Что такое сбор информации 7 класс
Что представляют собой обработка, сбор и передача информации?
Содержание:
Обработка информации — это набор операций над информацией, которые осуществляют при помощи специальных технических и программных инструментов. В результате обработки информации она видоизменяется. Обработка информации являются частью информационных процессов, куда входят:
Сбор информации
По большому счету, жизнедеятельность каждого человека — это постоянный сбор информации о жизни, профессии, окружающих людях, других странах и т. д. В более узких смыслах сбор информации — это систематический мониторинг хранилищ информации: баз данных, справочников, библиотек и др.
Человек осуществляет сбор информации следующими методами:
Простой пример из жизни — вы решили поехать на выходные к другу в соседний город. Для того чтобы это сделать, вам необходимо будет просмотреть план проезда и расписание транспорта из вашего города в соседний. Для этого вы возьмете в руки телефон или сядете за компьютер, соберете всю необходимую информацию. Ваши родители, узнав о вашей поездке, попросят контакты вашего друга, проверят маршрут вашего передвижения, узнают адрес, где вы планируете находиться и др. И вы, и ваши родители произведете сбор информации при помощи технических средств. Сбор нужной информации — это умение, без которого очень трудно жить в современном мире.
Хранение информации
Информация хранится в цифровых и в нецифровых носителях. Носитель — это некий объект или среда, где сохраняется собранная информация.
Нецифровые носители — это:
Любое место или материал, где можно записать какую-то информацию может стать носителем. Самый распространенный нецифровой носитель современного мира — это бумага.
Цифровые носители — это:
Цифровые носители являются более компактными носителями информации, поэтому чаще всего применяются в жизнедеятельности человека. Такие носители помогают хранить информацию любых объемов, чего не скажешь о нецифровых носителях.
Вернемся к нашему примеру. После того как вы собрали информацию о проезде к другу в соседний город, вам нужно как-то сохранить эту информацию. Скорее всего вы ее запомните и отправите на хранение в мозг, плюс, сделаете скриншот расписания автобусов, чтобы сохранить на цифровом носителе.
Передача информации
Передача информации может быть открытой, закодированной или зашифрованной. Типичные примеры передачи информации:
Передача сигнала между источником и приемником называется канал связи, который тоже может быть открытым или защищенным.
Вернемся к нашему примеру. Вы сделали скрин расписания автобусов в соседний город, а родители захотели с ним ознакомиться. Вы открываете привычный мессенджер и скидываете скриншот им на телефон. Между вами и родителями произошла передача информации, где ваш телефон — это источник, а телефон родителей — приемник. Канал связи в мессенджере между вашими телефонами защищен сквозным шифрованием. Это значит, что даже если хакер в момент передачи перехватит ваш скрин, он не сможет его расшифровать и понять куда и во сколько вы едете.
Обработка информации
Обработка информации несет в себе цели:
Любое преобразование информации будет считаться ее обработкой, например:
Вернемся к нашему примеру. Вы скинули скрин родителям, но ваша мама пишет, что не может разобрать и понять что там изображено, поэтому просит вас скинуть в другом формате. Вы можете;
Все ваши действия — это и есть обработка информации.
Конспект урока в 7 классе «Информационные процессы.Сбор и обработка информации»
МАОУ «Гимназия №1 г. Орска»
Урок 3. Информационные процессы. Сбор и обработка информации.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических
и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации;
личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся с понятием информационного процесса;
2) рассмотреть примеры сбора информации как информационного процесса;
3) рассмотреть разные типы и способы обработки информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
презентация «Информационные процессы» из электронного приложения к учебнику.
1. Организационный момент.
2.Проверка изученного материала (5мин)
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ: №2 (что такое информация)
2) Работа с ресурсом (свойства информации) (3мин)
2. Формулирование темы урока. Постановка целей. (5 мин)
Работа в парах. Отгадывание ребусов, декодирование сообщения.
С помощью флажковой азбуки прочитайте:
3. Новый материал.(10 мин.)
Что такое информационный процесс? ( Процессы, связанные с действиями над информацией)
С учениками обсудить задачу сбора информации о своей школе, например, для подготовки информационного листка. Следует обсудить вопросы о том,
какую именно информацию нужно собрать (год основания, страницы истории, количество учеников, информация о выпускниках школы, о достижениях учеников школы и т.д.),
где ее можно найти (у кого получить),
каким образом можно зафиксировать найденную информацию (текст, рисунок, схема, фотография, аудиозапись, видеозапись).
Важно установить, что обработка информации ведет к получению новой информации, изменением её содержания.
Представление проектов «Наша школа».
4. Физкультминутка (1 мин.)
5 Выполнение заданий в ТПО №10,11 (№10 установить соответствие, №11 логическая задача (составляем таблицу)) (12 мин) (Возможно использование электронного учебника)
6. Итог урока. Рефлексивная мишень.(3мин)
Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации.
Урок 2. Информатика 7 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации.»
· Определение информационных процессов.
· Виды информационных процессов.
Что же вообще означает слово процесс? Процесс – это последовательность изменений в чём-либо. Например возьмём процесс создания табуретки на уроках технологии. В начале у нас имеется древесина, которая обрабатывается определённым образом. Из неё получаются части табуретки, эти части соединяются воедино. В ходе этого процесса изменяется состояние древесины, а на выходе мы получаем табуретку.
Информационные процессы – это процессы, в ходе которых меняется информация и её состояние. У некоторых из вас мог возникнуть вопрос: «А что вообще может происходить с информацией? Что с ней можно делать?». Давайте посмотрим.
Читая книгу или слушая учителя на уроке – мы воспринимаем информацию и собираем её.
Решая какую-нибудь задачу по математике, мы изменяем информацию, мы рассчитываем какие-то значения по формулам. Мы получаем новую информацию из старой. Обрабатываем её.
Так мы можем выделить четыре основных информационных процесса:
Действия людей над информацией, связанные с её сбором, обработкой, хранением и передачей называются информационной деятельностью.
Сегодня мы подробнее узнаем о сборе информации и её обработке. Начнём со сбора информации. Прежде чем, обработать информацию, сохранить её или передать, нужно сначала её получить. Именно со сбора информации начинается процесс решения любой задачи.
Например, вы хотите подобрать подарок на день рождения другу. Но на основе чего делать выбор? Для того, чтобы выбрать хороший подарок нужно знать, чем увлекается друг и что ему нравится. Даже прежде, чем переходить дорогу на пешеходном переходе необходимо воспринять некоторую информацию. Нам нужно посмотреть на светофор чтобы узнать, какой из сигналов горит, красный или зелёный.
Информация, которую мы собрали может становиться источником других, новых знаний об окружающем нас мире. Так, результаты работы измерительных приборов в физических опытах стали источником знаний о том, что существует электрический ток. И любые прогнозы, будь то прогноз погоды, экономический или спортивный прогнозы так же делаются на основе собранных данных.
Иногда сбор информации может быть связан с некоторыми трудностями. Так, процесс о котором нужно собрать информацию может происходить очень быстро. Тогда со сбором информации помогают специальные автоматизированные измерительные системы. Они позволяют собирать данные очень быстро и с большой точностью. Автоматические измерительные системы часто применяются, когда проведение замеров может быть опасно для жизни. Например, когда нужно узнать какие повреждения получит автомобиль в результате аварии.
Любую получаемую информацию, мы каким-то образом осмысляем и обрабатываем. Важно делать это своевременно. Например из сигналов светофора, и движения автомобилей мы можем сделать вывод, можно или нельзя переходить дорогу. Намного больше информации должны быстро обрабатывать специалисты, которые обслуживают информационные и другие технические системы, нуждающиеся в контроле.
Когда мы принимаем решение о переходе улицы или решаем математическую задачу, когда музыкант играет музыку по нотам, которые находятся перед ним. Во время каждого из этих действий происходит обработка информации. Мы обрабатываем входную информацию: сигналы светофора, условие задачи или ноты и возвращаем результат, который называется выходной информацией. То, есть решение о переходе улицы, решение задачи или музыку.
Обработкой называется целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Из определения обработки информации понятно, что можно выделить два её типа. Первый тип направлен на изменение содержания и получение новой информации. Второй тип направлен на изменение формы представления информации. Рассмотрим каждый тип обработки подробнее.
Приведём несколько примеров обработки информации, которая связана с изменением её содержания. Это может быть преобразование информации по некоторым правилам, например вычисление по формулам. Исследование некоторых объектов по их моделям. Так мы можем сделать выводы о строении здания, посмотрев на его фотографию. Разные логические рассуждения. Мы можем сделать вывод: если ходить по лужам – можно замочить ноги. Можно привести так же много других примеров.
Пятеро друзей Петя, Вася, Саша, Света и Оля после школы занимаются в разных кружках по интересам: в шахматном клубе, футбольной секции, секции по плаванию, кружке по вязанию, и секции по велоспорту. В каждом кружке занимается кто-то один из ребят, определить, кто из друзей чем увлекается, если:
· Вася и Саша подарили на день рождения футбольный мяч тому, кто занимается в футбольной секции.
· Саша, Света и Петя недавно смотрели шахматную партию с участием того, кто этим увлекается.
· Оле не интересны шахматы.
· Света помогает учиться плавать тому, кто занимается вязанием.
Такую задачу можно решить, рассматривая каждое из условий с помощью таблицы. Назовём её строки, по названиям увлечений ребят. А столбцы обозначим именами ребят. В клетках таблицы будем ставить знак плюс, если человек, именем которого назван столбец увлекается тем, что указано в заголовке строки. А если не увлекается – будем ставить знак минус. Будем рассматривать условия по очерёдности.
Информатика. 7 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.
Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Сохранить информацию – значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Передача информации осуществляется по схеме: источник информации – кодирующее устройство – канал связи – декодирующее устройство – приёмник информации.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Понятие информационного процесса.
Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо называется процессом.
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию. Пытаясь решить возникшую проблему, выполнить домашнее задание, ответить на вопрос, мы всегда обрабатываем известную информацию. Отправляем ли мы письмо, SМS-сообщение или разговариваем по телефону – мы передаём и получаем информацию.
Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Рассмотрим информационные процессы более подробно.
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. Например, для того чтобы знать, какие телефильмы вы сможете посмотреть во время каникул, вам нужно собрать соответствующую информацию из программ телеканалов. Чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческий музей, изучить справочную литературу. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно знать, чем он интересуется, и какие книги у него уже есть.
Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.
Можно привести примеры сбора информации, предполагающие использование различных измерительных устройств. Так, задача составления прогноза погоды предполагает сбор на метеорологических станциях информации о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.
Многие, интересующие специалистов процессы, протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни. Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т. д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.
3. Обработка информации.
Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы, следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно большие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.
Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка наиностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.
Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Можно выделить два типа обработки информации:
К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.
Задача. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят? Решение. Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений, которые удобно фиксировать в таблице. Ниже представлена таблица, в которой отражена информация о победителях олимпиад, содержащаяся в условии задачи. Например, из п. 1 можно сделать вывод, что ни Аня, ни Саша не являются победителями олимпиады по информатике. Это отражено в таблице знаками «‑› в ячейках на пересечении строк и столбцов с соответствующими именами школьников и названиями олимпиад.
Имеющейся в таблице информации достаточно, чтобы сделать вывод о том, что победителем олимпиады по информатике стал Миша. Отметим это знаком «+» в соответствующей ячейке. Так как каждый из ребят стал победителем одной олимпиады, то Миша не может быть победителем олимпиад по физике, математике, литературе и географии. Отразим это знаками «‑» в соответствующих ячейках.
Продолжив рассуждения, получим:
Ответ: Аня – победитель олимпиады по математике, Саша – по географии, Лена – по физике, Вася – по литературе, Миша – по информатике.
Ко второму типу обработки информации можно отнести:
Большая часть информации в школьных учебниках представлена в форме текста на естественном языке. Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) или ненаправленными (без стрелки). В первом случае их называют дугами, во втором – рёбрами.
Например, типы обработки информации можно представить с помощью графа, изображённого на рис. 1.
Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер. Например, учёному трудно анализировать результаты измерений – десятки и сотни тысяч чисел, собранных с помощью некоторых автоматических устройств. Для получения информации о свойствах изучаемых объектов результаты измерений должны быть интерпретированы. Компьютеры позволяют, на основании результатов измерений, построить диаграммы и графики, дающие наглядное представление о соотношениях величин и зависимостях свойств в изучаемых предметах, процессах, явлениях.
На уроках информатики вы познакомитесь с возможностями компьютеров в обработке информации разных видов.
4. Хранение информации
Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге. С помощью диктофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры – сохранить изображение.
Хранение информации всегда связано с её носителем – материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.
Сохранить информацию – значит, тем или иным способом: зафиксировать её на некотором носителе.
Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления; прочность и долговечность; удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.
В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации – магнитные диски, оптические диски, флешкарты и другие. Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.
Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.
Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.
5. Передача информации.
Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют письма, пишут SMS. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.
Рассмотрим процесс передачи информации более подробно (рис. 2):
Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.
В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).
6. Информационные процессы в живой природе и технике
Информационные процессы – необходимое условие жизнедеятельности любого организма. Приведём несколько примеров информационных процессов в живой природе:
Информационные процессы характерны и для технических устройств. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Программно управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией – программой их работы; автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой ит. д.
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.
Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Сохранить информацию – значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Передача информации осуществляется по схеме: источник информации – кодирующее устройство – канал связи – декодирующее устройство – приёмник информации.
Разбор решения заданий тренировочного модуля.
№1. Установите соответствие.
Просмотр фильма о жизни животных
Измерение температуры воздуха каждые три часа
Съемка фильма о жизни класса
Перевод текста с французского языка на русский язык
Решение. Просмотр фильма о жизни животных‑ это обработка информации, так как мы получаем информацию извне и усваиваем её.
Измерение температуры воздуха каждые три часа‑ это сбор информации, так как мы собираем данные о температуре.
Съёмка фильма о жизни класса‑ это сбор информации, так как мы осуществляем запись на носитель.
Перевод текста с французского языка на русский язык‑это обработка информации, так как мы читаем текст и переводим его на другой язык.
Просмотр фильма о животных
Измерение температуры воздуха каждые три часа
Съёмка фильма о жизни класса
Перевод текста с французского языка на русский язык
№2. Укажите «лишний» объект с точки зрения письменности:
г) французский язык.
Решение: в русском, английском и французском языках используются буквы, в китайском языке‑ иероглифы. Значит, «лишним» объектом является китайский язык.