Что такое ряжевый причал

Изготовление ряжевых конструкций

Ряж или ряжевая конструкция — это сруб из бревна, погружаемый в воду или грунт. Как правило заполняется скальной породой (горной массой) разной фракции. В зависимости от географического месторасположения гидротехнического сооружения наполнение ряжевой конструкции горными породами сопутствующей местности или просто грунтом. Применяется для строительства гидротехнических сооружений, мостов, причалов, набережных, плотин.

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причалЧто такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Наша компания изготавливает ряжевые конструкции на производственной площадке. После изготовления и маркировки ряжей производится разборка, погрузка и перевозка на место монтажа. Весь технологический мусор от производства (кора, опилки, остатки от бревен) остается на месте производства и утилизируется. На место монтажа привозятся в разобранном виде весь объем готовых ряжевых конструкций. Монтаж ряжевых конструкций в большинстве своем связан контактом с водной поверхностью, на него распространяются определенные ограничения и действуют соответствующие законодательству допуски. Все это отражено в СП 287.1325800.2016 г. «Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства».

Довольно часто при эксплуатации гидротехнических сооружений (мосты, причалы, набережные) происходят частичные разрушения ряжевых конструкций. Как правило это надводная часть сооружений. Это связано в первую очередь с ледоходами, штормами, и швартовками судов. В данных случаях необходим срочный ремонт, так как процесс эксплуатации данного гидротехнического сооружения может быть затруднен, и может повлечь за собой его дальнейшее разрушение.

Источник

Причальные сооружения на ряжах

Срубленный полностью или частично ряж должен быть доставлен по воде к месту установки в причал (рис. 83). Ряж устанавливают на постель целиком или с дорубкой на плаву. В зависимости от места сборки (рубки) его спускают на воду по стапелю паводковыми водами, подъемным краном или со льда.

При спуске на воду по береговому стапелю ряжи предпочтительно рубить выше по течению от места установки в причал. Уклон берегового стапеля подбирают исходя из естественного рельефа береговой части и подводного склона, массы ряжей, применяемых механизмов и оснастки для спуска. Уклон стапеля может быть в пределах от 1:20 до 1:8.

Глубина на пороге стапеля (м) должна быть

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

где В — ширина ряжа, м; i — уклон стапеля.

При спуске ряжей на воду по стапелю без катков необходимое тяговое усилие определяют по формуле

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

где Q — масса ряжа, т; μ — коэффициент трения скольжения ряжа по спусковым дорожкам (для смазанного стапеля μ=0,2).

В качестве смазки брусьев стапеля применяют нефть, мазут или тавот.

Во избежание крена или дифферента спущенный на воду ряж неправильной формы перед спуском уравновешивают камнем или другим балластом. Ряж спускают со стапеля в следующей последовательности: смазывают брусья стапельных дорожек; переводят домкратами срубленный горизонтально на клетках ряж в наклонное положение на спусковых дорожках; обводят вокруг ряжа на уровне пола трос с замком на стороне, обращенной к воде, на углах ряжа под трос подкладывают обрезки бревен; к тросовому замку присоединяют тяговый трос; убирают подклинивающие приспособления, удерживающие ряж в неподвижном положении; приводят в готовность тяговые буксиры и тормозные лебедки; производят спуск ряжа.

Вывод ряжа для установки в причал допускается лишь после погрузки на плавсредства камня, необходимого для загрузки ряжа. Ряжи буксируют от места спуска или отстоя к месту установки в тихую погоду при волнении не свыше 2 баллов. При небольшом расстоянии (до 2 км) буксир может вести ряж под бортом со скоростью 2—5 км/ч. При буксировке на значительные расстояния ряжи закрепляют на буксирном конце троса длиной 75—100 м. Максимальная скорость буксировки может достигать 8 км/ч. Если при перевозке ряж начинает рыскать, к его корме прикрепляют на тросе длиной 20—30 м пакет скрепленных бревен.

Плановую установку ряжа на постель производят при помощи четырех лебедок с тросами на углах ряжа и якорей. Точность установки ряжей в плане и в вертикальной плоскости контролируют геодезическими инструментами по закрепленным створным вешкам. Величины смещений или перекосов осей от проектного положения не должны превышать 100 мм.

При установке ряжей па сильном течении выше по течению устанавливают временные ряжи — рамы сквозного типа. Устанавливаемый ряж крепят к временному ряжу-раме тросами на лебедках. Лебедками регулируют необходимое положение ряжа.

Для погружения ряжа в воду и установки на постель его банки постепенно и равномерно загружают камнем с плавсредств или пионерным способом — с заездом транспортных средств на ранее установленные ряжи и на загружаемый ряж с непосредственной выгрузкой камня в банки ряжа.

При установке ряжей в причал, находящийся на незащищенной акватории, во избежание их разрушения штормовым волнением необходимо максимально механизировать трудоемкий процесс засыпки ряжей камнем; весь комплекс работ должен осуществляться в максимально короткие сроки (не более 1,5 сут).

Верхнее строение причала на ряжах выполняют из монолитного или сборного бетона или железобетона, не ожидая прекращения осадок. Если предусматривается опирание верхнего строения на засыпку, в проекте указывают сроки его возведения. Засыпку пазухи ряжевого причала каменной разгрузочной призмой с устройством контрфильтра и грунтом можно производить после загрузки ряжевых банок камнем.

Ряжи, срубленные на затапливаемой высокой водой площадке или береговой полосе, после всплытия транспортируют к месту отстоя, защищенному от ледохода. На месте отстоя ряжи швартуют к причалу или раскрепляют на якорях, где при необходимости их дорубают. Глубины в месте отстоя должны быть достаточными для дальнейшего вывода ряжей на судовой ход и буксировки к месту установки в причал.

При спуске ряжей с помощью подъемных кранов способ их строповки должен быть указан в проекте работ. Спуск ряжей, срубленных полностью или не менее чем на шесть венцов, можно осуществлять береговыми или плавучими кранами. Число стропов при спуске ряжа зависит от его длины, расположение стропов должно обеспечивать одинаковую нагрузку на них, изгибающие моменты в стенах ряжа (в пролете и месте строповки) должны быть также примерно равны. Между стропами и венцами ряжа прокладывают деревянные коротыши.

Рубку ряжей на льду производят на месте их установки в сооружение при толщине льда не менее 25 см. Расчетную толщину льда при проверке его грузоподъемности можно определить по формуле П. И. Лебедева

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

где h1, h2 — толщина соответственно прозрачного и мутного слоев льда, см; k1 — коэффициент, равный при нормальной кристаллической структуре льда — 1, при игольчатой — 2/3; k2 — коэффициент, равный при температуре ниже нуля — 1, при температуре выше нуля — 4/5.

Ряжи на льду рубят на высоту в пять или шесть венцов, затем ряж спускают на воду и дорубают на плаву. В зависимости от гляциологических, гидрологических и производственных условий ряжи спускают на воду вместе со льдиной, на которой они срублены или без нее.

При опускании ряжа вместе со льдом, на котором он срублен (рис. 84,а), по периметру ряжа прорубают майны длиной б—10 м и шириной 0,5—0,7 м на расстоянии до стен ряжа 0,3—0,5 м. При этом через каждые 5—10 м оставляют ледяные перемычки длиной 1—2 м. Размер перемычек должен быть таким, чтобы ряж держался на них, не ломая. Когда необходимое число венцов ряжа срублено, разрушают пешнями оставленные перемычки. При этом ряж вместе со льдиной, находящейся под ним, опускается в воду. Так как вода в нижних слоях имеет положительную температуру, то льдина под ряжем растаивает через 1—2 нед. Возможность применения этого способа должна быть подтверждена либо опытом, либо гидрологическим расчетом, учитывающим тепловой режим бассейна в месте опускания ряжа. Если нет уверенности в том, что льдина быстро растает, ее вытаскивают из-под ряжа в сторону при помощи лебедок с запасованными в полиспасты тросами (рис. 84, б, I, II).

При опускании ряжа без льдины применяют готовую майну, выполненную по размерам ряжа с запасом 0,5—0,8 м на каждую сторону. Этот способ применим при наличии прочного и толстого льда, ширине ряжа менее 8 м и глубине воды в месте опускания большей, чем ширина ряжа. Через каждые 2 м поперек майны на лед укладывают бревна диаметром 18—20 см комлями в одну сторону. После возведения шести венцов, пола и сжимов перерубают прогоны через один и вытаскивают их из-под ряжа. После этого одновременно перерубают оставшиеся прогоны, быстро извлекая их с другой стороны ряжа, и ряж опускается в майну. Ряж на плаву дорубают и одновременно загружают со льда камнем с таким расчетом, чтобы над водой возвышалось не менее четырех венцов.

Источник

Что такое ряжевый причал

Ряж — деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником. В основном применяется к постройкам гидротехническим для устройства основания плотин, молов, набережных, иногда и мостовых опор и пр. Ряж рубится из круглых бревен, в виде ящика той формы, которая соответствует плану сооружения, и для большей крепости противоположные стены через известные промежутки стягиваются бревенчатыми якорями. Нередко также (преимущественно в Скандинавии и Америке, где ряжевые постройки очень распространены) ряжи делаются из брусьев, обделанных на 4 канта. Если нужно, например в мостовых опорах, наружные части ряжа обшиваются досками. Ряж весьма удобно опускать зимой со льда. Для этого ряж собирается из приготовленных бревен на том месте, где требуется его погрузить, затем вокруг него прорубают во льду борозды (майны), после чего по мере загрузки камнем ряж садится на дно. [1]

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Ряжи — бревенчатые срубы с дном или без такового, заполняемые камнями и применяемые в качестве фундаментов под сооружения, возводимые в воде, например под набережные, опоры мостов, дамбы, молы и т. п. Ряжевые фундаменты устраивают в тех случаях, когда твердый грунт основания не допускает забивки свай или же, наоборот, при очень слабых грунтах основания (ил, торф). Так как в состав ряжевых фундаментов входит дерево, то высота ряжей должна быть такова, чтобы дерево постоянно находилось под водою, поэтому высота ряжевых фундаментов определяется положением самого низкого горизонта воды во время волны. Неприменимы ряжевые фундаменты в морях, в которых водится червь, разрушающий дерево. Расход камня при ряжах меньше, чем при фундаментах из каменной наброски. Ряжи со стороны воды имеют обыкновенно вертикальные стенки и потому допускают причал судов вплотную к пристаням, основанным на них. Ряжи дают дно в тех случаях, когда приходится их основывать на слабом грунте; при твердых и скалистых грунтах дно отсутствует. Ряжи рубят из бревен, соединяя бревна в местах их пересечения в обло и укладывая один венец на другой либо вплотную либо с зазором. При укладке венцов с зазором ряжи требуют устройства достаточного числа поперечных связей и применимы лишь при наличии довольно крупного камня. В плане ряжи делают в виде прямоугольников, причем короткие стороны ряжей рубят из цельных бревен, длинные же стороны могли быть собраны из срощенных бревен. [2]

Установка ряжей

Когда ряжи служат фундаментом сооружений, подверженных сильному прибою волн, и в особенности когда ряжи имеют большую высоту, они не могут быть признаны вполне устойчивыми; поэтому для образования например, молов в открытом море ряжи не всегда применимы. До приступа к работам по устройству ряжевых фундаментов производят исследование, обмер и осмотр дна при помощи водолазов. Неровности в твердом грунте выравнивают при помощи каменной наброски или слоя бетона. В Швеции место установки ряжей предварительно ограждают (при помощи водолазов) мешками, заполненными бетоном; между двумя такими грядами мешков с бетоном опускают в ящиках бетон для основания. Слабый грунт уплотняют камнем соответствующих размеров. При небольшой толщине слоя наноса планировки дна не требуется; в этом случае ряж, врезавшись нижними венцами в слой наноса, будет лежать дном своим на уплотненном наносе. При большой толщине наноса может получиться по мере загрузки ряжа неравномерная осадка и коробление сруба. Исследование дна и планировка производятся до образования льда. Если дно водоема имеет небольшой уклон, то рубку ряжа ведут таким образом, чтобы комли бревен были обращены в одну сторону и пришлись над более глубоким местом дна. При горизонтальном или выровненном дне водоема комли кладут попеременно в обе стороны. Наиболее удобным временем для устройства ряжевых фундаментов является зима в тех местностях, где в это время года вода замерзает и образуется достаточной толщины ледяной покров, могущий выдержать приходящийся на его долю во время этих работ груз. Когда вода замерзнет, на льду производят разбивку работ. Место, предназначенное для ряжа, очищают от льда, вырубая для этого достаточной ширины полосу льда. Через образовавшуюся таким путем манну (прорубь) перебрасывают ряд бревен, на которых производят сборку дна и первых четырех или пяти венцов ряжа, после чего поддерживающие ряж бревна удаляют, продолжая рубку на воде. При рубке не над прорубью ряж спускают в последнюю, после того, как срублено несколько венцов выше дна ряжа. При наличии дна по мере сборки сруба производят загрузку ряжа камнем, постепенно погружая его в воду настолько, чтобы было удобно работать плотникам; при этом следят за равномерным погружением ряжа в воду, исправляя крен с помощью привязанных к нему канатов. Особенную осторожность необходимо проявлять, когда ряж близок ко дну водоема. Погрузку камня зимою надлежит производить возможно быстрее, не допуская образования льда внутри ряжа По окончании рубки, когда сруб доведен до проектной высоты, производят окончательную загрузку сруба камнем, причем ряж принимает окончательную осадку. В летнее время сборку ряжа производят на берегу вблизи мест, достаточно глубоких для спуска на воду в тихую погоду; при этом сруб в пять примерно венцов спускают на воду и отводят к месту погружения, где начинают загружать камнем. В остальном работа летом ничем не отличается от таковой зимою. В США срубы заменяют клетками из брусьев, причем каждый последующий ряд перекрывает предыдущий в перпендикулярном направлении; брусья рядов скрепляются между собою, образуя жесткую систему. Загружаемый камень соразмеряется в данном случае с размерами зазоров между наружными брусьями клеток. От прибоя волн загруженные камнем клетки защищают каменной наброской в виде откоса, а против подмыва их располагают при слабом грунте на каменной постели, лежащей на уплотненном основании. [2]

Источник

Ряжевые и рамно-ряжевые опоры

Ряжевые опоры, несмотря на их значительные размеры в плане, почти на всех грунтах, за исключением скальных, оказываются неблагоприятными в отношении осадок. Ряжи устанавливают, как правило, на каменные отсыпки без удаления слабых грунтов — наносных песков или даже ила.

Величина и время уплотнения грунтов под тяжёлыми ряжами и происходящие при этом осадки опор зависят от толщины слоя, а также от рода слабого грунта в основании. Глинистые грунты дают более медленную осадку. Осадка ряжевых опор иногда длится продолжительное время и достигает значительной величины. На торфянистых грунтах наблюдается упругая осадка ряжей под поездом, достигавшая в отдельных случаях 12 см.

Вследствие разнородности и различной мощности слоя слабого грунта под подошвой ряжа или подсыпки под ним осадки получаются неравномерными (фиг. 250). Неравномерные осадки, вызывающие крен опоры, являются наиболее серьёзными и трудно выправимыми.

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал
Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Крен ряжевых опор вызывается также неудовлетворительным заложением их на косогорах. Такой пример изображён на фиг. 251. В данном случае деформация ряжа, заложенного на каменной отсыпи по дну, имеющему уклон около 20°, достигла значительных размеров: около 1 м как по высоте, так и в сторону, вследствие крена. Для прекращения деформации внутри ряжа были забиты в грунт 6 металлических свай из труб диаметром 30 см так, что своей верхней частью они касались средней продольной стенки (сваи показаны на фиг. 251 пунктиром). Однако эта мера не воспрепятствовала дальнейшему накренению ряжа. Значительный наклон поверхности дна под ряжем, особенно при плотных грунтах, может вызвать сдвиг опоры.

Другой причиной осадки может явиться подмыв в связи со значительным загромождением ряжами русла и в результате отсутствия надлежащего укрепления их основания, особенно при слабых, илистых грунтах.

Осадка каменного заполнения в самом ряже обычно бывает незначительной и не представляет опасности, если она не является следствием распирания ряжевой оболочки и если одновременно с осадкой не происходит изгиба брёвен поперечных стенок под мауерлатными брусьями пролётных строений.

Крен ряжей способствует перекосу их конструкции. Перекосы могут произойти не только от действия горизонтальных сил (при крене, угоне пролётных строений), но и в результате односторонней усушки древесины, сказывающейся в большей мере на высоких ряжах. При такой усушке ряжи кренятся навстречу преимущественного освещения солнцем.

Предотвратить в эксплуатации осадку ряжей (как и вообще всех опор), происходящую вследствие уплотнения слабого основания практически не представляется возможным. Ho, как отмечалось ранее, осадка ряжевых опор, вызываемая уплотнением грунта, заканчивается, как правило, уже в первый период эксплуатации. Случаи длительной, накапливающейся осадки ряжей являются редкими, если во-время и надёжно производится укрепление ряжей от подмыва. В единичных случаях особо неуместного применения ряжей на слабом грунте большой мощности деформации опор не прекращаются продолжительное время, несмотря на укрепление ряжей наклонными металлическими сваями и грунта фашинными тюфяками и камнем.

При наличии прочного грунта в основании ряжевых опор их деформации вследствие неудовлетворительного выполнения каменной отсыпи быстро прекращаются. Такие наклонившиеся ряжи при устойчивом положении их и отсутствии расстройств в конструкции не представляют никакой угрозы (фиг. 252).

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

При осадках ряжей обязательными мерами, помимо укрепления от подмыва, как и вообще при деформациях любых опор, являются своевременное выявление и устранение нарушений пути, вызываемых осадками.

Появление ощутительных внезапных осадок, не позволяющих содержать путь постоянно нормальным, требует введения ограничения скорости.

Ряжи с незатухающей деформацией и сильно накренившиеся, не позволяющие выправить в нормальное положение пролётные строения и пути и угрожающие безопасности движения, подлежат переустройству.

При неравномерной осадке и перекосах ряжей следует ограничивать дальнейшее увеличение наклона. Этой цели иногда достигают перегрузкой каменной засыпки из наиболее опустившейся части ряжа в менее опустившуюся. Такой приём наиболее эффективен для ряжей с большим отношением ширины к высоте и, следовательно, при наклонах ряжей поперёк оси моста, т. е. по длине ряжей.

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

При наклоне рамно-ряжевой опоры в направлении вдоль моста может быть применён аналогичный описанному ранее приём перестановки рамной надстройки в сторону, обратную наклону ряжа (фиг. 253). При этом должно быть перенесено в ту же сторону и опирание пролётных строений путём продольной их передвижки или перестановки мауерлатных брусьев в пределах допустимой длины консоли ферм. Применённая на одном из мостов Перестановка рам привела к положительным результатам. Наклон ряжа в дальнейшем не возрастал. Прекратившаяся вскоре осадка позволила отложить начатое переустройство моста путём подведения рамно-свайной опоры и взаимной перестановки пролётных строений 15 и 7 м (фиг. 254).

Увеличение наклона ряжей в направлении оси моста может быть предотвращено в известной мере устройством распорок между ряжами (фиг. 255).

Распорки при наклонах опор противодействуют лишь дальнейшему увеличению наклона. Воспрепятствовать осадке опор распорка не может.

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Сечение распорок по условию устойчивости надо назначать сообразно величине пролёта: из одиночных брёвен диаметром 26—28 см до 6 м, из сплочённых по 3—4 бревна того же диаметра до 10 м, при большей пролёте распорки устраивать в виде ферм (по фасаду и в плане, фиг. 255).

Распорки должны быть парными в плане и располагаться у рёбер внутренних граней ряжей на одном уровне. В ряжевые, а также клеточные опоры распорки должны упираться посредством вертикальных распределительных брусьев (брёвен). Пригонка распорок к опорам должна быть тщательной.

Известны случаи, когда с постановкой распорок между наклоняющимися опорами их крен не возрастал, хотя осадка не прекращалась.

Расчаливание покосившихся ряжей тросами на якорях нецелесообразно из-за большого веса ряжевых опор, громоздкости надлежащего зачаливания за ряж и податливости якорного анкера. Более оправдано закрепление подкосами и за специальные анкерные сваи ряжей, расположенных на пойме или вблизи берега. Имеется пример укрепления перекашивающихся свайно-ряжевых опор наклонными металлическими сваями. Последние опущены в грунт с подмывом и верхней частью заделаны в железобетонном ростверке.

Подмывы ряжевых, опор вызывают, как правило, неравномерную их осадку с наклоном.

Выправка положения ряжей, в данном случае перераспределением каменной засыпки, не имеет смысла. Для большей устойчивости наклонившийся вдоль моста ряж следует распереть распорками в смежные опоры.

Осадка опор вследствие подмыва должна предотвращаться соответствующими противоразмывными средствами. Укрепление грунта требуется более надёжное в основании широких прямоугольных ряжей, особенно при недостаточном отверстии моста. Ряжи без водорезной части создают завихрения, способствующие размыву основания. В особо неблагоприятных условиях, а также в случаях защиты прямоугольных ряжей от ледохода может оказаться целесообразной пристройка к существующим ряжам специальной водорезной части (фиг. 256).

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал
Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Вымывание грунта из-под ряжа может быть предотвращено устройством шпунтового ограждения вокруг опоры. На фиг. 257 изображено шпунтовое ограждение из рельсов и шпал, заполненное изнутри камнем. Глубина забивки шпунта и его расстояние от опоры зависят от степени угрозы размыва. Они должны быть назначены с расчётом на устойчивость шпунтового ограждения от распирания под действием опорного давления в стороны при возможном размыве.

Шпунтовые ограждения стесняют русло и потому допустимы лишь при достаточном отверстии моста, а также в случаях расположения ряжей в мелководных местах. При большой глубине воды допустимы лишь подводные шпунтовые ограждения с забивкой или обрезкой шпунта под водой.

При начавшейся осадке ряжа требуется своевременное её обнаружение и немедленное прекращение подмыва путём укрепления основания опоры крупным камнем, габионами, тюфяками.

Конструктивно ряжи выполняют двух типов: на врубках в лапу и обло (русский тип) и на металлических креплениях при помощи штырей (американский тип).

В ряжах применяют брёвна диаметром преимущественно 22—24 см с отёской на 2 канта и в редких случаях брусья (в ряжах американского типа). В ряжах американского типа в просветах между брёвнами стен под прогонами и мауерлатными брусьями на высоту дополнительных стенок должны быть плотно уложены прокладки, заполняющие просветы. Стыки брёвен в венцах обычно устраиваются вполдерева на штырях и размещаются в местах примыкания поперечных стенок. В ряжах американского типа при размещении стыков между поперечными стенками в просветах, смежных со стыкованным бревном (брусом), должны стоять прокладки.

Указания относительно рамных надстроек в рамно-ряжевых опорах приведены в разделе свайных и рамных опор.

Вертикальная нагрузка обычно передаётся на стены ряжа поперечными стенками. Последние одновременно предотвращают изгиб стен ряжа в горизонтальной плоскости от давления каменной засыпки.

В редких случаях применены ряжи-оболочки с передачей всего опорного давления непосредственно на каменную засыпку. В данном случае ряжевая оболочка работает на изгиб также и от распора каменной засыпки под действием опорного давления. Иногда применены вместо ряжевых шпунтовые оболочки, в частности из брёвен, удерживаемые снаружи горизонтальными рамами, противоположные стороны которых соединены связями.

Распирание ряжей в стороны может произойти при расстройстве сопряжений, главным образом, угловых врубок, вследствие развития в них гнили, трещин, сколот, а также расстройства при кренах и перекосах ряжа.

Расстройству сопряжений способствует усушка ряжей, когда брёвна стен, будучи распёрты камнем и закреплены болтами вертикальных сжимов, лишены возможности опускаться до полного уплотнения зазоров, образующихся с усушкой древесины.

расстройство конструкции ряжа, в частности, в сопряжениях, нарушающее цельность и устойчивость ряжа, обычно не поддаётся исправлению. Такие ряжевые опоры, как не обеспечивающие безопасности движения, подлежат переустройству.

От расхождения брёвен в угловых сопряжениях надводной части они могут быть временно укреплены в отдельных случаях постановкой сжимов на болтах.

При недостаточном сечении прогонов, поддерживающих мауерлатные брусья, и неплотном соприкосновении в поперечных стенках брёвен и прогонов происходят изгиб последних и осадка ферм. В этом случае зазоры между брёвнами и прогонами в верхней части поперечных стенок необходимо устранить путём установки металлических или прочных деревянных прокладок. Последние во избежание раскалывания следует забивать волокнами поперёк стенок. Высота стенок, в пределах которой устраняются зазоры, принимается равной 1—3 м в зависимости от величины опорного давления и вертикальной жёсткости брёвен поперечной стенки.

При осадках от усыхания ряжевых опор необходимо следить зa перемещением тяжей в овальных отверстиях сжимов и не допускать раскалывания последних тяжами при недостаточной длине овального отверстия. В последнем случае отверстия для тяжей должны быть заблаговременно удлинены книзу на величину, тем большую, чем выше от подошвы ряжа расположено данное отверстие. Полную длину отверстий в сжимах для ряжей, срубленных из сырого леса, обычно принимают равной (2 + 2h) см, где Л — высота в л от низа ряжа до отверстия.

Ряжи должны быть заполнены камнем до уровня на 0,5 м выше уровня высоких вод и не ниже основания дополнительных стенок под мауерлатные брусья. По мере осадки каменная засыпка должна пополняться до указанной высоты.

В отдельных случаях при большой глубине воды (до 11,8 м в межень) опоры устроены из крупных блоков рельсовых каркасов, заполненных после их установки камнем (фиг. 258).

Что такое ряжевый причал. Смотреть фото Что такое ряжевый причал. Смотреть картинку Что такое ряжевый причал. Картинка про Что такое ряжевый причал. Фото Что такое ряжевый причал

Каркасы размером в плане до. 8,7х12,5 м и в высоту до 4 м сварены из рельсов типа III-а и IV-a, изнутри по боковой поверхности ограждены вертикальной обшивкой из досок и пластин для каменной засыпки. Общий вес рельсов составляет на один каркас до 45 т, а на всю опору около 100 т. Каркасы размещены преимущественно на каменной отсыпке высотой до 2 м.

Связь каркасов по высоте обеспечивается лишь трением между камнями засыпки и вертикально поставленными в засыпку рельсами.

Недостатками данных опор являются значительное стеснение русла (до 30%) при пролётах по 18,5—27 м, а также отсутствие кормовых водорезных частей у второго и третьего ярусов шириной до 8,7 м, что дополнительно ухудшает обтекаемость опоры. В связи с этим необходимо особое наблюдение за недопущением подмыва опор, особенно при слабых грунтах, как в приведённом примере, где основанием опор служит иловатая глина.

Аналогичная конструкция применяется для устоев на Северо-Кавказской ж. д., монтируемых из рельсовых каркасов-габионов нескольких типов стандартных размеров (фиг. 259). Такого типа устои, заложенные на сохранившихся фундаментах массивных опор, в последующем могут быть превращены в капитальные путём цементации и обетонирования их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *