Что такое рыба в сценарии
Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия
Аннотация
— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
Антагонист
— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.
Антигерой
— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
Арка героя/Сюжет героя
[Character arc/Character development]
— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.
Аутлайн
— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
Внутренний монолог
[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]
— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.
Диалог
— обмен репликами между двумя и более персонажами
Драфт/Черновик/Набросок
— один из черновых вариантов сценария
Завязка
— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
Заявка/Сценарная заявка
— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
Катарсис
— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
Композиция
— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
Конфликт
— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
Кризис
— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
«Крючок»
— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
Кульминация
— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки
Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
Логлайн
— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте
Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
МакГаффин
— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок
Монолог
— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
Линейное повествование
— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
Нелинейное повествование
— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий
Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт
— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
Побочная сюжетная линия
[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]
— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент
— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария
Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
Пролог
— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
Протагонист
— главный герой, как правило, «положительный»
Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
Развитие
— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
Развязка
— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
Режиссерский сценарий
— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
Синопсис
— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)
Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
Сеттинг
— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки
Спекулятивный сценарий
[Spec script/Speculative script]
— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
Структура
— последовательность событий, происходящих в фильме
Сценарий
— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок
Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
Сценарный доктор/Скрипт-доктор
— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
Сюжет
— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка
[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]
— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
Точка невозврата/Центральный поворот
[Midpoint/Point of no return]
— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
Трехактная структура
— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
Фабула
— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет
«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
Финал
— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
Флэшбэк
— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое
Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.
Флэшфорвард
— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему
Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
Экспозиция
— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
Эпилог
— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.
Я точно знаю откуда прижилось в документообороте выражение «Рыба» (заготовка, шаблон)
Опубликовано RB в 04.03.2021 04.03.2021
История про рыбку одного грамотного слесаря широкого профиля
Всем здрасьте!Зовут меня Андрей(Андрюшка,Андрюха,Андрэ,Андрей Сергеевич)) Работаю слесарем широкого профиля. Выполняю очень разные слесарные работы в ремонтной мастерской предприятия. Разбираюсь в чертежах, обучен сварке и резке. В общем то и с компьютером на ты.Заглядываю порой в конструкторские программы для создания каких ни будь эскизов и чертежей для изготовления деталей. Образование у меня почти высшее (бросил по глупости на последнем курсе ВУЗ) работать ИТР нет желания,сегодня я отработал смену и занимаюсь тем чем душа пожелает!
-” Я сделаю рыбу, а ты оценишь её, если все нормально, то оформляю и в работу!”
-” Нет, как-то сам думал, но не могу связать шаблон документа и рыбу”. В общем, я удивился, что он не в курсе и объяснил свою правильную версию (я уверен, что правильная ). После чего сам решил загуглил и получил кучу невероятных объяснений и небылиц.
Популярно объясняю откуда взялось выражение «рыба» договора или иного шаблона.
А появилось это выражение от таких слесарей как я или конструкторов трубопроводов. Дают.к примеру мне заказ изготовить участок трубы с поворотом. Труба большая, загнуть я её не смогу и потому должен сделать загогулину из трубы, порезав и сварив её из отдельных сегментов.
Для того чтобы правильно разметить трубу на сегменты, которые в дальнейшем сойдутся под нужным углом, я делаю шаблон из плотной бумаги. Шаблон рассчитывается в специальной программе ( раньше делали по справочникам) и переносится на бумагу. Как видите на рисунке, средняя часть шаблона очень даже похожа на рыбку.
После его(шаблона)вычерчивания на бумаге, вырезаем ножницами “рыбку” и накладываем её по окружности трубы. Размечаем и вырезаем по меткам. Так делаем несколько секторов из трубы,после чего собираем их в требуемый гиб(отвод)
Вот вам и рыбка-сравните чертеж и картинку
Надеюсь я окажусь прав в определении истоков выражения «рыба»
Всего вам доброго!Желаю быть любопытными и все у нас в работе будет
получаться и наши корабли ( а не Илона Маска) будут бороздить просторы необъятного космоса!
Расскажи свою историю У нас Вы сможете заработать на своем производственном опыте
«Рыба» сценария первой ознакомительной сессии с абитуриентом ВУЗа. Профориентационное консультирование и психологическое сопровождение.
Уважаемые профессионалы!
Стрессы, которым подвержены абитуриенты и их родители, а так же ситуации, складывающиеся в процессе подготовки и сдачи выпускных и вступительных экзаменов, описывать не стоит. Они известны. Постстрессовое состояние молодого человека и членов семьи способно провоцировать психосоматику и неэффективные поведенческие реакции. Провалы на первой студенческой сессии, вылеты из ВУЗа по результатам первого года обучения, нокаутирующие удары по самооценке непоступивших, инфаркты пап и бабушек-дедушек можно предотвратить, если предоставить качественное психологическое сопровождение штурмующему двери институтов и людям из группы поддержки. Имхо. ))))
В моей стране «штурмовиков» много, ВУЗов — мало (частные все позакрывали в целях повышения уровня преподавания и поднятия престижа высшего образования), поэтому то, что происходит в Баку в 11-ых классах и летом, перед поступлением, иначе, как всеобщей истерией — не назовешь.
Решила внести посильный вклад в разрешение проблемы и прощупать новую нишу приложения знаний.
З.Ы. Опыта практического консультирования 17-летних не имею. (Кроме сопровождения 2-х дочерей, успешно взявших этот барьер за последние 4 года)
Коллеги! Предлагаю «рыбу» сценария первой ознакомительной сессии на ваше « раздраконивание». С вниманием и уважением выслушаю все рекомендации и комментарии по ее доведению до кондиции.
Желающим списать сценарий целиком или кусками для использования в работе — огромной удачи и побольше клиентов! )))))
__________________
СЦЕНАРИЙ ПЕРВИЧНОЙ СЕССИИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТА. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ — 3 ЧАСА.
Ф.И. ___________________ ПСИХОТИП___________________
ГРУППА, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ _______________
ВОЗРАСТ, МАИЛ, ТЕЛЕФОН ______
РОДИТЕЛИ, МАИЛ, ТЕЛЕФОН ______________
Дата______________ Место проведения сессии _____
Рыба или курица: как меняется работа над сайтом, если нет контента
Как быть заказчику, если вдруг обнаружилось, что сайт нельзя начать без контента. А контента нет.
Реакции бывают разные. От «без проблем, давайте напишем» до «ну вы нарисуйте как-то так, а потом порешаем». При этом вопрос написания контента для сайта — это такая штука, которую нельзя просто взять и поручить какому ни попадя райтеру (которые, если вы помните, иногда встречаются в природе дохлыми.
Итак, какие могут быть сценарии развития событий при каждом раскладе.
Сценарий «Рыба»
Ключевая фраза: «Вы просто пока „рыбу“ в макет поставьте, а там видно будет»
Самый не вариант из всех возможных. Эквивалентен «прыгаем, парашюты потом поищем». Не понятно, в какой вселенной сроки поджимают так сильно, что можно заказывать абстрактный шаблон сайта в вакууме, но за ценник икс десять и наполнять его галимым лорем ипсумом.
Какие задачи будет решать такой сайт? Видимо, быть наутро показанным руководству со словами «вот, что-то набросали, работа идет!».
Как быть: даже если очень хочется и очень горит — никакой «рыбы». Ни один нормальный продакшен не начнет работу без вводных, а вы не давите.
Сценарий «Оживление трупа»
Ключевая фраза: «Возьмите тексты со старого сайта, мы потом перепишем»
Не перепишете. Вообще сложно представить ситуацию, когда бы руководство компании подумало: «хм, наш сайт за 5 лет чертовски устарел и больше никуда не годится! Срочно переделать! А что тексты? Тексты там отличные со времен Ельцина, так и оставим!».
Поэтому изначально неверная тактика: отталкиваться от существующего контента. Сделаете римейк плохой старой песни, вместо того, чтобы написать новый хит.
Как быть: взялись переделывать — переделывайте основательно.
Сценарий «Багдадский вор»
Ключевая фраза: «А контент возьмите с сайта конкурентов»
Это такая хитрая уловка: скопипастить контент, нарисовать по нему макет, невзначай сверстать, выложить на сервер и сдать проект. А потом пустить чернила и отступить боком, как доктор Зойдберг.
Кроме того, что от такого подхода пошатываются моральные устои, он таит в себе еще горку сюрпризов. Например, после того, как к сайту подключится ваша 1С, она внезапно порвет к хренам всю красоту аккуратных карточек с товарами названиями вроде «карандаш твердо-мягкий желт. с ластиком, пр-во Корея». А текст «о компании» после долгожданного релиза переписывать до такой степени не захочется, что руководство примет решение просто поменять название.p>
Как быть: не играть, не пить, не воровать, как завещал Доцент.
Сценарий «Поиграем в репортера»
Ключевая фраза: «Составьте список вопросов, мы посовещаемся и ответим»
Работа над контентом — всегда задача для бравого отряда «копирайтер + заказчик». Потому что никто, кроме самого собственника бизнеса, об этом бизнесе лучше не расскажет. Это все знают.
Но тут очень просто не рассчитать своих сил: вопросы вам составят, много каверзных вопросов. А вот ответить на них у вас не найдется времени — поднять все эти цифры, статистику и прочее такое. Ни на этой неделе, ни на следующей. Райтер будет вынужден или сидеть и ничего не делать, или импровизировать (что скажется на контенте не лучшим образом).
Как быть: должен быть отдельный человек для коммуникации с райтером, при этом с него крайне желательно снять повседневную нагрузку. Если у вас есть отдельный и компетентный во всех вопросах бизнеса менеджер проекта — отлично.
Сценарий «Мы писали, мы писали»
Ключевая фраза: «Мы уже заказали контент у копирайтера»
Как правило, для заказчика копирайтер — это любой выпускник филфака или неудавшийся журналист (поэт, блогер, подставь хоть что). А если человек писал на бирже тексты для SEO, 150 ₽. за тыщу знаков — значит, ооо, это опытный копирайтер!
Правильная работа с контентом для сайта подразумевает разработку контент-структуры. Что требует от пишущего особого мышления. Копирайтер должен быть толковым UI-проектировщиком, по сути.
Если у вас на выходе от райтера — по три абзаца на каждый слайд, длиннющие пункты в маркированных списках и т.д., это вовсе не значит, что райтер написал хорошо и обстоятельно. Это значит, что такой контент будет совершенно невозможно запихнуть в макет.
Как быть: оптимально, если контент-креатор и проектировщик/дизайнер будут работать в одной команде. Буквально сидеть рядом, советуясь друг с другом. Заказывать контент «на стороне» у райтера без опыта проектирования — гарантированный провал и трата времени.
Сценарий «Брюс всемогущий»
Ключевая фраза: «Нам копирайтер уже практически сайт нарисовал. Раскрасьте»
Точно, параграфы маленечко взаимоисключающие. Но имеют место быть. Такое случается, если копирайтер набросал контент-структуру, в деталях разметил, что где будет, а заказчику такой прототип до того понравился, что он теперь ни на микрон не хочет отступать от концепции.
UI-дизайнер имеет свое мнение, но кто его спрашивал. Придется делать дизайн в соответствии с представлениями контентщика о прекрасном. Жизнь боль.
Как быть: опять же, всех спасет, если райтер и проектировщик — это всё-таки будут разные специалисты, заточенные каждый под свое дело. Но работающие бок о бок — с возможностью посовещаться, поспорить и найти лучшее решение: как в плане подачи контента, так и в плане интерфейса.
Решение старого спора
Вообще та еще там для дискуссий: как правильно: начать с дизайна, а потом впихнуть туда финальный контент, или написать контент, а потом по нему рисовать дизайн
Рыба или курица? Закон российских авиалиний: какой ответ не выбери, все равно будет не вкусно.
Дело в том, что каждый специалист замурован внутри собственной скорлупы. Дизайнер мыслит своими шаблонами: три иконки в ряд, заголовок и большая фотография, пятистраничный слайдер. У райтера своя тюрьма: его мышление сковано инструментами форматирования текста: маркированный список, заголовок и подзаголовок, выделить мысль курсивом… Поручи одному решать, как должно быть на макете — и решение получишь однобокое.
Поэтому оптимально, если в вашем продакшене, который занимается сайтом, есть такая связка — проектировщик/дизайнер + копирайтер с навыками работы для веба. Или всегда есть альтернатива — готовить весь контент самим (да, не заказывать на стороне) и заранее. Такие дела.
О рыбных текстах: неожиданности, которые таит «рыба»
Артемий Лебедев, известный дизайнер, когда-то писал про рыбные тексты. С тех пор в среде дизайнеров укоренилось мнение, что все рыбные тексты всегда должны выглядеть естественно и привлекательно.
Мы тоже стараемся делать такую рыбу, чтобы над ней можно было от души посмеяться вместе с заказчиком. Если же есть подготовленные для сайта тексты, тогда используем их. Или пишем сами несколько абзацев по теме, часто их потом и используют.
Но иногда такая рыба может и сама насолить. В случае повышенной неадекватности отдельных представителей заказчика связный текст, как оказалось, бывает вреден.
Однажды мы делали фирменный стиль и сайт для дочернего предприятия одного известного на всю Россию холдинга. В результате внутрикорпоративных интриг (о, это тема, заслуживающая отдельной заметки), мне пришлось выступать перед людьми, встреча с которыми никак не должна была состояться.
Иностранный исполнительный директор, с которым мы работали по проекту, улетел в командировку на другой континент, оставив нас наедине с management board.
Несмотря на всероссийскую (да, пожалуй, и всемирную) известность холдинга и прогрессивного иностранного CEO, сама контора так и осталась насквозь совковой. Соответствующий подобрался и management board. Принять участие в обсуждении макета явилась даже тетушка-завхоз (гордо именуемая заместителем по AХЧ).
Возможности отказаться от этой встречи не было. На повестке — обсуждение макетов.
Количество и качество участников стало для меня неожиданностью. Да и предыдущие работы по фирменному стилю никаких затруднений не вызвали, а потому на макете были подготовленные совместно с пиар-менеджером и практически согласованные уже тексты.
Обсуждение макета свелось к обсуждению текстов.
— А у нас скоро откроется еще два объекта, надо поменять количество.
— А давайте вот тут еще перефразируем.
— Можно вот тут заголовок поменять?
Попытки вернуть management board в русло конструктивного диалога ни к чему не привели. Каждую минуту мы все равно сваливались в обсуждение текстов. Тщетно пытался я объяснить, что это макет, что обсуждаем мы не тексты, а оформление, что наполнение сайта все еще пишет пиар-служба, что содержимое можно будет редактировать прямо на сайте.
Некоторых читателей, наверное, уже посетило озарение. Мол, надо было ставить совершенно левый текст. Ничего подобного! Читайте дальше.
Был на макете блок с левым текстом. Когда management board, обуреваемый творческим порывом, добрался до него, послышались возгласы:
— А это что такое?
— Что это за бессмыслица?
— Какое отношение это имеет к нашей компании?
— Почему на картинке кораблик?
— Вы что, тексты не подготовили?
Последнюю реплику, кстати, бросил человек, прекрасно понимавший, что готовить тексты должны не мы. У него были свои мотивы.
Мои объяснения по поводу природы и назначения рыбного текста, по-видимому, до конца дней останутся тайной для нескольких представителей management board. Этим попытался воспользоваться один из зачинщиков внутрикорпоративной интриги (о, какие там были группировки), предложив «расторгнуть контракт». К счастью, этого гражданина удалось успокоить.
Все закончилось хорошо, а я извлек из этой истории некоторые уроки:
К счастью, с тех пор нам не приходилось больше сталкиваться с подобной ситуацией. Возможно, благодаря внесенным в договор изменениям и предварительной беседе, которую мы в обязательном порядке проводим с заказчиком.