Что такое семейная динамика
Динамика (жизненный цикл) семьи
Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 г. Э.Дюваллем и Р.Хилом.
8 стадий развития семьи(по Э. Дюваллю):
0 – вовлечение (встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу)
1 – супружеские пары без детей. Задачи стадии:
— сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов;
— урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями;
— войти в круг родственников.
— адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенца;
— организация семейной жизни, удовлетворяющей родителей и детей.
3– семья с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии:
— адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию;
— преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
— присоединение к семьям с детьми школьного возраста;
— побуждение детей к достижению успехов в учебе.
— установление в семье равновесия между свободой и ответственностью;
— создание кругов интересов у родителей, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
6– уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии:
— ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки (брак, переезд, работа);
— сохранение духа поддержки как основы семьи.
7– средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию). Задачи стадии:
— перестройка супружеских отношений;
— поддержка родственных связей со старшим и младшим поколением.
8– старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задача стадии:
— адаптация к уходу на пенсию;
— решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни;
— сохранение семейных связей и адаптация к старости.
При переходе от стадии на стадию семья переживает закономерные кризисы развития. Они называются нормативные(когда количество переходит в качество).
В цикле развития семьи возможны также стадии регрессии и фиксации, когда семья дальше не двигается, а фиксируется на той стадии, на которой она не смогла пережить кризис.
Переходные периоды(с одной стадии на другую):
0 – 1 – взятие на себя супружеских обязательств;
1 – 2 – освоение супругами родительских ролей;
2 – 3 – принятие факта появления в семье ребенка;
3 – 4 – включение детей во внешние социальные структуры, детские учреждения;
4 – 5 – принятие факта, что ребенок стал подростком;
5 – 6 – экспериментирование семьи независимостью подростка;
6 – 7 – уход детей из семьи: супруги сталкиваются с необходимостью остаться одни;
7 – 8 – принятие факта ухода на пенсию, старость.
Ухаживание у людей зависит от 2 – х факторов:
Наибольшее число предбрачных знакомств у мужчин приходится на возраст 24 года, у женщин на 17 лет.
Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.
Э.Фромм утверждает, что цель брачного поведения мужчин и женщин заключается в том, чтобы быть любимым, чтобы возбудить чувство любви к себе.
Известна следующая статистика по предбрачному знакомству. Молодые люди знакомятся:
Оптимальный строк добрачного периода составляет 2 года. Первый год – процесс влюбленности, интереса, а второй – возникают конфликты, влюбленные приспосабливаются к недостаткам друг друга; процесс обдумывания.
К добрачным факторам риска относят:
— ранний возраст брачующихся, ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;
— поздний возраст (на Западе: для мужчин 40 – 45 лет, для женщин 30 – 35 лет);
— превышение возраста жены относительно возраста мужа;
— наличие у жены более высокого образования;
— гетерогенность статуса (например, она – командир танковой дивизии, а он – воспитатель детского сада);
— социально – демографическая разница в происхождении;
— отсутствие братьев и сестер у жены;
— отсутствие сестер у мужа;
— неустойчивость отношений до брака;
— отрицательное отношение родителей к браку;
— слишком короткий или слишком длительный период знакомства;
— неоптимальные мотивы вступления в брак;
— наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.
Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке:
o высшее образование у мужчин;
o оптимальный возраст вступления в брак;
o оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 до 3 лет);
o «теплые» отношения до брака;
o сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);
o наличие ролевых ожиданий и их совпадение и согласованность;
o наличие общих друзей будущей семейной пары;
o согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.
Динамика (жизненный цикл семьи)
И кризисы ее развития
Динамика семьи — это изменение структуры и функций семьи в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Семья — не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После того как семья сформировалась, в большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети покидают дом, чтобы стать взрослыми. Соответственно этому, меняются отношения иерархии и эмоциональной дистанции между членами семьи. Если на этапе создания семьи близкие отношения наблюдаются между супругами, тос появлением ребенка дистанция между ними увеличивается, так как женщина, приняв роль матери, сближается с ребенком, нередко оттесняя отца на периферию. Другой пример — когда ребенок вырастает, он неизбежно выходит из-под власти родителей и отдаляется от них, а они опять сближаются.
