Что такое рынок спрос и предложение
Рынок. Спрос и предложение
В этой статье мы рассмотрим важнейшие экономические понятия – рынок, а также напрямую связанный с ним механизм спроса и предложения.
Определений рынка множество, приведем некоторые из них:
Рынок – это совокупность отношений, форм организации сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Рынок – это механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.
Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемых в сферах производства, распределения, обмена и потребления через механизмы купли-продажи.
Важным условием возникновения рынка является экономическая обособленность субъектов рынка. Хозяйственная автономность означает, что только сам производитель принимает решение о количестве, типе выпускаемой продукции и способе производства. К примеру, в современной России фирмы сами принимают экономические решения, а в СССР все было подчинено государственным директивам, и производитель был полностью зависим от тех указаний, которые ему давали «сверху».
1) По сферам деятельности:
2) По характеру продаж:
4) По географическому признаку:
Поговорим о субъектах рынка, или, как их еще называют, рыночных агентах.
Субъекты рынка – участники рынка, которые самостоятельно принимают решения и вступают между собой в экономические отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектами рынка.
Иначе говоря, рыночные агенты – это те игроки, которые задействованы в экономических отношениях.
Домохозяйство состоит из одного и более человек. Имеющиеся средства оно расходует для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, а также является собственником какого-либо фактора производства.
Фирма – это деловое предприятие, изготовляющее экономические продукты/услуги с помощью факторов производства с целью максимизации прибыли.
Государство представлено правительственными учреждениями, цель этого рыночного агента – регулирование деятельности хозяйствующих субъектов и рынка в целом для достижения общественных целей.
Объекты рынка – это то, вокруг чего складываются отношения купли-продажи.
В качестве товаров в данной классификации выступают не только произведенная продукция и услуги, но и факторы производства – труд, земля и капитал. Под деньгами подразумеваются все финансовые средства, главными среди которых являются деньги.
Спрос. Предложение. Цена
Спрос, предложение и цена – это основные параметры, регулирующие поведение субъектов рынка, и между ними существуют определенные закономерные связи, которые будут описаны далее.
Спрос – это платежеспособная потребность, т. е. то количество товаров, которое потребители хотят и могут приобрести в данный момент времени по данной цене.
Чем больше цена блага, тем ниже спрос на него. Эластичность спроса по цене – показатель, отражающий, на сколько процентов увеличится спрос при увеличении цены на 1%. Как правило, товары характеризуются отрицательной эластичностью спроса по цене.
На графиках в осях «количество-цена» спрос изображается кривой с отрицательным наклоном (отрицательная зависимость от цены) и обозначается буквой D (от англ. demand – спрос).
На графиках такого вида по горизонтальной оси откладывается количество товара (Q от англ. quantity), а по вертикальной – его цена (P от англ. price).
Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.
Рассмотрим влияние летней жары на рынок мороженого. В жару спрос на этот товар повышается. При этом кривая спроса сдвигается вправо: при той же цене потребители готовы купить больше мороженого. Точно так же при неблагоприятных изменениях кривая спроса сдвигается влево (в случае мороженого это может быть похолодание).
Предложение – это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю за определенную цену в конкретном месте и в конкретное время.
При более высокой цене продавец стремится продать большее количество товара. Поэтому кривая предложения имеет положительный наклон; на графике она обозначается буквой S (от англ. supply – предложение).
Снижение предложения означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.
Цена – это денежное выражение стоимости; количество денег, уплачиваемых за единицу товара или услуги.
Есть два вида цены: цена спроса (потребителя) и цена производителя. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар. Соотвественно, цена производителя – минимальная цена, за которую продавец готов реализовать свой товар.
Рынок способствует синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения. Происходит взаимодействие продавцов и покупателей, цены же играют роль носителя информации и делают условия обмена простыми, ясными и едиными для всех участников рынка.
Равновесная цена – цена, уравнивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Точка рыночного равновесия определяет равновесную цену и объем продукции, то есть то, какое количество продукции и по какой цене будет продано на рынке. В этой точке совпадают интересы продавцов и покупателей: по данной цене производители готовы продать, а покупатели – купить.
На графике рыночное равновесие выглядит следующим образом:
Рыночное равновесие будет смещаться в том случае, если произойдут сдвиги кривых спроса и предложения, и тогда параметры цены и количества будут «подстраиваться» под новые условия. Рассмотрим несколько случаев.
Предположим, произошло изменение спроса на товар.
1) D 0 →D 1 (спрос сократился). Кривая сдвинулась влево, поэтому точка равновесия сместилась вниз и влево относительно изначального положения. В таком случае получается, что равновесная цена и количество снизились.
2) D 0 →D 2 (спрос вырос). Кривая сдвинулась вправо, поэтому точка равновесия сместилась вправо и вверх относительно первоначальной. Таким образом, равновесная цена и количество тоже увеличились.
До какого-то момента модель ноутбука, которую производит ваша компания, оставалась лидером на рынке. Но затем у фирмы-конкурента появилась в продаже более функциональное и доступное по цене устройство, поэтому многие покупатели отдали предпочтение именно ему. В какую сторону изменится ситуация для вашей компании? (Куда сдвинется рыночное равновесие?)
Цена на ноутбук вырастет, количество вырастет
Цена на ноутбук упадет, количество вырастет
Цена на ноутбук вырастет, количество упадет
Цена на ноутбук упадет, количество упадет
Ничего не изменится
Теперь рассмотрим случаи, когда изменяется предложение товара.
1) S 0 →S 1 (предложение сократилось). Кривая сдвинулась влево, поэтому точка равновесия сместилась вверх и влево относительно изначального положения. В таком случае получается, что равновесная цена увеличилась, а количество снизилось.
2) S 0 →S 2 (предложение выросло). Кривая сдвинулась вправо, поэтому точка равновесия сместилась вправо и вниз относительно первоначальной. Таким образом, равновесная цена снизилась, а количество увеличилось.
В 2014 году Россия ввела запрет на ввоз определенных сельскохозяйственных продуктов из стран ЕС, США, Канады и Австралии. Как это решение повлияло на ситуацию на рынке сыра в России?
Цена выросла, количество выросло
Цена выросла, количество упало
Цена упала, количество выросло
Цена упала, количество упало
Ничего не изменилось
Кроме того, сдвиги кривых спроса и предложения могут происходить одновременно (когда у сдвигов, например, разная природа), при этом как разнонаправленно, так и однонаправленно.
Выберите из списка все возможные причины произошедшего:
1) Рынок гречки: произошло сильное падение цены на пшено
2) Вышла новая модель культового смартфона
3) Из-за кризиса фирме стало гораздо дороже закупать швейцарские часы на продажу
4) Кроссовки разрекламировал очень известный и успешный футболист
5) Модный ресторан уличили в несоблюдении санитарных норм, а также норм по хранению продуктов
6) Ситуация на цветочном рынке в преддверии 8 марта
7) Открытие новых нефтяных месторождений, богатых этим ресурсом
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.
Содержание:
Теория по кодификатору. Блок (раздел) ЭКОНОМИКА для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2019.
↑ Рынок. Рыночный механизм. Основные признаки и функции рынка.
Что такое рынок?
1) рынок определяется как форма товарно-денежного обмена (обращения), или как совокупность покупателей, или как группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара;
2) рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме;
3) рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.
Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.
Признаки рынка:
1) Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить)
2) Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)
3) Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)
Функции рынка:
1. Ценообразующая (в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены);
2. Регулирующая (рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя);
3. Стимулирующая (рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров);
4. Информационная (информирующая) (рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство).
5. Посредническая функция (рынок выступает посредником между производителем и потребителем)
6. Санирующая (оздоравливающая) функция). Очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм
7. Распределительная (социальная) функция).(Доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам)
8. Интеграционная функция. Рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики
9. Инновационная функция (поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрение в производство новейших научно-технических разработок)
↑ Система рынков
По действующему законодательству делятся на:
1) легальный (законный)
2) нелегальный (теневой, черный)
По товарам и услугам:
1) Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг
2) Средств производства
3) Рабочей силы
4) Инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
5) Финансовых услуг (валюта, потребительские кредиты)
6) Ценных бумаг (например, приватизационный чек, депозитный сертификат)
7) Научно-технических разработок и инноваций
8) Информации
9) Интеллектуальной собственности
По пространственному признаку:
1) Мировой
2) Национальный
3) Региональный
4) Местный
По типу конкурентности:
1) Совершенной конкуренции (чистой)
2) Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
↑ Спрос и предложение.
Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.
Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (Р — цена товара, Q — количество товара).
Закон спроса : повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
Что влияет на формирование спроса:
Неценовые факторы спроса — факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса.
К неценовым факторам относят:
цены дополняющих товаров.
Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.
Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.
Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S.
Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.
Что влияет на формирование предложения?
Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».
↑ Конкуренция. Виды конкурентных рынков.
Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов. Рыночная конкуренция служит для производителей мощнейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли.
Конкуренция — форма экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Виды конкурентных рынков.
1. Совершенная конкуренция
2. Несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.
Свободная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма.
На нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий.
Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.
Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.
Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.
Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.
Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Выделяются так называемые естественные монополии.
Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.
↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.
Спрос и предложение: основы понятий
Какой бы сложной ни была структура рынка, нужно помнить, что он основывается на конкретных принципах, правилах и величинах. Базовые понятия, на которых строится вся эта многогранная система, – спрос и предложение.
Я расскажу о том, что такое спрос и предложение, как они формируются и какие факторы сильнее всего влияют на них.
Определение спроса и предложения
Спрос и предложение имеют свои определения, которые можно сформулировать следующим образом.
Спрос – это когда люди намереваются купить за установленную цену какой-то товар или услугу, удовлетворяющую их определенную потребность. При этом существует такое понятие, как совокупный спрос. Он представляет собой сумму всей продукции, которую участники экономической системы готовы приобрести. В зависимости от разных характеристик и факторов, данный параметр можно разделить на несколько видов:
А вот предложение – это возможность различных производителей и продавцов в конкретное время предоставить этот самый товар или услугу за некоторую плату, которую человек согласится отдать взамен.
Если эти две эти величины сойдутся по цене и объему, на рынке могут возникнуть два итога – участники процесса придут к соглашению и заключат сделку купли-продажи либо не сойдутся, а их пожелания останутся неудовлетворенными.
Величина (объем) спроса и предложения
Оба параметра имеют определенную объем или величину. Например, величина спроса – это конкретное количество товаров, которые люди готовы купить в данный момент по установленным ценам.
Весь объем спроса, в зависимости от характеристик покупателей, можно разделить на три большие категории:
А вот объем предложения – это количество товаров, которое продавцы хотят продать по какой-то цене в тот же момент времени.
При этом главная особенность предложения – это удовлетворение спроса по той цене, которая превышает суммарные затраты продавца на производство и реализацию.
Факторы спроса и предложения
На формирование спроса и предложения влияет огромное количество факторов. Сначала поговорим о том, что способно изменить первый параметр – спрос. Существуют ценовые и неценовые факторы, способные повлиять на желание людей приобрести товары или услуги. К первому виду относится установленная продавцом цена, и она больше всего влияет на выбор, который произведут потребители.
К неценовым факторам относятся экономическая ситуация в стране, население, налоги и дотации, величина дохода покупателя и его ожидания от покупки, также мода, уровень полезности и доступности, стоимость взаимозаменяемых продуктов.
Закон спроса
Если стоимость товара или услуги будет расти, но при этом другие параметры останутся неизменными, то спрос начнет уменьшаться. Теоретическое обоснование этого явления основывается за счет трех параметров – уровня дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.
Эффект дохода показывает – когда стоимость продукта растет, покупательская способность потребителя снижается. За счет этого реальный доход сокращается, поэтому величина спроса на этот товар тоже падает.
Эффект замещения же демонстрирует, что при подорожании продукта люди пытаются найти более дешевый аналогичный продукт, что тоже приводит к сокращению величины спроса.
А закон убывающей предельной полезности подразумевает, что чем больше человек пользуется тем или иным продуктом, тем больше он ему «приедается». В результате удовлетворение от процесса пользования становится все ниже, человек теряет интерес и захочет вновь покупать его только в случае снижения ценника.
Есть четкая разница между изменениями спроса и его величины. В первом случае перемены происходят при воздействии неценовых факторов и сохранении стоимости на определенный товар. А его объем меняется в случае изменения цены и сохранении остальных, неценовых параметров.
Закон предложения
Данный закон демонстрирует, насколько цена продукта зависит от объема предложения. Соответственно, чем выше стоимость, тем больше величина предложения. Чем ниже стоимость, тем ниже этот объем.
И в таком случае не стоит путать изменение предложения с изменениями его величины. В первом случае большое влияние оказывают именно неценовые факторы, например: уровень дохода, тренды, ожидания и так далее. А вот объем предлагаемых товаров меняется именно из-за повышения или понижения стоимости на товар или услугу.
Вывод из вышесказанного – продавцам выгодно устанавливать высокую цену, так как это увеличит их доход. Поэтому, когда ценовые показатели на рынке растут, продавцы стараются продать как можно больше товаров.
Кривая спроса
Кривая спроса – это графическое отображение того, как зависит стоимость от количества продукции, которую люди хотят приобрести за установленную на рынке цену. На графике есть система координат, где горизонтальная ось Q отражает количество товара (от англ. – quantity), а вертикальная ось P показывает его цену (от англ. – price). Спрос характеризует кривая D с отрицательным наклоном.
При снижении величины спроса кривая D сдвигается влево, а при увеличении, наоборот, двигается вправо. Эта кривая сдвигается под воздействием внешних факторов, а цена при этом не меняется.
Кривая предложения
Кривая предложения – график, отражающий изменение величины предложения в зависимости цены. Система координат та же, что и в прошлом случае – горизонтальная прямая Q так же, как и в предыдущем случае, означает объем продукции, а вертикальная P показывает ее стоимость. Предложение на данной схеме выражается в виде кривой линии, обозначенной буквой S.
График показывает, что при повышении стоимости товаров и услуг продавец пытается реализовать больше продуктов, поэтому линия получает положительный наклон. Если предложение понижается, тогда кривая сдвигается влево, а при увеличении – вправо.
Равновесие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения представляет собой оптимальную цену, при которой величина спроса равна величине предложения. На графике это точка пересечения двух кривых, и называется она равновесной ценой. При возникновении такой ситуации на рынке практически отсутствуют дефицит и избыток, а это значит, что тенденций к росту или снижению цен не наблюдается.
На этом у меня все! Надеюсь, вы разобрались в основах спроса и предложения.