Что такое салонный романс

Романс в русской литературе XIX века

Я иду на урок: 10-й классЧто такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Наталья Вишнякова

Наталья Николаевна ВИШНЯКОВА — учитель русского языка и литературы. Живёт в Москве.

Романс в русской литературе XIX века

Л итература второй половины XIX века — очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень важно сразу же, в начале года, найти сквозные темы, общие для всех произведений этого периода: с одной стороны — знаки, по которым узнаётся эпоха, и с другой стороны — нечто сверх текста.

Таких тем может быть множество. Одна из них — русский романс, музыкальный жанр, необыкновенно популярный во всех социальных кругах второй половины XIX века. Кроме того, можно сказать, что романс — не только музыкальный жанр, но и литературный. Он достаточно прост и доступен, близок практически любому слушателю, но в то же время в этом жанре работали и самые прославленные композиторы, и самые известные поэты. Изучение романса, таким образом, — это прежде всего работа над преодолением культурных ограничений, с которыми невольно живёт школьник, поставленный в жёсткие временные рамки из-за насыщенности программы 10-го класса.

Литература, представленная ученику в бумажном виде, обязательно должна звучать. Во всех произведениях, которые мы читаем в 10-м классе, так или иначе запечатлены романсы самых разных жанров. Прежде всего поэты того времени (Тютчев, Фет, Григорьев, Полонский, Кольцов, Тургенев) — авторы известнейших романсов. «Утро туманное», «На заре ты её не буди», «Я встретил вас», «Цыганская венгерка» до сих пор в репертуаре.

Романс — это прежде всего выражение чувства. Романс в литературном произведении используется для усиления чувства, высказанного или не высказанного героем, для передачи особого настроения, не передаваемого словами. У Толстого в первом томе «Войны и мира» романс на стихи Д.А. Кавелина становится способом любовного объяснения, публичным высказыванием тайного: “По просьбе гостей молодые люди спели дуэт «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную песню:

В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть ещё на свете,
Кто думает и о тебе. ”

В «Дворянском гнезде» Тургенев, сам автор популярнейшего романса, делает романс своего рода лакмусовой бумажкой, проверкой на подлинность. Фальшивое звучание романса, сочинённого Паншиным, бросается в глаза. Таким образом, это ещё и искренний жанр, не способный жить во лжи.

У Н.С. Лескова в «Леди Макбет Мценского уезда» романс Я.Полонского, пропетый Сергеем Сонетке, является выражением чувств третьего лица, Катерины Львовны, и на самом деле адресован ей, подчёркивая демонстративность поступков Сергея. “С этими словами он, сейчас же обратясь к Сонетке, покрыл её своею полою и запел высоким фальцетом:

За окном в тени мелькает русая головка.
Ты не спишь, моё мученье, ты не спишь, плутовка.
Я полой тебя прикрою, так что не заметят.

При этих словах Сергей обнял Сонетку и громко поцеловал её при всей партии…

Катерина Львовна всё это видела и не видала: она шла совсем уж неживым человеком”.

Ф.М. Достоевский использует слова романса для выражения безвыходности и отчаяния, крайнего из крайних: “…Нас тотчас заметят: Лёня знает «Хуторок». Только всё «Хуторок» да «Хуторок», и все-то его поют! Мы должны спеть что-нибудь гораздо более благородное… Памяти, памяти у меня нет, я бы вспомнила! Не «Гусара же на саблю опираясь» петь в самом деле. ” И ещё более предельное, смертное отчаяние видим в таком фрагменте: “Наконец страшным, хриплым, надрывающимся голосом она начала, вскрикивая и задыхаясь на каждом слове, с видом какого-то возраставшего испуга:

В полдневный жар. в долине. Дагестана.
С свинцом в груди!”

В «Бесприданнице» А.Н. Островского «Разуверение» Баратынского («Не искушай меня без нужды») становится поводом для откровенного проявления характеров героев.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени встанем.

Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю!

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь ещё погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа”.

Даже «Casta diva» в «Обломове» И.А. Гончарова исполняется как романс, в камерной обстановке, для узкого круга знакомых людей.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина музыкальных инструментов Muzline. В Muzline можно купить гитару любого типа и на любой вкус. Богатый ассортимент интернет магазина Muzline включает в себя акустические, классические и электро гитары, банджо и мандолины, звукосниматели, медиаторы, струны и многое другое. Удобный рубрикатор сайта позволит быстро найти подходящий товар, а доставка заказа по всей Украине и возможность безналичного расчета платежа позволят выгодно сэкономить Ваше время.

I. Предварительная работа

Конечно, не сразу стоит давать ученикам слушать романсы в классическом исполнении. Для начала нужно найти записи в современной обработке (их достаточно много), и только потом, когда учащиеся начнут ориентироваться в материале, их можно познакомить и с классикой жанра.

На этом этапе нужно сразу утвердить основной вид работы — письменное размышление (то есть настроить класс на стиль романса — размышление наедине с собой).

II. Введение в тему. Поиск материала

На данном этапе мы переходим от эмоционального восприятия к интеллектуальному. Для наглядности и систематизации собранного материала составляется таблица.

Определение жанраСреда примененияПримерВ каком произведении встречается, какого героя характеризует
“Жестокий”Повествует о страстной и несчастной любви. Характерны преувеличенные страдания, обращения к возлюбленному.Илья. Что будем петь, барышня?

Илья (подстраивая гитару).

Вот третий голос надо! Ах, беда! Какой тенор был! От своей от глупости. (Поют в два голоса.)

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.

(Все различным образом выражают восторг. Паратов сидит, запустив руки в волоса.)

А.Н. Островский. «Бесприданница»

Можно предложить учащимся следующие определения жанров романса.

Классический романс — камерный лирический музыкальный жанр. Исполняется под аккомпанемент одного музыкального инструмента — гитары, фортепиано. Музыка для такого романса, как правило, принадлежит известному композитору (Чайковскому, Даргомыжскому, Рахманинову). (Пример: Ф.И. Тютчев. «Я встретил вас».)

Салонный — исполняется в камерной обстановке. Предназначен для приятного досуга. Призван пробуждать нежность, тихую радость, романтическую грусть. Часто избирает экзотические места действия и темы. Автором может быть любой человек данного круга. (Д.А. Кавелин. «В приятну ночь, при лунном свете…» — «Война и мир».)

“Жестокий” — как правило, исполняется под гитару. Повествует о страстной и несчастной любви. Характерны преувеличенные страдания, обращения к возлюбленному. Существенное отличие этого жанра от других — постоянное присутствие мотива самоотречения, жертвы, отказа от возможного счастья. (Е.А. Баратынский. «Разуверение» — «Бесприданница».)

Городской (городская песня) — так называемый наивный жанр. Характерны простота, отсутствие сложных художественных приёмов, иногда — некоторая неправильность языка. (Романсы на стихи Кольцова.)

Гусарский романс зародился в офицерской среде. Удаль, бесстрашие, любовь, война, “сабля, водка, конь гусарский”. (Романсы на стихи Д.В. Давыдова.)

Цыганский — надрывность, перемена ритмов, убыстрение темпа к концу, экстаз, “отрыв”. Одна из основных тем: тоска по несбывшемуся и несбыточному. (А.А. Григорьев. «Цыганская венгерка».)

В XX веке появятся такие жанры, как эмигрантский, белогвардейский романс, рок-романс и так далее. Важно, чтобы у наших учеников не создавалось впечатления, что романс — это мёртвый язык музыки, вчерашний день, ведь он актуален и сейчас. Достаточно вспомнить рок-поэзию, в которой очень многие обращались к этому жанру.

III. Письменное исследование по теме

В середине года мы заканчиваем набирать материал и подводим предварительный итог этой работы по следующей схеме.

1. Вступительная статья на одну из тем письменных работ («В романсе душа думает»; «Внутренняя мелодия русского романса»).

2. Происхождение жанра, история жанра в России.

3. Основные темы и образы.

4. Исследование по конкретной тематике: «Любовь», «Разлука», «Воспоминание» и пр.

5. Описание конкретного вида романса (городской, салонный, жестокий, классический, цыганский, гусарский, городская песня).

6. Романс в произведениях русских писателей XIX века.

7. Заключение о личном переживании романса (на конкретном примере).

Сейчас самое время сходить на настоящий концерт, чтобы у учащихся появилась возможность услышать живое исполнение романса и почувствовать атмосферу таких концертов.

IV. Проектная работа

И, наконец, в конце года учащиеся предоставляют письменную работу — итог годового погружения. Содержание её собирается в течение всего года, чтобы не нагружать учащихся дополнительной работой в конце года.

Содержание проектной работы «Русский романс в литературе XIX века» (план)

Обязательные для выполнения пункты

1. Краткая история романса, значение слова, самые знаменитые романсы и исполнители.

2. Почему романс стал настолько популярным жанром именно в России? (Этюд.)

3. Основные темы русского романса.

4. Основные черты, способ исполнения.

6. Классификация русского романса.

7. Новелла в стилистике определённого жанра.

При написании новеллы заданы только жанр, объём и текст определённого романса. Развитие темы полностью зависит от фантазии и личного восприятия ученика.

8. Романс в литературе XIX века (исследование).

9. Письменный анализ “своего” жанра.

Здесь более подробно рассматривается один из жанров, собирается вся полученная в течение года информация: основные черты, отличие от других жанров, собственная мелодия, известные исполнители, самые знаменитые романсы, их авторы.

Приветствуются разнообразные иллюстрации, оригинальное оформление работы и произведения, сочинённые по вдохновению и велению души.

Источник

Романс

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Содержание

История романса

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.

В России

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.

«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Грибкова Дарья Игоревна, в СССР — Изабелла Юрьева|, Тамара Церетели и Вадим Козин.

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Черты вокального романса

Основные жанровые признаки романса

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Текст

Источник

Городской романс

Городской романс это жанровая разновидность русского романса, формирующаяся во второй половине 19 века на основе традиций русской народной песни, канта 18 века и так называемой «российской песни» — произведений для голоса в сопровождении, главным образом, фортепиано, написанных на русские поэтические тексты, обычно лирического содержания. Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце 18 века и обозначал музыкальное, поэтическое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, реже арфы или гитары, причем оба термина «песня» и «романс» существовали параллельно, часто подменяя друг друга. Во второй четверти 19 века наметилась тенденция к разветвлению жанра романса на две ветви: «классический» («профессиональный») и «городской» («любительский»). Городской романс создавался любителями музыки на тексты народных песен, на собственные стихи или стихи малоизвестных авторов, реже — значительных поэтов и предназначался для домашнего и публичного исполнения. Присущие городскому романсу обнаженность лирической темы, простота и доступность ее выражения, открытость чувств, доверительность интонации, незатейливость и напевность мелодии, близкой к народно-песенной и потому легко запоминающейся, обусловили его популярность у неподготовленной в музыкальном отношении аудитории. Создателями городских романсов второй половины 19 — начала 20 века были композиторы А.А.Алябьев, А.Е.Варламов А.Л.Гурилев, П.П.Булахов, A.И.Дюбюк, С.Л.Донауров. Среди наиболее популярных произведений этого жанра, бытовавших в те годы в России, — «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…», 1853) Я.И.Полонского, «О, говори хоть ты со мной…»(1857) А.А.Григорьева, «Под душистою ветвью сирени…»(1857) В.В.Крестовского, «Дышала ночь восторгом сладострастья…» (1900) В.Мазуркевича, «Гори, гори, моя звезда…»(1930-е) В.П.Чуевского, «О, если б мог выразить в звуке…» (1920-е) Г.А.Лишина, «Только вечер затеплится синий…»(1916) А.Н.Будшцева.

В начале 20 века складывается разновидность городского романса — «жестокий романс», получивший свое название за ярко выраженный мелодраматизм и вобравший в себя интонации как русской народной песни, так и песни цыганской, с присущими ей динамичными ритмами и особенностями ладово-гармонической музыкальной структуры («Пара гнедых», 1870е, А.Н.Апухтина, «Дремлют плакучие ивы…», 1830е, А.Тимофеева). Традиция «самостоятельного распевания» поэтических текстов, захватившая второю половину 19 и начало 20 века, вызвала к жизни плеяду популярных исполнителей русского городского романса (Ю.Морфесси, B.Зорин, Саша Давыдов, Варя Панина, А.Д.Вяльцева, Н.В.Плевицкая). Их песенноромансовый стиль, отличающийся теплотой, задушевностью, эмоциональной наполненностью, продолжили впоследствии П.Лещенко, В.Козин, И.Юрьева, Т.Церетели, Н.Брегвадзе, М.Шишков, В.Агафонов. В жанре городской романс, сочинял свои произведения А.Н.Вертинский, оригинальная исполнительская манера которого (декламационный стиль пения) оказала существенное влияние на развитие русского романса второй половины 20 века и песенного творчества поэтов, писавших свои стихи для исполнения под гитару (Б.Окуджава). Во второй половине 20 века городской романс во многом приобретает черты романса «салонного», исполняющегося «для себя», «для близкого круга».

Источник

Что такое салонный романс

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Источник

Что такое салонный романс

Что такое романс, история романса

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое романс?

Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

Популярные романсы

«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского , слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.

«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.

«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.

История романса

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака , К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига .

В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси , А. Шёнберг, М. Равель , М. де Фалья, Ф. Пуленк , Д. Мийо.

Романс в России

На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству. Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку , гитару , арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Бородин , А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков , П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов . Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр , Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович , С. Прокофьев, Г. Свиридов.

Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей». После Октябрьской революции романсы в России, а затем и в СССР находились под запретом как чуждые пролетарской идеологии и пережиток прошлого. Известные исполнители подвергались гонениям и даже репрессиям. Постепенное возрождение романса началось в годы войны, но особый подъём жанра наблюдался в 70 – годы прошлого столетия.

Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.

Что такое салонный романс. Смотреть фото Что такое салонный романс. Смотреть картинку Что такое салонный романс. Картинка про Что такое салонный романс. Фото Что такое салонный романс

Интересные факты

В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *