Что такое русский рэп
Русский рэп: история развития
Содержание статьи
Русский рэп – что это?
Это довольно молодое и все еще развивающееся музыкальное направление. Именно поэтому в нем до сих пор не искоренена главная проблема молодости – склонность к подражанию. Дело в том, что своеобразное подражание исконным корням хип-хопа делает русский рэп порой нелепым с виду. Получается что-то типа не совсем удачной пародии. Сегодня многие люди вообще не относятся к русскому рэпу как к перспективному и дальновидному направлению в индустрии музыки. Это, конечно же, очень печально.
История развития русского рэпа
Первые речитативы появились в СССР в городе под названием Куйбышев, который через некоторое время был переименован в Самару. Именно там в 1984 году ди-джей со студенческой дискотеки под название «Канон» Саша Астров вместе с группой «Час Пик» записали своеобразную авторскую программу, которая длилась всего лишь 25 минут, но моментально разошлась по всей стране.
Магнитоальбом с нехитрым названием «Рэп» тогда имел бешеный успех по всему советскому союзу. Данная композиция была записана под непосредственным влиянием альбомов таких музыкальных групп, как Captain Sensible и Grandmaster Flash & The Furious Five.
Вторая половина 80-х годов была ознаменована новым молодежным увлечением – брейком. Из-за этого русский хип-хоп получил невысокую популярность. Начало 90-х годов было ознаменовано появлением первых русскоговорящих рэп-групп. Вершину популярности того времени взял эпатажный Богдан Титомир со своей группой «Мальчишник».
Одним из самых первых реп-релизов в 1991-м году был альбом группы «Мальчишник» под названием «Секс без перерыва». Уже через год скандальную известность получил другой альбом все той же группы – «Поговорим о сексе». Кстати, композиции, входившие в этот альбом, содержали откровенные по тем временам тексты. В то же время возникла группа «MD&C Павлов», которая представляла некую андеграундскую форму русского хип-хопа. К сожалению, этой группе не суждено было получить признание.
В 1991-м году был открыт первый хип-хоп фестиваль под названием «РЭППИК». С тех пор участники различных хип-хоп групп ежегодно организовывают свои собственные фестивали. Любопытно, что именно эти фестивали «породили» таких современных рэп-исполнителей, как «Каста», «Мэри Джейн», «Ю.Г.» и других.
Далее открылись отечественные хип-хоп лейблы, которые занимались продюсированием и записью молодых рэп-исполнителей. Самая первая коммерческая группа – это коллектив «Легальный Бизне$$», состоявший из N’Pans’a и Лигалайза. Продюсером этой группы был эпатажный Влад Валов (Мастер ШеFF). В дальнейшем он стал продюсером всем известного рэпера ДэЦла. Кстати говоря, ДэЦл до сих пор считается наиболее успешным коммерческим рэперским проектом России.
Русский рэп сегодня
Отечественное развитие рэпа вызывает неоднозначные оценки критиков, профессионалов и обывателей. Дело в том, что русский рэп призван отражать только отечественные традиции, что, вроде бы, неплохо, но в то же время он губит истинное очарование и свою изюминку первоначального хип-хопа. К слову сказать, самыми популярными сегодня рэп-исполнителями являются Гуф, Баста и Stim.
«Я роняю Запад»: Что такое русский рэп?
Даниил Сергеев, учащийся 1 курса теоретического отделения ЦМШ
Рэп в СССР
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет
Что это просто невозможно — на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой.
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма. » [2]
Если в США хип-хоп зарождался как субкультура «негритянского гетто» с агрессивным отношением к белому населению (как и во Франции), в России он сразу становится интернациональной культурой. О том, что русский рэп выражает протест против государства, а не расового расслоения общества, говорит рэпер Василий Вакуленко (Баста): «Мы не темнокожие люди, а белые, но у нас в стране отношение к людям как к черным, а все проблемы при этом — от существующего государственного строя » [3].
Русский рэп зародился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек. В 1984 с выходом на видеокассетах фильмов «Брейк-данс» и «Брейк-данс 2: Электрическое Бугало» в Россию проникает танцевальная культура хип-хопа, затем увлечение граффити, и, наконец, рэпом. Первый российский магнитоальбом «Рэп» был написан диджеем студенческих дискотек Александром Паком совместно с группой «Час пик» в 1984 году.
Рэп сегодня
Все жанры русского рэпа можно условно подразделить на две большие группы – жанры «старой» и «новой» школ.
«Новая школа» — это понятие, перевернувшее представление многих о русском рэпе. К ней относятся практически все популярные в настоящий момент направления. В первую очередь «Новая школа» связана с большим прибавлением новичков в рэпе, пришедших на смену старому поколению. Если вы слышите качественные трэповые минуса, взрывной флоу при небольшой смысловой нагрузке, строчки о «траве», сексе, «бабках» и «шмоте», будьте уверены, что это «Новая школа».
Все более ранние направления в истории русского рэпа (андэграунд рэп, танцевальный рэп и коммерческий рэп) можно объединить под названием «Старая школа» [8].
Старая школа
Андеграунд Рэп
«Потом школа, вонючая форма, драки, клей,
Так я становился сильней» [9]
Самый известный трек: десять лет назад в любом дворе, учебном заведении типа ПТУ, на каждом телефоне можно было найти трэки «Моя игра» Басты и «Ice Baby» Гуфа, которые стали классикой русского рэпа. Можно сказать, что весь рэп вышел из андеграунда.
Исполнители «подпольного» рэпа не стремятся к раскрутке, их не интересует шоу-бизнес, они настроены против массового мнения. В андеграунд рэпе можно увидеть не только музыку заплеванных подъездов, но и своеобразную философию дворов, как, например, в песне ОУ74 «Играет против» («Улица — катализатор мысли, ты здесь — пленник на моменте, выясняется, что твой полёт — это падение»).
На сегодняшний день отношение к андеграунд рэпу изменилось: большинством людей он воспринимается с улыбкой. «Лирика улиц» осталась в прошлом и некоторые исполнители, называющие себя андеграунд рэперами, — Кровосток, Паша Техник, — делают свои продукты намеренно комичными (например, трэки Паши Техника «Нужен Xanax », «Не дури», «Бомжи в грязи» или треки Кровостока «Колхозники», «Биография», «Куртец»).
Танцевальный рэп
«Этот трек не для тверка.
Да и похрен! Дискотека!» [10]
Что это: массово популярные треки, часто звучащие в качестве фоновой музыки на вечеринках. Они легко воспринимаются и запоминаются, пишутся под «заедающий» в голове бит и не перегружены философским смыслом. В музыкальном сопровождении песен основу составляют ритм и басовые секции.
Представители: «Грибы», Пика»
Самый известный трек : «Между нами тает лед» группы «Грибы». Особую популярность приобрел благодаря клипу, где десяток человек в балаклавах, ритмично покачиваясь, едут в автобусе.
Коммерческий рэп(поп-рэп)
«Это понты. Это, это понты!
Не смотри где я! Лучше смотри где ты!» [11]
Аудитория: люди, которые плохо разбираются в рэпе (и, возможно, небольшое количество знатоков-любителей).
Самый известный трек: хиты Тимати «Тантум верде Форте» (рекламный ролик), «Лада седан», «Где ты, где я» совместно с Егором Кридом.
«Новая школа»
Клауд Рэп, Трилл рэп
Что это : клауд рэп один из самых популярных на данный момент жанров рэпа в России. Он славится своей «облачной» атмосферой и подходит для отдыха (во многом благодаря расслабленному настроению и небыстрому темпу). Бит состоит, чаще всего, из вырезанного семпла, трэповой партии барабанов (отличающей его от других жанров хип-хопа) и 808 басом.
Трилл рэп часто путают с клаудом, однако, в отличие от последнего, трилл рэп очень мрачен. В России он встречается редко [13]. Отличается от клауда агрессивным звучанием и перегруженным 808ым басом. Этот жанр близок року (артисты часто используют скрим-вокал для большего эффекта).
Самый известный трек трилл рэпа — «Фосфор»/«Phosphor» Фараона, в котором присутствуют элементы скрима.
Новые жанры рэпа
Что это: это музыка исполнителей, которых трудно классифицировать по категориям. Музыканты, работающие в новых жанрах, существенно расширили географию русского рэпа, невольно реализовав изначальную идею возникновения хип-хоп культуры как культуры национального меньшинства. Новый русский рэп делают люди из Казахстана (Скриптонит), Бурятии (Хаски), Украины (T-Fest), Белоруссии (Oxxxymiron).
Скриптонит
«Это моя вечеринка
Никого не волнует, что круглые сутки одна и та же пластинка» [15]
Хаски
Oxxxymiron
«Эмигрант, как эльфы Белерианда, с нетa в реал
Ты не ретро, как пин-ап, а плюсквамперфект, старина
Григорианский на стене календарь – не вариант
Времени мало, мой рэп – Грей Дориан, твой – мемориал» [20]
Летом 2017 года образ рэпера обрел новую грань: этот Голиаф, несокрушимый в рэп-батлах, неожиданно оказался побежден Гнойным, он же Слава КПСС.
Долгое время непобедимый Мирон был легендой Versus’a (среди его поверженных соперников — Дуня, Крип-а-Крип, Johnnyboy, ST, позже – Dizaster). Раунды Мирона можно сравнить с театральным представлением. Однако у этой медали есть и обратная сторона. В отличие от выступлений на баттлах, которые являются исключительно поэтическим соревнованием (сравнимым со схваткой борцов на ринге), треки рэпера должны вызывать и музыкальный интерес. Треки Оксимирона звучат сухо и однообразно: с музыкальной точки зрения они пресны, без изюминки в битах и с однообразным флоу. Их тексты написаны сложным языком, в каждом четверостишии скрыта метафора. Нередко для понимания текста треков Мирона необходимо обращаться к энциклопедии или пользоваться поисковиком. Это и стало Ахиллесовой пятой Оксимирона на баттле, в которую попал Слава КПСС: «Все ждали четыре года, он как мог нагнетал интригу. И все, что он смог записать, — это аудиокнигу».
Самый известный трек: «Город под подошвой», «Где нас нет»
Словарь
Антихайп — движение против всего популярного и модного в рэпе (см. хайп ). Самые известные представители направления антихайпа — Замай, СД, Слава КПСС, Букер.
Байт — это полностью скопированный текст или же стиль.
Проблема плагиата в рэпе стоит остро, неслучайно в баттлах артисты постоянно уличают друг друга в воровстве. Однако, в отличие от академической и поп-музыки, в рэпе заимствования позволительны, если они ограничиваются инструментальным сопровождением, «минусом», о чем говорит русский рэпер Jah Khalib: « Это не считается воровством, это обычное семплирование. Раньше у рэперов не было возможности снимать большие студии, у них были драм-машинки, они брали старые треки и нарезали, как хотели, из них что-то своё» [22]. Кроме того, у разных рэп-исполнителей может быть один и тот-же битмейкер, поэтому стили минусов часто бывают похожи.
Но в исполнении речитатива и, особенно, в припевах заимствования заметны. Одним из главных русских «воришек» является T-Fest, мелодии которого порой точно совпадают с западными оригиналами, написанными гораздо раньше. Так, например, две песни, которые T-Fest написал в январе 2017 года, «Одно я знал» и «Йоуйоу, нету» подозрительно напоминают песни Tory Lanez «I Told You/ Another One» (август 2016 года) и Meek Mill (Ft. YoGotti) «Knownobetter» (февраль 2014).
К сожалению, это не единичный случай воровства в русском рэпе. В России всегда была сильна тенденция подражания западному, поэтому примеров можно привести множество. Сравним, например, следующие песни: Яникс «Цепь» и Racks ft. Future «YC»; PHARAOH ft. White Punk&Noa «Unplugged (Interlude)» и Bones «Surrenderdorothy – whatcouldpossiblygowrong».
Воровать в рэпе можно не только тексты и мелодии. Так, русский L’one постоянно использует популярное танцевальное движение дэб [23], вызывая досаду у других русских рэперов: «Я хотел придумать дэб, но это сделал Лёва» [24].
Проблема преемственности русского рэпа по отношению к западному – явление из разряда неизбежных (см.выше историю возникновения рэпа в СССР). Однако, современный русский рэп и стилистически, и концепционно существенно отличается от западного. Западный рэп является частью поп-культуры: рэперы – это артисты поп-сцены, зарабатывающие большие деньги в шоу-бизнесе. В русском рэпе непродажность – одна из основных ценностей, и исполнители укоряют друг друга в погоне за коммерческим успехом. Например, главное лицо антихайпа, рэпер Слава КПСС, позиционирующий себя борцом с хайпом («Да ты прав, дружок, против — хайпажор \ Ведь я пожираю тех, у кого он есть» [25]), входит в состав жюри конкурса на телеканале СТС, что совсем не похоже на борьбу с «навязчивой рекламой» [26].
Лейбл звукозаписи ( англ. recordlabel) — бренд, занимающимися производящий и продвигающий аудио- и видеозаписи
Минус — то же самое, что и бит
Никнейм (ник; англ. «Nickname») — кличка, прозвище,
Снейр (snare) — малый барабан, звук чёткий и короткий.
Сэмпл – относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса.
Трэп — музыкальный жанр, соединяющий в себе хип-хоп и электронную музыку.
Флоу —техничность в речитативе; трэк, который «качает».
Хай-хэт ( hi-hat ) — тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке в большинстве стилей популярной музыки.
Примечания
2 Текст песни «Рэп» группы «Час Пик», 1984.
3 Цит. по: Гусарова Ю. «Баста: хип-хоп заменил рок-н-ролл после того, как тот умер» // Сноб, 14.04.14. URL: https://snob.ru/selected/entry/74775
4 Русский рок зарождается в 1960х годах (это связано с проникновением в Советский Союз аудиозаписей западной группы «The Beatles»).
5 Здесь и далее курсивом выделены термины, объясняемые в словаре в конце статьи.
7 Cм. специальные сайты, посвященные рэп-музыке и хип-хоп культуре (например, http://www.jump-street.ru/style_hip_hop.html).
8 Это название соответствует также широко используемому в разных контекстах понятию «Oldschool».
9 Строчки из песни Кровостока «Биография»
10 Песня Пики «Патимейкер»
20 Oxxxymiron, «Пролив Дрейка»
23 Дэб — танцевальное движение, в котором танцор одновременно роняет голову во время поднятия руки по локоть в жесте, который похож на «жест чихания»
24 Строчка из песни Pharaoh x AcidDropKing «Я Проблема».
До Окси и после: как изменился русский рэп за двадцать лет
Не так давно прервалось шестилетнее молчание рэпера Оксимирона — он представил публике свой новый микстейп, получивший название «Смутное время». Ажиотаж был невероятный: незадолго до выхода пластинки на улицах нескольких городов России были размещены рекламные баннеры с незамысловатой надписью «Когда альбом?», но пользователи соцсетей сразу поняли, о ком идет речь.
Казалось бы, час икс настал и наконец-то нагрянуло новое мощное высказывание от, вероятно, самого влиятельного хип-хоп артиста в стране. Но не тут-то было: вместо принципиально новой работы мы получили сборник старых песен, соседствующих с двумя ничем не примечательными новыми. Подавляющее большинство, скорее всего, не стало переслушивать давно вышедшие хиты. Тем не менее в первый же день релиз собрал 2 млн прослушиваний — и это только во «ВКонтакте».
