Что такое саентология кратко и понятно
Суть саентологии в кратце: основные цели, принципы, теория – что это простыми словами
Сама Саентология определённо заслуживает внимания, хотя бы потому, что она предоставляется в более чем 150 странах мира. А брошюра «Дорога к счастью», написанная основателем саентологии — занесена в Книгу рекордов Гиннесса как работа, переведённая на самое большое количество языков.
Зная основные вещи касательно этой системы, вы будете более эрудированным и подкованным человеком. А также сможете ответить для себя на вопрос: стоит ли знакомиться с этим предметом более плотно.
Содержание
И не откладывая в долгий ящик давайте сразу же определимся что это такое.
Саентология что это простыми словами – мнение саентолога
Саентология – это система знаний о жизни, и о человеке, и о разуме. И система помощи человеку, посредством которой он может значительно улучшить свою жизнь и найти себя, грубо говоря. Прийти к самому себе.
Она ничего не проповедует, она рассказывает о структуре человеческого разума, что присутствует, так называемый, аналитический ум. То есть, это способность, так сказать, здраво логически творчески мыслить, ставить и решать различные задачи в жизни.
И присутствует также реактивный ум – механизм, работающий по принципу стимул-реакция, который не подчинён волевому контролю человека. Он работает по принципу: «Нажал кнопку – получил результат». Человек не властен над этим, скажем так.
А оно происходит от негативного опыта, накопленного в течение жизни и даже жизней. Если мы посмотрим, что такое духовное существо, то оно живёт не одну жизнь, мягко говоря. Негативный опыт – он накапливается.
И в этот момент, когда обстоятельства примерно напоминают те или иные негативные события, то они оживают. И человек неважно себя чувствует, при этом, не понимая – что вызывает это состояние.
Существуют законы жизни, такие как: Треугольник АРО, Треугольник знание-ответственность-управление. Ты разбираешься в саентологии, смотришь: что это, как это, в чём это проявляется. Отличные упражнения: как мы можем учиться властвовать собой, как мы можем удерживать своё положение в пространстве. Очень много разных упражнений.
Вот, например, у нас есть начальный курс, на нём рассматривается подробно треугольник АРО – что такое приязнь или аффинити, что такое согласие, общение. Как это приводит к пониманию, может ли оно привести к пониманию.
И тренировочные упражнения, на которых просто человека учат слушать, учат спрашивать, учат подтверждать. Учат занимать место, которое он занимает, учат смотреть в глаза человеку и жизни вообще, на самом деле. Такие достаточное серьёзные упражнения, несмотря на то, что это простой курс начальный.
Как ответить для себя на вопрос: «Сайентология что это?»
А плохой человек не в состоянии это делать. Посмотрев на это – он убегает как пробка из бутылки шампанского. То есть, он ни секунды не может больше находиться, потому что это – знание о жизни. Если такой человек будет это знать, то он поймёт, что он негодяй. И, соответственно, у него не будет игры – поэтому он бежит.
То есть, это очень важные знания о жизни, скажем так. Он это освоить в принципе не может, потому что он не искренен. Человек должен быть искренен, он должен быт с чистой душой. Саентология написана для людей. У людей она даёт хорошие результаты. Поэтому это такая штука, тонкая.
А на самом деле, что такое «Саентология» — человек должен прийти и начать заниматься. Вот, он будет писать, вспоминать, когда испытывал к кому-то приязнь. Когда он был согласен с кем-то, или, допустим, когда кто-то был не согласен с ним. Когда он кого-то не понимал, или когда его самого понимали.
И при этом у него будут происходить озарения. При этом он будет работать, рассматривать свою жизнь. В определённый момент, он будет работать на тренировочных упражнениях с напарником. Помогать напарнику стать лучше, сильнее, способнее. А напарник будет помогать ему.
И уже на этом этапе он будет понимать – что такое «Саентология». Понимаешь, это не теория. Вот, что такое копание канавы? Бери лопату и копай. И откроется тебе – что это. Это прикладная духовная философия.
Чтобы ответить себе на вопрос: «Что это?» Необходимо, допустим, на курсы прийти, на начальные курсы, и начать заниматься. И человеку открывается – что это. Вот так.
Можно ли использовать Саентологию в злых целях
С одной стороны Саентология – это инструмент, который, как тот же молоток: и в хороших целях может использоваться, и в плохих. Это знание. Люди используют знания в соответствии со своими целями, со своими духовными качествами, и так дальше.
Например: один из аспектов саентологии – это, так называемые, этические состояния. То есть, что необходимо делать, чтобы в жизни преуспевать. Что происходит, из-за чего неудачи, как понять: что с тобой и как вылезти из этого.
Одна из технологий саентологии, и достаточно сильная. И вот, один знакомый говорил, что на самом деле – всё равно к какой деятельности это прилагается. Например, вор, да. Он выберет действительно для себя служение воровству. Он действительно будет делать это осознанно, качественно, и так далее.
И придя в воровскую группу, человек должен определиться: с ней он, или не с ней. Если с ней, то соответствовать её шаблону. Он будет в этике, как бы, в отношении этой группы, да. С одной стороны, это, конечно, так.
То есть, он будет соответствовать требованиям этой группы и так дальше. Будет высокостатом – то бишь, человеком, который разделяет вот эти все позиции, реальность этой группы и действует как её настоящий участник.
Но, тогда посмотрим. То есть, как он на высоком этическом состоянии находится относительно этой линии. С одной стороны это так. Но, с такой стороны: будучи успешным вором – в каком состоянии он находится в отношении, к примеру, к государству.
Человек, который осознанно и наносит очень серьёзный вред обществу. Но, на самом деле, если мы возьмём таблицу этических состояний, то он будет даже не враг. Он будет где-то подавляющей личностью для общества.
То есть он, мастерски держа личину честного человека, будет предателем и подавляющей личностью. Вред, который он может причинить людям, будет намного больше, чем просто обычный правонарушитель.
Как можно посмотреть на жизнь человека с точки зрения саентологии
В то же время у каждого человека существуют различные динамики, то есть побуждения выжить. Допустим, как сам человек – он хочет покушать, он не будет ходить голодный – он пожрёт. Если у него есть деньги, он купит себе еду. Он оденет одежду… ну, у каждого свои запросы какие-то, но в любом случае – голодным сидеть не будет.
Вторая динамика – у него есть семья: жена, сексом с ней позаниматься, будет играть с детишками. Будет приезжать к дедушке с бабушкой, или они будут приезжать там, в воскресенье и так далее. Будет им пирог с капустой печь.
Куда-то он будет ходить на работу, с кем-то дружить, в футбол играть на улице. На работе он инженер, его уважают в цехе или в НИИ – где он там работает. И вот, человек реализуется на этих жизненных направлениях. Вот он Россиянин, он патриот, он ездит на игры. То есть, у человека разные направления жизни.
И вот, представьте себе человека, который вор, который профессиональный преступник. Ведь недаром, существует такая поговорка: сколько верёвочке не виться, да. И как он создаст семью? Может теоретически такое случится, что он кого-то полюбит.
Он ведь живой человек, правильно. Он куда-то полюбит, начнёт встречаться. Вот ему понравилась девушка, если он парень. А сможет ли он этой девушке сказать, что он вор, например? Что он – профессиональный преступник?
Допустим, он богатый человек, потому что он, как жулик – успешен. Вот, сможет ли он девушке сказать, что он вор? И как она к этому отнесётся? То есть, он будет вынужден скрывать это, он как бы должен давать другой имидж свой, правильно.
Как плохой человек может очень жестоко наказать сам себя
То есть, что он хороший честный человек, что он где-то работает – он должен будет лгать. Что само по себе – не очень хорошо, накладывает на человека отпечаток. То есть, это висхолд – определённое утаивание, которое будет сопровождать этого человека.
Они сказываются на человека не самым лучшим образом. Они выводят, на самом деле, в не очень высокие эмоциональные тона. Вот, тон его будет, к примеру, 1.1 – у этого человека. Потому что он будет скрывать своё истинное лицо.
А лицо его находится в аппозиции общества – он враг этого общества. Он даже больше, чем враг. Это серьёзный, тяжёлый враг, способный сильный вред причинить. Он подавляющая личность для этого общества. И он должен это скрывать.
Соответственно он не сможет выйти из уровня тон 1.1. Он будет одевать личину высокотонного человека, он будет притворяться им. И, естественно, чем больше у него уверенность в себе, чем больше у него жизненный опыт, чем больше у него интеллект – тем с большей эффективностью он будет им притворяться.
Но, по факту, он же не очень высокотонный человек. Да, у него такая вот красная рожа. Но, по факту, он враг обществу. И вот, он будет вот эту девушку. Да, и в момент – либо конкуренты к нему придут, либо власть. Сколько верёвочке не виться – отвечать же придётся.
Почему плохие поступки тянут человека на дно жизни
Да, в плане воровства – он может быть и высокостат, но по другим динамикам у него будут очень низкие состояния. Соответственно, мы знаем, если где-то низкое состояние у человека – оно будет его вниз утягивать. Поэтому, будучи в воровской группе подлинным и настоящим её членом, для общества, для разных своих динамик он будет не очень высокотонным человеком.
Он будет иметь низкие этические состояния по другим динамикам. И это будет утаскивать его на дно. Он будет низко по тону. Он приклеит себя к уровню 1.1. Если мы посмотрим на курсе КСК таблицу оценки человека, то мы увидим, что тон 1.1 – это низкий тон.
Это реально низкий тон. И находясь в этом состоянии человек открыт для разных включений банка и так дальше. Т.е. это не будет счастливый человек. Он использует этические состояния для неэтичной деятельности.
Это в лучшем случае будет муляжом. Изделие из пластмассы – котлеты с пюре, да, с кусочком хлеба. Это можно красиво нарисовать – это будет картина, но это не будет кулинарное блюдо. Это будет очень похожая на него картина. Или муляж из пластмассы, там других материалов каких-то, да, там не знаю.
Это будет муляж. Даже можно создать запах этого блюда, ну теоретически, я не разбираюсь в химии. Но, наверное, можно. Но, это не будет кулинарным блюдом. От кулинарного блюда требование другое: чтобы оно было вкусным, чтобы оно было настоящим, чтобы человек мог прийти, покушать его и получить удовольствие.
Соответственно, он не будет высокостатом на самом деле. Он не будет ценным членом общества, гражданином. Он будет рабом в этом обществе. На самом деле, да, он причинит большой вред. Но, на самом деле, закончит так же. И как личность, считается, что человек сам по себе хороший, он будет всеми силами пытаться действительно стать плохим этот человек.
Почему саентологией надо пользоваться аккуратно
Тут неэтичная деятельность – к ней этические состояния не применяются, скажем, так. Они будут вести человека вниз, они не будут этическими состояниями. Суть будет нарушаться, но, несомненно: существо, обученное применению этических состояний к неэтичной деятельности, будет более опасным. Оно даёт определённые знания о структуре ума, и это может приносить больший вред людям.
Поэтому саентологией надо аккуратно пользоваться. Не надо обучать неэтичных людей. Надо смотреть кто перед тобой. На самом деле есть такой небольшой секрет, он такой, он простой: плохой человек, обычно, не сможет заниматься саентологией.
Он пришёл, он посмотрел, он понял, что надо над собой работать – он выскочил, как пробка из бутылки. Из правильных организаций плохие люди уходят, у них не хватит пороху. Но, надо смотреть.
Наша задача – как в саентологии, как саентологов – это помогать людям, помогать нашим согражданам. Чтобы мир этот становился лучше, чтобы наше государство становилось сильнее. Чтобы мир был добрее, разумнее, чтобы хотелось тут жить, на самом деле. Мы должны помогать людям, а не воспитывать монстра. Это очень важное дело.
То есть, я знаю, что в одной организации продвигается человек, ну как, «продвигается» в кавычках. Получает знания саентологический, человек, который является в высшей степени неэтичным, например. Там это система.
Но, справедливости ради, много инструментов, и это не повод не предоставлять людям. Надо смотреть и надо честно относиться к своему делу. Есть понятие «опыт». 20 лет назад мы были не столь просвещёнными в области предоставления одитинга и обучения, как сейчас. Поэтому, на ошибках учимся.
Как быстрее всего понять суть саентологии в кратце?
Вообще в саентологии работают над собой. Например, в курсе по общению – придя на него, начинающий человек будет писать примеры: когда он испытывал к кому-то приязнь. Будет писать примеры: когда он был согласен с кем-то, когда с кем-то общался. Будет это вспоминать, он будет работать над собой. У него будут озарения разные.
В дальнейшем начинаются тренировочные упражнения. И он будет учиться быть там, где он находится. Возможно, это будет очень не просто. С ним при этом надо будет прояснять – почему его так колбасит, почему ему плохо и так далее. Вот, он это увидит.
Он продолжит выполнение упражнений. И если у него хватит настойчивости – он их выполнит, поймёт, научится, прочувствует. У него будет успех. Он будет благодарен напарнику и преподавателю за то, что он прошёл этот путь.
И дальше больше: на разных упражнениях он получит больше знаний, больше пониманий и так далее. Вот в вкратце чем занимаются в саентологии.
Придя на одитинг, независимо от того, что это будет за процесс: ассисты ему могут делать, самоанализ проходить, ремонт жизни по кому-то. По дианетике проходить какие-то инграммы, на объективы он пойдёт. То есть, он будет работать, и он увидит что это.
Будет идти к себе, к знаниям, к порядочности, скажем так. Где-то будет легко, где-то будет весело, где-то будет трудно. Ну вот вкратце – этим занимаются. Поэтому, пусть люди приходят, пробуют. Они увидят, почувствуют, поймут, чем они занимаются – это очень прикольно.
Заключение
Буду рад, если моя статья пролила свет на то, что же такое суть саентологии в кратце: основные цели, принципы, теория. Постарался для вас простыми словами рассказать о саентологии Рона Хаббарда как о технологии, учении, философии, науке или религии.
Не забудьте скачать книгу «Дианетика: современная наука о разуме». А также дополнительные материалы к ней, которые помогут вам её лучше освоить и успешнее применять. Именно эта книга Рона Хаббарда даёт самое лучшее понимание сути саентологии.
Если вы уже читали эту книгу и хотите стать одитором или поодитироваться, то переходите в Контакты и подайте заявку. В нашей организации работает отличный коллектив и нам не приходится краснеть ни за своих студентов, ни за преклиров.
ЖизньКак устроена
Церковь сайентологии
и почему из нее
сложно выбраться
Разбираем самую загадочную религию современности
Сайентология оказалась в некотором роде «религией года». В 2015-м она неизменно привлекала к себе внимание: поначалу вышла разгромная документалка на HBO «Going Clear», вызвавшая очередную волну откровений со стороны звезд, а совсем недавно была опубликована книга американской актрисы Лиа Ремини «Troublemaker», сумевшей вырваться из церкви спустя тридцать лет после вступления. В качестве финального аккорда недавно Мосгорсуд запретил деятельность московской ветви церкви.
Кто такие сайентологи, чего они хотят и почему от них почти невозможно сбежать — ответы на все эти вопросы куда сложнее, чем могло бы показаться. Мы попросили религиоведа Леонида Мойжеса объяснить, как оперирует самая загадочная религиозная организация современности и почему она сумела завербовать такое количество знаменитых людей.
Текст: Леонид Мойжес
Иллюстрации: Катя Дорохина
Что такое сайентология и откуда она взялась?
Cайентология, появившаяся не так давно, уже успела обосноваться на всех континентах. За шестьдесят лет, прошедших с ее создания, она охватила десятки тысяч последователей, став одним из самых коммерчески успешных и узнаваемых новых религиозных движений. Несмотря на это достоверной информации о ней катастрофически мало. Куда сильнее, чем весьма своеобразные воззрения и практики, на нее обращают внимание громкие скандалы, которые сайентологи безуспешно пытаются заминать.
Сайентология — это настоящая «религия-новодел», созданная в 50-е годы в США одним конкретным человеком по имени Рон Хаббард. Официально создатель не пытался опереться на какое-либо древнее учение, вместо этого сайентология обращается к авторитету самой популярной «религии» XX века — науке. Хаббард, конечно, держал в голове мировое культурное наследие, когда придумывал свое учение. Даже беглое знакомство с сайентологией оставляет чувство, что перед тобой настоящее мистическое попурри: вот небольшая щепотка теософии Блаватской, вот привет от древнего гностицизма, тут немного оккультизма, а там, глядишь, торчит американское христианство. Однако центральное место в сайентологии всё равно занимают именно популярные научные концепции 50-х годов, а также сам образ «Науки». Это не удивительно, если учесть, что у истоков этой религии стоит писатель-фантаст.
Кто такой Рон Хаббард?
Рон Хаббард, по мнению сайентологов, был человеком разнообразных талантов. Родившись в штате Небраска в 1911 году, до того как создать свою религию, он успел послужить во флоте, объездив немало стран, в том числе и в достаточно тяжелых условиях, а самое главное — стал популярным писателем-фантастом, близко знакомым со многими корифеями жанра. Именно это увлечение стало решающим. Хаббард сначала создал собственную «науку», дианетику, призванную помочь страдающим от проблем и психических недугов, а позже, по мере того как она набирала популярность, превратил ее в религию — сайентологию.
Для сайентологов же Хаббард в первую очередь главный духовный наставник. Последователи относятся к нему с пиететом и нежностью, ласково называя «Рон» или LRH (аббревиатура его имени). Иллюстрацией тому служит и «кабинет Рона Хаббарда», обязательно присутствующий во всех сайентологических центрах; сегодня, правда, это чисто символический жест. Трепетное отношение к Хаббарду заставляет многих видеть в Церкви сайентологии секту, построенную вокруг культа личности, однако в своем почитании Хаббарда сайентологи не заходят дальше, чем последователи других религий. Другое дело, что оно достаточно забавно смотрится на фоне открытого стремления сайентологов к рациональности и прагматизму.
Во что верят сайентологи?
В основе сайентологии лежит учение под названием «дианетика» — псевдонаучная дисциплина, которую придумал Хаббард и которую сами сайентологи определяют как «первую точную науку о разуме». Основная концепция появилась во второй половине 40-х и основывалась на буквальном понимании популярных идей полного контроля разума над телом, а бессознательного — над сознательным.
Согласно Хаббарду, неудачи, страхи, проблемы и даже физическое недомогание являются результатом действия так называемого реактивного ума, то есть суммы всех негативных переживаний, которые мы не осознаём полностью, но которые продолжают управлять нашими действиями. Например, на человека в детстве напала собака, благодаря чему он продолжает бояться всех встреченных им собак. Легко заметить, что речь идет о буквальном прочтении фрейдистской концепции подавленной травмы, из которой были выкинуты сложные рассуждения о сексуальном опыте и другие открытия психоаналитиков в пользу основной мысли: прошлое управляет настоящим.
Хаббард называл каждое подобное переживание «энграмм», и предполагал, что с помощью дианетики человек может бороться с ними, ликвидируя «реактивный ум». Со временем это дает возможность избавиться от проблем, мешающих достигнуть успеха, зажить полной жизнью, а затем, используя ресурсы своего мозга, распрощаться и с физическими недугами. Символом достижения успеха для самого Хаббарда стало то, что одна из посвященных дианетике книг с подзаголовком «Современная наука о разуме» почти месяц держалась в топе бестселлеров The New York Times, значительно обогнав все его предыдущие литературные труды.
Самым характерным предметом, связанным с дианетикой (а позже и сайентологией), является Е-метр — прибор, состоящий из шкалы и пары электродов. Согласно учению Хаббарда, Е-метр считывает электрический потенциал с человеческой кожи, который, в свою очередь, изменяется, когда разум затрагивает какой-то энграмм. Таким образом, энграммы можно выявлять с помощью прибора и подробной беседы о жизни. Затем негативное воспоминание требуется прожить заново в воображении, на этот раз сделав правильный выбор, ликвидирующий травму. Процедура, в ходе которой человек под руководством специально подготовленного человека с Е-метром борется с грузом собственного прошлого, получила название одитинга и до сих пор является самым важным и частым ритуалом сайентологии.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «GOING CLEAR» Алекса Гибни долго не брала ни одна телекомпания, опасаясь реакции со стороны церкви и гипотетических страшных последствий — пока его не подхватили HBO.
На первый взгляд одитинг больше напоминает сеанс у психоаналитика, нежели религиозный ритуал. Любопытно отметить, что дианетика при этом радикально противопоставлялась психиатрии — устоявшейся науке о разуме. Это противостояние прижилось настолько, что сайентологи до сих пор тратят немалые силы и средства на кампании по борьбе с психиатрами.
Хотя сейчас многие относятся к этому как к противостоянию сумасшедших с их естественными врагами, надо признать, что институт американской психиатрии середины века был устроен весьма негуманно и в плане качества лечения, и в плане отношения к пациентам (хорошим примером работы клиники того периода является «Пролетая над гнездом кукушки»). Требования реформ в этой области звучали в разных слоях общества, пока, наконец, не были услышаны уже в 70-е. Вне зависимости от мотивов нельзя отрицать, что Хаббард в данном случае выступал с правильными начинаниями.
Однако Л. Рон Хаббард не стал бы известен как новый пророк, если бы остановился на дианетике. Согласно утверждению самого Хаббарда, после того как человек полностью преодолевает свой реактивный разум, он способен пойти еще дальше, постепенно ликвидируя самые базовые энграммы и устанавливая связь с тем, что в традиционных религиях называется душой. Для этого он должен продолжать заниматься одитингом, преодолевая травмы предыдущих жизней. Это откровение и заставило Хаббарда перейти от науки к религии и основать сайентологию.
В основе сайентологии лежит представление о тэтане — той самой «душе», контакт с которой Хаббард смог установить. Тэтаны бессмертны, присутствуют в каждом человеке, перерождаются и существуют с древнейших времен. Интереснее всего история их возникновения: согласно учению Хаббарда, это несколько миллиардов душ представителей загадочной космической расы, которых диктатор Галактической Конфедерации Ксену из-за перенаселения в своем государстве запер в человеческих телах, удалив память. После того как все его человеческие проблемы ликвидированы, сайентолог получает возможность помочь скрывающемуся в нем тэтану восстановить собственную идентичность. Это дает возможность обрести сверхспособности, а в перспективе — вознестись на принципиально иной уровень существования.
Согласно учению Хаббарда, диктатор Галактической Конфедерации Ксену запер несколько миллиардов душ космической расы
в человеческих телах, удалив память
Весь этот набор представлений известен как «космическая опера». Он содержит немало и других красочных историй, описывающих судьбу тэтанов, обстоятельства прихода Ксену к власти и многое другое, но именно этот сюжет является центральным. Исследователи находят в нем параллели с целым рядом мистических учений, но гораздо интереснее выглядит сравнение «космической оперы» с сюжетами фантастики того времени, ярче всего представленной сериалами вроде «Сумеречная зона» или «Звездный путь». Очевидно, что учение Хаббарда просто продукт своего времени.
Оценить, насколько он сам верил в то, что говорил, сейчас практически невозможно. Критики сайентологии любят вспоминать фразу Хаббарда, видя в ней подтверждение того, что он был простым мошенником: «Нельзя разбогатеть, придумывая научную фантастику. Чтобы разбогатеть, нужно придумать религию». Даже если поначалу так и было, со временем он явно уверовал в собственное послание, затрачивая значительные ресурсы на следование собственным советам. Но окончательный ответ на вопрос о том, насколько искренне Хаббард проповедовал сайентологию, мы вряд ли узнаем.
Чем занимаются сайентологи?
Несмотря на экзотическую мифологию, на практике сайентологические общины больше похожи на группы современных американских протестантов. Это тесные, но открытые сообщества, состоящие из чрезвычайно позитивных людей, в идеале — семейных, ведущих здоровый образ жизни и стремящихся к материальном успеху — в строгом соответствии с доктриной Хаббарда. Кроме одитинга у сайентологов существуют собственные воскресные службы, свадебные и похоронные практики, а также наречение, некое подобие крестин для новорожденного.
На более крупном уровне Церковь организована по квазикорпоративному принципу во главе с председателем Центра религиозных технологий. Сейчас это Дэвид Мискевидж, вокруг которого за последний десяток лет разразился не один скандал, связанный с обвинениями в разного рода насилии над членами церкви. Существует сложная иерархия, основывающаяся на степени продвижения человека по пути к тэтану: от простого практика до посвященного в самые сокровенные секреты. Ходят слухи, что вторым по важности человеком церкви недавно стал не кто иной, как Том Круз.
Люди приходят в Церковь по различным причинам, но фокус на прагматических ценностях объединяет сайентологов по всему миру. В какие бы эзотерические вещи ни верили представители высших эшелонов, большинство рядовых членов — это обычные люди. Многие из них присоединились к сайентологии, потому что она сулит преуспевание в обществе, помощь в борьбе с зависимостями, а также решение бытовых, психологических и семейных проблем.
Обещание этих простых радостей, подкрепленное одновременно авторитетом науки и религии, и приводит людей в сайентологию. Научная и техническая составляющая, символом которой является Е-метр, придает заявлениям сайентологов убедительности, а тот факт, что сайентология позиционируется как религия, позволяет придать деятельности организации особый смысл, возвысить ее над обычными психологическими тренингами и группами поддержки.
НАШУМЕВШАЯ ДОКУМЕНТАЛКА ОСНОВАНА НА НЕ МЕНЕЕ ГРОМКОЙ одноименной книге. Как и в случае
с фильмом, ее издание не было гладким. Например, в Великобритании она просто не вышла из-за угрозы судебного иска со стороны Церкви.
Сайентология снимает не только противоречие между религией и наукой, но и конфликт между тем, чтобы «быть современными» (в частности, «верить в науку»), и жизнью в соответствии с привлекательной для многих консервативной моралью: семья, умеренность, честная стабильная работа. В результате люди, страдающие от каких-то проблем, остаются в Церкви несмотря на аргументы против. Фактически именно это привело в ряды сайентологов и самого знаменитого члена Церкви — актера Тома Круза, утверждающего, что методики Хаббарда, среди прочего, помогают ему справляться с тяжелой дислексией.
Однако сайентология продолжает порождать множество слухов и обвинений в том, что Церковь пытается всеми силами контролировать жизни своих членов, по крайней мере самых публичных из них. Например, популярно мнение, что Церковь прямо влияет на то, какие роли выбирают актеры-последователи, опасаясь всего, что может негативно повлиять на их репутацию. С консервативным мнением Хаббарда по многим вопросам продолжают считаться: основатель приравнивал супружеские измены фактически к психическим расстройствам, осуждал аборты и негативно относился к гомосексуальности. Представителей сайентологии часто обвиняют в том, что они пытаются «вылечить» своих последователей-геев.
Почему знаменитости часто становятся сайентологами?
Круз — далеко не единственная голливудская звезда, примкнувшая к сайентологии. Другие известные члены Церкви — супружеская чета Джона Траволты и Келли Престон, а также актеры и актрисы Джейсон Ли («Меня зовут Эрл»), Элизабет Мосс («Безумцы»), Джульетт Льюис («Прирожденные убийцы), Джованни Рибизи («Аватар»), певец Бек и многие другие. Пример Рибизи особенно занятен тем, что актер принадлежит к сайентологам с раннего детства, которое он провел в среде кинематографистов Калифорнии. Это позволяет оценить, насколько глубоко это организация укоренилась в Голливуде.
Сайентологи добились такого результата, потому что осознанно шли к нему. Сам Рон Хаббард, плоть от плоти своей эпохи и своей страны, хорошо понимал, насколько поддержка знаменитостей может продвинуть молодую религию. Он даже открыл специальный «центр для знаменитостей» в Голливуде, прообраз подобных центров по всему миру. Самих же актеров в сайентологии привлекают те же вещи, что и обычных людей: возможность сочетать наукообразность и духовность, умеренно консервативные ценности и отсутствие экзальтированного аскетизма, прагматизм и внимание к состоянию общества.
К тому же, в отличие от других модных учений, распространившихся среди богемы начиная с 50–60-х годов, сайентология является организованной религией с ясными критериями членства и агрессивными стратегиями пиара. В то время как увлечение йогой не делает человека индуистом или буддистом, сайентологи с готовностью записывают в членов Церкви любого, кто посетил хотя бы пару их курсов и не выразил открытого неприятия их идей.
В то же время звезд, которые из сайентологии ушли, едва ли не больше, чем тех, кто остался в ее рядах. Это, например, актриса Лиа Ремини («Король Квинса»), принадлежавшая к Церкви с девяти лет, но ставшая последовательным критиком этого учения после неудачной попытки выяснить, почему жена Дэвида Мискевиджа, Шелли, перестала появляться на публике. А для режиссера Пола Хаггиса («Малышка на миллион», «Столкновение»), бывшего сайентологом 35 лет, поворотным моментом стало то, что отделение Церкви в Сан-Диего поддержало так называемое Предложение 8 — запрет на гомосексуальные браки в штате Калифорния.
Хаббард понимал, насколько поддержка знаменитостей может продвинуть религию, и даже открыл специальный «центр для знаменитостей»
в Голливуде
Бывшие сайентологи также включают актера Кристофера Рива («Супермен») и всех трех жен Круза: Мими Роджерс, Николь Кидман и Кэти Холмс, — для каждой из которых уход из Церкви совпал с разводом. Помимо того, что бывшие жены обвиняли Круза в слежке по приказу Церкви за собой и своими детьми, в последнее время ходит упорный слух, что сайентологи запрещают видеться Крузу со своей дочерью Сури, а новую жену актер буквально подбирает из соображений хорошего пиара для организации.
Стоит подчеркнуть, что многие экс-сайентологи, как знаменитые, так и не очень, становились ярыми оппонентами Церкви. Лучшая иллюстрация тому — интервью бывших членов в документалке «Going Clear», но ими бесчисленные признания не ограничиваются. Здесь нельзя не отметить и «заслуги» самих сайентологов, которые так или иначе вращаются вокруг подхода под названием «fair game». Согласно этой концепции, Церковь имеет право жестко противостоять любым нападкам на нее. Эта доктрина находит множество проявлений, и одно из них — это бескомпромиссная и порой неадекватная борьба с людьми, которые превращаются из сайентологов в критиков учения Хаббарда.
Почему от сайентологов так тяжело уйти?
Самым ярким примером «fair game» является операция «Snow White», организованная американской Церковью сайентологии. В ходе нее последователи этой религии смогли проникнуть в качестве клерков, секретарей и других сотрудников в целый ряд правительственных организаций с целью похищения и уничтожения «ложной информации» об их Церкви. Грандиозный скандал и расследование, последовавшие за их обнаружением, закончился вполне реальными сроками для целого ряда участников операции.
Другой известный случай — форменная травля, которую сайентологи организовали в отношении Полетт Купер, американской писательницы, автора ряда статей и книг, в которых она резко критикует деятельность Церкви. Сайентологам удалось добиться того, что Купер были предъявлены обвинения в рассылке угроз, которые, впрочем, позже были опровергнуты.
Не менее жесткая реакция последовала за недавним выходом документального фильма «Going Clear». В качестве ответной меры сайентологи выкупали целые развороты в Los Angeles Times, где помещали своеобразную антирекламу фильма, а также связались со всеми кинокритиками, посмотревшими фильм, пытаясь повлиять на их мнение. Одновременно с этим Церковь записала собственную серию короткометражек, посвященных своим бывшим членам, участвовавшим в создании фильма, с такими красноречивыми названиями, как «Марк Ратбан: опасный психопат» или «Майк Райндер: избивающий жену». Эти люди получили десятки писем с угрозами, а также неоднократно сообщали о том, что за ними следят.
Однако наиболее скандальное обвинение, которое преследует Церковь на протяжении всей истории, связано не с громкими акциями, а с их каждодневной практикой. Это представление о том, что сайентологи собирают информацию обо всех членах Церкви. Обстоятельства, при которых такие обвинения выдвигаются, всегда разные, но общая идея достаточно очевидна: в ходе одитинга человек рассказывает фактически всю свою жизнь, причем делает акцент на наиболее болезненном, в том числе постыдном, опыте. В полном соответствии с наукообразным стилем Церкви эти рассказы записываются, что выглядит как идеальный способ собрать информацию для потенциального последующего шантажа.
В ЭТОМ ГОДУ ВЫШЛА НОВАЯ ОБЛИЧАЮЩАЯ КНИГА «TROUBLEMAKER». Помимо прочего она рассказывает о звездных членах церкви: Томе Крузе и Кэти Холмс; о том, как Круз пытался завербовать четы Смит и Бекхэм, а также
об отце Дженнифер Лопес.
Сами сайентологи утверждают, что записанные данные являются конфиденциальной информацией, которая никогда не будет использована в интересах их организации. Но на заре своей короткой истории Церковь уже попадалась на использовании этих данных в целях «внутренней безопасности». Тогда соответствующая директива была отменена как «не основанная на учении Хаббарда», но тем не менее обвинения в том, что Церковь удерживает своих последователей с помощью шантажа, регулярно возникают в медиапространстве, как и предположения, что в процессе одитинга сайентологи применяют гипноз.
Очевидно, что Церковь не способна применять такие методы против всех людей, которые пытаются уйти, — известно немало случаев вполне «корректного развода» с сайентологией, например уход из состава Церкви Николь Кидман. Однако обвинения продолжают всплывать, отчасти потому что разумным аргументом представляется то, что только шантаж или гипноз могут удержать людей в составе Церкви после всех известных скандалов и утечек информации.
Конечно, уйти из Церкви сайентологии, как и из любой подобной религиозной организации, действительно сложно, но эта сложность совершенно иного свойства. Люди, пришедшие в сайентологию, в основном новообращенные, то есть те, кто уже находился в поиске и зачастую не в ладах с окружающим миром. Сайентологи активно и, видимо, не совсем безуспешно борются с вредными привычками, они позволяют одинокому человеку найти место, где его готовы принять и постараться помочь, они выстраивают перед человеком ясную и достаточно простую картину мира. Отказаться от всего этого чрезвычайно непросто, и для многих людей это гораздо более серьезное испытание, чем скандал. Это, разумеется, не опровергает никакие отдельные обвинения, но ставит под вопрос саму идею того, что где-то в США стоит огромное здание, из которого Главный Сайентолог управляет целой армией запуганных и зазомбированных людей по всему миру. Реальность, как и всегда, гораздо сложнее.
Кто и как борется
с сайентологией?
Критика сайентологии позволяет найти общий язык и христианским фундаменталистам, и «анонимусам» — постоянным посетителям имиджбордов. Последние стали в 2000-е годы настоящим локомотивом борьбы с Церковью. Они организовали многочисленные DDoS-атаки, телефонные розыгрыши и марши, призванные обратить внимание государства на те или иные преступления сайентологов.
Другая заметная группа — уже упоминавшиеся бывшие члены Церкви, которые часто превращающиеся в ее самых горячих противников. Люди вроде Майка Риндера, некогда занимавшего достаточно высокое положение в Церкви, но позже разочаровавшегося в ней, тратят немало сил и времени на то, чтобы другие люди не повторили их путь. Они дают интервью, где обличают сайентологию, участвуют в создании документальных фильмов (кроме уже упоминавшегося «Going Clear» можно назвать фильмы «Сайентология и я» и «Секреты сайентологии» режиссера Джона Суини), проводят собственные расследования, организуют группы помощи для тех, кто хочет покинуть движение, и пытаются по возможности привлечь сайентологов к суду.
При этом судиться с сайентологами — непростое занятие. В то время как в публичном пространстве сайентологов преследуют многочисленные скандалы, в суде они чувствуют себя гораздо увереннее, чем многие их оппоненты. В свое время им удалось довести до разорения с помощью штрафов Cult Awareness Network — организацию, которая ставила своей целью борьбу с «деструктивными культами». Уже в 2000 году Церковь смогла опровергнуть достаточно серьезные обвинения в «убийстве по неосторожности», последовавшие за смертью девушки по имени Лиза Макферсон, сайентолога, которая была передана под церковную опеку после дорожной катастрофы. А в 2007 году Европейский суд по правам человека удовлетворил иск Московского отделения Церкви, который сайентологи подали после отказа властей столицы в регистрации их как религиозной организации.
Уйти из Церкви сайентологии действительно сложно: она позволяет одинокому человеку найти место и выстраивает ясную картину мира
Любопытно, что уже в ноябре 2015-го в России предприняли еще одну попытку борьбы с сайентологами, на этот раз напирая на то, что Церковь является одновременно религиозной и коммерческой организацией. Например, сайентологи пользуются «религиозными» налоговыми поблажками, но при этом применяют законодательство об авторских правах в отношении своих книг, которые распространяются коммерчески. Такая практика «двойного позиционирования» использовалась еще самим Хаббардом в США и часто позволяла выигрывать судебные процессы в прошлом, но в России обернулась боком: суд принял решение о том, что Церковь должна быть ликвидирована в ближайшие полгода.