Что такое русская сказка 5 класс

Сказка как вид народной прозы. Типы сказок. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ожидаемый результат: Учащиеся знают определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты, сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения собственное отношение к изображаемому; знают составляющие элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

Основные понятия. Народная сказка, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

***
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
— Я спать хочу!
Дремота говорит:
— Я дремати хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,

***
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

***
Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус,
Бакс.

***
Добры бобры
Идут в боры.

***
От топота копыт
Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома. Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом. Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи учебной деятельности. «Незаконченное предложение».

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются: солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся народные сказки (сказки о животных, бытовые и волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями: структура сказки.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда), которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки «Гуси-лебеди».

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями: художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в паре список художественных средств, приведите примеры из народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову; вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть, концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

6.2. Индивидуальные задания.

Источник

Что такое сказка простыми словами и какими бывают сказки в литературе

Привет из самого далекого прошлого.

Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть фото Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть картинку Что такое русская сказка 5 класс. Картинка про Что такое русская сказка 5 класс. Фото Что такое русская сказка 5 класс

Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Позднее появились литературные сказки – когда писатели, как наш Пушкин, стали сами их писать.

Три типа народных сказок

Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:

Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:

О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.

Композиция сказки

Сказки обычно начинаются с «зачина»: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:

После развязки еще может быть концовка. Например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Для композиции русских и славянских сказок характерны трехкратные повторы. Например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.

В чем смысл сказок

Я один раз был на конференции по фольклору, там выступала студентка, и ей задали вопрос: «Вот есть сказка про курочку рябу. Как она снесла золотое яичко, дед его не разбил, бабка не разбила, а мышка бежала и разбила. В чем смысл?»

Она не ответила. И никто из студентов не ответил. Мне был 21 год, но я поймал себя на том, что никогда раньше не думал: «А правда, в чем смысл?»

Есть точка зрения, что в сказках через сложные символы передается определенная мораль. Например, золотое яичко – это счастье. Дед и бабка живут и все время ругаются по мелочам – пробуют счастье на прочность. Но оно все-таки не разбивается. А потом вдруг проникает в их жизнь сплетня, как серая мышь, в доме поселяется недоверие – и счастье разбивается.

Курочка сносит второе яичко, но уже не золотое, а простое. Дед и бабка продолжают жить вместе, но прежнего счастья у них уже нет, обычная невзрачная жизнь.

А как вы думаете, в чем смысл сказки «Гуси-лебеди»? Почему мальчика похищают именно гуси (и вообще, откуда гуси-лебеди, как это понимать), а не волки, не змей-горыныч? Почему у бабы Яги ребенок не орет от страха, а сидит, как зачарованный и играет золотыми яблоками?

Источник

Доклад на тему Народные сказки 3, 5 класс сообщение

Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность, для того чтобы дети с самого юного возраста учились поступать правильно: быть справедливыми, добрыми, честными, смелыми, отзывчивыми, а также уважали старших и умели отличать добро от зла.

Сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных. Бытовые – отражают сущность повседневной жизни. Как правило, в сюжете присутствуют колоритные персонажи, благодаря которым высмеиваются различные отрицательные качества человека: жадность, глупость, высокомерие. К данному виду сказок относятся, например: «Репка», «Мужик и барин», «Каша из топора».

В волшебных сказках читатель погружается в невероятный, фантастический мир, где добрые силы и правда сражаются с несправедливостью и злом. Главный герой обычно наделён храбростью, мужественностью и сообразительностью. А целая «армия зла»: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч – посылают главным героям испытания и беды, с которыми они должны достойно справиться. Например, в сказке «Морозко» Настенька никогда не унывала и не жаловалась, несмотря на тяжелую судьбу. Она ко всем была добра и почтительна, не ленилась и верила в чудеса, это помогло ей обрести друзей и жить счастливо.

Благодаря сказкам о животных дети узнают больше и о взаимоотношении между людьми. Ведь животным присваивают особые качествами, черты характера, как у большинства людей. Медведь обычно добродушный, сильный, заяц – трусливый, а лиса – коварная и хитрая. Использование в произведениях таких образов помогает детям лучше понять жизненные ценности, сформировать правильное и позитивное восприятие мира. Например, сказка «Царевна-лягушка» учит тому, что нельзя судить человека только по его внешности, нужно обращать внимание на поступки и душевные качества, которые иногда скрываются «под лягушачьей кожей».

Сказки – это один из самых любимых и популярных жанров фольклора. Они нравятся не только детям, но и взрослым, потому что в них присутствует глубина идей, интригующий сюжет и поучительное, иногда даже философское заключение. Некоторые сказки пробуждают интерес к жизни, расширяют кругозор, приобщают к культуре, к родному языку, а главное, к мудрому народному опыту.

Доклад №2

Сказки любят не только дети, но и взрослые. Они дают людям всё то, чего им не хватает в реальной жизни: волшебство, далёкие путешествия и тот факт, что добро всегда побеждает зло.

С давних пор люди сочиняли сказки. В них они выражали свои мечты, надежды и желания: всё, чего не было в тяжёлой жизни народа. Таким образом возник жанр народной сказки. Кто именно придумал эти сказки и является подлинным автором произведений выяснить невозможно. Сказки передавались из поколения в поколение. Что-то оставалось неизменным, а что-то сочинялись и прибавлялось к уже существующей истории.

У каждого народа были свои сказки. И хотя герои сказок отличаются, но смысл и суть сказаний очень похожа. Добро всегда должно победить зло. Отрицательные персонажи сказок оказываются наказаны, а положительные герои получают награду.

Народные сказки были отдушиной для простого народа, который не мог открыто противостоять богачам. Только в сказке бедный мужик мог перехитрить царя и получить большую награду. Простой парень мог жениться на царевне и сам стать царём. Когда у людей не было достаточно еды, они сочиняли сказки о скатерти-самобранке. Бедный народ не имел возможности путешествовать по миру. Тогда в сказках и появлялся корабль-самолет и сапоги-скороходы, которые могли в мгновенье ока перенести человека в любую страну.

Самыми же увлекательным были и будут сказки о волшебство. Каждый мечтал иметь волшебную палочку или цветик-семицветик. Ведь как здорово получить желаемое и не трудиться для этого продолжительное время.

Сказки были и будут любимы всеми людьми, ведь они дают возможность окунуться в волшебство и отвлечься хоть на мгновенье от трудностей жизни.

3, 5 класс по литературе, для детей

Народные сказки

Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть фото Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть картинку Что такое русская сказка 5 класс. Картинка про Что такое русская сказка 5 класс. Фото Что такое русская сказка 5 класс

Популярные темы сообщений

Геродот является одним из самых известных историков в период существования древней Греции. Этого человека называли «отцом истории». Благодаря ему многие исторические события дошли до наших времен. Геродот дал описание войне между Грецией

Источник

Русская народная сказка

Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть фото Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть картинку Что такое русская сказка 5 класс. Картинка про Что такое русская сказка 5 класс. Фото Что такое русская сказка 5 класс Ирина Матвеева
Русская народная сказка

Русская народная сказка

1. Русская народная сказка, ее особенности.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Композиция сказки:

Зачин. («Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»,

Основная часть. (Интересное, непредсказуемое развитие сюжета,

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказкечасто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т. д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Особенности русских народных сказок:

В русских сказкахчасто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец,а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное;сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова,что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказоккраткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;— и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно –ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным.Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка (Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкамприсущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные).

Кумулятивные сказки.

Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами. Эта группа сказок создавалась специально для детей. Сказки сокращались, упрощались.

герои собираются в одном месте,

герой изгоняется из избы,

покушение на жизнь героя.

Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т. е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказкаукладывается в двух-трех строчках:

Вот и сказка вся!

Хочешь сказку про лису!

Ходили журавль да овца:

Сметали они стожок сенца –

Не сказать ли с конца?

1. Аникин В. П «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.

2. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В. П. Москва 1985г

3. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г

4. В. С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г

5. «Детская литература» под редакцией Е. Е. Зубаревой Москва 1989г

6. А. А. Горелов «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева» Лениздат 1983г

1. Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm

2. История и культура. http://rusprogram.ru/

4. Устное народное творчество Вологодского края. http://www.booksite.ru/fulltext/ust/noy/ena/rod/noe/index.htm

Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть фото Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть картинку Что такое русская сказка 5 класс. Картинка про Что такое русская сказка 5 класс. Фото Что такое русская сказка 5 классРусская народная сказка в развитии эмоциональности детей раннего возраста Дети очень любят,когда им читают книги. Но самые любимые книжки для всех детей-сказки. Сказки оказывают значимое воздействие на эмоциональное.

Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Маша и медведь» Предлагаю вашему вниманию конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Этот конспект направлен.

Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть фото Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть картинку Что такое русская сказка 5 класс. Картинка про Что такое русская сказка 5 класс. Фото Что такое русская сказка 5 классОткрытое занятие по развитию речи в младшей группе «Русская народная сказка «Репка» Русская народная сказка Репка. Пересказ с помощью мнемотаблицы. Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе.

Русская народная сказка «Маша и медведь» в стихах Маша и медведь. Что так ровно дышите? Неужель не слышите? Стоит сказка у ворот Вашего вниманья ждет! У дедушки да бабушки внученька.

Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть фото Что такое русская сказка 5 класс. Смотреть картинку Что такое русская сказка 5 класс. Картинка про Что такое русская сказка 5 класс. Фото Что такое русская сказка 5 классРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Русская народная сказка «Сивка-бурка» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Русская народная сказка «Сивка-бурка» Возрастная группа: старшая.

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» Целевые установки урока: 1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки; 2. развитие у школьников посредством художественных.

Источник

Что такое русская сказка 5 класс

Автор: Партыка Оксана Николаевна

Организация: ГОУ ЛНР «Зоринская школа №10»

Цель: познакомить обучающихся с понятием малого жанра фольклора сказкой; развивать умение определять вид сказки, ее структуру; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы

Ход урока

Слово учителя

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.

ІІ Мотивация учебной деятельности

Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.

Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

ІІІ Восприятие учащимися нового материала

1 группа

Фантастические сказки

Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

2 группа

Сказки про животных

Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.

3 группа

Бытовые

Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.

3.Слово учителя

А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *