Что такое саляфит в исламе
Кто такие Истинные саляфиты?
Вопрос: Соответствуют ли сегодняшние люди, которые назвали себя «саляфитами» истинным саляфам?
Эти мужчины были последователями истинного саляфизма, потому как сами были саляфу салихинами, те которые следует за ними есть приверженцы истинного пути (Саляф).
А сегодняшнее оспаривание на название «Саляф» не является правильным, потому как сегодняшнее искаженное понимание термина «саляф» долек от истинного его значения следовании пути саляфу салихунов.
Почему так? Потому что псевдосаляфы отбросив мазхабы кричат: «Мы придерживаемся Корана и Сунны!» А на сегодня даже ученый не сможет сам придерживаться Корану и Сунне потому, что очень много условий и правил для трактования Корана и Сунны, и ни один ученый не может самостоятельно вынести решения из Корана и Сунны ни в вопросах второстепенных и не в вопросах основ. Потому как есть Коран, Сунна, иджмаъ, кияс, масаилюль мурсаля и т.д.
А Саляфу салихуны как четыре имама мазхабов, и другие ученые могли выносить решения, и то очень большими усилиями. К примеру Имам Шафии 10 лет изучал правила арабского языка, чтобы просто выносить решения в вопросах основ и второстепенных вопросах из Корана и Сунны.
А сегодня, пришли какие-то неизвестные и говорят, что берут решения только из Корана и Сунны, и имеют горстку воды в знаниях, однако оспаривают, что являются океаном знания в науке по Корану и его науках, в трактовании и его науках, в хадисе и его науках!
Имам Ахмад знал наизусть миллион хадисов, а Имам Шафии учился у имама Малика, и Имама Шафии поставили муфтием, когда ему было 17 лет, ученные его времени ходили за ним, желая получить знания от него. Имам Абу Ханифа, которому весь исламский мир своего времени и нашего времени свидетельствую, что его уровня знаний при его жизни никто не достиг, и берут доводом в его адрес хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) указал на АбуХанифу:
«Если бы знания были повешенные на плеяды, то его достигли бы мужчины из жителей Персии» и сказали, что этот хадис указывает явно на знания Имама Абу Ханифы, есть и другой хадис, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указывает на имама аш-Шафии, как сказано:
«Ученый из курайшитов заполнит всю землю знаниями«.
Что касается Имама Малика, то все ученные и имамы его времени согласились, что не будут выносить решения пока в Медине есть Имам Малик, потому как Имам Малик перенял знания от действий сподвижников, за ним последовал Шафии, а за Шафии последовал Имам Ахмад, великий мухаддис, который достиг очень высокой степени в учении хадисов, выучив более миллиона хадисов с их цепочками. У этих ученых жизнь прошла в изучении и вынесении решений из Корана, Сунны, иджмаъа и кияса.
А потом пришли эти, которые не понимают даже малого из книги Аллаха и сунны Пророка (мир ему и благословение), так как же они могу оспаривать звание «Саляф», мы их называем «лжесаляфами», потому что истинные саляфы сегодня-это последователи имамов четырех мазхабов.
На вопросы ответил Шейх Махмуд Насир Хут.
Перевод с арабского Абу Мухаммад ад-Дагестани
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
[ Кто такие салафиты? ]
Мусульманам и их активности в Дагестане посвящаются статьи и аналитика журналистов, высказывания и комментарии политиков, передачи на телевидении. Большинство этих деятелей интересуются лишь новостями и событиями и не пытаются вникнуть в ислам и его доктрину, в шариат и его терминологию. Поэтому многие исламские термины часто используются не к месту и звучат довольно нелепо, а порой – очень курьёзно.
«Ахлю-с-Сунна», «салафиты» – эти слова сегодня можно часто видеть в газетах и слышать из уст чиновников. Некоторые понимают под ними общность мусульман, отличных от так называемых традиционалистов, другие – мусульман, имеющих какое-то особенное отношение к вооружённому джихаду, третьи – боевиков и их пособников, четвёртые – обладателей длинных бород и коротких штанов, пятые… шестые…
Что же, на самом деле, такое Ахлю-с-Сунна? Является ли Ахлю-с-Сунна сектой или какой-то обособленной группой мусульман? Кто такие салафиты, и что значит это слово?
При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заблудших исламских течений и сект не было. Была община мусульман. Потом от неё стали откалываться различные группы. Центральная община называлась Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа – «люди Сунны и общины», то есть те, кто следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не откалываются от общины мусульман.
Сегодня, когда течений стало очень много, и большинство из них причисляют себя к Ахлю-с-Сунна, в некоторых исламских регионах Ахлю-с-Сунна стали называться салафитами. То есть название «салафиты» появилось как синоним Ахлю-с-Сунна – люди сунны и общины, которые ни от кого не откалывались – напротив, все другие течения откололись от них, как от центральной общины.
Однако в некоторых других регионах, как, например, на постсоветском пространстве, те, кто сильнее всех бил себя в грудь, крича о том, что именно они и есть салафиты, несколько дискредитировали это понятие. По этой причине многие предпочитают ими не называться, ограничиваясь названием Ахлю-с-Сунна.
В любом случае салафиты – это не несуфии. Салафизм не определяется отношением к джихаду. Салафия (в основе как термин) – это центральная группа мусульман, которая полностью следует за источниками шариата в понимании праведных предшественников, основываясь на текстах Корана и Сунны, которые к этому призывают.
Саляфиты и cаляфизм
Саляфизм[1]. Если охарактеризовать данное мусульманское течение без радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это – пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и «замороженном» состоянии.
Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической его нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешние атрибуты и второстепенные вопросы «соответствия Сунне». Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также – на устранении языческих наслоений, которые «вплелись» в культуру и традицию арабских племен.
Также термин «саляфиты» последние десятилетия используется по отношению к последователям мусульманского течения, которые стараются строго копировать, точно подражать во внешнем виде (до мелочей), в стиле жизни, в убеждениях тому, что было во времена жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижников.
Основатель саляфизма Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб
Основателем саляфитского течения (в том первоначальном виде) считается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1703–1792). Еще с детства богословские знания (ханбалитский фикх, тафсир, хадисы) он получил от своего отца. Коран он выучил в десятилетнем возрасте. С юности он постоянно совершенствовал свои познания в мусульманском богословии, посещая разные города и обучаясь у разных ученых того времени. В итоге это дало ему хорошие фундаментальные познания. В то же время посещение городов и анализ обычаев, традиций разных арабских племен того времени привели его к выводу, что в арабском мире осталось мало от Ислама и появилось много от язычества. Постепенно, поэтапно, начиная с 1730 года, он начал проповедовать возвращение к истокам мусульманского вероубеждения и с переменным успехом получать поддержку у руководителей городов и областей.
Основные убеждения и принципы данного течения
Основатель саляфизма, обучаясь, изучал и практиковал именно ханбалитский мазхаб, но приобретя большой багаж знаний и начав давать фетвы (богословские заключения), мог согласиться с мнением другого мазхаба[2], если тот имел, на его взгляд, более сильный аргумент. В итоге данное направление мусульманской богословской мысли приобрело отличительную особенность: в основополагающих положениях Ислама они не придерживаются строго какого-либо из мазхабов, но в обычных второстепенных вопросах (например, в религиозной практике) они следуют ханбалитскому мазхабу.
Данное течение призвало открыть врата иджтихада[3], так как они оставались закрытыми со времен падения Багдада в 1258 году[4]. Акцент был сделан на необходимости вернуться к истокам, к Корану и Сунне. Не допускалось принимать то или иное положение, касающееся вероубеждения (акыды), пока не будет найден прямой и однозначный аргумент в его пользу. Главным являлось устранить элементы язычества, наслоившиеся с течением веков на мусульманские убеждения и ценности.
Также одним из важных принципов было устранение религиозных нововведений, предрассудков и суеверий, которые были сильно распространены в те времена по причине невежества и отсталости от прогрессивной богословской мысли. В значительной степени это касалось «паломничеств к святым местам», приписывания святости тому, что ее не имеет. Кладбища в итоге были приведены в порядок: устранены мавзолеи и помпезные сооружения. Они приобрели скромный и неприметный вид.
Конечно же, главным, что привнесло данное течение, является пробуждение и оживление мусульманской богословской мысли. Богословская ученая среда ожила, перестала слепо следовать словам и выводам прошлых поколений ученых, начала изучать суть, работать с первоисточниками в поиске прямых или косвенных аргументов в пользу того или иного. В общем, был сделан акцент на распространении знаний в обществе и подъем уровня культуры.
Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом было написано несколько книг, в основном все они касаются темы Единобожия (таухид).
Ученые и основные книги саляфизма
Корнями данного богословского направления мысли, начиная с самого основателя, являются следующие ученые и их научные труды:
1. Имам Ахмад ибн Ханбаль (780–855 гг. по григор.; 164–241 гг. по хиджре).
2. Ибн Таймия (1263–1328 гг. по григор.; 661–728 гг. по хиджре).
3. Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350 гг. по григор.; 691–751 гг. по хиджре).
Научная мысль Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилась отголоском (эхом) именно этих трудов, он дал их идеям научно-практическое применение. Ученые-богословы Ибн Таймия и Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия были муджтахидами (учеными-исследователями) именно ханбалитского мазхаба, которому, по сути, и последовали приверженцы саляфизма.
Саудиты и саляфизм
Что касается распространения данного течения среди арабских племен того времени, то ключевым в этом процессе является знакомство Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба с Мухаммадом ибн Саудом, бывшим одним из местных руководителей. В 1744 году между ними был заключен союз. В итоге их сотрудничество привело к объединению разрозненных племен Аравийского полуострова и образованию государства Саудовская Аравия. И по сей день эти два рода дружат и сотрудничают.
Мне понравилось, как Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд в своей книге «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра» отдельным абзацем в теме саляфизма дал внешнее описание последователей саляфизма[5]: «В Египте легко отличить последователей саляфизма от приверженцев других религиозных течений: мужчины надевают джильбаб (мужское платье в виде длинной рубахи) и белый платок на голову. Тем самым они становятся похожи на жителей Персидского залива. Длинная рубаха почти до земли и из той же ткани штаны под нею. Основной причиной следования такому стилю в одежде считается отсутствие очертаний ‘аурата, тех частей тела, которые в обязательном порядке прикрываются перед другими людьми»[6].
Категории современных саляфитов
Современных саляфитов (конца XX — начала XXI вв.) можно разделить на три категории:
1. Ученые-факыхи (богословы), которые дают фетвы (богословские заключения), принимая во внимание мнения великих ученых прошлого и выбирая из них то, что имеет наиболее сильную, убедительную и достоверную аргументацию. Спрашивающего они обычно информируют о том, что есть и другие варианты ответа. Они не фанатичны в приверженности одному мнению и не вступают в споры, богословские полемики, а тем более не очерняют тех, кто считает другое мнение более верным, достоверным или правильным.
2. Те, кто не принимает аргументацию великих богословов прошлого, а призывает имеющих соответствующий ученый уровень работать непосредственно с первоисточниками, с Кораном и Сунной. При этом они уважительно относятся к мусульманскому богословскому наследию и великим ученым прошлого.
3. А это уже та часть саляфитов (обычно молодых, юных и малограмотных), кто «загрузил» себя и своих последователей постоянной работой над второстепенными вопросами, по которым всегда были разногласия. Книги и современный Интернет переполнены такими полемиками. Представители этой категории отдают все силы на поиск «единственно верного по Корану и Сунне», что в итоге превращается в бесконечные споры. Они призывают других отказаться от следования какому-либо мазхабу, настаивая, чтобы следовали только им, их «пути Корана и Сунны», а точнее – их новоявленному мазхабу. Обычно всех несогласных они быстро приписывают к кяфирам (безбожникам) либо мушрикам (язычникам).
Полагаю, разумный и просвещенный читатель сразу поймет, что первые две категории следуют здоровому научному подходу в вопросах изучения и практики Корана и Сунны, а вот у третьих — проблема фанатизма и противопоставления себя всем остальным.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] За основу мною взят материал из книги нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра».
См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008.
[2] Мазхаб — дословно «путь»; богословско-правовая школа Ислама.
[3] Иджтихад — дословно «проявление усердия», «настойчивость», поиск богословом-факыхом аргументов, методов и приемов решения богословско-правовых вопросов.
[4] В 1258 году произошло взятие Багдада монголами. Монгольские войска под командованием Хулагу (родной брат Менгу, сын Тулуя, младшего сына Чингисхана) и их союзники осадили Багдад, столицу Аббасидского халифата. «Поскольку Багдад осмелился оказать монголам сопротивление, Хулагу, в полном согласии с заветами своего великого деда, обрек город на полное разграбление и уничтожение. Жители Багдада были по большей части перебиты; не избежал этой участи и сам халиф. 20 февраля 1258 года последний Аббасидский халиф Мустансир по приказу Хулагу был казнен – более чем шестисотлетняя история Арабского халифата завершилась. А Хулагу захватил в Багдаде поистине баснословные богатства: ведь ценности собирались Аббасидами полтысячелетия!» См.: https://military.wikireading.ru/21275.
«После вторжения Багдад был разграблен и сожжен, погибло от 100 000 до 1 000 000 жителей. Библиотеки Багдада, включая Дом Мудрости, были уничтожены монголами, книги кидали в реку, чтобы гатить Тигр. Багдад был разрушен и несколько столетий оставался грудой развалин, что означало конец Исламского Золотого Века.
Дом Мудрости, библиотека, содержащая рукописи по множеству отраслей науки, особенно по медицине и астрономии, была разрушена. Выжившие говорили, что Тигр был черным от смытых с рукописей чернил и красным от крови ученых и философов. Монголы сжигали дворцы, мечети, библиотеки, больницы. Прекрасные здания, стоявшие веками, были уничтожены.
«Ирак 1258 года существенно отличался от современного. Система каналов поддерживалась больше тысячи лет. Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира. Падение Багдада было психологическим ударом, от которого исламский мир не оправился. Ислам замкнулся в себе, стал более консервативным, нетерпимым к конфликтам веры и разума. С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч Ислама. Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля. Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак, который уже не восстановился» (Стивен Датч)». См.: https://ru.wikipedia.org.
[5] Автор книги, которую я взял за основу при написании данного материала, является египтянином, а потому в темах о религиозных течениях дает также описание их последователей в современном Египте.
Хотя я заключил эти слова в кавычки как цитату, все же перевожу не подстрочно, а так, чтобы было понятно моему читателю.
Как распознать салафита
Исламские радикалы уже среди нас. Как, например, понять, что перед вами салафит?
Салафиты (от «салаф» — предки, предшественники) всегда выступали за образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун). Они еще в IX выдвинули идею очищения ислама от позднейших наслоений, отрицали любые нововведе-ния (бид»а) в области вероучения и права, не имеющих прямого обоснования в Коране и хадисах.
«Предками» же считаются первые три поколения мусульман, чье поведение следует изучать и следовать их примеру.
Наиболее радикальных салафитов можно считать «религиозными анархистами», при-знающих только Бога и отвергающих национальных государств и людские законы. Только шариат!
Среди последователей салафии немало людей состоятельных, преисполненных религиозно-политическими амбициями. Это основатели и спонсоры могущественных международных исламских организаций. Нередко они испытывают комплекс неполноценности по причине неудовлетворенного политического и мессианского честолюбия.
Для людей бедных-это форма (и норма) социального протеста.
В новое время идеи «обновления» ислама были возрождены ваххабитами, сторонниками
возникшего в Аравии в середине XVIII в. учения Ибн Абд ал-Ваххаба (1703-1792).
Сегодня он является господствующей исламской доктриной в Саудовской Аравии. Он пользуется влиянием среди мусульман Катара, Ку-вейта, ОАЭ и других стран.
Ваххабиты отрицают возможность посредничества между Всевышним Создателем и человеком, выступая против суфизма (учения о способах очищения сердца человека и ис-креннего соблюдения им религиозных заповедей с помощью учителя — духовного настав-ника).
Всех мусульман, которые не разделяют их убеждения, ваххабиты считают заблудшими, немусульманами, чьи жизнь и имущество теряют неприкосновенность (что приводит к экстремизму).
Важнейшим элементом этой доктрины является специфическое представление о джихаде как непримиримой борьбе не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские идеи. В подтверждение необходимости борьбы за создание «исламского государства» исламисты наиболее часто цитируют видного мусульманского идеолога Таки ад-Дин Ахмада Ибн Таймийю (1263-1328). В одной из своих фетв он на основании айята из Корана (5:49) подтверждал возможность «объявления джихада правителю — тирану, управляющему государством не в соответствии с шариатом».
Убеждение ваххабитов в том, что их противники, даже те, кто по вере формально являются мусульманами, есть «кафиры», дает им право на проявление нетерпимости и жестокости по отношению к «неверным».
За примерами далеко ходить не надо-Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан, Египет.
Следует признать, что Саудовская Аравия на протяжении ХХ века не только взрастила огромную армию салафитов, но и успешно экспортировала салафизм по всему миру.
В отличие от старшего поколения идейных салафитов, которые миролюбиво распро-страняли свои идеи в мечетях, в религиозных школах, медресе и университетах, молодые салафиты в социальных сайтах политизировались не только идейно, но и выработали свои агрессивные позиции в отношении других религиозных партий и организаций мусульманского мира.
Кстати, практически все салафиты в Средней Азии – это жители городов, средний возраст 30 лет. Они неплохо финансируют заграницей. Полуграмотных молодых, но талантливых людей, способных повести за собой других, приглашают и платят им по 300-400 долларов в месяц.
Первый признак салафита в жизни – это хроническая ненависть к шиитам и исмаилитам.
Другой признак — кроме строжайшего соблюдения таухида – безусловной веры в единого Бога, полное отрицают любые новшества в религии.
Салафит не признают светских законов, морально – нравственных норм и традиций современного общества.
Отсюда — полное отрицание светской власти и политической системы, что подразумевает под собой ее смену на религиозной, согласно идеям течении «Салафия».
Салафиты категорически отрицают доисламскую историю своего народа, категорически не воспринимают и воинственно выступают против героического советского периода нашей истории. Для них все те, кто не разделяет их мировоззрение, — «кафиры» и «мунофики» (лицемер, двуличный человек).
Салафиты выступают против русского языка и всегда разжигают межнациональную рознь между русским и другими народами Средней Азии.
Салафиты пренебрегают интересами и законами России, злостно нарушая светские нормы бытия, пытаются создать национально-религиозные анклавы на ее территории и жить по своим «салафитским» религиозным законам.
Приявязка к России-не случайна. После того, как салафиты были объявены вне закона в странах Средней Азии и в Казахстане, многие из них поспешили раствориться в России. Тамошний народ плохо разбирается в мусульманстве, а тем более в его течениях. Рсуские думают, что это нормально, если приезжий носит короткие штаны и бороду, не смотрит телевизор, запрещает детям рисовать, заводит несколько жен, но при этом не ходит в мечеть.
Опасность в том, что нмало молодых людей, поехавших в Россию на заработки, попадают под влияние салафитов, а затем уже прямиком направляются в Сирию на фронты «Исламского государства», чтобы пропасть без вести под бомбами ВКС и западной коалиции.
Как возразить салафиту в споре?
В исламской религии имеются два незыблемых и священных постулатов: «Иншаллах» и «А Аллах Всевышний знает лучше». C арабского переводится как «если на то есть воля Божья», «если Бог пожелает».
Выражение восходит к Корану, где в суре Аль-Кахф 23, 24 написано: «И никогда не говори: „Я сделаю это завтра», (а говори: „Если только этого не пожелает Аллах!»» (Ко-ран, сура Аль-Кахф 23,24).
Rритики салафизма приводят главный контаргумент: в Коране говорится неоднократно о том, что если бы Всевышний хотел, чтоб все были мусульманами, то все были бы мусульманами. Если есть другие люди, значит, так было угодно Аллаху.
Салафиты в своей пропаганде широко пользуются поездами, автомобилями, самолетами, айфонами, интернетом, телевидением. Но при этом полностью отрицают научные достижения, открывшие эти технологии и светские законы, которые позволили их производство в результате сложных общественных отношений.
Поэтому религиозные истины, также как и рациональные являются относительными и должны со временем диалектически обновляться и развиваться. По законам логики, если истина одна и она относительна, то идеи и основные догматы всех мировых религий также относительны и в какой-то мере ошибочны, поскольку Бог для всех един.
Только согласованное духовное и рациональное познание в гармоничном единстве, по принципу «золотого соотношения», способны постепенно приблизить человечество к единой безотносительной истине или к познанию Бога.
Опираясь только на непосредственное обоснование своих идей в Коране и хадисах, а также на образ жизни и веру ранней мусульманской общины они пытаются полностью законсервировать и сохранить их в неизменном виде.
Салафиты таким образом отнимают у Бога право на постулаты ислама «Иншаллах» и «А Аллах Всевышний знает лучше» и передают их представителям первой общины, возвышая их до уровня Аллаха. А на деле отрицают Бога и желают приватизировать Его ради своих политических интересов.
Это основное противоречие «Салафии» не имеет своего разрешения, всегда будет фактором раздора с остальной частью не только мусульманского, но и всего цивилизованного мира путем бесконечного и любыми способами джихада.
Нет сомнений, что навязывание всему человечеству идей и догматов «Салафии» означает объявление тотальной войны против всех остальных религий и конфессий, в том числе и других мазхабов и течений Ислама.
А потому такая деятельность крайне опасна и должна непременно пресекаться всем мировым сообществом.
Хоким Мухаббатов, автор книги «Воля к свободе»