Что такое сбрасывающий башмак
Зачем на железной дороге нужно устройство, которое пускает поезд под откос
Сбросить состав с пути — вынужденная мера, но порой, увы, необходимая
На самом деле, подобных устройств для сброса поезда с рельсов существует несколько. Они немного отличаются конструкцией, но принцип их работы и функция в целом одинаковы — пустить состав под откос в экстренной ситуации, чтобы свести к минимуму возможные разрушения. Чаще всего на железной дороге применяется именно сбрасывающий башмак, или просто сбрасыватель.
В основном они устанавливаются в тупиках или выездах с подъездных путей на пути общего пользования. Часто башмаки устанавливают в местах стоянки вагонов или ремонта локомотивов, реже — возле автомобильных переездов или перед выходом со станции. Сбрасывающий башмак прикрепляется к рельсу и состоит из резьбового соединения, остряка для сброса и язычка для подъёма колеса на остряк.
Они бывают как ручные, так и с электроприводом и дистанционным управлением. На практике башмаки применяются тогда, когда отказ от сброса состава с рельсов потенциально приведёт к ещё более тяжелым последствиям. Например, под откос пускают товарный состав, который по какой-либо причине выехал навстречу пассажирскому и остановить его нет возможности.
Чаще всего, к счастью, башмаки используют для сброса не составов, а лишь отдельных вагонов, которые из-за ошибок или неисправностей покатились по рельсам и могут врезаться в поезд. Кроме башмака, на самых опасных участках железной дороги имеются сбрасывающие стрелки — ответвления железной дороги, которые позволяют перенаправить состав на запасной путь.
На станционных путях железных дорог и подъездных путях предприятий перед выходом на пути маршрутов приема и отправления поездов и на прилегающие перегоны устанавливаются башмаки типа БССП-М одноразового использования. Башмак может работать индивидуально с маневровой колонки и с пульта ДСП, а также спаренно со стрелочным переводом. Конструкция башмака БССП-М для левой установки на рельсах по ходу движения подвижного состава приведена на рис. 4.9. Башмак устанавливается для предотвращения несанкционированного выхода подвижного состава таким образом, чтобы вагоны принудительно сбрасывались в противоположную сторону от главных путей. Поднятие и отпускание сбрасывающего башмака осуществляется отдельным стрелочным электроприводом.
Согласно требованиям п. 3.5 и 3.30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ колесосбрасывающими башмаками КСБ-П оборудуются:
— приемо-отправочные и другие пути станций, примыкающие к главным и другим путям и маршрутам приема, отправления поездов и необорудованные стационарными устройствами для закрепления вагонов, за исключением главных путей и путей, специализированных для пропуска пассажирских поездов;
— ограждения разводных мостов;
— пути, примыкающие к деповским путям, путям отстоя и стоянки вагонов с опасными и разрядными грузами, грузовые фронты, выставочные и другие пути.
Кроме того, КСБ-П могут использоваться в качестве предохранительных устройств в других местах, где возможно возникновение аварийных ситуаций вследствие отказов других технических средств или ошибочных действий эксплуатационного персонала. Сбрасывающие башмаки должны применяться в случаях, когда отсутствует возможность устройства предохранительных тупиков наравне со сбрасывающими остряками или стрелками.
Места установки сбрасывающих башмаков определяются приказом начальника дороги. На схематическом плане станции предусмотрено специальное их условное обозначение (рис. 4.10). Нумерация башмаков на схематическом плане, на пульте ДСП и в схемах ЭЦ принимается: для нечетной горловины станции — 1СБ, ЗСБ, 5СБ и т.д.; для четной горловины станции — 2СБ, 4СБ, 6СБ и т.д.
В качестве примера на рис. 4.10 приведена часть четной горловины станции, где установлены сбрасывающие башмаки 2СБ и 4СБ. Стрелочный башмак 2СБ защищает от случайного выхода вагонов с бокового пути на маршруты движения поездов с приемо-отправочных путей и на них. Сбрасывающий башмак 4СБ защищает от выхода вагонов на станционный путь.
Управление сбрасывающим башмаком (см. рис. 4.10) осуществляется аналогично управлению одиночной стрелкой при центральном питании. На пульте ДСП обеспечивается контроль положения сбрасывающего башмака 2СБ: плюсовое и минусовое положение соответственно зеленой и желтой индивидуальными лампами (светодиодами), а красной лампой (светодиодом) — отсутствие контроля положения. Кроме того, ячейкой автовозврата 2СБ АВ (белая и красная лампы) фиксируется рабочее и переведенное положение сбрасывающего башмака. Для обеспечения автоматического возвращения сбрасывающего башмака 2СБ в охранное (плюсовое) положение предусмотрены реле 2СБМУ и 2СБМП. В исходном состоянии охранное положение 2СБ плюсовое и на пульте ДСП горят две лампы; зеленая — плюсового положения и белая в ячейке автовозврата СБ АВ.
На станционных путях железных дорог и подъездных путях предприятий перед выходом на пути маршрутов приема и отправления поездов и на прилегающие перегоны устанавливаются башмаки типа БССП-М одноразового использования. Башмак может работать индивидуально с маневровой колонки и с пульта ДСП, а также спаренно со стрелочным переводом. Конструкция башмака БССП-М для левой установки на рельсах по ходу движения подвижного состава приведена на рис. 4.9. Башмак устанавливается для предотвращения несанкционированного выхода подвижного состава таким образом, чтобы вагоны принудительно сбрасывались в противоположную сторону от главных путей. Поднятие и отпускание сбрасывающего башмака осуществляется отдельным стрелочным электроприводом.
Согласно требованиям п. 3.5 и 3.30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ колесосбрасывающими башмаками КСБ-П оборудуются:
— приемо-отправочные и другие пути станций, примыкающие к главным и другим путям и маршрутам приема, отправления поездов и необорудованные стационарными устройствами для закрепления вагонов, за исключением главных путей и путей, специализированных для пропуска пассажирских поездов;
— ограждения разводных мостов;
— пути, примыкающие к деповским путям, путям отстоя и стоянки вагонов с опасными и разрядными грузами, грузовые фронты, выставочные и другие пути.
Кроме того, КСБ-П могут использоваться в качестве предохранительных устройств в других местах, где возможно возникновение аварийных ситуаций вследствие отказов других технических средств или ошибочных действий эксплуатационного персонала. Сбрасывающие башмаки должны применяться в случаях, когда отсутствует возможность устройства предохранительных тупиков наравне со сбрасывающими остряками или стрелками.
Места установки сбрасывающих башмаков определяются приказом начальника дороги. На схематическом плане станции предусмотрено специальное их условное обозначение (рис. 4.10). Нумерация башмаков на схематическом плане, на пульте ДСП и в схемах ЭЦ принимается: для нечетной горловины станции — 1СБ, ЗСБ, 5СБ и т.д.; для четной горловины станции — 2СБ, 4СБ, 6СБ и т.д.
В качестве примера на рис. 4.10 приведена часть четной горловины станции, где установлены сбрасывающие башмаки 2СБ и 4СБ. Стрелочный башмак 2СБ защищает от случайного выхода вагонов с бокового пути на маршруты движения поездов с приемо-отправочных путей и на них. Сбрасывающий башмак 4СБ защищает от выхода вагонов на станционный путь.
Управление сбрасывающим башмаком (см. рис. 4.10) осуществляется аналогично управлению одиночной стрелкой при центральном питании. На пульте ДСП обеспечивается контроль положения сбрасывающего башмака 2СБ: плюсовое и минусовое положение соответственно зеленой и желтой индивидуальными лампами (светодиодами), а красной лампой (светодиодом) — отсутствие контроля положения. Кроме того, ячейкой автовозврата 2СБ АВ (белая и красная лампы) фиксируется рабочее и переведенное положение сбрасывающего башмака. Для обеспечения автоматического возвращения сбрасывающего башмака 2СБ в охранное (плюсовое) положение предусмотрены реле 2СБМУ и 2СБМП. В исходном состоянии охранное положение 2СБ плюсовое и на пульте ДСП горят две лампы; зеленая — плюсового положения и белая в ячейке автовозврата СБ АВ.
Башмак сбрасывающий (колесосбрасыватель) КСБ-Р ручной
Колесосбрасывающий жд башмак КСБ-Р65, КСБ-Р50 (левый, правый)
Башмак колесосбрасывающий КСБ-Р применяется для предотвращения ухода вагонов на станцию или железнодорожный путь, в зависимости от направления спуска, путем экстренного сбрасывания подвижного состава с рельсов.
Ручной башмак монтируется на жд путях не оборудованных системой электрической централизации.
КСБ-Р используется в качестве предохранительного устройства там, где существует вероятность аварийных ситуаций из-за выхода из строя других средств безопасности или неправильных действий персонала. Климатически башмак сбрасывающий выполнен в варианте «У» по ГОСТ 15150-69.
Установка сбрасывающего (колесосбрасывающего) башмака КСБ-Р
Ручной башмак КСБ закрепляется на рельсах Р-65 и Р-50 и представляет собой колесосбрасыватель (см. рисунок ниже), состоящий из опрокидывателя (1) с корпусом (8) и башмака (2). Сам корпус (8) удерживается на рельсе благодаря накладке (11) и болтам (29). Опрокидыватель (1) поворачивается на оси (9), а башмак (2) крепится на рельс в рабочем положении и снимается с рельса в нерабочем положении. Направляющий упор (отбойник 10) имеет наклон к оси рельса. Гребень железнодорожного колеса наезжает на КСБ-Р и направляющий упор (10) сталкивает это колесо с рельсов.
Для возможности установки сбрасывающего башмака на рельсах с износом с целью регулировки башмака (2) имеются шпильки (15) с гайками (35).
Комплектация колесосбрасывающего башмака КСБР:
Для перехода из рабочего положения в нерабочее установлена скоба-рукоятка (16), при этом переходе указатель поворачивается на 90 градусов и показывает «заграждение снято с пути».
Сбрасывающий жд башмак КСБ-Р в рабочем положении
Сбрасывающий жд башмак КСБ-Р в нерабочем положении
Где устанавливается сбрасывающий (колесосбрасывающий) башмак.
Башмак сбрасывающий КСБ-Р устанавливается строго в прямых или кривых (радиус не менее 300 метров) участках пути с деревянными или ж/б шпалами на рельсах типов Р-65 и Р-50 с вертикальным износом до 10 мм. Запрещено устанавливать башмак при волнообразном износе головки рельса, седловинах, наплывах и прочее.
В месте установки КСБР с ручным приводом убирают сор, место между шпалами чистится от балласта до уровня половины толщины шпал и делается водоотвод.
Боковые наплывы на рельсах снимаются и устанавливается ширина колеи 1528 мм.
В рельсе просверливаются отверстия для монтажа изделия. Башмак КСБР крепится так, чтобы его нижняя часть была зафиксирована на рельсе строго без люфтов.
КСБ-Р переводится с помощью изогнутой скобы-рукоятки (16) в рабочее положение. После производства всех работ по монтажу проводят регулировку.
Технические характеристики сбрасывающего ручного башмака КСБР
Вес | 57 кг для Р-65 (54 кг для Р-50) |
Габаритные размеры | 690х253х702 мм |
Привод | ручной |
Возвышение в рабочем положении | не более 500 мм |
Возвышение в нерабочем положении | не более 45 мм |
Время снятия и установки | 10 с |
Видео обзор сбрасывающего (колесосбрасывающего) башмака КСБР
Как купить сбрасывающий (колесосбрасывающий) жд башмак КСБ-Р
Купить колесосбрасывающий башмак можно в нашей компании, которая выступает надежным и профессиональным поставщиком высококачественного железнодорожного оборудования.
Наша компания «ЖЕЛДОРМЕХАНИКА» предлагает путевые инструменты и оборудование:
Что такое сбрасывающий башмак
Башмакс сбрасывающий (колесосбрасыватель) выпускается для типов рельс Р-65, Р-50 и Р-43 со сторонностью: левый и правый (сторона сброса по ходу движения подвижного состава).
Колесосбрасывающий башмак типа КСБ имеет климатическое исполнение «У» категории 1 по ГОСТ 15150-69 и может эксплуатироваться на всей сети железных дорог.
Ручной колесосбрасывающий башмак является предохранительным техническим средством, обеспечивающим принудительный сброс с рельсов подвижного состава, которое устанавливается на путях (в прямых и кривых радиусом 300 м), не включенных в электрическую централизацию: на подъездных, соединительных, деповских путях, примыкающих к станционным, для предотвращения самопроизвольного ухода подвижного состава на маршруты приема-отправления поездов; на путях, примыкающих к деповским путям, путям отстоя и стоянки вагонов с опасными и разрядными грузами, грузовых фронтов, выставочных путях.
КСБ-Р выпускаются в четырех вариантах исполнения: на рельсах Р-50 для сброса влево или вправо относительно направления движения и на рельсах Р-65 для сброса влево или вправо относительно направления движения.
Использование колесосбрасывающих башмаков описано в «Правилах технической эксплуатации железных дорог» Российской федерации.
Выбор места установки КСБ-р осуществляется комиссионно под представительсвом главного инженера отделения или службы перевозок с привлечением специалистов специяальных служб (отделов) и утверждается начальником отделения или главным инженером дороги.
Установка башмака в рабочее и в нерабочее положение осуществляется с помощью скобы рукоятки
Для предотвращения самопроизвольного ухода подвижного состава с места стоянки с помощью КСБ-Р назначается работник, ответственный за его установку в рабочее или нерабочее положение и запирание (сигналист, составитель поездов, дежурный по парку или другой работник).
Ответвтвенный работник должен осуществлять контроль за:
а) исправностью КСБР
б) установкой ксбр после прохода состава и ухода локомотива
в) снятием КСБР при подготовке маршрута, подходе локомотива для уборки состава, при проходе локомотива или составана на подъездных или других путях.
г) запираем сбрасывающего башмака в рабочем и нерабочем положения.
Тип привода: ручной
Возвышение в рабочем положении: 500 мм
Возвышение в нерабочем положении: 45 мм
Время снятия / установки: 10 с
климатическое исполнение «У» категории 1 по ГОСТ 15150-69
В комплект КСБР входят следующие узлы и детали: