Что такое саногенная рефлексия

Что такое саногенная рефлексия

БУЗ ВО ВГП № 3, Воронеж, Россия

Аннотация. Саногенное мышление, как образ мышления, приводящий к здоровью и благополучию личности, в последнее время привлекает внимание со стороны многих специалистов в области психиатрии и психологии, так как позволяет познавать эмоции индивида и управлять ими.

Ключевые слова: саногенное мышление, саногенная рефлексия, эмоции, социально-психологический тренинг, преодоление обиды.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку понимание собственных эмоциональных состояний, осознание способов реагирования и освоение теории и практики саногенного мышления являются важными задачами, стоящими перед большинством индивидов.

Целью работы явилось изучение методики обучения саногенной рефлексии, направленной на преодоление негативных переживаний.

Часто повторяющиеся негативные переживания приводят к закреплению неблагоприятных эмоциональных состояний и отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, обидчивость, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве жизни.

Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих – наиболее важные качества, необходимые для успешной личности. Это предполагает, в первую очередь, их осознание и контроль над формой проявления. Часто способность управления эмоциями сводится лишь к тому, чтобы их не проявлять вовне. Все это свидетельствует о том, что индивид может лишь сдержать внешнее проявление эмоции, но не устранить её. Подавленная эмоция может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, который будет продолжать порождать мысли о мести. Следовательно, если отсутствует способность управлять эмоцией, то тогда в наличии скрытое управление эмоции.

Для того, чтобы управлять своими эмоциями, необходимо знать, как они устроены, в результате каких актов души они проявляются и продолжают существовать, несмотря на то, что присутствует желание их скрыть. В психологической литературе описано, по крайней мере, два способа управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями. Но для того, чтобы изменить поведение, мало предложить другие его формы, главное изменить причину его вызывающую. Только осознание собственных поступков может стать основой формирования новых форм поведения. В этом может помочь освоение теории и практики саногенного мышления (СГМ), основателем которой стал замечательный отечественный психолог Юрий Михайлович Орлов.

В переводе с греческого саногенный означает несущий здоровье ( sanos – оздоровление; genos – несущий), таким образом саногенное мышление – это мышление, приводящее к здоровью и благополучию личности.

Мышление в концепции Ю. М. Орлова рассматривается с позиции его влияния на качество жизни человека, в том числе и на качество эмоциональной сферы. Согласно Ю.М. Орлову, эмоции подобны компьютерным программам: в какие-то моменты они включаются и берут управление на себя. «Программистом» выступает наша культура – она задает стереотипы мышления, чувств, действий. Для здоровья важно не просто подавлять негативные эмоции, необходимо добиться того, чтобы они не были сильными и не становились хроническими. Необходимо не запрещать себе думать, а научиться думать правильно.

Средством достижения саногенного мышления является саногенная рефлексия. Функция саногенной рефлексии заключается в распознавании стереотипов мышления и программ поведения, запускающих отрицательные эмоции.

Другими словами, саногенная рефлексия направлена на осознание психических защит и регуляцию эмоциональных состояний индивида. Основным методом развития саногенной рефлексии является аутопсихоанализ переживаний, который осуществляется в процессе специальных занятий, направленных на самопознание эмоций. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, саногенное мышление направлено на снижение страдания от негативных эмоций, в результате чего обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения.

Ю.М. Орлов впервые описал операционную структуру эмоции с точки зрения «поведения ума», программ поведения, вырабатывающих эмоцию. Несоответствие реальности поведения ожиданиям переживаются субъектом как отрицательная эмоция. Чем больше мы связаны чувствами с другим человеком, тем в большей степени он может стать источником хороших и плохих эмоций.

Эмоции представляют собой психические образования, закрепленные привычками, сознание не может их охватить в целостности, поэтому значительная часть поведения осуществляется бессознательно, автоматически. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое, становится блокированной возможность получить из «эмоционального всплеска» полезную информацию в отношении окружающей действительности.

Этим объясняются трудности в управлении эмоциями и сложность отказаться от выработанных стереотипов эмоционального реагирования. Устоявшиеся эмоциональные стереотипы обуславливают личностные характеристики. [2]

Рефлексия в эмоциогенных ситуациях может быть направлена как на умственные операции, приведшие к отрицательным эмоциям, так и на сами эмоции. В этом случае можно говорить о наличии патогенного мышления – мышления, порождающего болезнь, патологию характера.

Привычные шаблоны мысли, направленные на облегчение страдания от эмоции, принято называть психической защитой. Ю.М. Орлов относит механизмы психической защиты к видам рефлексии и противопоставляет их саногенной рефлексии.

Защитная рефлексия состоит в действиях, направленных на уменьшение страдания от болезненной эмоции. Механизм защитной рефлексии включает:

1. Умственную реконструкцию ситуации.

2. Активизацию защитных механизмов.

3. Активное переживание эмоции в себе или в общении с другими.

4. Конверсию болезненной эмоции в другую, менее болезненную.

Психические защиты дают локально-временный эффект (иллюзию благополучия) или напрямую негативные последствия.

Управление своими эмоциями предусматривает их познание. Важно, что переживание эмоции не дает нам ключ к их управлению, а познание – дает. Познание эмоции должно быть направлено на осознание тех операций ума, с помощью которых порождается эта эмоция.

Групповая динамика социально-психологического тренинга по развитию саногенной рефлексии состоит из 4 этапов. На первом этапе у участников группы важно создать доверие друг к другу, потребность в общении и самопознании. Следует отметить, что от качества организации первого этапа зависит результат всего тренинга.

На втором этапе рестимулируются неэффективные программы поведения, отслеживаются шаблоны умственного поведения, создается потребность в выработке способности к сознательному выбору эффективных форм поведения. На третьем этапе осваивется технология саногенной рефлексии с помощью методов размысливания и угашения отрицательных эмоциональных состояний. На четвертом этапе закрепляются используемые навыки.

Методика обучения саногенной рефлексии довольно проста: сначала представляется эмоция, затем подробно изучается её структура, далее тренер демонстрирует, как нужно думать об этой эмоции. После некоторого периода занятий усваиваются способы мышления, связанные с конкретной эмоцией. Участники тренинга учатся наблюдать умственные действия, и тем самым приобретают способность представлять и делать объектом рассмотрения когнитивную структуру эмоции. [1]

Ведение дневника способствует закреплению алгоритма конструктивной работы с отрицательными эмоциями. Дневниковые записи особенно важны, если у субъекта нет доверительного общения, если ему не откуда получить помощь специалиста – психолога или психотерапевта. Дневник систематизирован: записи делаются регулярно, с определенным набором правил и обязательных пунктов.

Алгоритм работы с дневником реализуется посредством выполнения следующих шагов:

1. Вспомните и опишите в дневнике обстоятельства, которые способствовали возникновению деструктивной эмоции (обиды, вины, стыда…). Вспомните и запишите мысли, которые возникли у Вас в этом состоянии.

2. Проанализируйте ситуацию. Опишите ожидания относительно поведения близкого Вам человека.

3. Опишите реальное поведение, которое причинило Вам боль: речь, действия, выражение лица.

4. Оцените в десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент.

5. Определите характерный для Вас стиль умственного поведения во время переживания обиды, вины, стыда.

6. Отдохните. Возьмите лист чистой бумаги, краски. Ваша задача в данный момент отразить в цвете и форме ваше переживание. Таким образом, Вы создадите лист эмоции или лист неблагополучия. Трансформируйте изображение любым способом (сложите лист пополам, а затем разверните его, посмотрите на то, что получилось, добавьте светлых красок, измените формы).

7. Снова оцените в десятибалльной системе силу Вашей эмоции в данный момент.

8. Войдите в состояние покоя. Вспомните ситуацию, когда Вы были счастливы, спокойны, побудьте несколько минут в этом состоянии.

10. Задайте себе следующие вопросы:

— Как он должен был бы вести себя, чтобы я не обиделась?

— Откуда берутся мои ожидания?

— Насколько они реалистичны?

— Может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям?

— Какие стереотипы лежат в основе моих ожиданий?

— Существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?

Тот, кому известно, как устроена эмоция, может сделать объектом её интроспекции и обрести саногенное мышление. Тот, кто не знает этого, потерпит неудачу, так как будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие сильное переживание.

Так, столкнувшись с пренебрежением интересов со стороны значимых людей, возникает неприятное чувство, называемое обидой. Если воспроизвести в памяти обстоятельства обид, то можно выделить три элемента:

1) ожидания относительно поведения другого человека – как он должен себя вести;

2) поведение другого человека, отклоняющееся от ожиданий в неблагоприятную сторону;

3) эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожиданий. [3]

Обида, как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков.

Когда обида рассматривается как оскорбление, то она быстрее перерастает в гнев и агрессию. Последняя оттягивает энергию обиды и оскорбления на себя и тем самым ослабляет страдание обиды. Искусство самопознания в этом случае состоит в том, чтобы за изнанкой гнева и агрессии усмотреть обиду.

Обида проистекает из стремления запрограммировать другого человека. При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к этому чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной и нефункциональной.

Чем значимее ожидания, тем сильнее реакция на рассогласование с реальностью. Чем больше это рассогласование между ожиданиями и реальностью, тем сильнее эмоция. Следовательно, ослабить обиду можно или уменьшением значимости ожиданий, или путем уменьшения рассогласования, сделав ожидания более реалистичными.

Первый вопрос, который следует задать для размышления над эмоцией обиды: «Как должен был бы вести себя другой человек, чтобы не вызвать обиду?» Отвечая на этот вопрос, проясняются ожидания – первая составляющая обиды.

Следующий шаг – это корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности. То есть принятие другого таким, какой он есть, а не только »хорошим» и »удобным» для себя.

Для угашения обиды достаточно в состоянии благополучия и спокойствия представить неприятную ситуацию, вспомнить и обдумать все её элементы в соответствии со структурой: свои ожидания, поведение другого, акт сравнения. Повторение образов неприятных чувств в состоянии покоя ведет к отторжению психической энергии от этих психических структур. Это приведет к общей релаксации и покою, поэтому для психического оздоровления важно научиться:

— находиться в состояние покоя;

— подробно вспоминать нужные ситуации и обстоятельства, состояния в них и не забывать их. [3]

Таким образом, познание обиды предусматривает выделение ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это делать, познает сущность обиды.

Обида, вина, стыд представляют собой первичные эмоции, которые могут приобретать различные облики. Каждая из этих эмоций представляет собой некоторое устойчивое образование, имеющее свою структуру и программу исполнения. Комбинация этих эмоций включается в более сложные системы, и является источником для построения страха, ревности, зависти, любви и дает пищу многим другим переживаниям.

Общеизвестно, что отрицательные эмоции вредны организму, причем, если они подавлены, то их вред возрастает. Методика обучения саногенной рефлексии – это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции.

Поэтому данная технология является достаточно совершенным видом управления эмоциями, который заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявление неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию, способствует выбору нового умственного поведения, направленного на уменьшение страдания от переживания соответствующей эмоции.

Развитие саногенной рефлексии при переживании отрицательных эмоций происходит через осознание программ поведения и их коррекцию. Привычка применять рефлексию, направленную на создание эмоционального благополучия, формирует саногенное мышление. Таким образом, если заглянуть внутрь и проследить, как работают эмоции, из каких умственных операций строятся переживания, то можно приобрести власть над эмоциями.

1. Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А.Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

2. Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. – 729 с.

3. Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А.Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013. – 224 с.

4. Куташов В.А., Куташова Л.А., Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2006. № 25. С. 24-27.

5. Крикуненко Л.Ю., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в районной женской консультации // ॱ Молодой ॱ ученый. ॱ – ॱ 2016. ॱ – ॱ №6. ॱ – ॱ С. ॱ 698-701.

7. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

9. Хабарова Т.Ю., Куташов В.А. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья.2015.№ 59.С. 60-66.

Сведения об авторах:

кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко

Источник

Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности (стр. 2 )

Что такое саногенная рефлексия. Смотреть фото Что такое саногенная рефлексия. Смотреть картинку Что такое саногенная рефлексия. Картинка про Что такое саногенная рефлексия. Фото Что такое саногенная рефлексияИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Что такое саногенная рефлексия. Смотреть фото Что такое саногенная рефлексия. Смотреть картинку Что такое саногенная рефлексия. Картинка про Что такое саногенная рефлексия. Фото Что такое саногенная рефлексия

В третьем параграфе « Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности » рассматриваются возможности саногенной рефлексии в качестве фактора психологической устойчивости личности.

Среди множеств факторов психологической устойчивости, представленных в исследованиях разных ученых, отсутствуют работы, в которых саногенная рефлексия рассматривается как фактор психологической устойчивости личности. Фактор в исследовании рассматривается как движущая сила процесса управления отрицательными эмоциями.

Рефлексия – это тот психологический механизм, который обеспечивает динамику системы, ее адаптацию к условиям постоянно меняющейся среды. Благодаря рефлексии возможна целостность системы, ее сохранность и вместе с тем ее развитие. Рефлексия способствует как пониманию собственных действий и поведения, так и позволяет изменять средства и основания деятельности с целью управления состоянием, их оптимизации.

Понимание рефлексии как механизма саморазвития и самовыражения личности позволяет нам её рассматривать в качестве фактора психологической устойчивости как целостной характеристики личности, обеспечивающей её психологическое благополучие. Мы полагаем, что особая конструктивная личностная рефлексия – саногенная () – дает возможность личности остаться психологически устойчивой к постоянно меняющимся условиям среды.

В нашем исследовании решается проблема психологической устойчивости с учетом оптимизации показателей устойчивости: саморегуляции, тревожности, потребности в достижении, аффилиации и доминировании, интернальности и экстернальности, и акцентуаций характера.

При описании взаимосвязи показателей психологической устойчивости личности мы будем опираться на Л. фон Берталанфи, который выдвинул концепцию, основанную на понимании системы как комплекса взаимосвязанных компонентов. Методологические принципы системного подхода:

— элементы системы описываются с учетом их места в общей структуре;

— каждый элемент обладает своими характеристиками, параметрами, функциями, принципами строения;

— все элементы взаимосвязаны;

— исследование системы неотделимо от условий ее существования;

— источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем.

Рассмотрим, каким образом саногенная рефлексия связана с показателями психологической устойчивости личности.

Саморегуляция и саногенная рефлексия. В самом общем плане саморегуляция – это сущностные интегративные психические процессы, связанные с регуляторной функцией психики и обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, его субъектную активность, целостность индивидуальности и личности ().

считает, что «общая линия становления саморегуляции как деятельности состоит в переходе от неосознаваемых автоматических процессов в план сознания, а затем следует их перевод в план вторичной автоматизации». По сути это механизм, лежащий в основе процесса саногенной рефлексии, регулирующая функция которой как раз и заключается в осознании умственных автоматизмов, лежащих в основе негативных переживаний. Саногенный стиль мышления в этом контексте можно рассматривать в качестве плана вторичной автоматизации.

, под рефлексией понимают универсальный механизм процесса саморегуляции, так как она останавливает процесс деятельности, объективирует его, и это делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Сущность саногенной рефлексии заключается именно в том, чтобы благодаря рефлексивному выходу за пределы обыденного сознания объективировать умственные автоматизмы, как причину переживаний, и с помощью размышлений воздействовать на них.

Такое понимание рефлексии позволяет нам предположить, что саногенная рефлексия, направленная на снижение страдания от действия негативных эмоций, в процессе саморегуляции обеспечивает личности надежно позитивный ее результат, формирует внутреннюю модель внешней проблемной ситуации, которая, закрепляясь в позитивном эмоциональном опыте, делает личность способной к противостоянию неблагоприятным факторам среды, открытой для непрерывно меняющихся жизненных обстоятельств.

Содержание потребностно-мотивационной сферы является основой адекватного определения ситуации (угрожает ли она моему «Я», какая потребность стала мотивом и каким мотивом в данной ситуации).

Рассмотрим три базовые потребности личности: потребность в аффилиации, в достижениях и власти (доминировании).

Под потребностью в аффилиации понимается стремление человека наладить добрые, эмоциональные положительные взаимоотношения с людьми, «не буквально, – в смысле желания человека общаться с другими людьми, а содержательно, – в смысле стремления выразить свое отношение к миру и к самому себе, как к общественному существу» ().

Под потребностью в достижениях понимают стремление личности улучшить результаты своей деятельности (соревнование с самим собой), получить уникальные результаты или быть включенным в достижение далеких целей.

Под потребностью в доминировании понимается стремление влиять на других, контролировать их поведение, навязывать другим свои взгляды, отношения.

Распознавая собственные потребности и мотивы, через отслеживание ощущений, мыслей, привычного их хода и направления в процессе рефлексии становится возможным изменение угла зрения на себя в проблеме и проблемы в себе.

Динамика системы, ее адаптация к условиям постоянно меняющейся среды, обеспечивается психологическим механизмом – рефлексией. Лишь правильное функционирование рефлексии позволяет сохранить целостность системы, и вместе с тем способствовать ее развитию. Рефлексия осуществляет динамику, развитие, восхождение личности к индивидуальности на уровне ее смысловых образований.

Функция рефлексии как деятельности – найти рациональный способ разрешения проблемы, возникшей в процессе взаимодействия личности с окружающей действительностью.

Таким образом, саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности помогает осознать и обозначить собственные потребности и мотивы, отделить их от навязанных извне стратегий поведения, отследить проявление неадекватных и неадаптивных стратегий поведения.

Локус контроля и саногенная рефлексия. Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам.

Наблюдение за целевыми установками, осознание их стереотипности и неадекватности ситуации, изменение представлений о себе и о результате собственных действий с помощью саногенной рефлексии способствует фор мированию новых целевых установок, адекватных ситуации, блокируя проявление операциональных установок как защитных форм поведения.

Таким образом, благодаря саногенной рефлексии человек способен прервать действие неэффективных, но привычных, стереотипных программ поведения, лежащих в основе характера.

Это дает нам основание определить в качестве одного из показателей психологической устойчивости личности оптимально в социальном контексте выраженные акцентуации характера, а саногенную рефлексию – в качестве механизма, защищающего личность от тотального влияния акцентуированных черт характера на ее поведение.

Тревожность и саногенная рефлексия. Тревожность не следует рассматривать в качестве негативной черты. Т ревожност ь – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом у каждого существует свой оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Неадекватная, высокая тревожность служит показателем неблагополучия личностного развития, психологической неустойчивости, благодаря которой происходит включение защитных механизмов и форм поведения.

Рассматривая оптимально выраженную тревожность личности в качестве одного из показателей ее устойчивости, мы считаем, что именно механизм саногенной рефлексии, заключающийся в определении ситуации, ее адекватной оценки, постановки цели поведения и выборе программы ее достижения, значительно снижает тревожность, оставляя ее на том уровне, который необходим для реализации цели.

Таким образом, в качестве показателей психологической устойчивости личности как способности противостояния внутренним и внешним негативным факторам, и вместе с тем как способности к адаптации и изменчивости согласно требованиям постоянно меняющегося мира, мы будем рассматривать: высокий уровень саморегуляции, интернальный локус контроля, потребность в достижении, оптимальный уровень личностной и ситуативной тревожности, оптимально выраженные акцентуациии характера, защитная рефлексия и психологические защиты от переживаний эмоций обиды, зависти, вины, стыда и страха неудачи, развитое саногенное мышление.

Саногенную рефлексию в данном контексте мы рассматриваем как механизм и как фактор психологической устойчивости личности.

Во второй главе «Организация, процедура и итоги эмпирического исследования» представлен экспериментальный план, обоснован выбор методик и методов исследования, проанализированы результаты эмпирического исследования.

В первом параграфе «Этапы, методы исследования и характеристика переменных» описаны методы и этапы исследования, дана характеристика переменных.

Ход и содержание экспериментальной работы определялись целью исследования – изучение возможности саногенной рефлексии в качестве фактора психологической устойчивости личности.

В качестве независимых переменных определили показатели защитной и саногенной рефлексии по поводу переживаний чувств вины, обиды, стыда и страха неудач. В качестве зависимых переменных – саморегуляцию, потребность в достижении, аффилиации и доминировании, интернальность общую и в достижении, экстернальность, ситуативную и личностную тревожность.

Во втором параграфе «Анализ эмпирических данных по изучению показателей психологической устойчивости личности» представлены основные результаты исследования, дан их анализ и интерпретация.

Рандомизированная выборка составила 103 респондента: 51 студент 3 курса факультета физики и информационных технологий с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» Московского педагогического государственного университета и 52 студента 3 курса факультетов «Прикладная математика и физика» и «Двигатели летательных аппаратов» на базе Московского авиационного института. Средний возраст испытуемых 19 лет.

Анализ стиля саморегуляции поведения показал, что у студентов в целом средний и высокий уровень саморегуляции. Среднее значение общего уровня саморегуляции 30,9 баллов. При этом средние значения показателей гибкости и планирования у студентов гораздо выше, чем показатель самостоятельности. Большинство студентов демонстрируют пластичность регуляторных процессов (гибкость – 7,8), высокие показатели планирования (7,1), что говорит о наличии потребности в осознанном планировании деятельности. По шкалам моделирование (5,6), программирование (5,7) и оценки результатов (6) мы можем наблюдать средние результаты. Низкие показатели шкалы самостоятельности (4,3) показывают на то, что, несмотря на высокие показатели гибкости и планирования, студенты зависимы от мнений и оценок окружающих. В целом это говорит нам о том, что основные выше перечисленные регуляторные процессы у них развиты хорошо, они достаточно активны, способны вполне адекватно реагировать на изменение ситуации, могут хорошо планировать свою деятельность.

В рисунке 1. представлены средние данные саморегуляции у студентов с различной профессиональной направленностью

Что такое саногенная рефлексия. Смотреть фото Что такое саногенная рефлексия. Смотреть картинку Что такое саногенная рефлексия. Картинка про Что такое саногенная рефлексия. Фото Что такое саногенная рефлексия

Рис. 1 Общий уровень саморегуляции у студентов педагогического и технического вузов.

Как мы видим, у студентов авиационного института уровень саморегуляции значительно выше, чем у студентов педагогического вуза. Эти различия статистически значимы ( U эмп =293.5 при р≤0,01).

Анализируя полученные данные потребностно-мотивационного профиля, мы обнаружили, что у студентов выявлены высокие средние показатели потребности в аффилиации (63,5), несмотря на то, что студенты постоянно общаются друг с другом, и они задействованы в учебном процессе. Однако сильная аффилиация проявляется, как неспособность человека быть одному и может выступать как зависимость. У студентов с ведущей потребностью в аффилиации большая вероятность предрасположенности к аддиктивному поведению.

Потребность к аффилиации возрастает при возникновении потенциально опасной, стрессовой ситуации. Поэтому высокие показатели мотива аффилиации, как потребность в уважении, являются стресс-фактором и могут приводить к снижению психологической устойчивости личности.

Высокие средние показатели потребности в доминировании (58,3) предполагают стремление оказывать активное влияние на образ мыслей.

Потребность в доминировании способствует развитию доминантности, при которой человек получает удовлетворение не просто от влияния на другого, но при этом стремится обязательно преодолеть сопротивление, нежелания другого подчиниться, навязывает своё мнение любыми путями, способами.

Средние значения показателя потребности в достижении (41,3) у студентов невысоки. Мы предполагаем, что это связано с мотивом избегания неудач, то есть с проявлением защитных механизмов.

На наш взгляд, высокая потребность студентов в аффилиации компенсирует низкие показатели потребности в достижениях и удовлетворяет потребность в признании обществом, что еще более приводит их психологической неустойчивости.

Обратимся к результатам исследований средних значений показателя локуса контроля студентов.

Данные свидетельствуют о том, что у студентов средние показатели как интернальности общей, так и интернальности в области достижений имеют высокий уровень (более 55). Студенты склонны считать, что все важные события в их жизни происходят только по их желанию, и они способны их контролировать в любой ситуации.

Однако у всех исследуемых студентов уровень контроля неудач – экстернальный или низкий показаинтернальности. Оправдывая свое поведение, студенты перекладывают ответственность на других, вплоть до их обвинения. На наш взгляд, данный показатель обусловлен особенностями юношеского возраста и наличием психологических защит, возникших в связи с психоэмоциональной перегрузкой.

Таким образом, у всех студентов выявлен экстернальный уровень субъективного контроля по поводу неудач. Это может означать, что студенты свои беды и неудачи склоны связывать с внешними обстоятельствами. Интернальный уровень субъективного контроля по поводу достижений выявлен почти у всех студентов. Это нам показывает, что студенты склоны приписывать на свой счет заслуги перед обществом, нежели неудачи. Такой факт может указывать на слабое осознание студентов себя и своей деятельности.

При анализе данных показателей личностной и ситуативной тревожности у студентов отмечается средний и высокий уровень, и полностью отсутствуют респонденты с низким уровнем как реактивной, так и личностной тревожности. Если проанализировать средние квадратичные отклонения – дисперсии выборок и процент студентов, чьи показатели отклоняются от нормы (таб. 1), то получится, что у 59,5% студентов средние значения отклоняются от нормы ситуативной тревожности, и у 41,7 % студентов средние значения отклоняются от нормы личностной тревожности.

Средние значения личностной и ситуативной тревожности у студентов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *