Что такое себестоимость кратко
Что подразумевает себестоимость продукции
Себестоимость является показателем качества производственного процесса. Дает представление о сильных и слабых сторонах компании. Себестоимость формируется на основе множества факторов: качество товара, объемы производства, оборудование, входящее в состав активов компании.
Что собой представляет себестоимость?
Себестоимость — это совокупность всех затрат на производство и реализацию товаров.
Показатель необходим менеджерам для полноценного управления компанией. Является обязательной составляющей управленческого учета. На основании размера себестоимости принимаются решения, касающиеся ценообразования. Показатель влияет на следующие моменты:
ВАЖНО! Небольшая себестоимость с высокой наценкой – гарант прибыли компании, ее успешного развития. Но не все так просто. Если наценка будет слишком большой, спрос на товар будет стремительно падать. Организация не может конкурировать с другими компаниями, так как последние предлагают привлекательные цены. Еще одна проблема – снижение затрат при производстве товаров. Уменьшение расходов часто сопровождается снижением качества продукции, что неприемлемо.
Виды себестоимости
Виды себестоимости классифицируются в зависимости от источников расходов:
Цеховая себестоимость, как очевидно, будет наименьшей. Желательно определять все виды, так как они дают представление о затратах на всех этапов изготовления товара.
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции?
Составляющие себестоимости
Себестоимость образуется из следующих затрат:
Вопрос: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения нормативной (плановой) себестоимости продукции над фактической, если учет продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?
Посмотреть ответ
Траты могут классифицироваться в зависимости от назначения издержек и их источников. Перечень включает в себя:
Источники формирования себестоимости могут различаться в зависимости от типа производства.
Расчет себестоимости
Рассмотрим основные составляющие расчетов:
Составляющие можно взять из отчетов о прибылях и расходах, сметы трат на изготовление товара, приложения к бухгалтерскому отчету. Рассмотрим инструменты, используемые при исчислении:
Расчет будет зависеть от используемого инструмента.
Пример расчета полной себестоимости
Для расчета полной себестоимости требуется
На основании этих расчетов можно получить данные о средней себестоимости единицы товара.
ПРИМЕР. На открытие организации потрачен миллион рублей. Полный период окупаемости составляет 60 месяцев. Месячные траты составляют 16 667 рублей. Ежемесячные общие траты, в которые включены зарплаты, аренда, юридическая поддержка, равны 150 тысячам рублей. В месяц компания производит 1 000 штук продукции. Среднемесячные производственные траты равны 500 000 рублей. Расчеты будут следующими:
16 667 + 150 тысяч + 500 тысяч / количество продукции в единицах. Результат расчетов составляет 667 на одну единицу продукции.
Для чего нужно планировать себестоимость?
Планирование и изучение себестоимости необходимо для следующих целей:
К примеру, компания нуждается в услугах юриста. Специалист работал в штате компании, что влекло большие издержки. Однако было принято решение о заключении договора на юридическое сопровождение с компанией.
Имеет смысл анализировать показатели себестоимости за разные периоды. Показатели следует рассматривать в контексте качества продукции. Не всегда снижение себестоимости – это хорошо. Если данный процесс сопровождается снижением качества товаров, то это негативный признак.
Что требуется для самостоятельного расчета себестоимости?
При проведении расчетов нужно помнить о следующих нюансах:
Что даст правильное ведение расчетов? Это позволит найти показатели реальной прибыльности предприятия.
Связаны ли показатели себестоимости и объем производства
На данный вопрос сложно дать однозначный ответ. Связь будет определяться от показателей удельного веса. Это издержки, которые не имеют прямого отношения к производству. Рассмотрим бытовой пример. Человек выращивает огурцы, применяя личное подсобное хозяйство. Платить налогов не требуется. Показатели общехозяйственных издержек минимальны, а потому объемы товаров и себестоимость не будут влиять друг на друга.
Подводя итог
Себестоимость – крайне важный показатель, напрямую влияющий на качество управления бизнесом. Данный показатель влияет на ценообразование, рентабельность. Себестоимость определяется исходя из учетной документации. Поэтому так важно вести учет. Нужно это не для налоговой и контролирующих органов, а для управленцев. Объективные показатели позволяют определить объективную рентабельность, прибыльность. Задача менеджера – снизить себестоимость, но не уменьшать качество товара.
Себестоимость: какая бывает и как ее считать. Бухгалтерский ликбез
Продолжаем серию материалов, посвященных бухгалтерской терминологии. Себестоимость (Cost of Goods) — это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше буду говорить о продукции, подразумевая работы и услуги тоже.
Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И, если себестоимость продукции 100 руб., а выручка от продаж 150 руб., вовсе не обязательно прибыль от продаж составила 50 руб. Такой информации недостаточно — нужно уточнить о какой именно себестоимости идет речь.
Производственная себестоимость — затраты на изготовление продукции.
Ее нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять что можно подкрутить в производственном процессе. Уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу более эффективно, чтобы снизить затраты на оплату труда и т. д.
Производственная себестоимость за месяц показывает, во сколько обошлось производство. Но ее бесполезно сравнивать с выручкой по трем причинам:
1) Мало произвести продукцию, ее надо еще продать. А до того, как она продастся, где-то хранить. И все это — дополнительные расходы, которые влияют на финансовый результат
2) Не всегда продукция, которую начали производить в этом месяце, выпущена в этом же месяце. Затраты уже есть — продукции еще нет. Такие затраты в бухучете называют незавершенным производством. И это ваш актив. Затраты еще не стали расходами, а станут только после выпуска и продажи продукции
3) Не всегда произведенная за месяц продукция продана в этом же месяце (относится только к продукции, для работ и услуг не актуально). Если продукция осталась на складе — это ваш актив. Затраты еще не стали расходами, а станут только после продажи
Себестоимость продаж (полная себестоимость) — расходы на изготовление и продажу продукции.
Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости проданной продукции и расходов на ее продажу. Именно ее надо сравнивать с выручкой для корректного определения финансового результата. Что и происходит при формировании одной из двух главных форм бухгалтерской отчетности — Отчета о финансовых результатах.
ООО «Рога и копыта»» производит тортики.
За день было изготовлено и продано 3 тортика. Для их заготовления было куплено продуктов на 500 руб., еще 1000 руб. составила зарплата кондитера. Тортики продаются в Инстаграм по 1000 руб. Реклама обошлась в 2000 руб.
Производственная себестоимость 1500 руб. (500 руб. 1000 руб.)
Себестоимость продаж 3500 руб. (1500 руб. 2000 руб.)
Убыток от продаж 500 руб. (3000 руб. — 3500 руб.)
Те же условия, но продано 2 тортика.
Производственная себестоимость выпуска 1500 руб.
Себестоимость продаж 3000 руб. (1000 руб. 2000 руб.)
Убыток от продаж 1000 руб. (2000 руб. — 3000 руб.)
Еще 500 руб. — производственная себестоимость оставшегося на складе тортика. Если завтра его купят без рекламы, то он принесет прибыль в 500 руб.
Так что еще раз призываю не вычитать затраты из доходов! Сопоставлять надо сопоставимые данные.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Себестоимость выпускаемой продукции
Себестоимость – это финансовый эквивалент всех затрат компании на создание товара за учетный период.
Расчет себестоимости продукции, работ, услуг необходимо производить с учетом различных факторов в зависимости от целей. Так, в «1С:Управление торговлей 8» можно произвести расчет себестоимости с учетом постатейных расходов, в программе «1С:ERP Управление предприятием 2» есть возможность произвести предварительный и фактический расчет себестоимости, что позволяет максимально эффективно произвести ценообразование, а «1С:Управление производственным предприятием» позволяет при расчете себестоимости распределить по объектам производства накладные расходы.
Без понимания себестоимости продукции/работы/услуги невозможно рассчитать финансовый результат предприятия, спланировать ценообразование и определить рентабельность и эффективность производства.
Из чего состоит себестоимость?
При расчете себестоимости важно брать во внимание такие показатели как:
Расходы на сырье и материалы – это финансовые затраты на покупку сырья и оборудования в учетном периоде плюс доля затрат на сырье и материалы, закупленные в предыдущем учетном периоде (сырье и материалы, оставшиеся с предыдущего периоды минус сырье и материалы, оставшиеся к концу периода).
Расходы на персонал – затраты на оплату труда сотрудников плюс налоговые и социальные отчисления за работников компании;
Расходы на здание и оборудование – затраты на покупку и ремонт инструментов, оборудования и расходных материалов, амортизационные отчисления, плата за ремонт и содержание здания включая плату за электроэнергию, коммунальные услуги по основному цеху и амортизацию.
Прочие производственные расходы – затраты, сопутствующие производственному процессу (аренда дополнительных помещений, расходы на рекламу и услуги сторонних организаций и пр.).
Расчет себестоимости следует производить исходя из того, требуется ли для производства товара расход большого количества материалов и дополнительные услуги.
Если при производстве расходуется большое количество сырья и материалов и товар представляет собой совокупность «изделие + услуга» учет факторов, влияющих на себестоимость, целесообразно производить двумя сметами: на производство и сопутствующую ему услугу.
Если производство не является трудоемким и не требует большого расхода материалов для расчета себестоимости достаточно сложить все затраты на производство продукта и затраты на услуги, являющиеся неотделимой частью товара.
Как рассчитать себестоимость: калькуляция
Существует два метода расчета себестоимости: калькулирование и метод многоуровневого распределения.
Метод калькуляции позволяет вычислить расходы на производство единицы продукции. При таком методе расчета учитываются только прямые издержки, что не всегда подходит для принятия важных управленческих решений, которые необходимо точно и экономически достоверно обосновать.
Калькулирование может производиться методами:
Себестоимость: расчет методом многоуровневого распределения
Второй метод расчета себестоимости – метод многоуровневого распределения, суть которого заключается в учете прямых и косвенных затрат. При таком методе затраты обслуживающего подразделения (например, столовой на заводе) распределяются на производственные подразделения (например, цех), а затем затраты производственного подразделения перераспределяются на единицы товара/заказа.
Этот метод является более точным и сложным, но для управленческих целей расчет себестоимости можно произвести в системе 1С, для чего необходимы соответствующие настройки отчета. Грамотно настроить отчет под потребности компании и в дальнейшем доработать его в соответствии с происходящими в компании изменениями поможет специалист 1С.
Если анализ себестоимости показал, что этот показатель необходимо уменьшить, следует обратиться к наиболее действенным способам снижения себестоимости товаров (работ, услуг): увеличение производительности труда, минимизация затрат на энергоресурсы, автоматизация рабочих мест.
Любому руководителю предприятия важно знать, что это такое: полная себестоимость продукции за период и что она себя включает. От этой величины зависит, какие расходов можно отнести на продаваемые товары. Он является одним из основных разделов в анализе деятельности каждой организации, которая что-либо производит. Давайте разберемся, что это за значение, как его считать и что в него входит.
Что за показатель
Это один из важнейших разделов любого отчета. Это стоимостная оценка всего, что было затрачено в процессе производства – сырья, материалов, коммунальных услуг, основных фондов, труда и других значений. Иными словами, сюда включают все, что было потрачено на изготовление каждого продукта.
С/с разделяют по видам:
Снижение значения этого показателя – основное направление работы многих отделов, ведь это прямо ведет к увеличению прибыли и рентабельности.
Что представляет собой полная и сокращенная себестоимость проданной продукции
В первом случае это общий объем издержек, которые потребовались, чтобы произвести изделие. Иными словами, это оценка, которая необходима, чтобы создать и реализовать вещь независимо от ее назначения, габаритов и других параметров. Сюда включается все — от первой стадии производства до трат на доставку до покупателя. В том числе социальные, аудиторские, рекламные, маркетинговые и другие статьи, которые пришлось понести, чтобы продать партию товаров, доставив до конечного потребителя.
Давайте разберем их подробнее. Полная себестоимость произведенной продукции, изделий может быть определена как сумма потраченного. Сюда входят такие расходы:
Полная себестоимость продукции включает в себя такие затраты, как коммерческие расходы, общие по организации и хозяйствованию компании. Но главное место занимают те траты, которые складываются из сырья, амортизации и прочего, что относится непосредственно на продукт.
Сокращенной называют калькулирование на основании только прямых издержек, которые накладываются на производство, и переменного характера. Если используется этот вариант учета, то все общехозяйственное расходование будет считаться условно-постоянным и относиться сразу к финансовому результату, минуя счета 23, 29 и 20. Подобные косвенные издержки можно зачесть с помощью 44 или 26, в зависимости от того, чем занимается бухгалтер. В конце каждого периода все собранные объемы денежных средств полностью списываются через Кт 90.
Второй вариант использовать проще, при этом учет остается качественным, на конечный результат хоздеятельности он не влияет. Но с такой формулой сложнее понять, сколько в реальности было потрачено ресурсов и финансов на произведение конкретного продукта или услуги.
Кроме того, только полная себестоимость характеризует все количество расходов. Управленцы не могут без нее анализировать деятельность фирмы, выполнять долгосрочное планирование, контролировать производство. Чтобы повысить рентабельность и прибыльность дела, им необходимо видеть картину целиком.
Им нужен отчет, в котором можно увидеть повременную зарплату персонала, аренду помещений, различные другие внепроизводственные платежи, которые относятся к определенному продукту или линии.
Выбранный метод учета следует закрепить в политике организации.
Себестоимость
Себестоимость — это сумма расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции.
Себестоимость отражает эффективность самого производства. Зная себестоимость, можно выявить сильные и слабые стороны работы предприятия. Она состоит из множества показателей: качество продукции, масштабы производства, оборудование, которое находится на балансе компании.
Что показывает себестоимость?
Этот показатель обязательно нужно знать, чтобы эффективно управлять компанией. Также это важная составляющая финансового учета. Без информации о размере себестоимости не получится принять решение о стоимости продукции.
Показатель себестоимости определяет:
Если у продукции небольшая себестоимость и высокая наценка – это гарант прибыли предприятия и его успешной работы, но тут не все так просто. Чрезмерно высокая наценка может спровоцировать падение спроса на продукцию компании. В результате компания не сможет составлять конкуренцию предприятиям, которые выпускают аналогичную продукцию и реализуют ее по более низкой стоимости.
Существенное уменьшение расходов на изготовление продукции также может стать причиной будущих проблем у компании, т. к. это зачастую осуществляется за счет снижения качества выпускаемых товаров. Такая продукция быстро потеряет спрос.
Разновидности себестоимости
В зависимости от объема расходов, может меняться размер себестоимости готовой продукции. Поэтому есть несколько видов себестоимости:
Основные составляющие себестоимости
Себестоимость состоит из следующих затрат:
Настроить интеграцию без программистов ApiX-Drive
Статьи о маркетинге, автоматизации и интеграциях в нашем Блоге