Что такое рыночный дефицит

Дефицит

Дефицит – экономический термин, которым характеризуется недостаток чего-либо в свободном обращении.

Основой дефицита является превышение спроса над предложением. При этом в рыночной экономике такой дисбаланс компенсируется повышением цены, благодаря которому стоимость того или иного товара опять приходит в равновесие на новом уровне.

Таким образом, дефицит возможен только в следующих случаях.

Во-первых, дефицит при административно-командной экономической системе. Так, в самом начале 90-х годов, когда цены не были свободными и устанавливались государством, дефицитными стали фактически все товары, пользовавшиеся спросом. Эта проблема была решена отпуском цен, т. е. снятием ограничений.

Во-вторых, дефицит может возникать при грубом вмешательстве регулирующих органов в рыночные механизмы. С точки зрения экономистов, при введении, например, ограничения максимальной цены на тот или иной товар также может возникать ценовой дисбаланс. По заниженной цене сокращается предложение, а спрос остается на прежнем или дальше большем уровне. В результате товарная единица пропадает с рынка.

К таким последствиям может привести установление максимальной цены, к примеру, на бензин или на лекарственные препараты – считается, что в обязательном порядке возникнет дефицит и как минимум очереди.

Применительно к банковской системе введение ограничений на размер процентных ставок также спровоцирует дефицит. Например, законодательный предел процента по кредиту сделает невозможным получение ссуды в банке, т. к. кредитные организации будут иметь недостаточно ресурсов для формирования портфеля клиентских заимствований. Точно так же считается, что ограничение максимальных процентов по вкладам вызовет недостаток денежных средств в банковской системе.

В-третьих, дефицит может вызываться искусственно – монополистами. Таким образом им удается поддерживать цены на более высоком уровне, чем они были бы в обстановке свободной конкуренции. В качестве примера можно привести район, где по тем или иным причинам действует всего один банк. В такой ситуации он может диктовать свои условия по вкладам, кредитам и цене обслуживания. В этом случае самый лучший способ избежать излишних затрат – найти возможность задействовать кредитную организацию из региона, где существует свободная конкуренция. В частности, это можно сделать с использованием дистанционных систем управления банковскими счетами.

Источник

Что собой представляет рыночный (товарный) дефицит? Когда он появляется? Возможен ли товарный дефицит в рыночной экономике? На эти, а также на ряд других вопросов будет дан ответ в рамках статьи.

Общая информация

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Давайте для начала определимся, что собой представляет рыночный дефицит. Так называют ситуацию, когда количественно спрос превышает предложение при заданном уровне цены. Фраза может показаться сложной для понимания, поэтому давайте её разберём.

На рынке на каждый продукт устанавливается определённая цена, по которой он реализуется. Когда спрос превышает предложение, товар раскупают быстро, и он пропадает с прилавков. И продавцы обычно пользуются ситуацией, увеличивая цену. Производители, стимулированные ростом доходов, начинают производить больше дефицитного товара. В таком случае со временем установится рыночное равновесие.

Далее возможны два варианта развития событий. При сохранении тенденции ситуация может стать опять проблемной, и потребители снова будут страдать от нехватки указанного товара, цена на него будет расти. Либо рынок насытится, ажиотажный спрос на товар исчезнет, что приведет к падению стоимости и сокращению ассортимента продукта на рынке. Потенциально данная ситуация может привести к возникновению «кризиса перепроизводства».

Таким образом, продавцы могут реализовывать свои интересы в получении прибыли только ограниченное время. Считается, что для экономики оптимальным является рыночное равновесие. Затем в списке желаемых состояний рынка идут избыток и дефицит. Основное внимание в рамках статьи будет уделено только последнему из них, но для полноты изложения информации мы затронем и другие темы. Ведь что такое рыночное равновесие, избыток и дефицит, проще всего понять, когда между ними проведена связь.

Временные рамки

Возможен ли постоянный дефицит в рыночной экономике? Нет, это исключено самими принципами построения системы. Но он может сохраняться длительное время при условии, что рост цены ограничен определёнными факторами. В качестве таковых можно назвать государственное регулирование или отсутствие физических возможностей увеличить выпуск товаров. Кстати, если наблюдается хронический рыночный дефицит, то это говорит о том, что у предприятий нет стимулов исправлять ситуацию или государство не желает им помочь в этом. В таком случае можно наблюдать снижение уровня жизни, поскольку люди больше не могут полностью удовлетворять свои потребности с помощью товаров.

Следствие дефицитов

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитКогда наступает такая ситуация и за товаром начинают выстраиваться очереди, то даже при наличии конкуренции продавец не заинтересован в том, чтобы улучшать качество производимого им продукта и уровень сервисного обслуживания. Например, можно рассмотреть ситуацию с Советским Союзом в последние годы его существования. Магазины начинали работать поздно, а заканчивали относительно рано. При этом в них постоянно были огромные очереди, несмотря на которые продавцы не торопились обслуживать покупателя. Это вызывало раздражение у покупателей, результатом чего были постоянные конфликты. Ещё одно следствие, которое имеет рыночный дефицит, – это возникновение теневого сектора. Когда товар нельзя приобрести по официальным ценам, то всегда найдутся предприимчивые люди, которые будут искать пути для продажи продукции по значительно завышенной стоимости.

Теневой рынок

Мы уже выяснили, что такое дефицит. Сейчас давайте уделим внимание теневому рынку. Он возникает в том случае, если есть неудовлетворенный спрос. В таких условиях всегда находятся желающие удовлетворить его, но по завышенным ценам, не имеющими ничего общего с официально заявленными. Но и здесь есть свои рамки – ведь чем выше будет стоимость, тем меньше людей смогут позволить себе определённый товар или услугу.

Избыток

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитТак называют ситуацию на рынке, для которой характерно превышение предложения над спросом. Избыток может возникать в тех случаях, когда существует кризис перепроизводства или товар (услуга) предлагается по цене, которую не может заплатить среднестатистический гражданин. Возникновение подобной ситуации возможно из-за государственного регулирования (например, установления минимальной стоимости продукта).

Здесь тоже, как бы это парадоксально на первый взгляд ни звучало, может возникнуть теневой рынок. Все, что для этого нужно, чтобы часть продавцов обладала стимулами реализовывать свою продукцию по меньшей цене, нежели установлено официально. В таком случае нижний потолок может устанавливаться на уровне себестоимости плюс минимальной рентабельности, при которой производитель согласен изготавливать товар или оказывать услугу.

Рыночное равновесие

Дефицит и избыток имеют свои плюсы и минусы. Оптимальной же считается ситуация, когда возникает равновесная цена. При ней количественно предложение равняется спросу. Определённые сложности возникают тогда, когда один из этих параметров изменяется. В таких случаях существует высокая вероятность потери рыночного равновесия. Еще более рискованной является ситуация, когда они меняются одновременно. При этом необходимо учитывать и то, что рыночное равновесие, дефицит и избыток могут быстро возникать или исчезать. Так, когда увеличивается спрос, он ведёт к тому, что цену буквально «толкают» в сторону роста. Значительное в количественном выражении предложение, в свою очередь, давит сверху на стоимость. Таким образом и возникает рыночное равновесие. Дефицит/излишек в данном случае отсутствует.

Особенности

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитВот мы и выяснили, что является дефицитом в рыночной экономике. Теперь давайте рассмотрим ситуации, когда он может возникать.

В первую очередь необходимо отметить неэффективное использование государственного механизма регулирования. В частности, потолки цен. Мы уже рассмотрели минимальную стоимость, но наиболее популярным всё же является установление верхней границы. Подобный механизм является популярным элементом социальной политики. Чаще всего он используется по отношению к товарам первой необходимости. С этим все понятно. А вот когда можно увидеть в действии предел (минимальный уровень) цены?

Государство прибегает к использованию данного механизма в тех случаях, когда необходимо избежать кризиса перепроизводства и следующего за ним обвала. Также он может использоваться для стимулирования отдельных видов товаров. В качестве дополнения все излишки, которые не были куплены людьми на рынке, приобретаются самим государством. Из них формируется резерв, который будет направляться на регулирование ситуации при наступлении дефицита. В качестве примера можно привести кризисные ситуации с продовольствием.

Механизм возникновения дефицита

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитДавайте рассмотрим ситуацию, как возникает нехватка предложения товаров и услуг. Можно выделить несколько самых распространённых схем:

Заключение

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитРыночный дефицит не является желанным гостем ни в одном государстве. Ведь лучше жить во времена изобилия. Но увы, пока ещё человечество до него не доросло. Лучшее, чем мы можем «похвастаться», – это равновесие цен. К тому же сложно бывает избежать кратковременных дефицитов во время обострений кризисов. Если внимательно посмотреть на сложившееся положение дел, то можно уверенно сказать, что нам ещё есть куда развиваться. Построение экономической системы, которая бы не знала негативных моментов, таких как кризисы и дефициты, является заветной мечтой многих людей. Попытки очертить путь предпринимались Карлом Марксом, можно встретить много и современных доктрин, которые предлагают различные механизмы, потенциально способные помочь человечеству на его пути к изобилию.

Источник

Что такое дефицит в экономике: понятие, причины, виды и способы устранения

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

На бытовом уровне, наверное, нет человека, который бы не понимал, что такое дефицит. Россияне старше 40 лет могли наблюдать его своими глазами во время существования Советского Союза. Например, из Иванова, где я жила, ежедневно отправлялись “колбасные” поезда в Москву за продуктами, а на полках наших магазинов мгновенно не заканчивалась только морская капуста.

Те времена давно закончились, но само явление никуда не делось. Можно говорить о дефиците семейного бюджета, человеческого внимания, времени и всего, что угодно. Но мы сегодня рассмотрим его в государственном масштабе: что это такое простыми словами, откуда берется и как победить.

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Понятие дефицита и причины его возникновения

Дефицит в экономике – это нехватка товарных запасов, превышение спроса над предложением, расходов над доходами, импорта над экспортом, что может негативно отразиться на развитии и требует комплексных мер по устранению или снижению до оптимальных значений.

Определение простое, понятие ничем не отличается от его проявления в жизни обычного человека. Применяется к государству, отдельной территории внутри государства (например, к региону или городу), предприятию.

Противоположным понятием является профицит – это, наоборот, избыток запасов, превышение предложения над спросом, доходов над расходами, экспорта над импортом.

Причины возникновения дефицита:

Например, сейчас многие экономисты предрекают дефицит некоторых продуктов питания после введения государственного регулирования закупочных цен на них или установления максимальной торговой наценки. Предприятия просто будут придерживать их на складах до отмены ограничений или направлять потоки товаров на экспорт по более выгодным расценкам. Неспособность оперативно реагировать на увеличение спроса на тот или иной вид продукции тоже может сказаться на недостаточном ее производстве.

Налоги являются основными статьями пополнения доходной части бюджета разных уровней. В свою очередь, низкая собираемость может быть связаны с уходом налогоплательщиков в тень по причине высоких налогов, излишней бюрократией по их уплате или бесконечными проверками налоговых инспекций, кризисом в стране, когда наблюдается массовые банкротства мелких и средних предприятий и пр.

Это в целом нужные и позитивные для любой страны мероприятия. США вышли из Великой депрессии в том числе за счет того, что привлекли огромное количество людей на строительство мостов, дорог, каналов. Но это и большие затраты, которые приводят к росту бюджетного дефицита.

От них не застрахованы ни одна страна, регион или предприятие: пожары, наводнения, техногенные катастрофы, засуха и прочие природные катаклизмы. Сюда же отнесу войны, в том числе и торговые, санкции, революции, забастовки, эпидемии.

Виды дефицита и меры по их устранению

В экономике можно наблюдать следующие виды дефицита: товарный, бюджетный, торгового и платежного балансов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Товарный

Товарный дефицит, судя по названию, связан с нехваткой товаров. Как раз такой мы наблюдали в плановой экономике Советского Союза. Спрос на отдельные виды продукции превышал предложение. Предприятия не могли или не хотели его удовлетворять. В то время первостепенное значение имели не запросы населения, а победа в социалистическом соревновании – кто быстрее и больше других выпустит продукции. Изделия были качественные, но не отвечали требованиям людей к внешнему виду (цвет, фасон, материал), запаху (я про духи) и пр.

Устранение товарного дефицита возможно не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет повышения цены на дефицитный товар, что снизит спрос на него, сбалансирует спрос и предложение.

Бюджетный

Бюджетный дефицит встречается чаще других. Означает превышение доходов государства над расходами. Но образовавшийся минус или дыру в бюджете надо заполнить. Для этого используются следующие способы:

Платежного баланса

Дефицит платежного баланса – это превышение переводов, которые делают все субъекты экономики за пределы своей страны, над поступлениями денег из-за границы. Другими словами, уходит больше иностранной валюты, чем приходит. Используют термин “отрицательное сальдо платежного баланса”.

В результате, растет спрос на валюту, обесценивается национальная валюта. Причинами могут быть: низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке, отток капитала за границу в результате экономического кризиса, недоверие со стороны иностранных инвесторов государственной власти, снижение объемов производства, рост инфляции и пр. Платежный баланс тесно связан с торговым балансом, о котором речь пойдет ниже, и дефицит может являться результатом дисбаланса в экспорте и импорте.

Правительство в случае отрицательного сальдо может применить следующие способы исправления ситуации:

Торгового баланса

Торговый баланс является частью платежного баланса. Дефицит образуется, когда импорт товаров превышает экспорт. Другими словами, страна больше закупает за границей, т. е. тратит деньги, чем зарабатывает на продаже своей продукции. Используют термин “отрицательное сальдо торгового баланса”.

Меры по стабилизации баланса аналогичны описанным выше. Задача – добиться повышения экспорта и снижения импорта. Это можно сделать за счет проведения политики импортозамещения, когда стимулируется развитие национального производства товаров, ранее ввозимых из-за рубежа. Или развивать отрасли-экспортеры, чтобы они могли успешно конкурировать на внешних рынках с иностранными поставщиками.

За 5 лет в России дефицита торгового баланса не наблюдалось ни разу. Для нашей развивающейся экономики это хорошо – экспортные отрасли конкурентоспособны в мире и пополняют государственный бюджет.

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

В США обратная картина. На 5-летнем сроке наблюдается устойчивый дефицит. Крупные предприятия выводят свои производства за пределы страны. Этот факт вызывает опасения у некоторых представителей власти. Но пока стремления что-то изменить нет. Того, кто грозил вернуть всех на родину, у власти больше не наблюдается.

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Заключение

Когда чего-то не хватает, это всегда вызывает негативные эмоции. К сожалению, добиться идеального состояния, когда доход равен расходу или спрос не превышает предложения, в реальной жизни практически невозможно. Но в этом и заключается задача государства – стремиться к сбалансированному состоянию экономики, которое обеспечит стабильное и уверенное развитие страны. Очень хочется верить, что и в России это начнет получаться.

Источник

Дефицит на рынке и его последствия для экономики

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Дефицит– ситуация на рынке, когда количество произведенного товара меньше количества, которое люди готовы купить. Дефицит или избыток могут быть естественными явлениями только на короткий срок.

Дефицит товаров может возникнуть вследствие инфляции, когда цены на сырье и другие необходимые для производства блага сильно увеличиваются. В этом случае количество изготовленного товара сокращается производителем.

Такая ситуация может возникнуть и из-за неправильного планирования. Количество выпускаемых единиц товара определяется рынком, который готов покупать. Всплески активности могут быть вызваны временем года, модой и другими факторами.

Дефицит может возникать из-за уменьшения импорта товаров в страну. Уменьшение бюджетов на закупку, нарушение торговых договоров, непредвиденные обстоятельства и т.д.

Причин избытка товаров на рынке и складах может быть две:

1 когда экономика страны стремительно росла, а затем произошел спад. В результате этого производители не успевают перестроиться на новый объем работы, и выпускается больше товаров. В зависимости от величины спада могут пропадать рабочие места, происходить увольнения и даже закрытия целых предприятий.

2 исчезновение возможности экспорта продукции в том объеме, как до этого.

Задача экономистов предвидеть возникновение подобных ситуаций на рынке и влиять на него. Преимущество смешанной экономики над рыночной как раз в том, что государство может вмешиваться в отдельные сферы. Еще Джон Кейнс создал теорию, суть которой в том, что рынок не может регулировать себя сам.

13. Суверенитет потребителя. Цель потребителя. Выбор потребителя. Полезность: проблема её измерения. Совокупная предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Суверенитет потребителя – положение, при котором потребители определяют поведение товаропроизводителя.

Потребитель осуществляет свой суверенитет через покупку или отказ от покупки товара, созданного производителем. Если товары, предложенные на рынок, раскуплены, это показывает производителю, что они поддерживают дальнейшее производство таких товаров, и наоборот. Для того чтобы потребители соблюдать свой суверенитет, они должны иметь свободу выбора. Единственным ограничителем их покупок служит отсутствие у них денег.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя:

-Семейный бюджет (потребительский), т.е. баланс денежных доходов и расходов семьи

-Цены на товары и услуги

-Ассортимент предполагаемых товаров и услуг

Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним стоит проблема рационального выбора.

Выбор потребителя –поведение потребителя в условиях рынка, определяется тремя основными факторами:

1 Полезностью вещи

3 Доходом потребителя

Принципы поведения потребителя на рынке:

Потребитель, в первую очередь, руководствуется своими предпочтениями к тому или иному товару

Поведение потребителя является рациональным, поскольку он руководствуется личным интересом

Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т.к. старается выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую полезность

На выбор потребителя влияют основные положения закона убывающей предельной полезности

При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами на товар и его доходами.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

+Полезность- цель потребления; св-во эк благ удовлетворять потреб-ти, приносить удовол, удовлетвор-е от потребления.

Полезность определяет качественную сторону товара. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским пред­почтениям. Для измерения полезности была предложена еди­ница «ютиль», на основании которой можно соотнести полез­ности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной.

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Виды полезности:

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит1) общая полезность (U)- сумма полезностей отдел частей блага. С ростом кол-ва благ увеличивается общ полезность.

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитU N

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитQ

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит2) предельная полезность (MU)- полезность послед части блага

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицитMU 1ый тов

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит2ой

Что такое рыночный дефицит. Смотреть фото Что такое рыночный дефицит. Смотреть картинку Что такое рыночный дефицит. Картинка про Что такое рыночный дефицит. Фото Что такое рыночный дефицит

Падение предел потреб-ти происходит по мере приобретения доп единиц товара.

Закон убывающей предельной полезности (1-ый з-н Госсена)– предел полез-ть каждой след ед блага, получаемой в дан момент,

Источник

Почему постоянно растут цены, и как мы можем на это влиять

Почему постоянно растут цены, и как влияет ценообразование на их уровень. В статье рассмотрим этапы и факторы, влияющие на это, и какие стратегии ценообразования выбирает в связи с этим бизнес.

Вы заметили, что за последний год повседневные расходы выросли? Если каждый раз, когда идете в магазин, вы тратите больше, хотя список продуктов не изменился, то почти наверняка на это повлияла инфляция.

Небольшая инфляция – признак здоровой экономики, но после спада (например, после глобальной пандемии) цены растут быстрее обычного. Люди тратят, когда у них появляются деньги (появляется работа, растут объемы продаж), а корпорации повышают ставки, когда люди покупают больше – замкнутый круг.

Колебания цен связаны и с государственным регулированием: во время пандемии Центробанк России сдерживал уровень инфляции, но с марта 2021 года ЦБ повысил ставки, и расходы стали расти. Увеличение расходов зависит от множества факторов – погода, политика и пандемия, а также уровень оплаты труда в конкретном регионе.

Что такое ценообразование

Ценообразование – метод определения стоимости, которую производитель получит при продаже товаров и услуг, устраивающей продавца и потребителя.

Основная цель бизнеса – получение прибыли. При грамотном подходе продавец предлагает продукцию по цене, которую целевой рынок готов заплатить, – и такой, которая приносит прибыль компании.

Факторы, влияющие на уровень цен

Уровень цен – средняя величина текущих тарифов на товары, производимые в экономике. Этот ведущий индикатор указывает на более высокий спрос, ведущий к инфляции, или падение спроса, дефляцию.

На уровень цен влияют:

Внешние

Рыночный запрос оказывает большое влияние на уровень цен. Если на предложение нет покупателя, то его нельзя продать, а высокая потребность, наоборот, позволяет устанавливать высокие тарифы.

Открытость рынка приводит к необходимости учитывать стоимость аналогичных товаров у конкурентов со всего мира. Число на ценнике, которое написали конкуренты, играет важную роль в принятии решения о ценообразовании. Если продукция не уникальна, фирма не может установить тарифы выше, чем у конкурентов.

Решение о том, как устанавливать тарифы, зависит от характера и предпочтений целевой аудитории.

Тарифы на сырье определяют себестоимость. Продавать дешево можно, если снизить себестоимость, в противном случае приходится взимать с потребителя сумму, не связанную с затратами на производство.

Повышение тарифов на бензин или дизельное топливо автоматически приведет к росту расходов на овощи, фрукты, но это не будет связано с их производством.

Экономические условия – в условиях депрессии деловая активность будет значительно меньше, а в условиях экономического бума наступает лихорадочная деловая активность. Как экономические условия порождают колебания доходов с продаж:

Правительство имеет право регулировать работу коммерческих фирм, требовать, чтобы они сдерживали рост ставок, не шли на прямой обман или сговор.

Nestle объявила, что подарит один батончик KitKat вместе с напитком MILO. Фактически компания продавала MILO дороже, добавив к цене расходы на KitKat. Это привлекло внимание следственной комиссии MRTP. Компанию попросили отменить предложение, а также наказали за незаконную торговую практику.

Это термин, используемый для описания роста средних цен, когда деньги теряют свою ценность. Ускорение роста тарифов во многом связано с повышением мировых ставок на базовые сырьевые товары, прежде всего, продукцию сельского хозяйства и металлы. Погода также влияет на тарифы.

Так, высокие ставки на пшеницу сохраняются на фоне неблагоприятной погоды в Северной и Южной Америке, а это влияет на стоимость производства хлебобулочных, кондитерских изделий, макарон.

Внутренние

Внутренние факторы, определяющие уровень цен:

Этапы ценообразования

Важный шаг на пути к запуску продукта – формирование адекватной цены, что требует гораздо большего, чем просто приклеить ценник и надеяться на лучшее. Продавая слишком дешево, вы упустите прибыль, слишком дорого – не получите продаж.

Целевая аудитория – это те люди, которые с наибольшей вероятностью купят новинку. Следует учитывать экономическое положение будущих клиентов, их возраст, предпочтения и ценности.

Создайте портреты (собирательные образы) будущих клиентов, чтобы лучше понимать людей, которые будут покупать вашу продукцию.

По каким параметрам создается портрет целевой аудитории:

Запуск новой позиции должен встраиваться в общие цели бизнеса: увеличение рентабельности, денежного потока, проникновение на рынок, использование существующих ресурсов и удовлетворение потребностей клиентов, охват новой демографической группы.

Если вы удовлетворяете существующую потребность клиента, можно установить тариф, исходя из производственных затрат, и продать новинку как дополнительную позицию.

Изучите аналоги, проанализируйте стратегию работы с тарифами, сравните сходство целевой аудитории, чтобы получить полное представление о конкурентной среде, это поможет принять окончательное решение.

Чтобы получать прибыль, обеспечить дальнейшую работу, примите во внимание все материальные затраты, связанные с производством.

Учтите затраченное время, любые маркетинговые расходы, разделите затраты на количество товара при первом запуске, чтобы определить сумму затрат для каждой единицы.

Стратегии ценообразования для влияния на основные факторы

Стратегия ценообразования – комплекс методов, который использует бизнес, чтобы определить, за сколько продавать товары. Это один из наиболее часто упускаемых из виду и недооцененных рычагов дохода в бизнесе.

Тщательный выбор ценовой политики требует глубокого понимания продукции, рынка и клиентов.

Топ-3 стратегии ценообразования

Название

Преимущества

Недостатки

«Затраты плюс» – самый простой способ: вы что-то производите, продаете дороже, чтобы покрыть затраты на производство, прибавляя желаемую норму прибыли

Простой способ, не требует исследований, покрывает полную стоимость

Такой способ расчетов бывает неэффективным, создает в компании культуру изоляционизма, не требует изучения клиентов.

Компаниям, занимающимся разработкой программного обеспечения, невыгодно использовать метод «Расходы плюс», потому что ценность, которую они производят, намного больше, чем затраты на ведение бизнеса

На основе конкуренции – включает изучение тарифов, установленных другими предприятиями в том же секторе

Простой способ с низкими рисками для быстрого анализа с учетом доли рынка и проч., может быть довольно точным

Выбирая конкурентный подход, предприниматель упускает возможности, потому что компании оказываются вовлеченными в гонку, основанную на возможностях крупных отраслевых групп.

Ведущие производители могут продавать отдельные позиции без опоры на цифры производства

Способ расчетов на основе ценности опирается на готовность целевых клиентов платить за конкретную вещь/услугу. Цифры базируются на анализе данных о клиентах

Подход помогает разрабатывать более качественные вещи/услуги, повышает лояльность клиентов

Потребуются существенные маркетинговые расходы, чтобы донести до целевой аудитории, в чем состоит «ценность» товара.

Например, продавать напиток на основе цикория, запустив рекламу с разъяснением пользы и уникальности именно этой марки, благодаря полезным добавкам

Есть много других широко используемых способов, позволяющих выделить компанию среди конкурентов.

«Проникновение» используется предприятиями для привлечения клиентов к новому продукту – компании продают очень дешево во время первоначального запуска. Снижение тарифов помогает продукции быстро «проникать» на рынок, привлекать широкую базу клиентов, а затем продавец постепенно повышает ставки.

Подписка на стриминговую платформу для новых клиентов стоит 290 рублей в месяц, а через три месяца сумма вырастет до 490 рублей.

Снижение цен (скимминг-ценообразование) – компании устанавливают очень высокий ценник на новые позиции в момент запуска, а затем медленно снижают цифры, когда покупательская активность падает.

Этот прием помогает компаниям окупить невозвратные затраты, временно продавать с более высокой маржой.

Скимминг (не путать с преступным скиммингом) применяют при продаже технологических новинок:

Дорогая техника постепенно дешевеет по мере того, как со временем устаревает.

Технологию скимминга применяют при продаже iPhone.

Психологическое ценообразование применяет приемы нейромаркетинга, побуждает к покупке, делая ее более привлекательной для потребителей.

«Психологические» приемы магазины отрабатывают на нас ежедневно:

Captive pricing – объединение главного продукта и нескольких дополнительных, чаще всего приборы и расходники (кофемашина + капсулы).

Динамическое ценообразование – ценник постоянно корректируется, зависит от текущего рыночного, потребительского спроса, обычно используется для поддержания конкурентоспособности, здоровой нормы прибыли, удовлетворения запроса.

Пакетная покупка – маркетинговый прием, который помогает увеличить средний чек. Компания предлагает покупателям два или более связанных товара, дополняющих первоначальную покупку. Перекрестные продажи приносят пользу как предприятиям, так и клиентам, для эффективности дополнительные позиции действительно должны дополнять покупку.

Турфирмы предлагают клиентам пакет услуг: авиабилеты, трансфер, проживание в отеле, экскурсии, сопровождение гида, страховку и др.

Географический принцип – продукты оцениваются по-разному, в зависимости от географического положения бизнеса. Увеличение ставок в другом регионе помогает получить более высокую маржу, сгладить рентабельность.

Так, томатная паста, произведенная ставропольской компанией, в Центральном федеральном округе будет стоить на 20% дороже, а в Уральском и Сибирском – на 50% дороже, чем в Южном.

Географический принцип применяется крупными торговыми сетями: магазины в районах с низкой покупательской способностью предлагают товары с меньшей наценкой, чем магазины этой же компании в районах с более высоким доходом населения или более высокой проходимостью.

Знание существующих способов работы с тарифами и их восприятием покупателями позволяет установить такой ценник, который покроет издержки на производство, логистику, маркетинг и позволит остаться в плюсе.

Умелое использование этих механизмов позволяет играть на цене, хотя всегда останутся внешнеэкономические моменты, на которые повлиять невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *