Что такое семафорная азбука
Семафорная азбука
Что такое семафорная азбука?
Во второй половине ХIХ века на флоте была введена особая должность — сигнальщик. А в 1895 году изобретена сигнальная азбука вице-адмиралом С.О.Макаровым, которая нужна была для передачи сообщений на расстоянии между проходящими мимо кораблями, а также на сушу.
Каждая буква семафорной азбуки, а также цифры и служебные знаки закодированы особым положением рук с флажками. Размер флажков составляет обычно 30×35 см. В светлое время суток используются флажки с тёмной тканью (красной, чёрной), а в тёмное — со светлой тканью (белой, жёлтой). Если флажки отсутствуют, то сообщение передается бескозырками. Дальность передачи такого сообщения около 3 км, а при использовании бинокля ещё больше. Хороший специалист-сигнальщик за минуту может передать от 60 до 80 знаков, но этот показатель в редких случаях может достигать до 110.
Семафорную азбуку также называют «семафор флажный». Существует морская флажковая азбука, но иногда под термином «флажковая азбука» подразумевают семафорную азбуку, хотя это не одно и то же.
Рассмотрим подробнее русскую и международную семафорные азбуки, а также цифровые и служебные знаки семафорной азбуки.
Русская семафорная азбука
В русском алфавите 33 буквы, но русская семафорная азбука включает 29 буквенных знаков, так как следующие буквы передаются одинаково:
• е, ё, э;
• и, й;
• ъ, ь.
В русской семафорной азбуке нет цифр и знаков препинания. Они передаются по буквам, например, цифра «3» — «три», знак «,» — «запятая».
Русская семафорная азбука содержит 3 служебных знака: вызов, ответ (понял), повторение (ошибка).
Семафорная азбука
Идея идеального промо-сувенира витает в воздухе, но Вам немного недостает вдохновения и свежих идей? Познакомьтесь с коллекцией наших статей и вооружитесь новыми знаниями о последних модных тенденциях и самых оригинальных решениях на сувенирном рынке!
Как красиво расположить логотип на кружке? Сколько клиньев должно быть у удобной бейсболки? Как быстро выбрать сувениры для спортивного мероприятия? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы найдете в наших рубриках.
Семафорная азбука – старинная система связи между кораблями на дальнем расстоянии, не требующая применения никаких технических устройств. Придумал флажковую сигнализацию в её современном виде знаменитый адмирал Макаров более ста лет назад. Каждое отдельное движение флажка обозначает определённую букву алфавита, затем буквы складываются в слова, слова – в предложения. Специально обученные сигнальщики способны передавать до 80 знаков в минуту.
Ни цифр, ни знаков препинания в семафорной азбуке нет. При необходимости передать числовое значение его будут передавать как слово, например, «двадцать семь». В светлое время суток матросы-сигнальщики используют чёрные либо красные флаги, в сумерках – белые или жёлтые, а в совсем экстремальной ситуации могут размахивать собственной бескозыркой.
Должность сигнальщика на Российском флоте была введена в 1869 году. Как можно догадаться, специальность это не простая. Научиться стремительно переводить слова в движения флажками и обратно, да ещё во время боя или аварии – задача не из лёгких. В 2011 году семафорную азбуку исключили из учебного плана будущих флотских сигнальщиков. Причина – недостаточное для освоения этой системы связи количество учебного времени, а также наличие более современной системы световой сигнализации, в которой используются не флаги, а прожектор и азбука Морзе. Тем не менее, хотя бы один матрос, знающий семафорную азбуку, на корабле обязательно должен быть. Современная техника может не сработать (например, прожектор совершенно непригоден под прямыми солнечными лучами), а вот старинная флажковая сигнализация и простое человеческое мужество никогда не подведут.
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
среда, 18 декабря 2019 г.
Флажный семафор (семафорная азбука)
Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.
Семафорная азбука не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом «запятая».
Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диаметром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см.
Скорость передачи текста обученным семафорной азбуке сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.
С 1 декабря 2011 года «флажное сигналопроизводство» исключено из учебной программы младших специалистов связи.
Русская семафорная азбука
Служебные знаки русской семафорной азбуки
Флажный семафор для передачи азбуки Мозре
Изучение семафорной азбуки
В течение одного занятия следует разучивать не более 5-8 знаков. При этом занятия не должны превышать 2 часа. Каждое последующее занятие рекомендуется начинать с повторения ранее изученных знаков букв. После изучения на каждом занятии знаков букв следует практиковать непосредственный переход от передачи единичных знаков к двум и более, а также написанию из них коротких слов.
После изучения знаков первой условной группы рекомендуется практиковать передачи коротких слов, составленных из этих знаков букв. Для этой цели рекомендуется пользоваться текстом, составленным применительно к приведенному в конце.
При передаче слов обязательно нужно следить за тем, чтобы переход от одного знака к другому делался без опускания рук вниз. При этом передаваемый знак буквы должен четко фиксироваться, оставаясь какое-то время в этом положении, после чего воспроизводится последующий знак. Опускать руки следует только после окончания передачи единичной буквы или отдельного слова.
После достижения четкой передачи знаков или коротких слов, состоящих из изученных букв, начинается обучение приему (читке). Передачу знаков букв и коротких слов осуществляет поочередно один из обучаемых. После усвоения знаков букв первой группы начинается изучение знаков второй условной группы. Оно начинается со знаков, которые являются симметричными ранее изученным. К таким относятся буквы В и С. Затем изучаются последующие знаки в порядке их расположения в группе. По мере их запоминания передаются сочетания из двух или трех букв, а затем короткие слова, составленные из изученных букв.
В такой же последовательности изучаются и знаки букв третьей условной группы. При передаче слов основное внимание должно обращаться на четкость изображения и правильный переход от одного знака к другому. Когда в передаваемом слове встречаются удвоенные буквы, то после передачи первой из них руки следует опустить. При этом паузы не делается, так как руки тут же должны быть подняты для повторной передачи этой же буквы. Скорость передачи не должна идти в ущерб качеству воспроизведения знаков, а наращивается занятиями и тренировками постепенно. Тренировки в скорости передачи, а также приеме букв рекомендуется проводить одночасовые в процессе всего периода обучения.
Прием семафоров с запоминанием является важным видом подготовки, поскольку он развивает и тренирует память обучаемых, которая в дальнейшей их служебной деятельности будет иметь большое значение.
При парном обмене правильность принятых текстов может проверяться обратной передачей, то есть репетованием их. Но передача в этом случае производится только с бланка семафора, на который эти тексты были записаны.
После освоения обучаемыми служебных знаков начинается изучение правил связи.
Правила связи флажным семафором
В условиях хорошей видимости и на близкие расстояния передача и прием семафоров может осуществляться одним сигнальщиком. В этом случае передача производится с бланка семафора по два-три слова подряд, после чего делается пауза. Она необходима передающему для прочтения следующих слов, а принимающему для записи принятых слов.
На дальние расстояния (при плохой видимости) передача и прием семафоров осуществляется двумя сигнальщиками. При передаче первый передает текст под диктовку второго, который еще и следит за сигналами принимающего корабля (поста). Он же дает указания первому о повторении тех слов, на которые не последовало знака ответа. При приеме первый читает и громко произносит принятый им текст, второй ведет запись и дает указания первому о подтверждении ясности принятого текста ответным знаком (вымпелом).
Установление связи
Связь устанавливается с помощью знака вызова. Этот знак всегда дается в сторону того корабля (поста), с которым передающий желает вступить в связь. Передача знака вызова производится с места (мостика), которое не заслоняется надстройками, такелажем или дымом своего (соседнего) корабля.
На знак вызова, как правило, дается знак ответа флажным семафором тем кораблем (постом), которому адресован вызов. Если ответа на вызов не последовало в течение 2 минут, то одновременно со знаком вызова, который продолжает передаваться, поднимается «до половины» (на половину видимой длины фала) позывной сигнал того корабля (поста), который вызывается на связь. Вызов прекращается (флажный позывной сигнал убирается), когда вызываемый корабль (пост) дает знак ответа флажным семафором или подъемом «до места» (на полную видимую длину фала) ответного вымпела. Последний в качестве знака ответа применяется при связи на дальние расстояния или в плохую видимость в целях повышения надежности связи.
Осуществление связи
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Что такое семафорная азбука?
На море все сложнее, чем на суше. В том числе, и обмен информацией между кораблями всегда был проблемой для моряков. От борта до борта шлюпку не всегда пошлешь, да и сколько ей плыть, этой шлюпке?
Но обмениваться информацией было необходимо, и военным, и торговым кораблям. Поэтому задолго до появления радио моряки придумали свои способы для передачи сообщений между судами в открытом море или между судами и берегом.
Одним из таких способов являлась семафорная азбука.
В переводе с древнегреческого «семафор» означает «носитель знаков». Семафорный телеграф, который еще называют оптическим телеграфом, появился в конце 18-го века и, несмотря на сложность, оказался на удивление хорошим инструментом передачи информации на большие расстояния по суше.
Семафорный телеграф состоял из цепи башен, построенных цепью так, чтобы с каждой башни можно было видеть соседнюю. На башне имелась мачта с несколькими шестами и подвижными планками на них. Шесты и планки можно было разворачивать под различными углами друг к другу и закреплять. Таким образом, на башнях появлялись фигуры различной конфигурации. Каждой такой конфигурации приписывалось значение какой-нибудь буквы или цифры. Работник, находившийся на башне семафорного телеграфа (его с полным правом можно назвать телеграфистом), наблюдал за соседней башней. При изменении сигнала на одной из соседних башен, он считывал этот сигнал и повторял его на своей башне. По уставу службы за недостаточно тщательное наблюдение или отсутствие на рабочем месте телеграфист мог запросто попасть в тюрьму. Так что следовало стараться.
Передача одного символа с помощью оптического телеграфа занимала около 2 минут. 8 миллибит в секунду! С точки зрения нашего мегаэлектронного века – черепашья скорость. Если принять среднее расстояние между башнями равным 10 километрам, Если принять среднее расстояние между башнями равным 10 километрам, скорость перемещения одного символа вдоль семафорной телеграфной линии составляла 5 километров в минуту.
Первую такую линию построили в 1794 году во Франции между городами Парижем и Лиллем – это 225 километров и 22 телеграфные башни. Таким образом, сообщение преодолевало этот длинный путь за 45 минут. И все же эта скорость во много раз превышала скорость гонца, который скакал бы от Парижа до Лилля на резвом коне более 5.5 часов без перерыва!
Длина среднего французского слова – 7 символов. Значит, передача одного слова занимала около 15 минут. Сообщение твиттера длиной 140 символов передавалось бы 280 минут или более 4.5 часов! Естественно, что изобретатель оптического телеграфа Клод Шапп (Клод Шапп (Claude Chappe; 1763 —1805) для того, чтобы ускорить передачу применял и сокращения слов, и кодирование. Кодирование депеши также позволяло сохранить в относительном секрете текст, содержание которого по мере передачи становилось известным десяткам телеграфистов.
Недостатки семафорного телеграфа не затмили его достоинств. В России его тоже внедрили для передачи сообщений между Петербургом и Кронштадтом и некоторыми другими далекими и важными с военной точки городами. До сих пор на крыше западного корпуса Зимнего дворца можно увидеть небольшую будку семафорного телеграфа. Она, конечно, уже давно не используется по назначению.
Оптический телеграф применяли до середины 19-го века, когда появился телеграф электрический. Но по морю телеграфную линию не проведешь. Поэтому на кораблях военно-морского флота оставались семафорные башни, которые должны были обеспечивать связь в открытом море.
Но вскоре моряки поняли, что этой сложной технике есть простая замена. Обученный матрос с двумя флажками выполнял работу по передаче сообщений между кораблями и лучше, и – при некоторой тренировке – быстрее.
Каждая рука сигнальщика с флажком может располагаться в восьми позициях. Общее число позиций двух флажков – 64. Этого с избытком хватит для представления букв любого алфавита и цифр. Даже японская слоговая азбука (50 символов) может быть представлена с помощью всего двух флажков. При хорошей видимости матроса, стоящего на специальном возвышении можно было разглядеть в бинокль на расстоянии в несколько километров. Обучить сообразительного матроса скорости передачи 60-80 символов в секунду оказалось вполне возможным. Поэтому начиная с 1870-го года, в корабельных расписаниях появилась новая должность – сигнальщик.
Должность эта была не из легких. Сигналы следовало подавать быстро и четко. Руки, все время поднятые и все время находившиеся в движении, уже через две минуты переставали слушаться. Поэтому сигнальщику работу старались облегчить – фразы передавали по возможности короткие и закодированные.
Сигнальщикам по должности приходилось быть заметными. Поэтому художники очень полюбили их рисовать. Два флажка и энергично поднятые руки превращали матроса в моряка-героя. Как такого не отобразить на полотне или на фотографии?
Знаменитые «Beatles» тоже однажды задумали «посемафорить». На обложке своего альбома 1965 года «Help!» они решили представить заголовок в виде семафорной азбуки. Каждый музыкант представлял одну букву.
Семафорная азбука (русская)
История появления и сфера применения
Начало XIX века во Франции известно в истории тем, что именно в тот период изобрели уникальный метод способный осуществлять передачу данных с судна на сушу. Этот способ получил название — семафорная азбука.
Фактически процесс трансляции необходимых данных происходил следующим образом: на самой матче подымали сразу несколько перекладин и путем их передвижения складывали буквы, и после — словосочетания. Что давало возможность другой стороне (принимающей) оперативно принять данные.
Интересные факты о семафорной азбуке
В переводе с греческого, «Семафор» — «несущий знак». Фактически пару столетий данная система сигнализации была востребованной и широко применялась на всем земном шаре, но ровно до того момента, пока на смену ей не пришли небезызвестные радиосвязь и азбука Морзе. После этого интерес к флажкам стал постепенно угасать, ввиду того, что новые методики оказались куда более эффективными и не столь времезатратными.
На сегодняшний день семафорную передачу информации на флоте фактически не задействуют, ввиду более эффективных методов.
История семафорной азбуки на территории РФ
Внедрение данной азбуки в России тесно связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Так, в конце XIX века именно он сформировал алгоритмы трансляции русских символов с задействованием флажков.
Русская версия семафорной азбуки
Включает в себя 29 символов, к которым (если на то возникнет необходимость) могут быть добавлены и три служебных буквенных элемента. Так, абсолютно весь спектр цифровых знаков и знаков препинания передается по буквам, ввиду того, что отсутствует отдельное обозначение для данного перечня.
Каждая буква или служебный символ — это установленное положение рук с флажками. Впрочем, (ввиду отсутствия флажков) передача данных может быть осуществлена с задействованием бескозырок.
Предполагается, что тот сигнальщик, который прекрасно освоил специфику метода работы азбуки флажков, может отчетливо воспроизводить порядка 60-80 символов на протяжении одной минуты.
Обратите внимание, что в вечернее и ночное время суток, в семафорной азбуке применяются флажки ярких и светлых оттенков (белый или желтый), в дневное время соответственно красные или черные.
Семафорная азбука за границей
В Англии XVII века для осуществления передачи данных применялись различные изображения. Семафорная азбука в том виде, в котором она имеется сейчас, была сформирована во Франции только лишь спустя два столетия.
Применение флажковой системы за границей, по сути особо ничем не отличается от тех же действий, но осуществленных на территории России. Отличия заключаются лишь в определенных аспектах, к коим относятся:
Систематизация языка флажков
В связи с тем, что метод передачи данных при помощи семафора был признан весьма эффективным, то возникла необходимость упорядочить все имеющиеся сигналы.
В девятнадцатом веке заметно возросла численность количество судов, очень многие государства обзавелись персональным флотом, ввиду чего, понадобилось в срочном порядке формировать единый язык моряков для общения на расстоянии. Таблица семафорных сигналов, приводящая к единообразию на международном уровне флаги, их цветовую гамму и смысловую нагрузку, окончательно была сформирована в 1875 году. В него вошли 18 основных флагов, которые перманентно эксплуатируются на флоте.
В момент, когда только-только принялись за разработку данного перечня, то его непосредственными участниками были всего 4-ре государства:
А вот уже в период начиная с 1901 года к этим 4-м примкнули государства, у которых в собственности был торговый и военный флот, после чего утвердили такой метод к эффективному применению.
Морская семафорная азбука наконец-то получила одобрение на официальном уровне — ее зарегистрировали и признали комплексной системой, помогающей передаче данных на расстояния.
На сегодняшний день, Международный свод сигналов состоит из трех блоков:
На практике заменяющие семафорные флажки задействуются только в самых исключительных ситуациях, именно тогда, когда без из применения попросту не обойтись. К таковым можно соотнести момент, когда на морском судне имеется всего лишь 1 набор флажков, а очень срочно нужно вывесить повторяющиеся буквы в одном слове.
Примечание: С момента распада СССР — семафорную азбуку особо не видоизменяли.