к исторической точности, религиозность, патриотизм и анонимность.
Жанровая система древнерусской литературы состояла из хождений, летописей, житий, слов, повестей и поучений. Эти жанры господствовали на Руси в течение столетий, однако в ходе литературного процесса ушли в прошлое.
Героями произведений древнерусской литературы становились, как правило, святые, священники или князья. Литература преследовала цель показать их жизнь, их верность священным заветам и их храбрость, чтобы создать идеальные, достойные подражания образы.
Готовые работы на аналогичную тему
Сюжеты древнерусской литературы были по большей части основаны на библейских или евангельских историях. Христианство оказало большое влияние на развитие литературы; в житиях, словах и хождениях восхвалялись христианские ценности.
Обычному человеку в древнерусской литературе уделялось мало внимания. Эта тенденция начала меняться только к XVII веке.
Несколько самых значимых произведений древнерусских авторов:
Литература XVIII века
В некоторых исследованиях это время упоминается как «русское Просвещение».
Литературе XVIII, как и древнерусской литературе, была свойственна общественно-политическая тематика. Именно в этот период были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно в это время был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.
Крупнейшие литературы XVIII века: А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Ф. И. Фонвизин, В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев и Г. Р. Державин.
Примеры произведений XVIII века:
Литература XIX века
XIX век называют Золотым веком русской литературы. Именно в этот период литература получила своё максимальное развитие.
В XIX веке самым распространённым жанром русской литературы становится роман.
В XIX веке появились новые, уникальные типы героев, такие, как, например, «маленький человек» и «лишний человек». В течение века развивались романтический герой, герой сентиментализма и герой реализма.
Самые известные русские романы XIX века принадлежат следующим авторам:
В XIX веке очень стремительно развивалась и отечественная поэзия. Ключевую роль в этом сыграло творчество А. С. Пушкина, на которое опирались поэты пушкинского круга, Фет, Тютчев и Некрасов.
Литература XX века
XX век был наполнен масштабнейшими историческими событиями, сильно изменившими жизнь в России. Литература отразила их все.
Для литературы XX век начался с Серебряного века русской поэзии. В это время появилось огромное количество новых поэтов и новых поэтических течений, которым был характерен бунтарский подход к творчеству. Символисты и футуристы бесстрашно экспериментировали с литературными формами, оставляя своим потомкам уникальное поэтическое наследие.
Поэты Серебряного века:
Второй значительнейшей эпохой литературы XX века является литература времён Советского Союза и литература, посвящённая Великой Отечественной войне.
В XX веке вышло множество произведений, так или иначе являющихся идеологический пропагандой. Героями становились простые люди, борющиеся за счастье своей страны и часто ставящие его прежде своего собственного. Другой стороной этой медали, впрочем, были произведения, критикующие советский строй и оттого часто подвергающиеся цензуре.
Современная литература
К современной литературе относятся все произведения, вышедшие в печать после развала СССР в 1991 году.
Современная литература состоит из произведений, не опубликованных сразу по написании, но увидевших свет после падения железного занавеса, постмодернистских произведений и массовой литературы.
Литература — это один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, рассказы, стихотворения, поэмы и так далее… Каждая страна обладает своей национальной неповторимой литературой. Как правило, в таких книгах изображены важные исторические периоды для данного народа, выражены его нравственные идеалы и ценности.
В литературе существует множество направлений и стилей. Основными считаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Конечно, они имеют свои подразделения.
Каждый человек под термином «литература» понимает что-то свое. Например, для меня литература — это прежде всего жизненный опыт, исторический опыт всего народа, всего человечества. Я осмелюсь сказать, что не одно направление искусства не содержит столько мудрости, как литература. Это связано с тем, что для того, чтобы написать рассказ не требуется ничего, кроме мыслей, опыта и желания что-то написать. Создавать записи можно в любых условиях, даже в полевых. Известно множество произведений, созданных в военные годы на поле битв, в окопах. Даже в такой тяжелой обстановке истинные творцы могли создавать свои шедевры.
Читая любую книгу, человек становится опытнее, мудрее. Например, в литературных произведениях можно найти ответ на волнующий вопрос, понять, как стоит себя вести. Поведение героев может натолкнуть читателя на мысль о своих недостатках и достоинствах. Авторские позиции могут способствовать переосмыслению жизненной философии читателем.
Я считаю, что с помощью чтения можно теоретически совершенствовать свою личность в дружбе, любви, ведь многие произведения посвящены межличностным отношениям людей.
Литература помогает познавать не только себя, но и историю своего государства, народа. Это немудрено, ведь важные исторические события, идеалы каждой эпохи находили свои выражения в литературных произведениях. Читая книги, можно узнать разные позиции, мнения о спорных ситуациях. Конечно, литературные произведения имеют субъективный компонент, ведь автор изображает события, пропустив их через себя. Однако, это помогает читателю понять, как воспринимали определенную ситуацию современники, и сформулировать собственную позицию по этому вопросу.
Литература очень много значит для каждого человека и каждый человек имеет свое понятие и представление о ней.
Что такое литература
Популярные сочинения
Прочтение рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» – это знакомство читателя с людьми, их привычками, родом занятий, которые существовали в конце XIX века, когда в обществе царило немало пороков.
Русскому народному празднику – масленичным гуляниям – Борис Михайлович Кустодиев посвятил несколько полотен. Перед нами картина «Масленица», созданная в 1916 году. Холст имеет панорамный вид
Окончание зимы всегда приносит некоторый позитивный настрой. Начинает понемногу ласкать душу приближающаяся весна и в таком предвосхищении порой замираешь
Доклад на тему «Русская литература»
Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.
Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории русской культуры.
Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.
К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся поучения митрополита Иллариона (XI в.), «Повесть временных лет» (XI — нач. XII вв.), «Поучение князя Владимира Мономаха» (XI — нач. XII вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), «Слово о Полку Игореве» (XII в.), «Хождение Даниила Заточника» (XII в.). Это была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных форм и жанров для последующих веков.
Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы — третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы «многошумящие» послания Ивана Грозного и «Житие протопопа Аввакума». Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило, перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.
С конца XVII в. русская культура испытывает стремительное вторжение в нее западноевропейских ценностей. Мировоззренческий переворот, совпавший с реформой языка и правописания, обусловил культурный кризис XVIII в. Писатели того времени колеблются между безусловным подражанием французским образцам и поисками собственных тем, языка и стиля. Стремление придать литературе национальное своеобразие прослеживается на протяжении всего периода: В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов создают теорию правильного русского стихосложения; А.В. Сумароков пишет песни в народном стиле; Д.И. Фонвизин создает комедии с русским бытовым содержанием и живым разговорным языком; Державин предвосхищает «священный жар» позднейшей русской лирики.
Нужна помощь в написании доклада?
Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.
Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения, когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным духовным подвигом и призванием, приобрела значение «священнодействия». В литературном творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни, высшим выражением которой стало творчество А.С. Пушкина.
С 1840-х гг. в литературе нарастает нравственная и метафизическая тревога, нашедшая теоретическое отражение в романтизме. Возникает тема «лишнего человека¦.
Эпоха «великих реформ» 1860-1870-х гг. пробудила внимание литературы к социальным вопросам. Обозначаются две творческие магистрали русской литературы. Сторонники «чистого искусства» (А. Григорьев, А.В. Дружинин, А.А. Фет) решительно восстают против морально-утилитарной функции литературы, в то время как Л.Н. Толстой ставит целью «разрушение эстетики» ради нравственного преображения людей посредством искусства. Религиозное осмысление русского опыта XIX в. нашло выражение в произведениях Ф.М. Достоевского. Преобладание в литературе философской проблематики обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы отчетливо звучат и в лирике (Ф.И. Тютчев).
