Что такое санжак для шехзаде
Шехзаде, санджаки, кафес и закон Фатиха
Друзья, сегодня вы узнаете почему шехзаде перестали отправлять в санджаки и заперли их в специальной тюрьме для османских наследников. По заведённому обычаю достигший 14-15 лет шехзаде отправлялся в провинцию, где им создавался бейлик подобно главной столице Турции. В этом деле ему обязательно помогал опытный визирь, который, обычно, был ему наставником и занимался его воспитанием с малого возраста. Мать шехзаде тоже отправлялась вместе с ним в санджак, чтобы управлять его гаремом и слугами.
Шехзаде, ставший наместником в санджаке, имел право использовать такую же тугру, как у правящего султана. Она содержала его имя и титул. В его маленьком государстве к нему обращались «Челеби Султан». Однако, не смотря на то, что шехзаде был самым главным в своём санджаке, у него имелась масса ограничений. К примеру, он не имел права покидать свой бейлик без приказа или позволения совета Дивана (Султана). За нарушение этого правила, наследник султана мог поплатиться собственной жизнью, как это произошло с сыном Баязида II шехзаде Махмудом.
В то время пока старший шехзаде-наместник учился в доверенном ему санджаке управлять государством, его младшие братья готовились к отправлению в другие провинции. В ту эпоху действовала четкая очередность назначений в санджаки. Самое первое предпочтение отдавалась Амасье – она считалась военным передовым постом в борьбе с другими малыми полунезависимыми государствами. Благодаря своей величине и значимости, вторым санджаком по важности был Караман, являвшийся столицей Сельджукского государства. Но позже, когда соперничество среди преемников престола стало жизненно важным аспектом, внимание с Амасьи переключилось на Манису, как на самый ближайший к Стамбулу санджак. Даже не смотря на то, что была ещё и Бурса, которая носила священный титул Богоподобного, Маниса стала главным санджаком, в который мечтали попасть шехзаде. Очерёдность также применяли и для того, чтобы отметить, кого из шехзаде султан выделяет, а кто утратил его расположение. Вспомним сына Сулеймана шехзаде Мустафу, который был отправлен из Манисы в самый далёкий санджак, Амасью. Возможно, этому поспособствовала Хюррем султан, чтобы в Манисе оказался один из её сыновей.
Османские земли расширядись и количество санджаков увеличивалось. В них начали отправлять внуков правящего султана, рожденных от его сыновей. К примеру, когда Селим I был ещё шехзаде и служил бейлербеем в Трабзоне, его сын Сулейман (известный Сулейман Великолепный) уже управлял в Боле, потом в Кафе, а позже и в Крыму. Кроме этого в санджаки отправлялись султанзаде — внуки Султана, которых родили им дочери от визирей. Но во избежание мятежей с их стороны, султанзаде не получали званий выше, чем санджакбей или капыджыбаши. Однако сыновья визирей, чьи матери были простые женщины, могли получить высокий титул Паши, поскольку они не имели родственного отношения к династии и не представляли большой угрозы, так как не могли претендовать на трон.
Единственный санджак, куда не назначались османские шехзаде – это Румелия. До этого ограничения Сулейман Паша, сын Орхана, назначался правителем в Румелии. А когда он умер, на его место пришел Мурад I. Казалось бы, что ничего не предшествовало такому строгому запрету. Скорее всего, это было связано с тем, что земли Анатолии считались исламскими, а Румелия считалась относящейся к западным землям. Если всё дело было в этом, то назначение шехзаде наместниками в мусульманских провинциях риска не несло. Но доверие им военных сил расположенных в Румелии было недопустимым. Соглашаясь с этим можно вспомнить случай с Селимом I, который был назначен в Европу своим отцом султаном Баязидом II в Европу и злоупотребил своим назначением. Он обернул доверенную ему армию против отца и сверг его с трона, а затем и казнил его.
Безусловно, всегда существовал риск того, что кто-нибудь из шехзаде захочет злоупотребить данной властью и настроить доверенную ему армию против действующего султана. Но виной этому была не несовершенная система санджаков, а то, что не было тогда строгой процедуры престолонаследования и, конечно же, действовал закон Фатиха. В большинстве своем, шехзаде поднимали беспорядки и мятежи не против центральной власти, а для того, чтобы устранить других наследников трона. Если у султана появлялись сомнения в отношении какого-нибудь из своих наместников-шехзаде, в качестве залога своей безопасности, он забирал к себе одного из сыновей этого шехзаде. Поэтому в свое время султан Мехмед II забрал в столицу сына Баязида Коркуда и сына Джема Огузхана. Такая система заложников иногда использовалась и для сохранения порядка в Анатолии и удержания крымскотатарских ханов. Правители этих земель обязаны были отправлять одного из своих сыновей, которые получали то же образование, что и сыновья султана.
На почве зависти соперничество между османскими шехзаде только возрастало. Сыновья султана Мехмеда II, султана Баезида II и султана Сулеймана I вели со своими братьями войну на пути к престолу. Султан Селим II, который лично подвергался атакам со стороны родного брата шехзаде Баязида, решил бороться с этой ситуацией. Первым делом он сократил число санджаков. И в санджак был отправлен лишь один его сын, самый старший – Мурад III. Когда Мурад III стал султаном, он поступил по примеру своего отца и тоже оправил в санджак только старшего сына Мехмеда III, других он оставил во дворце. Мехмед III стал последним шехзаде, который учился управлять государством в санджаке. Сам он своих сыновей никуда не отправлял. И уже при его сыне султане Ахмеде I судьба всех шехзаде изменилась коренным образом. Закон братоубийства исполняться перестал. Османские принцы стали жить и воспитываться в кафесе, особой привилегированной тюрьме для шехзаде. Но это «лечение» было худшим решением. Молодость, проведённая в четырёх стенах, оказалась плохой подготовкой для тех, в чьи руки должно было перейти управление Османской империей.
В 19 веке вопрос отправления шехзаде в санджак снова поднимался. Султан Абдульмеджид I, подозревая своего брата шехзаде Абдульазиза, хотел отправить наместником в Траблусгарп (Триполитанию). Он надеялся на то, что там с ним непременно что-нибудь случится. Но ничего для возобновления этой традиции предпринято не было.
Османская Империя
История Османской Империи тут
Шехзаде, санджаки и Закон Фатиха
Из книги Э. Д. Алдерсона «Структура Османской Династии»
Обычно шехзаде отправлялся в главный город санджака по достижении 14 или 15 лет, там он создавал свой бейлик по образу и подобию столицы. Советником ему был опытный визирь, ранее служивший наставником лалой. Зачастую вместе с шехзаде в санджак отправлялась и его мать, дабы присматривать за гаремом. Он использовал такого же типа тугру, как и действующий султан, а обращались к нему «Челеби Султан». Среди иных ограничений шехзаде не позволялось покидать санджак без чёткого приказа Дивана. За нарушение этого правили сын Баезида II Махмуд поплатился жизнью.
Пока шехзаде-наместники создавали резервную копию Династии, во время назначения шехзаде в санджаки была определённая очерёдность. Первой предпочиталась Амасья, поскольку считалась форпостом в борьбе с полунезависимымы бейликами. Также важным санджаком был Караман благодаря величине и исторической значимости, ведь он был столицей древнего Сельджукского государства. Но в более поздние столетия, когда борьба за статус приемника обрела жизненно важное значение, предпочтение стало отдаваться Манисе из-за её близости к Стамбулу. Хотя Бурса и носила титул «Хюдавендигяр» (Богоподобный, преданный Аллаху), обычно кандидатов на престолонаследние посылали в Манису. Также очерёдность на практике использовалась для того, чтобы показать, что какой-то шехзаде потерял расположение Султана. Например, Хюррем Султан убедила Сулеймана I перевести Шехзаде Мустафу из Манисы в Амасью.
Система управления санджаками несколько раз расширялась, и в санджаки стали отправлять и внуков действующего Султана по мужской линии. Пока Селим I управлял Трабзоном, Сулейман I был направлен сначала в Болу, потом в Кафу, Крым. Назначались в санджаки также внуки Султана по женской линии – рождённые в браке дочерей с визирями, но, «чтобы они не проявляли склонности к мятежам», они не получали титулов выше санджакбея или капыджыбаши. «Но сыновья этих визирей, рождённые от обычных женщин, могли получить даже титул Паши, поскольку не являлись представителями Династии» (Обычно речь шла о старших братьях султанских внуков, рождённых в предыдущих браках визирей, ведь для женитьбы на султанской дочери визирь обязан был развестись с предыдущими жёнам).
Применялось единственное важное ограничение: представителей династии Османов не назначали в провинции Румелии. Это правило вошло в обиход в период Междуцарствия (Fetret Devri). До этого сын Орхана Сулейман Паша был назначен бейлербеем Румелии, а после его смерти его место занял Мурад I. На первый взгляд, никакой определённо причины для подобного запрета не было, но это возможно связать с тем, что Анатолию считали «землями ислама», а Румелию – «землями Запада». Если это так, то наместничестве шехзаде в коренных провинций, населённых мусульманами, не представляло риска, а вот передавать им командование значительными военными силами, физически дислоцировавшимися в Румелии, было опасно. Если согласится с этим предположением, то единственный случай, указывающий на его необходимость – Селим I, злоупотреблявший своим назначением в Европу. После того, как он вынудил Баезида II передать ему Семендире (Белград), он сразу же повернул военных, находящихся в его командовании, против отца. С другой стороны, сыновья династий регионов Анатолии, находящихся в вассальном положении, часто назначали санджакбеями в Румелию, чтобы разделить их с преданным им населением.
Более того, шехзаде часто и в Анатолии, и в Румелии ставились во главу военных формирований, входивших в состав войска Султана или визирей. Иногда они участвовали в сражениях во главе полуфеодальных подразделений, с которыми прибывали из своего санджака. Иногда возглавляли вспомогательные силы на флангах. Когда Султаны отправлялись в поход, шехзаде мог получить альтернативное назначение – наместничество в столице. Мехмед II в 1473 предпочёл взять с собой в поход двух старших сыновей – Баезида II и Мустафу, а младшего – Джема – оставил в столице наместником. Поскольку столица была оставлена на попечение самого младшего сына, можно предположить, что это назначение не обладало значительной важностью.
Конечно, опасность злоупотребления властью каким-нибудь шехзаде и подстрекания регионов к восстанию против центрального руководства всегда существовала. Но в этом была вина не в несовершенстве системы санджаков, а отсутствии чёткой процедуры наследования престола и Закон о братоубийстве. Хаос Междуцарствия, после правления Баезида II и во время султаната Сулеймана I была направлены не столько на свержение центральной власти, сколько на определения наследника. За исключением случая с Джемом, который предложил Баезиду II разделить Империю между собой, Османская Империя никогда не сталкивалась с опасностью передела наследия, которое стало причиной упадка Каролингской империи, поздней Византии и Сельджукского царства. Но если Султана начинали грызть сомнения в отношении мятежных настроений какого-то из шехзаде, чтобы угомонить его, Султан мог попросить в заложники и удерживать в столице одного из сыновей этого шехзаде. Именно по этой причине во время смерти Мехмеда II сын Баезида Коркуд и сын Джема Огузхан находились в столице. При необходимости эта система заложников использовалась и для полузависимых бейликов в Анатолии, и для крымскотатарских ханов. Они были обязаны отправлять заложником одного из молодых шехзаде; в разное время они получали образование в Топкапы вместе с сыновьями Султана.
Со временем соперничество между шехзаде, подогреваемое завистью, только росло. Сыновья Мехмеда II, Баезида II и Сулеймана I пытались устранить братьев на пути к трону. Эту ситуацию необходимо было как-то предупредить. Для начала Селим II решил ограничить количество санджаков, а отправил в санджак только старшего сына Мурада III. Мурад III, когда взошёл на престол, тоже отправил в санджак Манису только старшего сына Мехмеда III, а другие сыновья остались в Топкапы. Это был последний шехзаде, «отправленный в санджак для свободной подготовки к государственному управлению». Мехмед III никого в санджак не отправлял. И уже при следующем султане – Ахмеде I – положение шехзаде коренным образом изменилось: Закон о братоубийстве перестал выполнятся, произошёл переход к системе Клетки (Кафеса). Лечение оказалось хуже самой болезни. Молодость, проведённая в обеспеченных всем необходимым дворцовых покоях и годы, проведённые взаперти, были худшей подготовкой для людей, которые должны были бы управлять Османской Империей.
Идея отправлять шехзаде в санджак снова встала на повестку дня в 19 веке. Абдульмеджид I настолько сильно подозревал своего брата Абдульазиза, что хотел направить его наместников в Траблусгарп (Триполитанию), чтобы там с ним непременно что-то случилось. Но никаких реальных шагов в этом направлении предпринято не было.
