Что такое садака джария
Что такое садака джария?
Ислам уделяет большое внимание благотворительности. Это становится понятным хотя бы из-за того, что Закят – обязательная подать в пользу малоимущих – является одним из столпов Ислама. Основная его цель – равномерное распределение богатства между богатыми и бедными, чтобы не было концентрации богатств в руках небольшого количества людей. Закят гарантирует, что бедные и малоимущие не пострадают от ужасных условий жизни.
Садака джария
Слово «садака» многим известно и означает пожертвование. Слово «джария» — означает «непрерывная». Словосочетание «садака джария» означает пожертвование, которое непрерывно приносит пользу и награду ее хозяину, даже после его смерти.
Верующий должен стремиться к тому, чтобы оставить после себя как можно больше источников непрерывной награды. Кроме того, очень важно, чтобы этот источник приносил пользу и окружающим. Аллах будет вознаграждать верующего, пока его дела приносят пользу людям. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Твоя улыбка в лицо твоему брату является садака». (Тирмизи)
После того, как человек умирает, все его дела прекращаются. Деяния, которые мы совершаем в этой жизни, будут записаны, и мы получим соответствующее воздаяние. Тем не менее, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди, или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим)
Вот несколько простых деяний, которые могут стать для вас садака джария:
1. Посадить дерево. Всякий раз, когда кто-либо будет собирать фрукты с этого дерева или отдыхать в тени, вы будете получать награду от Аллаха.
2. Участие (финансовое или своими силами) в строительстве мечети или сиротского приюта.
3. Оплата учебы студенту или преподавание без оплаты.
4. Обучите кого-либо дуа или нескольким аятам. Также, вы можете распространять копии Корана или различных дуа как напрямую раздавая их людям, так и используя соцсети.
5. Возьмите под свою опеку сироту. Вы можете выделять средства на их содержание в детских домах, либо же принять их в свою семью.
6. Установите устройство для питья или примите участие в копании колодцев. Каждый раз, когда кто-либо будет пить из него, вы будете получать награду.
7. Пожертвуйте инвалидную коляску или другое оборудование больнице или помогите построить больницу для бедных и нуждающихся.
Все, что описано выше, несложно выполнить самостоятельно, но ваша награда от этих благодеяний будет идти непрерывно, пока люди пользуются результатом ваших усилий.
То же самое и касательно финансовых трат на благо общества. Все это увеличивает вашу награду пропорционально вашему вкладу. Чем больше вы тратите на пути Аллаха, тем больше Он вам возвращает в этой и следующей жизни.
Всевышний Аллах говорит:
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Сура Бакара, аят 261).
Совершение этих и многих других благодеяний не только будет источником непрерывной награды для вас, но и побудит других людей совершать добро, что в конечном итоге улучшит наше общество.
Садака, которая будет приносить пользу даже после смерти
Ислам уделяет большое внимание благотворительности. Это становится понятным хотя бы из-за того, что Закят – обязательная подать в пользу малоимущих – является одним из столпов Ислама. Основная его цель – равномерное распределение богатства между богатыми и бедными, чтобы не было концентрации богатств в руках небольшого количества людей. Закят гарантирует, что бедные и малоимущие не пострадают от ужасных условий жизни.
Верующий должен стремиться к тому, чтобы оставить после себя как можно больше источников непрерывной награды. Кроме того, очень важно, чтобы этот источник приносил пользу и окружающим. Аллах будет вознаграждать верующего, пока его дела приносят пользу людям. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Твоя улыбка в лицо твоему брату является садака». (Тирмизи)
6 лучших садака, которые может дать мусульманин
После того, как человек умирает, все его дела прекращаются. Деяния, которые мы совершаем в этой жизни, будут записаны, и мы получим соответствующее воздаяние. Тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему) говорил:
Вот несколько простых деяний, которые могут стать для вас садака джария:
1. Посадить дерево. Всякий раз, когда кто-либо будет собирать фрукты с этого дерева или отдыхать в тени, вы будете получать награду от Аллаха.
2. Участие (финансовое или своими силами) в строительстве мечети или сиротского приюта.
3. Оплата учебы студенту или преподавание без оплаты.
4. Обучите кого-либо дуа или нескольким аятам. Также, вы можете распространять копии Корана или различных дуа как напрямую раздавая их людям, так и используя соцсети.
5. Возьмите под свою опеку сироту. Вы можете выделять средства на их содержание в детских домах, либо же принять их в свою семью.
6. Установите устройство для питья или примите участие в копании колодцев. Каждый раз, когда кто-либо будет пить из него, вы будете получать награду.
7. Пожертвуйте инвалидную коляску или другое оборудование больнице или помогите построить больницу для бедных и нуждающихся.
Все, что описано выше, несложно выполнить самостоятельно, но ваша награда от этих благодеяний будет идти непрерывно, пока люди пользуются результатом ваших усилий.
На кого из людей Аллах гневается больше всего?
То же самое и касательно финансовых трат на благо общества. Все это увеличивает вашу награду пропорционально вашему вкладу. Чем больше вы тратите на пути Аллаха, тем больше Он вам возвращает в этой и следующей жизни.
Всевышний Аллах говорит: «Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Сура Бакара, аят 261).
Достоинства тайных пожертвований
Совершение этих и многих других благодеяний не только будет источником непрерывной награды для вас, но и побудит других людей совершать добро, что в конечном итоге улучшит наше общество.
3 вида деяний, которые будут приносить вам пользу вечно
Человек всю свою жизнь может творить благие дела, зарабатывать награду и добиться довольства Всевышнего. Однако есть деяния, которые и после смерти человека будут приносить ему пользу и увеличивать количество его благодеяний.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Учёные сказали: «В этом хадисе говорится, что деяния умершего человека прекращаются, также прекращается обновление воздаяния ему, кроме воздаяния за эти три дела. Это не прекращается, ибо он (человек, совершивший эти деяния) является причиной этих дел.
Ведь ребёнок является заслугой его родителя, также заслугой человека являются знания, которые он оставил после себя благодаря обучению людей или написанию книг. Так же обстоит дело с непрерывной милостыней, которая представляет собой вакф (неиссякаемое при использовании имущество, переданное на дозволенные цели без права на заключение сделок).
Также в этом хадисе есть довод в пользу желательности жениться с целью родить благочестивых детей. Также в хадисе есть довод в пользу вакфа и огромного вознаграждения за него. Также в нём есть разъяснение достоинств знаний, побуждение к преумножению знаний, их передачи путём обучения, просвещения, написания книг и разъяснения важных вопросов, в нём поясняется, что следует выбирать сначала более полезные знания.
В этом хадисе также имеется довод в пользу того, что вознаграждение за дуа и садака доходит до умершего. В этих обоих вопросах достигнуто единогласное мнение учёных Ислама (иджма‘). Такое же решение достигнуто относительно уплаты долга«».
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعٌ يَجْرِي لِلْعَبْدِ أَجَرُهُنَّ وَهُوَ في قَبْرِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ: مَنْ عَلَّمَ علمًا أَوْ أجْرى نَهَرًا أَوْحَفَرَ بِئْرًا أَوْ غَرَسَ نَخْلًا أَو بَنَى مَسْجِدًا أَوْ وَرَّثَ مُصْحَفًا أَوْ تَرَكَ وَلَدًا يَسْتَغْفِرُ لَهُ بَعْدَ مَوْتِهِ
«Семь вещей будут продолжать приносить вознаграждение рабу Аллаха в то время, пока он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал, канал, который он проложил, колодец, который он вырыл, пальма, которую он посадил, мечеть, которую он построил, копия Корана, которую он завещал, ребёнок, которого он оставил после себя и который обращается к Аллаху с мольбами о прощении для него после его смерти”». (Аль-Баззар в «Аль-Кашф»,149; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 3449)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе перечислил семь пунктов, однако все они входят в те три категории деяний, которые упоминаются в предыдущем хадисе.
То же самое касается и другого хадиса, переданного от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ مِمَّا يَلْحَقُ الْمُؤْمِنَ مِنْ عَمَلِهِ وَحَسَنَاتِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ عِلْمًا عَلَّمَهُ وَنَشَرَهُ، وَوَلَدًا صَالِحًا تَرَكَهُ، وَمُصْحَفًا وَرَّثَهُ، أَوْ مَسْجِدًا بَنَاهُ، أَوْ بَيْتًا لِابْنِ السَّبِيلِ بَنَاهُ، أَوْ نَهْرًا أَجْرَاهُ، أَوْ صَدَقَةً أَخْرَجَهَا مِنْ مَالِهِ فِي صِحَّتِهِ وَحَيَاتِهِ، يَلْحَقُهُ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهِ
«Хорошие дела, воздаяние за которые не прекратится даже после смерти верующего, следующие: знания, которым он обучает других и распространяет; праведный ребенок, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставил в качестве наследства; мечеть, которую он построил; дом, который он построил для путников; канал, который он проложил; милостыня, которую он дал, когда был жив и пребывал в благосостоянии. Вознаграждение за эти деяния достигнут его после смерти». (Ибн Маджах, 242; Ибн Хузайма, 2490)
Смерть человека – это не конец, а только завершение временной жизни в этом мире и переход к вечной жизни в Ахирате. После этого момента у каждого человека теряется возможность совершить благодеяния, за исключением следующих трёх:
1. садака-джария, то есть непрерывная милостыня, приносящая пользу другим людям;
Пока эта милостыня будет приносит пользу людям, покойный будет получать вознаграждение за неё. Примеры такой милостыни перечислены в вышеприведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
К этой категории также можно отнести все виды благотворительных фондов, поэтому у всех тех, кто строил эти объекты, а также помогал строительству, книги деяний не будут закрыты, и им будет записываться вознаграждение.
2. знание, полезное для людей;
Одним из самых больших благодеяний является передача людям тех знаний, которые приобрёл сам человек. Сделать это можно различными способами, но важнейшим из этих способов является обучение и воспитание учеников.
Не менее важным способом распространения знаний является написание и издание книг, а также распространение этих знаний посредством интернета. Конечно же, важнейшим условием при осуществлении подобной деятельности является польза, которую эти знания приносят людям.
3. благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
Под благочестивыми детьми подразумеваются дети, выросшие в Исламе. Самая важная обязанность родителей – вырастить и воспитать своих детей хорошими мусульманами. Такой ребёнок будет всегда делать дуа за своих умерших родителей.
Из всего вышеприведённого явствует, что смерть человека является только концом его мирской жизни и началом вечной; со смертью человека прекращаются все его дела, но он может продолжать получать вознаграждение за некоторые деяния и после смерти. Таковыми являются три следующих деяния: садака-джария, полезное знание и благочестивые дети.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Что такое садака джария
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Спешите творить дела, которые станут непрерывной милостыней (садака джария)
Вопрос: Мне хочется знать, что такое непрерывная милостыня (садака джария) и почему следует стремиться к ней?
Ответ: Хвала Аллаху
Аллах создал человека, чтобы тот поклонялся Ему. Всевышний говорит:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنْسَ إِلا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Рассеивающие 51:56)
Аллах предписал человеку совершать акты поклонения, посредством которых он может заработать большую награду в этом мире и мире Вечном.
Благие поступки и акты поклонения не ограничены только этим миром; Аллах также предписал то, что увеличит количество благих дел и после смерти человека, а именно – непрерывную милостыню. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него». Муслим, 3084.
Сказал ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) в «Шарх Муслим»: «Ученые сказали: этот хадис означает, что когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключение трех, потому что он является их причиной: сына, который считается его заработком; знания, которое он оставил после себя посредством обучения других или его записи; непрерывной милостыни».
Ибн Маджа (224) передал, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его смерти, это: знание, которое он прибрел и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который он построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня, которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих Ибн Маджа».
Непрерывная милостыня – это милостыня, награда за которую поступает даже после смерти, поэтому многие ученые определили ее как «вакф» (имущество, отданное в качестве пожертвования), например, строительство мечети. Человек будет получать награду, пока существует вакф.
Что касается дел, которые не приносят продолжительную награду, например, кормление бедняков, то это нельзя назвать непрерывной милостыней, хотя награда за это дело велика.
Сказал Ибн Хазм («Аль-Мухалля», 8/151): «Непрерывная милостыня – это милостыня, которая приносит награду даже после смерти».
Сказал шейх Ибн Усеймин («Шарх Рияд ас-Салихин», 4/13): «Непрерывная милостыня – это любое благое дело человека, которое продолжается после его смерти».
То, что человек отдает в качестве милостыни, является его истинным богатством, которое будет приносить ему пользу.
Ат-Тирмизи (2470) передал, что как-то во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) они закололи овцу и раздали ее мясо, кроме лопатки, в качестве милостыни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Что осталось от нее (овцы)?». Она ответила: «Только лопатка». Он сказал: «Все останется, кроме лопатки». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».
Имеется в виду, что съеденное человеком исчезает, а то, что он дает в качестве милостыни останется для него с Аллахом и он получит от этого пользу в день Воскресения. Этот хадис связан со словами Аллаха:
مَا عِنْدَكُمْ يَنْفَدُ وَمَا عِنْدَ اللَّهِ بَاقٍ
«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (Пчелы 16:96)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам, что в день Воскресения, когда солнце будет низко над головами людей, человек окажется в тени своей милостыни, пока Аллах не рассудит его. Хадис передал Ахмад, 16882; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами», 4510.
Поэтому спешите раздавать милостыню и стремитесь сделать ее непрерывной, чтобы она приносила вам пользу и после смерти. Мы просим Аллах помочь нам делать то, что Он любит и что вызывает Его довольство.
Садака, баракат от которой никогда не иссякнет
Пожертвования на строительство мечети, школы, больницы и даже детского дома – это всё садака аль-джария, потому что благословение Всевышнего за эти дела не иссякает.
Слово садака в переводе на русский язык означает пожертвование, а джария означает непрерывная. Словосочетание садака аль-джария означает пожертвование, которое непрерывно приносит пользу и награду её хозяину, даже после его смерти.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Добрыми делами, (награда за) которые будет достигать верующего после его смерти являются: знание, которое он получал, а затем распространял; праведный сын, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставляет в наследство; мечеть, что он построил; дом, который он построил для путников; колодец, который он выкопал; или милостыня, что он дал при жизни, когда он был в добром здравии. Награда за эти дела дойдёт до него и после его смерти» (Ибн Маджа).
Есть несколько простых деяний, которые могут стать садака аль-джария.
Забота о сиротах
Помощь сироте – это тоже своего рода садака аль-джария. В мире на сегодняшний день насчитывается больше 200 миллионов сирот, которые нуждаются в поддержке и любви.
Помимо того, что они потеряли одного или обоих родителей из-за войны, стихийных бедствий или болезней, бедные дети оказываются часто одни в чужом большом мире, не зная, куда идти и что делать.
Если мы обратимся к Благородному Корану, то заметим, что слово «сирота» упоминается 25 раз. Поэтому в исламе помощь сироте считается одной из высших форм благотворительности.
Построить колодец
Жертвование денег на строительство колодца или водяного насоса также является одним из видов садака аль-джария. Вода необходима каждому человеку на протяжении всей его жизни.
Многие из нас не задумываются о том, что иметь доступ к чистой и безопасной воде могут далеко не все. Мы настолько привыкли, что вода – неотъемлемый рацион каждого дня, что забываем о том, что на другом конце земли есть люди, готовые отдать всё своё имущество за глоток чистой воды.
Есть достоверный хадис, который гласит: «Кто выкопает колодец, тот будет получать вознаграждение за это до Судного дня, пока оттуда будет пить человек, джинн, зверь или птица» (Ибн Хузайма).
Более 300 000 детей в возрасте до 5 лет умирают от болезней из-за небезопасной питьевой воды. Как известно, чаще всего от этого страдают сельские поселения.
Когда вы жертвуете на строительство колодца или покупку водяного насоса, то помогаете спасти жизни многих людей, в том числе детей.
Строительство мечети/школы/больницы
Пожертвования на строительство мечети, школы, больницы и даже детского дома – это садака аль-джария.
Ребёнок, оставшийся сиротой, имеющий крышу над головой и место, где он может получить необходимое лечение, – это невероятно приятное чувство. Мечеть или школа могут давать знания и воспитывать новое будущее поколение.
Всё это несложно выполнить самостоятельно, но ваша награда от этих благодеяний будет идти непрерывно, пока люди пользуются результатом ваших усилий. То же самое и касательно финансовых трат на благо общества.
Всё это увеличивает вашу награду пропорционально вашему вкладу. Чем больше вы тратите на пути Аллаха, тем больше Он вам возвращает в этой и следующей жизни.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий» (Бакара, 261).
Совершение этих и многих других благодеяний не только будет источником непрерывной награды для вас, но и побудит других людей совершать добро, что в конечном итоге улучшит наше общество.