В предреволюционные годы в литературе происходит новый культурный подъем, получивший название «серебряного века».
С 1890-х гг. начинается новый расцвет русской поэзии. Символизм стал не только литературным движением, но также и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова получают особую жизненную значимость, как путь к вере и вечности через искусство. Художники стремятся стать «по ту сторону добра и зла», преодолеть этику эстетикой. Мистика В.С. Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве А.А. Блока. Реакцией на религиозную возбужденность символизма, на понимание поэта как медиума высших, иррациональных сил, становится акмеизм (Н.С. Гумилев). В то же время А.П. Чехов и И.А. Бунин продолжают классическую линию русской литературы, обогащая ее новейшими достижениями в области формы.
Нужна помощь в написании доклада?
Революция 1917 г. вызвала искусственное разъединение русской литературы на отечественную и эмигрантскую, причем за рубежом оказались наиболее видные писатели. Однако в целом литература сохранила единство, основанное на причастности к традициям классической русской культуры, которые в той или иной степени присутствуют как в творчестве И.А. Бунина, В.В. Набокова, И.И. Шмелева, Г.И. Газданова, Г.В. Иванова, В.Ф. Ходасевича, так и О.Э. Мандельштама, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М. Горького, М. Шолохова. Именно эта линия русской литературы заслужила в XX в. мировое признание.
Последние великие образцы русской прозы дал А.И. Солженицын, сумевший придать второе дыхание классическому русскому роману. В области поэзии мировое признание получило творчество И. Бродского.
Путь, проделанный русской литературой в XX в., свидетельствует о ее непреходящем мировом значении и неиссякаемых творческих возможностях.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
Нужна помощь в написании доклада?
Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения
Если у образованного европейца или американца спросить, что он знает о русской культуре, обычно назовут два явления: великая русская литература и великий русский балет. Произведения Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова читают по всему миру. Эти писатели стоят в одном ряду с Гомером, Данте и Шекспиром и являются частью мировой культуры. Книга литературоведа Егора Сартакова поможет вам по-новому взглянуть на мир русской классики и проникнуть в замыслы писателей. Книга написана вместе с Level One – крупнейшим лекторием Москвы, который помогает разобраться в сложных темах, от литературы и астрономии до развития памяти и практикумов по стилю. Автор книги – Егор Сартаков, лектор Level One, старший преподаватель кафедры истории русской литературы факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук, литературовед.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Сартаков Егор, текст, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Вступление: Что делает русскую литературу великой
«Великая русская литература» — это бренд, который известен во всем мире. Произведения Толстого, Достоевского, Чехова любят в разных странах, их книги традиционно находятся в списках бестселлеров. Попробуем разобраться, в чем уникальность русской литературы, почему она привлекает западного читателя и на что нам самим стоило бы обратить внимание. А также кто первый привнес в нее эти уникальные черты. (Кто-кто… Пушкин!)
Если у образованного европейца или американца спросить, что он знает о русской культуре, обычно назовут два явления: великая русская литература и великий русский балет. Недавно к ним добавилось третье явление русской культуры, любимое во всем мире, — мультфильм «Маша и медведь». Но из этой тройки русская литература все равно остается на первом месте.
Не всякая национальная литература выходит за рамки своего языка, становясь частью мировой культуры. Лирику Тараса Шевченко читают только на Украине (специалисты-шевченковеды не в счет), повести Стевана Сремаца, которого еще при жизни называли «сербским Гоголем», читают только на Балканах. А произведения Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова читают по всему миру. Эти писатели стоят в одном ряду с Гомером, Данте и Шекспиром.
В голливудских фильмах героев-интеллектуалов часто показывают с романом Достоевского или Толстого в руках. Кэрри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе» обсуждает с русским художником «Анну Каренину», а главный герой драмы Вуди Аллена «Иррациональный человек» задумывает убийство, вдохновившись «Преступлением и наказанием». В 2009 году американская телезвезда Опра Уинфри в собственном шоу прорекламировала «Анну Каренину», после чего роман Толстого стали продавать на кассах чуть ли не всех супермаркетов США. В 2016 году корпорация ВВС выпустила мини-сериал «Война и мир», который стал самым дорогим проектом британского телевидения и побил все рейтинги, идя в прайм-тайм.
В чем же феномен русской литературы, ее национальное своеобразие? Чем она так привлекательна для зарубежного читателя? Лучше всех, кажется, ответ сформулировал немецкий писатель Томас Манн, однажды назвавший русскую литературу святой.
Разве русский — не наиболее человечный из людей? Разве его литература не наиболее всех гуманна — святая в своей человечности? (Томас Манн, «Русская антология», 1921 год)
Эти слова о «святости» русской литературы из уст немецкого автора легко объяснить. Русская литература в своих лучших произведениях предлагает читателю такой нравственный идеал героя, до которого можно идти всю жизнь — и все равно не дойдешь. Тяжело быть столь же непримиримым и безапелляционным как Базаров. Трудно всю жизнь настойчиво искать истину как Болконский. Даже внутренняя сила Печорина и нравственная борьба Раскольникова с самим собой вызывают восхищение.
Причины, по которым русская литература предлагает высокий нравственный идеал героя, нужно искать в национальной религии. Про американскую культуру говорят, что она прежде всего фрейдистская, а уже потом американская. Так и про русскую культуру можно сказать, что она прежде всего православная, а уже потом русская. К православию принадлежали все русские писатели хотя бы в силу рождения, и из него они черпали свои художественные образы. Об этом прекрасно сказал русский философ Николай Бердяев, утверждавший, что вся русская классика «ранена христианской темой».
…В русской литературе, у великих писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира ‹…› Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью (Николай Бердяев, «Типы религиозной мысли в России», 1944)
Этика вместо эстетики
Эта книга будет построена вокруг двух понятий: эстетика и этика. Хотя слова похожи друг на друга, означают они разное. Эстетика — наука о формах прекрасного, а этика — наука о морали и нравственности. То есть «эстетично» и «неэстетично» — это «красиво» и «некрасиво», а «этично» и «неэтично» — «правильно» и «неправильно».
Русская литература отличается от других тем, что во главу угла ставит этику, а не эстетику. Пока зарубежных писателей больше волновал вопрос, как это написано, русские писатели концентрировались на том, о чем следует сказать читателю.
В сонетах Шекспира или лирике Бодлера даже в переводе читатели восхищаются красотой. В романах Достоевского или Толстого этому уделяется меньше внимания. Достоевского, например, критики постоянно ловили на том, что он не видит то, что описывает. Классический пример из романа «Преступление и наказание»:
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить. » — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
В небольшом абзаце великий писатель допускает сразу два ляпа. Во-первых, первое предложение построено так, что это «молодой человек» оказывается «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». Но дальше еще интереснее! В квартире старухи оказывается «круглый стол овальной формы». Когда публикатор романа М.Н. Катков обратил внимание Достоевского на этот явный и легкоустранимый ляп, автор ответил: «Оставьте так, как есть». Достоевского явно не волновали вопросы эстетики, в своем тексте он решал другие художественные задачи. Возможно, его даже радовали эти неточности: увидев явную логическую ошибку, читатель как бы спотыкается, задумывается, начинает рассуждать.
Сергей Довлатов, рассуждая о ценности ошибок и опечаток, вспомнил еще один случай, произошедший с Гоголем (правда, он и сам допустил ошибку: словарь Даля вышел уже после смерти Николая Васильевича):
Гоголь в ранних повестях употреблял слово «щекатурка». Как-то раз Аксаков ему говорит:
— Отчего это вы пишете — «щекатурка»?
— А как надо? — спросил Гоголь.
— Не думаю, — сказал Гоголь.
— Поглядите в словаре.
Взяли словарь Даля. Посмотрели, действительно — штукатурка.
В дальнейшем Гоголь неизменно писал — «штукатурка». Но в переизданиях это слово не исправил.
Почему Достоевский не захотел ликвидировать явную оговорку? Почему Александр Дюма назвал свой роман «Три мушкетера», хотя их безусловно четыре?
Таких примеров сотни.
Видимо, ошибки, неточности — чем-то дороги писателю. А значит, и читателю.
Как можно исправить у Розанова: «Мы ничего такого не плакали…»?
Я бы даже опечатки исправлял лишь с ведома автора. Не говоря о пунктуации. Пунктуацию каждый автор изобретает самостоятельно.
Другой классик, Лев Толстой, любил писать огромными предложениями. Такие предложения с придаточными, причастными и деепричастными оборотами называются «периодами» и иногда занимают целую страницу. Это объясняет, почему Толстого так тяжело читать: запятая, запятая, запятая — и только в конце страницы точка. Редакторы предлагали Толстому разбить периоды на три-четыре предложения. Толстой никогда не соглашался и, как Достоевский, просил оставить все как есть… То же происходило, когда редакторы предлагали Толстому разделить «кирпич» текста на абзацы.
Текст с абзацами, конечно, читать легче и приятнее. Но чтение, по мысли автора «Войны и мира», не должно быть простым. Задача произведения — задеть за живое, «пробудить в нас человека». Это точно сформулировал украинский писатель Иван Франко, вспоминая свою молодость — 1830-е годы.
…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека… (Иван Франко)
Внимание к внутреннему миру
В центре произведений русских писателей не богатство, положение в обществе или желание сделать карьеру, а внутренний мир человека. И велика в этом плане заслуга А.С. Пушкина. Именно Пушкин в «Евгении Онегине» задал простой вопрос: почему Онегин такой? Что происходит у героя внутри?
Говоря современным языком, Онегин — типичный мальчик-мажор. Он молод, красив, богат и знатен. Не мог, правда, ямба от хорея отличить, но кому и когда это мешало? Как точно пишут современные критики Петр Вайль и Александр Генис, у Онегина есть тумбочка, в которую каждую ночь кто-то кладет деньги. Его не интересует, кто это делает, он просто берет их и тратит: гуляет по Невскому проспекту, обедает в модном ресторане Talon, едет в театр, веселится до утра на балу… И вдруг Пушкин пишет:
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Автор задается вопросом: почему Онегин такой? Почему его не удовлетворяет та жизнь, которую люди его круга считают нормальной? Чтобы ответить на это «Почему» Пушкин и пишет роман в стихах.
Конечно, Пушкин не первый, кто поставил в центр произведения внутренний мир героя — здесь можно вспомнить, например, повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза». Но именно от Онегина тянутся нити к Печорину (перекличку «речных» фамилий героев отметил еще В.Г. Белинский), Рудину, Бельтову, Болконскому, Базарову — ко всем главным героям русской литературы. Пушкин как бы создал текст-матрицу, по которой писали великие русские романы XIX века. Благодаря ему русская классика получила национальное своеобразие, свой неповторимый набор героев и проблем.
Вслед за Пушкиным Николай Гоголь придал русской литературе нравственный максимализм, который потом станет основой великих произведений. Поэтому в основе известных во всем мире произведений Достоевского, Толстого и Чехова, как в айсберге, лежит огромная глыба, заложенная Пушкиным и Гоголем.
Сами классики значение Пушкина и Гоголя для литературы прекрасно понимали и никогда не оспаривали. Достоевскому приписывают известное высказывание: «Все мы вышли из рукава гоголевской “Шинели”». Он же, разбирая роман Толстого «Анна Каренина», говорил, что русская литература знала только трех гениев — Ломоносова, Пушкина и Гоголя:
Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь. Вся же плеяда эта (и автор «Анны Карениной» в том числе) вышла прямо из Пушкина, одного из величайших русских людей, но далеко еще не понятого и не растолкованного.
(Ф.М. Достоевский, «Анна Каренина» как факт особого значения. 1877 год)
Три столпа русской литературы
Достоевский справедливо выводит всю русскую литературу «прямо из Пушкина». И это не преувеличение: именно в произведениях Пушкина впервые были заложены и развиты три главных принципа, которые лежат в основании русской классической литературы: принципы свободной личности, историзма и универсализма.
• Свобода личности. Личность в произведениях Пушкина противостоит своему окружению и открыто заявляет о своих правах, главное из которых — право на счастье. Это приводит к неизбежному конфликту.
Такова коллизия во всех романтических («южных») поэмах Пушкина, такова интрига «Евгения Онегина». Три главных героя этого романа — Онегин, Татьяна и Ленский — постоянно оказываются в конфликте со средой, которая их окружает, и неизбежно терпят крах. Все они оказываются несчастны.
Пушкин показывает, что, если герой хоть немного выделяется из своего окружения, он обязательно будет несчастливым, потому что обществу нужны тупые пошляки и посредственности (типа Ольги Лариной или дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», то есть пьянствовал). Здесь с Пушкиным солидарны все великие русские писатели (кроме, пожалуй, Толстого, который сознательно создает роман-эпопею «Война и мир» со счастливыми героями): несчастен Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова, несчастна Катерина в «Грозе» Островского, несчастен Базаров в «Отцах и детях» Тургенева, несчастен Обломов в одноименном романе Гончарова. Все они не побоялись противопоставить свои ценности ценностям среды, открыто заявили о своих ценностях и о праве на счастье.
Корни этого явления нужно искать в романтизме, наследником которого стал реализм Пушкина. Еще первые критики пушкинских произведений утверждали, что русский поэт многое позаимствовал у Байрона и других романтиков. Герой, который ставит свои интересы выше интересов коллектива, конечно, тоже родом из романтизма. Как точно сказала французский романтик Жорж Санд, «индивидуализм — это пожирающая нас потребность счастья. Может быть, это не порок, а право каждого человека».
• Историзм. Второй принцип заключается в том, что литературные герои оказались вписаны в конкретную историческую эпоху. Так возникло понятие «современного человека», то есть человека, который отличается от людей предыдущих поколений.
Историзм тоже пришел из романтизма и появился благодаря Великой французской революции. При феодализме ощущения разных эпох не было: если твой дед был плотником, значит, им будет и твой отец, и ты. Революция перевернула все с ног на голову: Наполеон, сын мелкого юриста, стал императором Франции. Человек ухватился за хребет истории, пришло важное для реализма понимание разности эпох.
Понятие «современный человек» опять впервые сформулировал Пушкин в «Евгении Онегине» — романе, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно». А позже Михаил Лермонтов вывел современного человека в виде афористичной формулы — «Герой нашего времени». Эти открытия кажутся сегодня очевидными. Но в начале XIX века они придали русскому реализму конкретную связь со временем, в котором писалось произведение.
• Универсализм — концепция, согласно которой все в этом мире связано и должно находиться в гармонии. Эту идею русские классики тоже позаимствовали у романтиков. В их произведениях он обычно носил религиозно-мистический характер. Британский поэт Уильям Блейк писал:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Увидеть большое в малом — вот задача, которую поставили себе русские писатели. И это привело их к важнейшему принципу — типизации. По классическому определению Фридриха Энгельса, «реализм обозначает ‹…›, кроме верности детали, верность в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах».
В изображении типичного героя первым в русской литературе снова оказался Пушкин вместе со своим современником — Александром Грибоедовым. Появление Онегина и Чацкого говорит читателю, что в начале 1820-х годов в России возникло образованное меньшинство, которое не устраивало общество. Эти люди не скрывали свои идеи, высказывая их вслух. Именно они вышли на Сенатскую площадь в 1825 году, а потом уехали за это на рудники Сибири. Судя по Печорину, в 1830-е годы («эпоху безвременья») появились герои, страдающие от своей ненужности, чувствующие некие «силы необъятные» и «предназначение высокое», но не знающие, куда эти силы приложить. Именно о них Лермонтов скажет:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Чичиков стал символом дельцов, которые появились в 1840-е годы среди обедневших дворян. Они уже не могли заглянуть в «тумбочку с деньгами», как Онегин, поэтому начали сами зарабатывать деньги — в том числе с помощью всевозможных махинаций и обманов. Именно в 1840-е годы в России появляются первые ростки капитализма.
Увлечения Базарова говорят, что в 1850-е годы университетская молодежь заинтересовалась естественными науками: химией, биологией, медициной. Теория эволюции Чарльза Дарвина, опубликованная в 1859 году, дала мощнейший толчок для развития естественных наук во всем мире. Поэтому Базаров, который в романе Тургенева «Отцы и дети» изучает лягушек, вызывает недоумение «отцов» — Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых. Они учились на двадцать лет раньше, а в 1830-е годы главными науками считались гуманитарные: философия, история, литература.
Даже Раскольникова можно назвать типичным героем 1860-х годов. Это не значит, что тогда студенты брали топоры и шли убивать старух. Но после отмены крепостного права в 1861 году в России бурно развивается капитализм, и в обществе усиливается расслоение: богатые становятся все богаче, а бедные — беднее. И протест Раскольникова против социальной несправедливости вполне объясним и типичен.
Русскую литературу читают во всем мире. Людям из разных стран интересно следить за персонажами, которые ищут ответы на сложные нравственные вопросы. Писатели уделяют больше внимания внутреннему миру героев, а не внешним литературным эффектам. Русская литература держится на трех принципах, введенных еще Пушкиным: свободе личности, историзме и универсализме. В этой книге мы рассмотрим самые важные произведения русской литературы XIX века и выясним, какие еще уникальные черты делают ее великой.
1820-е годы ЧАЦКИЙ и ОНЕГИН (герой — «декабрист»)
1830-е годы ПЕЧОРИН (герой «эпохи безвременья»)
1840-е годы ЧИЧИКОВ (герой — буржуа-предприниматель, или «подлец-приобретатель»)
1850-е годы БАЗАРОВ (герой-естественник, «химик» и «ботаник»)
1860-е годы РАСКОЛЬНИКОВ (герой, остро протестующий против несовершенства мира)
1870-е годы ВЕРХОВЕНСКИЙ (герой-террорист)
1880-е годы БЕЛИКОВ (тихий учитель-фискал, который мечтает запрятать весь мир в «футляр»)
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Русская литература: страсть и власть
Дмитрий Быков, 2019
История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год. В авторской редакции
Виктор Петелин, 2012
Опасная профессия: писатель
Юрий Безелянский, 2012
Наталья Громова, 2020
Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар»
Александр Долинин, 2019
Чехов А.П. и Общество любителей российской словесности (сборник)
Коллектив авторов, 2015
Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды
Леонид Крупчанов, 2011
Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи
Сборник статей, 2012
Китайская народная литература
Дуань Баолинь, 2018
Персидская литература IX–XVIII веков. Том 1. Персидская литература домонгольского времени (IX – начало XIII в.). Период формирования канона: ранняя классика
Художественный мир новокрестьянской литературы
Татьяна Александровна Пономарева, 2017
Ключи к «Серебряному веку»
Олег Лекманов, 2016
Неспособность к искажению
Движение литературы. Том II
Ирина Бенционовна Роднянская, 2006
Русская литература XIX–XX веков: историософский текст