Что такое самость в психологии простыми словами
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Эзоликбез: самость
Казалось бы знакомое и тихое слово «самость», оказывается, имеет массу значений и даже первооснователи психологии и психиатрии не смогли сойтись во мнениях:
Самость (нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.
Самость по Юнгу – это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида: «С интеллектуальной точки зрения самость – не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом ее можно назвать «богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым способом зарождаются в этой точке, и все высшее и последние цели, кажется, сходятся на ней [2] ».
В теории Юнга самость проявляется в жизни человека в процессе индивидуации, который понимается как процесс психологической дифференциации, осуществляющийся с целью формирования единой, неделимой психики из комплексов и островкового, «инсулярного» сознания: «…в полдень жизни наша удивительная человеческая природа осуществляет переход из первой половины жизни во вторую.
От состояния, в котором человек является лишь орудием инстинктивной природы к другому состоянию, где он не является более чьим-то орудием, но становится самим собой: происходит преобразование природы – в культуру, инстинкта – в дух.
Сравнение теорий самости у Юнга и Фрейда
По мнению Юнга, цель психического развития состоит не в том, чтобы эго «подчинило» себе бессознательное, а в том, чтобы оно признало силу самости и уживалось с ней, приспосабливая свои действия к потребностям и желаниям своего бессознательного партнера. Он утверждал, что самость обладает мудростью, превышающей понимание отдельным человеком себя, поскольку самость одного человека связана с самостями всех остальных человеческих (а возможно, и не только человеческих) существ.
По Фрейду, в состоянии психического здоровья эго является главной действующей силой психики. Активность бессознательного, внедряющегося в сознание, говорит Фрейд, «подкрепляет» деятельность, задуманную эго. Такое сотрудничество возможно лишь тогда, когда энергия, поступающая из бессознательного, может быть преобразована в эго-синтонную. Юнг рассматривает эту взаимосвязь прямо противоположным образом. По его мнению, в основе анализа лежит такое влияние на сознание со стороны бессознательного, при котором сознание обогащается и совершенствуется. Установки эго не подкрепляются, но видоизменяются таким образом, что его погрешности компенсируются за счёт установок бессознательного. Более того, в то время как у Фрейда инициатива всегда принадлежит эго, даже если не осознается им, у Юнга инициатором является самость, которая «хочет» реализовать себя. Д
Подход Юнга принципиально иной: он рассматривает весь клинический материал – сны, психосоматические симптомы, особенности поведения, невротические или психотические проявления, феномены переноса или контрпереноса – как «ангелов», то есть посланников бессознательного, пытающихся донести весточку до сознания. Юнг считал, что задача психоаналитика в том и состоит, чтобы помочь пациенту осознать эти послания, со всеми их содержаниями и смыслами; «посланцы» смогут освободиться от вахты, только когда «письмо» будет доставлено. Вика
Только человек, достигший полного космического сознания своими силами, излучает во всех направлениях во всей вселенной положительную и только положительную энергию. Он живет в Боге, в Монистическом сознании сущности, самости.
Именно самость нам всем сейчас не помешала бы, господа присяжные заседатели!
САМОСТЬ
Некоторые авторы не проводят различия между Я и Самостью. В концепциях К.Г. Юнга (1875–1961), уделившего особое внимание проблеме Самости, одно не сводится к другому. Самость имеет столько общего с Я, сколько Солнце с Землей. Самость не тождественна Я, которое противостоит ей как часть целому. Если в классическом психоанализе З. Фрейда Я – это центр сознания, а Оно – сосредоточение бессознательного, то в аналитической психологии К.Г. Юнга Самость представляет собой единство сознательного и бессознательного.
Согласно К.Г. Юнгу, Самость можно охарактеризовать как своего рода компенсацию за конфликт между внутренним и внешним. Самость – это центральный архетип (изначальный образ) личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Самость – «верховная личность», целостность личности. Эмпирическая Самость ощущается не только как субъект, но и как объект.
Данный термин был выбран К.Г. Юнгом под влиянием древнеиндийской философии Упанишад, акцентирующей внимание на целостности человека. Поскольку Самость включает в себя наряду с сознательными и бессознательные компоненты, то она «отчасти выражается человеческими фигурами, отчасти же – вещественными абстрактными символами».
Архетип Самости рассматривался К.Г. Юнгом через призму различных символов. Главный из них – мандала, то есть архетипичный образ, существование которого прослеживается на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Его изображали в форме магического круга, олицетворяющего собой древнеиндийское представление о сосредоточении всего сущего. Пластическое образование подобного рода существует и в тибетском буддизме, где фигура мандалы имеет значение культового инструмента, поддерживающего медитацию. В алхимии мандала предстает в виде четырех, расходящихся друг от друга, элементов. Чаще всего мандала характеризуется кругом, четвертицей, квадратурой круга. Если культовые мандалы обнаруживают ограниченное количество типичных мотивов в качестве своего содержания, то индивидуальные мандалы имеют неограниченное количество мотивов и символических намеков. С точки зрения К.Г. Юнга, в целом мандала означает целостность человека, его божественную сущность, божественное начало.
В понимании швейцарского психотерапевта Самость есть точка нового равновесия, которая в силу своего положения между сознанием и бессознательным предопределяет жизнедеятельность человека. Она связана с достижением целостности и единства личности. В этом смысле Самость сродни процессу индивидуации, то есть процессу самостановления, самоосуществления человека. Она является целью жизни.
Для К.Г. Юнга Самость – это психическая тотальность. Ее можно приравнять к древнеиндийскому понятию «атман» или древнекитайскому понятию «дао». Самость не что иное, как психологическое понятие, выражающее сущность человека. Все первопроявления его душевной жизни начинаются в этой точке. Все высшие и последние цели сосредоточиваются в ней.
Являясь высшей точкой духовного развития человека, Самость представляет собой тот общезначимый идеал, который граничит с понятием «Бог». В концепции К.Г. Юнга «Самость» и «Бог» выступают как тождественные понятия. Не случайно, описывая Самость, он замечал, что она в равной степени может быть названа «Богом внутри нас» или «сосудом для милости Божией». Но К.Г. Юнг вовсе не имел в виду обожествление человека или разжалование Бога, у него речь – о некоем парадоксе, а именно о том неустранимом парадоксе, когда человек пытается охарактеризовать то, что превосходит возможности его разума.
Рассматривая традиционную фигуру Христа, К.Г. Юнг говорил о ней как об аналоге психической манифестации Самости. В мире христианских идей Христос, по его мнению, «несомненно, представляет Самость».
Таким образом, Самость в трактовке К.Г. Юнга – это совершенное выражение того, как складывается судьба не только отдельного человека, но и всех людей, когда они дополняют друг друга до целостного образа. Самость охватывает мужское и женское, светлое и темное, духовное и хтоническое (материальное). Будучи «апофеозом индивидуальности», Самость имеет атрибуты единственности и единовременности. Однако поскольку психологическая Самость представляет собой понятие, охватывающее совокупность содержаний сознания и бессознательного, то она поддается описанию только в терминах противоречий, антиномий.
Сама по себе идея Самости, по словам К.Г. Юнга, может быть психологически оправдана, но не может быть доказана научно. Важно иметь в виду и то, что реализация Самости ведет к конфликту между двумя противоположностями, а именно завершением и совершенством. Поэтому терапевтическая цель аналитической психологии К.Г. Юнга состоит в том, чтобы не столько добиться разрешения всевозможных внутрипсихических конфликтов, связанных с обретением Самости, сколько привести пациента к состоянию «приблизительной целостности, лишенной совершенства», поскольку индивид может стремиться к совершенству, но будет страдать от чего-то действующего во имя его завершенности.
Понятие Самости широко используется не только в аналитической психологии, но и за ее пределами. Оно является важной концептуальной частью психологии Самости Х. Кохута (1913–1981), где в отличие от К.Г. Юнга Самость рассматривается не в качестве центрального архетипа, а с точки зрения организационного единства, способствующего формированию психических структур, осуществляющих разнообразные функции (адаптивные, защитные, когнитивные и др.), предопределяющие мышление и поведение человека.
В современной психоаналитической литературе существуют различные представления о Самости. Это понятие используется при описании целостной (телесной и психической) организации человека, личности как таковой, опыта чувствования индивидом себя, субъективного восприятия внутреннего образа Я. Психоаналитические концепции Самости относятся, как правило, к обобщенным представлениям о потребностях человека в создании собственного образа, конкретных механизмах формирования различных аспектов его и внутрипсихических процессах, связанных с переживаниями по поводу несовпадений этого образа с реальным мышлением и поведением индивида.
Самость- наш невидимый «агент» #АрхетипЕдиное
Добрый день. С Вами на связи Евгения Порошина, я психолог, коуч, также руководитель и преподаватель в Европейской Школе Коучинга.
Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с аналитической психологией. Будем говорить о САМОСТИ. В предыдущих статьях мы двигались сверху вниз. Мы рассматривали ЭГО. Эго— это можно сказать наш Архетип Героя, далее мы рассматривали Персону, это та одежда, которую мы «одеваем» в социуме, можно так символически сказать. Это то, что мы хотим показать окружающим. Также мы рассматривали Тень— это то, что мы прячем(это зона нашего ближайшего развития). Также, если представить, что Герой отправляется в путешествие, в котором он преодолевает разных драконов, медуз и т д. Это можно сказать наши страхи, комплексы, травмы. Напомню, что комплексы- это не всегда про личный опыт, комплексы мы можем получить от семейной системы и т д. Далее мы рассматривали такие внутренние структуры как Анима и Анимус. Это мужские и женские качества в психики в бессознательном. У мужчины- это Анима, у женщины- это Анимус. Также Анима и Анимус- это мостик в коллективное бессознательное. Когда у мужчины хорошая связь с Анимой, а у женщины с Анимусом, также можно сказать, что у них хорошая связь с самостью. Есть энергия, творчество. То есть мужчину обогащают эмоции, а женщину- логическое мысление. То есть это можно назвать священным браком (соединение противоположностей). Это ведёт к связи с Самостью.
Как Юнг пришел к этому открытию? Он служил в армии во время первой мировой войны, это было непростое время. Он понял, что психика как бы лежит на ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ. Которая может выдержать: потрясение, отвержение, предательство и т д. Для Юнга,
Понять самость не просто. Вспомните проявление самости в действии. Так мы можем к ней прикоснуться.
Когда клиент приходит к психологу, коучу мы всегда смотрим на однобокость. Ищем всегда второй полюс. Соединение противоположностей дает новую энергию, новую жизнь и т д.
Ещё в этой статье немного затронем тему символов. Про самость. Символ самости- это четверица(мандала). Это про целостность. Во снах это может быть например, драгоценные камни, король, королева, змея, слон, лошадь, бык, медведь, рыба. Смотря какой контекст сна. Это также фигуры: круг или квадрат с центром внутри. Эти символы обозначают целостность. Наапример, всё, что мы пишем, рисуем, лепим и т д-это не случайно, это выражение того, что происходит в бессознательном. Это тоже проявление самости.
Ещё здесь рассмотрим такое понятие, как ось: ЭГО-САМОСТЬ. Если эта связь хорошо налажена, то это залог психического, физического здоровья. Как эту связь наладить? Это любая внутренняя работа. Мы таким образом можно сказать «прочищаем» эту связь.
Также с Архетипом Самости тесно связано поонятие ИНДИВИДУАЦИИ. Это развитие, которое происходит на протяжении всей жизни у каждого человека. Для Юнга, развитие- это непрерывный процесс. В противоположность тем, кто считает, что самые важные события происходят в младенцестве и самом раннем возрасте. Вторая половина жизни больше интересовала Юнга. Он считал что тут начинают происходить более интересные процессы. Такой подход даёт некую свободу от детства.
Это не привязано к возрасту. То есть сначало надо реализовать внешнее, а потом внутреннее. Да, например, если приходит клиент 23 лет и запрос про улучшение отношений, мы работаем с внутренним, но чтобы укрепить внешнее. Лжедуховное развитие(когда мы «перепрыгнули» сразу в духовное)- это тупиковый путь. То есть, есть точки, которые надо пройти. И тогда возвращаем чедовека во внешнее(балансируем).
Компенсация(путь развития)- это психологических механизм, благодаря которому существует индивидуация. Компенсаторная функция психики направляет человека на путь индивидуации. Основопологающие отношения между сознанием и бессознательным- это отношения компенсации. Функция компенсации обеспечивает баланс в психической системе. Там, где еть избыточный потенциал, напряжение, включаются силы компенсации. То есть задача системы прийти в равновесие, баланс. Если мы сознательно это регулируем, то эти процессы могут быть более мягкими. Если мы не обращаем на это внимание, то в жесткой форме компенсация может приходить в нашу жизнь. Где есть избыточный потенциал? Например, мы очень сильно чего-то хотим, сильно..сильно. Какую хорошую технику мы здесь можем применить, чтобы внутри произошел баланс? Представьте, что Вы будете делать, если этого не случится.
Бессознательное компенсирует Эго сознания разные путями: в оговорках, забывании, мистических открытиях, подстраивает несчастные случаи, влюбленности, нежданные удачи, вдохновляющие или ведущие к пропасти мысли и т д. В пожизненном самораскрытии(индивидуации) ведущей силой является самость. И механизм, с помощью которого она проявляется в жизни- это компенсация. Это верно и для первой и для второй половины жизни.
Когда мы сознательно задумываемся о балансе, компенсации, мы добровольно идем путем индивидуации. То есть, когда мы понимаем суть, любая техника работает в сотни раз эффективнее. Эксперимент с горничными(суть: те, кто знал, что от их физической работы улучшается здоровье и т д, те улучшили свои показатели, а те, кто не знали, но также работали- нет).
МЫ должны быть открыты для самости. Принимать её проявления. И тогда эти нежданные вторжения будут мягче.
С уважением, психолог Евгения Порошина. Приглашаю на онлайн-обучение в школу коучинга. Подробнее-здесь.
Также провожу индивидуальные консультации по скайпу и в Москве. Запись на консультацию в разделе-контакты.
Самость
Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.
«Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как переживабельное, так и непереживабельное (или еще не пережитое). Эти качества присущи, в равной мере, многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной» (ПТ, пар. 788).
«Самость не только центр, но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания» (CW 12, par. 44; ПА, пар. 44).
«Подобно тому как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними самость как психическая целостность также имеет сознательный и бессознательный аспекты. Эмпирически самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи «сверхординарной личности» (см. эго), такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа- круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli) и т. д. Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и янь, или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона), Фауста и Мефистофеля и т. д.
Переживание Самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве.
В разнообразной современной литературе по аналитической психологии очень часто встречается написание термина с заглавной буквы. Юнговское представление о Самости значительно отличается от того, как это понятие используется в другой психоаналитической литературе. Эта разница зависит прежде всего от понимания архетипов: юнговская концептуализация Самости видит ее укорененной в трансличностном измерении. Отсюда и частое написание слова с заглавной буквы. Но существует и клинический аспект самости, часто более тесно связанный с областью эго сознания; в работах клинического характера термин «самость» часто пишут с маленькой буквы. Таким образом, заглавная буква появляется в тех случаях, когда автор текста хочет выделить трансличностную, архетипическую основу Самости.
САМОСТЬ
Что такое самость?
В слайд-презентации, Вы сможете в интересном формате изучить тему «Самость»: Samost.pdf
Самость – это концентрация своего сознания на своей личности, то есть концентрация на личном «я» (эгоизм).
Низшее Я человека устремлено к тому, чтобы всем обладать, всё удержать для себя и использовать в собственной выгоде.
Самостный человек выделяет себя из общества, из природы Космоса, забывая, что он лишь частица единого целого.
Самость, это когда внимание человека направлено внутрь себя, на удовлетворение своих личных потребностей: «Я», «Мне», «Мое».
Самость – самая глубокая причина всех страданий и главный враг духовного развития человека.
Преодоление страданий человеческих возможно лишь, освободившись от самости,от собственного эгоизма, от личных желаний.
Отказавшись от всех эгоистичных мотивов – человек обретет свободу от внутренних противоречий.
До тех пор, пока мы будем устремлены к тому, чтобы всем обладать, всё удержать для себя и использовать в собственной выгоде, мы будем испытывать все большое и большое неудовлетворение от жизни.
От самости происходят все неприятности в жизни человека.
Самость – это то качество человека, которое делает его несчастным.
Самость. Для чего она нам дана? Откуда она появилась?
”Я есть я” – основной принцип мышления человека на начальном этапе своего человеческого развития. Кроме того, такое мышление было необходимо для выживания. Выживал лишь тот, кто больше заботился о себе.
На современном этапе развития человечества, пережиток в виде астрального тела и его жильца – самости, уже не нужен. От него необходимо избавиться. Если раньше, он являлся необходимым условием для эволюции, то на данном этапе, он становится огромным тормозом.
Природа самости
Живая Этика даёт много понятий самости, вот некоторые из них:
— Самость самый сильный и опасный враг человека на пути духовного развития.
— Самость, есть корень всех бедствий.
— Самость, страх и сомнение – три проклятия человеческой жизни.
— «Самость есть земное царство. Она не существует в Огненном Мире – остаток ее в Тонком Мире и тяжким цепям подобен». (Иерархия,342).
Под самостью понимается комплекс недостатков человека. Они связаны с концентрацией сознания на своей личности.
Кроме того, к самости относятся такие ее проявления, как саможаление, самоуничижение, осуждение, зависть, недружелюбие, гордыня, тщеславие, чванство, обидчивость (обида).
Рассмотрим подробнее некоторые из них:
Обидчивость (обида) – это чувство, что меня не оценили по достоинству, или же не оправдали моих ожиданий. «Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету». (Е.И.Рерих)
Лучше считать себя сильным и стремиться к утверждению силы духа в жизни, чем думать о себе как о ничтожестве и быть ничтожеством». (Г.А.Й. 1955г.)
Осуждение, зависть, недружелюбие – «Почему ему, а не мне?». Человек, который научился не осуждать, признак расширенного сознания, которое вышло из круга самости. Человек наносит большой вред себе и другим, когда пускается в тяжкие осуждения.
«…Отсутствие осуждения – признак расширенного сознания, вышедшего из круга самости. Осуждает самость, недружелюбствует самость, завидует самость. Почему ему, а не мне, – нашептывает самости тьма. Служителей самости Считаем людьми, обворовавшими самих себя, самих себя лишившими Света… Путами духа можно назвать осужденье, или гирями на ногах, или колючками в ауре, или ножом, наносящим незримую рану.
Вред осужденья велик и себе и другим. Осуждение привязывает сознание осуждающего к осуждаемому невидимой цепью, которая не отпустит его, пока не будет погашен вред, им наносимый. В Мире Тонком особенно тяжки эти цепи осудителей добровольных, влекущие их, подобно магниту, к жертвам своим. Осудитель страдает больше осужденного, ибо действует явно во тьме против жертвы, часто невинной. И тогда цепи осуждения особенно тяжки. Знать человека без маски, знать обнаженную сущность его и не осуждать будет ступенью Архата».(Г.А.Й.1962 г. 543)
Путь в направлении развития к своему Высшему истинному Я – это путь утончения, путь развития и постоянной напряжённой работы над собой, путь отказа от личных интересов в угоду общественным.
Путь удовлетворения личных интересов и потребностей своего низшего ложного Я – это путь, который приводит к страданиям, к потере смысла жизни и своей индивидуальности.
Просмотрите видео-ролик 13 признаков гордыни.
Виды самости
Различают несколько видов самости:
«…самость подобна закопченному стеклу. …Среди самости имеются несколько видов. Кроме личной самости бывает самость родовая и дажерасовая. Можно представить, сколько извращений истины происходит от такого наслоения отравленных чувств! Но мало того, существует еще и самость планетарная. Недавно вы слышали, что некие ученые утверждали, что жизнь имеется лишь на Земле. Они не только полагали об исключительном положении Земли, но они не подумали о существовании Тонкого Мира… Только самая грубая самость может вносить в мир такие невежественные суждения…» (Надземное, 273)
Опасности самости
Самость самый сильный и опасный враг человека на пути духовного развития.
Самость не дает человеку принять Божественное устройство мира.
Самость закрывает человеку путь к Богу, путь к самому себе.
Человеческая самость нарушает энергетику нашей планеты и наносит невосполнимый вред природе Земли.
Самость может скрываться под разными масками и благовидными поступками.
Самость может принимать великое множество обличий, поэтому Учение Агни Йоги учит нас очень внимательно и честно присматриваться к каждому своему поступку, к каждому своему желанию. Впадение в самость губительно для духа и может отбросить человека далеко назад.
Это самый опасный недостаток человека, тем более что чаще всего он совершенно не заметен его обладателю.
Самость очень хитра. По мере эволюции человека, самость меняется, становится более утонченной и изощренной и менее заметной.
Если человек обнаружил ее в себе, и начинает с ней бороться, она меняет свой лик и заставляет считать, что идут проявления, от неё не зависящие, убеждает сознание, что её нет. Отсюда эгоизм, очень тонкий и не заметный даже его обладателю, Е.П. Блаватская называет егодуховным эгоизмом.
Вот как определяют духовный эгоизм Учителя человечества: «…существуют люди, у которых никогда не замечаются какие-либо внешние признаки эгоизма, но в то же время они чрезвычайно эгоистичны в своих внутренних духовных устремлениях. Эти пойдут по тропе, раз ими избранной, с глазами, закрытыми на всё, кроме самих себя, и они ничего не видят вне своей узкой тропы, заполненной их собственной личностью. Они настолько интенсивно поглощены созерцанием своей собственной предполагаемой «правоты», что уже ничто никогда не может казаться им правым вне фокуса их собственного зрения, искаженного их самодовольным мышлением и суждением о том, что правильно и неправильно». (Из письма Махатмы К.Х. «Письма Махатм», 128)
Как избавится от самости
Самость – это ограничение сознания. Поэтому, чтобы избавится от самости, необходима постоянная работа над расширением сознания.
Бороться с самостью нельзя. Сама борьба приводит к ее усилению. Само желание этой борьбы, предполагает заинтересованность в результатах этой борьбы, а это уже самость.
Нельзя подавлять желания, чувства, страсти. Подавляя их, тем самым мы только усиливаем и растим их.
Для успешного искоренения самости в себе, в первую очередь необходимо посмотреть правде в глаза. Обнаружить ее. Согласиться с тем, что она действительно есть в тебе, после чего проанализировать ситуацию и силой мысли и воли начинать видоизменять все проявления самости в противоположные ее качества. Изменять низшие отрицательные качества – в высшиеположительные!
Ненависть – в любовь, страх – в бесстрашие, самость – в самоотвержение.
«Нельзя подавлять желания, чувства, страсти, ибо они будут только усиливаться и расти, но трансмутировать их путем осветления можно, утончая и возвышая каждое из них до степени светоносной противоположности. Изгнанный бес прельщения снова вернулся и привел с собою еще семь, сильнейших его. Этот символ подавления отрицательных свойств очень поучителен. Изживание недостатков должно идти не путем подавления, но именно преображения низшего в высшее по линии родственных противоположностей».(Грани.1970 г. 660)
Тот, кто решит совершенствоваться и избавится от самости, должен научиться:
— распознавать в себе самость;
— осознавать ее присутствие и ее проявления в себе;
— трезво оценивать себя;
— видеть свои недостатки, не закрывая на них глаза;
— перестать сравнивать себя с другими;
— смещать центр внимания с себя, на то, что нас окружает;
— стать причиной счастья для других;
— заменять самость качествами прямо противоположными ей, заменяя личные интересы интересами других.
Самоотверженность, признательность, внимательность, постоянная устремленность, служение общему благу, соизмеримость своих желаний и побуждений с желаниями и побуждениями других, любовь и уважение к ближним – это, не полный список тех качества, на которые необходимо устремится.
Стремимся к бескорыстной любви, учимся любить людей, любить природу, понимая, что мы, часть ее.
Большую помощь в этом, окажет изучение жизненных описаний высокодуховных личностей, ориентируясь на их жизненный подвиг, учится у них отречению.
«…Духовность и эгоизм личности – явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке». (Г.А.Й.,1965 г. 516)
Не убив самость в себе, мы будем постоянно находиться под угрозой духовного падения.
Когда человек встает на путь совершенствования, из него начинают вдруг выпирать самые ярые отрицательные качества и свойства. Это очень хорошо для трансмутации. Победителей не судят, победителю прощается все. Недостатки для принятия в ученики не препятствие. Хуже «…если нет ничего, то и перерождать нечего. Из ненависти можно создать любовь, то есть ненависть трансмутировать в высшее чувство, но из ничего ничто не творится. Потому Сказано, что, так как не был ты ни холоден, ни горяч, Извергну тебя из Моих уст, то есть ничтожества тепленькие, ни холодные, ни горячие, выбрасываются из потока эволюции, как космический сор…» (Г.А.Й. 1962 г. 051)
Развитие человеческого сознания происходит по Закону спирали. Разделив жизнь на отрезки по семь лет в каждом, можно заметить, как эта спираль человеческого существования состоит из явно выраженных витков, по семь лет в каждом.
«…Чем круче спираль семилетнего подъема, тем быстрее восхождение. Плоская спираль означает застой и перестает быть восходящей.
От каждой точки спирали можно протянуть прямую линию вверх, к точке аналогичной на следующем витке. Это означает, что явление повторится по аналогии с предшествующим, но на плоскости высшей, то есть что возможна трансмутация данного явления по направлению заложенного в нем устремления. Но надо, чтобы устремление было, то есть, чтобы было то, что следует трансмутировать…» (Г.А.Й. 1962 г. 051)
«…Требуетсятрансмутировать низшее в Высшее. Отбросить его невозможно, ибо оно составляет как бы часть человека, но преобразить, переплавить, трансмутировать его по линии родственных противоположностей – во власти человеческой воли. Так, ненависть можно переродить в любовь, сильную ненависть – в сильную любовь. Но ничтожные и мелкие чувства трансмутировать не во что, ибо их противоположный полюс столь же ничтожен, как и они сами. Природа выбрасывает ничтожество как Космические отбросы из общего потока жизни. Большие недостатки говорят о большом потенциале их противоположного полюса, который проявляется при трансмутации…» (Г.А.Й. 1969 г. 377)
«…Труднее всеготрансмутировать мысль. Старые, привычные колеи мешают, понуждая ее идти по привычным направлениям. Мешают думы о себе и своем. Краткий Завет «Отвергнись от себя» так труден. Но, его не приняв, за Учителем следовать невозможно».(Г.А.Й. 1970 г. 579)
Одним словом, «…только постоянная, устремленная, непоколебимая и настойчивая мысль может постепенно трансмутировать и преображать существо человека». (Г.А.Й. 1967г. 367)
«Нельзя вырвать из сознания свойства, вложенные в человека природой, но очистить их и овладеть ими можно.
Нельзя уничтожить чувство голода или жажды, но победить их возможно и не дать власти им над собою. И жизнь дает широкие возможности упражняться в этих преодолениях.
Надо очистить сознание от звериного наследия и облагородить многие свойства природы человеческой, надотрансмутировать их, но неуничтожать.
Аскетизм Учением не одобряется, а также подавление и истязание плоти, но преображение всех этих свойств человеческой природы необходимо, чтобы двигаться дальше и чтобы они не только не мешали, но, наоборот, вдохновляли и возвышали человека». (Г.А.Й. 1963 г. 006)
«Сознание человеческое тяготеет ко злу. Легче объедаться, опиваться, раздражаться, думать о себе и потворствовать слабостям своим, и недостаткам, и желаниям тела, чем делать противоположное тому, чего хочет самость.
Легче в тепле, чем на холоде; легче на сытый желудок, чем на пустой; легче на боку, чем в труде; легче в благополучии, чем в нужде; легче с деньгами, чем без них; легче властвовать, чем подчиняться; легче служить себе, чем людям, – так помышляет обычность и яро служит себе. Требование «отвергнись от себя» остается не приложенным в жизни, и тьма, но не Свет господствует в мире…» (Г.А.Й. 1966 г. 299)
«Учение дается для вас. Потому все указания следует относить к себе, и применять на себе, и прилагать лично. Как часто, читая листы книг Учения, самость стремится отнести многие Указания, и особенно Указания, касающиеся отрицательных качеств, не к себе, но к соседу. И даже возникает неприятное желание поучать и корить кого-то его недостатками, опираясь на эти Указания. Это ошибка. Поучать имеет право только тот, кто сам в себе преодолел и победил то самое свойство или недостаток, которое видит он в другом человеке. Иначе поучения такого рода вызовут ярый протест осуждаемого. Личных прямых наставлений и поучений вообще следует избегать. Люди очень не любят, когда им указывают на их недостатки. Руководство возможно только при полной гармонии и согласованности сознаний». (Г.А.Й. 1967 г. 362)