Что такое русское народное творчество 6 класс литература
Литература. 6 класс (1 часть)
Устное народное творчество
Устное народное творчество
Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.
Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по временам года.
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!
Новый год пришёл,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Обряд колядования — обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков — существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце — требование подарков.
— встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.
Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.
Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь
На отдыханье!
Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С хлебами обильными.
Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.
На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.
Во поле берёзонька стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Ах, люли, люли, стояла,
Ах, люли, люли, стояла.
Алыми цветами расцветала,
Ах, люли, люли, расцветала.
Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.
Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.
В краю не бывали,
Людей не видали
Пословицы и поговорки
Что за роскошь, что за смысл, какой толк
в каждой поговорке нашей! Что за золото!
Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.
Пословица — это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают».
Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица — всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».
Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.
«С родной земли — умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила».
Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека — в делах», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дома и стены помогают».
В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух».
С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не течёт», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».
Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:
Ни то ни сё кипело,
да и то пригорело.
Дружно — не грузно,
а врозь — хоть брось.
Поговорка — это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу».
Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка — украшение речи (цветок), тогда как пословица — суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).
В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» — это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле не воин.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К большому терпению придёт и умение.
Делу — время, потехе — час.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Молодец на овец, а на молодца — сам овца.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.
На голове густо, а в голове пусто.
В трёх соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.
Лёгок на помине.
Кота в мешке покупать.
Ума палата.
Хоть шаром покати.
Их водой не разольёшь.
Соловьём поёт.
Определите смысл поговорок:
Составьте предложения с этими поговорками.
Подготовьте и проведите конкурс на лучшее знание пословиц и верное их толкование. Определите жюри конкурса, а также группу художников-дизайнеров, библиографов, которые подберут книги и статьи для выставки, иллюстрации к пословицам.
Материал к уроку литературы в 6 классе «Фольклор в литературе»
Содержимое публикации
Фольклор в литературе
Фольклор – это УНТ (устное народное творчество), отражающее весь богатый опыт старшего поколения.
У фольклора есть ряд отличительных особенностей:
Устное творчество. Фольклор появился задолго до письменности. Сказки, предания, былички передавались из уст в уста;
Отсутствие автора (анонимность). Так как произведения фольклора не записывались, а пересказывались друг другу, то невозможно назвать человека, который их придумал;
Коллективное творчество. Каждый человек добавлял в произведение что-то свое;
Вариативность. У одной и той же истории несколько вариантов развития сюжета;
Синкритизм фольклора. В фольклорном произведении сочетаются разные виды жанров, искусств. Например, девушки пели песни и водили хоровод (песня + танец).
Фольклор – очень важный этап в истории развития литературы. Он послужил основой для возникновения письменной литературы. Более того, благодаря устному народному творчеству мы знаем историю своей Родины, мировоззрение своих прадедов и даже отголоски славянской религии прослеживаются в этом многообразномколлективном творчестве.
Разновидности жанров фольклора
Всё богатство фольклорных жанров можно разделить на несколько групп:
Трудовые песни. Эти произведения исполнялись крестьянами, когда те работали в поле, либо крестьянки напевали их, выполняя работу по дому;
Свадебный фольклор. Молодые люди вступали во взрослую жизнь. Их надо было подготовить к этому важному моменту. Родные делали все для того, чтобы жизнь новой семьи складывалась благополучно;
Особое внимание уделялось невесте. Девушка покидала отчий дом и переходила в чужую семью.
Похоронные причитания. Переход человека в иной мир сопровождался особыми обрядовыми действиями и причитаниями;
Необрядовый фольклор. К нему относятся малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы). Вся мудрость народа заключается в этих небольших жанрах УНТ;
Устная проза. Люди рассказывали необычные истории (бывалщины и былички), которые часто носили мистический, а иной раз и фантастический характер;
Детский фольклор. Пестушками, потешки, прибаутки, колыбельные песни – все это предназначалось для того, чтобы развлечь и успокоить ребенка;
Героический эпос. Стихи, песни (военные, духовные, героические), легенды, повествующие о жизни, подвигах богатырей и великих людей;
Художественное творчество. Сказки, романсы, частушки и многие похожие жанры фольклора. В них люди выражали свое творчества;
Устное народное творчество являлось важнейшей частью быта. Фольклор сопровождал все важнейшие стороны крестьянской жизни: полевую работу, свадьбы, троица, колядки, крестины.
Люди считали, что если все обрядовые песни и действия не будут исполнены, то в доме можно не ждать счастья, урожай не созреет, а в семье согласия не будет. Поэтому точное исполнение обряда – дело для народа очень серьезное.
Обряд – определенная последовательность традиционных действий, которыми передается мировоззрение и обычаи.
Календарно-обрядовые песни получили свое названия из-за связи с распорядком полевых работ по годовому циклу.
Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора
Календарно-обрядовые песни, относительно их жанровой разновидности, объединяются в несколько групп:
рождественские песни (Рождество,Колядки, Святки);
песни, исполняемые на Масленицу;
песни, исполняемые весной (Весняник);
песни, исполняемые летом (день Ивана Купала, Троица);
жнивные песни (уборка урожая).
А теперь давайте немного подробнее поговорим про каждую группу календарно-фольклорных песен.
Рождественские праздники являлись значимыми днями для многих людей. Они продолжались с 24.12 по 6.01. Это время зимнего солнцестояния, которое разделяло календарные циклы между собой.
В сочельник (24.12) крестьяне приходили к соседям в гости и исполняли своеобразные песни-заклинания. Их называли колядками. Колядующие пели хозяевам домов песни, в которых были пожелания им здоровья, благополучия, счастья, добра и богатства. Колядки имели «заклинательный», магический характер.
Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.
В ответ добродушные хозяева одаривали своих гостей своим «богатством»: калачами, кренделями, конфетами и другими вкусностями. Радостное настроение всеобщей щедрости царило на протяжении всех святочных дней. Так начинался новый календарный цикл и заряжал народ радостью и добрым отношением к ближнему.
После Рождества наступала Масленица. Это был очень веселый и радостный праздник, но он играл важную роль в жизни русского народа. Обрядовые песни, исполняемые на Масленицу, помогали солнышку продвинуться по кругу. Тем самым люди прогоняли зиму и весело встречали весну.
Солнце и огонь – являлись главными символами этого праздника. И его символичные изображения входили во все атрибуты этого шумного праздника! Все обрядовые действия совершались с одной целью – поскорее прогнать зиму и встретить красавицу-весну. Вот ключевые обряды, совершаемые на Масленицу:
На Масленицу по селу крестьяне устраивали катание на лошадях (подгоняли приход весны). Такие катания до сих пор устраиваются во многих городах. Особенно детки не прочь прокатиться на ухоженных лошадках;
Люди носили горящие колеса на длинных шестах, которые напоминали пылающее солнце;
Русские женщины пекли вкусные румяные блины. Блины – любимое угощение в масленичную неделю;
Сжигали соломенное чучело на костре.
Проводы зимы сопровождались играми, народными забавами, шутками и смехом. Считали, что если обряд совершен неверно, то обильного урожая в будущий год можно не ждать.
А также можно заметить, у календарно-обрядовых песен довольно простая форма. Они легко запоминаются. Песни построены на повторах. В масленичных песнях, которые поются во время праздника, Масленица упоминается в сатирическом тоне. Никто не грустил – все счастливы и рады приходу весны. Люди старались побыстрее прогнать морозную зиму.
Во время изготовления соломенного чучела поются более ласковые и душевные песни. Масленицу ласково называют Авдотьюшкой и рядят ее в чистые одежды, украшают яркими лентами и платками.
