Что такое самонаблюдение и самоконтроль
Самоконтроль
Самостоятельный контроль (самоконтроль) – это метод самонаблюдения за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. По воздействию на организм уровень спортивной физической нагрузки может быть равен уровню нагрузки, которую человек может получить при выполнении бытовой работы, требующей больших физических усилий, например, (помощь родителям на приусадебном участке, помощь в ремонте дома и т.д.) Уметь самостоятельно контролировать состояние организма во время выполнения работы, требующей больших физических усилий необходимо для исключения переутомления, которое может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Результаты самоконтроля необходимо регистрировать в дневнике самоконтроля. Самыми легко контролируемыми в процессе наблюдения показателями являются настроение, самочувствие, сон, аппетит, пульс.
Рассмотрим таблицы субъективных стандартных показателей, с которыми нужно сравнивать Ваши индивидуальные показатели в процессе наблюдения.
Настроение
Настроение – это очень существенный показатель, отражающий психическое состояние.
Таблица 1. Показатели настроения и их оценка
Оценка
Показатели настроения
Индивидуальные показатели настроения
Уверенность в себе, активность, жизнерадостность
Настроение неустойчиво до выполнения работы в процессе выполнения, после выполнения.
Подавленность, рассеянность, неуверенность в себе и своих действиях.
Самочувствие
В таблице 2 приведены показатели самочувствия и их оценка.
Таблица 2.
Оценка самочувствия
Показатели самочувствия
Индивидуальные показатели самочувствия
Бодрость, прилив сил, желание выполнять работу.
Наблюдается вялость, упадок сил, нежелание работать
Слабость, усталость, повышение пульса, головные и мышечные боли
Сон является наиболее эффективным средством восстановления после физической нагрузки. Плохой тревожный сон, долгое не засыпание, тяжелое пробуждение свидетельствует о переутомлении. При переутомлении может значительно снизится аппетит.
Н.А. Захарова, В.К. Верен Физическая культура и здоровый образ жизни. Учеб. Пособие. М.: РГГУ, 2008. 235с
Консультация «Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий»
Наташа ТАТЬЯНИНА
Консультация «Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий»
Важным фактором поддержания здоровья и высокого уровня работоспособности является систематические занятия физической культурой и спортом. Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
Фотоотчёт о самостоятельных работах детей к праздникам 23 февраля и 8 Марта Вот уже позади праздники: день защитника отечества и международный женский день. Моим воспитанникам на столько понравился приобретенный.
Консультация «Индивидуальный подход к ребёнку во время групповых занятий» Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно.
Консультация для родителей «Как обеспечить безопасность занятий» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ»Одним из важных условий успешных занятий физическими упражнениями является.
Консультация для родителей «Правила занятий пальчиковыми играми» Консультация для родителей. Пальчиковые игры. Шубенкина Оксана Уважаемые родители! Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение,.
Консультация для родителей «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в.
Консультация «Как выбрать счетный материал для занятий по математике?» Как подобрать счетный материал? На занятиях по математике предметы представляют собой элементы множеств, с которыми нужно произвести определенные.
Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова. Проблема о состоянии.
Рекомендации для самостоятельных занятий родителей с детьми 2–3 лет Рекомендованное время занятия 15 минут! В играх и образовательных занятиях важно создавать у ребёнка радостное настроение, тогда у него.
РЕФЕРАТ На тему: Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий.
Глава 1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы…………………………………………………..4
Глава 2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля………………………………….6
2.1. Субъективные показатели самоконтроля………………………………………………….6
2.2. Объективные показатели самоконтроля…………………………………………………. 8
Глава 3. Дневник самоконтроля……………………………………………………………………. 11
Глава 4. Оценка эффективности самостоятельных занятий физическими упражнениями………14
Список используемой литературы……………………………………………………………………17
Введение
На протяжении всего периода обучения осуществляется физическое воспитание, которое проходит в разнообразных формах, они взаимосвязаны между собой и являются единым процессом физического воспитания.
Основной формой физического воспитания выступают учебные занятия. Занятия проводятся преподавателями физического воспитания, которые отражаются в учебных планах.
При самостоятельном занятии спортом и физической культурой, учебный материал усваивается лучше, происходит увеличение общего времени занятиями физическими упражнениями, процесс физического совершенствования ускоряется, самостоятельные занятия- это один из путей внедрения спорта и физической культуры в быт и отдых учащихся.
Так же эффективно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными занятиями обеспечивают оптимальную эффективность и непрерывность физического воспитания. Данные занятия могут организовываться во вне учебное время, например в секциях.
Благодаря физическим упражнениям, которые осуществляются в режиме дня, происходит укрепление здоровья, оздоровление условий учебного труда, повышение работоспособности, а так же увеличивается время на физическое воспитание.
Посредством массовых физических и спортивных мероприятий происходит укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности молодёжи, ее привлечение к регулярным занятиям спортом и физической культурой. Данные мероприятия организуются в оздоровительно-спортивных лагерях, в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, во время учебных практик, лагерных сборов.
Обязательной составной частью здорового образа жизни должны быть самостоятельные занятия спортом. Но к самостоятельному занятию физической культурой нужно подойти серьёзно, для этого необходимо получить рекомендации по режиму физической подвижности у врача.
За счёт регулярных занятий физической культурой работоспособность всех органов и систем, усиливаются обменные процессы, увеличивается объем мышц, тренируется сердечно-сосудистая система. Посредством выше перечисленного улучшается физическая подготовленность учащихся, нагрузки ими переносятся легко, а ранее недоступные результаты в разных видах спорта становятся нормой.
Следовательно, при организации физических упражнений и спорта, главное значение имеет грамотный самоконтроль.
Глава 1. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
Под самоконтролем понимают регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физической подготовкой и физическим развитием, а так же их изменениями, которые происходят под воздействием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Выделяют следующие задачи самоконтроля:
1. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
2. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
3. Расширить знания о физическом развитии.
4. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.
Целью самоконтроля является систематическое наблюдение разнообразными способами за состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений и спорта. Нужно иметь представление о энергетических затратах, для того чтобы самоконтроль стал эффективным для физического состояния и организма в целом. Учебная деятельность является сложным процессом, в которой происходит нервно- психическое и мышечное напряжение, появляющиеся при выполнении в сочетании с систематической нагрузкой, поэтому важно знать временные интервалы восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы и методы, посредством которых можно быстрее и продуктивнее восстановить функциональные возможности организма.
Систематическое наблюдение за состоянием своего здоровья и физическим развитием, а так же их изменениями, которые происходят под воздействием занятий физической культурой и спортом, лежит в основе самоконтроля. Заменить врачебный контроль самоконтроль не может, а может лишь быть дополнением к нему. Посредством самоконтроля можно оценить эффективность тренировки, выполнять правила личной гигиены, осуществлять общий и спортивный режим, а так же следить за состоянием своего здоровья. Анализировать методику проводимой тренировки и изменения в состоянии своего здоровья, функционировании организма позволяют данные систематически проводимого самоконтроля. Поэтому тренеру и врачу необходимо прививать навыки организации самоконтроля, объяснять необходимость и значение систематического самоконтроля с целью эффективного осуществления тренировочного процесса и улучшения спортивных результатов.
Самоконтроль должен присутствовать ежедневно во все периоды тренировки и время отдыха. Данные самоконтроля фиксируются спортсменом самостоятельно, но на первых этапах вести учёт самоконтроля спортсмену может помогать тренер. Далее тренер лишь время от времени контролирует как ведёт спортсмен дневник самоконтроля.
Происходят изменения в органах и системах организма человека под влиянием физических нагрузок. Нужно осуществлять систематический контроль за состоянием организма для того, чтобы занятия физкультурой и спортом не оказывали негативного воздействия на здоровье человека и функционирование систем и органов.
Организация самоконтроля нужна для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали негативных последствий для организма и здоровья в целом. В самоконтроль входят простые общедоступные приемы и способы наблюдения субъективных показателей, такие как самочувствие, сон, аппетит, желание выполнять физические упражнения, способность переносить нагрузки, а так же объективные показатели- вес, пульс, спирометрия, частоты дыхания, артериального давления.
Самоконтроль нужно вести не только в периоды занятия физической культурой, но и во время отдыха. Самоконтроль оказывает воспитательное воздействие на учащихся, способствует более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила общественной и личной гигиены, режима учебы, труда и отдыха учащихся. В специальном дневнике самоконтроля результаты самоконтроля необходимо регистрировать систематически и постоянно.
Глава 2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
2.1. Субъективные показатели самоконтроля
К субъективным показателям самоконтроля относятся следующие: настроение, самочувствие, утомление, сон, аппетит, работоспособность, переносимость нагрузок, которые мы опишем ниже.
Настроение является существенным показателем, который отражает психическое состояние учащихся при занятии физической культурой и спортом. Занятия физическими упражнениями должны приносить только удовольствие, в противном случае ими не следует заниматься. Настроение является хорошим, если учащийся испытывает уверенность в себе, радость, уверен в себе. Настроение можно считать удовлетворительным, когда проявляется неустойчивость эмоционального состояния, неудовлетворительным- когда учащийся проявляет такие психические состояния, как грусть, растерянность, подавленность чем либо.
Самочувствие. Данный показатель используется для оценки физического состояния, воздействия физических упражнений на функционирование органов и систем. При заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки у учащихся может быть плохое самочувствие. Выделяют самочувствие хорошее, когда человек испытывает прилив силы и бодрости, потребность заниматься физической культурой, удовлетворительное, когда наблюдаются такие состояния, как вялость, упадок сил, неудовлетворительное, при котором присутствует утомление, слабость, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления.
Утомление. Утомление возникает в результате проведенной работы и выражается в форме снижения работоспособности. В периоды состояния утомления происходит тренировка организма и повышается работоспособность при выполнении физических упражнений. Если через 2-3 часа утомление прошло, то это является нормой. В случае если утомление продолжается, то это означает, что упражнения подобраны неадекватно, т.е. превышают силы и способности организма. Когда утомление превращается в переутомление, то необходимо бороться с данным состоянием. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.
Сон. После занятий физической культурой и спортом сон выступает самым эффективным способом восстановления работоспособности функционирования организма. Благодаря сну восстанавливается нервной системы. Чувство бодрости, прилив сил появляются, если сон крепкий и глубокий, наступающий сразу. При описании сна выделяют продолжительность и глубину сна, его нарушения, например трудное засыпание, бессонницу, беспокойный сон, недосыпание.
Таблица 1. Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Резкое покраснение или побледнение, синюшность
Большая (плечевой пояс)
Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке
Неуверенный шаг, покачивание
Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах
Хорошее, безошибочное выполнение указаний
Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений
Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту
Аппетит. При большой двигательной активности, занятиями физической культурой, человек должен лучше питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается в разы. Как мы знаем, аппетит, неустойчив, он легко нарушается при болезнях и недомоганиях, переутомлении. Аппетит может резко снизиться в следствие большой интенсивной нагрузки. После умеренных физических нагрузок аппетит должен быть хорошим, употреблять пищу после занятий не рекомендуется, необходимо подождать 30-60 минут.
Работоспособность. Выделяют повышенную, нормальную и пониженную работоспособность. Если учебно-тренировочный процесс организован правильно, то работоспособность будет увеличиваться в динамике.
Переносимость нагрузок. Данный показатель оценивает адекватность физических нагрузок функциональным возможностям организма спортсмена.
2.2. Объективные показатели самоконтроля
Выделяют объективные показатели самоконтроля, к которым относятся пульс, частота дыхания и жизненная ёмкость лёгких, артериальное давление, вес.
Число сердечных сокращений измеряется на лучевой или сонной артерии путём пальпаторного метода после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, за тем делают подсчет полученных в минуту величин.
Чтобы измерить число сердечных сокращений необходимо в течение 10 с произвести нагрузку на организм., например поприсядать. С целью контроля очень важно, как пульс реагирует при осуществлении нагрузки на организм и насколько быстро он снижается после нагрузок. Спортсмену необходимо следить за данным показателем, при этом сравнивая число сердечных сокращений в состоянии покоя и после нагрузки. Считается нормальным восстановление числа сердечных сокращений через 10-15 минут при малых и средних нагрузках на организм человека.
Полученное за первые после 10 с окончания нагрузки число сердечных сокращений характеризует ее интенсивность. Число не должно превышать средних значений для определённого возраста и уровня тренированности. Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является число сердечных сокращений, полученное через 10 и 60 мин после окончания выполнения физических упражнений. Через 10 мин число сердечных сокращений не должно превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должно быть на 10-12 уд/мин выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после занятий значения числа сердечных сокращений значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, поэтому, ее нужно уменьшить. После преодоления длительной дистанции обычно наблюдается длительное увеличение числа сердечных сокращений, которое может продолжаться в течение нескольких суток. Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. В случае, если колебания пульса не превышают 3-5 уд/мин, то это говорит о достаточно хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении функциональных способностей организма. Когда разница числа сердечных сокращений больше указанной цифры, то это свидетельствует о переутомлении организма и нагрузки необходимо уменьшить немедленно.
Ортостатическая проба более информативна. Для её измерения нужно сосчитать число сердечных сокращений в покое, лежа в постели. Далее медленно встать с постели и через 1 мин. сосчитать число сердечных сокращений в вертикальном положении, стоя. Так, если разница ЧСС в горизонтальном и вертикальном положении не превышает 10-12 уд/мин, то, нагрузка адекватна способностям организма и он нормально восстанавливается после нагрузки. При приросте пульса в 18-22 уд/мин состояние организма считается удовлетворительным. В случае если же эта цифра больше указанных величин, то началось переутомление организма. У людей, страдающих от гиподинамии как правило наблюдаются неудовлетворительные результаты ортостатической пробы. В покое утром или перед каждым занятием ели величина числа сердечных сокращений у учащегося постоянна, то это свидетельствует о том, что организм восстанавливается нормально после тренировок.
Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) расчитывается по формулам, представленным ниже:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела
Следует измерять АД до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, далее стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом возвращается в начальное состояние. Минимальное давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при нагрузке незначительно повышается. Величины пульса и минимального АД в норме численно совпадают. По Кердо индекс высчитывать по формуле:
У здоровых людей данный индекс близок к единице. В случае нарушения нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 15. Самонаблюдение и самоконтроль
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Самонаблюдение – длительный процесс постоянной и регулярной регистрации показателей физического развития и физической подготовленности.
Самоконтроль – один из базовых элементов самонаблюдения, включающий в себя регистрацию показателей состояния организма во время занятий.
Физическое развитие – изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
Физическая подготовленность – результат занятий физическими упражнениями, обеспечивающий формирование двигательных умений, навыков, развития физических качеств, повышения уровня работоспособности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
1.Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: www.prosv.ru [электронный документ]. http:// school-collection.edu.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для оценки эффективности занятий физической культурой необходимо регулярно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в организме под влиянием физических нагрузок. Самонаблюдение и самоконтроль помогают не только узнавать об индивидуальных возможностях организма, но и целенаправленно их развивать.
Самонаблюдение – это регулярная регистрация показателей здоровья и самочувствия человека, уровней его физического развития и физической подготовленности. Самонаблюдение проводят 4 раза в год, т.е. каждую четверть.
При регулярных занятиях физическими упражнениями, кроме самонаблюдения, проводят самоконтроль, который позволяет проверить, как организм переносит физическую нагрузку. Самоконтроль осуществляется не только по внешним признакам, а также по настроению и желанию тренироваться. Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс).
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Выберите тип интерактивного теста:
1. Единичный / множественный выбор
Информация о тестовом вопросе:
Текст задания: Что такое самонаблюдение?
Выберите все правильные ответы.
а) наблюдение за своим поведением и поступками;
б) регулярная регистрация показателей состояния здоровья и самочувствия человека, уровня его физического развития и физической подготовленности;
в) наблюдение за своими результатами в учебе;
г) наблюдение за техникой выполнения физических упражнений в зеркале;
д) регистрация показателей состояния организма во время занятий.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: Б
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А, В, Г, Д
Выберите тип интерактивного теста:
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
Информация о тестовом вопросе:
Вставьте пропущенные слова:
«Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение ________, или пульса. Чем больше ______, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс)».
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: «Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений, или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс)».
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными
Самоконтроль и контроль личности
Самоконтроль – это рациональный взгляд человека на его поступки, состояние и мотивы. Появление и развитие навыка установлено требованиями социума к поведению людей. Самоконтроль и контроль личности проявляются в способности человека контролировать психологические реакции на внешние раздражители, сдерживать холеричные импульсы в поступках.
Определение
Контроль может быть внутренним – направленным на себя, или внешним – регулирующим деятельность окружающих. Когда контрольные механизмы направлены на анализ и регулировку своего «Я» — этот процесс назван дисциплиной самоконтроля.
Он выступает одним из непременных факторов самосознания личности и является условием адекватного восприятия внутреннего и окружающего мира.
Выделяют следующие виды самоконтроля:
Временной вид подразделяется на предшествующий, текущий и результативный подвиды, объединяющие предварительную оценку процесса, контроль самого действия и анализ результатов поступка.
Пространственный самоконтроль регулирует разницу между модальными каналами восприятия. Подразделяется на слуховой, тактильный, зрительный.
Вид самоконтроля произвольного типа регулирует переменные, которые не выражены константой: эмоции, психика, мышление.
Значение самоконтроля в жизни человека
Когда люди не могут контролировать свои желания и поступки, это сравнимо с отключением разума в большей или меньшей степени. Субъект не в состоянии рационально мыслить, дать трезвую оценку своим действиям.
Контроль над эмоциями позволяет здраво воспринимать жизнь во всех ее отраслях. Подобный навык поможет избегнуть лишней агрессии в семейных делах или среди коллег.
Овладение методикой самоконтроля основано на отработке и неукоснительном следовании назначенному графику. Способность жить по режиму положительно сказывается на самосовершенствовании.
Первичные основы будущего характера закладываются еще в детстве. Поведение родителей станет примером для ребенка. Когда взрослые умеют быть сдержанными в диалоге и находят компромиссы – дети копируют реакцию и в подобных случаях ведут себя аналогично.
Когда личность умеет сдерживать эмоции, это служит подспорьем в сложных жизненных ситуациях, помогает собраться с силами и поставить себе определенные границы для достижения цели.
Умение сдерживать себя имеет особую важность в следующих случаях:
Важно понимать собственные финансовые возможности и при необходимости ограничивать желания.
Преимущества самоконтроля
Когда человек умеет себя контролировать, он выгодно выделяется среди остальных.
Такой личности доступны следующие качества:
Во время постижения техники самоконтроля, осваивается новый уровень терпения, помогающий исправить внутренние недостатки и одолеть внешние преграды.
Контроль и самоконтроль
Контроль, как его понимают, означает ведение и управление какой-либо деятельностью в нужном ключе. Например, в школе преподаватель контролирует успехи ученика, направляет его на правильный путь в деле освоения предмета.
Важной составляющей процесса является самоконтроль, как необходимый фактор, присутствующий у ведомого. Эти два понятия всегда взаимосвязаны и подвержены влиянию друг на друга.
Для улучшения результатов обучения школьник самостоятельно воспитывает в себе характер и вырабатывает внутренние механизмы, регулирующие концентрированность на результате и работу над выполнением задачи.
В школе, средством контроля учеников становится отметка в классном журнале. Со временем, критерии оценки знаний видоизменяются, но принципиально, схема не претерпевает серьезных изменений.
Контролирующий сознание не имеет привязанности к материальным усладам. Он может, отрекаясь, достичь совершенной и неограниченной свободы. Бхагавад-Гита
Таким образом, дети познают основы контроля со стороны учителя и получают возможность научиться самоконтролю внутри себя, признавая необходимость подобных факторов в процессе обучения.
Развитие самоконтроля
Так же, как и все остальные умения, навык внутренней дисциплины получится развить в себе, используя приемы саморазвития.
Анализ последствий
Каждый человек способен на диагностику причин и следствий своих поступков.
Научившись выстраивать логические цепочки, станет легче дисциплинировать действия.
Правильная мотивация
Поощрение заинтересованности в получении результата находит отражение в скорости и качестве выполнения задания. Самоконтроль неотделим от понятия необходимости. Но когда человек заинтересован в скорейшем достижении цели, не требуется огромная сила воли, чтобы подтолкнуть его к действию.
Когда четко видна мишень и те блага, которые будут получены при попадании в нее, процесс станет гораздо увлекательнее.
План действий
Введя в план своих действий четкую структуру, получится упростить контроль над ними. Без конкретики и стратегии невозможно дать адекватную характеристику работе. Самодисциплина нуждается в ограничении времени для достижения определенных ступеней. Без четкого планирования можно годами пытаться бросить курить или начинать подтягиваться на турнике.
Дневник самоконтроля
Для фиксации результатов и анализа последствий рекомендуется завести дневник, который позволит структурировать информацию и привести мысли к правильному направлению.
К тому же, ведение записей дает необходимое расслабление психике.
Забота об эмоциональном здоровье
Воспитывая в себе характер, не нужно доводить дисциплину до абсурда, превращая самореализацию в пытку. Иногда необходимо сделать паузу и устроить отдых для психики и тела. Пренебрежение перерывами чревато проявлением апатии и накоплению усталости, которая может стать хронической.
Дисциплина и режим
Нет зафиксированных случаев, когда четкий режим кому-либо навредил. Дисциплина в поступках, убранная квартира и красивые записи в ежедневнике несут только положительные факторы. Неряшливость отнимает необходимое время, которое стоит потратить на более полезные свершения, чем поиск чистой рубашки утром. Освоив режим дня и самодисциплину в любом возрасте, люди начинают делать какие-то вещи на подсознательном уровне, оставляя сознанию решение более ответственных вопросов.
Пунктуальность
Психология самоконтроля не допускает легкомысленного отношения к временным ресурсам. Когда задержки становятся систематическими – это отличный способ испортить мнение окружающих и, как следствие, самооценку. Необходимо устанавливать жесткие временные рамки и руководствоваться этими ограничениями в процессе достижения целей.
Освоив принцип пунктуальности, станет легче выполнять задачи и не бросать все на середине, чтобы успеть сделать другое дело.
Чем опасен высокий уровень самоконтроля
Завышенный уровень самодисциплины ведет к постоянному напряжению психики. Пропадает навык свободно проявлять чувства.
Чувства имеют особенность накапливаться. Они выходят наружу самостоятельно в самый неподходящий момент или выражаются в виде приобретения болезней.
По данным статистики, до 63% замкнутых в себе индивидов, подвержены сердечным недугам и заболеваниям ЖКТ.
Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо заниматься профилактикой. Снять накопившееся напряжение хорошо помогают крики в воздух в безлюдных местах, битье посуды. Показаны занятия каким-нибудь боевым искусством.
Наши бесы никогда не погибнут – всегда находясь рядом. Демоны ходят, держа нас за руку, нашептывают и обнимают во время сна. Никто не в силах прогнать их от себя, но в силах выстроить сосуществование. Кто-то встанет на путь игнорирования. Кто-то превратится в раба. А кто-то устанавливает контроль над ними и ежесекундно следит за соблюдением правил, которые были установлены им самим. Виктор Усманский.
Отлично зарекомендовали себя приемы, называемые ауто-тренингом. Он приводит в норму психологическое состояние и дает ощутимый положительный эффект в обучении самоконтролю.
Самоконтроль при физических упражнениях
Спортсмены, занимающиеся физическими упражнениями профессионально, доподлинно знают, что нужно постоянно контролировать себя во время нагрузок.
Самоконтроль не в силах заменить обследование у доктора, но будет полезным в виде дополнения. С его помощью профессионал сможет оценить результаты тренировки и персональную выносливость. Такой подход позволит ввести координацию нагрузок и режим посещения спортзала.
Самоконтроль атлета основан на наблюдении за совокупностью критериев, которые дают возможность оценить картину самочувствия, а именно:
Анализ этих данных дает подробное представление об общем состоянии организма спортсмена. При малейших подозрениях о наличии отклонений необходима консультация врача, который выявит полную карту здоровья и сформирует полезные советы по самоконтролю (соблюдение режима дня, сбалансированности питания, личной гигиены).
Самоконтроль по Кеттеллу
Тест Кеттелла создан группой психологов и занимает лидирующее положение среди подобных опросов, направленных на выяснение индивидуальных особенностей личности.
Главное отличие от других тестов — распознавание присутствия факторов, описывающих личность опрашиваемого человека. Также тест выставит оценку способности контролировать себя.
По Кеттеллу самодисциплина исследуется по фактору Q3, который, в зависимости от набранных баллов, дает ответ, насколько сильно испытуемый контролирует себя.
Низкая оценка тестирования свидетельствует, что у индивида слабо выражена воля и отсутствует самоконтроль. Такие люди действуют под влиянием импульса и имеют неупорядоченные поступки.
Если набран высокий балл — личность настойчива в своих стремлениях, имеет контроль над собой, четко сформулированную систему принципов, осознает совершаемые действия.
Способность к самоконтролю критически важна для самосовершенствования характера. Каждая личность склонна впадать в уныние, лишаться интереса к работе, терять желание совершать поступки. При наличии умения дисциплинировать внутренний мир человеку станет легче двигаться в заданном направлении: причины для неудач будут игнорироваться, а проблемы станут решаемы. Научившись контролировать себя, человек обретет власть над окружающей реальностью, становясь на путь успеха и саморазвития.
Александр Горбунов
Я главный редактор сайта турбо-суслик.орг. Спасибо за Ваше время! Надеюсь, публикация была Вам полезна.