Что такое самообразование определение по обществознанию

Понятия «образование», «образованность» и «самообразование». Функции образования, его роль

Содержание:

↑ Понятие «образование». Образованность.

Принципы, определяющие функционирование системы:

Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.

Сеть образовательных учреждений:

↑ Функции образования

Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.

Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

↑ Самообразование

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.

Самообразование дает человеку очень много преимуществ.

В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.

Источник

§ 8. Образование и самообразование

Познание — чувственное и рациональное — лежит в основе образования и самообразования.

Образование и самообразование

Учёный, когда он был ещё ребёнком, получил систематическое образование в школе, а затем занялся своей профессиональной деятельностью — познанием и приращением новых знаний.

Учитель, выполняющий основную работу — обучение школьников, тоже прошёл все этапы образования, и уже став профессиональным педагогом, продолжает заниматься познанием. А сами школьники? Вы получаете образование под руководством учителя и тоже занимаетесь познанием.

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

Процесс познания может проходить несколькими путями: под руководством педагога, родителей, а также идти через самостоятельную работу школьников.

Дополнительное чтение
Школы возникли ещё в Древнем мире. В первобытном племени обучение велось устно и с помощью наглядных примеров. Настоящие школы появились тогда, когда человечество изобрело письменность.
Первые школы возникли в Древнем Египте. Это были школы писцов.
Из Египетского царства до нас дошёл папирус — поучение отца, отдавшего сына в школу писцов. Он назывался «Наставления Дуау, сына Ахтоя, своему сыну Пиопи». Его автор повествует о том, что он определил своего сына в школу, дабы тот научился писать, стал чиновником и не остался позади сыновей придворной знати. В школах обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, здесь царили строгая дисциплина и телесные наказания. Обучали чтению, письму и счёту, хорошим манерам. Девизом школы писцов были такие слова: «Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Назовите мотивы, по которым Пиопи отдали в школу. Сравните обучение в древнеегипетской и в современной школе. При подготовке воспользуйтесь учебником истории.

Советуем запомнить!
Образование — это форма обучения под руководством учителя в специальном учреждении.
Самообразование — образование, получаемое человеком самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.

Так, самостоятельный поиск и обработка знаний — чтение дополнительной литературы, не входящей в обязательную программу, — это есть самообразование школьника.

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

Какими способами можно заниматься самообразованием? Какие знания или умения вы приобрели самостоятельно?

Образование и самообразование объединяет познавательная деятельность. Она здесь главная. Обучаетесь вы дома или в школе, вы всегда познаёте нечто новое. Затем это заучиваете, отвечаете на уроке, проверяете усвоенный материал на контрольных работах. Итак, образование — это усвоение и закрепление новых знаний, а познание — их получение.

Дополнительное чтение
В в юности выдающемуся учёному Константину Эдуардовичу Циолковскому (1857—1935), который придумал, как люди могут полететь в космос, пришлось выдержать жестокий жизненный экзамен: возникшая после болезни глухота поставила почти неодолимые барьеры на пути к знаниям. Он не мог нормально общаться со сверстниками, учиться, как все, в школе. Всем, чего достиг этот выдающийся человек, он был обязан самообразованию, т.е. самостоятельному усвоению новых знаний по книгам.

Используя материалы энциклопедий и Интернета, выясните, в чём состоят основные достижения К.Э. Циолковского.

Старшеклассники могут получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Только нужно будет обязательно сдавать экзамены. Такая форма самообразования называется экстернатом.

Самообразование имеет свои плюсы и минусы. Отсутствие учителя может привести к тому, что у человека не сформируются систематические знания по всем наукам, будут упущены какие-то важные разделы, не усвоены главные понятия. Основательно изучить историю, язык, физику, математику и другие науки без учителя крайне сложно. Обязательно возникнут пробелы, которые в будущем наверстать уже не удастся.

Константин Эдуардович Циолковский использовал самообразование по суровой жизненной необходимости, но история науки и техники знает множество других великих самоучек, добившихся выдающихся результатов: Михаил Васильевич Ломоносов, механик-изобретатель Иван Петрович Кулибин, электротехник Павел Николаевич Яблочков, авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, английский физик Майкл Фарадей, американский изобретатель Томас Эдисон. Самоучкой был немецкий археолог Генрих Шлйман, открывший легендарную Трою, о которой вы узнаете на уроках истории Древнего мира.

Современная школа

Современная школа даёт нам не только знания по многим наукам, но также формирует творческое мышление и занимается воспитанием личности.

Учёба для вас — то же самое, что работа и труд для взрослых. Разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они кончаются. Ничего подобного не было ни в Древнем мире, ни в Средние века.

В школе успехи оцениваются, как и на предприятии, в основном по конечному результату: ответу на уроке, контрольной работе, экзамену. Учитель поощряет ваше прилежание, упорство, волевые усилия, проявленные при решении учебного задания.

Школа стремится развить у вас навык к самостоятельности, независимости, смелости в мышлении, умение отстаивать свои убеждения и спорить. Воспитывает такие качества, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим, дисциплинированность и ответственность.

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

В настоящее время обучение в школе в большинстве стран начинается с 6 лет. В Российской Федерации существует 11-летнее общее образование. Оно включает три ступени: начальное общее образование (1—4 классы), основное общее образование (5—9 классы), среднее (полное) общее образование (10—11 классы). Общее образование (11 классов) является обязательным.

После получения свидетельства о завершении 9-летнего образования можно продолжить обучение в 10— 11 классах школы или поступить в колледж для получения профессии.

Содержание образования определяется государственным образовательным стандартом и программами. Они обеспечивают достижение каждым учеником определённого уровня образования на любой ступени обучения. По окончании 9 класса учеников ждёт проверка знаний за весь курс основной школы — Государственная итоговая аттестация (ГИА), а после 11 класса — Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Если вы не пойдёте учиться в 10—11 классы, но захотите поступить в высшее учебное заведение, вам всё равно придётся сдавать ЕГЭ и для этого специально готовиться. Результаты Единого государственного экзамена учитываются при поступлении в высшие учебные заведения.

Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему страна получает высококвалифицированных работников. А это означает, что растёт производство, внедряются новые технологии, страна выходит на передовые рубежи в развитии.

В последнее время в нашей стране и во всём мире получило развитие инклюзйвное образование — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Здоровые детишки, которые учатся в одном классе с детьми с физическими проблемами, становятся лучше, добрее, они учатся сочувствовать. Очень быстро дети перестают замечать физические недостатки своих сверстников и вовлекают инвалидов в свои игры.

Подведём итоги
Познание лежит в основе образования и самообразования. Знания можно получать самостоятельно — самообразование — или под руководством учителя. От качества обучения детей во многом зависит дальнейшее развитие общества.

Основные термины и понятия
Образование, самообразование, инклюзивное образование.

Источник

Что такое самообразование определение по обществознанию

В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.

Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:

В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.

Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.

Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.

Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.

Как перейти на самообразование

Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:

Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!

Как учатся на форме самообразования

Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.

Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.

Кому подходит самообразование

Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:

Плюсы и минусы самообразования

Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:

✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.

✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.

✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.

✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.

Минусы

❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.

В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознанию

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознаниюЧто такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознаниюПопробовать бесплатно

Источник

Самообразование

Полезное

Смотреть что такое «Самообразование» в других словарях:

самообразование — самообразование … Орфографический словарь-справочник

самообразование — самообучение Словарь русских синонимов. самообразование сущ., кол во синонимов: 1 • самообучение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

САМООБРАЗОВАНИЕ — САМООБРАЗОВАНИЕ, самообразования, мн. нет, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица. Овладеть иностранными языками путем самообразования. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

САМООБРАЗОВАНИЕ — САМООБРАЗОВАНИЕ, я, ср. Приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. | прил. самообразовательный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

САМООБРАЗОВАНИЕ — англ. self education/instruction; нем. Selbstbildung/Bildung, autodidaktische. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи обучающего лица. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

САМООБРАЗОВАНИЕ — САМООБРАЗОВАНИЕ. Овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

САМООБРАЗОВАНИЕ — (англ. self education) образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших… … Большая психологическая энциклопедия

САМООБРАЗОВАНИЕ — целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система тич. знаний в к. л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. непосредственный личный интерес занимающегося в органическом… … Российская педагогическая энциклопедия

САМООБРАЗОВАНИЕ — систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной развитости, а… … Профессиональное образование. Словарь

самообразование — ▲ обучение ↑ самостоятельный самообразование самостоятельное учение. саморазвитие. самоучка. автодидакт. самообучение. экстернат. экстерн. заочник. вольнослушатель … Идеографический словарь русского языка

Источник

Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть фото Что такое самообразование определение по обществознанию. Смотреть картинку Что такое самообразование определение по обществознанию. Картинка про Что такое самообразование определение по обществознанию. Фото Что такое самообразование определение по обществознаниюgekkon12

Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&

Настоящее образование есть только самообразование и оно начинается, когда человек прощается со всеми школами. Д. И. Писарев

Преуспеть в современном мире без самообразования невозможно, также невозможно без него и формирование правильного мировосприятия, и ориентации в нашем постоянно изменяющемся далеко несовершенном мире, ибо надо знать и существующие альтернативные течения, науки, предметы, не затрагиваемые современной политизированной системой образования.

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и для учителя. Учитель должен превратиться из информатора в организатора учения.

Необходимо помнить, что школьные знания – это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Что же может подвигнуть человека работать над собой, двигаться вперед, увеличивать свои возможности и расширять свои знания? Ответ гораздо проще, чем мы думаем!

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования.

Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все.

Так вот, самообразование — постоянный процесс, уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Самообразование и геронтология

Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

Психологическую функцию, — самообразование исполняет не только в старости.

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис. Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу.

Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей.

Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности.

В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление). Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования — в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Конкретные виды мультимедийного самообразования:

1. Систематический просмотр определенного видео материала

2. Прослушивание аудиокниг

3. Чтение конкретных электронных и др. изданий, подписок.

4. Обзор в Интернете информации по интересующему предмету.

5. Работа с образовательными компьютерными программами

Источники мультимедийного самообразования.

1. Видео, аудио информация на различных носителях

2. Электронная и др. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

4. Образовательные компьютерные программы

Самообразование — основа совершенствования личности

Скажем сразу, что мы под самообразованием понимаем систематическую, организованную и самостоятельную учебу личности. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения, в том числе школьного и вузовского.

Называют эти виды по-разному, но нам кажется, будет правильным назвать — системное и автономное.

Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением (школа, вуз и т. д.). Процесс обучения управляется в основном не обучающимся, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях. Конечно, и при таком виде самообразования учащийся может выходить за рамки представляемой ему программы знаний и, таким образом, приближаться ко второму, более высокому уровню самообучения.

Под автономным самообразованием мы понимаем такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а из потребностей или интересов самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению.

Бесспорно, что в жизни часто приходится сочетать оба указанных вида самообразования. Однако в школьный и вузовский периоды господствует системное, а в зрелом возрасте — автономное самообразование.

По своему содержанию знания разнообразны и выполняют различные функции.

Одни знания расширяют кругозор личности и способствуют формированию мировоззрения, определяющего отношения к различным сторонам внешней действительности и к самой себе, собственной деятельности, — это теоретические знания.

Личность, овладевая такими знаниями, одновременно формирует себя и собственную жизненную позицию. Следовательно, самообразование является в одно и то же время и самовоспитанием.

Особенно это ярко наблюдается при овладении вторым видом знаний — прикладными знаниями о способах деятельности, которые лежат в основе умений и навыков и которые определяют профессиональную готовность личности к труду.

Следует различать и третий вид знаний — это знание того, как приобретать знания. Овладение им обеспечивает высокую эффективность самообразования.

Овладение осознанными действиями как в области теории, так и практики, обеспечивает становление общих способностей, особенно проявляющихся в познавательной деятельности.

Приобретение знаний — сложный самостоятельный процесс, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, мобильную волю, формирующий волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Поэтому люди, которые много и интенсивно занимались самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми.

Таким образом, самообразование — одна из важных составляющих самоуправления и способов всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе самообразования развивается не только ум человека, но и произвольное внимание и в целом самостоятельность личности. Все это свидетельствует, что самообразование является процессом, затрагивающим многие сферы человеческой психики и способствующим ее развитию.

СТРАТИФИКАЦИЯ — социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев

Эволюция самообразования пойдет также по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие «человек»». Процессы самообразования станут основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. Общество, прогрессируя, усложняясь, повысит свои требования и к самообразовательной активности личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *