Что такое секуляризация история
Значение слова «секуляризация»
1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Секуляризация школьного преподавания.
3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Секуляризация общественной жизни.
[От лат. saecularis — светский]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.
Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
СЕКУЛЯРИЗА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
секуляриза́ция
1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.
2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.
3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав
4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кадильница (существительное):
Секуляризация — что это за процесс и как он влияет на наше сознание
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня на нашем «кругозорном» столе поистине гурманское блюдо – разговор пойдет о том, что такое секуляризация и каково ее значение для эволюции общества.
Каковы причины и последствия этого процесса, столь значимого для взаимоотношений церкви с общественными институтами? И почему это так «плохо», когда речь заходит о силе влияния религии (что это?) на социальную жизнь? Разберемся по порядку.
Секуляризация – это.
Со времен образования первых общностей людей, государство строилось на светской жизни и религиозной. Эти два столпа всегда имели практически равное значение, хотя и конкурировали.
Где-то религия имела огромное значение, а где-то – меньшее, но она всегда играла свою роль «формирователя» системы ценностей.
И это понятно, потому что именно вера отражает отношение общества к реальной действительности, а заодно к явлениям или объектам, которые расцениваются наукой как догмы (что это такое?), поскольку их истинность и достоверность воспринимается нами безоговорочно, несмотря на их полнейшую бездоказательность.
Однако в современном мире со всем его рационализмом (что это?) и утрированным (это каким?) здравым смыслом значение веры так или иначе размывается и постепенно атрофируется.
Возможно, это обусловлено в том числе и тем, что наши мировоззренческие позиции становятся все более объективными и прагматичными, а это значительно ослабляет влияние психологических установок, неизбежно присутствующих в любой религии.
Все вышесказанное можно считать основными предпосылками для возникновения процессов, связанных с отчуждением жизни и деятельности общества в целом и отдельно взятого человека от церкви и сферы ее влияния.
При этом отчуждению подвергались не только люди, но и культура, включая семейные институты, и земли, и даже некоторые виды церковного и монастырского имущества.
По сути, это было начало освобождения человека от религиозного сознания, а сам процесс «обмирщения» во всех его проявлениях стали называть секуляризацией.
Но что это за проявления (черты, признаки) и какие разновидности секуляризации существуют?
Слово «секуляризация» происходит от позднелатинской основы «saecularis», которую использовали для обозначения производных понятий от слов «мирской» или «светский».
Само понятие в зависимости от сферы употребления может иметь несколько вариативные значения, но они одинаково крепко привязаны к основному смыслу термина.
В России, в частности, начало этого процесса было отмечено на рубеже XIV-XV вв., но только в XVII веке благодаря Уложению «тишайшего» Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых) в этом направлении были предприняты довольно серьезные меры, торжеством которых стал ряд церковных реформ Петра Великого;
Само понятие в русском языке появилось только в XVII веке, тогда как во Франкском государстве, например, этим определением пользовались еще в первой половине VIII века, когда великий майордом Карл Мартелл осуществил очередную секуляризацию и передал изъятые церковные земли особо влиятельным представителям знати.
Примечательно, что вплоть до 90-х годов XX века этот термин употреблялся в России исключительно в его историческом понимании.
Столь односторонняя трактовка была связана в первую очередь с политикой правящей партии: коммунистическая идеология, равно как и социализм (что это?) в принципе, не приемлет ни развития религии, ни ее влияния на общественное сознание.
Виды и формы проявления секуляризации
Процесс «обмирщения» начал проявляться еще в эпоху Возрождения (что это?). Общество постепенно отступает от неукоснительных религиозных норм и бесконечных церковных догматов.
Бог, в понимании людей, становится ближе к самому человеку. Появляются понятия «Человекобог», хотя раньше было исключительно «Богочеловек». Само изменение уровня отношений между Создателем и венцом его творения также можно назвать секуляризацией.
Этот процесс может принимать любую форму из нескольких видов:
По мере развития государственных институтов и укрепления светской власти человек постепенно отходит от религиозных стандартов в каждом из этих видов.
А поскольку происходит все это на основе естественных предпосылок, роль церкви неизбежно обесценивается и становится не столь значимой, как, например, два-три столетия назад.
Причины и последствия секуляризации
Секуляризация – это процесс, а у каждого процесса есть свои причины. И они практически одинаковы, вне зависимости от особенностей страны, принципов ее государственного устройства и национального менталитета.
В России, в частности, преобладали следующие:
По этим причинам секуляризация проявлялась все чаще в самых разных странах, только в разные времена. Что касается вышеупомянутой эпохи Возрождения, то тогда процесс «обмирщения» был инициирован самой жизнью: католические священники беззастенчиво обогащались, а свое главное дело – служение Создателю – церковь отодвинула на второй план.
Существуют самые разные точки зрения относительно этого социально значимого процесса.
Кто-то говорит о том, что современному государству религия уже не так нужна, как во времена острой необходимости в объединении людей. Другие же скажут, что роль веры всегда будет значимой, ибо без религии не существовало бы ни народа, ни нации, ни вообще государства.
Однако и те и другие словно забывают, что вера и церковь – это все же разные вещи, а зачастую – просто радикально разные!
Возможно, поэтому лучше полагаться на мнение тех, кто определенно сведущ в этих темах. Так, большинство именитых экспертов – социологов, философов и культурологов – озвучивают, например, такие последствия секуляризации:
Ницше, кстати, рассуждая о вере и последствиях секуляризации, утверждал, что там, где нет Бога, есть свобода человека. Бердяев говорит, что если человек отказывается от Создателя, то он все равно не обретает свободу, потому что оказывается в рабстве какого-нибудь другого толка.
А Бергер писал, что сами заповеди, которые так рьяно проповедует и защищает религия, закономерно становятся основами для любого общества и без них оно уже существовать не может. Кому верить – личный выбор каждого из нас…
Краткое резюме
Секуляризация – это процесс не только естественный, но и, увы, необратимый.
Судите сами: если у человека отсутствуют понятия «ценность» и «святость», то меняется и его мировосприятие, и в целом понимание жизни. Хотим мы этого или нет, но из-за утраты этих ценностей разрушение моральных и духовных норм будет неизбежным, а раз так, это приведет в конечном итоге и к утрате культуры.
С другой стороны, секуляризация может выступать как один из этапов эволюции религии.
Если церковь будет меняться и адаптироваться под измененные запросы общества, то в результате станет неотъемлемой частью нашей обычной жизни, но никогда не исчезнет до конца. Еще одно экспертное мнение о секуляризации представлено на этом видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
У меня набожность ассоциируется не с высокой духовностью, а с отсутствием достойного образования.
Да и вообще, почему считается, что только религия может дать духовность, а литература, музыка, живопись, разве не делают человека духовно богаче?
Общество вполне может обходиться без религии и при этом быть богатым в нравственном и духовном плане.
Секуляризация это…
Секуляризация — это процесс снижения религии в жизни общества, который выражается, с одной стороны, в росте светского мировоззрения, а с другой — в переходе церковной собственности в собственность государственную. Это важнейший социальный и исторический процесс.
Далее мы разберем примеры проявления этого процесса как в мировой, так в и отечественной истории.
Многие уверены, что это политика государства, направленная на поддержку отечественного производства…, однако это глубокое и очень вредное заблуждение.
В этой статье мы кратко, понятно, простыми словами и на конкретных примерах разберем, что это такое.
Таким образом, необходимо понимать, что означает это понятия как в философии, так и в истории и обществознании.
Процесс этот начался в позднее Средневековье, с началом эпохи Возрождения и продолжается по сей день в разных государствах. В одних более успешно, в других менее.
К причинам секуляризации можно отнести:
В результате и возникает секуляризация.
В Европе она происходила и в плане мировоззренческом, и в плане государственном. В плане мировоззренческом мы находим Ренессанс — как небывалое развитие искусства, творчества, научных трудов, освобождение от церковных канонов во всех сферах жизни, от религиозного мировоззрения. В плане государственном — государство наступает на владения церкви.
В России этот процесс был не таким полным и двусторонним. В плане государственном — он реализовался на все 100 %. Но вот в плане мировоззрения — увы.
Секуляризация в России
Я считаю, что этот процесс начался в 15 веке, при Иване Третьем, со спора между иосифлянами и нестяжателями о том, должна ли русская православная церковь быть богатой (Иосиф Волоцкий) или бедной (Нил Сорский). Вопрос решился в пользу иосифлян на тот момент.
Иван Грозный. Художественная реконструкция
Далее возник прецедент: в 1547 году Иван Грозный был венчан на царство, на него надел корону сам митрополит Макарий. Получается, что первый русский царь получил корону из рук высшего духовного лица, а значит…. церковная власть выше светской в Московском государстве?
Дальше больше — с 1613 года, после Смутного времени, в России стала править новая династия Романовых, и с 1613 по 1630 год Михаил Федорович правил совместно со своим отцом Филаретом (Федором Никитичем Романовым) — патриархом церкви. Стало быть «священство» и «царство» — равны между собой?
Царь Алексей Михайлович Романов. Даты правления 1645 — 1676
Ну а дальше Алексей Михайлович Романов «взбрыкнулся» от того, что патриарх Никон кроме своих церковных реформ, стал лезть и в государево дело, был в результате в 1666 году низложен и уехал в свой Новоиерусалимский монастырь. Тем самым светская власть изъявила претензию на верховенство.
При Петре секуляризация достигает невиданных размахов: колокола плавят в пушки, царь устраивает грандиозные попойки; собирает заседания сумасброднейшего, всепьянейшего и всешуйтешего собора, запрещает избрание нового патриарха, учреждает духовную коллегию, а затем и Синод — высший светский государственный орган управления церковью. Церковь становится государственной службой.
Петр Третий, отец Павла
Далее мы не можем не упомянуть про правление Петра Третьего, который вообще хотел ввести в России равенство всех вероисповеданий….. Подготовил реформу секуляризации церковных земель, но реализовать ее успел вследствие очередного дворцового переворота.
Екатерина Вторая Великая, мать Павла
Ну, и наконец в 1764 года Екатерина Вторая Великая провела реформу секуляризации церковных земель: все церковные и монастырские земли стали государственными, а крестьяне перешли в разряд экономических.
Таким образом, если в государственном плане секуляризация завершена, то в плане мировоззренческом она завершится только в Советский период истории, когда церковь будет признана опиумом для народа и во главу угла будет поставлен атеизм и марксизм-ленинизм.
Думаю, вы получили представление о секуляризации и ее ходе в истории России. Ставьте лайки, делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Секуляризация — что это такое, суть и смысл процесса.
Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.
Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.
Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:
Процесс и политика секуляризации.
Говоря о политике секуляризации, в первую очередь следует отметить, что это достаточно горячая тема для обсуждения во всем мире. Дело в том, что даже несмотря на весомую убедительность социологической теории секуляризации, далеко не все страны готовы внедрять или содействовать данному процессу.
Теория секуляризации гласит, что с развитием человеческого интеллекта, науки и технологий, религии становятся устаревшими и пустыми. По сути, они теряют свое социальное значение и не должны влиять на жизнь светского общества.
Так к примеру, многие мусульманские страны полностью отказываются от политики секуляризации, и выстраивают исключительно религиозные общества. Стоит отметить, что это не всегда вредит развитию самого государства. В качестве примера, можно привести Саудовскую Аравию, которая показывает довольно высокий уровень жизни и развития в целом. Тем не менее подобных государств с развитой экономикой не так уж и много, что по сути подтверждает смысл теории.
Что касается немусульманского мира, то тут процесс секуляризации развивается достаточно стремительно. Влияние религии во многих странах постепенно снижается, уступая место науке, светской морали, и установленным в обществе законам. Естественно, что прямого давления или искоренения религиозных институтов не происходит, но идет четкое разграничение между духовной и общественной жизнью.
Процесс секуляризации выражается в следующих действиях:
В итоге можно сказать, что секуляризация – это достаточно полезный процесс для современного общества. Особенно, это заметно в тех государствах, где присутствует множество религиозных течений. Дело в том, что если государство и религия не соприкасаются, а общество живет исключительно по светским законам, то и конфликтов на религиозной почве становится гораздо меньше. В свою очередь, это положительно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности и развития государства в целом.
Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение
В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.
Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс
Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.
Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.
Виды секуляризации
Черты секуляризации
Сакрализация — понятие и черты
Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.
Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.
Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.
При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.
Основными этапами клерикализации считают:
Черты сакрализации в разных культурах и обществах
Секуляризация в религиях мира — история и понимание
Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.
Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.
Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.
В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.
История секулярных процессов
Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.
Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.
Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.
Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.
Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.
Последствия и значение секуляризации
К числу основных последствий секулярных процессов в современном мире относятся:
О такой свободе философы имеют разные мнения.
Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.
Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.
Значение секуляризации
Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.
Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.