Все санджаки в таблице ниже даны унифицировано, но в других источниках данные санджаки могут встречаться и с другими названиями:
Анталья – Теке
Балыкэсир – Кареси
Бурса – Хюдавендигяр
Эдирне – Румели
Ыспарта – Хамидэли
Измит – Коджаэли
Кафа – Крым
Конья – Караман
Кютахья – Гермиян
Маниса – Сарухан
Ментеше — Мугла
Семендире – Белград
Султаноню – Караджадаг
Таблица шехзаде и их санджаков:
САНДЖАК
Смотреть что такое «САНДЖАК» в других словарях:
САНДЖАК — (араб.). Подразделение провинции в Турции; округ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САНДЖАК в Турции, подразделение вилайета (провинции), округ, уезд. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
САНДЖАК — САНДЖАК, санджака, муж. (турец. sancak) (ист.). Административный округ в дореволюционной Турции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
САНДЖАК — Знамя, флаг, штандарт. Сохранилось в фамилиях Санджаков, Санзаков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
санджак — сущ., кол во синонимов: 1 • округ (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Санджак — В Викисловаре есть статья «санджак» Санджак (осман. سنجاق, тур … Википедия
санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. * * * САНДЖАК САНДЖАК, основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Энциклопедический словарь
Санджак — (тур. sancak, основное значение знамя, флаг) в султанской Турции административно территориальная единица, часть Вилайета … Большая советская энциклопедия
Санджак — (по турецки знамя, штандарт) в Турции название административного округа, во главе которого стоит каймакам или мутессариф (губернатор). С. делится на несколько уездов, или каз, а несколько С. образуют провинцию, или вилайет, управляемый вали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
САНДЖАК — (тур. sancak, осн. значение знамя, флаг) в султанской Турции: 1) до упразднения (1834) военно ленной системы объединение воен. ленов; 2) с 19 в. до 20 х гг. 20 в. адм. терр. единица, часть вилайета … Советская историческая энциклопедия
Санджак
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Санджак» в других словарях:
САНДЖАК — (араб.). Подразделение провинции в Турции; округ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САНДЖАК в Турции, подразделение вилайета (провинции), округ, уезд. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
САНДЖАК — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Большой Энциклопедический словарь
САНДЖАК — САНДЖАК, санджака, муж. (турец. sancak) (ист.). Административный округ в дореволюционной Турции. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
САНДЖАК — Знамя, флаг, штандарт. Сохранилось в фамилиях Санджаков, Санзаков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
санджак — сущ., кол во синонимов: 1 • округ (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
санджак — основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета. * * * САНДЖАК САНДЖАК, основная административно территориальная единица в Османской империи, составная часть вилайета … Энциклопедический словарь
Санджак — (тур. sancak, основное значение знамя, флаг) в султанской Турции административно территориальная единица, часть Вилайета … Большая советская энциклопедия
Санджак — (по турецки знамя, штандарт) в Турции название административного округа, во главе которого стоит каймакам или мутессариф (губернатор). С. делится на несколько уездов, или каз, а несколько С. образуют провинцию, или вилайет, управляемый вали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
САНДЖАК — (тур. sancak, осн. значение знамя, флаг) в султанской Турции: 1) до упразднения (1834) военно ленной системы объединение воен. ленов; 2) с 19 в. до 20 х гг. 20 в. адм. терр. единица, часть вилайета … Советская историческая энциклопедия
Почему Хюррем-султан не уехала в санджак с Мехметом
Но только вот Хюррем умудрилась нарушить и этот запрет. Когда шехзаде отправили в Манису, она за ним не последовала. Более того,спустя много лет, не уехала она из дворца ни за одним сыном. Вместо этого Хасеки Хюррем-султан предпочитала посещать своих сыновей по одичночке, проводя в каждом санджаке несколько дней или даже недель. Но на сей раз вековые традиции империи Хюррем-султан нарушила не из-за собственной прихоти. У нее на это были весьма весомые причины.
Первая причина
Помимо самого любимого старшего шехзаде Мехмета у Хюррем было еще три сына и одна дочь. При этом Джихангир был совсем маленьким и имел серьезное заболевание. Хюррем-султан просто никак не могла оставить его одного. К тому же, если бы она уехала в санджак с Мехметом, то кто бы поехал в санджаки потом с Селимом, Баязидом и самим Джихангиром? Хюррем не могла оставить детей и не хотела чтобы кто-то из них чувствовал себя ущемленным.
Вторая причина
Хюррем слишком сильно любила султана Сулеймана, пожалуй,даже сильнее, чем своих детей. А еще она просто прекрасно знала своих врагов. И понимала, что если она уедет в санджак с Мехметом, Сулейману быстро найдут новую наложницу и приложат массу усилий, чтобы у падишаха появилсь новые дети и много детей.