Что такое русские промыслы
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Русского народного творчества пост
16 самых красивых видов народного искусства России
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них. ©
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Крулолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Шемогодская резная береста
© mirberesti
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Оренбургский пуховый платок
© orenshal
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
Народные промыслы России
Народные промыслы России
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:
Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.
Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.
Хохлома
Художник: Мила Лосенко
Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:
Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.
Гжель
Художник: Мила Лосенко
Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор. Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:
Их работы известны во всем мире.
Обвинская роспись
Художник: Мила Лосенко
Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века.
Гуслицкая роспись
Художник: Мила Лосенко
Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную.
Гжельская майолика
Художник: Мила Лосенко
В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Поставить его на поток удалось лишь в середине XVIII века.
Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики.
Ракульская роспись
Художник: Мила Лосенко
Ракульская роспись зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез.
Онежская роспись
Художник: Мила Лосенко
Онежская или Олонецкая роспись зародилась у нижнего течении реки Онеги. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII в еке.
Липецкая роспись
Художник: Мила Лосенко
Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.
Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.
Пижемская роспись
Художник: Мила Лосенко
О Пижемской росписи известно с XVII века. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.
Петербургская роспись
Художник: Мила Лосенко
Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.
7 русских народных промыслов, которые дожили до наших дней
Пока никто не знает, когда границы снова откроются после пандемии, но в одном сходятся все: внутренний туризм восстановится быстрее, чем международный. Начинайте собирать идеи для будущих путешествий по России!
За глиняными игрушками — в Киров
A post shared by Музей декоративного искусства (@decorative_art_museum) on Mar 22, 2016 at 3:43am PDT
Барыни, кавалеры, петухи с павлиньими хвостами, кони-свистульки, и все с яркой геометрической росписью по белому фону — дымковскую игрушку узнаешь с первого взгляда. Возник промысел 4 века назад в слободе Дымково под Вяткой (нынешний Киров), где расписные глиняные фигурки делали к весеннему празднику Свистуньи. Над «дымкой» до сих пор работают вручную: лепят из красной глины, смешивая ее с мелким песком, сушат, обжигают, покрывают белилами и расписывают. Орнамент кажется нарочито простым, но все узоры и цвета символичны: ромб — символ плодородия, круг — солнце, голубой — небо, зеленый — земля или пашня.
Больше всего дымковских игрушек собрано в Кировском художественном музее имени Васнецовых. В небольшом музее дымковской игрушки, тоже в Кирове, экспонатов поменьше. Зато проводят интересные экскурсии, а на мастер-классах можно вылепить собственного всадника на коне или индюка с хвостом, как у павлина. На третьем этаже в том же здании — фирменный магазин, откуда еще никому не удавалось унести ноги без пестрых сувениров.
Как добраться до Кирова: Из Москвы и Санкт-Петербурга — на поезде; из Казани, Уфы, Сыктывкара, Йошкар-Олы и других городов — на автобусе. А быстрее всего — на самолете сразу до Кирова.
За хохломой — в Семенов
A post shared by АО Хохломская Роспись (@goldenhohloma) on Apr 5, 2020 at 5:35am PDT
Праздничная хохломская роспись вместе с балалайкой и матрешкой — самое русское, что у нас есть. Появилась она в XVII веке в Нижегородской губернии. Со всей округи мастера привозили свои изделия в большое село Хохлома — отсюда и название.
Сегодняшний центр промысла — город Семенов в 60 км от той самой Хохломы. На экскурсии по заводу «Хохломская роспись» показывают, как будущие ковши и сахарницы вытачивают на токарном станке или вырезают вручную. Потом их грунтуют глиной, чтобы сделать похожими на глиняные горшки, покрывают олифой, лудят, а уже под конец — расписывают и обжигают. Для любителей все попробовать на себе проводят мастер-класс, на котором из-под ваших рук выйдут каноничные ягоды рябины и земляники. Хорошее продолжение — тысяча и одно изделие из хохломы, от шахмат до подсвечников, в музее «Золотая хохлома» по соседству.
Как добраться до Семенова: автобусом или электричкой из Нижнего Новгорода, либо электричкой из Москвы с Курского вокзала.
За платками — в Павловский Посад
A post shared by Павлопосадские платки купить (@pavlovoposad_platki) on May 4, 2016 at 9:19am PDT
На Руси замужних женщин можно было узнать не только по обручальному кольцу, но и по орнаменту, цвету и фасону одежды и, главное, по головному убору: после свадьбы волосы полагалось прикрывать. Повойник, кичка, борушка — каких только головных уборов не было, но универсальной вещью всегда оставался платок. Его носили отдельно или с чем-то другим — например, с кокошником.
Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году. Спустя полвека на ней выпустили первые шерстяные шали с набивным рисунком — те самые, что потом прославились далеко за пределами страны. До 1970-х цветы и восточные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку. Сейчас печатают по сетчатому шаблону, но платки все так же хороши. Весь путь, который промысел прошел за двести лет, представлен в музее при Павловопосадской платочной мануфактуре. Вдохновившись музейными красотами, держите путь в фирменный магазин в переулке Герцена.
Как добраться до Павловского Посада: из Москвы — электричкой с Курского вокзала, автобусом от метро «Партизанская» или на машине по Горьковскому шоссе.
За лаковой миниатюрой — в Палех
A post shared by Palekh Authentic Lacquer Art (@palekhart) on May 2, 2020 at 12:17am PDT
Сто лет назад никакой лаковой миниатюры в Ивановском крае не было, зато из-под кистей палехских мастеров выходили прекрасные иконы. После революции с иконописью пришлось завязать, и художники придумали новый стиль миниатюрной живописи, основанный на иконописных традициях. Родоначальником стал Иван Голиков: в 1921 году он расписал свою первую шкатулку из папье-маше. Через три года Голиков и еще шестеро художников открыли «Артель древней живописи» — так началась история палехской миниатюры.
Работы мэтров — иконы и лаковые миниатюры — собраны в музее палехского искусства. Шкатулки в местном магазине стоят по несколько тысяч рублей, но вещицы уникальны и созданы настоящими мастерами своего дела. А в маленьком доме-музее Голикова частично сохранилась обстановка, в которой создавались первые палехские шедевры.
Как добраться до Палеха: из Москвы в Ивановскую область можно добраться на автобусе с Щелковского автовокзала, а еще удобнее — на своей или прокатной машине.
За подносами — в Жостово
A post shared by МУЗЕЙ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ (@slav_museum) on Apr 24, 2016 at 11:35pm PDT
Жостовская роспись будит нежные детские воспоминания. Еще бы, ведь это тот самый черный поднос с цветами, на который бабушка ставила чай с малиновым вареньем и пирогами. В конце XVIII века бывший крепостной Филипп Вишняков открыл в деревне Жостово под Москвой мастерскую — сначала он делал лакированные шкатулки, табакерки, подносы и другую мелочь из папье-маше. Через 30 лет его сын Осип, вдохновившись опытом уральских мастеров, вместо бумажных подносов стал выпускать металлические, и новинка пошла на ура.
В современной деревне Жостово даже номера домов пишут на подносах, но семейных мастерских осталось мало. Основное производство — на фабрике, где каждый поднос по-прежнему расписывают вручную. В маленьком фабричном музее художники прямо на глазах у экскурсантов кладут подносы на колени и безо всяких эскизов выводят сочные и яркие букеты. Желающих учат изображать розы, тюльпаны и георгины самостоятельно. Расписанный вами поднос через неделю-другую можно будет забрать в жостовском магазине в ГУМе.
Как добраться до Жостова: из Москвы — электричкой от Ярославского вокзала до Мытищ и дальше на маршрутке, либо сразу на автобусе от станции метро «Медведково».
За прорезной берестой — в Великий Устюг
A post shared by Birch bark Бабы на чайник (@natakukina63) on Feb 13, 2016 at 3:33am PST
Из бересты чего только на Руси не делали! Большими берестяными листами изолировали дома от сырости. Берестой оборачивали рукоятки ножей. Из нее плели кузова, которые носили на лямках за спиной, и корзинки. Писали на ней расписки и купчие. Из бересты была сделана половина домашней утвари, детские игрушки, колыбель и даже обувь — вспомните лапти. Постепенно сложились центры берестяного промысла со своими приемами и особенностями. В Шемогодской волости с конца XVII-начала XVIII века делают прорезную бересту: шкатулки и кузовки укутывают нежным кружевом, под которым красиво просвечивает нижний слой.
Знакомиться с шемогодским промыслом езжайте в Великий Устюг, где в музее-заповеднике хранятся изделия знаменитых мастеров. Там же проводят занятия по резьбе и росписи по бересте. Есть свои мастерицы и в резиденции Деда Мороза, где за один мастер-класс вы успеете попрактиковаться и с берестой и с соломенными куклами. Если хотите привезти домой сувениры, присмотритесь к сундучкам, туескам, вазам и тарелкам из бересты, которые в Великом Устюге где только не продаются.
Как добраться до Великого Устюга: Из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Вологды, Архангельска, Череповца — поездом до станций Ядриха или Котлас. На автобусе из Кирова, Вологды, Архангельска. Либо на самолете прямо в Великий Устюг.
Традиционные промыслы и ремёсла на Руси: редкие исторические фото
Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.
Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».
Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.
Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными — возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства — коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.
Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.
Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов — уже деревня.
При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.
В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.
Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.
Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет. Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.
На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).
Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии — «валенцами», а в Нижнем Новгороде — «чесанками».
Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.
Плетение корзин для ложек
Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.
В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).
Семья за изготовлением ложек
Обоз с «ложечными» корзинами
Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.
За ткацким станком
Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.
Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.
Следующий шаг — лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат — мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.
С льняными пасмами
Малороссийская крестьянка с прялкой
Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.
При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.
Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.
Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.
Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.
Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.
Вышивальщицы за работой
Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.
Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.
Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.
Часто игрушки на Руси называли «потешками». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.
Роспись глинянной игрушки
Изготовление деревяных потешек
Кроме того, начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.
Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.
В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.