Что такое рынок обществознание 8 класс
Обществознание. 8 класс. ЭКОНОМИКА. Рынок и рыночный механизм.
Рынок и рыночный механизм.
Рыно к. – это место встречи продавца и покупателя, где сталкиваются их интересы, это механизм, который соединяет покупателя и продавца.
Основные законы рынка – это закон спроса и предложения.
СПРОС.
Спрос – сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товаров определённого вида, который потребители готовы приобрести, от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями /продавцами.
От чего зависит спрос?
Закон спроса:
чем выше цена, тем ниже спрос, чем ниже цена, тем выше спрос.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение – это сложившаяся на рынке в определённый период времени зависимость объёма товаров определённого вида, который производители /продавцы готовы предложить, от цен, по которым эти товары могут быть проданы.
От чего зависит предложение?
Закон предложения:
чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Механизм цен – это формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов потребителей и производителей/продавцов.
Избыток (затоваривание, профицит) – это рыночная ситуация, когда при существующем уровне цен производители / продавцы предлагают к продаже больший объём товаров, чем потребители могут приобрети по данным ценам.
Равновесная цена – это рыночная ситуация, когда объём предложения примерно равен объёму спроса.
Дефицит – это рыночная ситуация, когда потребители при существующем уровне цен готовы приобрести больше товаров, чем производители / продавцы готовы предложить.
Рынок
Урок 18. Обществознание 8 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Рынок»
Вы уже знаете, что по способу координации хозяйственной деятельности выделяют такие типы экономических систем как традиционная, рыночная, командная и смешанная. Сегодня на уроке мы выделим основные черты рыночной экономики; посмотрим, как действуют законы спроса и предложения; назовем достоинства и недостатки рынка.
Условия функционирования рынка
Исторически рынком называли конкретное место торговли. В современных условиях рынок – сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения. Иногда о рынке говорят как о механизме сведения продавцов и покупателей.
К характерным чертам рыночной экономики можно отнести следующие.
· Свобода хозяйственной деятельности, когда предприниматели могут заниматься любым делом, которое не запрещено законом, выпускать продукцию в таком количестве, которое они сочтут нужным, и продавать там, где захотят, и любому, кто захочет и сможет её купить.
· Личная материальная ответственность производителей и покупателей за принимаемые решения: и те, и другие затрачивают собственные средства и рискуют ими.
· В условиях рыночной экономики равноправны любые формы собственности при наибольшем распространении частной.
· Производители действуют в условиях конкуренции.
· Цены на рынке формируются свободно с учётом соотношения спроса и предложения.
С последними двумя чертами мы разберёмся более подробно.
Наиболее распространёнными видами конкуренции в современной экономике являются конкуренция цены, конкуренция качества и конкуренция сервиса.
Конкуренция цены основана на том, что при прочих равных условиях покупатели предпочитают приобретать более дешёвую вещь. Рассказывают, что некий город был разделён на две части рекой, через которую не было построено ни одного моста. Перевозку людей и грузов через реку осуществляли две паромные компании. Конкурируя друг с другом за клиентов, они снижали цены на билеты: 1 доллар – 80 центов – 60 – 40. В конце концов, чтобы устранить конкурента один из перевозчиков предложил перевозить клиентов бесплатно. Но второй нашёл достойный ответ: он обещал каждому пассажиру не только бесплатную переправу, но и бублик в придачу.
Разумеется, это всего лишь экономическая байка, но доля истины в ней есть. Иногда для победы над своими конкурентами и вытеснения их с рынка предприниматели готовы нести временные финансовые потери, значительно снижая цены для привлечения покупателей.
Конкуренция качества основана на том, что при прочих равных условиях покупатели предпочитают покупать более качественную вещь или вещь, обладающими большим количеством полезных свойств. Представьте себе, что вы выбираете новый мобильный телефон. Один из них, кроме обычных опций, снабжен встроенным GPS-навигатором, сканером и ТВ-тюнером. Какой вы предпочтёте приобрести при условии, что их цены схожи?
Появление и развитие конкуренции сервиса связано с широким внедрением не только в производство, но в повседневную жизнь людей техники. Бытовая техника служит потребителям в течение длительного времени. Она состоит из множества деталей и узлов. При поломке одного из них, вещь остаётся вполне работоспособной, нужно лишь заменить или отремонтировать сломавшуюся деталь. Не станете же вы выбрасывать компьютер только из-за того, что у него перестал работать дисковод, или для работы и игр вам стало не хватать оперативной или долговременной памяти. Тот продавец, который предлагает, например, более длительный срок гарантийного обслуживания или более дешёвые запасные части и комплектующие, может получить преимущества в конкурентной борьбе.
Конкуренция способствует более эффективному удовлетворению потребностей людей, повышению производительности труда, снижению затрат на производство продукции и повышению её качества. Но в то же время конкурентная борьба на рынке создаёт социально-экономическую напряженность в обществе, может привести к разорению предпринимателей и значительным потерям.
Спрос и предложение
Кто-то из экономистов сказал: «Образованным политэкономом может стать даже попугай – единственное, чему его необходимо научить, это запомнить только два слова: спрос и предложение».
Произнести эти два слова вы уже можете. Попробуем разобраться, что означают эти понятия, и какую роль они играют в рыночной экономике.
Спрос – это не просто желание покупателя приобрести какую-то конкретную вещь, но и возможность это сделать. Как гласит известная пословица: «Наши потребности определяются не размерами нашего желудка, а толщиной нашего кошелька». Поэтому иногда говорят о платёжеспособном спросе покупателей.
Закон спроса экономисты формулируют следующим образом: при повышении цены товара при прочих равных условиях спрос на него снижается. То есть спрос находится в обратной зависимости от цены. На графике кривая спроса будет выглядеть следующим образом.
Что означают слова «при прочих равных условиях»? Представьте себе, что ваше любимое мороженое подорожало в два раза. Увы, но покупать его вы станете реже. Если родители увеличили ваши карманные деньги в два раза? Тогда можно и не отказывать себе в удовольствии. На решение покупателя приобрести товар могут действовать и неценовые факторы: увеличение доходов, о чём мы только что говорили, мода, ожидание повышения цен в будущем, наличие товаров-заменителей и цена на них. Спрос на некоторые товары вообще мало зависит от изменения цен. В этом случае его называют неэластичным. Например, неэластичным является спрос на товары первой необходимости (самые распространённые продукты питания, лекарства, электричество) или на труднозаменямые товары (электрические лампочки, бензин).
Предложение – это желание и возможность продавцов произвести и продать какой-либо товар. Закон предложения формулируется так: повышение цены на товар при прочих равных условиях ведёт к росту его предложения. То есть предложение находится в прямой зависимости от цены. На графике кривая предложения будет выглядеть следующим образом.
На величину предложения, как и на величину спроса, могут влиять неценовые факторы: наличие или отсутствие возможности увеличить производство (сырьё, соответствующие технологии, квалифицированная рабочая сила), размеры затрат на выпуск продукции, политика государства (например, запрет на выпуск каких-либо товаров или повышение налогов).
Соотношение спроса и предложения на рынке постоянно изменяется. Сложившееся в данный момент соотношение принято называть рыночной конъюнктурой. Если спрос на какой-либо товар растёт, создаётся ситуация его нехватки, дефицита. Покупатели готовы платить более высокую цену. Рост цен даёт сигнал производителям увеличивать выпуск продукции, что бы получить дополнительную прибыль. Но если товара будет выпущено слишком много, он будет в избытке, цена на него снизится. Производителям станет не выгодно увеличивать производство, зато покупатели начнут больше покупать. Спрос может вновь превысить предложение, и цена начнёт расти.
Цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита в связи с равновесием спроса и предложения называется равновесной ценой.
Если на графике кривую спроса обозначить буквой D, а кривую предложения буквой S, то равновесная цена будет находиться в точке их пересечения.
Такая ситуация на рынке неустойчива, поскольку рыночная конъюнктура постоянно меняется. Реальная цена товара колеблется вокруг равновесной цены.
Таким образом, осуществляется саморегуляция рынка. Складывающиеся на рынке цены подсказывают производителю, производство какого товара стоит увеличить, а какой выпускать в данный момент не очень выгодно. Кроме того, рыночные цены диктуют требования к эффективности производства. Прибыль – это разница между ценой товара и затратами на его изготовление. Если предприниматель хочет получить прибыль, он должен снижать затраты. Рыночный механизм определяет и спрос. Товары на рынке распределяются между желающими их купить на единственной основе – наличии денег на покупку.
Достоинства и недостатки рынка
Рынок, как вы уже поняли, помогает быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей, согласовывать интересы производителей и потребителей. Производить то, что не пользуется спросом, что не купят, не имеет смысла. Продавец и покупатель преследуют свою личную выгоду, и в то же время увеличивают богатство страны и служат интересам общества.
Рынок является саморегулирующейся системой, то есть не требует каких-то специальных органов управления для разрешения возникающих проблем, быстро реагирует на изменяющиеся условия производства. Так, повышение цен на нефть в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии. Не случайно, основатель экономической науки Адам Смит говорил о «невидимой руке», управляющей экономикой, имея в виду действие рыночных законов.
Рынок направляет ресурсы на производство тех товаров, которые пользуются спросом, то есть способствует их эффективному распределению.
В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным.
Но идеальной экономической системы не существует. К серьёзным недостаткам рынка относится цикличность его развития: периоды подъёма производства сменяются спадом. Стремление к получению прибыли делает невыгодным производство общественных благ – тех товаров и услуг, без которых общество не может существовать, но и брать плату за них невозможно. Это, к примеру, национальная оборона, охрана общественного порядка, всеобщее образование или уличное освещение.
Распределение доходов в условиях рынка крайне неравномерно, что ведёт к сосредоточению богатства у одних слоёв населения и обнищанию других.
На одном из следующих уроков вы будете говорить о том, какими методами государство может регулировать развитие экономики и уменьшать негативные проявления действия рыночных законов.
Конспект по обществознанию в 8 классе на тему «Рынок, цена, конкуренция»
Выбранный для просмотра документ рынок, цена, конкуренция 8 класс.docx
Тема урока: Рынок, цена, конкуренция
Обучающая: сформировать у учащихся представление о рынке, цене, конкуренции и их функциях.
Воспитывающая: способствовать формированию чувства уважения к собеседнику, его взглядам на ту или иную проблему.
Развивающая: продолжить формирование умений вести дискуссию, выражать и высказывать собственное мнение.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, экран
II Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания проводится в виде теста
Несколько уроков мы с вами знакомимся с экономической сферой общества. Вы уже знаете типы экономик, их характерные черты. На прошлом уроке мы познакомились с основными понятиями экономики. Какими? Цель нашего сегодняшнего урока: познакомиться с понятиями рынок, конкуренция, продолжить знакомство с ценой, их видами и функциями.
IV Объяснение новой темы
1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Рынок, цена, конкуренция»
Для того чтобы начать изучение новой темы давайте вспомним какие типы экономических систем вы знаете?
К какому типу можно отнести современную Россию? Почему?
Современная Россия относится к рыночному типу экономических систем. А что такое рынок?
Рынок – это место встречи продавцов и покупателей где сталкиваются их интересы. (записать в тетрадь)
Давайте вспомним, когда и как возник рынок. Важным условием возникновения рынка является разделение труда. Следовательно, первый прообраз рынка возник тогда, когда появились земледельцы и ремесленники. Между ними проходил обмен продукцией которую они произвели. Затем для облегчения этого обмена появляются купцы, которые являются посредниками между земледельцами и ремесленниками. Шло время, развивались товаро-денежные отношения и для большего удобства стали появляться специальные места, где можно было обменять, продать свой товар. Так появились первые рынки. Как вы думаете, где возникали первые рынки?
Постепенно трынок становится главным экономическим механизмом и регулятором, который показывает с помощью цен, каких товаров в избытке, а каких не хватает.
Современный рынок выполняет ряд функций:
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. ( записать в тетради)
Часто по телевизору мы с вами слышим о положении на рынке ценных бумаг, инвестиций, т.д. Следовательно, можно сделать вывод о том, что рынок разнороден и существуют разные виды рынков:
1. Рынок средств производства
2. Рынок инвестиций (долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия)
3. Рынок иностранных валют
4. Рынок ценных бумаг
5. Рынок научно-технических разработок и инноваций
6. Рынок информации
7. Рынок труда (записать в тетради)
Давайте попробуем смоделировать ситуацию взаимоотношений покупателя и продавцов. (трое учащихся моделируют ситуацию)
Что является предметом спора? Правильно, цена. Эту ситуацию иллюстрирует рисунок на стр. 82
2. Цена – это количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Какие же функции выполняет цена :
1. влияет на поведение производителей
2. ориентирует покупателей на совершение покупок
3. ограничивает потребление ресурсов (привести примеры функций) (записать в тетради)
3. Когда мы смотрели ситуацию на рынке, то увидели, что продавцы боролись за покупателя. Зачем? Какими способами? Как называется соперничество между продавцами?
Конкуренция – это соперничество между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов. (записать в тетради) Ежедневно мы с вами сталкиваемся с конкуренцией: в магазине, у экранов телевизоров т. д.
Скажите, пожалуйста, конкуренция это хорошо или плохо, почему?
Нарушение в развитии рынка ведет к искажению идеальной модели рынка. Так возникают олигополия и монополия. Эти понятия схожи при олигополии рынок контролируют несколько крупных компаний продавцов, а при монополии – один гигант.( приведите примеры)
Для того, чтобы подвести итог нашему уроку я предлагаю обсудить несколько высказываний великих людей касающихся темы урока. Я хочу услышать ваши аргументированные мнения:
«Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ».Э. Гроув
«Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты».
«Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
Творческое задание: придумать рекламу любому товару
Рыночная экономика
Как связаны между собой затраты и прибыль производства? Какую роль в хозяйственной жизни играет торговля? Что такое экономический выбор? Какие существуют экономические системы?
Обязательно ли управлять экономикой? Нужны ли правила поведения на рынке? Как рождаются цены на товары и услуги? Рынок — зло или благо для общества?
Вы уже знаете, что общество использует различные варианты организации экономической жизни. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов — рыночная экономика.
Рынок и условия его функционирования
Характерными чертами этой экономической системы являются: свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими). Напомним, что в понятие «рынок» входит совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.
Для нормальной деятельности рынку необходимы определённые условия. Отметим наиболее важные из них: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности. С особенностями, видами и формами бизнеса вы познакомились при изучении курса 7 класса. Остановимся более подробно на двух других условиях функционирования рынка.
Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле. Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований — преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» — состязание, соперничество за достижение определённых преимуществ. Вспомним: конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг, существовала уже с первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу.
Приведи примеры участия в конкуренции современных предпринимателей, использующих различные способы борьбы за потребителя.
Конкуренцию называют главным мотором рыночной экономики. Она позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.
Российские учёные-экономисты отмечают, что рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. «Конкуренция и конкурентный рынок — это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса; попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен наносит убытки и затрудняет возмещение издержек», — пишут они.
Участники конкурентной борьбы стоят перед сложным выбором: либо ценой огромных усилий вписаться в прогресс и опередить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибылей.
Вспомни применённый Генри Фордом новый способ организации производства — конвейер, позволивший ему одержать победу в конкуренции на рынке производителей автомобилей. Подумай, с чем был связан этот успех.
В рыночной экономике, в отличие от командной, конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производителю возможность самому принимать экономические решения, взвешивая успех или неудачу своего дела.
Несмотря на то что производитель решает главные вопросы экономики на свой страх и риск, т. е. свободно и самостоятельно, в обществе не воцаряются хаос и анархия. Почему? Каким образом отдельные производители согласовывают свои действия друг с другом? Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен.
Чтобы понять, как рождается рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями «спрос» и «предложение».