Что такое самостоятельная работа
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Смотреть что такое «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА» в других словарях:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — 1) упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер. Основной целью при этом является формирование профессиональной… … Профессиональное образование. Словарь
Самостоятельная работа учащихся — индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения органи зации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут… … Педагогический терминологический словарь
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся — индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия
Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 415)… … Педагогический терминологический словарь
РАБОТА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ — РАБОТА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ. См. самостоятельная работа … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РАБОТА — Геркулесова работа (труд). Книжн. Работа, требующая неимоверных усилий. /em> Восходит к древнегреческой мифологии. БМС 1998, 454. Египетская работа (труд). Книжн. Очень тяжёлая, изнурительная работа. БМС 1998, 485; ДП, 513; ШЗФ 2001, 72; БТС, 294 … Большой словарь русских поговорок
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА — форма обучения, имеющая целью закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков, самостоятельное усвоение доступного материала и дополнительной информации, выполнение творческих работ. Самостоятельная познавательная трудовая деятельность… … Профессиональное образование. Словарь
Самостоятельная учебная работа — такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика вовсех ее структурных компонентах от постановки проблемы до осуществленияконтроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Виды и формы самостоятельной работы студентов в вузе
Обучение в университете отличается от школьного в первую очередь тем, что в вузах придется учиться преимущественно самостоятельно.
Если вы следите за нашими публикациями на нашем телеграм-канале, то уже наверняка встречались с подробным описанием некоторых видов самостоятельных работ. А сегодня мы рассмотрим в целом, что же это за тип работ и какая классификация видов самостоятельной работы студентов.
Что такое самостоятельная работа
Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.
Самостоятельная работа — специфический вид учебы по заданиям преподавателя, для выполнения которых необходимо использовать активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.
Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:
Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:
Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:
Средства обучения для самостоятельной работы
Студентам в помощь при самостоятельной работе служат следующие средства обучения:
Виды и формы самостоятельной работы
Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.
По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:
Основные виды самостоятельных работ учащихся
Домашняя работа
Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.
Содержание домашнего задания:
Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.
Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося.
Работа с книгой
Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.
Школьники и студенты не всегда знают, как использовать библиотечный каталог, подобрать подходящую литературу, пропускают важную для понимания всего содержания информацию, которая содержится в оглавлении, аннотации и введении.
В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:
Составление сложного или простого плана
При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.
Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.
Встречаются следующие типы планов:
Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.
Ведение конспекта
Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.
В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.
Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.
Создание реферата
Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.
В зависимости от цели написания рефераты могут быть:
Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:
Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.
Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов
Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.
Таблица «З-Х-У»
Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.
Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.
Прием «Инсерт»
Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.
Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.
Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».
№ | Верные и неверные утверждения | До слушания | После слушания |
1. | |||
2. |
Упражнения как вид самостоятельных работ
Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.
Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.
Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Смотреть что такое «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА» в других словарях:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Самостоятельная работа учащихся — индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения органи зации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут… … Педагогический терминологический словарь
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся — индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия
Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 415)… … Педагогический терминологический словарь
РАБОТА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ — РАБОТА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ. См. самостоятельная работа … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
РАБОТА — Геркулесова работа (труд). Книжн. Работа, требующая неимоверных усилий. /em> Восходит к древнегреческой мифологии. БМС 1998, 454. Египетская работа (труд). Книжн. Очень тяжёлая, изнурительная работа. БМС 1998, 485; ДП, 513; ШЗФ 2001, 72; БТС, 294 … Большой словарь русских поговорок
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА — форма обучения, имеющая целью закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков, самостоятельное усвоение доступного материала и дополнительной информации, выполнение творческих работ. Самостоятельная познавательная трудовая деятельность… … Профессиональное образование. Словарь
Самостоятельная учебная работа — такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика вовсех ее структурных компонентах от постановки проблемы до осуществленияконтроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Самостоятельная работа как вид деятельности
Школа должна дать детям не только определённую сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации. Если в процессе начального образования эффективно использовать методы, приёмы и формы самостоятельной работы, то можно повысить интерес к образовательному процессу, выработать способность к самооценке, самоконтролю, самоорганизации, самообучению.
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны “ по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал”.
Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в потоке научной информации.
Самостоятельная работа занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.
Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться при условии, когда учитель будет убежден, что ученик справится со следующим уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме.
Особенности самостоятельной работы:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и, таким образом, будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.
3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Проведение самостоятельной работы на уроках вошло в практику начальной школы.
В своей работе я стараюсь использовать самостоятельную работу на всех уроках.
С первых дней пребывания детей в школе я вырабатываю у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикую разнообразные виды заданий типа “Объясни”, “Докажи”, ставить вопрос “Почему?”
Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь…. дети пишут коньки.
Большое место в преподавании русского языка занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.
Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами. Приведу пример такой работы.
1. Туристы побывали в древних городах …
3. Мы расположились на отдых….
4. По обеим сторонам…росли пахучие ели.
5. На… собралось много народу.
Москва, Казань, Ярославль,
опушка, восток, запад
При подаче нового материала стараюсь включать детей в самостоятельное познание или выведения способа вычисления или формирования нового правила, орфограммы, на основе жизненного опыта детей, где постоянно стараюсь учить детей делать выводы, концентрирую внимание на главном в материале урока.
Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.
Говоря о самостоятельной работе, я выделяю такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование и т.д.
То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование или ответы на вопросы учителя. Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности.
Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.
Применяю приёмы классификации на уроках математики, она содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Например: распредели самостоятельно выражения в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:
40-8 34+5 44+3 80-9 56+20
70-8 90-6 45+50 30-6 72+10
Подобная работа активизирует интерес к предмету, создает условия для совместной деятельности детей.
При работе с уравнениями предлагаю такое задание: “Составьте различные уравнения с числами 3, 6, 4, 2, Х, 12 и решите их”. Получив для самостоятельной работы такое задание каждый ученик индивидуально подходит к его выполнению. Учащиеся составляют, например, уравнения:
4 х Х = 12, 12 х Х = 2, Х х 4 = 12. Деятельность учащихся носит поисковый, творческий характер, так как для выполнения задания необходимо не только умение решать уравнения, но и понимать взаимосвязь между компонентами и результатом действий.
В своей работе применяю исследовательские самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах. Так, например, на уроке знакомства с окружающим миром дети выдвинули предположение о зависимости состояния воды, воздуха, растений от удалённости от автомобильной дороги. Затем, работая в группах, должны были сравнить на практике качество воздуха, состояние воды, растений вблизи от дороги и на отдалённом участке, обобщить результаты своих наблюдений и сделать выводы, подтвердить или опровергнуть свои предположения.
Для повышения эффективности самостоятельной работы предусматриваю специальные памятки, которые помогают учащимся работать осмысленно, целенаправленно и способствуют более успешному ее выполнению.
Развитие самостоятельной деятельности процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее, исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.
Систематическая работа по выполнению самостоятельных работ оказывает существенное влияние на развитие творческого подхода к выполнению заданий, способствует проявлению индивидуальных особенностей ученика и тем самым, формирует самостоятельность как черту личности, помогает каждому ученику поверить в свои возможности и совершенствовать их в процессе обучения.
1. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся в школе. — М.: Просвещение, 1973.
2. Научно-практический журнал “Завуч” №4/2004 г.
3. Журнал “Начальная школа” №5 1994 г. “Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики”.
4. Журнал “Начальная школа” № 8/2002 г. “Самостоятельная работа при закреплении материала на уроках русского языка”.
5. Журнал “Начальная школа” №3/1999 г. “Самостоятельная работа на уроках математики”.
Роль и значение самостоятельной работы студентов
Образовательные стандарты не стоят на месте, и вот новая государственная инициатива запустила перераспределение нагрузки в высших учебных заведениях. Теперь аудиторных занятий меньше, а вот значение самостоятельной работы студентов в учебном процессе выросло. Почему это действительно важное, а главное — полезное изменение для студентов, читайте в нашей статье.
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы и будьте в курсе последних новостей и свежих предложений с акциями и скидками.
Почему возросла роль самостоятельной работы студентов?
Как раньше выглядело классическое академическое обучение? Череда лекций в монологическом стиле, домашние задания, основанные на пройденном материале, минимум самостоятельных задач. Такой подход воспитал большое количество отличных исполнителей. Они хорошо умеют работать по инструкции, решать стандартные задачи, но совершенно теряются, если нужна инициатива и новые идеи.
А ведь подобные умения всё более востребованы. Мир ежедневно меняется, становится сложнее, а с ним меняются и требования к обучению. И сегодня современное образование в России преследует амбициозную цель — не просто передать знания студентам, а научить их думать, развивать навыки самообразования и профессиональной реализации.
Меняется и роль преподавателя. Теперь перед ним стоит несколько основных задач:
Особенность и формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов — это любая учебная, чаще внеаудиторная деятельность, в которой студент сам ставит себе цель, выбирает задание и вид работы. А преподаватель лишь задаёт рамки поиска, обращает внимание на нужную методическую литературу и определяет сроки.
Сроки зависят от объёма и сложности темы. Как правило, на выполнение самостоятельной работы даётся до 10 дней.
Формы работы
Самостоятельная работа студентов может отличаться по видам и формам, которые предлагает преподаватель для раскрытия темы:
Письменный вид работ:
Нестандартные домашние задания:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Преимущества и роль самостоятельной работы студентов
При первой встрече с самостоятельной работой студенты могут теряться и испытывать растерянность. Но пусть вас не пугает непривычная форма деятельности. Её значимость и пользу сложно переоценить. Самостоятельная работа помогает:
Советы для студентов при выполнении самостоятельной работы
При всех плюсах самостоятельной работы студенты часто сталкиваются со значительными трудностями. Из-за слабых навыков самоорганизации, планирования, умения работать с информацией, анализировать и делать выводы, средний уровень самостоятельных работ часто бывает низким.
Какие полезные лайфхаки могут помочь повысить качество работы и действительно развивать навыки:
Чёткий план действий
Если у вас 7 дней на самостоятельную работу, распишите на отдельном листике, что и когда вы будете делать каждый день. Это позволит выработать навык самоорганизации и не утонуть в большом объёме в последние сутки перед сдачей.
Сбор информации
Возьмите рекомендации у преподавателя по литературе и материалам, которые помогут вам подготовить самостоятельную работу. Найдите в интернете ресурсы, заслуживающие доверия. Попросите о помощи в поиске книг в библиотеке. Это поможет лучше формулировать свои мысли, а также выстраивать коммуникации с окружающими.
Проверяйте информацию
В сети интернет много ресурсов, правдивость которых вызывает большие сомнения. Всегда проверяйте данные. Для этого есть несколько хитростей:
Такой подход развивает навык критического мышления и умение работать с информацией.
Задавайте вопросы
Работа ради работы никому не нужна. Всегда проверяйте себя и свои выводы вопросами:
Так вы научитесь анализировать информацию, структурировать её и выделять главное.
Поддерживайте высокую мотивацию
Напоминайте себе, зачем вам нужна самостоятельная работа, что нового вы сможете узнать и какие полезные навыки приобретёте. И не забывайте, что вы работаете на развитие Soft Skills, которые в будущем пригодятся в реальной профессии. Так вы не потеряете энтузиазм при подготовке.
Читайте ещё больше полезных советов по подготовке к самостоятельной работе и обращайтесь в студенческий сервис. Здесь вам помогут с поиском нужной информации и написанием работы на отлично!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