Что такое саммит демократий
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Foreign Affairs (США): демократический саммит — это не то, что доктор прописал
Избранный президент Джо Байден объявил, что в первый же год своего пребывания на этом посту намерен провести «саммит за демократию». То, что он особо подчеркивает значение демократических союзников и партнеров США — это позитивное отличие от отношений президента Дональда Трампа с автократами. На первый взгляд программа саммита — «укрепление наших демократических институтов, честное противодействие вызовам со стороны стран, которые отступают от демократии, и выработка общей повестки дня преодоления угроз, стоящих перед нашими общими ценностями», — кажется достаточно простой. Бывший сотрудник Совета национальной безопасности Александр Виндман даже написал в нашем издании: «Идея проведения демократического саммита не нова, но потребность в нем сегодня как никогда велика».
Но в политике идеология переплетена с интересами, и она может оказаться нецелесообразной, когда минусов будет больше, чем плюсов. Новая администрация может обнаружить, что в наше непростое время саммит является излишней нагрузкой, из-за него Соединенным Штатам придется ломать голову над составлением списка приглашенных, и Вашингтон окажется перед фактом неприятия того, что США имеют право возглавлять встречи глобального масштаба.
Соединенным Штатам было бы лучше сосредоточить свое внимание на небольших группах уже имеющихся демократических союзников и партнеров и восстановить свои собственные инструменты поощрения демократических преобразований и соблюдения прав человека, а также признать, что в отношении демократии наиболее важной задачей для США является восстановление норм и институтов внутри страны.
Только по приглашению
Первой проблемой для США будет определиться с тем, кого приглашать на саммит демократии и на основе каких критериев. Большинство стран-членов Европейского Союза и НАТО вполне вписываются в определение демократии, но не все. Должна ли администрация Байдена пригласить на саммит Венгрию и Польшу, страны, лидеры которых нарушают демократические нормы одну за другой и которые на протяжении нескольких недель блокировали принятие бюджета ЕС в 1,8 триллиона евро и комплекса антикризисных мер в условиях пандемии COVID-19, потому что он включал положение, подтверждающее верховенство закона?
Для такого международного демократического саммита вряд ли подходит и Турция, являющаяся членом НАТО, которую «Фридом Хаус» (Freedom House) прямо относит к числу «несвободных» стран. Но исключение из числа возможных участников саммита стратегически важных стран наподобие Турции может повлечь за собой последствия для двусторонних отношений с союзниками, особо важными для борьбы с растущей агрессией России. Администрация Байдена должна использовать отношения США с такими странами, чтобы оказывать давление на их лидеров, но начинать свою работу с публичного пренебрежения союзниками по договору и недопущения их к участию в важном международном мероприятии вряд ли кажется самым конструктивным решением.
И за пределами Европы Вашингтону придется принять несколько непростых решений. Возьмем, к примеру, Индию, которую часто представляют как крупнейшую в мире демократию и члена Индо-Тихоокеанской «четверки», состоящей из США, Японии, Австралии и Индии. США привлекли Индию в этот альянс для продвижения общих интересов всех четырех стран в регионе, где доминирует Китай. Япония и Австралия являются убежденными демократиями, но, по оценкам аналитической компании «Экономист интеллидженс юнит» (Economist Intelligence Unit), за последние шесть лет Индия заняла второе место по масштабам подавления гражданских свобод из 167 внесенных в рейтинг стран. В феврале прошлого года были совершены нападения на индийских мусульман, которые были настолько жестокими, что их можно сравнить с погромами евреев в «хрустальную ночь» в нацистской Германии.
Нет недостатка и в других странах-кандидатах, представляющих собой подобные дилеммы. Индонезия после падения ее авторитарного режима в 1998 году добилась некоторого демократического прогресса, но в последние годы в стране сначала началась стагнация, а теперь наблюдается упадок демократии. В Бразилии президент Жаир Болсонару получает удовольствие от того, что его называют «тропическим Трампом», наслаждаясь, по словам двух бразильских ученых, своей войной с демократией. А еще есть Филиппины, страна, стратегически важная для США. Но президент этой страны Родриго Дутерте санкционировал зверское убийство более восьми тысяч человек и нарушил множество других основных демократических норм и процедур, воплотив «мрачное будущее демократии».
Есть множество стран на Ближнем Востоке и в Африке, где ситуация довольно плачевная. Единственной арабской страной, которую «Фридом Хаус» оценивает как «свободную», является Тунис. Будут ли расширены рамки саммита, чтобы включить в число его участников «частично свободные» дружественные страны, такие как Иордания, Кувейт и Марокко? Но все же было бы справедливым не включить в список участников Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, которые, по всей видимости, будут рассчитывать компенсировать это упущение в других направлениях своих отношений с США. На участие в саммите будет претендовать Южная Африка, а также Ботсвана, Кабо-Верде, Гана, Маврикий и Намибия. Но и здесь выбор этих демократий вместо геополитически более важных стран, таких как Нигерия и Кения, отразится на двусторонних отношениях.
Контекст
Foreign Affairs: у США еще есть шанс сохранить лидерство в мире — и это Джо Байден
Грузия online: пассивность США стала причиной успехов России на Южном Кавказе
Breitbart: почему топовые СМИ США не стали писать про компромат на сына Байдена
WP: как Байден будет противостоять Китаю и России
Идеология и интересы
Созвать саммит за демократию означает принять явно идеологический подход к глобальной повестке дня. Нет никаких сомнений в том, что США имеют сходство с другими демократиями, которого у них нет с автократиями. Но идеология не всегда совпадает с интересами.
Во время холодной войны из-за единого видения мирового коммунизма американские политики не заметили ни раскола между Китаем и СССР в 1950-х годах, ни своеобразия национализма в странах третьего мира. Сегодняшним американским политикам нельзя совершать ту же ошибку, им не следует принимать за данность общность интересов автократий, особенно России и Китая. У этих двух держав есть общее неприятие господства США в мировой системе и традиционной поддержки Соединенными Штатами верховенства закона. Но при этом эти страны остаются неудобными партнерами, особенно когда конкурируют за преимущества в регионах, имеющих большое значение для них обеих, таких как Центральная Азия и Арктика.
Более того, даже в периоды реальной идеологической конкурентной борьбы разница в политических идеологиях не препятствовала сотрудничеству США с Россией или Китаем, основанному на взаимных интересах. «Я не могу принять коммунизм, но чтобы пройти по этому мосту, я пожму руку и дьяволу», — сказал президент Франклин Рузвельт, оправдывая союз США с советским лидером Иосифом Сталиным во Второй мировой войне. Оказавшись на грани ядерной катастрофы с лидером СССР Никитой Хрущевым во время кубинского ракетного кризиса в 1962 году, президент Джон Кеннеди в следующем году заговорил о необходимости «стратегии мира» в атомном веке. Хотя соглашения о контроле над вооружениями времен холодной войны, подписанные Соединенными Штатами и Советским Союзом для управления их ядерным соперничеством, были несовершенными, они были существенным достижением. Американцы и советы также взаимодействовали и в некоторых других областях, преследуя общие интересы, в частности в области глобального искоренения оспы в 1960-х и 1970-х годах. И, несмотря на такие проблемы, вызывавшие разногласия, как вторжение России на Украину в 2014 году и агрессия Китая в Южно-Китайском море, США, Россия и Китай взаимодействовали при заключении иранской ядерной сделки и в рамках Парижского соглашения по климату еще в 2015 году. В случае проведения саммита на высоком уровне, на котором в центре внимания будет исключение из числа участников Китая и России, Соединенным Штатам будет гораздо сложнее сглаживать напряженность в отношениях с этими странами сейчас, когда эта напряженность растет.
Не обеспечивает в полной мере общих интересов и общая идеология с другими демократиями. Этого не было никогда — ни в отношении войны в Ираке, ни в отношении войны во Вьетнаме. Честно говоря, общих интересов не было и у изоляционистских Соединенных Штатов до того, как Япония разбомбила Перл-Харбор в декабре 1941 года, даже когда Гитлер атаковал одну демократию за другой. Возьмем примеры из сегодняшней повестки дня, политики и интересов. Германия сопротивляется давлению США в отношении строительства газопровода «Северный поток — 2» из России. Япония и Южная Корея продолжают проводить свои собственные трехсторонние саммиты с Китаем. В американо-израильских отношениях, вероятно, вновь возникнут существенные разногласия по Ирану и палестинцам. В этих и других вопросах идеология важна, но интересы важнее.
Обойтись без саммита и приступить к работе
США, которые проявляют интерес к демократии, правам человека и верховенству закона, будут гораздо предпочтительнее Соединенных Штатов, которые эти проблемы не заботят. Но вместо проведения нового саммита Вашингтон может действовать через уже существующие структуры, такие как НАТО и «Большая семерка». США могут укреплять свое сотрудничество с Европейским Союзом, способствовать повышению многосторонности среди своих основных азиатских союзников и даже найти лучшие способы взаимодействия со своими союзниками по НАТО и азиатскими странами.
Недавно НАТО опубликовала свой доклад под названием «НАТО-2030», в котором подтверждаются лежащие в основе договора «принципы демократии, свободы личности и верховенства права» и предлагается создать Центр передового опыта для обеспечения устойчивости демократии. Лучше работать с такими членами альянса, как Польша, Венгрия и Турция, через эти механизмы (наряду с двусторонним давлением), чем созывать новую глобальную встречу гигантских масштабов.
В последние годы Европейский Союз выдвигает инициативы по пересмотру и активизации своих действий, направленных на продвижение демократии. У «Большой семерки» есть свои пределы, ограничивающие ее деятельность, в частности, в нее не входят страны Глобального Юга, но она сыграла важную роль в продвижении демократии, особенно во время демократических преобразований, таких как, например, в Испании в 1975 году и в Южной Африке в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Результаты деятельности Организации американских государств, мягко говоря, «неоднозначные», но она доказала свою эффективность во время попыток государственных переворотов в Гватемале и Парагвае в 1990-х годах. А Управление Верховного комиссара ООН по правам человека недавно оказало давление на Китай в связи с нарушениями принципов демократии и прав человека, таким как репрессии против уйгуров и отмена автономии в Гонконге. Ни один из этих механизмов не является совершенным, но все они важны, и их использование не сопряжено с недостатками, которые подразумевает проведение глобального саммита за демократию.
Администрация Байдена должна направить часть сил и средств, которые могли бы пойти на проведение демократического саммита, на активизацию деятельности своих структур и политики в области продвижения демократии и обеспечения соблюдения защиты прав человека. Средства урезаны, моральный дух упал, эффективные программы сведены к нулю: при Трампе было почти уничтожено Агентство США по международному развитию, а Национальному фонду поддержки демократии, Корпорации «Вызовы тысячелетия», Наблюдательному совету по вопросам вещания, Институту мира США и другим программам исполнительной власти необходима поддержка. Администрация Байдена может распространять американские ценности, работая через уже существующие альянсы и партнерства и одновременно возобновив финансирование тех американских структур, которые занимаются проблемами демократии, прав человека и верховенства закона.
Руководство демократическим процессом
На протяжении всей своей предвыборной кампании, а теперь и в переходный период, Байден сделал центральной темой возвращение руководящей роли США в деле продвижения демократии. Конечно же, организационный потенциал Вашингтона впечатляет, как подчеркнул назначенный госсекретарь Энтони Блинкен. Но если американцы будут честными сами с собой, то это место «во главе стола» демократий должно быть отвоевано.
Окончание холодной войны 30 лет назад стало для США триумфальным моментом. За эти три десятилетия страна объявила импичмент двум президентам, развязала необдуманную войну в Ираке, вызвала глобальный финансовый кризис, неправильно действовала в условиях пандемии и боролась с такими внутренними проблемами, как вопиющее экономическое неравенство и системный расизм. Американцы продолжают бороться за соблюдение своих основных демократических норм и процедур. Администрация, которая стремится быть глобальным лидером, должна сначала добиться реформирования американской демократии на более глубоком уровне — если говорить о том ущербе, который нанес демократии президент Дональд Трамп.
У всей администрации Байдена не будет более неотложной задачи в продвижении демократии, чем восстановление американских институтов и норм, чтобы они были более устойчивыми к тем потрясениям, которые они пережили за последние четыре года. Для этого потребуется проявить максимальное смирение: демонстрировать лидерство США — это не значит заявлять о праве на это лидерство. Это значит показывать, что США вновь подтверждают свою приверженность принципам, на основе которых они были созданы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«США нужно навязывать свою повестку»: для чего проводился «Саммит за демократию»
В Госдуме заявили об «обрушении» мира старой американской демократии
Президент США Джо Байден на «саммите за демократию», 9 декабря 2021 года
Мир меняется, и американская модель уже не является вершиной демократии, как это навязывалось в течение десятилетий, считает депутат Госдумы Алексей Чепа.
«Мы понимаем, какие сложности после последних и предпоследних выборов в США возникли в области демократии, после провала политики администрации в нескольких странах, в том числе в Ираке, Ливии, Афганистане. Теперь США нужно как-то навязывать свою повестку», — сказал он «Газете.Ru», комментируя прошедший 9-10 декабря «Саммит за демократию», который организовали Соединенные Штаты.
Его коллега, Виталий Милонов был еще более категоричным, заявив, что в США «уже нет давно демократии, хотя они и привыкли называть демократией все, что они придумывают».
Парламентарий обратил внимание на явное неравенство в США. «Это называют нормами новой этики, а я бы сказал, что это новый социализм, новый троцкизм.
Безусловно, мне очень печально, потому что старый добрый мир той самой старой американской «демократии» рушится, а это будет дестабилизировать ситуацию в мире», — считает он.
По его словам, мир всегда держался на нескольких китах: «Великой Российской империи, Северной Америке, Юго-Восточной Азии, Китае». Но теперь одна из составляющих этого мира уходит, как и ее мощность.
«Невозможно представить мощное государство, которое базируется на принципах толерантности, сексуального раскрепощения. Империи так не строятся. Мощное государство не может так существовать», — констатировал Милонов.
Как прошел «саммит демократий»
США тем временем заявили о планах повторно организовать «Саммит за демократию» уже в 2022 году — соответствующее заявление в ходе телефонного брифинга сделала представитель американской администрации. По ее словам, мероприятие не сводится к какой-то конкретной стране, на нем подчеркивается стремление придать импульс демократии.
Саммит был открыт рано утром 9 декабря. Приглашение принять в нем участие получили 110 стран. В этом списке не оказалось не только находящихся в конфронтации с США России и Китая, но также и некоторых американских союзников по НАТО — Венгрии и Турции.
При этом на саммите выступали признаваемый США президентом переходного периода Венесуэлы Хуана Гуайдо и экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская.
В поддержку укрепления демократии по всему миру президент США Джо Байден объявил о запуске «Президентской инициативы за демократическое обновление» — наборе инициатив в области политики и иностранной помощи, «которые основываются на значительной продолжающейся работе правительства США по укреплению демократии и защите прав человека во всем мире», говорится на сайте Белого дома.
Эту идею должен одобрить конгресс. Средства должны пойти на пять направлений: поддержка свободных и независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка реформаторов, продвижение технологий, необходимых для развития демократии, защита свободных и честных выборов и политических процессов.
«Давно не демократия»
Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, комментируя этот саммит, написала в своем Telegram-канале, что США наделят его участников «почетным правом» обслуживать американские интересы. «Взят курс на создание новых разделительных линий в международных делах. На этот раз в контексте противостояния группы стран, возомнивших себя вершителями судеб человечества, и других членов мирового сообщества», — оценивал саммит глава МИД России Сергей Лавров.
В конце ноября послы России и Китая в США в совместном заявлении обвинили Белый дом в «менталитете холодной войны» и создании новых разделительных линий.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков обвинил США в попытке «приватизировать слово «демократия», а КНР осудила Вашингтон за приглашение на саммит представителей Тайваня.
Из бывших советских республик в форуме принимают участие страны Балтии, Украина, Грузия, Молдавия и Армения.
Саммит демократий — это довольно удачный и успешный шаг для Байдена, у которого их осталось не так много, сказал «Газете.Ru» американист, эксперт РСМД Алексей Наумов.
По его словам, это возможность объединить союзников США или те страны, которые хотят себя считать таковыми и заручиться американской поддержкой.
«По сути хотя бы какое-то оформление идеологической политики при всех спорностях осталось только у США. Например, у Китая нет форума автократий, Россия не проводит форум традиционных ценностей, а у США есть вот эта штука, с которой они идут в мир и могут что-то получить. Грубо говоря, они предлагают идею, а в ответ получают реальные заверения в союзничестве, корректировки курса в сторону проамериканскости», — пояснил эксперт.
К тому же этот саммит представляет собой попытку объединить поляризованные и расколотые Соединенные Штаты.
«В США многие действительно верят в идеи демократии. То, что нам может казаться циничной эксплуатацией громких слов, для многих — действительно важное и актуальное явление. Политика США в более значительной степени идеологизирована в сравнении с политикой других держав», — обратил внимание Алексей Наумов.
США нужно показать, что они еще представляют из себя мирового лидера, сказал политолог-американист Малек Дудаков. Как он отметил, их статус и репутация сильно пошатнулись на фоне афганского фиаско.
«Проводя этот саммит, администрация Байдена де-факто признает, что однополярный мир закончился, и США приходится выстраивать отношения с оппонентами — Россией и Китаем, например, — от лица в целом не только государств демократического строя, но и государств, которые в принципе готовы сотрудничать с США. Там большой список стран, которые были приглашены на саммит, хотя они не представляют собой развитые демократии», — обратил внимание эксперт.
К тому же Байден много говорил, что в США происходит культурная поляризация общества, радикализация многих частей, поэтому он использует этот механизм, чтобы что-то делать и с этим, заключил Дудаков.
Почему Россию, Китай, Турцию и Венгрию не пригласили на саммит демократий
Кого США позвали обсудить проблемы демократии
Госдепартамент США опубликовал список 110 стран, лидеры которых приглашены на «Саммит за демократию». Он пройдет в виртуальном режиме в Вашингтоне 9–10 декабря. Список приглашенных включает либеральные демократии, более слабые демократии и несколько государств, которым присущи авторитарные черты, отметил в своем отчете эксперт Фонда Карнеги Стивен Фельдстайн. 77 стран мира считаются «свободными», то есть полностью демократическими, согласно рейтингу американской неправительственной организации Freedom House за 2021 год, еще 31 страна — «частично свободные», согласно тому же рейтингу, а трое из приглашенных участников возглавляют страны, входящие в группу «несвободных».
Из постоянных членов Совета Безопасности ООН приглашения не получили Россия и Китай. Из стран Европейского союза не получила приглашение Венгрия, а из союзников США по НАТО — Турция. Из постсоветских стран приглашение получили Армения, Грузия, Молдавия и Украина.
Почему Россию и Китай возмутил список участников
Москва и Пекин раскритиковали такой выбор США. Москва негативно относится к планам Вашингтона провести «Саммит за демократию» и видит в этом попытку провести новые разделительные линии, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Еще до того как был обнародован список стран — участников саммита, Москва просила своих союзников проигнорировать его, рассказал РБК дипломатический источник. Однако, например, Армения этот призыв проигнорировала — премьер-министр Никол Пашинян уже подтвердил свое участие в форуме.
После закончившейся год назад второй карабахской войны баланс сил на Южном Кавказе изменился — Баку явно сильно сблизился с Анкарой, с Грузией у России нет дипломатических отношений с 2008 года, так что последней страной-союзником оставался Ереван, обращает внимание политолог Алексей Макаркин.
Пекин решительно выступил против приглашения на саммит Тайваня, который считает китайской территорией (хотя Китай не имеет над ней контроля). Неделей ранее на переговорах с лидером КНР Си Цзиньпином президент США Джо Байден выразил приверженность принципу «одного Китая», в соответствии с которым официальные переговоры возможны только с представителями Пекина. Приглашением Тайваня на саммит этот принцип нарушается, заявил в среду представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
Китайские и российские власти очень внимательны к символике и статусу в международных отношениях, поэтому их реакция на саммит была довольно резкой, говорит эксперт Института Кеннана Игорь Зевелев.
Зачем проводится саммит
Саммит «продемонстрирует одну из уникальных сильных сторон демократии — способность признать ее недостатки и противостоять им открыто и прозрачно», будет посвящен вызовам и возможностям, с которыми сталкиваются демократии, и предоставит лидерам платформу для объявления как индивидуальных, так и коллективных обязательств, реформ и инициатив по защите демократии и прав человека в их странах и за рубежом, говорится в официальном заявлении Госдепартамента. Планируется, что обсуждаться будут три ключевые темы: защита от авторитаризма, противодействие коррупции и борьба с ней, содействие уважению прав человека.
Во внешней политике любой администрации США присутствуют два компонента — жесткое отстаивание национальных интересов и преследование геополитических целей, то есть это политика в духе политического реализма, в которой в то же время в большей или меньшей степени присутствует компонент либеральных ценностей, который выражается в международной поддержке демократии и прав человека, напомнил Зевелев. Международная поддержка демократии и прав человека в США институционализирована в виде обязанностей Госдепартамента публиковать доклады о состоянии прав человека в мире, напомнил эксперт. Байден начал свой президентский срок в очень прагматическом ключе, жестком отстаивании национальных интересов, теперь он должен сбалансировать такой подход риторикой о демократии и правах человека и их поддержкой в глобальном масштабе, объясняет логику проведения саммита Зевелев.
Демократическая администрация продолжает прилагать усилия для восстановления и укрепления отношений с союзниками, которые были подпорчены во время президентства Дональда Трампа, добавляет Макаркин. «Когда пришли демократы, их задачей в первую очередь стало вернуть доверие своих союзников, показать, что Америка никуда не ушла, она не будет распускать НАТО и так далее. Надо показать, что Америка остается надежным союзником и что для Америки ее традиционные партнеры значимы. И это надо было облечь в какую-то идеологическую рамку. И такой рамкой стала тема поддержки мировых демократий», — говорит эксперт. Макаркин также полагает, что состав предстоящего саммита говорит о том, что Вашингтон решил отказаться от «экспорта демократий» и хочет сосредоточиться на укреплении их там, где они уже есть.
Почему саммит пройдет без Турции и Венгрии
Восемь из приглашенных стран находятся на низких позициях в рейтингах политических свобод. К этой группе Фельдстайн отнес Анголу, Демократическую Республику Конго, Ирак, Кению, Пакистан, Сербию и Замбию. Еще в четырех странах, отмечает он, идет откат от демократических свобод — это Бразилия, Индия, Филиппины и Польша. При составлении списка участников принималась во внимание региональная динамика — на Ближнем Востоке ведущая демократия Израиль, составить компанию этой стране на саммите мог бы Тунис, но там произошел переворот, а приглашать только Израиль было бы политически неправильно, поэтому был приглашен и Ирак, описывает логику администрации Байдена эксперт Фонда Карнеги. Учитывались и стратегические интересы — Пакистан важен как союзник по борьбе с международным терроризмом, Филиппины важны в контексте сдерживания Китая, а Украина — России, продолжает он.
Неприглашение Венгрии и Турции Фельдстайн объясняет как тенденциями в политическом развитии этих стран, так и нежеланием администрации Байдена демонстрировать поддержку Виктору Орбану и Реджепу Тайипу Эрдогану незадолго до выборов (в Венгрии выборы пройдут в 2022 году, в Турции — не позднее 2023 года). При этом большинство экспертов не ожидает от «Саммита за демократию» каких-то реальных результатов, тем более что он будет проводиться в режиме онлайн и имеет скорее символическое значение, заключает Зевелев.