Весенние песни (веснянки)
Еще одной жанровой разновидностью календарно-обрядового фольклора являются весенне-летние песни. В теплые дни Великого поста было принято «закликать» весну. Крестьянские ребятишки поднимались на пригорочки или на крыши и начинали кликать.
Это были уже не песни, а кликанья. Маленькие четверостишия были довольно просты и легко запоминались. В них было очень много повторений и обращений.
Детки кричали, из-за всех сил звали весну. Накричавшись вволю, ребятишки довольные возвращались домой, либо приступали к своим обычным забавам и играм.
Летние праздники начинались с Троицы. Молодые девушки убегали в рощицу и «завивали» белые березки. После этого «завитое» деревце срубали, ходили с ним по деревне и распевали веселые песни.
Эти обрядовые действия и душевные песни обеспечивали русский народ богатым урожаем на весь следующий год. Обратите внимание на то, что в этих песнях много обращаются к березоньке. Летние песни пропитаны теплом, нежностью и любовью к родной природе.
Кульминация годичного цикла приходится на ночь 25 июля. Это День Ивана Купала. Считалось, что в эту ночь начинают безобразничить русалки. Цель этого праздника – отогнать нечистые силы, пока они не уничтожили зреющий урожай, а также подготовить поле для жатвы.
Песни на день Ивана Купала напевные, лирического характера. Они напевны и изобилуют обращениями к Купале. Причем, из песен невозможно понять, какого пола был Купала.
Календарно-обрядовые песни не только сопровождали людей во время праздников, но и помогали выполнить тяжелые трудовые работы. Существует большое количество жнивных песен. Их исполняют в период жатвы, уборки урожая, сенокоса. Такие песни разделяются исходя от работы, которую выполняют крестьяне.
Жатва начиналась с благодарности за первый «именинный» сноп. Его вязали «всем миром» (люди всей семьи, деревни были включены в этот процесс). «Именинный» сноп украшали, переносили в деревню и хранили до следующего года. Ему пели обрядовые песни. Очень сильно почитали «живую матку» (колосья с особо крупными зернами).
Обратите внимание на то, что житные песни изобилуют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это показывает, что к зерну в народе относились с большим уважением! Благодаря хорошему урожаю, люди были сыты весь год.
Очень важным моментом являлось «завивание козлу бороды». Конечно, ни о каком животном здесь речи не идет. Все крестьяне, участвовавшие в жатве, собирались вместе и на корню завязывали последний сноп. Это делалось для того, чтобы почва оставалось плодородной и дарила богатые урожаи в последующие годы.
Крестьянам было важно восстановить силы Земле-Матушке, но и о себе они не забывали. Чтобы поддержать собственные силы, жнецы ложились на последний сноп, катались по нему и пели обрядовые песни.
Наличие жанрового разнообразия календарно-обрядовых песен указывает на то, что к каждому событию годичного цикла на русской земле было особое отношение. Обрядовый фольклор был чрезвычайно важен для русского народа. Без него не обходилось ни одно важное событие. По содержанию и поэтическим особенностям календарно-обрядовых песен можно понять мировоззрение крестьян и их отношение к жизни.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Малые жанры фольклора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, изустно передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Фольклор – устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа – язык, верования, обряды, ремёсла.
Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, часто в детском возрасте.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль.
Поговорка – это яркое, меткое образное народное выражение. Поговорка – это часть суждения без поучительного смысла.
1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса / Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018, стр. 307
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 224
2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009, стр. 414
4. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» / – Волгоград: Учитель, 2015, стр. 324
5. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / – М.: «Экзамен», 2016, стр. 63
6. Московкина И. И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017, стр. 144
Открытые электронные ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49. (Дата обращения: 18.06.2019)
2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 18.06.2019)
3. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 18.06.2019)
4. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения: 18.06.2019)
5. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (Дата обращения: 18.06.2019)
6. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (Дата обращения: 16.06.2019)
7. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru/ (Дата обращения: 16.06.2019)
Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (Дата обращения: 18.06.2019)
8. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 18.06.2019)
9. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (Дата обращения: 18.06.2019)
10. Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология» http://old-rus.narod.ru/bio.html (Дата обращения: 16.06.2019)
11. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (Дата обращения: 18.06.2019)
12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 18.06.2019)
13. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 18.06.2019)
14. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 18.06.2019)
15. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения: 18.06.2019)
16. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (Дата обращения: 18.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда возникли пословицы? Этого никто не знает. Одно бесспорно, пословицы были с человеком, как в труде, так и в отдыхе.
Русские пословицы – это самый малый жанр устного народного творчества. Но в них, несмотря на краткость, таятся признаки и особенности подлинного искусства. Их по праву называют жемчужинами устного народного творчества.
Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Например, «маленькое дело лучше большого безделья».
Настоящие волшебные слова кроются в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Ведь народ создавал их в течение многих веков, собирая жизненный опыт.
В этих кратких афоризмах народ передал свои знания, накопленные веками, следующему поколению, вложив в них свои мечты и надежды.
«Счастье не ищут, а делают», «ученье – свет, а неученье – тьма»; – учит народ. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Русские пословицы раскрывают все стороны жизни народа.
Яркую и точную характеристику пословицам можно найти в самих пословицах: «пословица правду всем говорит».
В них понятие чести, совести, справедливости. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной их возникновения.
Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.
Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например, «век живи, век учись», «без друга на сердце вьюга», «глаза страшат, а руки делают».
Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» Владимир Ивановича Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.
Хорошо известны пословицы о Родине, патриотизме: «С родной земли – умри, не сходи», «своя земля и в горсти мила».
Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «дело мастера боится», «дерево смотри в плодах, а человека – в делах», «что посеешь, то и пожнёшь», «дома и стены помогают».
В пословицах народ выразил своё отношение к нормам поведения человека, его взглядам на дружбу: «человек без друзей, что дерево без корней», «старый друг лучше новых двух».
В народной мудрости отразилось презрение к пустословам и лентяям: «под лежачий камень вода не течёт», «на печи по дрова поехал», «не спеши языком, торопись делом».
Многие пословицы и поговорки имеют прямой и переносный смысл, который расширяет рамки их применения. «Большому кораблю большое плавание», – это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.
Поговорка – это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без нравоучения.
Например, «лёгок на помине», «бить баклуши», «как снег на голову», «ни к селу, ни к городу».
В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать», – это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.
Теоретический материал для углублённого изучения
Уже в ХIХ веке учёные обратили внимание на то, что пословицы отражают эпоху, в которую они появились. Так, например, пословица «пусто, словно Мамай прошёл» указывает на период монголо-татарского ига. Конечно же, пословиц, связанных к каким-нибудь историческим событием, значительно меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Часть пословиц пришла к нам из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Например, «битый небитого везёт», «по моему прошению, по щучьему велению» и другие. Часть пословиц возникла из церковных книг. Интересно, что изречение из Библии «Господь даде, Господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
Несмотря на то, что пословицы и поговорки – малые жанры фольклора, часть из них имеет литературное происхождение. Как мы уже знаем, велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например, «у разбитого корыта» (А. С. Пушкин), «как белка в колесе» (И. А. Крылов) и многие другие.
В конце XVII века появилось первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Автор остался неизвестным, а сборник вместил в себя свыше 2 500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделите цветом пословицу о ценности семьи.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Кто на молоке ожёгся, тот и на воду дует.
Трусливому зайке и пенёк – волк.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Раз солгал, а на век лгуном стал.
Лучше десятерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Нужно проанализировать о чём говорится в пословицах и найти ту, что подходит по смыслу.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите имя автора сборника «Пословицы русского народа».
Нужно вспомнить, о чём было рассказано на уроке и кто является составителем сборника, и выбрать правильный ответ.