Что такое сатира и юмор в литературе
Трагическое и комическое. Юмор и сатира
Определения
Как вообще появилась драматургия? В древности люди считали, что охота не будет удачной, если перед ней не представить всё в желаемом виде: некоторые представлялись охотниками, другие — дичью, «охотники» метали в «дичь» «копья», торжественно кричали: «убит!» и победно танцевали. В дальнейшем охота перестала быть так актуальна, но игра в изображение жизни с её плохими и хорошими моментами не была предана забвению.
Объяснение и примеры
В прошлом драматургия строго делилась на высокий и низкий стиль, причём «высокие произведения» всегда представляли собой трагедию, а «низкие» были смешными.
Трагическое и комическое
Пример
В классической трагедии У. Шекспира «Гамлет» главный герой должен самостоятельно принять решение о своих действиях. Казалось бы, Гамлет мог не усугублять ситуацию, принять как данность гибель отца от рук Клавдия и попытаться построить своё собственное счастье с Офелией. Но убийство отца так важно для Гамлета, что оно становится центром бытия. Погибший отец оживает в его сознании в образе призрака и требует отмщения. Значит, Гамлет не мог поступить иначе: его воля напрямую определяла развитие событий, и трагическая развязка была неизбежна.
А комическое искусство всегда ориентировалось не на слёзы зрителей, а на их смех. Поэтому главным инструментом комедии являются разного рода нелепости, несоответствия.
Пример
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» действие начинается ситуацией, классической для комедии положений (одного человека приняли за другого и ведут себя с ним несоответствующим образом). Однако развитие сюжета позволяет «Ревизору» перерасти в комедию нравов, когда высмеиваются низменные черты характера персонажей.
Юмор и сатира
Градация юмористических и сатирических произведений напрямую связана с представлением о «добром смехе» и «злом смехе». Если в юмористическом произведении комическое представлено вполне доброжелательно, то в ироническом тексте мы уже явственно ощущаем холодную насмешку над отрицательными чертами. Сатира (пример ещё более «злого» смеха) представляет ситуацию в карикатурном виде. Сарказм — это уже прямая критика, в которой негодования гораздо больше, чем смеха. И апофеозом насмешки считается гротеск: это уже не высмеивание и не едкая насмешка — это изображение недостатков человека или общества в абсурдном, фантастическом виде. В данном виде комедии иногда скрывается элемент трагического.
Пример
Добрый, лукавый юмор наполняет повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». А его «Ревизор» уже по преимуществу ироничен. Яркий пример сатиры — описание организации литераторов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сарказм и гротеск в русской литературе блестяще представил М. Е. Салтыков-Щедрин: обличительная насмешка в адрес «премудрых пескарей», боящихся вылезти из тины («как бы чего не вышло»), иногда перерастала в совершенно фантасмагорические образы — вроде градоначальника с органчиком в голове, повторяющим «Разорю!» и «Не потерплю!» («История одного города»).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Ответ. Едкая насмешливая критика.
Обозначьте вид комического, представленный в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Ответ. Сарказм. Автор применяет этот вид комического, чтобы обличить распущенность и непрофессионализм чиновников, управлявших городом.
К какому стилю можно отнести «Недоросль» Д. И. Фонвизина?
Ответ. К низкому стилю, так как «Недоросль» — это комедия, а все комедии в рамках классицистической традиции принято было считать образчиками низкого стиля.
Юмор и сатира в художественной литературе
Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость со-ответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внут-реннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должно представлять собой на самом деле.
Смех есть форма осознания того, что явление утратило свою жизненную значимость, хотя и претендует на нее.
Юмор и вскрывает эту неполноценность, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ее ощутимой, конкретной. В основе юмористиче-ского образа и лежит известное искажение, преувеличение (например, кари-катура) тех или иных явлений жизни, для того чтобы отчетливее обнаружил-ся алогизм их, т. е. их внутренняя неполноценность.
Смех, чувство комического, возникает тогда, когда данное явление ока-зывается не тем, чем его считали, во-первых, и когда это расхождение между представлением о нем и его сущностью раскрывает его неполноценность, во-вторых; мы неожиданно обнаруживаем, что данное явление совсем не то, чем оно нам казалось, причем оказывается оно чем-то меньшим, чем должно бы-ло быть, оно в наших глазах лишается, так сказать, права на уважение, и этот неожиданный переход от одного его состояния к другому (и тем самым от одного нашего отношения к нему—к обратному) и является причиной смеха. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его, показывая во всех индивидуальных особенно-стях, связывает с эстетическими представлениями и т. д.
В давние время еще Аристотель определял смешное лишь как «частицу безобразного» Он говорил: «Смешное—это какая-нибудь ошибка или урод-ство, не причиняющая страданий или вреда. Это нечто безобразное или уродливое, но без страдания» («Поэтика»). Автор юмористического образа симпатизирует тому явлению, о котором он говорит, но показывает в то же время его частные недостатки.
В том случае, если недостатки явления уже не дают возможности сим-патизировать ему и оценка его должна приобрести более суровый характер, мы наблюдаем усиление отрицательного начала в юмористическом образе, переходим от юмора к сатире.
Промежуточные, переходные формы между ними — ирония и сарказм. Юмор—это шутка. Ирония—это уже насмешка, основанная на чувстве пре-восходства говорящего над тем, к кому он обращается, в ней в известной ме-ре скрыт обидный оттенок.
В отличие от юмора, который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на что оно претендует, ирония, наоборот, припи-сывает явлению то, чего ему недостает, как бы подымает его, но лишь для то-го, чтобы резче подчеркнуть отсутствие приписанных явлению свойств. Ли-сица говорит ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Здесь смешно то, что ум приписывается тому, у кого никак нельзя его предполагать.
Таким образом, недостаток данного явления воспринимается острее, связан с более существенными его свойствами, дает основание для презри-тельного по существу к нему отношения.
Еще резче говорит о разоблачаемом явлении сарказм, который обычно и определяют как злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом, который вы-зван у художника данным явлением.
Примером саркастического построения произведения является, на-пример, «Первое января» Лермонтова, где он говорит о том, что ему хочется «смутить веселость» окружающих его людей:
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Юмор по существу есть отрицание частного, второстепенного в явле-нии, а сатира есть отрицание общего, основного. Отсюда вытекает сущест-венное различие между юмором и сатирой. Юмор чаще всего сохраняет ре-альные очертания изображаемых явлений, поскольку он показывает как от-рицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицая явление в ос-новных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Щедри-на, Гоголя.
Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, всту-пив с ними в борьбу.
С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с осо-бенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.
Таким образом, в сатире перед нами особая форма образного отражения жизни.
Юмор, сатира, сарказм, ирония, самоирония.
Что такое юмор, сатира, сарказм, ирония, самоирония.
*** Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.
В широком смысле — всё, что может вызвать смех или
улыбку.
*** Сатира (лат. satira) — резкое проявление комического
в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы,
гротеска, аллегории, пародии и др.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику.
Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, т.е. того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования,
ненависть.
Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в
действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.
*** Ирония (от др.-греч. «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.
*** Самоирония как качество личности – способность, не унижая себя, посмеяться, подшутить над собой, без пафоса, не слишком серьёзно, но здраво относиться к себе.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Содержание:
Комическое – эстетическая категория, которая преследует оценку тех социальных явлений, обычаев, поведения людей, которые полностью или частично противоречат объективной логике общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных сил. Все это осуждается в иронической или сатирической форме. Говорящие фамилии персонажей пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» не оставляют сомнения о его нравственной оценке. Произведение занимает центральное место среди произведений по воспитательно-образовательной тематике, это собой яркое противопоставление высоких моральных принципов своенравию, образованности невежеству.
Сатира – высмеивание и бичевание пороков человека или общественно-вредных явлений жизни. Этот прием известен резкостью изобличения, авторы предпочитают изображение лиц и событий в нелепом, карикатурном виде. Например, М.А. Булгаков сатирично описывает «дом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите». Ассоциация писателей МАССОЛИТ размещается среди кабинетов с табличками типа «Рыбно-дачная секция».
Юмор – подвид комического, который высмеивает недостатки общества, изображает героев в смешном неприглядном виде. Если в теории, юмор отличается от сатиры мягкостью и добродушием, то на практике они часто неразделимы. Юмор часто встречается в фольклорных жанрах: в сказке, песне, частушке. Смех помогает человеку расслабиться, освободиться от предрассудков. Целые произведения написаны для развлечения, например, повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Ирония – особый троп, осмеяние путем утверждения обратного о лице или предмете, то есть за внешней положительной формой прячется отрицательный смысл. Автор намеренно использует этот стилистический прием для создания многомерного образа и добавления яркой художественной детали. Гоголь не столько сатирически, сколько иронически изображает помещиков и чиновников в «Мертвых душах».
Сарказм – особый вид комического, высшая степень иронии. Негодование автора уже не прячется в полунамеках, а высказывается открыто. Читатель отчетливо видит язвительную насмешку.
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что станет полным, наконец.
А.С. Пушкин (эпиграмма на гр. Воронцова)
Гротеск – вид художественной образности, при котором жизненные явления или человеческие качества обозначаются с помощью чрезмерного преувеличения и причудливого заострения. Гротеск позволяет намеренно нарушить границы реалистичного, придаёт изображению фантастический характер. Достигается это сочетанием реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического, Помимо сатиры, именно гротеск был любимейшим авторским приемом М.Е. Салтыкова-Щедрина. В его «Истории одного города» все события кажутся неестественно гипертрофированными.
Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.
Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?
Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.
Определение сатиры — что это такое
Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.
Существует несколько значений термина:
Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:
сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.
К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).
Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.
История зарождения сатиры
Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.
Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».
Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.
Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.
Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.
Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
Примеры сатиры в литературе
Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей. Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:
В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:
Список можно продолжать бесконечно.
Краткое резюме
Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Высмеивая пороки других важно не забывать о том, что автор сатирического высказывания или произведения часто сам отнюдь не безупречен.
Я не думаю, что сатира борется с какими-то человеческими пороками, она просто выводит их на свет, но гоголевские персонажи всё не вымирают, они будут жить до тех пор, пока живёт само человечество.