Что такое сдл в росфинмониторинге
Что такое сдл в росфинмониторинге
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
Регистрация СДЛ (доверенного лица) в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга: пошаговая процедура
(опубликовано на www.smyslovy.ru 10.10.2018 г.)
Процедуру регистрации СДЛ мы настоятельно рекомендуем пройти всем пользователям личных кабинетов на сайте РФМ, ведь отсутствие Регистрации СДЛ негативно влияет на уровень риск оценки по ПОД/ФТ.
Напомним, что в поле Сертификат (*.cer) необходимо присоединить файл сертификата электронной подписи СДЛ.
Для этого нужно нажать кнопку «Обзор» и в открывшемся окне проводника выберать необходимый файл сертификата (*.cer) из той папки, в которой он был сохранен.
Для сохранения Сертификата (*.cer) необходимо вставить в компьютер электронную цифровую подпись, после чего одновременно нажать на клавиатуре компьютера кнопки «Windows+R» или «Win+R». После этого откроется окно «Выполнить». В это окно необходимо ввести команду «certmgr.msc» и нажать ОК.
Также Мастер экспорта сертификатов можно вызвать через программу КриптоПро
Сохраненный файл и есть Сертификат (*.cer), который нужно загрузить в личный кабинет. После того как он загружен в кабинет нужно будет только нажать кнопку «Подписать и отправить».
Если наши читатели не справятся самостоятельно с регистрацией СДЛ, наши технические специалисты будут рады помочь всем, для этого пишите на:
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
Мы в социальных сетях:
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
Регистрация специального должностного лица
Р егистрация специального должностного лица в Личном кабинете Росфинмониторинга
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:
Кроме этого, согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти. Поэтому лицу, претендующему на указанную должность нужно заказать в органах полиции по месту жительства справку об отсутствии судимости и предоставить ее работодателю для хранения в личном кадровом досье.
Образец формы регистрации специального должностного лица в Личном кабинете Росфинмониторинга
Регистрация специального должностного лица в Личном кабинете Росфинмониторинга
1. Для начала работы с Порталом запустите Internet Explorer и перейдите на главную страницу портала Росфинмониторинга. Нажмите Вход с использованием сертификата. По окончании загрузки страницы появится окно в котором Вам нужно будет выбрать сертификат электронной подписи с использованием которого Вы будете осуществлять вход и после этого появится форма входа в Личный кабинет пользователя Портала где нужно будет ввести Ваши логин и пароль.
В случае, если Ваша организация не зарегистрирована в Личном кабинете Росфинмониторинга, то в этом случае Вам нужно пройти процедуру регистрации. Порядок регистрации на Портале изложен в Информационном письме от 04.02.2013 №25.
Организации, поднадзорные Росфинмониторингу, и/или имеющие АРМ «Организация», автоматически зарегистрированы в Личном кабинете.
После чего откроется форма регистрации СДЛ. В правой части рабочей области откроется форма для регистрации сертификата доверенного лица.
В поле Фамилия введите фамилию доверенного лица, в поле Имя введите имя доверенного лица, в поле Отчество введите отчество доверенного лица, в поле Должность введите должность доверенного лица.
В поле Номер приказа о назначении СДЛ введите номер приказа, в поле Дата приказа о назначении СДЛ выберите дату из выпадающего календаря, в поле Скан образ приказа о назначении СДЛ прикрепите приказ о назначении СДЛ в формате pdf размером не более 15МБ.
В блоке информации Сведения об обучении СДЛ необходимо отметить нужное из полей «Прошел обучение» или «Обучение не проходил».
В случае если был отмечен первый вариант ответа, то в поле Дата выдачи свидетельства, надо выбрать соответствующую дату из выпадающего календаря, в поле Наименование обучающей организации ввести наименование организации, проводившей обучение, в поле ИНН обучающей организации ввести ИНН организации, проводившей обучение.
Далее в поле Сертификат (*.cer) необходимо присоединить файл сертификата электронной подписи сотрудника. Для этого нажмите кнопку Обзор… и в открывшемся окне проводника Windows выберите необходимый файл из той папки, в которой он был сохранен, и нажмите кнопку Открыть. Если вы не знаете, где найти Сертификат (*.cer), то проделайте следующие шаги:
После того как Сертификат (*.cer) добавлен, выберите в таблице необходимый сертификат и нажмите кнопку Подписать и отправить.
3. Перейдя по ссылке Перейти на список СДЛ, можно увидеть статус заявки на регистрацию доверенного лица.
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ)
Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.
Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.
Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:
В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин » комплаенс-контроль «. Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного «фундамента», стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.
Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.
Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте.
Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также необходимо иметь в распоряжении актуальные:
Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( ФСФМ России или Росфинмониторинг ).
К поднадзорным Росфинмониторингу организациям относятся:
2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.»
При этом дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России ( НФО и кредитными организациями ), рассматриваются непосредственно самим Банком России.
В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК «ДЕКАРТ» оказывает поднадзорным организациям (субъектам Федерального закона № 115 ) следующие услуги :
Ознакомиться со стоимостью услуг ЮК «ДЕКАРТ» в сфере ПОД/ФТ можно в разделе » Услуги по ПОД/ФТ » или, обратившись к нашим сотрудникам по контактам, указанным на сайте.
ДЕЙСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
При записи на обучение по ПОД/ФТ (ФЗ № 115) в ЮК «ДЕКАРТ» Вы получаете:
Уполномоченное лицо. Кто это в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга?
Кого считать уполномоченным лицом в разделе «Учетные данные» в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга?
Дата актуализации материала — 28.03.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
В личном кабинете на сайте Росфинмониторинга можно встретить следующие формулировки:
Смысловое содержание данных формулировок может различаться в зависимости от раздела личного кабинета, где они используются.
Кого же считать «уполномоченным лицом» при заполнении раздела «Учетные данные» в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга?
ОТВЕТ
В Приказе Росфинмониторинга от 27.08.2015 N 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений…» предусмотрено, что в показателе «Должность уполномоченного лица» указывается должность лица, на которого возложены обязанности по направлению ФЭС в Росфинмониторинг (пункт 8 таблицы 3.1 «Состав и формат служебной части ФЭС»).
Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 75 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», опубликованный Банком России 5 марта 2019 г. в соответствии с Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», также предусмотривает:
На практике, обязанности по направлению ФЭС в Росфинмониторинг, как правило, возлагаются на руководителя/предпринимателя или Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ.
Однако, уполномоченным лицом может быть и иное должностное лицо. Например, это может быть лицо, выполняющее обязанности руководителя/предпринимателя или Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ в период их временного отсутствия. Либо же в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ обязанности по направлению ФЭС в Росфинмониторинг на постоянной основе могут быть возложены на системного администратора или секретаря.
По запросу ЮЦ «Догма» Росфинмониторинг сообщил следующее:
В разделе «Учетные сведения» — «Профиль» в подразделах «Уполномоченное лицо», «Документ удостоверяющий личность», «Место рождения», указываются сведения сотрудника организации или индивидуального предпринимателя, назначенного в установленном порядке ответственным за отправку сведений в Росфинмониторинг. Письмо Росфинмониторинга от 22.06.2017
Уполномоченное лицо должно быть штатным сотрудником, иначе надзор может усмотреть нарушение запрета на информирование третьих лиц о представлении информации в Росфинмониторинг (пункт 6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
О порядке и особенностях направления отчетности в Росфинмониторинг можно узнать на авторском вебинаре «Отправка отчетности в Росфинмониторинг (ФЭС). Типовые ошибки при отправке «квартальных» ФЭС.»
Не забывайте, в период временного отсутствия основного уполномоченного лица при направлении ФЭС в Росфинмониторинг следует корректировать соответствующие показатели в составе ФЭС.
Неправильное указание в ФЭС уполномоченного лица может быть расценено надзором как недостаток или даже как административное правонарушение.
Так, например, в акте выездной проверки от 21.02.2017 сотрудники Банка России указали:
В результате проверки реализации программы по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества установлено:…
— в нарушение пункта 10.2.13 Правил от 14.05.2016, от 01.09.2016 сведения в уполномоченный орган направлялись и.о директора, не являющимся ответственным сотрудником.
Как видно, в данном случае в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ обязанности по направлению ФЭС в Росфинмониторинг были возложены на Ответственного сотрудника, а в качестве уполномоченного лица в ФЭС было указано лицо, временно исполняющее обязанности руководителя. Можно предположить, что также отсутствовал какой-либо внутренний распорядительный документ (например, приказ), временно перераспределяющий соответствующие должностные обязанности.
Как обслуживающим бухгалтериям составить правила внутреннего контроля по 115‑ФЗ
Каждая компания, которая относится к субъектам 115-ФЗ, должна разработать правила внутреннего контроля (ПВК). В январе 2022 года вступят в силу требования к ПВК для обслуживающих бухгалтерий. Разбираемся, что это за документ и как его подготовить.
Мы уже рассказывали, почему и в каких случаях бухгалтерские фирмы должны исполнять 115-ФЗ. Если вы хотите побольше узнать об этом, заглядывайте в статью.
Что такое правила внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля (ПВК) — это своего рода регламент по соблюдению требований 115-ФЗ в вашей организации. Правила составляются исходя из норм закона и профиля компании.
ПВК делятся на программы. Каждая из программ включает определенный пул обязанностей по соблюдению 115-ФЗ. Что делать при приеме на обслуживание нового клиента? О чем сообщать в Росфинмониторинг? Когда обучать сотрудников? Ответы на эти и другие вопросы нужно дать в ПВК.
Чем точнее формулировки, тем лучше. Такой регламент легче применять в сложных и спорных ситуациях. Кроме того, если в правилах не будет пробелов, значит, не будет и поводов для замечаний со стороны регулятора при проверке.
Где описаны ПВК для бухгалтерских фирм
Правительство утвердило требования к ПВК для обслуживающих бухгалтерий, аудиторов, нотариусов и адвокатов еще летом (Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188). Все эти организации перечислены в качестве субъектов 115-ФЗ в одной статье «антиотмывочного» закона — статье 7.1, поэтому и требования к ПВК для них общие.
На разработку ПВК под новые требования дали полгода. Постановление Правительства вступает в силу сразу после новогодних праздников — 13 января 2022.
Пока для всех организаций (кроме поднадзорных ЦБ) действуют единые требования к ПВК. Они приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.
Что бухгалтерской фирме прописать в ПВК
ПВК состоят из девяти обязательных программ (п. 7 ПП № 1188). Разберем, как составить основные.
Программа по организации внутреннего контроля. В этой программе пропишите, как будете назначать специалиста, который будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля в вашей организации. Его называют специальным должностным лицом, коротко — СДЛ.
Если в организации работают только бухгалтер и директор, чаще всего обязанности СДЛ выполняет последний. Бухгалтеры — индивидуальные предприниматели могут и сами быть СДЛ. Главное — соответствие двум основным требованиям:
Перед назначением на должность отправьте будущего СДЛ на целевой инструктаж по ПОД/ФТ. Важно выбрать аккредитованный Росфинмониторингом учебный центр. Учеба длится 8 академических часов, а по итогу нужно пройти тест. При положительной сдаче будущий СДЛ получит свидетельство о прохождении обучения, его выдают на нумерованном бланке.
Приказ о назначении СДЛ нужно подписать до утверждения правил внутреннего контроля. Это важно, чтобы не получилось, что правила уже есть, а за их выполнением никто не следит. Когда СДЛ уходит в отпуск или на больничный, назначьте специалиста, который будет замещать его, и издайте об этом приказ.
Программа обучения сотрудников. Проходить обучение нужно не только СДЛ, но и всем сотрудникам, которые участвуют в ПОД/ФТ (Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203). Чаще всего это бухгалтеры, которые работают с клиентами, или юристы, оформляющие с ними договоры. Пропишите в ПВК, кто именно прошел обучение.
СДЛ имеет право организовать внутренне обучение. Делать это нужно регулярно — каждый раз, когда меняется законодательство. Чтобы провести обучение, дается месяц с момента вступления в силу новой редакции 115-ФЗ и других норм о ПОД/ФТ.
Пример формулировки из ПВК о формах инструктажей, которые планируют проводить в организации
Программа идентификации клиентов. Это программа посвящена работе с клиентами. В правилах внутреннего контроля укажите, как, когда и с помощью каких ресурсов вы:
Программа изучения клиента. Пропишите, как будете определять цели работы с клиентом и оценивать его деловую репутацию. Укажите, где и как будете фиксировать эту информацию.
Программа оценки рисков и управления ими. Опишите, как вы будете определять уровень риска клиентов. Всего выделяют три уровня: высокий, средний и низкий. Вы можете делить клиентов по этой шкале или остановиться на двух уровнях: низком и высоком. Соответственно, нужно предусмотреть, какие факторы в деятельности клиента вы будете оценивать и какие из них считаете высокорисковыми.
Пример формулировки из ПВК организации, которая использует классификацию из двух уровней риска
Риски могут быть связаны со странами и отдельными географическими территориями. Допустим, если учредитель вашего клиента зарегистрирован в офшорной зоне, этой организации вы присваиваете высокий уровень риска.
Могут быть риски, связанные непосредственно с клиентами. Например, у фирмы минимальный уставный капитал, срок регистрации меньше трех месяцев и массовый адрес регистрации.
А могут быть риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом. Например, розничная торговля связана с большим оборотом наличным — это соответствует критерию высокого уровня риска.
Программа хранения документов. Минимум пять лет со дня прекращения работы с клиентом храните документы:
Вы можете разработать ПВК самостоятельно или обратиться за помощью в аккредитованный обучающий центр. Когда все готово, составьте приказ об утверждении правил. Как и ПВК, его подписывает руководитель организации или бухгалтер — индивидуальный предприниматель. Еще вы можете загрузить ПВК в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, но это не обязательное требование.
Эксперт — Светлана Кирланова, эксперт по законодательству о ПОД/ФТ
Подготовила Елена Халуторных, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
- Что такое сдк почта
- Что такое сдн у ребенка