Что такое рынок в общепринятом понятии

Словарь

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Что такое рынок

Рынок ценных бумаг имеет определенные признаки:

Для полноценной работы бирже требуется многосоставная инфраструктура. В первую очередь, это функционал самой биржи — торговые площадки и другие системы. На бирже оперируют профессиональные участники — это ее инвестиционная часть. Среди них — банки, брокеры, дилеры и другие организации, вовлеченные непосредственно в торговлю бумагами. Обеспечением торгового процесса занимаются технические участники — клиринговые центры, депозитарии, регистраторы. И наконец, важной частью работы биржи является информационное обеспечение — она взаимодействует с информационными агентствами и деловой прессой.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

В торговлю ценными бумагами вовлечены три типа участников:

Кроме того, такой статус могут получить физические лица, пройдя специализированную сертификацию, в таком случае они могут совершать сделки с определенным типом ценных бумаг.

Деятельность фондовых рынков в России регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Банком России, который отвечает за формирование реестров и допуск ценных бумаг.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Инструменты оценки рынка

Основная оценка рынка — это его капитализация. По сути, это стоимость всех ценных бумаг, выпущенных на конкретном рынке. Ее можно посчитать, умножив количество всех эмитированных бумаг на их рыночные цены. Эта величина не является фиксированной и постоянно изменяется с изменением котировок.

Другой важный показатель — оборот рынка. Он рассчитывается как общая стоимость ценных бумаг, умноженной на количество тех бумаг, с которыми совершены сделки. Может быть выражен в процентах от уровня капитализации рынка.

Котировки ценных бумаг, курсы на начало и на конец дня, коэффициенты по разным видам активов — также могут демонстрировать состояние рынка и учитываются при анализе.

Изменение этого состояния всегда отражается индексами — они показывают динамику различных групп бумаг. Например, могут включать акции по определенной отрасли или сектору, стране выпуска или обращения, а также по всему миру.

Индекс биржи есть у практически у каждой торговой площадки. Например, в России это индекс Московской биржи, а также РТС. Их провайдером выступает Московская биржа, то есть фактически отвечает за корректность и непрерывность расчета. Важно понимать, что такие индексы не отражают стоимость всех акций, которые обращаются на торговой площадке. Чаще всего фондовые индикаторы считаются по определенному количеству акций — преимущественно это бумаги самых дорогих компаний или акции с наибольшим объемами торгов.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Интернациональные индексы включают ценные бумаги разных стран. Примером такого индекса является MSCI или The World Index. Такие широкие индексы могут охватывать географические сектора, например, Европу, Азию, Северную Америку.

Секторальные индексы касаются капитализации бумаг на конкретном внутреннем рынке — рынке Московской биржи, американских или европейских бирж.

Отраслевые индексы включают ценные бумаги конкретных отраслей экономики. Могут быть индексы IT-компаний, нефти и газа, фармкомпаний.

Рассчитываются индексы по нескольким формулам:

Классический метод — взвешивания по цене. Самый простой, именно на него опираются мировые и старейшие индексы, такие как Dow Jones или Nikkei. Согласно формуле, стоимость всех активов индекса делится на их количество.

Индекс рыночной капитализации учитывает капитализацию компаний на рынке. То есть чем дороже эмитент, тем больше его вес в индексе. Согласно, этой формуле сумма цен всех акций умножается на их количество и делится на конкретный удобный показатель, он может быть равен круглой цифре, например, 10 или 100. Таким образом высчитывается индекс S&P 500.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Равновзвешенный индекс рассчитывается так, чтобы вес каждой акции в индексе был одинаковым. У компании A капитализация в 10 раз выше, чем у компании B. Однако в равновзвешенном индексе доля компании A будет составлять столько же, сколько доля компании B.

Индекс позволяет оценить спрос на акции, состояние в отраслях, помогает сделать прогноз на будущее изменение стоимости ценных бумаг. Данные индексов используются в техническом и фундаментальном анализе, позволяют производить спекуляции, хеджирование рисков, арбитраж между разными торговыми площадками.

Сами индексы могут служить базовым активом для производных ценных бумаг, таких как фьючерсы или опционы.

Торговля на рынке

Частный инвестор не может самостоятельно осуществлять торговлю на бирже, в том числе на рынке ценных бумаг. Для доступа к торговой площадке ему нужен брокер — профессионал, у которого есть специальная лицензия, позволяющая заключать сделки с активами. Таким посредником выступает не физическое лицо, а брокерская компания. Однако, можно встретить и профессионалов-частников.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Кроме выбора брокера, необходимо открыть брокерский счет — туда инвестор будет переводить средства, а брокер забирать, чтобы купить ценные бумаги. И наоборот, чтобы их продать. В России есть разновидность брокерского счета — индивидуальный инвестиционный счет. Принципиальная разница в них в том, что с помощью ИИС можно покупать только акции российских компаний в рублях, и он позволяет сделать налоговый вычет через три года после открытия.

Когда сделка произведена и ценные бумаги приобретены в собственность, запись об этом и сами бумаги хранятся в депозитарии. Это участник финансового рынка, который производит учет и хранение активов.

Услуги брокера и депозитария всегда платные, они могут быть включены в сделку в виде процента, либо оплачены отдельно согласно установленному тарифу.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Технический и фундаментальный анализ

В основе некоторых стратегий лежит спекуляция — попытка заработать на разнице в покупке и продаже активов. Рынок работает очень быстро, в считанные секунды происходят сотни или тысячи сделок, которые меняют стоимость ценных бумаг. Чтобы предсказать максимальную выгоду от сделок, профессионалы используют аналитические методы, учитывающие котировки, индексы, волатильность рынка и другие показатели.

Технический анализ построен на основе исследования изменений цен бумаг в прошлом и используется для определения моментов покупки или продажи. Трейдеры визуализируют цены в виде различных графиков (линии, «свечи» и пр.). На этих графиках можно обнаружить фигуры или закономерности движения цен. Появление таких фигур говорит о дальнейшем движении цен, и помогает принять решение о заключении сделок.

Кроме фигур (паттернов) в теханализе применяются различные расчетные показатели — индикаторы. Индикаторы — это усреднение показателей цены или ее динамики. Индикаторы могут накладываться на график цены, например, скользящая средняя или линии Боллинджера, а могут отображаться на отдельной шкале и, например, принимать значения от 0 до 100 (стохастический осциллятор, MACD). Индикаторы, которые показывают на отдельной шкале и чьи значения представляют собой коэффициенты и соотношения, называют осцилляторами. Пересечение индикатором определенного уровня дает сигналы к покупке или продаже. Осциллятор также позволяет увидеть уровни перекупленности и перепроданности. В целом, технический анализ работает с котировками ценных бумаг, не затрагивая рынок и экономические показатели в стране и мире.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Фундаментальный анализ учитывает финансовое состояние отраслей ценных бумаг, экономическое положение стран, благополучие и капитализацию компаний. Можно сказать, что фундаментальный анализ показывает реальную стоимость активов. В отношении компаний фундаментальный анализ фактически оценивает финансовое здоровье бизнеса, рынок в целом, сделки конкурентов, прогнозирует возможные инвестиции и дивиденды. Он очень полезен для долгосрочных стратегий.

Разница фундаментального и технического анализов в том, что фундаментальный строится с учетом финансового состояние компании, ее положения на рынке и отрасли, и говорит насколько бумаги компании дешевы или дороги относительно бумаг схожих компаний. Технический непосредственно указывает на моменты для заключения сделки. Опытные инвесторы могут использовать для трейдинга и тот, и другой анализ.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Доходность

Доходность инвестирования — это показатель эффективности вложения в ценную бумагу. Он показывает, какую прибыль инвестору принес каждый рубль вложений, и считается в процентах. Соответственно, чтобы рассчитать доходность нужно прибыль, которую получил инвестор, поделить на сумму вложений инвестора. Сумма прибыли (или убытка) состоит из разницы стоимости ценных бумаг и доходов, полученных по этим бумагам — дивидендов и купонных процентов и за вычетом всех уплаченных комиссий и платежей (комиссии брокера, депозитария, регистратора, возможные проценты за вывод средств и налоги).

Доходность инвестирования в ценные бумаги можно рассчитать по формуле:

ДИ = 100% х (Стоимость бумаг в конце периода + Сумма полученных дивидендов или процентов — Стоимость бумаг в начале периода — Комиссии — Налоги)/Стоимость бумаг в начале периода

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.

Источник

Что такое емкость рынка и как ее определить

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Емкость рынка — это термин на стыке экономики и маркетинга. Определив её, компания может скорректировать стратегию развития. Разберемся в видах емкостей рынка и способах их расчета.

Что такое емкость рынка

Это показатель, который приблизительно отражает способность рынка потребить какую-то продукцию.

Обычно термин сужают, рассчитывают емкость рынка в конкретной сфере — например, смотрят, какой спрос существует на рынке туризма в конкретно обозначенных географических границах.

Говоря проще, емкость рынка — это показатель, который подскажет, сколько примерно продукта могут купить потребители на конкретном рынке. Под рынком подразумевается некое абстрактное место или отрасль — например, это может быть широкий рынок IT-услуг в стране или узкий рынок парикмахерских в одном городе.

Зачем нужно вычислять емкость

Емкость рынка помогает планировать экспансию на рынок, принимать управленческие решения и аргументировать предложения для инвесторов.

Вовремя принимайте важные управленческие решения, чтобы избежать непредвиденных рисков

Например, вы открываете сеть парикмахерских. С помощью емкости рынка вы заранее выяснили, что доступный спрос в конкретном городе составит порядка тысячи стрижек в день. Посчитав финансовую схему и убедившись в конкурентных преимуществах, вы можете планировать необходимые инвестиции. То есть вы заранее понимаете, что с такой емкостью прибыльно будет открыть 10-15 точек, не больше.

Три вида емкости рынка

Например, вы организовали службу такси и считаете емкость в натуральном выражении, то есть в количестве потребителей.

Потенциальная емкость вашего рынка — клиенты служб такси или каршеринга, автомобилисты, которым надоело водить машину самим, люди, которые пользуются общественным транспортом.

Фактическая емкость — это люди, которые уже сейчас пользуются такси, их не нужно переманивать с других рынков и отраслей.

Доступная емкость — это целевая аудитория конкретно вашего продукта. Например, если у вас эконом-класс, то это люди, которые хотят быстро и недорого добраться до нужного места. Аудитория, которая пользуется бизнес-классом, входить в доступную емкость не будет.

С чем нужно определиться до начала расчетов

Перед расчетом емкости нужно подготовиться и решить, что конкретно вы будете вычислять. В универсальный список входят следующие критерии:

Методы сбора и источники информации

Есть несколько источников данных, которые пригодятся при вычислении емкости рынка.

Что еще нужно учитывать в расчетах

В зависимости от конкретной ситуации нужно учитывать и вторичные факторы, которые могут оказать влияние на показатели емкости рынка. Вот что может пригодится:

Как посчитать емкость

Есть три базовых способа расчета. Если у вас несколько целевых аудиторий или несколько товарных групп, то стоит рассчитывать каждый сегмент отдельно, а после сложить показатели.

Метод «по норме потребления»

Этот метод еще называют «снизу вверх», потому что расчет идет от данных по ожидаемым покупкам потребителей, то есть от тех, кто формирует спрос.

Формула: количество целевой аудитории умножается на норму потребления за конкретный период

Если нужно вычислить денежное выражение, то показатель умножают на стоимость 1 единицы продукции. Если нужен объем — на средний объем одной упаковки.

Пример

Вы хотите открыть производство хлеба. Норма потребления хлеба — в среднем 96 кг в год на человека. Весит булка 350 г, то есть на человека приходится порядка 275 булок.

Вы знаете, что ваша целевая аудитория — трудоспособное население. Таких в городе порядка 200 000 человек. Булка стоит 50 руб.

Это потенциальная емкость. Чтобы посчитать фактическую и доступную, нужно сужать данные — определять конкретное количество целевой аудитории для каждой точки продаж, уточнять с помощью опросов реальное потребление конкретно такого хлеба. Цифры окажутся в десятки раз меньше.

Метод на основе аналитики рынка

Этот метод называют «сверху вниз», потому что он идет от тех, кто удовлетворяет спрос, то есть от данных компаний. Метод можно использовать, если в вашем сегменте крупный бизнес раскрывает информацию о выручке или есть иной способ получить данные.

Емкость определяют так: складывают все продажи крупных компаний, которые закрывают потребность 80-90 % рынка. Учитывать нужно розничные цены для потребителя.

Этот метод чаще заказывают в аналитических агентствах, а они получают данные из опросов компаний. Цифры всегда неточные, нужно учитывать погрешность в зависимости от количества компаний, которые отказались сотрудничать.

Метод реальных продаж

Этот метод расчета практикуют исследовательские агентства — они заключают договора с крупными ретейлерами и анализируют их реальные данные о продажах.

Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж

Собрав информацию от нескольких компаний, можно с точностью утверждать, сколько продуктов из определенной категории было продано за конкретный период. Таким образом вычисляется примерная емкость как всего рынка, так и отдельных территорий.

Выводы

Емкость рынка — это потенциальный спрос на ваш продукт в конкретном месте за отдельный период. При расчете этого показателя нужно учитывать особенности вашей отрасли, полноту источников информации и точность расчета.

Проще всего посчитать емкость, найдя нормы потребления вашего продукта и умножив их на количество целевой аудитории.

Погрешность будет большая, потому что нормы не учитывают ситуацию, когда люди замещают потребность в продукте товарами из другой категории. Например, не выбирают, у какого продавца купить хлеб, а заменяют его на хлебцы.

Поэтому такой метод нужно использовать только для приблизительных расчетов.

Второй вариант — спросить данные о продажах крупных компаний. Это возможно, если они публикуют подробную финансовую отчетность или предоставляют данные в маркетинговые агентства для отчетов о рынках. Расчет получится точнее.

Собрать аналитику конкретных продаж — когда ретейлеры отдают данные из чеков и формируют подробную статистику. Это довольно точный расчет — данные анализируют в динамике, поэтому можно изучить, например, помесячную статистику продаж за последний год. Такое исследование можно заказать в маркетинговых агентствах.

Узнав емкость конкретного рынка, вы можете планировать развитие бизнеса, аргументировать и рассчитывать необходимые финансовые вложения. Если окажется, что рынок маленький, стоит искать другие площадки для сбыта.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Оглавление

1.6.1. Экономические законы рыночной экономики

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег;

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).

Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.

1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Рынок товаров и услуг

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.

Источник

Рынок, его виды и их назначение

Распространённые понятия рынка

Понятие рынка возникло достаточно давно и со временем успело получить множество разновидностей.

Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть фото Что такое рынок в общепринятом понятии. Смотреть картинку Что такое рынок в общепринятом понятии. Картинка про Что такое рынок в общепринятом понятии. Фото Что такое рынок в общепринятом понятии

В первую очередь под рынком подразумевают развитие народнохозяйственных отношений в отрасли производства и распределения ресурсов, которые поступают в пользование. В итоге этих взаимоотношений формируется спрос, предложение, а также производное от них — цена.

Рынок — это институт, обеспечивающий связь имеющихся и потенциальных изготовителей и потребителей, с последующим заключением торгового соглашения.

В более широком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, основывающуюся на постоянных обменных действиях между изготовителями товаров (услуг) и потребителями.

Рынок является не только местом, но и определенными отношениями между людьми.

ВНИМАНИЕ! В результате рынок — это и место, и взаимоотношения людей, и сами люди.

Причины появления

Оснований для возникновения рынка несколько. Рассмотрим главные из них:

Субъекты и объекты

Ключевыми участниками рыночных отношений являются:

Свойства свободного рынка

Свободный рынок представляет собой систему экономических отношений между его участниками, характеризующуюся добровольным обменом товарами, услугами и денежными средствами.

Основными чертами такого рынка служат:

ВНИМАНИЕ! На свободном рынке отсутствует воздействие на него государственных органов. Государство лишь устанавливает юридические правила осуществления рыночной деятельности.

Государственное регулирование

Государственное вмешательство в рыночные отношения применяется для контролирования экономических процессов и их приспособления к рыночной среде.

В современном мире имеется два способа государственного регулирования рынка:

Функции

Назначение рынка определяется целями, которые он решает.

Выделяют следующие функции рынка:

Формы организации

Рыночная система должна иметь определённую форму, обеспечивающую нормальное протекание процесса торговли.

Главные формы существования рынка:

Экономические законы рынка

Рыночные отношения подвергаются воздействию ряда экономических законов:

ВНИМАНИЕ! Ценовая конкуренция проходит в открытой и закрытой форме, в виде скидок и акционных предложений.

Закон стоимости

В соответствии с ним изготовление и обмен продуктов происходит на основании стоимости, то есть определяется общественно необходимыми трудовыми издержками.

Закон спроса и предложения

Суть этого закона заключается в том, что оптимальный уровень цены определяется влиянием спроса и предложения. При такой сбалансированной цене стремление и готовность потребителей купить продукт, а продавца его реализовать схожи.

Дополнительно различают отдельные законы:

Закон конкуренции

Данный закон предполагает, что в рыночной системе имеется внешняя сила, принуждающая изготовителей сокращать расходы, повышать производительность труда, развивать производственные мощности, а также проводить организационные экономические изменения.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка представляет собой систему учреждений, государственных и частных компаний, поддерживающих эффективную деятельность рыночных отношений.

Различают инфраструктуру трех рынков:

ВНИМАНИЕ! Эффективное функционирование рынка должно быть обеспечено рекламой, консультативными службами, а также учреждениями контроля и проверки.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция подразумевает рыночное состояние, при котором большое количество продавцов предлагает идентичный продукт или услуги.

На таком рынке отдельный продавец либо потребитель не в силах воздействовать на уровень цены, поскольку он формируется при помощи равновесия спроса и предложения.

Характерные черты чистой конкуренции:

ВНИМАНИЕ! В случае отсутствия одного из критериев конкуренция считается несовершенной.

Монополия

Монопольный рынок подразумевает наличие единственного поставщика, реализующего определённый товар, а также барьеры для входа на рынок новых производителей.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — это рыночная форма, при которой несколько поставщиков конкурируют между собой за объём реализации, продавая близкую по назначению продукцию.

Рынку с монополистической конкуренцией свойственны следующие черты:

Олигополия

Олигополия — форма рынка, в условиях которой несколько крупных организаций имеют власть над производством продукции.

Главные признаки олигополии:

ВНИМАНИЕ! Компании на таком рынке могут придерживаться двух стратегий: проводить ценовую борьбу, пытаясь устранить конкурентов, или поддерживать сотрудничество, договариваясь об уровне цен.

Разновидности рынков

В современном мире рынки подразделяются на несколько сегментов согласно их признакам.

По видам объектов купли-продажи

В этом сегменте выделяют:

По географическому признаку

В соответствии с расположением бывают:

По механизму взаимодействия поставщиков и потребителей

Эта ниша собрала в себе следующие виды рынков:

По объему сделок купли-продажи

В зависимости от объёмов покупок и продаж различают:

По видам конкуренции

По уровню независимости поставщиков и потребителей бывают следующие варианты рынков:

По уровню законности

В соответствии с этим признаком бывают:

Примеры рынков

Имеется множество типов рынков, однако характерные особенности дают возможность собрать их в отдельные группировки на основании экономического назначения и пространственного признака.

Валютный

Валютный рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений банков, а также банков и их клиентов касательно приобретения и реализации иностранной валюты.

Основными обязанностями валютного рынка являются:

ВНИМАНИЕ! Валютный рынок существует на валютной бирже, а также в межбанковской валютной системе, при которой банковские учреждения взаимодействуют без участия биржи.

Финансовый

Финансовый рынок — это комплекс экономических взаимоотношений участников соглашений касательно покупки и реализации финансовых инструментов и услуг.

Товарный

Товарным рынком является область, в которой формируются связи касательно покупки и продажи товаров, а также существует определённая хозяйственная деятельность, связанная с продажей продукции.

Основными функциями рынка являются:

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг включает экономические взаимоотношения участников рынка касательно производства и оборота ценных бумаг.

Основные функции рынка:

Специфическими функциями рынка ценных бумаг являются:

Функцию перераспределения можно разбить на три подфункции:

Рынок труда

Рынок труда подразумевает комплекс общественных отношений, связанных с трудоустройством и предложением рабочих сил или их куплей-продажей.

Существует две основные обязанности рынка труда:

Несовершенства

Результаты продолжительного прогресса экономической деятельности в части проведения исследований плюсов и минусов рыночной системы можно свести к двум выводам:

Понимание этого потребовало много труда и далось вовсе не легко. Но результаты научных исследований доказали:

По-другому, рынок абсолютно не стоит снимать со счетов и отправлять в архив. Его можно и в дальнейшем эффективно использовать на пользу обществу — необходимо только научиться возмещать его несовершенства и минимизировать порождаемые такими ошибками последствия.

ВНИМАНИЕ! Слабости рынка — неумение рыночного механизма решать ряд экономических задач.

Причинами рыночных несовершенств в реальной жизни являются условия, которые порой невозможно соблюсти.

Самые распространённые среди них:

Если соблюдение этих идеальных рыночных условий нарушается, то и рыночные механизмы начинают функционировать с ошибками. Это приводит государство к экономическим трудностям и порождает необходимость правительственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Таким образом формируется смешанная экономическая система.

При смешанной экономической системе государственные власти берут на себя решения определённых задач:

Несовершенства рыночной системы отражаются в следующем:

ВНИМАНИЕ! Несовершенство рынка заключается в том, что в реальности не всегда возможно придерживаться всех прописанных в теории условий, позволяющих механизмам рынка эффективно устранять основные экономические проблемы населения.

Позитивные и негативные черты

В рыночной системе можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны.

ВНИМАНИЕ! Принцип личной выгоды не мотивирует изготовителей выпускать или оплачивать общественные потребности и социальную область. Отдельные производства способны нанести вред внешней среде путём применения очистных сооружений и природоохранных мероприятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *