Что такое сакральная сущность
Значение слова «сакральный»
Смысл и значение слова «сакральный». Объяснение выражений «сакральный смысл», «сакральная жертва». На какой слог падает ударение? В чем разница между сакральным и сакраментальным? Примеры предложений.
Сакральный – это священный, относящийся к религиозным культам или ритуалам. Происходит от латинского sacralis (священный). Ударение ставится на второй слог: сакра́льный.
Бывают сакральные места и сакральные объекты, связанные с определенным культом. Есть сакральные книги и сакральные числа, которые верующие считают божественными.
Нередко это прилагательное используется в переносном смысле. «Сакральным знанием» иронически можно назвать информацию, доступную не каждому: «Петрович поделился сакральным знанием о том, где здесь рыбные места».
Антоним к слову «сакральный» – «профанный», то есть мирской, обыденный, не связанный с верой и религией.
Сакральный смысл и сакральная жертва – что это значит?
Сакральный смысл – это высший духовный смысл, связанный с верой и религией. В переносном значении – глубокий смысл, скрытый в чем-либо. Так можно сказать и с иронией – о чем-то, лишенном серьезного объяснения: «Петя, ну зачем ты туда поперся? В чем сакральный смысл?»
Сакральный мир – это мир духовный, священный. Например: «Входя в храм, переносишься в особый сакральный мир».
Сакральная геометрия – это свойственное мифологии и некоторым религиям представление о том, что мир и человек подчиняются неким высшим геометрическим законам. Так, долгое время люди верили, что вселенная создана Богом в виде правильных сфер, а древние египтяне строили усыпальницы для фараонов в виде пирамид.
Примеры предложений
Сакральный и сакраментальный – в чем разница?
Некоторые люди путают прилагательные «сакральный» и «сакраментальный».
САКРАЛЬНОЕ
Полезное
Смотреть что такое «САКРАЛЬНОЕ» в других словарях:
САКРАЛЬНОЕ — (от лат. “посвященное богам”, “священное”, “запретное”, “проклятое”) святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной… … Энциклопедия культурологии
Сакральное — (от англ. sacral и лат. sacrum священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей,… … Википедия
САКРАЛЬНОЕ — чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
САКРАЛЬНОЕ — чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Философский словарь
сакральное — 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э. Дюркгейма. А. Юбер и М. Мосс одними из первых стали употреблять слова «Сое» и «профанное» как… … Словарь средневековой культуры
сакральное — СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
САКРАЛЬНОЕ — (SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые… … Социологический словарь
Сакральное — – то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения … Словарь-справочник по социальной работе
САКРАЛЬНОЕ — (от лат. sacrum священное) все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное освященное, святое, заветное. С. противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и… … Современный философский словарь
Сакральное и искусство Символизм — Обложка американского издания «Символизм, сакральное и искусство» (англ. Symbolism, the sacred, and the arts) сборник эссе румынского историка религий Мирчи Элиаде, анализирующих взаимосвязь между религией и искусством. Сборник начинается с… … Википедия
Сакральный: смысл и определение этого слова
С бурным развитием науки и техники, люди все равно не утратили интерес к мистическим учениям. Даже тот, кто доверяет исключительно законам математики и физики, в критические моменты своей жизни пытается найти ответы на свои вопросы с помощью магии или эзотерики.
Смысл и определение слова − сакральный
Такие течения, как эзотерика и магия позволяют объяснить необъяснимые вещи и даже дают возможность повлиять на будущее, исправив ошибки прошлого. Собственно из этих учений и зародилось такое понятие как «сакральный».
В эзотерическом учении, смысл слова сакральный, определяется как тайный. Тайное учение, то есть, это cакральные знания. Они предназначены для тех, кто стремится выйти за пределы обыденного бытия.
Cакральные знания − это современное восприятие таинственных учений и принципы успешного использования эзотерики и магии.
Слово сакральный отождествляется с такими понятиями как:
Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем.
Нехитрые практики прошлого столетия
Наши предки пытались гадать на кофейной гуще, использовать магический кристалл для того, чтобы увидеть далекие места и страны. Магические манипуляции выражались в ношении оберегов и амулетов.
Различные обряды того времени изображались на картинах великих художников и были описаны в произведениях знаменитых писателей. А некоторые работы до сих пор считаются мистическими. Речь идет об иконах и книгах.
Вообще, отсутствие серьезных запретов на проведение ритуалов и изучение оккультных практик привело к формированию новых течений.
Например, ближе к началу XX века европейский оккультизм смешался с индийскими обычаями йогов. В это же время возникли новые знания уже синтезированного христианского мистицизма с практиками жертвоприношения.
Современное восприятие таинственных учений
В наше время слова, которые относят к сфере магии, мистики или эзотерики встречаются в повседневном общении, даже если им не придают особенного значения. Так, человек проговаривает − карма, когда ему не везет в делах, а произнесенное словом − медитация, часто называют остановкой внутреннего диалога и погружением в глубины своего сознания. Однако не все воспринимают эти понятия настолько глубоко, насколько в них заложено.
Хотя некоторые практики считают, что сакральные знания не следует распространять среди обычных людей. Поскольку от этого пользы будет мало, зато начнется хаос и разруха. Не зря многие религиозные течения твердят о греховности подобных знаний.
Для общения с тонкими материями в первую очередь необходимо обладать житейской мудростью и в своих поступках руководствоваться здравым смыслом.
Принципы успешного использования сакральных знаний
Чтобы расширить свой кругозор и применять знания о потусторонних материях, не следует доверять увиденной или услышанной информации на 100%. Даже при проведении научных исследований всегда существует вероятность ошибки, в независимости от способа познания.
Вторым моментом, влияющим на использование сакральных знаний, является умение воспринимать поступающие данные из разных мистических и религиозных течений правильно. Иными словами нельзя все смешивать или ограничивать себя, ссылаясь на одно учение.
Приняв решение заняться оккультными практиками, часто люди хотят удовлетворить свои амбиции. Но реальные возможности влиять на окружающих появляются при достижении определенного уровня сознания, что предполагает утрату интереса к земным благам.
К предсказаниям будущего опытные маги относятся скептически, считая их программированием человека на определенные действия, приводящие к выполнению поставленной задачи.
Что такое «сакральный»: из древности в XXI век
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современный человек отдает предпочтение технологиям – мы к ним привыкли и мы на них полагаемся.
Но даже при этом многие обожают искать тайные смыслы в явлениях и событиях, зачастую придавая традициям более глубокое значение, чем они собой представляют.
Примечательно, что подобное отношение к реалиям жизни свойственно не только верующим, но и людям с атеистическим складом ума. Почему так происходит? В чем заключается загадочный смысл сакрального? Где и как оно проявляется?
«Сакральный» – значение и употребление
Согласно «Словарю философских терминов», оригинальным понятийным маркером для слова «сакральный» послужила латинская основа «sacralis», образовавшаяся от более ранней версии – «sacer».
В античности толкование термина не отнюдь ограничивалось его прямым смыслом «священный» – слово употреблялось еще и в значениях:
В некоторых праиндоевропейских языках понятие отождествлялось еще и со значениями «ограждать, защищать, оберегать», подразумевая некий таинственный объект, существующий не в этом мире, но оказывающий на него благодатное влияние.
Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям. Но не ко всем, а только к тем, что используются в религиозных обрядах и/или относятся к культу.
Значение слова «сакральный» в научном аспекте
Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? Возможно, слово стало плодом научных изысканий. Специалистам нужен был термин для описания многих религиозных явлений, включая те, что относились к язычеству или древней мифологии.
Как утверждает автор «Философского словаря» Д. Жюлиа, новый термин к старому понятию был необходим для того, чтобы разграничить лексиконы священнослужителей и ученых, которые значительно расширили спектр оригинальных обозначений.
На деле это выглядит примерно так: для отправителей культа священными являются только предметы в рамках собственной религии, тогда как для научных работников любой подобный объект, независимо от происхождения, становится сакральным.
Но и в том и в другом случае «сакральный» – это не только священнодействие или предмет, имеющий отношение к божественному, но и все то, что подлежит трепетному почитанию как особо ценный идеал.
Для разных людей сакральными могут быть разные вещи:
Через призму сакральности наука может взглянуть на духовный мир, а затем и систематизировать его, не принимая сторону ни одного из религиозных течений.
Сакральная жертва или опасная фанатичность
Иногда можно услышать фразу «сакральная жертва», под которой подразумевают чью-то гибель, необходимую для проведения обряда.
Наиболее яркий первоисточник такого священнодействия – жертвоприношения на вершинах пирамид племени майя; там это делалось, чтобы почтить богов и попросить у небес помощи.
Однако жертвой необязательно должен был быть именно человек, его легко могли заменить:
В современном мире сакральными называют жертвы иного рода. СМИ чаще всего употребляют такое определение по отношению к видным людям, убитым в рамках политических интриг.
При этом жертва, как правило, должна быть « плодотворной» – то есть достаточно известной или связанной со знаковыми событиями. Эти критерии необходимы для создания мощного общественно-политического резонанса с явной негативной окраской.
В качестве примера сакральных жертв можно припомнить имена Владислава Листьева, Анны Политковской, Бориса Немцова, Павла Шеремета – эти убийства совершены по одной и той же схеме и, скорее всего, никогда не будут раскрыты.
Потайное дно
Нередко слово «сакральный» используется и в значении « тайный ». Не зря существует масса конспирологических теорий на тему священных текстов – к примеру, обитатели монастырей любили оставлять зашифрованные послания, а некоторые старинные ордена использовали специальные приветствия с тайным смыслом (масонское рукопожатие и т.п.).
В наше время, несмотря на расцвет технологий и экспериментальной науки, сакральный смысл может придаваться самым разным вещам, и порой совершенно неожиданным.
Говоря о «сакральном смысле», человек подразумевает, что некий объект или действие намного более ценные, чем мы обычно воспринимаем.
Это заметно на самых простых примерах:
Сакральное давно вышло за пределы религиозных практик и стало вполне бытовым явлением. Можно ни во что не верить, но при этом вкладывать собственную душу в самые банальные, непонятные окружающим слова и поступки.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Сейчас это слово имеет частое применение на форумах. Если кто-то описывает свой нелогичный поступок или что-то в этом духе, то спрашивают: «И в чем сакральный смысл»? В этом случае слово «Сакральный» тождественно «Скрытый», или «Тайный».
Ха, ну если убийство не будет раскрыто, значит за преступлением стоит сама власть, в ином случае нет никаких преград для плодотворного расследования преступлений. Но на самом деле всё это очередная конспирология.
Иван: именно так и пишут в методичках тем, кто призван быть агентом влияния в стране, которая не хочет «по хорошему» идти в стойло. Браво!
Все, что противоречит навязываемому мнению с Запада — конспирология. Правда только одна — это ложь Запада. Все остальное бред, домыслы, теория заговора. Ура! Или Алилуя! Не знаю, как у вас принято.
Запад очень любит последнее время придумать что-то (не гнушается и сакральных жертв, гад такой), а потом начать долго и тщательно макать в созданное ими же дерьмо тех, кто являлся целью провокации.
Проблема у них только одна есть. Из всех возможных линий давления (военная сила, экономическое влияние, средства массовой информации) у них осталась только одна рабочая — СМИ. Вот они и раздувают «утки» одну за другой.
Но без двух первых линий давления СМИ бесполезны. Это как мальчик, который кричал «Волки! Волки!» — эффект скоро вообще прекратиться. Сравните английскую «утку» и немецкую. Последней поверил разве что только полный деградант.
Что такое сакральная сущность
САКРАЛЬНОЕ
САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически – заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное – дивное, поразительное; аксиологически – абсолютное, императивное, глубоко чтимое.
Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное – предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное – сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения.
В философии религии 20 в. учение о святом как конституирующем элементе религии получает развернутое обоснование с различных религиеведческих позиций. Э.Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (Les formes élémentaires de la vie religieuse. Système totémique d’Australie, 1912) подверг критическому пересмотру мысль о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно – за пределами классической античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области – мирскую (профанную) и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального – его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М.Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления – в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Τ.Лукмана святое приобретает статус «страты значений», к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции.
С социологической трактовкой святого резко расходится позиция P.Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении категории святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И.Канта, построил свою книгу «Святое» (Das Heilige, 1917) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в «основании души» априорный источник категории святого и религиозности вообще – особую «настроенность духа» и интуицию святого. «Настроенность духа», из развития которой вырастает категория святого, немецкий философ назвал «нуминозной» (от лат. numen – знак божественного могущества), выделив важнейшие психологические составляющие нуминозного: «чувство тварности»; чувство misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны – «Совершенно Иного» (Ganz Andere), повергающего в одном модусе восприятия в трепет, в другом – в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое состояние); чувство fascinans (от лат. fascino – зачаровывать, завораживать) – возникающее в момент соприкосновения с тайной позитивное переживание притяжения, очарования, восхищения. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте – augustum (лат. возвышенное, священное). Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизация категории святого – плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность – первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная сущность святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое содержание в «идеограммах» – «чистых символах», выражающих нуминозную настроенность духа.
Исследование Отто внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории святого и в развитие феноменологии религии в целом. Голландский феноменолог религии Г. ван дер Леув в работе «Введение в феноменологию религии» (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию святого в исторической перспективе – от начальной, архаической ступени до категории христианского сознания. Г.Ван дер Леув, как прежде до него Н.Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти (у Отто – majestas). Г.Ван дер Леув сблизил категорию святого с заимствованным из этнологии термином «mana». Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский философ религии задал теологическое («Бог»), антропологическое («святой человек»), пространственно-временное («священное время», «священное место»), ритуальное («священное слово», «табу») и др. измерения категории святого.
Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. М.Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде («Священное и мирское» – Le sacré et le profane, 1965; и др.) стоит иерофания – обнаружение священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику. Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде – об универсальности антагонизма «сакрального» и «профанного», сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения.
Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни – характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении З.Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г.Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в своем происхождении и бытии есть для Фрейда «нечто такое, к чему нельзя притрагиваться», священные образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально – запрет инцеста (Человек Моисей и монотеистическая религия, 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и страхов, ибо святое, по Фрейду, есть «длящаяся воля праотца» – длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий «психический конденсат».
Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак («табуированное», «иное» и т.п.) или универсальную комбинацию признаков («повергающее в ужас», «восхищающее» и др.). Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелигиозные традиции.