Как вышло, что рэпер, готовый захватывать музыкальные чарты, молчит столько лет? И почему некоторые ищут скрытые послания в новых песнях и хвалят Мирона за то, что тот объединил все треки в одном месте, а другие видят в этом откровенный стеб? Может, дело в том, как реагируют на подобное люди, запечатлевшие совершенно разные эпохи русского рэпа?
Нужно понимать, что Мирон Федоров — чересчур важная фигура для русскоязычного хип-хопа. Первые микстейпы, выпущенные им в начале десятых под псевдонимом Oxxxymiron, отрицали подъездную романтику и примитивную криминальную лирику. Продвигая вперед идею осмысленного и отчасти даже интеллектуального рэпа, Окси определил облик новой на то время волны русского хип-хопа: вряд ли у артиста есть однозначные последователи, но он точно вдохновил многих современных исполнителей искать в русском языке лазейки, позволяющие наполнить текст академическими терминами и глубокими метафорами. Переломным моментом, повлиявшим на восприятие жанра массовым слушателем, стал, конечно же, «Горгород» — большая концептуальная работа, которая позволила Мирону собрать «Олимпийский» и навсегда закрепить за собой статус одного из самых талантливых и успешных русских MC.
Концерт Оксимирона, Москва, 2016
Но с момента выхода «Горгорода» прошло долгих шесть лет — для отечественной музыкальной индустрии это очень большой срок. Пока Оксимирон строил собственную музыкальную империю в рамках агентства «Booking Machine», хип-хоп стремительно обрастал новыми стилистическими направлениями и громкими именами: за вторую половину десятых в русском рэпе произошло больше изменений, чем за все предыдущие годы, вместе взятые. Форма теперь превалирует над содержанием, и даже культовый «Горгород» начинает потихоньку устаревать. Мирон шел против старой школы, но не совсем ясно, успел ли он поспеть за новой. Создается впечатление, что он остался где-то на стыке — герой своей эпохи, который не знает, чем впечатлить нынешнюю публику. Какой же хип-хоп был до Окси и какой был после?
Возможно, криминал
Во второй половине 2000-х и начале 2010-х на коне были простые ребята, рассказывающие о серых российских буднях. Например, быт гопников — неотъемлемая часть хип-хопа того времени. Витя из группы «АК-47» — идеальный пример. Его манера исполнения и тексты невольно создают впечатление, что этот человек вот-вот подойдет и попросит тебя «пояснить за базар». Но он был скорее комичным персонажем — болтливым шутником, которых мы можем встретить в русском рэпе и сейчас. Более того, в данный момент спрос на комедийный рэп только растет: популярностью пользуются OG Buda и Scally Milano, которые не стесняются абсурдности собственных высказываний.
От «Антихайпа» до YungRussia: Словарь нового русского рэпа Что такое биф, флип и низкий флекс
Хип-хоп продолжает уверенно входить в российский мейнстрим: Сергей Шнуров позирует с Фараоном в своем инстаграме и называет его творчество «полным Пинк Флойдом», Оксимирон, выступив на Первом канале, собирается покорить «Олимпийский», а его баттл с рэпером Гнойным собирает десятки миллионов просмотров, моментально становясь главным событием в русскоязычном YouTube.
Для неподготовленного слушателя погружение в мир нового русского рэпа может оказаться болезненным: строчки вроде «BAPE на тело, скейт под ноги, меня хочет твоя шоти» и «Я стартую в низком флексе, шаришь, кто здесь на финессе» могут вызвать культурный шок. Для того чтобы более свободно ориентироваться в том, кто, как и о чем читает последние пару лет в России, мы составили краткий словарь.
Один из самых заметных представителей нового российского хип-хопа, который некогда описывал свою музыку как «фьюче-шансон». Победной формуле рэпер из Новочебоксарска не изменяет: год за годом ATL выпускает пластинки, наполненные бодрыми рейв-ритмами и текстами о языческих ритуалах.
«Антихайп»
Объединение, которое возглавляет Слава КПСС, он же Гнойный. «Антихайп» заявляет о себе как о «новой культурной парадигме», но, как и любые другие заявления Славы, принимать это нужно с львиной долей иронии: на деле петербургский рэпер-провокатор и его друзья (а именно Замай, СД и Букер) саркастично обыгрывают конъюнктуру (читай «хайп»), записывая строчки вроде «Если бы не Рубчинский, я бы не *** (занимался сексом)».
Автотюн
«Я наврал тебе, подруга, я не умею петь. / Она просила ворковать ей в ушко, но в реале автотюна нет» (Dopeclvb feat. Thomas Mraz & Basic Boy, «Дорогая, кажется, я больше не хочу делать рэп»).
Программа обработки и коррекции голоса, один из основных атрибутов новой школы, который сначала получил широкое распространение на Западе. Одним из первых артистов, популяризирующих автотюн, считают Канье Уэста с альбомом «808s & Heartbreak». Позже программу начали активно использовать рэперы из Атланты — например, Future и Янг Таг, а с некоторым запозданием тренд добрался и до местных исполнителей вроде ЛСП.
Баттлы
Поединки, в ходе которых рэперы пытаются максимально унизить друг друга, за последние несколько лет перебрались в мейнстрим, став одним из главных развлечений россиян — для своей политической кампании баттл-культуру пыталась апроприировать даже партия «Справедливая Россия», выпустив ролик с анимированным рэпером «Оксимироновым». Недавний баттл Оксимирона и Гнойного (события ждали около года) набирает миллионы просмотров за считанные часы, помимо популярных «Версуса» и «СловаСПБ», появляются новые проекты (правда, тоже в Петербурге): например, баттл «Рвать на битах».
«Ты начал граймить, как Соня-пушка. / Но ты не байтер — повторюшка-чушка!» (из баттла Сони Мармеладовой против Edik Kingsta на 140 BPM).
Заимствование стиля, флоу, строчек или любого другого элемента чужой музыки. Одно из главных оскорблений в хип-хопе, где среди главных ценностей, — самобытность и верность своим словам.
«Лечу на блок, я принял пост, ночной дозор, район контрол. / Я выгляжу как ночной волк, с лука льется соус» (Yanix, «Когда гаснет свет»).
Блок — район, место силы.
«Что такое биф? Биф — это война, в которой каждый против всех. / Биф — это когда лишь только наглых ждет успех» (Oxxxymiron, «Что такое биф?» feat. Schokk).
Открытая вражда между рэперами. Закончиться она может не только неспешным обменом диссами, но и физической расправой.
Бадибэг
«Ты гомункул Экшна Бронсона / Брат, это бадибэг вечера» (из баттла Walkie против Edik Kingsta на 140 BPM).
От английского body bag — дословно «мешок для трупа», а точнее — однозначная победа эмси в батлле.
Big Russian Boss
Рэпер-комик, скрывающийся под мантией и накладной бородой, ведущий одноименного YouTube-шоу. В 2016 году выступал на экономическом факультете МГУ с лекцией о создании успешного бренда в медиапространстве.
Versus
Самый популярный в стране баттл, каждый крупный выпуск которого набирает десятки миллионов просмотров и мгновенно расползается по Сети в форме мемов. Схватку Оксимирона и Джоннибоя посмотрели 39 миллионов раз, но стоит учесть, что совсем недавно в Сеть выложили самый долгожданный поединок если не всей истории «Версуса», то как минимум года — Oxxxymiron против Гнойного. Выступления традиционно записывают в петербургском баре «1703», а ведет их создатель проекта Александр «Ресторатор» Тимарцев.
Видеоблогеры
«Жив ты или сдох, платишь ли налоги, / Если ты в рэпе плох, будто бы видеоблогер, / Если ты ум — плен тугой и убогий — твое будущее / Нищий труп у дороги» (The Chemodan, «Что нам осталось»).
Переходу хип-хопа в мейнстрим способствуют в том числе и блогеры-миллионники, аудитории которых оказались интересны каверы на популярные рэп-хиты и даже откровенно дилетантские выступления на «Версусе». Главные герои — Ларин, Эльдар Джахаров и Хованский, апроприировавший основной сентимент возмущенных рэперов: «Как же … [надоели] эти лицемерные мрази, что в погоне за хайпом лезут к нам, в рэп».
ВК-рэп
Неофициальный тэг, которым обозначают лоуфайные записи молодых рэперов из недр «ВКонтакте». Еще три года назад вк-рэпом можно было назвать творчество, например, Фараона.
«Газгольдер»
Лейбл и одноименный московский клуб Василия Вакуленко (он же Баста, Ноггано или Нинтендо) — патриарха российской хип-хоп-сцены. Несмотря на кажущуюся консервативность (военно-патриотические песни и ультимативные заявления в духе „Децл — лохматое чмо“), Баста способствовал популяризации новых имен вроде Скриптонита и T-fest (одни из самых видных подписантов «Газгольдера») и не стал отказывать Фараону, который обратился к нему на вы с просьбой записать куплет для трека «Герой».
Гнойный
Вячеслав Карелин, он же Гнойный, он же Соня Мармеладова, он же Слава КПСС, он же Бутер Бродский, он же Валентин Дядька — 27-летний рэпер из Хабаровска, победитель недавнего баттла с Оксимироном. Сотни релизов, которые записал Слава, логически разделены по его псевдонимам: например, Соня Мармеладова записывает хлесткий грайм, Слава КПСС сравнивает себя с Рамзаном Кадыровым (к слову, Вячеслав выпускал извинение перед чеченским народом, правда, из-за других строчек), а Бутер Бродский читает про «крупскую шишку как русскую пышку», которая «вкусная слишком для социалистов».
Гострайтинг
Анонимное сочинение куплета или всего текста на заказ для другого артиста. В западном хип-хопе в пользовании услугами гострайтеров чаще всего обвиняют Дрейка, в русском — рэпера ST. При этом гострайтинг — важная статья дохода для многих артистов.
«Грибы»
Украинская группа, ставшая народной за рекордный срок: от дебютного бэнгера «Интро» до захватившего Россию вируса «Тает лед» прошел ровно год. Последний хит к рэпу почти никак не относится, но «Дом на колесах, ч. 1» — по-прежнему один из самых интересных хип-хоп-альбомов на постсоветском пространстве.
Гоша Рубчинский
«Я как Гоша Рубчинский — самый модный тренд. / Гоша Рубчинский — это мой best friend» (Face, «Гоша Рубчинский»).
Российский дизайнер, которого не упомянул только ленивый: молодые рэперы читали (а некоторые читают до сих пор) о главном катализаторе моды на постсоветскую эстетику буквально наперегонки, то ли всерьез его критикуя или восхваляя, то ли просто в попытке паразитировать на его славе.
Дабл-тайм
«Я не дабл-тайм, я high white. Который час? — Грайм-тайм» (Obladaet, «0 TO 100 Drake Remix»).
Скоростная читка, при которой текст зачитывается в два раза быстрее бита. Из-за высокой скорости дабл-тайм в хип-хопе иногда ошибочно принимают за грайм, хотя грайм — это совершенно отдельный и самостоятельный жанр, основанный на британской электронной музыке, а дабл-тайм — это разновидность флоу, то есть манеры читки.
DeadDynasty
Основанное в 2013 году объединение рэперов, продюсеров и дизайнеров, во главе которого стоит Глеб Голубин, он же Фараон. Сейчас его участники выпускают резонансные микстейпы, собирают большие концерты по всей России и даже записывают саундтреки к презентациям Yves Saint Laurent.
«Те, кто диссят нас в инете, заходили ровно пять минут назад» (Pharaoh & Boulevard Depo, «5 минут назад»).
От английского diss, disrespect — трек, в котором рэпер выражает ненависть к своему оппоненту. Обычно такие выпады провоцируют обоюдный обмен оскорблениями, который может затянуться на неопределенное время. Часто диссы записывают исключительно с целью привлечь внимание более известного исполнителя и его фанбазы и поэтому остаются без ответа.
«Я хотел придумать дэб, но это сделал Лева *** [к черту] Леву!» (Acid Drop King, «Я проблема» feat. Pharaoh).
От английского dab — танец, популяризированный рэперами из Атланты — например, Migos. Спустя несколько лет тренд добрался до России и клипов рэпера L’One в частности, а в 2017 году дэбали уже на Первом канале.
Dopeclvb
Уфимское объединение музыкантов, в которое на данный момент входят рэперы i61, Basic Boy и Glebasta Spal. Раньше в команде числился ныне отбывший на Booking Machine (концертное агентство Оксимирона) артист Thomas Mraz. Участники Dopeclvb записывают среди прочего жизнерадостный рэп про «вечеринки нулевых до утра» и ироничные песни вроде «Дорогая, кажется, я больше не хочу делать рэп».
Жак-Энтони
Жак-Энтони Меньшиков — автор песни «Тот самый негр» и саундтрека к последнему фильму Сергея Бондарчука. Записывает мрачноватый трэп в духе Трэвиса Скотта и почему-то не расстается в своих клипах с бутылкой молока.
«Закат 99.1»
Молодое московское объединение, участники которого называют свою музыку «аудиопанком», а себя — «киберублюдками». В текстах часто упоминаются пауэрбанки, инстаграм, телеграм и другие волнующие слух современного подростка темы.
Yeezy
«Yeezy Boost на ногах, я настолько популярен, / Я пришел к твоей сестре и оказался в твоей маме» (Face, «Yeezy Boost»).
Одни из любимых кроссовок российских рэперов, над дизайном которых работал Канье Уэст. Чтобы купить оригинал, придется постоять в очереди.
Imperial
Трек Porchy, лондонского битмейкера и близкого друга Оксимирона. «Империал» примечателен тем, что это один из немногих случаев, когда рэперы диссят друг друга на одном треке. Согласно одной из версий, Porchy предложил Олегу ЛСП записать куплет для нового трека, после чего Олег прислал фактический дисс на Оксимирона и его агентство Booking Machine. Porchy рассказал об этом самому Оксимирону, после чего тот дописал к треку свой обличительный куплет. В итоге конфликт еще долго обсуждали в Сети, а два рэпера окончательно поссорились.
Клауд-рэп
«Ты хотела делать клауд, но я делал ровно пять минут назад» (Pharaoh & Boulevard Depo, «5 минут назад»).
Поджанр хип-хопа с замедленными битами и неспешным флоу, особенно популярный во «ВКонтакте» несколько лет назад. Основными ориентирами для российских клауд-рэперов были американец Bones и швед Yung Lean.
Kizaru
Рэпер с красивой историей. Если верить артисту, в 2014 году он сбежал в Барселону из Петербурга, где его собирались судить за продажу запрещенных веществ. Уже в 2015 году Kizaru флексил на берегу Средиземного моря в белоснежном худи Thrasher — так выглядел клип на трек «Nikto ne nuzhen», собравший 5 миллионов просмотров на YouTube. Позже рэпер рассказывал, как его по IP вычислили сотрудники «Интерпола», после чего он четыре месяца сидел в местной тюрьме.
Коллаб
«Они все хотят коллаб, обойдутся / Тебе нужен мой флоу? Купи на айтюнсе» (Obladaet, «Zloi Negr Freestyle»).
Коллаборация, совместное творчество.
Кузнецкий мост
«Как завещал Saint Laurent/Кузнецкий мост, и вечные французы/Оттуда моды к нам, и авторы, и музы» («Кузнецкий Сквад», «Сквад»).
Место силы молодых хайпбистов, собирающихся возле магазина «КМ20», где продается Off White, Гоша Рубчинский и другие реликвии модников. «Кузнецкий» периодически упоминается в текстах рэперов новой школы, а с недавних пор на улице сформировалась собственная рэп-группировка — «Кузнецкий сквад».