Что такое семейная экономика и каковы ее задачи технология 8 класс
10.09.2021г.Технология 8 класс. Тема: Семья как экономическая ячейка общества
10.09.2021г. Технология 8 класс.
Тема: Семья как экономическая ячейка общества
Для каждого человека семья — это начало начал, а для общества — важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально-экономическое развитие. Семья не только даёт обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в этом обществе. Основанная на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надёжной единицей современного человеческого сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль. Не будь семьи, жизнь общества трудно было бы урегулировать правовыми нормами — законами. Члены семьи активно общаются между собой, передавая друг другу информацию — знания, впечатления, новости, — поэтому семья выполняет ещё и коммуникативную функцию. И наконец, семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Ведь именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов 1 — техники, технологии, финансовых средств, материалов, людей и др. Таким образом, выполняемая семьей экономическая функция, связанная с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов, сводится к следующему:
1. Ведение домашнего хозяйства, которое можно рассматривать как частное производство, включающее бытовое обслуживание членов семьи, ведение личного подсобного хозяйства и т. д.
2. Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования.
3. Финансовая деятельность, позволяющая правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.
4. Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности.
5. Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Всё это изучает семейная экономика — наука о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика — умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки. В современном обществе семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Шахты, заводы, всевозможные организации и предприятия работают, в конечном счёте, на потребности семьи — в жилище и безопасности, тепле, свете и отдыхе, в еде и транспорте, в информации и культуре. Существует необходимость объединять усилия с другими людьми, обмениваться результатами работы. В этом обмене участвуют деньги, которые нужно уметь заработать. Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с её доходами. Ваши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы на вас занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учёбу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби. Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас и школьникам позволяется иметь свой личный заработок не в ущерб учёбе. Источниками доходов школьников, кроме, конечно, карманных денег от родителей, могут быть, например:
· индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт видео- и радиоаппаратуры и т. д.);
· коммерческая деятельность (продажа, например, пирожков, газет и журналов и т. д.);
· оказание услуг (присмотр за ребёнком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).
Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы по содержанию детей всеми доступными им средствами — знаниями и умениями. В их числе не последние — экономия и бережливость. На уроках технологии вы можете изготовить различные нужные для семьи вещи, которые сэкономят расходы семейного бюджета и будут полезны для домашнего хозяйства.
Практическая работа № 1
1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт. А ещё? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.
2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие — периодическими и даже единовременными.
3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.
Новые слова и понятия
Семейная экономика, потребности, ресурсы, семейный бюджет.
Проверяем свои знания
1. Каковы основные функции семьи?
2. Что такое семейная экономика и каковы её задачи?
3. Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника.
1 Ресурсы — это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Семейная экономика»
Презентация «Семейная экономика» предназначена для учащися 8 класса
Просмотр содержимого документа
«»Семейная экономика»»
Презентация к урокам «Технология» 8 класс подготовил: Кольцов С.И., учитель технологии I кв.категория
Тема занятия: « Бюджет семьи»
Составные части экономической функции семьи
Основное понятие «Семейная (домашняя) экономика»
Задачи решаемые домашней экономикой
Виды семейного бюджета
Структура семейного бюджета
Заработная плата членов семьи
Доход от личного подсобного хозяйства
Доход из других источников
Доходная часть семейного бюджета
Пенсии и стипендии
Русские пословицы и поговорки
Структура расходов семейного бюджета
Основные группы расходов
Циклические и сезонные расходы
Единовременные (непредвиденные) расходы
Расходы на питание норма продуктов питания душу населения в год
Энергетическая ценность в 100 г продукта
Способы сбережений денежных средств в семье
Уровень жизни и потребительская корзина
Дифференциация населения по уровню доходов и потреблению
«Менеджмент в семье»
«Семейная экономика»
Презентация «Семейная экономика» предназначена для учащися 8 класса
Просмотр содержимого документа
«»Семейная экономика»»
Презентация к урокам «Технология» 8 класс подготовил: Кольцов С.И., учитель технологии I кв.категория
Тема занятия: « Бюджет семьи»
Составные части экономической функции семьи
Основное понятие «Семейная (домашняя) экономика»
Задачи решаемые домашней экономикой
Виды семейного бюджета
Структура семейного бюджета
Заработная плата членов семьи
Доход от личного подсобного хозяйства
Доход из других источников
Доходная часть семейного бюджета
Пенсии и стипендии
Русские пословицы и поговорки
Структура расходов семейного бюджета
Основные группы расходов
Циклические и сезонные расходы
Единовременные (непредвиденные) расходы
Расходы на питание норма продуктов питания душу населения в год
Энергетическая ценность в 100 г продукта
Способы сбережений денежных средств в семье
Уровень жизни и потребительская корзина
Дифференциация населения по уровню доходов и потреблению
«Менеджмент в семье»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока 8класс.doc
Урок обобщающего повторения по теме «Семейная экономика». 8-й класс
Гребенникова Елена Ивановна, учитель (технология)
От правильного воспитания детей
Зависит благосостояние всего народа
Джон Локк.
ЦЕЛЬ: Создание условий для обобщения знаний и развития
учебно-познавательной деятельности.
Обобщить знания учащихся об экономической жизни семьи, семейном бюджете, источниках доходов, рациональном расходовании средств и формами предпринимательской деятельности;
Отработать умения з аполнять и вести домашнюю финансовую документацию, пользоваться информацией о товарах.
Развивать способность сравнивать и анализировать;
Формировать навыки ведения домашней финансовой документации;
Формировать способность оценивать качество покупок;
Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности.
Воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности, ответственность и экономность.
Тип урока : обобщающего повторения
м ною были выбраны следующие методы обучения:
по источнику – словесный, наглядный и практический;
по уровню познания – элементы проблемно-поискового;
по степени управления учебной работы – вопросно-ответный;
по контролю и самоконтролю – самостоятельная работа
Ведущие понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс, потребность, благосостояние, покупка, сертификация, этикетка, предпринимательство, прибыль.
Межпредметные связи: экономика, технология, обществознание, МХК.
1. Оборудование и материалы: презентации, квитанции ЖКХ, компьютер. Раздаточный материал к игре .
Время: 90 минут.
2. Организация начала занятия (1 мин.):
Проверка готовности учащихся к уроку
Приказчик Петр сказал купцу:
-Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик, и Иван приказчик, а платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.
Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:
-Он едет из деревни Федорино.
Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу:
-Хозяин обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку.
3. Постановка целей, подведение к определению цели (1-2 мин.)
Мы закончили изучение раздела «Семейная экономика» предположите чему будет посвящён сегодняшний урок ( дети фомулировать цель урока ).
4. Проверка домашнего задания (7 мин.)
Перед уроком учащимся было задано домашнее задание:
Написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point на одну из предложенных тем:
«Моя семья»; » Чем богат человек»;
«Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?»
Сегодня свои работы представят……………………………………………..
Слова учеников (5 мин.)
Семью следует рассматривать со многих сторон: психологи изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи. Семья тесно взаимодействует со всеми общественными сферами: производственной, экономической, политической, сферой духовной культуры и др.
5. Давайте с вами повторим и еще раз закрепи м полученные теоретические знания по теме «Семейная экономика». Внимание на экран…( Слайд № 1)
З адание 1 . Найдите в правой колонке определения соответствующие понятиям в левой колонке …( Слайд № 2)
Цель: повторить и закрепить теоретические знания .
а) Затраты, издержки, потребление чего-либо для определённой цели
б) Равновесие, сопоставление
в) Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какой-либо деятельности
Задание 2 . Ответить на вопросы учителя в устной форме …( Слайд № 3)
1) Каковы основные функции семьи?
2) Что такое семейная экономика и каковые задачи?
3 ) Что такое потребность? Какие виды потребностей вы знаете?
4) Назовите требования предъявляемые к покупке?
Задание 3: Ответьте на вопросы теста и узнайте, щедры вы или расточительны. Ответ «да» или «нет» (Слайды № 4, 5).
Цель: уметь быть собранными, аккуратными, точными, внимательными.
1. Можете ли вы всегда сказать с точностью, сколько денег у вас в кошельке?
3. Многие охотно покупают одежду в магазинах сэконхенда. Принадлежите ли вы к их числу?
4. Считаете ли вы, что в театр лучше всего брать самые дешевые билеты?
5. Удаётся ли вам каждый месяц экономить хотя бы несколько рублей?
6. Если бы вы получили крупное наследство, стали бы вы работать?
7. Многие считают, что выгоднее покупать вещи только дорогие и высшего качества. Вы тоже так считаете?
8. Доставляет ли вам удовольствие делать подарки «просто так» без всякого повода?
9. Есть люди, которые стараются не покупать вещи в кредит. Относитесь ли вы к их числу?
Задание 4. А теперь проверим умение составлять экономические термины (Слайд № 6).
Цель: уметь составлять экономические термины
1. Используя слоги, составьте слова, имеющие отношение к экономике
2. Дать определение одного из терминов
Слоги: це, зин, во, че, на,
то, ма, пи, до, ле, век, фон,
Задание 5 . Проверим умет е ли вы обсуждать, планировать и рассчитывать расходы на питание (Слайд № 7).
Цель: уметь обсуждать, планировать и рассчитывать расходы на питание
Составьте ведомость покупок для семьи на один день, исходя из суммы 300 рублей. Покупки должны быть рациональными
Заполните таблицу № 3 (смотрите приложение)
3. Сделайте выводы в устной форме
З адание 6. Ответить на вопросы учителя в устной форме (Слайд № 7).
1. Что понимаете под предпринимательской деятельностью и её виды?
2.Что входит в понятие «маркетинг»?
3.Что такое бизнес план и для чего он нужен?
Раз согнулись, разогнулись
Два нагнулись влево право повернулись
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка на четыре руки шире 5-6 тихонько сели.
Задание 7. Рациональный бюджет школьника
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам.
Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится.
К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики.
Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.
Недельный бюджет школьника
Деньги от родителей на карманные расходы
Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы)
Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.)
Всего расходов и доходов
Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени.
Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений.
И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т.е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов на месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
6. Самостоятельная работа (55 мин.)
Слова учителя. Я предлагаю вам закрепить свои знания и умения в условиях игровой ситуации.
Цель: уметь составлять характеристику семьи
Ролевая игра «Семейный бюджет».. Вы разделитесь на группы по 4-5 человек и это будет для игровой ситуации вашей семьей.
После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1).
На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доход ы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расход ы на месяц. После обсуждения и записи в таблицу листа-задания глава из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом други м.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Презентация «Семейный бюджет. Сюжетно-ролевая игра».
Перед учащимися ставятся цели игры (Слайд № 1, № 2)
Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре.
Класс разбивается на группы (Слайд № 3, № 4)
Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов (Слайд № 5, № 6, № 7)
По окончании игры осуществляется подведение итогов игры (Слайд № 8, № 9)
Р ефлексия ( Подведение итогов урока) : О цените, с помощью смайликов, как вам внутренне было комфортно на уроке, если возможно аргументируйте свой выбор.
Выставление отметок (5 мин.)
Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц.
Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
Уборка рабочих мест (1 мин.)
Раздаточный материал к игре. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.
Экономика домашнего хозяйства: Методическое пособие для учителя/ В.А. Николаевич- Курский областной ИПКиПРО, 1999.