Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Низкая самооценка, завышенная самооценка: почему плохо и то и другое?

Что такое адекватная самооценка? Формирование самооценки у ребенка

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышеннойНаталия Драга

Если посмотреть, как по-разному складываются судьбы людей̆, невольно задаешься вопросом: почему одни добиваются высот, а другие влачат жалкое существование? Можно долго рассуждать о счастливом случае или злом роке, сводить все к уровню интеллекта или наличию определённой̆ внешности. Конечно, все вышеперечисленные факторы имеют место, но с точки зрения психологии единственное, что определяет судьбу — это наш характер! Рассказывает психолог Наталия Драга.

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Характер влияет на поведение человека. А поведение влечёт за собой обратную связь от внешнего мира. Чем адекватнее и осознанное наши действия, тем больше вероятность получить нужный ответ. Характер включает в себя много компонентов. Но то, как человек сам оценивает себя и свои возможности, сильно влияет на его поступки.

Именно от самооценки зависит уровень притязаний, амбиции, цели. Следовательно, чем реальнее и правильнее человек оценивает свои возможности и личные качества, тем грамотнее он рассчитывает свои шаги к реализации задуманного.

Какие бывают виды самооценки?

Бытует распространённое заблуждение, что самооценка может быть низкая и высокая. Это не совсем верно. На самом деле самооценка бывает адекватной или неадекватной. А вот неадекватная уже делится на неадекватно низкую, неадекватно высокую и неустойчивую, когда человека кидает из стороны в сторону — от ощущения своего величия к ощущению себя полным ничтожеством.

Адекватная самооценка — это когда человек реально оценивает свои способности и личные качества, осознает как свои недостатки, так и достоинства. Человек с адекватной самооценкой может признать свои ошибки и работать над ними, развивать свои сильные стороны и минимизировать проявление условно негативных качеств.

Поскольку он реально оценивает себя, ставит перед собой подъемные задачи — то и добивается в жизни многого из того, что наметил. Что и гарантирует стабильность его самооценки. Даже если неудачи случаются, такой человек критично оценивает ситуацию, делает выводы и движется дальше.

В случае с неадекватной самооценкой все совсем по-другому.

Если самооценка неадекватно низкая — человек не верит в свои силы, уровень его притязаний низкий. И самое обидное, что объективно человек может быть и талантлив, и хорош собой, и с высоким уровнем интеллекта, но самооценка не равна реальным показателям. Самооценка формируется в детстве и в этом случае просто не соответствует действительности. На то она и неадекватная.

Человеку кажется, что все вокруг лучше него, он постоянно сравнивает себя с другими и, как это не парадоксально, всегда находит кого-то, кто ему докажет его несостоятельность и ущербность.

Человек с низкой самооценкой подвержен чувству ревности. Ведь ревнуем мы не от большой любви, а от страха, что есть кто-то лучше нас. Это неосознанная конкуренция с человеком, к которому мы ревнуем.

В случае с когда самооценка неадекватно завышенная, история иная, но ничем не лучше. Амбиции непомерно высоки, как и уровень притязаний, но под ними ничего нет. Тут человек хочет всего самого лучшего — и все бы ничего, если бы наши желания исполнялись просто потому, что мы захотели.

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Столкнувшись с неудачей, человек с неадекватно высокой самооценкой не видит свои промахи и ошибки и, соответсвенно, ничего не делает для их исправления. Он просто обвиняет в неудачах других. И так же сравнивает себя с другими. Проблема тут в том, что какой бы прекрасный ни был человек, всегда есть кто-то лучше хоть в чём-то.

И поэтому, постоянно желая быть лучше кого-то, человек неизбежно страдает. Его самооценка зависит от внешних факторов, которые изменчивы. Он только приобрёл новый автомобиль, а сосед уже купил самолёт, и все — его самооценка пошатнулась. Как только на горизонте появляется кто-то, кто переплюнул его в значимых для него позициях — человек в момент чувствует себя ничтожеством.

Адекватная самооценка устойчива и не зависит от внешних факторов: человек не сравнивает себя ни с кем, он знает, какой он, и ему не нужно подтверждение от кого-либо. У него есть на что опереться внутри себя. Самая здоровая позиция.

Если человек считает себя достаточно умным, он никак не почувствует себя идиотом даже в обществе докторов наук. Он осознает, что не может знать всего, и от этого его самомнение не пострадает.

Что сделать для формирования адекватной самооценка у ребенка?

Самые главные люди, которые закладывают фундамент самооценки ребенка — это родители или заменяющие их фигуры.

Важно, чтобы ребёнок четко знал правила — как он может себя вести, а как нет. Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, в отношениях нужны чёткие границы — это даёт ощущение безопасности. Он должен понимать рамки дозволенного.

Помните, что ребёнок учится любить и уважать себя у вас. Сначала мы любим и принимаем его, а потом он присваивает наши чувства себе, делает их своим внутренними.

Ребёнок не должен заслуживать любовь взрослого, иначе уже во взрослой жизни он будет продолжать выпрашивать её у других, не веря, что его могут любить просто так.

Источник

Заниженная и завышенная самооценка: причины и признаки. Как научиться адекватно себя оценивать?

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: «Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?» Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

Каковы признаки заниженной самооценки?

Как проявляется завышенная самооценка?

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы, причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6–7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17–18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: «Кто я?»

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей, которые впоследствии переходит к детям, и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребёнка.

Единственный ребёнок в семье, когда всё внимание сосредоточено на нём, всё только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребёнка, его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нём проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: «Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть«. Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И, наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека, чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нём несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребёнку постоянно повторяют: «Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом». Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива — убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространённых причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя «полюсами» самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребёнка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определённые стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это всё проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка — не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

Схема работы с завышенной самооценкой

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь.

«Иметь» — это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

«Делать» — это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

«Быть» — ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с «бытием человека», с тем, что происходит внутри него самого. Тогда «делать» и «иметь» придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознаётся, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путём взаимодействия человека с собой терапию «бытие», а не «действие». Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: «делать» и «быть», и каждый вправе сам выбирать, каким путём идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому — уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Источник

Самооценка: что это, виды и уровни самооценки

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Приветствую Вас, друзья!

Правильная самооценка играет большую роль в нашей жизни. Она добавляет нам уверенности в собственных силах и помогает поверить, что мы достойны получить всё, чего желаем. От неё зависят все наши решения – как повседневные, так и судьбоносные. То, как человек воспринимает самого себя, определяет всю его жизнь. И сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить, чтобы более точно и адекватно оценивать собственные силы при принятии решений.

Что такое самооценка

Самооценка – это комплексная характеристика, показывающая, как человек воспринимает самого себя. Это его представление о собственной внешности, физических данных, интеллектуальных способностях и уровне образования. Самооценка влияет на мечты и амбиции, стиль одежды, поведение в обществе, манеру общения и прочие аспекты жизни. И довольно часто она бывает искажена, в результате чего человек может испытывать страдания.

Самооценка бывает завышенной или заниженной. В обоих случаях это мешает адекватно воспринимать собственные способности. Но люди с заниженной самооценкой всё же испытывают гораздо больше проблем. Они постоянно упускают шансы изменить свою жизнь в лучшую сторону, поскольку боятся рисковать или просто не уверены в собственных силах. Ещё хуже то, что они обычно осознают свои проблемы с самовосприятием, но отказываются решать их, поскольку уверены, что не заслуживают лучшей судьбы.

Как формируется самооценка?

Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.

Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание. Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.

Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.

Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.

Какой может быть самооценка: классификация

В психологии рассматривается две основных характеристики самооценки: её вид и уровень. По виду самооценка может быть адекватной, искаженной и смешанной, а по уровню – нормальной, низкой и высокой. Рассмотрим оба способа классификации подробнее.

Виды самооценки

1. Адекватная. Человек, воспринимающий себя адекватно, отчетливо понимает свои реальные возможности. Он знает, какие у него имеются сильные и слабые стороны, знает, что у него хорошо получается. При этом он прекрасно понимает, что может на равных общаться с окружающими, независимо от должности и социального статуса. Таким людям свойственна здоровая самокритика.

2. Искаженная. Если самооценка искажена, человек не может объективно воспринимать собственные возможности. Он неадекватно оценивает свои качества, таланты и способности. Такие люди часто испытывают проблемы в общении, не могут нормально строить отношения и продвигаться по карьерной лестнице, независимо от того, в какую сторону отклонена их самооценка.

3. Смешанная. Некоторые люди по-разному воспринимают себя на разных этапах своей жизни. Иногда их самооценка становится вполне адекватной и объективной, но сильные впечатления выводят их из этого равновесия. Бывает и так, что у человека нормальная самооценка в жизни и личных отношениях, но большие проблемы с профессиональным самовосприятием (или наоборот).

Уровни самооценки

Данный показатель не является строго дискретным. Самооценка может быть нормальной, слегка отличаться от нормы или очень сильно выходить за её пределы. Для упрощения в психологии принято выделять три уровня самооценки:

1. Низкая. Это худший вариант, поскольку люди с низкой самооценкой обычно наименее успешны во всех сферах. Им свойственен целый набор комплексов и психических проблем. Они обидчивы, склонны к тревожности и депрессиям, болезненно воспринимают критику, но при этом не верят, что достойны похвалы. Практически все методики коррекции самооценки ориентированы именно на эту форму её искажения. О том, как повысить самооценку самостоятельно, читайте в этой статье.

2. Нормальная. По сути, адекватная и нормальная самооценка – это одно и то же. Данный уровень подразумевает, что у человека нет проблем с восприятием себя и собственных возможностей. Он достаточно объективен, умеет замечать и анализировать свои ошибки, обладает хорошим чувством юмора и нормально воспринимает шутки в свой адрес. Адекватно оценивая своё место в обществе и коллективе, он не позволяет окружающим злоупотреблять его добротой. Именно к этому уровню следует стремиться, работая над самооценкой.

3. Высокая. Если человек уделяет повышенное внимание своим плюсам, игнорируя при этом недостатки, такая самооценка называется высокой. Она также способна доставить массу неудобств. Слишком самоуверенный человек часто не замечает собственных ошибок, поэтому не может развиваться, а качество его работы обычно заметно ниже, чем у коллег.

Заключение

Самооценка – это показатель того, как человек воспринимает самого себя, свои возможности и достижения. Она не является постоянной величиной, а непрерывно меняется под влиянием обстоятельств, условий жизни, окружения и прочих факторов. Данную особенность можно использовать себе во благо, намеренно корректируя свою самооценку. Это позволит более адекватно воспринимать собственные возможности, добиваясь значительно больших успехов во всех сферах жизни.

Источник

Как воспитать в себе адекватную самооценку и где это может пригодиться

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Смотреть картинку Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Картинка про Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной. Фото Что такое самооценка какие черты наблюдаются в поведении человека заниженной самооценкой завышенной

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *