Что такое самостоятельная подготовка

Статья «Формы организации занятий по самоподготовке школьников».

Формы организации занятий по самоподготовке школьников.

2. Формы организации занятий по самоподготовке школьников.

2.2. Основные этапы самоподготовки.

2.3. Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовки

2.4. Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий

Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу школьника под руководством воспитателя.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных учащихся с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми учениками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего комплекса учебно-воспитательного процесса. Ее организация и проведение – самый ответственный и сложный момент, требующий и от учителя и от воспитателя большой слаженности в решении учебно-воспитательных задач, хорошо продуманной организации работы по развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся: умению работать с учебником, справочниками, различными учебными пособиями, умению организовать свой умственный труд.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе. Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к учащимся.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся во 2-м классе должна занимать не более 1,2 часа, в 3-4 классах – 1,5 часа. (Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением: устного счета, общегруппового повторения правил и т.д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий).

Нельзя допускать длительных занятий, так как они приводят к переутомлению, резкому снижению работоспособности детей, плохому качеству выполнения домашних заданий, а кроме того, сокращают время отдыха учащихся. Самоподготовку нельзя превращать в дополнительные уроки (объяснение учебного материала, опрос, выставление оценок всем учащимся за выполнение домашнего задания и т. п.).

2.Формы организации занятий по самоподготовке школьников.

Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.

Самоподготовка – одна и форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Цель самоподготовки привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

1.расширение границ учебной работы;

углубление содержания учебных предметов;

получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

закрепление и повторение изученного на уроках материала;

упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

развитие интереса к учению;

приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

формирование исполнительских навыков.

Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели. Организуя выполнение домашнего задания, они приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи самоподготовки: закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

Основные дидактические требования к самоподготовке:

● занятия по самоподготовке следует проводить регулярно, в одно время, иметь определенную продолжительность;

● задание ученики выполняют самостоятельно;

● проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем;

● первичная поэтапная оценка выполненной работы;

● индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками;

● объем и характер заданий определяется и регулируется совместно учителями и воспитателями.

При организации самоподготовки необходимо учитывать:

— уровень общеучебных умений и навыков;

— уровень навыков самостоятельной работы;

— возрастные и индивидуальные особенности детей.

Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.

Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Учителю необходимо очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание.

Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудности в работе, приучить их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обратить внимание на него, если нет, с помощью детей разобрать один – два примера.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация, делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели в группах продлённого дня. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

2.2. Основные этапы самоподготовки.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяю основные структурные элементы:

организация начала самоподготовки;

подготовка к самостоятельной работе;

самостоятельная работа детей;

самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

подведение итогов работы, заключительный педагогический контроль.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.

По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место. В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”.

Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать, и я создаю для этого условия. Тех, для кого начало занятий оповещается только звонком, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся ребят.

Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.

Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.

Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.

Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.

Основное требование к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.

Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.

Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.

Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.

Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Я же предлагаю игры, не требующие подготовки: “Наборщик”, “Эрудит”, “Закоулки”, “Точки”, “Пазлы”, игры в паре и др.. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книг, порисовать.

Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает ребенка контролировать свои действия.

Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *