Что такое сангха в буддизме
Сангха
В широком смысле «сообщества буддистов» употребляется термин «четырёхчастная сангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Это сообщество, наличие которого, например, свидетельствует о распространённости учения Будды в стране или регионе. Важно отметить, что миряне и мирянки отдельно сангху не составляют. Монахи и монахини могут быть названы Сангхой безотносительно мирян. Собственно говоря, Будда Гаутама подразумевал под сангхой именно бхиккху-сангху.
В узком смысле, например при принятии Прибежища, под Сангхой рекомендуется понимать Освобождённую Сангху, сообщество святых, освобождённых от иллюзии «эго» существ.
Монашеская традиция
Община монахов и монахинь и Сангха были первоначально установлены Гаутамой Буддой в V веке до нашей эры, для обеспечения средств тем, кто желает практиковать Дхарму круглый день, свободный от ограничений и обязанностей бытовой жизни. Сангха также выполняет функцию сохранения оригинального учения Будды и обеспечения духовной поддержки буддийских сообщества.
Ключевая особенность буддийского монашества является присоединение к Виной, которая содержит сложный набор правил поведения, в том числе полное целомудрие и еду только до полудня. Между полуднем и следующим днем, строгий порядок изучения Священных Писаний, пение, медитации. Нарушение правил влечёт за собой наказание вплоть до постоянного исключения из Сангхи. Основатель японской школы Тэндай решил сократить количество правил примерно до 60. Многие школы, исходящие из Тэндай, отказались от Винаи полностью. Поэтому, как правило, в японских школах священничество, а не монашество.
Монахи и монахини могут владеть только минимумом имущества в связи с их отношением к отшельничеству (в идеале это три одежды, чаша для подаяний, ткань, иглы и нитки, бритва для бритья головы, и фильтр для воды). На практике они часто имеют несколько дополнительных личных вещей.
Традиционно, буддийские монахи отказываются от обычной одежды. Первоначально одежда была сшита вместе с тряпками и окрашена землей. Идея, что одежды были покрашены с шафраном кажется маловероятной, так как это было и остается очень дорогим товаром, а монахи были бедными. Цвет современной одежды варьируется от принадлежности к какой-либо школе (шафран характерен для Юго-Восточной Азии, Тхеравады и Махаяны, бордовый цвет используется на Тибете, серый цвет в Корее, чёрный цвет в Японии и др.)
Слово, которое обычно переводится как монах бхиккху в пали или бхикшу на санскрите. Женская форма — бхиккхуни или бхикшуни. Эти слова буквально означают «нищий», что традиционно для монахов, просящих пищу. В большинстве мест это стало правилом, люди кормили монахов с целью получения заслуг, которые обеспечат им везение в следующей жизни. Хотя монахи в Индии и не работали, но когда буддизм появился в Восточной Азии, в Китае и соседних странах монахи начали заниматься сельским хозяйством.
Идея о том, что все буддисты, особенно монахи и монахини практикуют вегетарианство является западным заблуждением. В некоторых сутрах не рекомендуется есть мясо, в то время как в палийском каноне Будда однозначным образом отклонил предложение навязать вегетарианство на Сангху. Сам Будда употреблял мясо. Будда позволил членам Сангхи есть то, что жертвовали им миряне, кроме того, они не могут есть мясо, если они знают или подозревают, что животное было убито специально для них. Следовательно, традиция Тхеравады (Шри-Ланка, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Бирма), не практикует вегетарианство, но человек может сделать в этом плане свой личный выбор. С другой стороны, Махаяна и Ваджраяна принимает писания, и практика меняется в зависимости их интерпретации сутр. В частности, в Восточной Азии монахи берут на себя обеты бодхисаттвы из Брахмаджала-сутры, которая даёт обет вегетарианства как часть обетов бодхисаттвы, тогда как тибетская линия передачи обетов бодхисаттвы не включает в себя обет вегетарианства. В Китае, Корее и Вьетнаме на практике можно встретить строгое вегетарианство, в то время как в Японии или Тибете этого нет.
Согласно сутрам Махаяны, Будда всегда считал, что миряне способны достижения большой мудрости в Будде и достижения просветления. На Западе, также есть заблуждение о том, что Тхеравада говорит о невозможности просвещения за пределами Сангхи. В сутте [какой?] Тхеравады зафиксировано, что дядя Будды был мирским последователем, и достиг просветления, слушая речи Будды.
Что представляет собой буддийская сангха: особенности и интересные факты
Важное место в буддизме занимает традиционная сангха. Такой способ объединения буддистов практикуется во всем мире и является одной из особенностей религии. Члены сангхи поддерживают друг друга, помогают преодолению трудностей, укрепляют религиозное единство.
Что представляет собой сангха в буддизме
В наиболее употребляемом смысле сангха – это буддийская община. Но зачастую этим же термином описывают всех представителей религии или же только тех, кто достиг просветления.
Членов сангхи узнают по бритым головам и ярким одеяниям. Принято изображать буддийских монахов в оранжевой одежде, хотя это справедливо не для всех.
Изначально монахи шили одеяния из любых доступных тряпок непонятного цвета. Сейчас разные школы выбирают отдельный цвет. В Японии это преимущественно черный цвет, на Тибете бордовый, в Корее серый. И лишь на территории Юго-Восточной Азии – цвет шафрана.
Распространенным заблуждением является вегетарианство членов сангхи. На санскрите «монах» и «монахиня» звучит – «бхикшу» и «бхикшуни». Этими словами называют нищих, просящих подаяния. Подаяние – способ монашеского пропитания. Здесь не всегда попадаются вегетарианские продукты, все зависит от региона.
Монахи могут как пребывать в одном месте, так и странствовать, распространяя учение.
Кто входит в сангху
В традиционную буддийскую сангху входят монахи или монахини, посвятившие свою жизнь следованию пути Будды и достижению просветления, находящиеся на одной ступени святости.
Иногда сангхой обобщенно называют всех буддистов одного региона.
Изначально членами сангхи считались лишь ближайшие ученики Гаутамы.
Стать монахом может не каждый. В общину не принимают людей злых, ограниченных в свободе (рабов, служащих), ограниченных физически (инвалидов), склонных к аффективному поведению (людей с психическими девиациями, евнухов), заразных больных.
В происхождении или возрасте ограничений нет.
Зачем нужна консолидация
Объединение буддистов в отдельную общность помогает достижению сразу нескольких целей.
Во-первых, существование в общине подходит для тех, кто решил отказаться от земных благ и посвятить всю жизнь достижению просветления. Делать это самостоятельно не представляется возможным, поскольку необходимо думать о добывании средств на обеспечение едой, одеждой, жилищем. Сангха избавляет от подобных забот.
Во-вторых, принадлежность к общине повышает уровень ответственности буддиста. Он всегда чувствует общность с товарищами, знает к кому обратиться, может учиться и вдохновляться у уважаемых монахов.
Наконец, в-третьих, сангха является важным институтом сохранения и распространения буддийских правил и канонов учения.
Возникновение сангхи
Появление сангхи датируется V в. до н. э. Ее основоположником стал основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, он же Будда. Желая сплотить вокруг себя единомышленников, он создал общину наиболее приближенных лиц. Сподвижники Будды вместе со своим учителем долго медитировали, постигали разные ступени просветления.
Первые монахи находили пристанище в пещерах, где организовывали собрания, читали священные тексты, совершенствовали различные практики, пели мантры.
Постепенно традиция сангхи, вместе с самим буддизмом, распространилась в другие государства, и монашество везде приобрело свой индивидуальный облик.
Традиция нищенства и отказа от материальных благ всегда присутствовали в общинах, но постепенно некоторые, особенно удаленные от мирской жизни и не имеющие возможности взаимодействовать с мирянами, монахи стали вести сельское хозяйство.
Дисциплина среди членов сангхи
Правила поведения монахов и монахинь буддийской сангхи закреплены в Винае (свод правил поведения в общине).
Соблюдение всех правил строго обязательно. За отступление монаха могут навсегда выгнать из общины.
Порядок приема
Вступить в сангху можно уже начиная с шестилетнего возраста. Часто родители отдавали туда детей в надежде на то, что их хорошо воспитают и обучат грамоте.
Однако, монахами могут стать лишь те, кому исполнилось 20 лет. До этого возраста члены сангхи являются лишь послушниками.
Монашество в буддизме не носит необратимый характер и монахом может стать любой мирянин на непродолжительное время, а потом вернуться к своей обычной жизни. Но традиционно период монашества не должен составлять менее одного месяца.
За время пребывания в сангхе человек учится более глубокому постижению учения, пению мантр, медитации. Здесь можно отстраниться от земных забот и переживаний, не думать о статусности. Одинаковая одежда, пища, одни правила уравнивают абсолютно всех.
Сангха в России
Наиболее известной и влиятельной сангхой России является БТСР (Буддийская традиционная сангха России). Находится она в Бурятии и претендует на представление всего российского сообщества буддистов.
Данное образование представляет буддизм в России на государственном уровне. Глава БТСР — Дамба Бадмаевич Аюшеев, входит в совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, межрелигиозный совет России, общественную палату РФ.
БТСР имеет наибольшую долю государственного финансирования среди подобных сообществ и диктует свои правила на уровне всех регионов.
Известно резко негативное отношение её руководства к образованию других буддийских общин и попытка отрицать их существование или легитимность. Несмотря на это, под эгидой БТСР находится не больше половины всех общин в России (26 из 52).
Основную критику БТСР вызывает отсутствие признания авторитета Далай-ламы и прочих тибетских лам и препятствие их посещению России.
Также лидеров БТСР обвиняют в провоцировании скандалов в среде буддистов.
Санхги, не подчиняющиеся БТСР, В России расположены в Калмыкии, Туве, на Алтае. Есть независимые объединения в самой Бурятии. Каждая община может исповедовать свое направление буддизма.
Видео: Буддизм. Кратко и доступно о религии.
сангха
Полезное
Смотреть что такое «сангха» в других словарях:
САНГХА — буддийская монашеская община как единое сообщество монахов буддистов, живущих в разных странах ( сангха четырех сторон света ). Считалась одной из Трех Драгоценностей (Триратна) буддизма … Большой Энциклопедический словарь
САНГХА — САНГХА, буддийская монашеская община как единое сообщество монахов буддистов, живущих в разных странах («сангха четырех сторон света»). Считалась одной из «Трех Драгоценностей» (Триратна) буддизма … Энциклопедический словарь
САНГХА — (санскр. и пали samgha, букв. «группа, собрание»), в буддийской мифологии одно из т. н. трёх сокровищ буддийская община (два других Будда и дхарма). Первоначально словом «С.» обозначали совокупность всех учеников Шакьямуни (Ананда, Кашьяпа,… … Энциклопедия мифологии
Сангха — У этого термина существуют и другие значения, см. Сангха (значения). Сангха, Самгха, (санскр. संघ, saṃgha IAST, «собрание, множество») название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом … Википедия
сангха — с ангха, и (будд ийская традици онная с ангха) … Русский орфографический словарь
Сангха — в будд. миф. одно из т.н. трех сокровищ будд. община (два других Будда и дхарма). Первонач. словом С. обознач. совокупн. всех учеников Шакьямуни (Ананда, Кашьяпа, Маудгальяяна, Субхути, Шарипутра и др.), миф. или полумиф. деяния к рых… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Сангха — (sangha, пали община, множество, собрание), термин, первоначально обозначавший в буддизме последователей Будды. В тхераваде это монашеское сословие, пользующееся большим обществ. религ. авторитетом: монахи (бхикшу), монахини (бхикшуни) и… … Народы и культуры
Сангха — (будд.) – «группа», «собрание» – буддийская община, одно из трех сокровищ буддизма (другие два – Будда и Дхарма) Первоначально С. называли совокупность учеников Будды Шакьямуни, в последующие времена ее членом мог стать каждый, кто принес… … Мифологический словарь
Сангха (значения) — Сангха омоним. Сангха древнейшая организация на Земле, буддийская и джайнская монашеская община. Санга (Sangha) река в Центральной Африке. Санга Мбаэре провинция в ЦАР. Санга департамент в Республике Конго Санга департамент Буркина Фасо Санга… … Википедия
Переводы Saṃgha | |
---|---|
санскрит | संघ ( IAST : saṃgha ) |
пали | Санга |
Бенгальский | সঙ্ঘ |
Бирманский | သံဃာ ( MLCTS : θàɰ̃ɡà ) |
китайский язык | 僧伽 ( пиньинь : sēngjiā ) |
Японский | 僧 ( Rōmaji : sō ) |
Кхмерский | សង្ឃ / ព្រះសង្ឃ ( ГЭГНООН : Санг / Прэа Sang ) |
корейский язык | 승가 僧伽 ( RR : seungga ) |
Сингальский | සංඝයා |
тибетский | དགེ་ འདུན་ ( dge ‘dun ) |
Тайский | พระ สงฆ์ |
вьетнамский | Tăng đoàn Tăng già 僧團 僧伽 |
Словарь буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
СОДЕРЖАНИЕОпределенияВ глоссарии буддийских терминов Ричард Робинсон и др. определите сангху как:
(1) на идеальном уровне ( арья ) он обозначает всех последователей Будды, мирян или посвященных, которые, по крайней мере, достигли уровня шротапанна ; (2) на общепринятом ( самврити ) уровне он обозначает чины бхикшу и бхикшуни.
Качества СангхиСангха является третьей из трех Прибежище в буддизме. Общим для всех школ является то, что арьясангха является главной формой этого третьего драгоценного камня. Что касается узнаваемых форм нынешней жизни, интерпретация того, что такое Драгоценность, зависит от того, как школа определяет Сангху. Например, для многих школ монашеская жизнь считается наиболее безопасной и подходящей средой для продвижения к просветлению и освобождению из-за искушений и превратностей жизни в мире. Монашеская традицияСангха была первоначально основана Гаутамой Буддой в пятом веке до нашей эры, чтобы предоставить возможность тем, кто хочет практиковать полный рабочий день прямым и строго дисциплинированным образом, свободным от ограничений и обязанностей домашней жизни. Сангха также выполняет функцию сохранения первоначальных учений Будды и обеспечения духовной поддержки буддийской мирской общины. Сангха исторически взяла на себя ответственность за поддержание целостности доктрины, а также за перевод и распространение учений Будды. Ключевой особенностью буддийского монашества является соблюдение винаи, которая содержит тщательно продуманный набор из 227 основных правил поведения (известных как Патимоккха на пали), включая полное целомудрие, прием пищи только до полудня и отказ от злых или непристойных разговоров. С полудня до следующего дня строгая жизнь, состоящая из изучения Священных Писаний, пения, медитации и периодической уборки, составляет большую часть обязанностей членов Сангхи. Нарушение правил влечет за собой наказания, варьирующиеся от признания до постоянного изгнания из Сангхи. Японские монастырские правилаЧетырнадцать заповедей порядка взаимодействияИмуществоМонахи и монахини обычно владеют минимумом имущества из-за их самайи как отреченных, включая три мантии, чашу для подаяний, тканевый пояс, иглу и нитку, бритву для бритья головы и фильтр для воды. На практике у них часто есть несколько дополнительных личных вещей. Отношение к еде и работеИдея о том, что все буддисты, особенно члены Сангхи, исповедуют вегетарианство, является заблуждением на Западе. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни всегда утверждал, что миряне способны обрести великую мудрость и достичь просветления. В некоторых областях существовало неправильное представление о том, что Тхеравада считает просветление невозможной целью для тех, кто находится за пределами Сангхи, но в суттах Тхеравады ясно записано, что дядя Будды, мирский последователь, достиг просветления, услышав проповедь Будды, и там много других подобных случаев описано в Палийском каноне. Соответственно, упор на мирян, а также на членов Сангхи, практикующих буддийский путь морали, медитации и мудрости, присутствует во всех основных буддийских школах. Сангха относится к любой буддийской общине.Некоторые либеральные ученые полагают, что сангха часто (и, по их мнению, ошибочно) используется на Западе для обозначения любого вида буддийской общины. Nichiren Shoshu сект поддерживает определение традиционалистской Сангхи как руководитель Храм Taisekiji коллектив священства как единственные хранители и вершитель буддийской доктрины. СангхаСОДЕРЖАНИЕОпределения [ править ]В глоссарии буддийских терминов [11] Ричард Робинсон и др. определите сангху как:
(1) на идеальном уровне ( арья ) он обозначает всех последователей Будды, мирян или посвященных, которые, по крайней мере, достигли уровня шротапанна ; (2) на общепринятом ( самврити ) уровне он обозначает чины бхикшу и бхикшуни.
Качества Сангхи [ править ]Сангха является третьей из трех Прибежище в буддизме. [16] Общим для всех школ является то, что арьясангха является главной формой этого третьего драгоценного камня. Что касается узнаваемых форм нынешней жизни, интерпретация того, что такое Драгоценность, зависит от того, как школа определяет Сангху. Например, для многих школ монашеская жизнь считается наиболее безопасной и подходящей средой для продвижения к просветлению и освобождению из-за искушений и превратностей жизни в мире. Сангха: Сангха учеников Благословенного ( саваки ): Монашеская традиция [ править ]Сангха была первоначально основана Гаутамой Буддой в пятом веке до нашей эры, чтобы предоставить возможность тем, кто хочет практиковать полный рабочий день прямым и строго дисциплинированным образом, свободным от ограничений и обязанностей домашней жизни. [19] Сангха также выполняет функцию сохранения изначальных учений Будды и обеспечения духовной поддержки буддийской мирской общины. Сангха исторически взяла на себя ответственность за поддержание целостности доктрины, а также за перевод и распространение учений Будды. Ключевой особенностью буддийского монашества является соблюдение винаи, которая содержит тщательно продуманный набор из 227 основных правил поведения (известных как Патимоккха на пали), включая полное целомудрие, прием пищи только до полудня и отказ от злых или непристойных разговоров. [20] Между полуднем и следующим днем строгая жизнь, состоящая из изучения Священных Писаний, пения, медитации и периодической уборки, составляет большую часть обязанностей членов Сангхи. [21] Нарушение правил влечет за собой наказания, варьирующиеся от признания до постоянного изгнания из Сангхи. Японские монастырские правила [ править ]Четырнадцать заповедей порядка взаимодействия [ править ]Имущество [ править ]Монахи и монахини обычно владеют минимумом имущества из-за их самайи как отшельников, включая три мантии, чашу для подаяний, тканевый пояс, иглу и нитку, бритву для бритья головы и фильтр для воды. На практике у них часто есть несколько дополнительных личных вещей. Отношение к еде и работе [ править ]Идея о том, что все буддисты, особенно члены Сангхи, исповедуют вегетарианство, является заблуждением на Западе. Согласно сутрам Махаяны, Гаутама Будда всегда утверждал, что миряне способны на великую мудрость и достичь просветления. В некоторых областях существовало неправильное представление о том, что Тхеравада считает просветление невозможной целью для тех, кто находится за пределами Сангхи, но в суттах Тхеравады ясно записано, что дядя Будды, мирский последователь, достиг просветления, услышав проповедь Будды, и там много других подобных случаев описано в Палийском каноне. Соответственно, упор на мирян, а также на членов Сангхи, практикующих буддийский путь морали, медитации и мудрости, присутствует во всех основных буддийских школах. Сангха как общая ссылка на буддийское сообщество [ править ]Некоторые ученые отметили, что сангха часто (и, по их мнению, ошибочно) используется на Западе для обозначения любого вида буддийской общины. [24] Термины parisa и gaa предлагаются как более подходящие ссылки на сообщество буддистов. Парина означает «следование» и относится к четырем группам последователей Будды: монахам, монахиням, мирянам и мирянкам. [25] Санскритский термин gaa имеет значение «стадо, отряд, множество, число, племя, ряд, класс», а также может использоваться в более мирских смыслах. [26] Нитирен Сёсю придерживается традиционного определения Сангхи как главного коллектива священства храма как единственных хранителей и арбитров буддийской доктрины. [33] [34]
|