Е. Дюваль первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил ЖЦС на 8 стадий, связанных с развитием [Duval Е., 1957].
0.Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
Супружеские пары без детей. Задачи стадии: формирование брачных отношений, удовлетворяющих обоих супругов; урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями; включение в круг родственников.
1.Появление в семье детей (возраст ребенка — до 30 мес.). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и младенцев.
2.Семья с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка — от 30 мес. до 6 лет). Задачи стадии: адаптация родителей к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
3.Семьи с детьми —младшими школьниками (возраст старших — от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов учебе.
4.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблемы карьеры.
5.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи.
6.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; сохранение родственных связей со старшим и младшим поколением.
7.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.
При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем кризисам, которые в своем развитии переживают организм, личность и другие социальные группы. В отличие от ситуативных стрессов, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как нормативные [BurnhamJ. В., 1991]. «Нормативные стрессы» описываются как критические точки прохождения семьи от стадии к стадии. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не способны удовлетворить возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к более ранним моделям функционирования семьи (механизм регрессии) либо останавливаются в своем развитии, то есть фиксируются на определенной стадии (механизм фиксации). В этой связи был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС [Nickols М. Р., 1984].
Большое значение исследователи придают переходным периодам.
О—1. Принятие на себя супружеских обязательств (ролей мужа и жены).
1) —2. Освоение супругами родительских ролей.
2) — 3. Принятие факта появления в семье новой личности.
3) — 4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).
4) — 5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5) — 6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.
6) — 7. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.
7) — 8. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Структура семейных ролей
Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны и имеют право делать, вступая друг с другом в отношения. Кроме действительного поведения в понятие «роль» включаются также желания, цели, мысли, убеждения, чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются от члена семьи или приписываются ему. Например, роль матери подразумевает, что любая мать заботится о своих детях. В роль матери входит также комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь. Однако мать — это и цели, к достижению которых она стремится, а именно цель воспитать своих детей достойными людьми.
В понятие роли входят и нормы, и санкции. Нормы определяют, что конкретно, с точки зрения группы, должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, должна контролировать их поведение, а в случае необходимости — наказывать. Санкция — это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Окружающие могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Или мать может испытывать действие внутренней санкции — угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.
Члены семьи исполняют разные семейные роли: мужа, жены, матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, внучки, свекрови, свекра, тещи, тестя, невестки, зятя, старшего брата и сестры, младшего брата и сестры и пр. При этом в семье, состоящей из трех поколений, проживающих вместе и совместно ведущих хозяйство, один и тот же член семьи должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка — сынаи младшего ребенка — дочери, зятя тестя и тещи). Неумение гибко исполнять все эти роли может спровоцировать разнообразные ролевые семейные конфликты и привести к семейной дисфункции.
Роль и вся система ролей в данной семье должны соответствовать определенным требованиям.
1.4. Они должны создавать достаточно целостную систему. Если требования к представителю определенной роли противоречивы, возникают серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и одновременно мужественным, независимым).
1.4. Совокупность ролей, которые индивид исполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребности в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но и дает ему право ожидать от жены любви, уважения, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.
1.4. Исполняемые роли должны соответствовать возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникают нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие своей неуверенности справиться с ролью). Пример этого — «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия родителей или их личностных нарушений родительские обязанности ему приходится брать на себя.
1.4. Система семейных ролей, которые исполняет индивид, должна удовлетворять не только его потребности, но и потребности других членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда других, а разрядка эмоционального напряжения достигается за счет его «вымещения на другом», легко может стать психотравмирующей.
К основным ролевым нарушениям можно отнести: трудности принятия семейных ролей, путаницу в выполнении ролей, нарушение отношения к себе как к носителю семейной роли, наличие патологизирующих семейных ролей.
Трудности с принятием семейных ролей, например мужа и жены, не только могут привести к супружескому конфликту,но даже и к распаду семьи. Путаница ролей — это функционирование по отношению к определенному члену семьи с позиции несвойственной этому отношению роли. Иллюстрация этого — попытка матери вести себя по отношению к сыну-подростку как к своему мужу.
Фактором, дестабилизирующим здоровье члена семьи, может также выступать нарушение его отношения к самому себе как носителю семейной роли по типу «Я — плохая дочь (сестра, жена, мать и пр.)».
В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер. Однако нередко семейные роли являются патологизирующими. Под патологизирующими семейными ролями понимают такие, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи», «больного члена семьи» и пр. [Richter Н.-Е., 1970; BarkerPh., 1981]. Есть семьи, где один из членов семьи играет социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других — члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то из членов семьи принять на себя такую роль. Нередко оба типа ролей сочетаются.
Иллюстрацией этого является делегирование роли взрослого ребенку, что типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать «спасает» отца и страдает, а ребенок ставится перед необходимостью быть маминой «опорой» — поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, делегируется для переговоров с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить», и т. д. [Холмогорова А. Б., 2002].
Поданным Э. Г. Эйдемиллераи В. Юстицкиса [1999], у 66% семей, в которых проживали подростки с нервно-психическими расстройствами, отмечены либо структура жестко фиксированных патологизирующих семейных ролей, либо ролевая структура, как таковая, отсутствовала изначально.
Семейные подсистемы
Семейные подсистемы — это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность [Nickols М., 1984; Минухин С., Фишман Ч., 1998].
Основные семейные подсистемы — супружеская, родительская и сиблинговая. Каждый член семьи может быть участником нескольких подсистем. Например, в семье из трех поколений, в состав которой входят муж и жена, их дети и дедушка, жена одновременно является членом супружеской, родительской и детской подсистем.
Семейные подсистемы могут состоять из одного члена семьи, двух, трех и более человек.
Индивидуальная подсистема предполагает представление о собственном «Я», включая личностные и исторические детерминанты, а также влияние социального контекста. Она способ- па проявлять гибкость и изменяться.
Супружеская подсистема представляет модель интимных взаимоотношений, осуществляемых в повседневных взаимодействиях. Восприятие этих взаимоотношений жизненно важно для развития ребенка. Дети наблюдают примеры выражения любви и привязанности между супругами, способы преодоления конфликтов в семье, стили переговоров. Это становится частью их ценностей и ожиданий от взаимодействия с внешней средой.
Родительская подсистема связана с выполнением воспитательной функции в семье. В эту подсистему могут быть включены не только родители, но также другие родственники: бабушки, дедушки, тети и дяди. Ребенок определяет ожидания родителей, дает им возможность удовлетворить свои потребности как матери и отца. От реакций старших на свое поведение дети узнают, какие виды поведения поощряются, а какие наказываются. Таким образом, в семье у детей формируется ощущение своей адекватности.
Подсистема сиблингов вырабатывает собственные стереотипы взаимодействия: соперничества, сотрудничества, враждебности, поддержки. Братья и сестры учатся друг у друга получатьудовольствие, избирать «козлов отпущения», дружить и враждовать, добиваться признания. В постоянном процессе взаимодействия сиблинги занимают места различного социального ранга, приобретают ощущение принадлежности к группе, осознание возможностей индивидуального выбора в рамках семейной системы.
В зависимости от принадлежности к подсистеме одного поколения или разных выделяют два основных типа семейных подсистем: однопоколенную (родительскую, симблинговую) и разнопоколенную (детско-родительскую) [Beavers, 1985; Wood, 1985]. Родительские диады в целом показывают более высокую степень сплоченности, чем подсистемы «родитель — ребенок» [Madanes С., 1981].
Семейные границы
Внешние и внутренние границы — это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни — супружеском, родительском, детской группе и др. [MinuchinS., 1981]. Границы определяют структуру семьи и динамику семейной жизни. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости личности и семьи.
В нормально функционирующей семье внешние границы способствуют формированию ее идентичности, а внутренние структурируют внутреннее психологическое пространство. Внутренние границы задаются посредством разницы поведения между членами семьи различных подсистем.
Границы бывают жесткими, размытыми и проницаемыми.
Если внешние границы семьи жесткие (то есть семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у членов семьи нередко возникает страх перед внешним миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы между подсистемами становятся размытыми. Например, в таких семьях родители много времени могут посвящать детям. И нередкоответственность за дела детей берут на себя. Возникает поведенческое оформление размытых границ: мама делает с ребенком уроки, и поэтому он за них не отвечает. И если ребенок получит двойку, то это не его двойка, это двойка мамы.
Недостаточно четкие, размытые границы между подсистемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций — объединению между членами подсистем. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции — использования третьего для решения конфликта между двумя другими членами семьи. Например, отец, которому никак не удается наладить теплые отношения с «деловой» женой, излишне приближает к себе дочь, неосознанно воспринимая ее не только как ребенка, но также как подругу и объект эротической привязанности.
Если внешние границы семьи размытые, то семья нередко становится похожей на проходной двор, куда в любую минуту посторонние люди могут вторгнуться извне. Тогда границы подсистем внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими. Например, раньше дети в нашей стране больше времени проводили в дошкольных и школьных учреждениях, а на улице существовали детские компании. И поэтому чаще можно было наблюдать подсистемы родителей и детей, а не мешанные детско-родительские подсистемы, как это проявляется сейчас [Варга А. Я., 2001].
В нормально функционирующих семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы.
В дисфункциональных семьях, для которых характерны нарушения в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций семьи, обычно наблюдаются либо жесткие, либо размытые границы между подсистемами | Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999]. В случаях жестких границ коммуникация между подсистемами резко ограничена, не происходит обмена информацией. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиируют на другие подсистемы.
Границы семейных подсистем определяют функциональные и дисфункциональные коалиции в семье. Наличие триангуляции(использование третьего лица для решения конфликта между двумя членами семьи) указывает на существование проблем в семье, в частности дисфункциональной коалиции. Например, можно наблюдать подсистему матери и детей, с одной стороны, и отца — с другой. Может иметь место подсистема супруги с ее родителями, действующая против мужа.
Семейные коалиции позволяют получить информацию о структуре и иерархии в семье, определить семейную проблему [Минухин С., Фишман Ч., 1998]. Диффузные границы между подсистемами усиливают процесс «семейной беспомощности» у всех членов семьи, и в большей степени — у «идентифицированного пациента», симптоматическое поведение которого является поводом обращения к психологу.
«Идентифицированные пациенты» своим отклоняющимся поведением стараются нарушить жесткие границы в семье.
Семейные конфликты
Межличностные семейные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий между членами семьи. В зависимости от проблем, затрагиваемых возникшим противоречием, можно выделить ряд типов семейных конфликтов.
В ценностных семейных конфликтах разногласия между членами семьи связаны с их противоречащими друг другу представлениями, имеющими для них значимый характер. Ценностями семейных отношений является то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи, и то, какой, соответственно, она должна быть (идеальный вариант семьи).
Конфликты интересов затрагивают цели, планы, мотивы членов семьи, которые оказываются несовместимыми друг с другом.
Следующий межличностный семейный конфликт — это конфликт между членами семьи, возникший из-за нарушения правил взаимодействия.
Таким образом, семейные конфликты отличаются аспектами межличностных отношений и определяются характером разрешения коммуникаций в семье. При этом одна и та же причина может вызвать семейный конфликт различных типов.
Остроту семейного конфликта можно уменьшить и тем самым снизить или по возможности исключить эмоциональный накал в семье, зная степень эмоциональной вовлеченности члена семьи в межличностный конфликт еще на неосознаваемом уровне.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 893 ; Мы поможем в написании вашей работы!