Что такое самостоятельность ребенка
Самостоятельность: что это такое?
Светлана Морозова
Самостоятельность: что это такое?
Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что дети с раннего детства стремятся к самостоятельности. И эта всем известная фраза «Я сам» часто звучащая из уст малыша, означает начало становления личности. В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человек хочет выразить себя, свое «я».
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особенное место в этом занимает детский сад. Дошкольный период это время взросления детей, в котором развиваются важнейшие качества личности. И, мы взрослые, должны грамотно подойти к процессу воспитания.
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность – это сложное качество, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений.
Самостоятельность – это способность подчинять свое поведение собственным взглядам.
Самостоятельность – это готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Самостоятельность – это когда дети делают все без взрослых, одни.
Самостоятельность – это когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.
Самостоятельность – это когда «захотел и сделал».
Самостоятельность – это когда «как придумал, так и будет».
Самостоятельность – это когда мы слышим «Я сам одеваюсь», «Я сам застилаю постель» и тому подобное.
Процесс развития самостоятельностиможно поделить на три этапа:
• Это когда действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Этот этап называют этапом подражания, он помогает сформировать определенный фонд умений, способов действий. Очень важно, чтобы ребенок прошел этот этап вместе со старшими ребятами, где он видит раскрывающие способы организации совместной игры или работы, распределение ролей или обязанностей, формы контроля и поощрения, разрешения конфликтов, помощь другу. Здесь важно учитывать, чтобы старшие ребята имели определенный опыт деятельности.
• Этап частичной самостоятельности, когда ребенок в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находит способы их осуществления.
• Этап полной самостоятельности, когда ребенок самостоятельно выполняет определенную работу в любимых, знакомых видах деятельности.
Важную роль в развитии самостоятельности надо отнести игре. Она занимает особое место в жизни ребенка. Игра дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, показать уровень самостоятельности и творчества. В играх раскрываются лидеры, которые сами захватывают основные роли или оказываются выбранными.
Взрослые должны закреплять все полученные навыки самостоятельности, расширять границы их проявления. Но бывает и так, родители, увидев эту самостоятельность, начинают думать, что ребенок может действовать без помощи взрослых. Но нет, это заблуждение. Такое решение может обернуться отрицательным результатом.
Дорогие родители! Не забывайте, что когда ребенок накапливает опыт самостоятельных действий, важно расширять границы того, что им позволено. В их жизнь необходимо активнее вводить выбор, выбор занятий, одежды, друзей.Но каждому ребенку необходимо упражняться в выборе: попробовал себя в одной сфере деятельности, выбирай другую, решай, как будешь действовать – сам или с товарищами, просить будешь помощи или нет.
Поддержка одаренных детей в ДОО Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности.
Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.
Самостоятельность ребенка: ТОП-8 полезных советов родителям, как воспитать, сформировать и развить самостоятельность малыша
Чем больше людей, тем больше и мнений. Это касается также и воспитания детей. Одни родители считают, что развитие самостоятельности у ребенка очень поможет ему в будущем, так что поручают малышу самостоятельно одеваться и все прибирать за собой.
Другие же придерживаются другой позиции, что ребенка нужно воспитывать в постоянной любви и заботе, поэтому неустанно помогают ему во всем и не отходят и на шаг. Так как же лучше начать воспитание? И как воспитать в ребенке самостоятельность?
Краткое содержимое статьи
Что такое самостоятельность
Многие считают, что эта черта является одной из самых важных в личности. Она помогает в дальнейшем человеку брать ответственность за свои поступки и лучше взаимодействовать с обществом.
Самостоятельный человек способен на следующие действия:
Таким образом, инициатива и самостоятельность у детей просто должны проявляться, иначе во взрослой жизни это будет чревато неприятными последствиями. И мало чувств врожденных, их обязательно нужно развивать и контролировать, начиная с самого раннего возраста.
Сформированная самостоятельность
По некоторым признакам можно отличить, насколько самостоятелен ваш ребенок:
Это и характеризует его формирование самостоятельных поступков и действий.
Чем отличается самостоятельный ребенок
Воспитание детей – сложный процесс, требующий внимания. Самостоятельность ребенка должна быть видна сразу, это проявляется в следующих моментах:
Воспитываем самостоятельность у малышей
Нет определенного возраста воспитания самостоятельности ребенка. Если вы видите, что с определенными действиям он может справиться и сам, то поручите это ему. Даже дети до года вполне могут уже обучаться этому.
Есть только определенные действия, которые должны выполнять родители:
Воспитание дошкольников
Как научить ребенка самостоятельности в период до школы? Все просто:
Воспитание подростков
Подросток – это уже взрослый и самостоятельный человек, но при этом ребенок.
Поэтому важно уметь воспитывать его даже в этом возрасте:
Советы родителям
Родители должны помнить, что самостоятельность должна воспитываться с раннего возраста, однако без их участия ничего не получится:
Если вы ставите ему какие-то задачи, объясняйте их смысл, зачем они нужны. Так его действия будут более осознанными.
Что такое самостоятельность ребенка
Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако, у каждого свое представление об этом качестве.
Бесплатные занятия с логопедом
Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако, у каждого свое представление об этом качестве. Что значит быть самостоятельным, какие этапы проходит ребенок и какой стиль воспитания лучше выбрать — об этом в нашем материале.
Что такое самостоятельность?
Говоря о самостоятельном ребенке мы чаще всего представляем себе карапуза, завязывающего шнурки без посторонней помощи или увлеченно играющего в своей комнате в гордом одиночестве. Однако, самостоятельность — более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и умения развлечь себя. Самостоятельность — это еще и:
Далеко не все взрослые могут похвастаться полным набором этих качеств. И на первый взгляд, может показаться, что ребенок становится самостоятельным не раньше старшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение — на самом деле самостоятельность формируется еще в раннем детстве (в 1,5-2 года), когда ребенок начинает активно познавать мир.
По сути, наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребенка — чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительным образом сказывается на учебе, дружбе, семейных отношениях и карьере в будущем.
Почему ребенок растет несамостоятельным?
Чаще всего причина несамостоятельности ребенка кроется в поведении его родителей. Именно родители делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе душит детскую инициативность и ответственность в зародыше. Вот эти причины:
Это общие причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность. На практике в быту это проявляется в таких вещах:
Воспитание самостоятельности — это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать этого вовремя, в будущем ребенок едва ли:
Этапы формирования самостоятельности у детей
Самостоятельность — это своего рода инстинкт, который заложен в нас природой, чтобы обеспечить выживание вида. Впервые он проявляется уже в возрасте 1.5-2 лет, когда у ребенка начинается период «Я сам». С этого возраста важно поощрять проявления самостоятельности, при необходимости — мягко подталкивать ребенка к выполнению определенных действий
1,5-3 года
Этот период сопровождается приобретением основных навыков самообслуживания: ребенок учится самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и т. д. Он очень любознателен, стремится к познанию окружающего мира. Важно поддержать его во всех начинаниях, стараясь предоставить ему максимум свободы, при этом не забывая о мерах безопасности.
3-5 лет
Непростой возраст, когда ребенок начинает ощущать себя независимой от родителей (как ему кажется) личностью. Потребность быть самостоятельным в этом возрасте очень высока: ребенок старается «нащупать» границы дозволенного, спорит с родителями по любому поводу, пытается доказать свою правоту, даже если сам понимает, что неправ. Не все родители бывают готовы к такому поведению, и нередко «убивают» самостоятельность своих детей родительским авторитетом. К 5 годам ребенок:
В возрасте 3-5 лет у детей формируется сценарий, по которому они в дальнейшем будут выстраивать свою жизнь: характер взаимоотношений с людьми, поведение в критических ситуациях и т. д. Психологические травмы этого периода — то, к чему ребенок будет возвращаться в течение всей своей жизни. Задача родителей — минимизировать эти травмы и сформировать прочный жизненный фундамент, который даст ребенку хороший старт в жизни.
6-12 лет
С поступлением в школу у ребенка появляется новая зона ответственности — учеба. Постепенно он приобретает навыки планирования своего времени, учится отвечать за свои вещи в школе и при подготовке к ней (собрать портфель, взять форму для физкультуры и т. д.). Это период, когда ребенок еще привязан к родителям, но уже вполне самостоятелен сам по себе. К 12 годам он:
К началу подросткового периода ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании и учебе — ему не нужны напоминания и контроль в этих сферах.
Подростковый период 12+
Личностная самостоятельность — последний из этапов, который важно пройти вовремя. В это время необходимо предоставить ребенку больше свободы, позволить ему самому принимать решения. Если на ранних этапах родители не пресекали попытки самостоятельности ребенка, то и в пубертате с этим не должно возникнуть серьезных проблем.
Однако, конфликты с родителями в подростковом возрасте неизбежны. Существует мнение, что они обусловлены необходимостью сепарации детей от родителей для создания своих семей и рождения детей. Столетие назад к 18-20 годам человека можно было назвать взрослым: он действительно был готов создать и обеспечить семью, воспитать потомство. Сегодня же по данным Росстата среднестатистический гражданин нашей страны вступает в брак в возрасте 25-34 лет. Современные психологи объясняют это так называемой «эпидемией инфантильности» нового поколения. Именно поэтому они рекомендуют большое внимание уделять развитию навыков самостоятельности у детей.
Какие ошибки допускают родители?
Все родители стремятся растить детей самостоятельными, но иногда неосознанно допускают ошибки, которые имеют обратный эффект. Самые грубые из них:
Как вырастить ребенка самостоятельным?
Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.
Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам — это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль — демократичный.
Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.
Комплексные задачи
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:
Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу — отнести грязные вещи в стирку — заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки — разложить салфетки — достать приборы — поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться — умыть лицо — почистить зубы — снять пижаму — заправить кровать — надеть одежду) и т. д.
Самоорганизация
Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем — задача непростая, но важная. Самоорганизация — это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:
Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.
Самостоятельность ребенка
Самостоятельность ребёнка – возможность без посторонней помощи справиться с необходимыми делами, проявив ответственность и внимательность. Для развития самостоятельности ребёнок должен иметь уверенность, что справится с бытовыми делами, учёбой. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.
Задача родителей- научить своего ребенка делать правильный обдуманный выбор. Приучать ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека.
Многие родители беспокоятся, что ребёнок станет недостаточно самостоятельным в будущем, стремятся дать больше домашних обязанностей в раннем возрасте. Ребёнок чувствует себя непомерно загруженным. Чтобы избежать подобной ситуации, прочтите статью и следуйте простым советам!
Воспитание самостоятельности ребенка
Недостаток обязанностей у малыша грозит:
Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем крепче, сильнее уверенность в собственных силах.
Все его ошибки становятся большой движущей силой.
Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом. Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед.
Для воспитания в ребёнке самостоятельности, важно позаботиться об атмосфере в семье, правильной домашней обстановке.
Правила формирования самостоятельности ребенка
Уверенность родителей
Время вспомнить старую присказку: задача родителей не накормить ребёнка рыбой, а дать удочку и научиться пользоваться. У родителей должна появиться уверенность в силах малыша, и ему станет легче в выполнении новых обязанностей. Основывайте воспитание самостоятельности на четырех главных критериях:
Поддержка
Самостоятельность ребёнка начинает проявляться раньше, чем вы её заметите, захотите воспитать. Первые её ростки (выражаются в ненастойчивой активности в домашних делах) нужно не подавлять, а вовремя рассмотреть, поддержать.
Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие еще в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года, в это время дети все чаще заявляют: «Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно. Уже ближе к школьному возрасту можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве. Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам и понимают, что нужно отвечать за свои поступки.
Последствия, ответственность
Пусть ребёнок видит, что не сделанные вовремя дела приводят к определённым последствиям. Опаздываешь к ужину? Самому придётся разогреть еду и вымыть посуду. Ребёнок получит от окружающего мира обратную связь на собственные дела, поступки. Это сработает лучше регулярных наказаний.
Первое время ребёнка может пугать количество необходимых усилий. Задачу побольше следует разбить на несколько небольших. Не знаешь, за что взяться, приступив к уборке? Начни с конкретного участка или уголка комнаты.
Ребёнок пошёл в школу? Не торопитесь освобождать его от домашних обязанностей. Родители тоже работают и устают, а быт остаётся совместным.
Формирование образа
Формируйте в голове ребёнка правильный положительный образ, детское поведение во многом зависит от взаимодействия, опыта общения. Говорите не просто «молодец», а хвалите за конкретное дело, он поймёт, какое поведение поощряется и заставляет вас радоваться. Он обязательно постарается повторить приятный эффект.
Соответствующая среда
На кухне, в ванной, в детской должны быть вещи, которые легко доступны ребёнку для самостоятельных дел. Например, детские книги лучше сложить на нижнюю полку, чтобы ребёнок мог их рассматривать и читать без родительского участия, а на кухне вполне спокойно отведите для ребенка полочку, где будет храниться кухонная утварь, безопасная для него. Пусть достает кастрюли, венчики, половники – все это развивает в ребенке самостоятельность и понимание, как устроен быт.
Терпение
Вы должны понимать, что первые дела ребёнка вряд ли будут даваться ему легко. Малышу нужно потратить больше времени и приложить больше усилий, чем взрослому человеку. Поэтому ваша задача не психовать и делать всё за ребёнка, а терпеливо ждать и подсказывать. Помогайте первое время ребенку, покажите своим примером как правильно убирать игрушки, пусть это будет уже как вечерний ритуал перед сном. Со временем малыш поймет и будет это делать самостоятельно.
Право на ошибку
Ваш ребёнок, сталкиваясь с новыми препятствиями и делами, совершает ошибки. У него ещё нет опыта в выполнении дел, ошибки – это опыт. Не осуждайте ребёнка за них, а учите принимать, анализировать и извлекать пользу из неудач.
Узнать возможности ребёнка
Развитие каждого малыша сугубо индивидуально, поэтому нельзя точно сказать в каком возрасте именно ваш ребёнок должен что-то знать или уметь.
Задайтесь вопросом, по какой причине ребёнок не справляется. Может, дела слишком трудные, так как он ещё недостаточно развит? Потому что просто не умеет? Или всё-таки не хочет? В зависимости от причины можно выбрать и метод преодоления трудностей. Если у ребёнка просто недостаточно развита моторика, то нужно дождаться её развития. Если он не умеет – надо научить. Если не хочет – объяснить необходимость дела, его важность для ребёнка и всей семьи. Попытайтесь многие моменты переводить в игру – вовлекайте ребенка во все, что делаете сами и потом вы увидите, как много задач ему самому захочется делать без вашей помощи.
Не делайте за ребёнка то, что он может сам
Вы не должны мешать малышу. Если вам просто удобно его одеть и отвести за ручку, куда надо, то самостоятельности от ребенка точно ждать не стоит. Лучше потратить чуть больше времени, но увидеть результат его работы над собой. Если он уже сам может выбрать одежду или игрушку – прислушайтесь к нему. Или ребенок наелся и не хочет больше – не стоит кормить через силу, малыш уже показал вам через жесты или слова, что ему не хочется – это одно из проявлений самостоятельности.
Правило «нельзя»
Хотите запретить малышу делать что-нибудь? Подумайте, почему. Считаете его слишком маленьким? Излишне волнуетесь о безопасности? От ответа зависит дальнейшая стратегия. Если вы запрещаете ребёнку, потому что боитесь, что он не справится, то пора пересмотреть свои взгляды. Ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Этому можете научить его только вы. Слово «нельзя» сейчас многие психологи отвергают, хотя я считаю, что по-другому ребенок не будет знать адекватных границ при взрослении.
Вовлечённость
Конечно, любое дело пойдёт легче, если у малыша возникает желание им заниматься. Пусть в комнате появится красивая полка, каждой вещи найдётся своё конкретное место. Проявите фантазию, творчество, и воспитывать самостоятельность ребёнка станет намного проще. Не забывайте, что у ребенка два родителя: мама и папа. Чаще привлекайте отца, обычно они лучше справляются с несколькими вещами: не бояться давать ребенку большую свободу и одновременно учат детей беспрекословному послушанию.