Что такое самопроизвольное возгорание на судне
Самовозгорание
Самовозгорание, как правило, не учитывается в качестве возможной причины возникновения пожара на судне, хотя многие применяемые материалы подвержены этому опасному химическому явлению. Самовозгорающимся может быть как материал, перевозимый в качестве груза,так и материал, используемый в повседневной работе судна.
Примером последнего сможет служить ветошь, пропитанная растительным маслом или краской и брошенная в углу мастерской, кладовой или машинного отделения. В таком помещении обычно тепло, вентиляция отсутствует.
Масло, которым пропитана ветошь, начинает окисляться, т.е. вступать в химическую реакцию с кислородом, содержащимся в окружающем теплом воздухе.
М атериалы, подверженные самовозгоранию
Для предотвращения таких пожаров судовые материалы, склонные к самовоспламенению, не следует располагать вблизи источников тепла. Если это невозможно, то нужно защитить их тепловой изоляцией.
Груз. Многие материалы, перевозимые на судах в качестве груза, могут самовозгораться. Воспламенение происходит за счет химического взаимодействия двух или нескольких веществ, одним из которых, как правило, является воздух или вода. Приведем характеристики некоторых из них.
Хлор вступает в активную реакцию при соединении с размельченными металлами и некоторыми органическими материалами, особенно ацетиленом, скипидаром или газообразным аммиаком. Хлор необходимо хранить в хорошо вентилируемом помещении и размещать вдали от органических материалов.
Металлы натрий и калий реагируют с водой, поэтому требуется разделять их с другими грузами, которые также становятся опасными при смачивании. Необходимые рекомендации можно найти в Правилах перевозки опасных грузов (МОПОГ).
В справочнике NFPA (Национальная ассоциация по противопожарной защите), США, например, сказано: «Влага ускоряет окисление большинства металлических порошков». В Правилах Министерства транспорта к порошкообразному алюминию предъявляются следующие требования: «Хранить сухим. Разделение с другими грузами аналогично разделению с другими грузами воспламеняющихся твердых веществ, которые становятся опасными при смачивании».
Сухая металлическая стружка не имеет тенденции к самовозгоранию. Однако груды промасленных металлических опилок, стружек, обрезков могут стать причиной пожара в результате самовозгорания. Как и у промасленной ветоши, теплота выделяется здесь за счет окисления масла, находящегося внутри груды металлических отходов. В конце концов выделившаяся теплота оказывается достаточной для воспламенения наиболее размельченных металлов. Затем воспламеняются более крупные стружки и другие горючие материалы, оказавшиеся внутри груды, и таким образом возникает пожар.
Размельченный уголь может самовоспламеняться в зависимости от следующих, факторов:
1) географического расположения его месторождения;
2) содержания влаги;
3) размера дробления и соотношения мелкодробленных частиц и кусков;
4) химической структуры, включая прймес и;
5) времени дробления.
Кроме того представляют опасность пожара в результате самовоспламенения следующие грузы: древесный уголь, рыбий жир, масляные краски, кормовая кукурузная мука, рыбная мука, рыбные отжимки, льняное масло, ткани всех видов, пропитанные маслом или лаком, арахис и тунговая мука.
Квалифицированный матрос
Able Seaman
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 4. БОРЬБА С ПОЖАРОМ
4.1. Возникновение пожара на судне и его обнаружение
В.4.1.1: Причины возникновения пожара на судах.
О: Пожары на судах происходят от:
* неосторожного обращения с открытым огнем, нагревательными приборами и от курения;
* неисправности электрокабелей, электрооборудования, освещения, нарушения правил эксплуатации судовых механизмов;
* попадания топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов, выхлопных трубопроводов;
* искрообразования при работе котлов, камбузов и при ударах;
* воспламенения горючих газов и паров нефтепродуктов;
* нарушения правил производства сварочных работ;
* разрядов статического и атмосферного электричества;
* самовозгорания и самовоспламенения грузов;
* смешения несовместимых опасных грузов
В.4.1.3: Требования, предъявляемые к судовой системе вентиляции при пожаре.
О: Судовая система вентиляции может являться путем развития пожара по каналам из одного отсека (помещения) в другой. Вентиляция должна быть отключена, а ее каналы перекрыты пойле того, как из аварийного помещения выведены люди. Вентилирование не должно прекращаться в помещениях и отсеках судна, пока там находятся люди.
В.4.1.4: Материалы, способные к самовозгоранию.
О: К самовозгоранию способны следующие материалы:
* ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках или пропитанные растительными маслами и животными жирами;
* фузы подкласса 4.2;
* древесные, металлические и другие опилки, пропитанные растительными маслами и животными жирами.
В.4.1.6: Направления развития пожара на судне.
О: Судовые пожары могут развиваться: по путям движения воздушных потоков, по вентиляционным каналам, по вертикальным шахтам трапов, лифтов, МП, по заобшивочным пустотам палуб и переборок, по слою разлитой горючей жидкости и поверхностям легкогорючих твердых веществ и материалов.
В.4.1.7: Действия члена экипажа, первым обнаружившим пожар (загорание).
О; Первый обнаруживший пожар (загорание) или его признаки обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и задействовать первичные средства тушения с целью сдержать развитие горения.
4.2. Судовые системы и средства пожаротушения
Тема: Причины возникновения пожара и его предупреждение на судах пассажирского и транспортного флота.
Большинство пожаров на судне возникает вследствие беспечности или небрежности судовой администрации. При надлежащем выполнении существующих противопожарных правил пожар почти всегда может быть предотвращен.
Пожары происходят чаще в порту, чем в море. В основном они возникают вследствие неосторожного обращения с огнем. Причинами возникновения пожара могут быть:
б) неудовлетворительная укладка груза,
в) непринятие заранее соответствующих мер предосторожности,
г) недостаточное наблюдение за легковоспламеняющимися грузами, подверженными самовозгоранию,
д) неисправность электрической проводки,
Пожар на судне необходимо предупреждать, не допускать, но если это почему-либо не удалось, то должно принять все меры к тому, чтобы не дать пожару усилиться и распространиться и чтобы он был ликвидирован в кратчайший срок.
Основным условием недопущения пожара на судне является постоянная бдительность со стороны судовой администрации, особенно при наличии на судне огнеопасных грузов, и строгое выполнение противопожарных правил.
В частности, необходимо:
Не принимать на судно грузы, характер которых в пожарном отношении неизвестен. Строго соблюдать правила погрузки, укладки и перевозки огнеопасных грузов и грузов, подверженных самовозгоранию.
Иметь тщательное наблюдение за грузами, поступающими на судно, уделяя особое внимание грузам, идущим под наименованием «аптекарский товар»: под видом этого рода груза нередко пересылаются легковоспламеняющиеся вещества и к тому же в несоответствующей упаковке.
Держать всегда в полном порядке и исправности все противопожарные средства.
Особое внимание должно уделять исправности трубопровода пожарной магистрали в зимнее время, ни в каком случае не допуская скопления и замерзания воды в отростках и коленах. В равной мере необходимо следить за тем, чтобы на отростках всегда были плотно навернуты крышки и чтобы ключ для привертывания шлангов хранился в одном и том же и всегда доступном месте.
Производить возможно чаще пожарные тревоги, чтобы экипаж судна в случае возникновения пожара знал хорошо свои обязанности и умел обращаться с противопожарными средствами.
Иметь постоянное наблюдение за исправностью противопожарных систем (паровой или углекислотной) и огнетушителей.
Иметь на судне достаточный запас углекислого газа и патронов для огнетушителей.
Если на судне имеется какая- либо система для обнаружения пожара в различных судовых помещениях, то исправное состояние и действие ее должны постоянно контролироваться.
Особо строгие меры предосторожности должны соблюдаться при наличии на судне легковоспламеняющихся продуктов нефти, а также таких грузов, как хлопок или джут, и грузов, подверженных самовозгоранию.
Никогда не допускать курения в трюмах и на палубе возле грузовых люков.
Иметь особое наблюдение на судне во время производства ремонтных работ, удостоверяясь каждый раз немедленно по уходе рабочих, что в том или ином судовом помещении, где производились работы, не осталось огня или горящих предметов.
. При производстве ремонтных работ, связанных с горячей клепкой или употреблением огня, всегда иметь под рукой ведро с водой и исправный огнетушитель.
. Во время ремонта судна в доке, когда судовые противопожарные средства не могут быть использованы, капитан должен заранее озаботиться об обеспечении судна береговыми средствами для быстрой ликвидации огня в случае возникновения (пожара.
. В ночное время иметь тщательное наблюдение за помещениями общего пользования (уборными, курительными и т. п.) на пассажирских судах.
. Внимательно следить за всякими подозрительными лицами, появляющимися на судне под тем или иным видом, особенно в заграничных портах.
. В случае возникновения пожара в порту вблизи стоянки судна (на берегу или на каком-либо судне) необходимо немедленно принять меры к тому, чтобы оттянуться или перейти в совершенно безопасное место.
Постоянное наблюдение и забота об исправном состоянии и действии всех противопожарных средств и систем на судне должны быть возложены на старшего помощника капитана, который вместе с тем должен немедленно устранять все обнаруженные недостатки и докладывать капитану судна о состоянии противопожарных средств и систем не реже раза в пятидневку, если не понадобится делать это чаще.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные причины возникновения пожаров на судна
2. Условия недопущения пожара на судне
3. В чем особенность управления судном при возникновении пожара
Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения
3.1. Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:
• наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;
• наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;
• быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации пожара;
• вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;
• большое количество электрооборудования и электрических цепей, обесточивание которых нарушает работу средств пожаротушения;
• ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;
• загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.
Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением. Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание пожара выходит из-под контроля.
3.2. Нарушение установленного режима курения. Горящая сигарета имеет температуру около 500 °С, что достаточно для воспламенения многих горючих материалов и особенно воспламеняющихся жидкостей.
На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всегда чревато опасностью и поэтому должно быть исключено. На танкере курение разрешается в одном-двух помещениях, установленных приказом по судну. На химовозах не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газовозах курение запрещено полностью.
Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламеняющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.
Небрежность при курении — причина многих пожаров на судах.
3.3. Самовозгорание. Свойством самовозгорания обладают некоторые материалы, применяемые в повседневных судовых работах, а также отдельные грузы.
Возможно самовозгорание ветоши, пакли, парусины, постельных принадлежностей, одеял и других абсорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках или связках. Вероятность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, растительными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветоши в теплом плохо проветриваемом помещении масло начинает окисляться, выделяется теплота, которая активизирует процесс окисления. Температура ветоши растет, она воспламеняется — возникает очаг пожара.
Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. Правил МОПОГ.
Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и деревянных конструкций при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты. В начальной стадии дерево постепенно обугливается, а затем воспламеняется образовавшийся древесный уголь, температура воспламенения которого значительно ниже, чем у дерева.
Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окисляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.
Перед укладкой на хранение все самовозгорающиеся материалы должны быть очищены и просушены. Промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевременно удалять из машинного помещения.Свежеокрашенную парусину нельзя хранить в сложенном виде или в плохо проветриваемом помещении.
3.4. Неисправность электрических цепей и оборудования. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара. Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, которая со временем становится хрупкой и растрескивается. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих проводов может произойти короткое замыкание, что сопровождается выделением теплоты. Открытая электрическая лампочка при соприкосновении с горючим материалом может вызвать его воспламенение. Перегрузка электрической цепи вызывает нагрев проводов, что может привести к воспламенению изоляции. Особую опасность представляют временные электрические выводы («времянки»), особенно в жилых помещениях. При неисправном состоянии может наблюдаться искрообразование в коллекторах электрических машин и в пускорегулирующей аппаратуре.
Необходимо своевременно проверять и поддерживать сопротивление изоляции электрооборудования не ниже минимальных норм, установленных правилами эксплуатации. При уходе из помещения все электронагревательные, осветительные приборы и теле-радио-приборы должны быть выключены. При перерывах в работе переносной электроинструмент следует выключать из сети.
ТЕОРИЯ ПОЖАРА
Maritime blog → ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ НА СУДАХ (ВОПРОС-ОТВЕТ)
Теория пожара
Как графически представить процесс горения?
Пожар представляет собой химическую реакцию горения, возникающую при соприкосновении горючего вещества с кислородом при наличии теплоты, достаточной для возгорания. В упрощенном виде процесс начала горения вещества можно представить в виде так называемого «Пожарного треугольника». Огонь не может возникнуть в отсутствие одной из сторон треугольника «горючее вещество — кислород—теплота».
Само соединение компонентов треугольника ещё не достаточно для поддержания горения, необходимо иметь эти компоненты в достаточном количестве. Горение может начаться от точечного источника тепла (искры, пламени спички и т.д.). После начала горения цепная реакция окисления сама является источником тепла. Это тепло распространяется во всех направлениях. Часть тепла возвращается к горючему веществу, газифицирует его, повышает температуру паров до температуры воспламенения и таким образом поддерживает горение. Следовательно, источник воспламенения необходим только на этапе воспламенения, а для продолжения устойчивого горения необходима устойчивая цепная реакция окисления (горения), как источник тепла. Отсюда возникло понятие «пожарного тетраэдра».
Пожарный тетраэдр
Горючее вещество может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии.
В качестве примера горючих веществ можно привести бумагу, дерево, картон, краску, нефтепродукты, ацетилен. К твердым горючим веществам относится ряд металлов – магний, натрий и другие, которые могут перевозиться в качестве груза.
Кислород обычно содержится в воздухе в количестве, достаточном для поддержания горения. Для поддержания пламенного горения обычных горючих материалов необходима концентрация кислорода в воздухе не менее 15%. Но тление может происходить и при содержании в воздухе 3% кислорода.
Окислитель – это вещество, поддерживающее горение. Окислители в своём химическом составе имеют атомы кислорода, которые, освобождаясь, поддерживают горение.
Сильными окислителями являются селитры (калиевая, натриевая, азотная); перекиси (водорода, натрия, бария, хромовый ангедрид). Хорошими окислителями являются бертолетова соль и марганцево-кислый калий.
Какие судовые источники воспламенения вам известны?
Под источниками воспламенения понимается источник тепла, имеющий температуру выше температуры самовоспламенения и запас тепловой энергии, необходимый для нагрева вещества до возникновения горения.
Опыт эксплуатации судов, борьбы с пожарами и анализ происшествий показывает, что все источники воспламенения можно разделить на 3 основные группы:
Тепловое проявление химических реакций. Открытый огонь проявляется при курении, использовании факелов и паяльных ламп; выбросе пламени из топок паровых котлов, камер сгорания газовых турбин, газоходов тепловых двигателей; при работе газосварки, газорезки. Температура пламени спички и сигареты достигает 700-800 0 С, а бензиновой зажигалки 1200-1300 0 С.
Раскалённые продукты горения имеют весьма высокую температуру (600-1100 0 С) и при наличии щелей, трещин, прогаров и других неплотностей в топках котлов, газоотводов дизелей, турбин, выходящие из них продукты горения являются мощным источником воспламенения.
Тепловые проявления электрической энергии. Электрическая энергия, как источник воспламенения проявляется следующим образом:
●короткое замыкание токоведущих частей электрооборудования (температура электрической дуги лежит в пределах 1500- 4000 0 C );
●искрение и разогрев токоведущих частей из-за слабого контакта или вибрации;
●перегрузка электрооборудования, длительное использование электрооборудования, рассчитанного на кратковременную работу, превышение мощности выше допустимого значения;
●статическое электричество (накапливается при трении диэлектриков между собой). В условиях судна накопление зарядов статического электричества имеет место в случаях налива жидкости в ёмкости (цистерны) падающей струёй, двигаясь по металлическим и пластмассовым трубопроводам и резиновым шлангам. При выходе сжатых и сжиженных газов из малых отверстий и сопел (например, при подаче углекислого газа в охраняемое помещение при тушении пожара стационарной системой пожаротушения), а также при движении пылевоздушных смесей в трубах вентиляции.
Тепловое проявление механической энергии выражается следующим
●разогрев тел от трения при взаимном перемещении (причина – плохая смазка);
●разогрев горючих газов и воздуха при сжатии.
Что обозначают понятия: вспышка, воспламенение, самовоспламенение, самовозгорание?
Вспышка – быстрое сгорание паров горючего вещества с воздухом при поднесении к жидкости пламени или горячего тела. Сама жидкость останется не сгоревшей. Наименьшая температура, при которой сгорают только отделившиеся от жидкости пары, называется температурой вспышки.
Воспламенение – устойчивое горение твёрдых и жидких веществ под воздействием открытого источника огня. Наименьшая температура, при которой происходит воспламенение, называется температурой воспламенения.
Самовоспламенение – возгорание горючего вещества без поднесения к нему открытого источника огня. Оно происходит при нагревании горючего вещества до определённой температуры – температуры самовоспламенения. Температура самовоспламенения не постоянна для одного и того же вещества, она зависит от теплопередачи, концентрации кислорода и его давления.
Самовозгорание – воспламенение горючего вещества в результате саморазогрева при нормальных внешних условиях.
Самовозгорающимися веществами называют те вещества, у которых температура самовоспламенения равна или выше температуры окружающей среды.
Самовозгораются на воздухе порошки металлов, белый фосфор, растительные масла, сульфидное железо, реактивное топливо, регенерация, промасленная или мокрая ветошь, мокрые древесные опилки и стружка, свежевыкрашенный скомканный брезент, бурый уголь, рыбная мука.
Как происходят взрывы парогазовоздушных смесей?
Пример нижнего и верхнего концентрационного предела для некоторых газов и паров:
Кроме паров, жидкостей и газов могут взрываться пыли: это мучная, угольная, древесная пыль, пыль различных металлов, а также продукты неполного сгорания топлив и горючих веществ при пожаре.
Какими явлениями характеризуется судовой пожар?
Практически любой пожар характеризуется следующими явлениями:
— выделение и передача тепла;
— выделение и распространение продуктов сгорания;
— образование газового обмена (поступление воздуха и удаление продуктов сгорания).
Дополнительные явления, характеризующие отдельные виды пожаров:
— обрушение и деформация судовых конструкций;
— взрывы оборудования, емкостей с газами, горючих газов и взрывчатых веществ;
— вскипание и выброс горючих жидкостей из цистерн и танков.
Каковы опасные факторы пожара на танкерах?
Особую опасность представляют процессы взрывного сгорания парогазовоздушных смесей в открытом пространстве. Случай возгорания парогазовоздушной смеси произошел в городе Новороссийске одновременно на двух судах 20. 01. 2007г. Возгорание произошло во время грузовых операций на нефтепричале Шесхарис при ударе молнии (см. Введение).
Основными, опасными факторами сгорания таких смесей являются:
б) « огненный шар ». Поражающий фактор – тепловое излучение. Взрывы с образованием « огненных шаров » происходят при больших массах горючих жидкостей, высоких значениях энергии перегрева и внезапном разрушении сосудов, когда мгновенно образуется огромная масса паров. Это часто происходит при огневом или другом интенсивном нагреве сосудов со сжиженными углеводородными газами и легко воспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ). При массе горючего вещества от 2 до 435 т радиусы « огненных шаров » составляют от 35 до 300 м ;
г) пожар пролива, газовый факел, факельное горение струи жидкости, поражающий фактор – тепловое излучение. Опасные интенсивности теплового излучения при этом достигают до 100 м от границ пожара.
Таким образом при любом пожаре появляется пламя, выделяется теплота, образуются вредные газы и дым, а при взрывах – избыточное давление. Все это может стать причиной серьезных травм, гибели людей и нанесение колоссального материального ущерба и масштабной экологической катастрофы.
Передача тепла нагретыми продуктами сгорания осуществляется путем теплопроводности, излучения, и конвекции.
Теплопроводность – это передача тепла через твердое тело. Это один из путей распространения пожара из одного помещения в другое, с одной палубы на другую. В большинстве случаев умелая подача воды, особенно в виде распыленной струи, может замедлить или прекратить теплопередачу за счет проводимости. Вода охлаждает элементы конструкции корабля, переборки, палубы.
Излучение или лучистый теплообмен – это передача теплоты от источника через пространство. При поглощении теплоты температура поглощающего ее тела увеличивается, и оно может воспламениться. На излучение приходится 30-40% тепла при наружных пожарах и более этих значений при внутренних за счет преломления и отражения излучения оборудованием и поверхностями.
Сильное тепловое излучение может затруднить приближение к пожару, поэтому пожарные должны работать в защитной одежде, а воздействие теплоты необходимо снижать, пользуясь защитным водяным экраном, который можно создать подачей распыленной струи воды.
Конвективный теплообмен – это процесс переноса теплоты при движении нагретого вещества (дыма, горячего воздуха, нагретых газов) и летящих угольков.
Конвекция является причиной вторичных очагов пожара. Конвективный теплообмен особенно значителен при внутренних пожарах и значительно затрудняет борьбу с пожаром.
Каковы опасности для людей в зоне задымления?
Дым – смесь газообразных и твердых продуктов сгорания и теплового разложения с воздухом. Состав дыма зависит от состава горючего вещества и условий горения. При пожарах на судах в состав дыма входят азот, кислород, окись углерода, углекислый газ, пары воды и свободный углерод в виде мельчайших твердых частиц. При горении некоторых материалов, применяемых в судостроении (пластмасс, линолеума, фторопласта, пенополиуретана и др.) в составе дыма могут быть токсичные окислы азота, сернистый газ, сероводород, фосген, цианистый водород и др. Пожар на судне всегда сопровождается сильным задымлением аварийного помещения. Зона задымления – самая подвижная из всех зон пожара. Вяжущие, сладковатые запахи, синий, белый, желтый и другие цвета дыма свидетельствуют о присутствии в зоне горения ядовитых веществ.
Смертельно опасные концентрации газов на пожаре:
Поэтому рекомендуется производить смену пожарных при тушении через каждые 10 минут из-за возможности отравления.
Когда на пожаре содержание кислорода в воздухе падает с 21% до 15%, то резко нарушается мышечная деятельность. При 10¸14%- ной концентрации кислорода, человек начинает терять ясность сознания, появляется ощущение усталости. При содержании кислорода ниже 10% происходит потеря сознания. Самым распространенным газом, быстро вытесняющий кислород, в зоне задымления является углекислый газ СО2, когда этот газ используется для тушения пожара.
Кроме того, дым вызывает раздражающее действие на органы дыхания и зрения человека. Наибольшую опасность для людей в зоне задымления представляет окись углерода (СО). Попадая вместе с воздухом в легкие, она вступает во взаимодействие с гемоглобином крови, вытесняя кислород. Это приводит к кислородному голоданию и к смерти. Пары альдегидов вызывают раздражающее действие: жжение глаз, кашель, раздражение слизистых оболочек рта и носа, появляется головокружение, вялость, затрудненный выдох. Синильная кислота может попасть в организм человека через даже неповрежденную кожу. Уже после 2 – 5 минутного пребывания в атмосфере, содержащей 0,001% синильной кислоты, появляются усиленное сердцебиение, ощущение жара, кожа становиться красно-белой; позже возникает головная боль, рвота, слабость.
Воздушно-дыхательный аппарат защищает человека от окружающей среды, применение его обязательно при работе на пожаре в зоне задымления.
По каким признакам подразделяют судовые пожары?
Судовые пожары классифицируются по следующим признакам:
— по расположению очага пожара;
— по виду горящих материалов;
— по количеству и мощности необходимых средств тушения.
По расположению очага различают наружные и внутренние пожары.
По размерам зоны горения (по масштабам ) судовые пожары подразделяются на:
— загорание (возгорание); малый пожар; большой пожар.
Классификация пожаров позволяет принимать правильные решения при борьбе за живучесть судна, а также по привлечению для этой цели соответствующих сил и средств тушения пожаров.
Какие существуют классы пожаров?
Пожары класса А – это пожары, связанные с горением обычных твердых углеродистых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, бумага, ткани, резина, канаты и т.д.).
Пожары класса В – это пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ (нефтепродуктов, парафинов, красок, растворителей, кулинарных жиров, воска и т.д.)
Пожары класса С – это пожары газов (метана, пропана, бутана, ацетилена и т.д.)
Пожары класса Д – это пожары металлов и их сплавов (натрия, калия, лития, магния, титана, алюминия, порошков чугуна и стали).
Пожары класса Е – пожары, связанные с горением электрооборудования и
электроустановок находящихся под напряжением (генераторы, электрические щиты, электродвигатели, коммутационные устройства, кабели).
В международной классификации пожары на судах в зависимости от вида горящего материала подразделяют на 4 класса. В класс В включены дополнительно газы, класс С – пожары электрооборудования.
- Что такое самопроизвольная беременность
- Что такое самопроизвольное возгорание