Сахаджа-йога – что это такое? Задаться таким вопросом может каждый, кто ищет способ гармонизации ментального, эмоционального и физического, путь к самореализации с помощью медитативных практик. Сахаджа-йогу можно отнести именно к таким практикам, у которой есть последователи в более ста странах мира.
Что есть основа Сахаджа-йоги?
Только пробудив Кундалини (Абсолютную энергию), человек может достичь своей цели. Чтобы овладеть этой практикой, не обязательно оставлять мирскую жизнь, удалятся от социума и постоянно быть погруженным в медитативное состояние.
Сахаджа-йогой можно заниматься, не покидая своего привычного окружения, однако, для достижения результатов необходимо регулярно уделять внимание медитациям. Также рекомендуем ознакомиться со статьей про випассану.
В чем же особенность данного направления йоги? Что нужно делать для того, чтобы пробудить Кундалини и достичь самореализации? Как проходят занятия и какую роль выполняет музыка в Сахаджа-йоге? Следующий материал поможет вам узнать ответы на эти вопросы.
Сахаджа-йога – пробуждение Кундалини, ведущее к самореализации
Те, кто практически ничего не знают о Сахаджа-йоге и скептически относятся к различным религиозным направлениям, могут задуматься: это секта или нет? Попробуем объективно разобраться.
Сахаджа-йога – это отдельное направление йоги, религиозное движение, которое сформировалось относительно недавно, но имеет очень древние индийские корни. Она утверждает, что с помощью медитативных техник можно достичь самореализации с помощью вхождения в бесмысленное состояние, которое называется нирвичара-самадхи («ментальная тишина»).
Основательницей этого движения стала Нирмала Шривастава, представившая свое учение в 1970 году. Известна она под именем Шри Матаджи Нирмала Деви. «Шри» – это обращение к великоуважаемой личности, которой и являлась Нирмала. «Матаджи» – матушка, «Нирмала Деви» – обозначение полного имени Нирмала.
Шри Матаджи Нирмала Деви
Термин «сахаджа-йога» стал известен благодаря Кабиру – индийскому поэту-мистику. С санскрита данное словосочетание означает «рожденный в союзе с всепроникающей энергией божественной любви».
Более подробно о различных школах и направлениях йоги вы можете узнать из раздела Йога на нашем сайте.
Шри Матаджи Нирмала Деви говорила, что смысл своей жизни невозможно познать до тех пор, пока человек не соединится с энергией, которая ее создала. Каждому нужно знать о своих корнях. Это позволит стать себе самому Духовным руководителем.
Действительно, в Сахаджа-йоге, самореализация – это первоочередное понятие. Эта самореализация представляет собой некую духовную трансформацию, происходящую с помощью пробуждения Кундалини, точнее, соединения с этой Абсолютной энергией.
Кундалини располагается в области «священной» кости (крестца). При пробуждении она начинает подниматься по позвоночнику, проходя по каждой из семи чакр, одновременно очищая и подпитывая их. Кундалини – мощнейшая энергия, просвещающая мозг и центральную нервную систему. Человек начинает понимать о том, что правильно, а что неправильно. Такое осознание помогает жить в гармонии не только с собой, но и окружающей действительностью, природой, людьми.
Каковы положительные стороны Сахаджа-йоги: достигаемые результаты
Не отрываясь от своей обыденной жизни, не отстраняясь от родных и близких, практикующий Сахаджа-йогу совершенствует разные аспекты себя и своего существования – интеллект, тело, отношения, чувства и эмоции.
Важное место отводится медитации, во время которой человеку приходит осознание.
Что происходит в процессе занятий Сахаджа-йогой? Результаты значимы:
Гармонизация ментального, физического и социального делает человека счастливым, свободным от предрассудков и мнений.
Есть ли негативные отзывы о Сахаджа-йоге?
Помимо положительных отзывов можно встретить и негативные. На то есть несколько причин:
Те, кто не доволен этими аспектами Сахаджа-йоги, покидает ее. Но те, кто принимает это учение таким, каким оно есть, становятся верными ее последователями.
Как проходят занятия?
Важность музыки в медитативной практике Сахаджа-йоги
Музыка в Сахаджа-йоге имеет особое значение. Она помогает пробудить Кундалини, очистить чакры, достичь самореализации, ощутить гармонию. Чаще всего используется классическая индийская музыка, и необходима она обычно для медитаций. Она источает такие вибрации, что помогает Кундалини подниматься по позвоночнику и одновременно очищать чакры.
Те, кого интересует Сахаджа-йога и музыка для медитации, могут найти нужные мелодии без особого труда. Сбалансированная, спокойная, отрешенная от переживаний и лишенная негативных эмоций индийская музыка станет верным помощником в медитации.
Учение Сахаджа-йоги можно назвать по-своему уникальным, так как оно дает практические возможности всесторонне развивать свою личность, работая с Абсолютной энергией.
Результаты занятий могут превосходить даже все самые смелые ожидания, так как практикующие Сахаджа-йогу могли избавляться от вредных привычек, страхов, недугов и психологических проблем.
• Развитие человека. Практикующий Сахаджа Йогу человек, живя обычной активной жизнью, сам направляет свой духовный рост. Совершенствуются его тело, интеллект, чувства и отношения. Огромная роль в этом процессе принадлежит медитации, которая выполняется в «настоящем» и является полностью контролируемым процессом. Положительное влияние такой медитации подтверждено учеными-психофизиологами, что нашло отражение в материалах нескольких международных конференций. Некоторые из них вы сможете найти на веб-сайте PoznaySebya.Ru.
• Действия, мысли и чувства, соответствующие законам Космоса. У человека появляется чувствительность к восприятию всепроникающей космической энергии и понимание её законов. В момент получения истинной информации на ладонях рук ощущаются прохладные вибрации. Ложная информация (дезинформация) вызывает теплые и даже горячие, колющие вибрации. Человек воспринимает реальность без искажений её амбициями, привычными эмоциями или принятыми в обществе стереотипами. Благодаря способности ощущать вибрации, появляется возможность принимать правильные (порой нестандартные) решения. Это дает чувство защищенности, уверенности, спокойствия и радости.
• Развитие общества Самореализация устраняет в сознании людей все разделения по национальному, религиозному и партийному признакам. Возникает возможность консолидации общества на основе нравственных законов. Общество реализованных людей принципиально отличается от общества нереализованных людей. Сегодня общество учится на своих ошибках под воздействием болезней, стихийных бедствий, экономических кризисов, техногенных катастроф, межнациональных конфликтов и войн. Самореализация дает возможность человеку и коллективам видеть свои ошибки и вовремя их исправлять. Именно это качество обеспечивает обществу устойчивое развитие и постоянный прогресс.
Как это происходит?
Шри Матаджи Нирмала Деви говорит об этом так:
Когда плод в утробе матери достигает 2-3 месяцев, поток лучей сознания, излучаемый благодаря всепроникающей Божественной Любви, проходит сквозь мозг, чтобы просветить его. В этот момент у плода первый раз ощущается биение сердца. Форма мозга младенца в утробе матери подобна призме, и поток лучей, падающих на него, преломляется на четыре различных канала, соответствующих четырем аспектам нервной системы.
Поток лучей, падающих на боковые стороны призмы, преломляется и идет в противоположных направлениях, пересекаясь в области мозга. Эти лучи впитываются двумя другими энергетическими каналами, Ида и Пингала, формируя соответственно левую и правую симпатические нервные системы.
Предмет Кундалини не является более книжным знанием. Преодоление разрыва в Сушумне раньше являлось неразрешимой проблемой, но сейчас открыто, что, если этот разрыв заполняется вибрационной энергией Божественной Любви, Кундалини поднимается как Величественная Мать и прорывается через вершину мозга, не причиняя ни малейшего беспокойства ее ребенку (садхаку).
Между двумя мыслями, следующими друг за другом, существует промежуток, который называется виламба. Когда Кундалини поднимается, этот промежуток расширяется, и искатель становится безмысленным, но полностью осознающим, находясь в состоянии абсолютного покоя и мира. Конечно, если искатель (садхак) болен или его чакры сжаты сверхактивностью симпатической нервной системы, требуется какое-то время, чтобы Кундалини прочно установилась. Кундалини, являясь матерью каждого человека и воплощением любви, знания и красоты, знает, как чудесным образом раскрыть свою любовь, и с нежностью, не причиняя вреда, дать второе рождение, Самореализацию, своему ребенку.
«Пока ваше внимание не достигнет Духа, абсолютно бесполезно говорить о нем, делать что-то в этой связи. Вам нужно родиться заново. Должна произойти реализация. Это не разговоры, не выполнение ритуалов или чего-то подобного. Это должно произойти внутри вас.» «Радуйтесь и позвольте радости распространяться через Вас. Почувствуйте свой Дух и насладитесь этой прекрасной жизнью. жизнью реализованной души!»
Мы также приглашаем Вас посетить коллективные занятия по Сахаджа Йоге в ближайшем к Вам Центре. Все занятия бесплатны. Возраст неограничен. Список регионов России и стран Ближнего Зарубежья, где есть Сахаджа Йога, и адреса Центров можно посмотреть здесь. На любой программе Вам будет дана Самореализация, Вы сможете узнать о тонком (энергетическом) теле, о методах очищения чакр и о Сахаджа Йоге. На программах проводятся коллективные медитации.
Знание Сахаджа Йоги очень древнее, но оно всегда было доступно лишь очень немногим, существовало в разрозненном состоянии и, обычно, передавалось непосредствено от гуру к ученику. В прошлом было крайне сложно получить Самореализацию. В современное время Шри Матаджи сделала это знание доступным всем, спонтанная массовая Самореализация стала реальным опытом сотен тысяч людей.
Через медитацию Сахаджа Йоги сознание получает новое измерение, где абсолютная Истина может ощущаться непосредственно нашей центральной нервной системой. И, как результат, наше духовное восхождение совершается абсолютно без усилий, как процесс роста семени в большое дерево. Физический, психический и эмоциональный баланс достигается как побочный эффект восхождения.
Сахаджа Йога не является ответвлением эзотерики: все ее идеи и концепции не идут вразрез с научно подтвержденными законами. В этом ее особенность, как способа отображения Реальности через призму тонкого эмпирического познания. Не все ее концепции и обоснования были научно подтверждены только в силу временного отсутствия у науки способностей это сделать.
Сахаджа Йога считает себя квинтэссенцией всех мировых религий, так как объединяет в себе все чистое и светлое, что содержится в наследии этих традиций. Когда чистота истины утрачивается и многие следуют ложными путями, великие личности (инкарнации, святые) воплощаются на Земле и приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощений Сахаджа Йога относит многих основателей религий, философских учений, общественных реформаторов, духовных поэтов и мистиков. Сахаджа йоги исповедуют, что не может быть Бога ислама, Бога христианства, Бога индуизма, буддизма, иудаизма. Есть только один единый Бог.
С ахаджа Йогу разработала Шри Матаджи Нирмала Деви в 1970 году, и с тех пор она распространилась во многих странах мира, однако, знания, на которых основывается Сахаджа Йога уходят на тысячи лет в прошлое. Пробуждение тонкой духовной энергии, известной как Кундалини, является важной частью данного вида йоги. Свернутая в три с половиной оборота Кундалини находится в дремлющем состоянии в крестцовой кости у основания позвоночника. Мягкое пробуждение этой энергии и дальнейший внутренний путь самопознания называется просветлением (Самореализацией).
» С ахаджа» означает «спонтанный» или «рожденный с тобой», «данный от рождения», а «йога» переводится как «союз» (со Всепроникающей Космической Энергией). Таким образом, «Сахаджа Йога» может переводиться как: «данный нам от рождения метод Вселенского союза». Занятия Сахаджа Йогой всегда бесплатны. С самых первых дней основания Сахаджа Йоги Шри Матаджи ясно объяснила, что это знание и этот союз осуществляются с помощью Самореализации, что является неотъемлемым правом каждого человека, поэтому никакая плата за это взиматься не может.
Что дает Сахаджа Йога?
П реимущества становятся видны сразу после начала занятий, они выражаются в большей устойчивости к стрессам, увеличивается порог индивидуальной устойчивости к стрессу, улучшается способность нейтрализации влияния агрессии, расстройств и злости окружающих, появляется постоянное ощущение умиротворения и удовлетворения, улучшается сон. На физическом уровне медитация помогает предотвратить и вылечить болезни, которые сложно вылечить другими способами. На ментальном и эмоциональном уровнях она помогает достичь баланса, а на духовном уровне дает просветление наивысшего типа. Практикующие Сахаджа Йогу без усилий отказались от курения, употребления алкоголя или наркотиков и ведут нормальную, уравновешенную, нравственную жизнь. Привычки и негативные зависимости легко уходят, причем практически не нужно прилагать волевые усилия или бороться с симптомами, возникающими при воздержании от какой-либо пагубной привычки. Это связано с тем, что Кундалини, поднимаясь, очищает чакры, загрязнения которых и вызывают пагубные привычки, такие как алкоголизм, наркомания и т.п.
П оложительное влияние медитации в Сахаджа Йоге подтверждено учеными-психофизиологами, что нашло отражение в материалах нескольких международных конференций.
• П олнота восприятия окружающего мира Когда мы входим в состояние медитации, мы попадаем в область абсолютной тишины. Мысли, атакующие нас, уходят, и реальность настоящего момента открывается для нас во всей своей красоте. Наши органы чувств передают нам напрямую картину мира, не искаженную нашим умом или условностями. Можно сказать, что в этот момент наш ум становится просветленным слугой Духа, нашего истинного «Я».
• С амоизлечивание
К роме того, происходит формирование личностной ответственности за состояние собственного здоровья. Ведется обучение здоровому образу жизни: сознательный отказ от вредных привычек, оптимизация физических и психических нагрузок. Используя простые методы, человек получает возможность самостоятельно очищать свои энергетические центры и тем самым корректировать состояние своих органов и систем (кровеносной, лимфатической и т.д.), управлять своим душевным состоянием.
• П сихологический баланс Когда Кундалини пробуждается, и мы погружаемся в состояние медитации, наша психика также приходит в порядок. Все наши слабости, мешающие проявлению чистых и искренних чувств (жадность, страх, зависть и т.п.) уходят, когда человек чувствует радость медитации, и эта радость абсолютна и лишена какой-либо двойственности. Весьма распространенным является устранение обычных для современного человека умственных и психических проблем, таких как стресс, депрессия и излишнее напряжение. Простые техники медитации Сахаджа Йоги позволяют пребывать на центральном пути и балансировать между такими крайностями как летаргия и чрезмерная активность, излишняя эмоциональность и отсутствие ярких эмоций, жизнь в прошлом или постоянные мысли о будущем. Иными словами, человек становится спокойной, радостной личностью, уверенной в себе и способной наслаждаться жизнью в полной мере, живя в настоящем.
У лучшается умение общаться, человек лучше и свободнее чувствует себя в любом обществе. Это помогает наладить отношения с другими людьми. Сосредоточенное внимание и лучшая концентрация благоприятно позволяют достичь больших успехов в учёбе и на работе. Повышается самоуважение, уверенность в себе и чувство безопасности.
• Д ействия, мысли и чувства, соответствующие законам Космоса У человека появляется чувствительность к восприятию всепроникающей космической энергии и понимание ее законов. В момент получения истинной информации на ладонях рук ощущаются прохладные вибрации. Ложная информация (дезинформация) вызывает теплые и даже горячие, колющие вибрации. Человек воспринимает реальность без искажений ее амбициями, привычными эмоциями или принятыми в обществе стереотипами. Благодаря способности ощущать вибрации, появляется возможность принимать правильные (порой нестандартные) решения. Это дает чувство защищенности, уверенности, спокойствия и радости.
• Г армония внутрисемейных отношений Практикуя Сахаджа Йогу, человек очищает и балансирует свою тонкую энергетику, что приводит к развитию его нравственности, как основы здоровой семьи. Благодаря новому более ответственному отношению к семье, происходит гармоничное развитие детей на собственном примере родителей. Применение методик саморелаксации, основанных на принципах добра и мира, дает возможность позитивной трансформации как самой личности, так и его семейных отношений.
О снованная на современных знаниях и подтвержденная научными исследованиями, Сахаджа Йога позволяет современному человеку через 2-3 месяца обучения добиться заметных позитивных изменений в здоровье, семейных отношениях и на работе. Данные психологических и социальных исследований показали доступность методики каждому (в частности детям): занимает 15-10 минут утром и вечером, использует естественные способности человека и простые вспомогательные методы (например, ванночка для ног). Способствует гармонизации отношений в семье, на работе и мотивирует к адекватному поведению у человека.
М ноголетние исследования показали, что стрессовые ситуации не только легко переносятся практикующими, но предотвращаются и нежелательные последствия стресса как у больных, так и у здоровых. Например, показано значительное снижение (до их исчезновения) малых и больших эпилептических приступов, в частности в группах больных резистентных к лечению фармакологическими средствами. По данным некоторых исследований процесс саморелаксации данным методом позволяет в 70-80% достичь осознания происходящих в нем изменений: наступление покоя и гармонии, радости и энтузиазма. По мнению специалистов, Сахаджа Йога позволяет эффективно управлять состоянием здоровья, активно участвовать пациенту в процессе лечения заболеваний, корригировать свое здоровье, улучшать качество своей жизни, активно участвуя в общественной жизни.
В работах отечественных и зарубежных психофизиологов установлено, что методика активизирует процессы адаптивности организма, ускоряет процессы осознания действительности и развивает устойчивый тип личности. Изучение методики в клинических условиях выявило ее эффективность в ускорении периода реабилитации и в минимизации психической травмы во время болезни. Методика комплексного восстановления здоровья человека «Сахаджа Йога» в 2003 году была внесена в каталог-справочник Министерства здравоохранения РФ «Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины».
Как это происходит?
Ш ри Матаджи говорит об этом так:
П оток лучей, падающих на боковые стороны призмы, преломляется и идет в противоположных направлениях, пересекаясь в области мозга. Эти лучи впитываются двумя другими энергетическими каналами, Ида и Пингала, формируя соответственно левую и правую симпатические нервные системы.
Н о как только человеческое дитя рождается и пуповина разрывается, создается зазор в Сушумне (тонком канале в позвоночном столбе), а также на внешней стороне можно видеть промежуток между солнечным сплетением и блуждающим нервом парасимпатической нервной системы. Этот промежуток известен под названием Войд в религиозной системе Дзен и Майя, или Бхавасагара в индийской мысли. Позднее, когда эго и суперэго раздуваются подобно воздушным шарам и покрывают наш мозг в верхушке левой и правой симпатических нервных систем, родничковая мембрана окостеневает и всепроникающая жизненная сила Вселенской Любви становится отделенной полностью. Тогда человек идентифицирует себя как отдельное существо и руководит всем сознанием его эго (Ахам), «Я». Это является причиной того, что человек не знает своего «вселенского несознательного». Он отделен от него своим эго.
П реодоление разрыва в Сушумне раньше являлось неразрешимой проблемой, но сейчас открыто, что, если этот разрыв заполняется вибрационной энергией Вселенской Любви, Кундалини поднимается как Величественная Мать и прорывается через вершину мозга, не причиняя ни малейшего беспокойства ее ребенку (садхаку). Предмет Кундалини не является более книжным знанием.
М ежду двумя мыслями, следующими друг за другом, существует промежуток, который называется виламба. Когда Кундалини поднимается, этот промежуток расширяется, и искатель становится безмысленным, но полностью осознающим, находясь в состоянии абсолютного покоя и мира. Конечно, если искатель (садхак) болен или его чакры сжаты сверхактивностью симпатической нервной системы, требуется какое-то время, чтобы Кундалини прочно установилась. Кундалини, являясь матерью каждого человека и воплощением любви, знания и красоты, знает, как чудесным образом раскрыть свою любовь, и с нежностью, не причиняя вреда, дать второе рождение, Самореализацию, своему ребенку.
Критический разбор учения и практик секты «Сахаджа-йога».
Других названий нет.
Дата основания секты 1970 год.
Основатели и руководство:
Деструктивная синкретическая неоиндуистская секта, объектом поклонения и обожения которой является Нирмала Деви. Отличительной особенностью практик секты является, разработанная основательницей секты особая система легкой или точнее быстрой (сахажда) йоги, с помощью которой можно быстро поднять мифическую «энергию кундалини», достигнув тем самым высочайшей степени «духовного совершенства».
Имеется официальный русскоязычный Web-сайт, а также множество сайтов, принадлежащим местным отделениям секты в городах России и СНГ
Религиозное учение секты и ее деятельность:
При практически полном отсутствии логической цельности и стройности, учение Нирмалы Шривасты, по мнению специалистов Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, представляет определенный академический интерес как курьезное учение [42]. Вот лишь некоторые упражнения, изучаемые в секте: «Искоренить сарказм», «Божественная дипломатия», «Веселое состояние сердца», «Дать вибрации» [9]. Как и подавляющее большинство ее коллег по придумыванию новых «религий», Нирмала Деви не замедлила выдать свое нелепое «откровение» по поводу истории России, заявив, что, оказывается, «православие на Руси приняли лишь потому, что другие религии пьянства не допускали». Несколько странно и двусмысленно звучит и такой раздел ее учения как «вибраторные знания». Но в целом ее учение вполне укладывается в рамки победно шествующего ныне по России неоиндуизма.
Как и последователи множества других сект, вышедших из неоиндуизма, адепты «Сахаджа-йоги» заявляют, что они представляют традиционную религиозную культуру Индии. Однако, отношение вероучения «Сахаджа-йоги» к традиционному индуизму весьма относительно, а претензии руководителей этой организации на представление «Сахаджа-йоги» в качестве религиозной организации в рамках традиционного индуизма несостоятельны. Традиционный индуизм в принципе не носит миссионерского характера и не знает прозелитизма (индуистом надо родиться) [20], а индийские гуру, действительно представляющие древние религиозные традиции, негативно относятся к миссионерствующим на Западе псевдогуру, к которым относится и Нирмала Шриваста [24].
Это же подтверждает и известный российский индолог, доктор исторических наук Маргарита Федоровна Альбедиль (Институт востоковедения РАН) в программе своего учебного курса «Индийская религия и философия»: «Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только родиться».
Известный российский индолог А. Ткачева обращает внимание на эклектичность доктрин неоиндуистских религиозных сект и на существенный их отход от классического индуистского мистицизма. По ее мнению, в России, в силу стремления к русификации индийского мистицизма, знакомства с ним зачастую не из первоисточников, языковых проблем и др., эта эклектичность зачастую возведена в куб. Наиболее адекватным термином для способа существования неоиндуизма в массовом российском сознании А. Ткачева считает слово «хаос» [23].
Сиддхакали. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке.
Гухьякали. Она черна, как грозовая туча. У Нее впалые глаза, свирепые зубы, высунутый свисающий язык. На Ней ожерелье и священный шнур из змей, Она сидит на ложе из змей. Пучок Ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На ней гирлянда из 50-ти человеческих голов. Ее со всех сторон окружают капюшоны змей. Мертвые тела служат украшением для Ее ушей. Когда Она смеется, Ее громкий хохот наводит ужас.
Бхадракали. У Нее впалые глаза, Ее лицо темно, как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу. Она плачет, говоря: «Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды!» В своих двух руках Она держит аркан.
Облик и качества самого объекта поклонения сахаджистов имеют значение для нашего исследования, потому что все шиваиты, к коим относят себя и сахаджисты, во время своих культовых служений отождествляют себя с объектом поклонения [42]: «Тантрическая медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации, то есть с Абсолютом в той или иной личной форме» [2, с 9]. Стало быть, в «сахаджа-йоговском» идеале все последователи этой секты должны стремиться приобрести вышеописанные качества Кали, в виде которой почитается Нирмала Деви.
Эксперты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва) так же обращают внимание на религиозное поклонение сахаджа-йогов богине зла и разрушения Кали и в своем экспертном заключении на характер вероучения этой организации делают вывод: «Имеются все основания говорить об абсолютной чуждости вероучения «Сахаджа-йоги» российскому национальному менталитету» [42]. Поэтому, утверждают эксперты Центра, принципиально не может быть ничего общего между православной традицией и сахаджа-йогой.
Себя Шриваста считает реинкарнацией Бога на современном этапе [8]. Шри Матаджи заявляет: «Но сегодня день, когда Я объявляю, что Я Та, Кто должен спасти человечество. Я объявляю, Я Та, Кто является Ади Шакти, Кто есть Изначальная Мать, Шакти, Желание Бога, Которая воплотилась на этой Земле, чтобы дать значение Ей Самой, этому Созданию, людям. И Я уверена, через Мою любовь и терпение, и Мои силы Я достигну этого. Я была той, Которая рождалась вновь и вновь. Но сейчас в Моей полной форме и в Моих полных силах я пришла на эту Землю, не только ради спасения людей, не только ради их освобождения, Но ради дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам» [17, с. 2].
Адепты буквально обожествляют Шриваста: «Создание сахаджи-йоги датируется 1970 годом. Но идейно свою историю она ведет с того момента, когда Христос, указывая на Святую Богородицу, сказал Иоанну Богослову: «Се Мать твоя». Эту фразу помнит каждый сахаджа-йог, а культ Матери здесь непререкаем» [31]. Комментировать подобного рода нелепые утверждения нет смысла. Из того, что Нирмала Шриваста провозгласила: «Я объявляю, Я Та, кто является Матерью всех матерей, кто есть Изначальная Мать» [31], вовсе даже не следует, что это действительно так.
Ежедневное поклонение культу Нирмалы Деви, прежде всего, состоит в том, что ежедневно во время медитации с использованием ее портрета сахаджист должен повторять следующие заклинания:
«Благодаря тебе, Мать, я освобождаюсь от мешающих мне привязанностей и условностей. Я сам себе учитель, сам себе Мастер. Будучи Духом, благодаря Тебе, как я могу быть виновен. Я щедрый человек. Шри Матаджи, благодаря Тебе, я представляю собой могущественную невинность ребенка. Благодаря Тебе, Мать, я излучаю благоприятность. Шри Матаджи, Благодаря Тебе, я есть чистое знание проявляющейся божественности. Шри Матаджи, сделай меня жертвующим человеком. Шри Матаджи, прими мою полную покорность. Шри Матаджи, я ничего не делаю, Ты являешься исполнительницей всех действий. Ты воистину помогаешь мне избавиться от мыслей. « [4].
Шриваста относит к «нормальным религиям» только свое учение. Претензии на исключительность и всеобъемлющий характер новой религии сопровождаются нападками на традиционные религии (христианство, буддизм, мусульманство): «Религиозные люди становятся догматиками, она вязнут в букве писания и упускают суть, переданную пророками. Надо следовать духу Будды, а не буддизма; Христу, но не христианству» [13, с. 61].
Святыни, почитаемые в традиционных российских религиях, называются не иначе, как «ритуальный вздор», «глупости», «абсурдные вещи» и т.п. [8].
Христианство и ислам, оказавшие наибольшее влияние на мировую культуру, Нирмала Деви низводит до термина «ничто». Чтобы делать подобные заявления, необходимо, по крайней мере, эти самые религии знать и в них разбираться, а познания в них Нирмалы Шривасты близки к нулевой отметке, так как, по ее же собственным словам, «сама Шри Матаджи никогда не обращается ни к каким книгам» [13]. Бедная.
В организации насаждается менталитет собственной элитарности, исключительности, превосходства над всеми и даже харизматичности:
«Реализованный человек поднимается над всеми оковами рабства» [17, с.6];
«Эти люди получили полное просвещение. Они познали истинное крещение и в результате стали религиозными, святыми, йогами, йогинями, провидцами. Они не похожи на других людей, которые не вошли в это новое четвертое измерение, осознание и не самоутвердились» [17, с. 9].
Когда некоторые адепты стали покидать «Сахаджа-йогу», то руководители секты стали утверждать, что сахаджа-йога не для всех, а только для избранных, что не всем в силу различных интеллектуальных особенностей доступно это учение.
Как и в большинстве прочих сект, адептам секты обещается приход «золотого века», во время которого им гарантируются всевозможные немыслимые блага: «стать Духом», «обрести Божественность», «Стать спасителем всего человечества», «познать Истину» и т.д. Исключительность учения Шри Матаджи, преданность секте, неукоснительное соблюдение указаний и ритуалов позволяет ее последователям, по мнению руководителей секты, «спасти человечество» и выполнить главную цель, которая звучит достаточно зловеще и подозрительно [8]:
«Вы должны знать, что вам предстоит спасти человечество. Чтобы просвещение получило значение, мы должны просветить мир и вступить в грубую материю, не считаясь с последствиями, потому что мы есть Чистый Атма» [17, с. 66].
Кроме крупного сахаджистского центра Юнивэсл Сахаджа Тэмпл (Universal Sahaja Temple) в Нью-Дели (Индия), центры последователей Нирмалы Деви действуют более чем в 50 странах мира: Индии Великобритании, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии, Болгарии, Беларуси, Эстонии, Литве, Молдове, Казахстане, Грузии, Узбекистане, Украине, России и др. Особое распространение, по словам руководителей секты, «Сахаджа-йога» получила в России, Болгарии и Колумбии [1, 8, 9]. В Швейцарии ее последователи даже журнал выпускают под скромным названием «Нирмала».
В России последователи «Сахаджа-йоги» распространены и активно действуют более чем в 100 населенных пунктах, в том числе и в Уфе [10]:
У себя дома Нирмала Шриваста вовсе никакая не богиня, а самая обычная пожилая индийская женщина, которая не чурается бизнеса, имеет собственную киностудию, помогает мужу в управлении компанией [31]. А вот вне дома Нирмала Шриваста возомнила себя богиней! Для чего она добавила к своему имени слово «деви», что означает «божественная». Два года, с 17 по 19-й годы жизни, она провела в ашраме Махатма Гандис. Позже она стала одним из первых сторонников и последователей Бхагвана Раджниша (Ошо). Именно Раджниш, известный своими «революционными» в сексуальной сфере тезисами и тем, что под конец жизни был за свою крайне деструктивную деятельность депортирован из США и получил запрет на въезд еще в 21 страну мира, привел ее к мысли самой сделаться «гуру» [1, 8]. Весьма активное участие Нирмалы в деятельности деструктивной секты Раджниша дает вполне определенную характеристику самой Нирмале и ее секте «Сахаджа-йога». Последовав совету своего любимого наставника Раджниша, 5 мая 1970 года Нирмала Шриваста провозгласила днем своего «озарения». По ее словам, это «озарение» было не просто особым человеческим воплощением, а воплощением «наивысшего существа», «боговоплощением», «оно должно привести людей к благополучию, к исцелению и освящению».
С тех пор она воздействует на всех людей как «божественная матерь». В качестве обращения к новоявленной «гуру» ее последователи стали употреблять выражение «Шри Матаджи» («мама»). Сама она скромно требует к себе также обращения «ее святейшество». Очень показательны роскошные встречи Нирмалы Шривасты и ее приближенных из Индии в аэропорту Шереметьево. Ее встречает море цветов, так как Нирмала Шриваста любит цветы, много улыбок и показной дружбы.
Не снискав признания у себя на родине, где таких «гуру» великое множество, Нирмала Шриваста поехала покорять мир. Не читающая никаких книг, не знающая никаких религиозных или культурных традиций, кроме своей религиозной компиляции, ибо: «сама Шри Матаджи никогда не обращается ни к каким книгам» [13], Нирмала Шриваста понесла свое темное разрушительное учение во внешний мир. Свое учение она назвала «Сахаджа-йогой», однако среди ее адептов в России нет единого написания этого названия, пишут и «Сахаджа-йога», и «Сахаджа Йога», и «сахаджи-йога». Сами, получается, даже не знают толком, чему поклоняются.
Нирмала Деви несколько раз приезжала в Россию и давала Реализацию на Публичных программах. В Санкт-Петербурге одна из таких программ состоялась 21 сентября 1995 года [8]. Все значительное в России в секте приписывается незримому вмешательству Нирмалы Деви. К примеру, 20 августа 1991 года было объявлено, что путч ГКЧП был ликвидирован исключительно молитвами Нирмалы. У местных и приезжих лидеров появилось настойчивое стремление войти в контакт с властями, с правительством, состоялся визит к М.С.Горбачеву. Кого только не привечал Горбачев из сектантов! Не безуспешно пытались использовать и ученых. Так на пудже богини Дивали Нирмала Деви познакомила йогов с одним профессором из Петровской академии наук и искусства. Тогда же был зачитан документ об объединении двух великих стран: России и Индии для совместной работы трех китов человеческой деятельности: науки, философии и чистой Вселенской религии. Люди, организовавшие присвоение Нирмале Шривасте звания академика Петровской академии наук и искусств бросили серьезное пятно на авторитет этой академии [9].
В свое время Нирмала Деви в один из очередных своих приездов Шри Матаджи солгала своим тольяттинским последователям, сказав, что, дескать, благословил ее на «труды ратные» митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (ныне почивший). Тут Шри Матаджи не угадала, так как владыка Иоанн всегда был самым непримиримым обличителем сект и лжеучений [14]. Тем не менее в Санкт-Петербурге существует одна из самых, после Тольятти, многочисленных общин сахаджистов. В этом городе действует несколько «площадок», на которых проводится «вводный курс» для новичков (собирается 100-150 чел.).
Одним из «плацдармов» для наступления секты «Сахаджа-йога» в течение нескольких лет и до последнего времени являлся психологический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета. Это представляется невероятным, так как по своему профессиональному назначению именно психологический факультет должен был разобраться, что за идеи широко и вольготно пропагандировались в его стенах по меньшей мере в течение 3-х лет и какие методы психологического и психофизического воздействия применялись при этом. По мнению специалистов из Комитета защиты семьи и личности, авторитет Университета и конкретно психологического факультета сыграли свою негативную роль в заманивании новичков в секту, оправдании действий руководителей секты и создании видимости научной обоснованности всех действий по вовлечению и обработке людей.
В 1996 году в Санкт-Петербурге «Сахаджа-йога» была зарегистрирована как религиозная организация религиозного движения «Вишва Нирмала Дхарма» (регистрационный номер 325 от 14 октября 1996 года) [36].
В Твери «Сахаджа-йога» зарегистрирована как общественная, что позволяет активистам секты проводить еще более активную вербовку неофитов: «Видите, мы даже зарегистрированы как общественная организация, к религии мы никакого отношения не имеем, мы представляем метанауку» [31].
Кандидаты философских наук Е.Г. Балагушкин и С.М. Квасникова считают, что неоиндуистская религиозность была заимствована на Западе благодаря следующим ее особенностям [28]:
1) из-за присущих ей архаических религиозных институтов (например, индийских ашрамов, сочетающих в себе религиозную школу, сектантскую коммуну и храм), специфики взаимоотношений религиозного наставника и ученика, наличия сугубо авторитарных инстанций религиозной власти;
2) по причине особой насыщенности некоторых неоиндуистских религиозных традиций мифологией;
3) благодаря привлекательности для западных богоискателей пантеистических представлении и мистических доктрин, свойственных восточным сектам и культам;
4) в силу доминирования в этих религиозно-мистических традициях магической, колдовской обрядности, разработанных приемов погружения верующего в религиозный экстаз, методов интенсивного воздействия на психосоматическую систему человеческого организма.
В настоящее время специалисты отмечают некоторый спад волны интереса к неоиндуистским и восточно-мистическим религиозным группам. Однако, вовлеченность существенной части граждан в общества, духовно-религиозные и культурные основы которых по сути «вырывают» их из активной социальной жизни на Родине, делают «посторонними» не только для общества, но и ближайшего окружения, родственников, близких, является болезненной проблемой. Ее решение требует тактичного и внимательного подхода к соотечественникам-адептам этих групп, серьезного государственного наблюдения и контроля за деятельностью религиозных обществ, структур деструктивной направленности, действенных мер государства и общества по возрождению традиций национальной культуры и духовности [20].
Если рассматривать проблему глубже, то суть метода «Сахаджа-йоги, пропагандируемого Нирмалой Шривастой, состоит в пробуждении и поднятии с помощью «Божественной математической формулы» «Божественной энергии Кундалини» и получение человеком на этой основе «Самореализации» (инициация в «Сахаджа-йоге):
«Человека, который подобен Божественному компьютеру, надо лишь подключить к сети питания. Современная Сахаджа Йога разработала новый метод, позволяющий дать реализацию большим массам людей» [17, с.8].
Святитель Игнатий Брянчанинов определял состояние, пропагандируемое сахаджа-йогами под названием «Реализация», как «прелесть»: «. прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет все его тело. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти» [27].
«Россияне готовы, чтобы Я пришла и дала им Самореализацию. Россияне должны стать Сахаджа Йогами». Много уже всяких приходило и говорило, что все россияне-де должны поголовно стать мунитами, кришнаитами, шиваитами и т.п. «итами». Слава Богу, пока не стали! Будем надеяться, что и дальше не станем.
«Реализованный человек» переходит в новое «физическое, психическое, эмоциональное и духовное состояние» и должен «достичь заключительной стадии духовного бытия» [17, с. 3-4].
Попробуем разобраться, к чему подобные «самореализации» приводят реально. Отец Серафим Роуз учил: «Удовлетворенность» и «мир», которые обещают все эти современные «духовные» движения, полностью изобличают их как порождения духовного обольщения, духовного самодовольства, что является полной смертью обращенной к Богу души» [37].
Ученик Вивекананды, йогин по имени Шивананда, так описывает свой опыт переживания симптомов пробуждения кундалини [30]:
«1) появление видений, ощущение божественных вкусов, запахов и звуков;
2) сильное биение и трепет в муладхаре (нижней чакре), вздыбливание волос, непроизвольное выполнение некоторых приемов йоги;
3) непроизвольные задержки дыхания, не сопровождающиеся ощущением удушья, ощущение потоков энергии, поднимающихся к голове по позвоночнику, непроизвольное повторение мантр, прекращение мыслей о мире, чувство блаженства;
4) фиксация взгляда на межбровье, ощущение вибраций праны в разных частях тела, вздрагивания и подергивания как от удара током;
5) исчезновение чувства собственного тела, смежение век, чувство огненных потоков, бегущих вверх и вниз по нади;
6) вдохновение и проникновение в сокровенные мысли во время созерцания, исчезновение сомнений;
7) легкость тела (тело как воздух), уравновешенность психических процессов, стабильность сознаия, чувство энергетической насыщенности;
8) чувство божественного опьянения, дар красноречия и убеждения;
9) спонтанное и легкое выполнение йогических поз;
10) непроизвольное распевание или сочинение величественных религиозных гимнов и стихов».
То, к чему в традиционных индуистских или буддистских системах адепта с помощью специальных подготовительных упражнений подводят и готовят годами, во множестве расплодившихся неоиндуистских сект человека, пришедшего с улицы, окунают практически сразу, безо всякой подготовки, что приводит к разрушению психического и психологического здоровья этих людей. Неподготовленный человек, а подготовить необходимым образом в религиозных организациях, основанных шарлатанами, не представляющими никакой серьезной религиозной традиции, человека просто невозможно, от медитации получает наслаждение, сходное с наркотическим, получая в придачу и зависимость, также сходную с наркотической (см. работы С. Грофа, Е.Н. Волкова, Ф.В. Кондратьева, Р. Кастильо, И.В. Метлика, И.А. Галицкой, Ю. Воробьевского, иерея О. Стеняева). Поэтому если в традиционных индуистских и буддистских религиозно-психофизических системах медитация используется как метод, то в неоиндуистских сектах, по мнению специалистов, ее используют именно как самоцель для прочного привязывания к своей организации адептов, удержания их в ней и превращения в беспрекословных рабов.
Профессор Ф.В. Кондратьев сравнивает состояние адепта деструктивной религиозной секты, познавшего «радость медитации» и отлученного на какое-то время от продолжения групповых занятий с медитативными практиками, с состоянием абстинентной ломки наркоманов.
В зарубежной психологической науке в настоящее время разработаны и продолжают разрабатываться социально-психологические и информационные модели радикального изменения сознания, а также модели разрушительного влияния на психику чрезмерных трансовых, гипнотических и медитационных состояний, вызывающих деструкцию наиболее сложных когнитивных структур и упрощающих структуру интеллекта и эмоций.
По мнению Е.Н. Волкова, деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или «нереальные» свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или «дышащими», быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как «мерцающие». В своих заключениях Е.Н. Волков ссылается на исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных черт с «Сахаджа-йогой», активно использующем мантры и медитации: «Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (6З%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству» [25].
Несмотря на вроде бы декларируемую свободу и возможность свободного из нее выхода, религиозная организация «Сахаджа-йога» достаточно жестко организована. Механизм вовлечения и удержания в «Сахаджа-йоге» практически ничем не отличается от действия других деструктивных религиозных организаций и основан на непререкаемом авторитете Нирмалы Шривасты, обещании приобщить к элитарному кругу избранных и возможностей без каких-либо усилий решать проблемы, получать все земные блага, избавиться от болезней и т.д.
Бывшие адепты «Сахаджа-йоги» отмечают, что первый их приход в группу йогов характеризовался необычным для них состоянием всеобщей радости окружающих, вызванной тем, что к ним пришел новичок, которого сразу же брали под опеку два-три опытных сахаджа-йога. И потом новичка старались уже не выпускать из-под своей опеки ни на минуту.
В американской психологической науке существует несколько основных моделей разрушительного воздействия деструктивных религиозных организаций. Классической является модель Р.Дж. Лифтона, изложенная в работе «Реформирование мышления и психология тотализма» [40].
Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания [38]:
Впоследствии Лифтон развил свою концепцию, дополнив ее моделью «удвоения личности» в работе «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида» [41]. Он попытался объяснить психологические механизмы, которые позволили профессиональным врачам стать профессиональными убийцами, когда они были частью самого эффективного конвейера убийств, известного западной цивилизации: нацистских лагерей смерти. Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, психически здоровые, часто интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее «удвоением». Удвоение заключается в разделении системы собственного «я» на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) недостаточно для жизненного функционирования. Всем мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых (психологически) условиях. Новое частичное «я» действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты.
Зачем стоило вдаваться в эти тонкости? А затем, что эксперты Комитета защиты семьи и личности (Санкт-Петербург) дали следующее заключение на деятельность религиозной организации «Сахаджа-йога» [8]: «На основании фактов, взятых из некоторых, рекомендованных для сахаджа-йогов, источников, личных впечатлений и наблюдений, полученных при посещении коллективных занятий секты, а также оценке последствий влияния секты на людей, вовлеченных и в настоящее время состоящих в «Сахаджа-йоге, считаем возможным и необходимым сделать следующее заключение. Нирмала Шриваста, используя элементы восточной медицины и вероисповедания, спекулируя на трудностях, переживаемых нашим народом, и играя на традиционном интересе к культуре Индии и учению йогов, проводит психологическую обработку с целью контроля над сознанием человека. На этой основе происходит вовлечение, подчинение и удержание людей в секте».
Нирмала Шриваста требует, чтобы ее ученики безо всякой критики следовали за ней, механически повторяли все ее указания и осуществляли ее советы. Профессор Ф.В. Кондратьев называет такое состояние человека «ни живые, ни мертвые». Именно такого состояния Нирмала Шриваста, судя по ее же книгам, и желает добиться в своих последователях. Выдавая разбуженную ею кундалини-энергию за «святой дух», она ожидает от своих сторонников буквально тотального внимания к ее личности [9]. От сахаджа-йогов требуется полное подчинение воле Шри Матаджи и абсолютное исполнение всех ритуалов:
«Это должно быть религиозным обязательством то, что Вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала. В самом деле вы должны слушать Меня» [17, с.60].
Вся личная жизнь адептов секты находится под жестким контролем: «Вы вообще не являетесь людьми, вступающими в брак. Вы повенчаны с Сахаджа Йогой»[17, с.65].
Когда состояние зависимости твердо установлено, групповой контроль над мыслями, чувствами и поведением членов усиливается растущей боязнью адептов потерять психологическую поддержку группы [38]. Еще хоть в чем-нибудь сомневающихся адептов Шриваста запугивает, пытаясь довести до, можно так сказать, параноидального трепета перед нею: «Это не очень легко быть Моими детьми, потому что Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас» [17, с. 63]. То есть ни днем, ни ночью, ни в кровати, ни в туалете сахаджа-йогам не укрыться от постоянного довлеющего внимания Нирмалы Шривасты. Думается, что такой тотальный контроль легко может довести до нервного срыва. По словам бывших адептов секты, ее руководители следят за каждым шагом своих адептов, и в случае непослушания или возникновения сомнений сразу раздаются угрозы об изгнании из секты, что расценивается как «величайшее наказание»: «Сахаджа Йога не падает ни к чьим ногам, не льстит никому, не упрашивает никого. Если вы хотите быть здесь, вы должны быть, безусловно, если не хотите быть здесь, вы изгоняетесь быстрее, чем вам хочется» [17, с.60].
Просто подобного рода запугивания, безусловно, никакого влияния бы на адептов не оказали, если бы не сопровождались их соответствующей психологической обработкой. Фобии на выход из движения сознательно внедряются руководством деструктивных религиозных организаций в сознание своих последователей. При этом внедряется не одна, а несколько взаимно перекрывающих друг друга фобий. Покинувший одну из неоиндуистских сект позже вспоминал: «Я обнаружил, что разрыв с движением был только началом. У меня были трудности с чтением, памятью, сосредоточенностью, концентрацией, непроизвольная телесная дрожь и расщепление личности. Я боялся мирской и духовной ответной меры. Мои мысли были заполнены доктринами движения. Мне нужна была помощь, чтобы разобраться с духовным багажом, который был связан с каждой сферой моей жизни. Я впервые нарушил кодекс молчания движения, заговорив с репортером. Когда я говорил ему о секретных учениях, мое тело начало неистово сотрясаться. Я был на своей постели, тело вибрировало, голова судорожно дергалась назад и вперед; я был в замешательстве и испуган».
Но и этого им мало. Кроме требования отказаться от своей индивидуальности, сахаджа-йоги требуют от своих адептов отказаться от всего, что связывает их с прошлой жизнью, с семьей, детьми, родителями и, наконец, обществом, от них требуют быть единственно лишь послушными рабами Нирмалы Шривасты, доставляя ей тем самым удовольствие:
«. есть люди, которые считают, что это моя жена, это моя любимая, это есть это и всякую такую бессмыслицу. Почему вы здесь? Зачем. « [17];
«человек обуздывает свой аппетит через освобождение от привязанностей» [13, с. 145];
«Искатель. должен бросить вызов своей закрепощенности, условностям и найти силы, чтобы порвать с прошлым и обрести нечто более значительное» [13, с.87].
«Нужно доставлять Мне удовольствие, потому что Я есть внимание. Если Я получаю удовольствие, значит вы выполнили задание. Но Я не могу получить удовольствие ни от мирских вещей, ни от любых дискуссий об этом, но только от вашего Восхождения» [17, с.63].
На критику в адрес «Сахаджа-йоги» ее адепты обычно отвечают штампами типа: «Когда системы взглядов критикуют не по существу, а посредством «ужасников», возникает вопрос: а есть ли что сказать по существу?» [31].
Жесткая организация, слежка и доносительство провозглашаются и реально являются одним из условий существования «Сахаджа-йоги»: «Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую» [17, с. 13]. Адептов призывают активно отслеживать всех, кто пытается им противостоять: «Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним» [17, с.14].
В ходе занятий и медитаций сахаджа-йогам внушается, что с них полностью снимается вина за все поступки, что они ни перед кем не несут ответственности и не имеют никаких обязательств. Им говорят, что они не должны быть «отягощены никакими условностями» [8]: «Сбросьте все синдромы вины и живите настоящим, ибо это ваша реальность» [13, с.59].
По мнению экспертов Информационно-аналитического центра святителя Марка Ефесского (Тверь), уходя корнями в восточные религиозные системы, вероучение «Сахаджа-йоги» искажает и размывает различие между добром и злом (философия Единой Сущности).
Хотя все путешествия Нирмалы Шривасты и ее приближенных, а также съезды и спиритуальные действа под названием Пуджа финансируются ее последователями, она предостерегает от многих фальшивых «гуру», которые «от имени Бога берут деньги»: «Пациент становится рабом «учителя» и начинает отдавать всю материальную собственность «учителю», не понимая при этом «корыстной логики», лежащей в основе всего. Подобные «учителя» никогда не поясняют методики, которой они пользуются». Можно так подумать, что Нирмала Деви поясняет свою методику и чем-то отличается от тех «гуру», против которых и предостерегает.
В целях привлечения как можно большего количества неофитов сахаджисты рекламируют свое учение как бесплатное: «В заочном споре с официальной религией у сахаджи-йоги есть вполне конкретный козырь: она не признает денежного интереса в процессе духовного роста человека. Сахаджи-йоги недоумевают, как можно прийти к Богу, заплатив деньги за крещение. Занятия в центре бесплатные, плата берется только за аренду помещения» [31].
Ну, во-первых, не такое уж и бесплатное, если берутся деньги за аренду. Кроме того, с адептов взимается плата за учебные пособия и религиозную литературу. Во-вторых, в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва), а также другие подобные центры в Вологде, Новосибирске, Туле обращались бывшие последователи «Сахаджа-йоги», которые говорили, что на самом деле «Сахаджа-йога» вовсе даже не бесплатная, и даже далеко не бесплатная, потому что от адептов постоянно требуется делать пожертвования в пользу секты.
Между прочим, адептов учат, что они «не являются людьми, которые должны иметь дело с имуществом или беспокоиться о нем, о мирских вещах, вашем пропитании. Вы больше не являетесь людьми, которые должны беспокоиться о своем здоровье и вещах или о вашей личной жизни» [17, с. 65]. А посему им требуется эти самые вещи, о которых не нужно беспокоиться, жертвовать в пользу секты.
В-третьих, совсем даже не бесплатно участие адептов в религиозных обрядах секты. С началом экономических реформ в России, цены на программы и пуджи (религиозный ритуал в «Сахаджа-йоге») стали расти. Пуджа, проводимая Нирмалой Деви в 1996 году стоила одному человеку, минимум, 500 000 рублей [9]. Сейчас стоимость пуджи гораздо выше. При этом по словам одного из руководителей секты в Санкт-Петербурге, сама Нирмала Шриваста владеет огромным богатством и проживает в Италии в собственном замке [8].
Особое внимание уделяется вовлечению в секту детей, беременных женщин, от которых, как утверждается, «дети рождаются уже Реализованными» (прямая угроза генофонду нации!). Считается, что это будут какие-то особые дети [8]: «Дети, рожденные от духовных родителей, будут великими душами золотого века» [13, с.87] и «являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира. Проблемы, связанные с детьми, должны решаться на глобальной основе» [17, с.14]. Поэтому сахаджа-йоги своим руководством ориентированы на работу в системе государственного образования страны (например, в Тольятти), что является нарушением: Конституции РФ, Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., Приказа Министерства образования Российской Федерации №47 от 5 февраля 1996 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письма Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 года «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений».
Не обращая внимания на действующее законодательство, адепты «Сахаджа-йоги» не сидят, сложа руки, они активно действуют в распространении своего учения. Некая Гостева Валентина Ивановна представляла «Сахаджа-йогу» на заседаниях оккультно-религиозной «Лаборатории «Грядущее», объединившей множество новых религиозных групп деструктивного и оккультного характера и имеющей целью проталкивание оккультизма и неоиндуизма [45] в школы. Организуются различные конференции, вербуются новые адепты. Как и все прочие сектанты, сахаджа-йоги обожают конфессиональную анонимность. Известно, что сахаджа-йоги в настоящее время организуют собственное общественно-политическое движение под совершенно нейтральным названием, не несущем в себе указания на религиозный этого движения.
Для привлечения людей в секту в проповедях и религиозной литературе «Сахаджа-йоги» большое внимание уделяется пропаганде возможности избавиться от болезней и недомоганий при условии получения «Реализации», ежедневной медитации, «чистки чакр» и обязательного посещения, хотя бы раз в неделю [17], «коллективных занятий» [8]:
«За счет использования метода Сахаджа Йоги многие люди, страдающие очень серьезными неизлечимыми болезнями, такими как рак крови и т.п., полностью излечивались» [17, с. 6];
«Диабет появляется из-за чрезмерного думания и может быть излечен, если вы сможете прийти в Сахаджа Йогу» [17, с. 19];
«. болезни и психические расстройства будут полностью ликвидированы и таким людям не нужны будут такие заведения как больницы» [13, с. 85].
Адептам секты внушается, что «ты сам себе доктор», что не надо обращаться к врачам, психологам и т.д. Даются и более жесткие рекомендации: «Прекратите любое психиатрическое и психологическое лечение умственных отклонений и постепенно уменьшайте прием лекарств, выписанных вам для лечения этих отклонений» [17, с. 29]. Им внушается, что они могут лечить и других людей: «Сахаджа Йоги могут создавать подобные себе личности из других людей, потому что у них есть способность давать самореализацию другим и лечить других людей. « [17, с. 7]. Поэтому с самого своего зарождения в России секта ориентировала своих адептов на проникновение в систему здравоохранения страны. Уже с начала своего «восхождения» сахаджа-йоги посещали больницы, проводили сеансы реализации [9].
Система «сахаджа-йоги» якобы очищает энергетические центры организма, чакры, «будит в человеке покоящуюся в виде свернутой змеи энергию кундалини» (которую очень любил «пробуждать» еще Секо Асахара) и якобы «посредством подъема из копчика через спинной мозг и прободение и через черепной родничок способствует входу в «Царство Божие», в «истинное само себя». Последователям обещается высвобождение женской «кундалини-энергии», благодаря чему якобы будет достигнуто «самоосуществление, внутреннее согласие, исцеление всех болезней, включая рак, нравственное обновление как спасение из аморальной современной цивилизации».
Если оставить в стороне высокопарные и ничем не подкрепленный заявления сахаджистов, то сразу же становятся видны убогость аргументов и дремучее невежество сахаджа-йогов в вопросах медицины и биологии:
«Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет» [17, с. 19];
«. причиной болезни, называемой СПИД, является центральное сердце. « [17, с. 20];
«Проблемы печени передаются вверх по правой стороне и раздуваются подобно шару с левой стороны головы. Так создается Эго» [13, с. 25];
«Второй центр (чакра) расщепляет жировые частицы в брюшной полости с тем, чтобы заменить серые и белые клетки в головном мозге и таким образом восстанавливают способность мышления» [13, с. 23].
«Мертвые духи», которые вызываются при гипнозе, телепатии и т.д., определяются как «белок 56 и белок 58″ и вызывают такие заболевания как рак» [13,с. 20].
Подобными анекдотическими «открытиями» изобилуют проповеди и религиозная литература «сахаджа-йоги». Просто невероятно, что человеку, позволяющему давать подобные советы и столь невежественно объяснять людям причины болезней, Петровская академия наук и искусств в России в 1993 году присудила звание Почетного члена Академии наук (его, к счастью, потом у Нирмалы Шривасты отобрали) [8].
Поразительно, но с таким поразительным невежеством московским сахаджистам удалось организовать и провести целый ряд медицинских конференций. А «великий врач всех времен и народов» Нирмала Деви, участвовавшая в этих конференциях, настаивала, чтобы российские врачи использовали сахаджа-йогу в медицинских учреждениях для помощи больным с помощью «чистки чакр» и других шарлатанских и эпатирующих методов, типа «божественной дипломатии», невзирая на то, что это категорически запрещено Минздравом. Сахаджа-йоги даже ссылаются на некий, скорее, мифический, документ от 1989 года, оформленный в виде протокола о намерениях между Министерством здравоохранения СССР и одной иностранной компанией о проведении исследований и клинических испытаний методов сахаджа-йоги в больницах нашей страны [31].
Любое вмешательство сахаджа-йоговского шарлатанства в дела официальной медицины идут вразрез с Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации № 245 от 13 июня 1996 года «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия», где черным по белому сказано [35]:
«Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения, включая научно-исследовательские, лечебно-профилактические и образовательные, не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации:
1) не разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия;
2) методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения».
В июне 1996 года на парламентских слушаниях «О подготовке законопроекта «Об информационной безопасности населения» доктор медицинских наук Федор Викторович Кондратьев высказал озабоченность медицинских работников проникновением всевозможных оккультно-мистических и неоиндуистских шарлатанов в сферу медицины: «Не менее опасным для общества и здоровья его отдельных граждан является безответственная, часто явно вредная реклама современных колдунов, шаманов, «целителей». Речь идет не только о рекламе, по существу, непосредственного вреда здоровью, но и о высасывании денег у больных и их родственников. Аморальность этой рекламы больше, чем аморальность реклам различных финансовых пирамид. Ущерб от всяких МММ может быть еще как-то компенсирован, а погубленную жизнь человека, на котором практиковались «нетрадиционные» способы «лечения» уже не вернуть» [39].
Вполне согласен с ним и доктор медицинских наук священник Анатолий Берестов, являющийся высококвалифицированным экспертом по вопросам ущерба от деятельности деструктивных религиозных организаций. Отец Анатолий считает, что адептов подобных религиозных организаций ни в коем случае нельзя за версту допускать с их методами псевдоцелительства в лечебные учреждения. А многие из людей, покинувших такие секты, сами нуждаются в лечении.
Кандидат психологических наук Д.Г. Курачев, давно уже исследующий психологические проблемы адептов новых культов, считает, что деятельность ряда неоиндуистских религиозных сект «является фактором, провоцирующим социально-психологическую дезадаптацию своих адептов. Тотальный контроль приводит к изменениям в их самосознании» [29]. Поэтому, делает вывод Д.Г.Курачев, адепты таких организаций сами должны являться объектами пристального внимания психологов [29]. Вот мнение авторитетнейших ученых: сахаджа-йоги не лечить должны, а в ряде случаев сами должны под наблюдением психологов находиться!
И если в обычных школах и детских садах еще есть надежда, что родители учеников вовремя смогут разобраться в демонической сущности учения этой секты и силой вышвырнуть поклонников черных идолов из школы или детского сада, то в детских домах, где дети гораздо менее защищены от насилия, при проникновении туда сахаджа-йогов под видом воспитателей и т.п. есть весьма реальная опасность массового нанесения ущерба неокрепшим детским психикам поклонниками свирепых божеств.
Газета «Радонеж» описывает чудовищный факт самосожжения последовательницы этой секты в Санкт-Петербурге. Там же приведено описание и другого страшного случая. В 1994 году в г. Бердске Новосибирской области женщина, которая являлась членом общества «Сахаджа-йоги», совершила покушение на убийство собственного мужа. После этого она длительное время находилась на излечении в психиатрической больнице [7].
Но эти факты буквально меркнут перед тем, что случилось в 1995 году в этом же городке. В этом городе тогда произошло зверское убийство последовательницей секты «Сахаджа-йога» Элиной Марченко своей полуторагодовалой дочки [12, 46] в припадке галлюцинаций и помешательства, вызванных участием ее в религиозном обряде «очищения», проводившегося в отношении нее руководителями местной общины «Сахаджа-йога», женщина нанесла дочери множественные ножевые ранения. Кровь погибшей девочки изуверка собрала в кастрюлю, которую поставила на кухне. После ареста правоохранительными органами убийцы, руководители «Сахаджа-йоги», как это обычно и происходит в культовой среде, отказались от своей последовательницы, заявив, что та посвященной не была, а просто интересовалась их учением, хотя отметили, что убийца действительно участвовала в обряде «очищения» по собственному желанию для устранения появившихся в последнее время галлюцинаций. Примечательно, что после убийства и отправки по решению суда сахаджистки-убийцы в спецпсихбольницу, по сообщениям СМИ, бездушные адепты этой страшной секты отправляли на квартире, где произошло убийство, и на могилке девочки свои религиозные обряды.
Выписки из судебного дела № 5829 по статье 102 п. «г» УК РСФСР (архив обл. суда г. Новосибирск):
За два года до убийства Марченко увлеклась Сахаджа-йогой, ее вовлекла в секту мать, Коржакова Галина Михайловна. Один-два раза в день закрывалась в ванной для медитации, при этом жгла какие-то бумаги. Во время этих сеансов разговаривала (по ее словам) с «матерью». Через некоторой время развалилась семья, «кроме религии нечего не нужно было» (слова мужа).
Мать мужа, Марченко Нина Григорьевна: «Дочь с собраний приходила с пятном на лбу, означало что перешла в высший класс Сахаджа-йоги».
«Сибирское благотворительное общество «Сахаджа-йога» зарегистрировано 25.05.93. рег. № 332 по адресу Котовского, 32, кв. 20.
Показания Смотровой Ольги Анатольевны, 1953 г.р., вела секцию Сахаджа-йоги в 3-й школе, в которой непосредственно занималась Марченко:
«. Шри Матаджи Нирмала Деви (великая мать, чистая богиня). Описание негатива на бумаге, обведя 7-ю кругами и сжигание на свече. В день убийства увидела на портрете Матаджи «исказилось лицо, глаза буквально извергали искры, появились клыки, как у вампира, весь мир стал плоским как плоская картинка. В это время ощущала, что ее руками, несмотря на сопротивление вселившийся в нее принялся душить дочь, приказывал наносить удары скальпелем, в это время слышался сатанинский хохот за спиной. «. Члены комиссии: Выходцева Л.Т., Финченко Д.А., Гуревич Т.В.
Дело № 2-130 Протокол судебного заседания Новосибирского областного суда. 20 июня 1995 г.
Из допроса суда Марченко Нины Григорьевны (мать мужа). На вопросы суда показала:
«Я считаю, что вера Сахаджа-йoгa носит демонический характер. Нам часто звонили по телефону угрожали. Звонила какая-то женщина, говорила, что сделает все, что бы Элину не осудили (это было после убийства). На кладбище у внучки ломали цветы, вкалывали палки, вкалывали розы с шипами».
Из допроса Коржаковой Галины Михайловны:
Руководительница группы сказала, что день убийства совпадает с днем рождения «матушки». Элина сказала, что ей плохо и руководительница приходила к ней в дом и проводила чистку ее организма.
Глава администрации г.Бердск сообщил, что религиозная организация «Caxaджa-йога» не зарегистрирована в управлении юстиции. Регина и Смотрова предупреждены о прекращении занятия до официальной регистрации.
Вот такую «гармонию» в действительности рекламируют ревностные адепты индуски Нирмалы Шривасты!
«Сахаджа-йога» была квалифицирована как деструктивная религиозная организация в:
Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г.Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России;
Изданной Государственной Думой РФ в 1998 году книге «Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты» [47];
Информационном бюллетене Новосибирского центра по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского «Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности» (1996 г.) [12];
Сборнике материалов по вопросам помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, связанной с оккультно-мистической и религиозной деятельностью граждан и организаций, Санкт-Петербург, 1997 г. [36];
Экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва) №44-э от 16 января 1997 г. [42];
Итоговом заявлении Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири» (10-13 января 1999 г., г. Белокуриха Алтайского края);
Бюллетене Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий «Реестр центров новых религиозных организаций, относимых экспертами к разряду деструктивных, оккультных или языческих» [10];
Экспертном заключении Информационно-миссионерского центра «Сектор» храма свмщ. Татианы при МГУ (1998 г.);
…и также во многих публикациях, посвященных деятельности этой религиозной секты [1, 5, 8-9, 11, 14].
В средствах массовой информации все чаще и чаще стали появляться статьи, раскрывающие опасность для людей и общества в целом, которую несет с собой деятельность «Сахаджа-йоги». Появились первые негативные экспертные заключения авторитетных специалистов на вероучение и деятельность этой религиозной организации. Общество постепенно трезвеет от бездумного благодушия по отношению к деструктивным религиозным организациям. Начинает реализовываться Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Все это дает основания для надежды на то, что вскоре наконец-то общество встанет стеной на пути подобного рода религиозных сект, и «Сахаджа-йоги» в первую очередь.
Религиозная безопасность России
Использованная литература
16. Листовка Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва) об опасности деятельности секты «Сахаджа-йога».
20. Экспертное заключение религиоведческой группы Института развития личности РАО по содержанию вероучения и практике деятельности религиозной организации «Общество сознания Кришны», июнь 1997 г.
21. Ответ Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий депутату Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской №38-э от 5 декабря 1997 г.
23. Ткачева А.А. Неоиндуистский мистицизм в России.
25. Экспертное заключение на предмет наличия в книгах Прабхупады, основателя МОСК, антисоциальных тезисов от 7 октября 1997 г. доцента кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского Е.Н.Волкова, выполненное по запросу депутата Государственной Думы РФ Н.В. Кривельской.
26. Castillo Richard J. Depersonalization and Meditation. Psychiatry, Vol. 53, May 1990, pages 158-167.
32. К оценке масштабов распространения и деятельности новых религиозных организаций в Тверской области // Миссионерское обозрение, № 10 (24), 1997.
33. Котов Л. Каннибалы ищут путь к просветлению // Сообщение ИТАР ТАСС («Вести с пяти континентов») от 24 апреля 1997 года.
34. Отзыв профессора колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, председателя Отделения «Наука и теология» РАЕН, доктора философских наук Ю.А. Шрейдера на оккультную программу курса для учителей «Воспитание духовности российских школьников» В.Мурашова, руководителя «Института духа», ноябрь 1997 г.
35. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации №245 от 13 июня 1996 г. «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия».
37. Роуз Серафим. Православие и религия будущего.
39. Кондратьев Ф.В. Медико-социальные последствия информационной безответственности. Доклад на парламентских слушаниях «О подготовке законопроекта «Об информационной безопасности населения» (Москва, Парламентский центр, 4 июня 1996 г.).
40. Lifton, R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism, 1961.
41. Lifton, R. J. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide, 1986.
42. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №44-э от 16 января 1997 г. на характер вероучения религиозной организации «Сахаджа-йога», выполненное по запросу депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской.
43. Кондратьев Ф.В. Новая проблема социально-психологической экологии в России.
45. Колосовская С. Йоги и астральные контактеры в Мосгордуме //Тверская, 13, 5-11 сентября 1996 г.
46. Мать принесла ребенка в жертву богу // Сегодня, 29 марта 1994 г.