Что такое самодельный крест

Как отличить Крест Христов от самодельного?

Ответы пастырей

В Новом Завете сказано: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян. 14: 22). Но как отличить в нашей жизни Крест Христов от креста самодельного? Ведь зачастую мы сами придумываем беды себе на голову, а потом называем их крестом.

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест

Жизненный Крест должен доставлять духовную пользу

Если что-то возможно изменить, то можно помолиться и, по слову апостола, «воспользоваться лучшим»

– Действительно, иногда наши беды не имеют ничего общего с Крестом Христовым. Приведу пример. В детстве я учился в не очень-то хорошем классе, где у меня было много конфликтов и неурядиц вплоть до самого окончания школы. В то же время в параллели был гимназический класс, где я по уровню знаний мог бы свободно учиться, где был прекрасный классный руководитель – мой любимый учитель до сего дня, где были замечательные ребята. Короче, я всегда входил в этот класс с завистью. Теперь я вот думаю: зачем же я страдал? Нужно было озвучить мою проблему родителям, и меня запросто перевели бы в тот класс, как, кстати, одна моя одноклассница и сделала. Но я по какой-то застенчивости и робости не высказывал свои проблемы и мучился с пятого по одиннадцатый класс.

Так и многие из нас мучаются на нелюбимой работе, когда могли бы ее поменять, или живут в тяжелых бытовых условиях, которые, в общем-то, можно изменить. Нам часто кажется, что все наши страдания – Крест Христов, который мы обязаны тащить. Однако если в ботинок попадет камень, мы же не мучаемся всю дорогу, а остановимся и выбросим его из обуви!

Как же понять, где Крест Христов, а где нет?

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест Священник Сергий Бегиян Да, с одной стороны апостол Павел говорит нам, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22). Но в то же время он же замечает: Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7: 21). Он не препятствует рабу избрать свободу, а предлагает искать лучшего! Кому-то душеспасительнее пребывать в рабстве и подчинении, отсекать свою волю, как в монастыре, а кому-то – трудиться во славу Божию на воле. Поэтому сам в молитве поищи умом и сердцем лучшее для своей души и этим воспользуйся.

Иногда мы попадаем в такой переплет, что скорби просто сокрушают нас, приводят в состояние озлобления, ропота и уныния. И если что-то можно изменить, тогда, может, на самом деле лучше помолиться и попытаться что-то изменить, «воспользоваться лучшим»?

Бывает, что скорби невозможно устранить. Например, болезни. Тогда, конечно, нужно вооружиться терпением. Ясно одно: жизненный Крест должен доставлять духовную пользу. Страдания, принятые правильно, постоянно научают человека смирению и терпению, привлекают к нему благодать Святого Духа. Поэтому некоторые подвижники (и в миру), имея возможность изменить тяжелые обстоятельства жизни, лучшим для себя почитают терпеть их. Так, преподобный Паисий Святогорец рассказывает про одного достоблаженного человека, который имел развратную жену. Она постоянно ему изменяла и издевалась над ним, но он жил с ней в надежде привести ее к богоугодному житию своими молитвами и благонравием. За этот подвиг Господь смирил сердце его жены, и она пришла к пристойной жизни.

Конечно, это подвиг. Кому-то он по плечу, а кого-то он приведет только в расстройство, и поэтому, бывает, нужно воспользоваться чем-то «лучшим» для себя и не нести труд бессмысленно.

Крест самодельный всегда от нашего неразумия и гордости

– Мы, люди, пожалуй, и правда, очень странные существа. Мы всё время ропщем на то, что крест наш слишком тяжелый, неправильный, несправедливый. И не замечаем, что мучаемся-то мы не от креста Христова, а от своего собственного неразумия.

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест Священник Валерий Духанин Если ты сам гробил свое здоровье, то почему спрашиваешь: «За что Бог дал мне эту болезнь?»? Если сам залезал в долги и брал непомерные кредиты, не рассчитав собственные возможности, если начинал дело, которое заведомо не мог потянуть, то почему считаешь, что это Бог возложил на тебя такой крест?

Крест самодельный всегда происходит от нашего неразумия, гордого мнения: «да я сейчас горы сверну!», от безрассудного отношения к своим силам, к предпринимаемым делам, к жизни в целом. И такой крест может оказаться непомерно тяжелым, подломить наши силы, здоровье, лишить покоя и внутреннего равновесия.

Крест Христов – те скорби, жизненные испытания, трудности, которые пришли в нашу жизнь по-человечески нежданно-негаданно, но становятся орудием нашего спасения, отрезвления нашей души. Крест Христов мы не выбираем, не можем предугадать. Но удивительно, крест Христов – всегда по нам. Он всегда в точности соответствует нашим силам, возможностям, внутренним ресурсам. Надо лишь учиться его смиренно принять.

Сам себе страданий не ищи, но то, что дается, терпи безропотно

Но вот хочется всё же сказать, что в реальной жизни всё очень перепутано и с ходу трудно бывает понять, что наше самовольное, а что Божие промыслительное. Наши жизненные начинания так и будут растворены нашими же заблуждениями, потому что жить идеально у нас не получается. Но скорби, как следствия наших грехов и ошибок, учитываются Промыслом Божиим. Господь попускает пройти через них, значит, из этого тоже извлечь можно пользу, вынести какой-то жизненный урок.

Ты сам себе выбрал вторую половинку, сам выбрал работу, сам согласился на те или иные нагрузки, но останься христианином при этом: не уходи из семьи, ответственно исполняй свои обязанности, не ропщи на сложившиеся обстоятельства, не изводи сам себя. Что можно исправить, исправляй, но вверь свою жизнь в руки Божии.

Главный же вывод такой: сам себе страданий не ищи, но то, что дается, терпи безропотно. И Бог всякого утешения (2 Кор. 1: 3) пребудет с тобою.

Человеческие скорби – результат несовершенства нашего мира

Нужно помнить: Бог никого и никогда не искушает, Он есть абсолютное Благо и абсолютная Любовь

– Нужно помнить, что Бог никого и никогда не искушает. Он есть абсолютное Благо и абсолютная Любовь.

Бог не хочет, чтобы человек страдал, не для этого Он создавал Адама. И ради того, чтобы человек не страдал в вечности, вместо нас добровольно идет на крест.

Скорби, испытываемые человеком, есть результат несовершенства нашего мира, живущего по законам зла. Человек свободен в своем нравственном выборе. От его поступков во многом зависит то, как будет складываться его дальнейшая жизнь.

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест Священник Александр Дьяченко «Береги честь смолоду», – учили нас предки. Формируй свое будущее сегодня. Не греши в молодости, чтобы потом в течение всей твоей жизни не расплачиваться за неразумное начало. Вино, наркотики, беспорядочные связи на моих глазах выкосили чуть ли не целое поколение, чья юность выпала на «лихие девяностые» и начало двухтысячных. Тогда всем было трудно, но наркотики и блуд были делом добровольным.

От нас не зависит время, которое мы не выбираем, но только от нас зависит выбор законов и правил, по которым мы отправимся по времени нашей жизни.

Внешние нестроения, войны, революции, болезни, доставшиеся нам от родителей, – это крест, который человек несет – и будет нести, хочет он того или нет. И даже при таких обстоятельствах смиренное безропотное несение креста спасительно. Оно формирует человека, укрепляя его веру в Бога, возводит до состояния святости. Таких примеров множество, самые яркие – ветхозаветный невинный страдалец Иов, Матрона Московская, Матрона Анемнясевская.

Обстоятельства времени не мы выбираем, но только от нас зависит выбор правил, по которым нам жить

Знаю человека, который в далекой юности подделал год своего рождения, тем самым избежав мобилизации. Он не попал на фронт. Выучился, достиг высот. Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Событиями, не всегда праведными. А потом пришла старость и тяжелейшие муки совести. Так устроена наша жизнь. Он избежал скорбей во время войны, но не избежал их после.

Наше подражание Христу само по себе зачастую немощно

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест Священник Димитрий Шишкин – Мы становимся пусть даже в малейшей степени соучастниками Христова крестоношения тогда, когда стараемся думать, говорить и действовать так, как заповедовал нам Господь. Быть подражателями Ему, по слову святых отцов. Не нужно «выдумывать» себе какие-то специальные скорби и трудности, нужно просто быть честными по отношению к себе, к ближним, быть честными по отношению к Богу, и мы увидим, что такая (по совести и в согласии с Евангелием) жизнь неизбежно будет сопряжена со скорбями. Именно об этом говорит Господь, призывая нас отречься себя и взять крест Свой и следовать за Ним. В том-то и дело, что нам не хватает решимости для всецелого отвержения себя.

Мы если и поступаем время от времени по-христиански, то именно в меру собственной немощи, и наше подражание Христу само по себе зачастую немощно и неубедительно из-за того, что мы больше привыкли угождать плоти, нежели духу, жалеем себя и с трудом отказывается от своих греховных утешений, привычек и пристрастий.

Будем, по крайней мере, честно признаваться себе в этом, надеясь на то, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). Но и при этом осознании своей немощи всё-таки будем стараться делать, что можем доброго, ради Христа, следуя Его заповедям, не опуская рук и не унывая, не оставляя надежду на то, что Господь и малый наш труд примет и приходящего к Нему не изгонит вон (ср.: Ин. 6: 37). Можно сказать, что 99 процентов труда в деле нашего спасения Господь берет на Себя, но оставшийся 1 процент мы должны понести и исполнить, с Божией помощью, сами. И без этого малого труда спасение наше невозможно. Труд этот относится не только к физической работе, но и к работе ума и воли, к работе чувств, когда всего себя, целиком мы должны стараться приводить в соответствие с образом жизни христианским. Поле действия – огромно, просто нужно не отмахиваться от тех возможностей, которые предлагает нам жизнь, а точнее сказать – Сам Господь, не отмахиваться от возможностей исполнения заповедей Христовых, делать, что можем, и каяться искренне в том, что не делаем из того, что могли бы. Не оправдываясь и не мечтая о себе ничего высокого. Помня о том, что мы, строго говоря, далеки даже от начатков действительного доброделания.

Источник

Самодельный крест православной семьи

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест

Учебники по монашеству – травмоопасны для семьи

– Почему люди разводятся?

– В целом разрушена структура общества. Семья часто понимается не как нечто, данное раз и навсегда, а как особая договорная система. Это понимание меняется, когда оба супруга воцерковлены осознанно и по-настоящему.

– Но ведь разводятся и православные, даже многодетные…

– Да. Но чаще в тех случаях, где работает доминанта личного счастья: человеку должно быть в браке хорошо.

– А разве не должно быть человеку хорошо в браке?

– Конечно, в браке должно быть хорошо. Но только же не всегда получается. Семья и брак – это труд. И, собственно, когда становится предельно трудно, кажется, что вот он, простой способ кардинально изменить ситуацию.

Но понимание того, что брак – это труд, можно очень легко передернуть. Причем из православного брака сделать темницу легче, чем из светского. Для этого больше идеологической базы, неверно трактованной. Вот и начинается: «Зачем я тебе буду делать жизнь лучше, ведь семья – это крест и страдания, а значит, терпи и мой посуду».

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест

Екатерина Бурмистрова. Фото Ивана Джабира

– А как быть с иерархией семьи, когда муж – глава и его нужно беспрекословно слушаться?

– Современная семья – это союз равных партнеров. В том виде, в котором она сложилась когда-то, семейная иерархия не применима. Тем более, практически никто не рос в семье с такой иерархией. Это вообще некоторая фантазия, вычитанная из учебников по монашеству, неадаптированных, девятнадцатого или даже восемнадцатого века. Все равно, что взять древнеегипетские тексты и радикально обрушить полученное из них, не посоветовавшись ни с кем, на свою семью. Это очень травмоопасно. Нужна очень серьезная адаптация и помощь реально живущих священников. Но при этом не «старцев», в кавычках.

– Мужчина не глава семьи?

– Мужчина может быть главой. Но это не подразумевает ни тирании, ни диктата. И он – глава избранный, по согласию. Если он начинает эту тему педалировать, причем ни он сам, ни жена не росли в традиционной модели, то ничего хорошего не получится. Они же оба выросли в системе, когда девочки, мальчики воспитывались одинаково, сидели вместе за партой, были приучены в школе к соревновательной конкуренции. Это нельзя переделать в браке, воспроизведя традиции без осмысления.

Семья, где начинает работать авторитарная модель, может стать не христианской. Там и жесткость отношений, и безлюбовность и невидение потребностей друг друга. Вот это как раз особенности православных браков, из-за которых они нередко рушатся.

Причем бывает, что мужчина, который декларативно требует иерархии – инфантильный. То есть сверху у него идеология, он весь правильный, а за этим инфантилизм, неумение брать ответственность…

«Для чего мне это надо?»

– Когда инициатором разводов выступает женщина?

– В таких ситуациях, когда в семье проявляется та самая жесткая структура. Но она также может не разваливать семью, а уходить в депрессию, в какое-то заболевание.

– А когда разводятся по инициативе мужчины?

– Мы имеем дело с тотальным количеством неофитов в Церкви. Неофитство – это 10–12 лет, – то время, когда люди входят в традицию, что-то начинают понимать. Люди на подъеме неофитства создают семью, рожают детей, одного за другим. Часто не по желанию, а потому, что так положено. Это гигантская длительная нагрузка.

Затем подъем неофитства проходит, нагрузка растет, а отношения выхолащиваются, потому что они не были крепкими и супруги в них не вкладывались.

Я уж не говорю про браки, когда люди плохо друг друга знали и женились по благословению священника. Таких тоже немало. Это, правда, меньше афишируется. У нас любят показывать красивую картинку православного брака.

А в православном браке, как и в неправославном, бывает всякое. Допустим, некрепкая семья, супруги были мало знакомы до свадьбы, у них почти ничего нет общего. И вот когда волна неофитства проходит, мужчина нередко задает себе вопрос: «Для чего мне это надо? Любви в браке нет, радости нет, много работы, есть жена, которую я не вижу ни в какой роли, потому что она постоянно с детьми».

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест

Если к этому добавить желание романтики, тот факт, что мужчина редко теряет «товарный вид», в отличие от женщин, вот и появляется желание выйти из всего этого, начать что-то новое.

Случается, что человек выходит из периода неофитства и у него начинают возникать мысли, что он может не уходить совсем из Церкви, оставив семью. Поразительные бывают случаи, когда муж оставил семью с несколькими детьми и при этом он не перестал посещать храм, причащаться.

Самодельный крест

– Какие конфликты могут привести к разводу?

– Есть конфликты ходовые – люди поругались, через конфликт договорились и стали ближе друг к другу, выработали, возможно, какую-то общую позицию. А есть конфликты, которые приводят к дистанцированию, когда увеличивается межличностная дистанция, как говорят психологи, и люди в результате этого конфликта отдаляются. Такой конфликт – шаг к охлаждению, отдалению, ощущению еще большего непонимания. Это может копиться, а если речь о многодетной семье, там много чего происходит, и просто нет времени на «разгребание накоплений»: надо отвезти детей, один заболел, другой поступает в институт – всегда есть то, что отнимает время. И все накапливается до какого-то такого предела, когда уже оказывается небезопасным для семьи.

Обычно люди пропускают тот момент, когда еще можно исправить, когда можно сесть поговорить, пока накопилось не так много.

Недавно у нас с мужем Михаилом вышла книга про семью. Это такой своеобразный сборник ужастиков о том, что случается с семьей в период становления.

Вроде бы многодетная семья – это семья с опытом, но с какого-то момента начинается астения, утомление и люди, как ни странно, опять начинают попадать в ловушки, которые проходят в начале брака.

– Какие самые частые ошибки допускают мужчины и женщины?

– Обычно это смена супружеских ролей на другие. Женщина уходит в материнскую роль, а в многодетной семье – это часто тотальный уход, буквально погружение в материнство с головой и с забыванием всего остального. Мужчина уходит из роли супружеской в роль добытчика и отца. То, что было значимо для них как для пары, соединило – выхолащивается.

И типичная российская женская ошибка – уверенность, что понимать все нужно без слов, муж обязан догадаться обо всем, что от него требуется, причем во всех областях жизни.

У мужчин типичная ошибка – уверенность, что он все возможное сделал. Если хорошо зарабатывает, значит – долг свой выполнил и не надо к нему приставать с другими вопросами. Там, где муж денег зарабатывает недостаточно, часто сознательно, он может использовать своеобразную «духовность». «Аскеза нужна, смиряйся, для чего нам машина – это роскошь. Жизнь – это крест и страдания», – говорит такой муж. На самом деле такие кресты – самодельные.

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест

Любовь и другие совпадения

– Случается, люди думают – раз мы повенчались, венчание защитит наш брак, будет некой гарантией…

– Да, это некое магическое восприятие таинства. И оно как раз может мешать построению нормальной семьи. Ведь им кажется – раз есть гарантия, то и работать над отношениями не надо.

– Правда ли, что браки крепче у людей, которые были не церковными и потом вместе уже пришли в Церковь?

– По-разному бывает. Мне кажется, что крепче браки, сделанные по собственному выбору в осознанном состоянии. Можно сказать, человек, который только недавно воцерковился, какое-то время не в себе. Считается же, что лучше не уходить в монастырь в первые годы воцерковления на неофитской волне, не делать столь серьезный выбор быстро. Семья – не менее серьезный выбор.

– То есть, все-таки, когда супруги приходят вместе к вере, то на семейной жизни это сказывается лучшим образом?

– Ничего подобного. Тем более, это очень редко бывает одновременно. Это счастливое исключение, когда люди уже женаты и вместе пришли к вере. Потому что обычно приходит кто-то один. Могут начинаться трудности как раз в этом смысле. Один воцерковился, начал жить церковной жизнью, а другой вообще еще к вере не пришел. Вера – это же дар, а не вопрос выбора. Такой отрыв, разная скорость, темп, качество воцерковления – еще одна из причин развала браков православных.

– Крепче браки, которые заключены в юности или в более зрелом возрасте?

– Неизвестно. Крепкие браки – у которых крепкая основа, где люди любят друг друга и у них много других совпадений. Дело не в возрасте. Можно сказать, что в брак вступить легче в более раннем возрасте.

– Есть какой-то кризисный возраст для семьи?

– Прежде всего, это кризис среднего возраста супругов. Супруги оказываются в нем по очереди или одновременно, если они ровесники.

Для многодетной семьи «кризисный» период, когда долгое время идут много маленьких детей подряд и все они требуют большой заботы, он долго не заканчивается. Потом, наверное, время, когда дети идут в школу. Это вообще для всех семей кризис: повышается уровень нагрузки.

Синдром опустевшего гнезда – стандартный кризис. В многодетной семье он отодвигается.

Но для большой семьи критично, когда суммируется очень много разных вопросов: заработки, большое количество бытовых проблем, проблемы со здоровьем, заботы о пожилых родителях, маленькие дети. И все это одновременно, никакого продыху. При этом у человека проходит тот самый прекрасный неофитский период, когда кажется, что все легко, и дальше нужно уже самим серьезно работать.

Успеть начать сначала

– Как можно сгладить, преодолеть все эти кризисы?

– Немножко сил оставлять на заботу не только о детях. Вкладываться, хотя бы насколько позволяет ситуация, в супружеские отношения. Забота о взрослых – это тоже ниша ответственности, и забота эта вам не дастся сама собой. Это то, что нужно строить. Так же, как заботиться о здоровье, об образовании детей.

– На что прежде всего стоит обращать внимание супругам, чтобы «половинка» захотел (а) сохранять семью?

– Здесь важно, а есть ли что сохранять, кроме большого совместного хозяйства, детей. Люди часто очень меняются в течение жизни. Если это семья, то изменения должны быть совместными, в похожем направлении. Но это не всегда удается.

Бывает, что люди просто встречаются только в выходные и только вскользь, настоящей совместности нет много лет. Повседневность отнимает столько сил, что надо будет выделять внутренние ресурсы, и людям не до совместности. Без совместности – невозможно. Если не выделять силы и время на нее, когда-нибудь это выйдет наружу.

Если супруги увидели, что долго не выделяли сил и времени друг для друга, для своего супружества, то нужно как бы сориентироваться, перегруппироваться и попытаться начинать все это спасать.

Потому что времени друг на друга не останется никогда, тем более если семья – многодетная, и если не поменять саму структуру, если не понять, что отношения родителей – самое важное, что есть в семье, на чем она держится.

Надо перестать думать, что эмоциональная составляющая брака – это женская ответственность, жене положено отвечать за брак, как за порядок в доме и готовку. Это сейчас не работает.

В браках, где нет глубинных разрушающих проблем в отношениях, люди настроены на партнерские отношения. Если этих партнерских отношений нет, семья будет очень неустойчива, пусть она сто раз многодетная и православная.

– Если нет этого партнерства, его можно «настроить»?

– Конечно, можно. Здесь нет универсальных советов. Для кого-то партнерство – это вместе пельмени поделать. Для кого-то партнерство – вместе на роликах покататься. А для кого-то – вместе телевизор посмотреть.

Сложно бывает в ситуации воцерковления и многодетности на этом фоне в случае, когда супруги отрезают себя от привычных впечатлений культуры, от всех развлечений, от всех общений, которые выходят за рамки их «церковности». Они лишаются дополнительных источников супружества. Это приводит к душевному обезвоживанию.

Что такое самодельный крест. Смотреть фото Что такое самодельный крест. Смотреть картинку Что такое самодельный крест. Картинка про Что такое самодельный крест. Фото Что такое самодельный крест

Фото: Patrick Harbron/The CW

Когда угар неофитства проходит, выявляется очень сложная ситуация: все удовольствия от себя люди отрезали, не по разуму, что называется, совместно перестали ходить в театр, например, или к друзьям. А взамен ничего другого не появилось, кроме труда.

– Можно ли предотвратить измену?

– В хороших отношениях обычно ее не бывает. Ну и потом, мне кажется, надо внимательно смотреть на круг общения, причем как мужской, так и женский. Потому что если у человека ненормированный рабочий день и он работает в коллективе, где принято всякое-разное, это не может не вызвать повышенного внимания.

Если у женщины очень остро протекает кризис среднего возраста и она остро ощущает уходящую молодость, то, что жизнь проходит, и это не эпизоды, а устойчиво, – это может стать «фактором риска», Впрочем, как и кризис среднего возраста у мужчины. Но это тема для отдельного большого разговора.

Источник

Православная Жизнь

В Новом Завете сказано: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян. 14: 22). Но как отличить в нашей жизни Крест Христов от креста самодельного? Ведь зачастую мы сами придумываем беды себе на голову, а потом называем их крестом.

Жизненный Крест должен доставлять духовную пользу

Священник Сергий Бегиян:

– Действительно, иногда наши беды не имеют ничего общего с Крестом Христовым. Приведу пример. В детстве я учился в не очень-то хорошем классе, где у меня было много конфликтов и неурядиц вплоть до самого окончания школы. В то же время в параллели был гимназический класс, где я по уровню знаний мог бы свободно учиться, где был прекрасный классный руководитель – мой любимый учитель до сего дня, где были замечательные ребята. Короче, я всегда входил в этот класс с завистью. Теперь я вот думаю: зачем же я страдал? Нужно было озвучить мою проблему родителям, и меня запросто перевели бы в тот класс, как, кстати, одна моя одноклассница и сделала. Но я по какой-то застенчивости и робости не высказывал свои проблемы и мучился с пятого по одиннадцатый класс.

Так и многие из нас мучаются на нелюбимой работе, когда могли бы ее поменять, или живут в тяжелых бытовых условиях, которые, в общем-то, можно изменить. Нам часто кажется, что все наши страдания – Крест Христов, который мы обязаны тащить. Однако если в ботинок попадет камень, мы же не мучаемся всю дорогу, а остановимся и выбросим его из обуви!

Как же понять, где Крест Христов, а где нет?

Да, с одной стороны апостол Павел говорит нам, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22). Но в то же время он же замечает: Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7: 21). Он не препятствует рабу избрать свободу, а предлагает искать лучшего! Кому-то душеспасительнее пребывать в рабстве и подчинении, отсекать свою волю, как в монастыре, а кому-то – трудиться во славу Божию на воле. Поэтому сам в молитве поищи умом и сердцем лучшее для своей души и этим воспользуйся.

Иногда мы попадаем в такой переплет, что скорби просто сокрушают нас, приводят в состояние озлобления, ропота и уныния. И если что-то можно изменить, тогда, может, на самом деле лучше помолиться и попытаться что-то изменить, «воспользоваться лучшим»?

Бывает, что скорби невозможно устранить. Например, болезни. Тогда, конечно, нужно вооружиться терпением. Ясно одно: жизненный Крест должен доставлять духовную пользу. Страдания, принятые правильно, постоянно научают человека смирению и терпению, привлекают к нему благодать Святого Духа. Поэтому некоторые подвижники (и в миру), имея возможность изменить тяжелые обстоятельства жизни, лучшим для себя почитают терпеть их. Так, преподобный Паисий Святогорец рассказывает про одного достоблаженного человека, который имел развратную жену. Она постоянно ему изменяла и издевалась над ним, но он жил с ней в надежде привести ее к богоугодному житию своими молитвами и благонравием. За этот подвиг Господь смирил сердце его жены, и она пришла к пристойной жизни.

Конечно, это подвиг. Кому-то он по плечу, а кого-то он приведет только в расстройство, и поэтому, бывает, нужно воспользоваться чем-то «лучшим» для себя и не нести труд бессмысленно.

Крест самодельный всегда от нашего неразумия и гордости

Священник Валерий Духанин:

– Мы, люди, пожалуй, и правда, очень странные существа. Мы всё время ропщем на то, что крест наш слишком тяжелый, неправильный, несправедливый. И не замечаем, что мучаемся-то мы не от креста Христова, а от своего собственного неразумия.

Если ты сам гробил свое здоровье, то почему спрашиваешь: «За что Бог дал мне эту болезнь?»? Если сам залезал в долги и брал непомерные кредиты, не рассчитав собственные возможности, если начинал дело, которое заведомо не мог потянуть, то почему считаешь, что это Бог возложил на тебя такой крест?

Крест самодельный всегда происходит от нашего неразумия, гордого мнения: «да я сейчас горы сверну!», от безрассудного отношения к своим силам, к предпринимаемым делам, к жизни в целом. И такой крест может оказаться непомерно тяжелым, подломить наши силы, здоровье, лишить покоя и внутреннего равновесия.

Крест Христов – те скорби, жизненные испытания, трудности, которые пришли в нашу жизнь по-человечески нежданно-негаданно, но становятся орудием нашего спасения, отрезвления нашей души. Крест Христов мы не выбираем, не можем предугадать. Но удивительно, крест Христов – всегда по нам. Он всегда в точности соответствует нашим силам, возможностям, внутренним ресурсам. Надо лишь учиться его смиренно принять.

Но вот хочется всё же сказать, что в реальной жизни всё очень перепутано и с ходу трудно бывает понять, что наше самовольное, а что Божие промыслительное. Наши жизненные начинания так и будут растворены нашими же заблуждениями, потому что жить идеально у нас не получается. Но скорби, как следствия наших грехов и ошибок, учитываются Промыслом Божиим. Господь попускает пройти через них, значит, из этого тоже извлечь можно пользу, вынести какой-то жизненный урок.

Ты сам себе выбрал вторую половинку, сам выбрал работу, сам согласился на те или иные нагрузки, но останься христианином при этом: не уходи из семьи, ответственно исполняй свои обязанности, не ропщи на сложившиеся обстоятельства, не изводи сам себя. Что можно исправить, исправляй, но вверь свою жизнь в руки Божии.

Главный же вывод такой: сам себе страданий не ищи, но то, что дается, терпи безропотно. И Бог всякого утешения (2 Кор. 1: 3) пребудет с тобою.

Человеческие скорби – результат несовершенства нашего мира

Священник Александр Дьяченко:

– Нужно помнить, что Бог никого и никогда не искушает. Он есть абсолютное Благо и абсолютная Любовь.

Бог не хочет, чтобы человек страдал, не для этого Он создавал Адама. И ради того, чтобы человек не страдал в вечности, вместо нас добровольно идет на крест.

Скорби, испытываемые человеком, есть результат несовершенства нашего мира, живущего по законам зла. Человек свободен в своем нравственном выборе. От его поступков во многом зависит то, как будет складываться его дальнейшая жизнь.

«Береги честь смолоду», – учили нас предки. Формируй свое будущее сегодня. Не греши в молодости, чтобы потом в течение всей твоей жизни не расплачиваться за неразумное начало. Вино, наркотики, беспорядочные связи на моих глазах выкосили чуть ли не целое поколение, чья юность выпала на «лихие девяностые» и начало двухтысячных. Тогда всем было трудно, но наркотики и блуд были делом добровольным.

От нас не зависит время, которое мы не выбираем, но только от нас зависит выбор законов и правил, по которым мы отправимся по времени нашей жизни.

Внешние нестроения, войны, революции, болезни, доставшиеся нам от родителей, – это крест, который человек несет – и будет нести, хочет он того или нет. И даже при таких обстоятельствах смиренное безропотное несение креста спасительно. Оно формирует человека, укрепляя его веру в Бога, возводит до состояния святости. Таких примеров множество, самые яркие – ветхозаветный невинный страдалец Иов, Матрона Московская, Матрона Анемнясевская.

Знаю человека, который в далекой юности подделал год своего рождения, тем самым избежав мобилизации. Он не попал на фронт. Выучился, достиг высот. Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Событиями, не всегда праведными. А потом пришла старость и тяжелейшие муки совести. Так устроена наша жизнь. Он избежал скорбей во время войны, но не избежал их после.

Наше подражание Христу само по себе зачастую немощно

Священник Димитрий Шишкин:

– Мы становимся пусть даже в малейшей степени соучастниками Христова крестоношения тогда, когда стараемся думать, говорить и действовать так, как заповедовал нам Господь. Быть подражателями Ему, по слову святых отцов. Не нужно «выдумывать» себе какие-то специальные скорби и трудности, нужно просто быть честными по отношению к себе, к ближним, быть честными по отношению к Богу, и мы увидим, что такая (по совести и в согласии с Евангелием) жизнь неизбежно будет сопряжена со скорбями. Именно об этом говорит Господь, призывая нас отречься себя и взять крест Свой и следовать за Ним. В том-то и дело, что нам не хватает решимости для всецелого отвержения себя.

Мы если и поступаем время от времени по-христиански, то именно в меру собственной немощи, и наше подражание Христу само по себе зачастую немощно и неубедительно из-за того, что мы больше привыкли угождать плоти, нежели духу, жалеем себя и с трудом отказывается от своих греховных утешений, привычек и пристрастий.

Будем, по крайней мере, честно признаваться себе в этом, надеясь на то, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). Но и при этом осознании своей немощи всё-таки будем стараться делать, что можем доброго, ради Христа, следуя Его заповедям, не опуская рук и не унывая, не оставляя надежду на то, что Господь и малый наш труд примет и приходящего к Нему не изгонит вон (ср.: Ин. 6: 37). Можно сказать, что 99 процентов труда в деле нашего спасения Господь берет на Себя, но оставшийся 1 процент мы должны понести и исполнить, с Божией помощью, сами. И без этого малого труда спасение наше невозможно. Труд этот относится не только к физической работе, но и к работе ума и воли, к работе чувств, когда всего себя, целиком мы должны стараться приводить в соответствие с образом жизни христианским. Поле действия – огромно, просто нужно не отмахиваться от тех возможностей, которые предлагает нам жизнь, а точнее сказать – Сам Господь, не отмахиваться от возможностей исполнения заповедей Христовых, делать, что можем, и каяться искренне в том, что не делаем из того, что могли бы. Не оправдываясь и не мечтая о себе ничего высокого. Помня о том, что мы, строго говоря, далеки даже от начатков действительного доброделания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *