Что такое семейное обучение для ребенка инвалида
Что такое семейное обучение для ребенка инвалида
По закону «Об образовании» дети с ОВЗ могут получать образование разными способами: в специальных и обычных школах, в заочной и семейной форме. Разбираемся, какой формат лучше подойдет для детей с ОВЗ и как воспользоваться своим правом на обучение.
Где можно обучать ребенка с ОВЗ?
По закону «Об образовании» право на получение образования есть у каждого, независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования.
Дошкольники с ОВЗ могут посещать детский сад, школьники учиться в общеобразовательных школах, специальных школах, выбирать надомное обучение, откреплять от школы и переходить на семейное обучение. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно пройти вместе с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Эксперты обследуют ребенка и решат, какой формат обучения будет для него полезным и безопасным.
Детские сады. Дошкольное образование не является обязательным, но родители детей с ОВЗ могут им воспользоваться. Для этого нужно заключение ПМПК о том, что ребенок может посещать детский сад. Дальше нужно обратиться в районный отдел департамента образования — они подберут подходящий сад. Также можно обратиться непосредственно в сад и обсудить возможности обучения.
Не во всех детских садах есть компенсирующие группы, в которых обучаются только дети с ОВЗ, но есть комбинированные группы для детей с ОВЗ и ребят, обучающихся по основной программе. Как правило, педагоги готовы помочь ребятам с особыми потребностями, но не во всех садах есть пандусы и другие материальные условия.
Общеобразовательные школы. С 2011 года в России действует федеральная программа, расширяющая возможности инклюзивного обучения. С 2018 года ребенок с ОВЗ может поступить в любую школу по месту жительства — школа получает повышенное финансирование на каждого «особого» ребенка и обязана предоставить условия для его обучения. Почти все школы оборудованы пандусами, в штате есть хотя бы несколько тьюторов. Другое дело, что тьюторов на всех не хватает и часто директора предлагают родителям взять эти обязанности на себя. По закону родители должны получать доплаты, если они сопровождают ребенка на занятиях.
Если ПМПК не против обучения в общеобразовательной школе, то важно определиться с конкретной организацией. Директор должен подобрать подходящий для вас вариант: заниматься в отдельном классе или в общем классе, но по адаптированной образовательной программе. Также можно обучаться дома: вы закреплены за школой, учителя несколько раз в неделю приходят для занятий, аттестацию проводят либо дома, либо в школе.
Школы для детей с ОВЗ. Раньше они назывались коррекционными — теперь название сменили, но смысл остался. Как правило, ПМПК советует обучаться в этих организациях ребятам с серьезными нарушениями развития: глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Семейное обучение. Этот вариант стоит выбирать, если ПМПК советует обучаться дома или вы не доверяете школе. Тогда вы сами будете отвечать за образование и социализацию ребенка, а в школе будете проходить промежуточную и итоговую аттестацию.
Какие специалисты помогут с выбором
ПМПК. Как правило, в ПМПК работают эксперты с большим опытом, но у них не всегда хватает времени на каждого ребенка. Чтобы им было проще, подготовьте справки от лечащего врача или наблюдающего психолога. В любом случае постарайтесь добиться от ПМПК аргументированного ответа: почему ребенку стоит выбрать определенный формат обучения. Если вы будете понимать, какие сложности могут возникнуть при каждом варианте, вам будет проще выбрать.
Наблюдающий специалист. Еще на этапе подготовки к школе, например, за год до поступления стоит заручиться поддержкой дефектолога или психолога. За год он точно изучит вашего ребенка лучше, чем ПМПК за полчаса или час. Он не только сможет определить формат обучения, подходящий ребенку, но подготовит его к школьному обучению или даст советы по правильной организации семейного образования.
Тьютор. Лучше всего пообщаться с тьютором, работающим в школе недалеко от вашего дома. Он сможет рассказать, сколько детей на него приходится, с какими сложностями он сталкивается, нужна ли помощь родителя. Если вы выберете эту школу и очный формат обучения, ребенок сможет заранее привыкнуть к тьютору.
Насколько сложно обучать ребенка с ОВЗ дома?
Обучаться дома можно в двух вариантах:
— вы получаете место в школе, но выбираете заочный или очно-заочный формат обучения. В этом случае школа обязана выделить педагога, но количество часов ограничено и не факт, что у педагога будет специальное дефектологическое образование.
— вы выбираете формат семейного образования, а в школе только проходите промежуточную аттестацию. Тогда вы обучаете ребенка сами — своими силами или с помощью наемных педагогов.
Надо понимать, что ребенка можно просто обучать для его развития, а можно пытаться получить документ о среднем образовании. И даже этих документов два вида — аттестат о среднем образовании, с которым можно поступать в сузы и вузы; свидетельство об обучении в коррекционной школе, с которым можно поступить только в организации, обучающие детей с овз.
Важнее всего в обучении особенного ребенка думать о социализации. В случае домашнего обучения — это получение дополнительного образования, общение с другими ребятами на площадках, создание специальной среды. С дополнительным образованием есть сложности — подойдет не каждый кружок. Но выбрать можно. Еще один плюс — некоторые кружки помогут здоровью ребенка. Та же музыкальная или другая арт-терапия улучшает физическое и психологическое состояние ребенка — это доказано в ряде исследований.
Можно не просто развивать ребенка, но догонять образовательную программу. Для этого нужно изучить адаптированные программы : в них школьные предметы изучаются на упрощенном уровне. Плюс набраться сил для обучения и мотивации ребенка к обучению.
Образование детей-инвалидов дистанционно
Для школьников, которые не могут учиться наравне со здоровыми сверстниками по причине инвалидности, занятия могут организовываться дистанционно: на дому и даже в больницах.
Кто может воспользоваться льготой по закону
Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.
Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2021 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.
Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.
Основные формы обучения и их особенности
За обучение детей-инвалидов на дому всю сумму педагогам оплачивает государство. Любые поборы с родителей противоречат законодательству.
01.09.2016 вступил в силу новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Начавшие обучение в 2015г и раньше законодательно дискриминированы.
Надомное обучение в общеобразовательной школе
При этом ребенок считается учащимся данного учебного заведения. Если позволяет его физическое состояние, он может выборочно посещать уроки по желанию родителей или опекунов. В этом случае школьный методист должен составить индивидуальное расписание.
Согласно письму от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002, учебная нагрузка не может быть меньше, чем 21 час в неделю.
Семейное обучение
Часто бывает так, что ребенок тяжело болен и не может посещать уроки вместе со здоровыми сверстниками, но инвалидности у него нет. Надомное образование при таких условиях невозможно по закону. Но выход есть — домашнее, или семейное обучение.
Также как и при дошкольном обучении с ребятами занимаются сами родители, без привлечения школьного персонала. В отличие от надомной формы получения образования, семейную можно выбрать при любом состоянии здоровья, диагноз иметь не обязательно. Достаточно желания родителей.
Государство не контролирует процесс семейного обучения, давая родителям полное право решать, как, чему и по какому графику заниматься со своими отпрысками. Естественным критерием успешности их усилий будет являться сдача ребенком итоговых испытаний.
Если экзамен будет сдан неудовлетворительно, будет назначена пересдача. Если и со второй попытки не погасить академическую задолженность, ребенок будет переведен на школьное обучение
Часто в этот период родителям звонят чиновники из департамента образования. Паниковать в этих случаях не стоит. Звонок является рутинной проверкой готовности взрослых членов семьи заниматься образованием детей.
Государственная компенсация
Законным представителям несовершеннолетних инвалидов могут выплачиваться ежемесячные выплаты за обучение на дому. Согласно текущей редакции закона «Об образовании», возможность их выплаты не исключается, но регулируется только региональными властями.
На практике в 2021 году выплаты осуществляют два субъекта РФ — Пермский край и Свердловская область. Муниципалитет Омской области отменил выплаты в 2018 году.
В столице ситуация такова, что несмотря на действующий закон №25 от 20 июня 2001 года родители добиваются выплат только в судебном порядке. Получение выплат — забота родителей.
Получить компенсацию можно только в том регионе, в котором проживает ребенок.
Начать процесс следует с разговора с директором школы о необходимости компенсации расходов на обучение. При получении отказа — обратиться в региональный департамент образования.
Региональные особенности
Узнать новости об образовательных проектах, доступных для инвалидов, и специфике программ их социальной защиты можно на порталах областных департаментов образования.
Коррекционные школы и школы-интернаты как альтернатива
Специализированные образовательные центры могут быть лучшим вариантом, если их профиль соответствует заболеванию ученика.
Учащиеся в интернатах находятся на полном государственном пансионе. Они обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью, необходимым инвентарем.
Начальные учебные заведения коррекционного типа бывают 7 видов. В классах таких школ меньше учеников, чем в общеобразовательных. Таким образом педагоги получают возможность уделить внимание каждому ребенку, что способствует лучшему усвоению программы.
Тип | специализация | Предельное наполнение класса |
1 | Для глухих | 6 |
2 | Для слабослышащих и позднооглохших. Допустимы речевые дефекты | 10 |
2 | С тяжелым недоразвитием речи | 6 |
3 | Для слепых (зрение ниже 0,04) | 8 |
4 | Для слабовидящих (острота зрения от 0,08 до 0,4), а также страдающих косоглазием и амблиопией | 12 |
5 | Для страдающих тяжелыми речевыми патологиями | 12 |
6 | Для страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата | 10 |
7 | Для отстающих по психическому развитию при потенциально сохранном интеллекте | 12 |
8 | Для умственно отсталых, в зависимости от тяжести | От 5 до 12 |
Выпускники подобных школ по желанию могут сдать ЕГЭ наравне с одиннадцатиклассниками, обучающимися по стандартной программе.
Сдача ЕГЭ
Инвалиды имеют законодательно закрепленное право на особый порядок сдачи ЕГЭ. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, не позднее 1 февраля необходимо подать заявление на регистрацию. В нем следует описать условия, которые должны быть обеспечены инвалиду исходя из его диагноза.
Вместо этих документов предусмотрено предоставление копий.
Что такое семейное обучение для ребенка инвалида
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.
Надомное обучение детей с ОВЗ
Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.
Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Семейное обучение детей с ОВЗ
Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.
Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.
Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.
Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.
Как проходят занятия
Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.
Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.
Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.
В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.
Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью
«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.
Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.
Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.
О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Права на семейном обучении
72% школьников не нравится учиться в школе, а 19% посещают ее по принуждению.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Семейное обучение — не то же самое, что домашнее. На домашнее переводят детей со слабым здоровьем. Учителя приходят к ним на дом. При этом дети на домашнем обучении все равно остаются учениками школы. А дети на семейном обучении связаны со школой только договором об аттестациях, да и те можно проходить в разных местах. Учащимися при этом они не являются, и школа им почти ничего не должна.
Если интересуетесь семейным обучением или уже используете эту форму образования, изучите свои права: где взять учебники, как получить компенсацию, что с проверками и кто принимает экзамены. Все права со ссылками на законы — в таблице и карточках.
Не объяснять причины перехода на семейное обучение
Как это работает. Закон разрешает учиться дома. Это такой же легальный способ получить образование, как посещение школы, колледжа или лицея. Никаких особых условий для перехода на семейное обучение нет. Ребенок может быть абсолютно здоров, прекрасно общаться со сверстниками — или наоборот. Он может находить общий язык с учителями — или нет. Для перехода на семейное обучение не нужно собирать справки от администрации и психологов. Достаточно желания не посещать школу и получать знания самостоятельно.
Чтобы ребенок перешел на семейное обучение, его родители должны уведомить муниципальный комитет образования. Если живете в городе, это будет городская администрация, а если за городом — районная.
Каких-то строгих требований к уведомлению нет. Достаточно написать, что родители решили перевести ребенка на семейное образование, мнение ребенка учтено. Причины решения указывать не нужно. Скорее всего, в комитете образования дадут заполнить готовую форму — лучше уточнить это заранее и узнать, какие еще документы нужны.
После подачи уведомления в муниципалитет можно идти к директору школы и подавать заявление о переводе на семейное обучение.
Перейти на семейное обучение в середине года
Как это работает. Перейти на семейное обучение можно в любое время. Необязательно ждать 1 сентября, 1 января или начала четверти. В законе для этого нет никаких ограничений — значит, и на уровне школы их быть не должно. Как только родители поговорили с ребенком и приняли решение, можно подавать уведомление в местный комитет образования.
Если в школе будут говорить, что так не положено, — напомните, что решение о переходе принимают родители, а не школа и не директор. Если вы уже подали уведомление в комитет образования, у школы нет никаких оснований куда-то ребенка не отпустить. В крайнем случае отправьте директору заявление об отчислении в связи с переходом на семейное образование заказным письмом.
Выбирать режим и график обучения
Совсем не учиться, конечно, нельзя. Даже на семейном обучении детям нужно проходить аттестацию и подтверждать свои знания. Поэтому организовать обучение нужно так, чтобы пройти школьную программу.
Аттестацию проходят в школе. Как часто — зависит от школы. Конкретные требования и варианты заданий тоже можно узнать там. Общие требования к школьной программе одни для всей страны и установлены ФГОС — федеральным государственным образовательным стандартом. Он разный для каждой ступени образования:
Как изучать программу и готовиться к аттестации на семейном обучении — дело родителей и ребенка. Государство в это не вмешивается.
Ни перед кем не отчитываться об организации учебы
Как это работает. Государство не контролирует, как родители организуют семейное обучение. Ребенок может просыпаться в десять утра, изучать предметы в любом порядке и смотреть онлайн-лекции. За способ получения знаний родителей никто не накажет. И даже следить за этим не должны: у школ нет такой обязанности. Они проверяют только знания детей на аттестации.
Семейное обучение — это нормальная практика, предусмотренная законом. Это не повод прийти в семью с проверкой из опеки или каких-то других органов. Но это работает, только если официально перейти на семейное обучение. Если просто взять и не водить ребенка в школу, можно получить штраф и оказаться на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Даже если на самом деле ребенок учится, а родители ему помогают.
Одна женщина не водила дочку в школу, во второй класс. Комиссия по делам несовершеннолетних выписала ей штраф. Женщина обжаловала штраф и сказала, что ребенок был на семейном образовании. Но никаких уведомлений в орган местного самоуправления она не подавала. Суд решил, что штраф назначили правильно.
Забрать из школы личное дело
Как это работает. Семейное образование — это образование, которое ребенок получает вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Так написано в законе. То есть ребенок уходит из школы и больше не является ее учеником. Поэтому при переводе на семейное обучение ребенок отчисляется. Потом он сможет для прохождения аттестации прикрепиться к школе — этой же или другой, но это уже совсем другие отношения. Учащимся ребенок все равно не станет.
Из школы можно забрать:
Личное дело заводят сразу при поступлении и постепенно дополняют. Пока ребенок находится на семейном обучении, его личное дело ведут родители. Они вкладывают туда справки об аттестации, копии приказов и других актов, которые школы принимают в отношении ребенка. Личное дело нужно хранить: оно понадобится, если решите снова пойти учиться в школу, а также чтобы заполнить аттестат. В школу дело нужно приносить только на аттестации.
Выбрать школу для аттестации
Как это работает. Детям на семейном обучении нужно прикрепиться к школе, чтобы пройти аттестацию и подтвердить свои знания. Школа может быть муниципальной или частной. Это может быть даже не школа, а вуз, если он учит не только студентов, но и школьников. Главное, чтобы у организации была государственная аккредитация по программам общего образования: это дает право проводить аттестацию. Проверить аккредитацию можно на сайте Рособрнадзора.
Необязательно выбирать школу по прописке — можно жить в Саратове и прикрепиться к московской школе. Тем более что аттестацию в некоторых школах можно проходить дистанционно.
О школах, в которых можно проходить аттестацию, должны рассказывать в комитете образования, когда родители приходят туда подать уведомление. Но никто не мешает выбрать школу самостоятельно.
От школы зависит, как и когда нужно будет проходить аттестацию: сдавать экзамены, контрольные работы, рефераты. В законе нет требования, чтобы аттестация была ежегодной. Школы определяют это сами, в том числе для тех, кто учится дома. Все эти сведения должны быть доступны — их размещают на школьном сайте.
Чтобы прикрепиться к выбранной школе, нужно подать в нее заявление о прохождении промежуточной и итоговой аттестации. Можно заключить со школой договор, но это необязательно — зависит от условий обучения. Прикрепиться можно на год, на все время обучения по школьной программе или только для одной аттестации.
Посещать бесплатно школьные кружки и секции
Как это работает. На домашнем обучении важно, чтобы дети общались со сверстниками. Так как они не ходят в школу, это можно делать во время посещения кружков и секций. По закону это называется дополнительным образованием. Минобрнауки специально отмечает, что дети на семейном обучении могут получать дополнительное образование в школах, к которым прикреплены для прохождения аттестации. Поэтому, если в школе работают бесплатные кружки, их могут посещать дети, которые прикреплены к этой школе, но учатся дома.
Еще в России вводят систему государственных сертификатов на дополнительное образование: родители выбирают, куда пойдет заниматься их ребенок, а государство оплачивает это в пределах сертификата. Так можно ходить на платные занятия и не тратить на это свои деньги. У детей на семейном обучении тут такие же права, как и у всех остальных.
Участвовать в олимпиадах и конкурсах
Как это работает. Когда ребенок прикрепляется к той или иной школе, он получает те же права, что и дети, которые ходят в эту школу учиться. Например, он может участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках и смотрах, которые эта школа организует. В том числе и в школьных этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Участие в олимпиадах и конкурсах — это возможность упростить себе поступление в вуз. А еще можно выиграть стипендию. И в целом это позволяет проверить себя в сравнении с другими школьниками. То, что ребенок учится дома, не повод ограничивать его в таких правах. На некоторых олимпиадах нужно получать ключи, чтобы зарегистрироваться. Можно сделать это через администрацию школы или использовать специальный вариант для детей на семейном обучении, если организаторы его предусмотрели.
Найти нужную олимпиаду и организовать участие в ней ребенка в случае с домашним обучением — задача родителей. Если вовремя прикрепиться к школе, проблем с участием быть не должно.
Бесплатно брать учебники в школьной библиотеке
Как это работает. В муниципальных и государственных школах учебники должны выдавать бесплатно. Это касается и тех детей, что перешли на семейное образование. Они могут получить учебники и учебные пособия в школе, к которой прикрепились.
Причем организовать это в регионе могут по-разному : учебники может выдавать не собственно школа, а специальная библиотека, созданная в субъекте РФ или муниципальном образовании. Если нужны учебники, а их не дают, обращайтесь в муниципальный комитет образования. Там должны придумать, как обеспечить ими ребенка.
На частные школы это правило не распространяется. Если там не предусмотрено бесплатное обеспечение учебниками, их придется покупать.
Бесплатно обращаться к школьному психологу и логопеду
Как это работает. В школах должны быть специалисты, которые помогают школьникам решать проблемы с учебой, семьей и сверстниками: педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды. Дети, которые прикрепились к школе, чтобы сдать аттестацию, тоже могут к ним обращаться.
Если таких специалистов в школе нет, можно обращаться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Куда именно идти за помощью и консультацией, подскажут в школе или в муниципальном комитете образования.
Например, психолог может помочь составить индивидуальный план для учебы и выстроить отношения с родителями, которые взяли на себя функции учителей. Причем психолог может проконсультировать не только самих детей, но и их родителей — бесплатно.
Получать региональные компенсации
Как это работает. Когда родители забирают ребенка из школы, они как бы соглашаются тратить больше времени на его образование. При этом государство что-то экономит на таком ребенке: учителей для него можно не оплачивать, помещением для занятий можно не обеспечивать, даже горячее питание предоставлять не нужно.
Поэтому в некоторых регионах вводят дополнительные компенсационные выплаты для родителей, которые перевели ребенка на семейное обучение. На федеральном уровне таких компенсаций нет. Регионы сами решают, на каких условиях вводить эти выплаты и вводить ли вообще. Уточнять это нужно в отделе образования при подаче уведомления о переходе на семейное образование.
Например, в Перми компенсацию платят после того, как ребенок успешно сдаст очередную аттестацию. Успешно — это на тройки, четверки и пятерки. Из денег, которые организация получает из бюджета на обучение ребенка, 20% она оставляет себе, а 80% отдает родителям.
Выплаты можно получать и после того, как ребенку исполнится 18 лет, если он все еще получает общее образование. Даже если в региональном акте говорится про детей на домашнем образовании. Есть решение суда, где это обосновано.
Получить вычет за оплату обучения
Как это работает. С одной стороны, семейное образование позволяет сэкономить на школьных расходах: как минимум не нужно покупать форму и не придется ничего сдавать на нужды класса. С другой стороны, родители часто тратят деньги на оплату онлайн-уроков и онлайн-школ. Прохождение промежуточных аттестаций в школах тоже бывает платным. Родители могут прикрепить ребенка к местной школе и не платить за аттестации, а могут выбрать удобную школу и сдавать все дистанционно. Это уже будут платные образовательные услуги.
Вычет не удастся получить, если родители работают как ИП на спецрежиме, самозанятые или неофициально. А еще — если они оплатили обучение маткапиталом: так можно, но вычет в этом случае не положен.
Работать в свободное от учебы время
Как это работает. Находиться на семейном обучении и одновременно работать можно в любом возрасте, но нужно соблюдать ограничения:
Как можно работать на семейном обучении
Возраст ребенка | Какой труд разрешен | Рабочий день | Роль родителей | Роль органа опеки |
---|---|---|---|---|
До 14 лет | Спортсменом, актером, артистом | Как решит орган опеки | Подписывают договор | Дает разрешение |
14 лет | Легкий труд | 2,5 часа | Дают согласие | Дает согласие |
15 лет | Легкий труд | 2,5 часа | — | — |
16 и 17 лет | В условиях, не вредных для детей | 4 часа | — | — |
Вернуться к обычному обучению в школе
Как это работает. В любой момент родители вместе с ребенком могут передумать и вернуться в школу. Начать посещение уроков по расписанию можно даже с середины учебного года.
При этом должно быть учтено мнение ребенка. Возможно, семейное обучение ему не понравилось и он скучает по классу и учителям. Или, наоборот, ни за что не хочет ходить в школу. Закон обязывает родителей это учитывать.
Вернуться в школу придется, если ребенок не сдал промежуточную или итоговую аттестацию и вовремя не закрыл долги. В таких случаях дети должны получать образование в образовательной организации: этого требует закон. Даже если родители против, сопротивляться уже не получится. Или вы забираете ребенка и он осваивает школьную программу, или верните его в школу, чтобы образованием занималось государство. Информация о порядке и сроках аттестации и погашения задолженностей должна быть размещена на сайте школы.
После девятого класса перейти на самообразование
Как это работает. Закон об образовании выделяет две формы: семейное образование и самообразование. В первом случае с уроками ребенку помогает семья, во втором — он все делает сам. На семейное образование можно перейти в любом классе, на самообразование — только в 10-м и 11-м.
В целом самообразование практически не отличается от семейного: ребенок учится дома, а в школу приходит, только чтобы сдать контрольные и экзамены. Но есть два важных отличия:
Сдать экзамены бесплатно
Как это работает. Государство проверяет знания, которые дети получают на семейном обучении и на самообразовании. Для этого нужно проходить промежуточные и итоговые аттестации в организациях с государственной аккредитацией. Так как это требование государства, такие экзамены можно сдать бесплатно.
Вот что для этого нужно:
За оценку знаний школы не могут требовать денег. Если в вашей школе отказываются работать бесплатно с детьми, перешедшими на семейное обучение, обращайтесь в департамент образования за разъяснениями. Либо школа передумает, либо вам предложат другую.
Зачесть аттестацию, которую получили в другом месте
Как это работает. Промежуточную аттестацию можно проходить в разных местах. Например, если ребенок ходит в спортивную школу, языковой центр или на курсы программирования, он может получить там документы, подтверждающие аттестацию по физкультуре, китайскому языку и информатике. И повторно в школе, к которой ребенок прикреплен, сдавать эти предметы не понадобится.
Чтобы зачесть аттестацию, пройденную в другом месте, нужно подать заявление и показать документ об обучении — справку или что-то еще. Если ребенку нет 18 лет, заявление подает один из родителей.
Как оценивать результаты, решает школа. Но если она решит не засчитывать результаты из другой организации в качестве промежуточной аттестации, школа должна в течение трех дней письменно об этом сообщить и объяснить причины. Все зачеты должны быть бесплатными для учащегося и его родителей.
Если в школе вам отказывают в зачете промежуточных аттестаций, просите объяснить отказ в письменном виде. Потом уточняйте в комитете образования, что это за основание и как его побороть. Но это, скорее всего, не понадобится, потому что порядок зачета предметов разными организациями установлен нормативно. Иногда школе проще отказать, чем делать что-то непривычное. Но это еще не значит, что она права и ребенок должен бежать кросс именно на школьном стадионе.
Получить государственный аттестат
Как это работает. Изучив школьную программу, можно пройти итоговую аттестацию и получить государственный аттестат. Это официальный документ об образовании — он ничем не отличается от тех, что выдают при посещении школы. Форма обучения в аттестате не указывается. С таким документом можно поступить в колледж, техникум, вуз или устроиться на работу.
После 9-го класса выдают аттестат об основном общем образовании, а после 11-го — аттестат о среднем общем образовании. Оба аттестата должны выдать бесплатно.
Раньше окончить школу
Как это работает. Дети на семейном обучении сдают экзамены экстерном. Это не отдельная форма обучения, а способ проходить аттестацию. Можно выбрать удобный темп и сдавать экзамены параллельно со всей школой. Но при желании можно за один год пройти аттестацию сразу за несколько лет, если программа изучена. Если раньше окончить школу, получится раньше поступить в вуз или устроиться на любимую работу.
Ограничений по скорости прохождения программы нет. То есть за год можно сдать экзамены и за один год, и за два, и за три. Главное, чтобы ребенка устраивал этот темп, а учителей — полученные знания.
Спасибо за статью, кое-что даже не знала. Год ребёнок на семейном обучение. За год сын прошёл 6 и 7 класс. Весной вообще смешно было, когда все сходили с ума со школой, сын спокойно продолжал обучение.
Пока всё устраивает. А главное никаких родительских собраний и родительских чатов и подъемов зимой в темноте. Социализацию закрывают курсы очные английского и кружки.
Maria, подскажите, у вас ребёнок сам учится, или вы ему помогаете, или с репетиторами разбирает программу?
Кэтти, сам. Я делала с ним домашку только в первом классе, в обычной школе. Это было то ещё веселье. Потом он перешёл в частную, там был принцип «твоя учёба это твоя забота». Поэтому после первого класса я к учебе сына как такого отношения не имею. Только научила презентации делать. С отцом может разбирать задачи по сложные математике, но это скорее уровень олимпиад, а не школьной программы.
Я постоянно что-то рассказываю по истории и литературе, но не в рамках школьного курса, а так, для общего кругозора. На английский ходит дополнительно, потому что я не верю, что в школе можно выучить язык.
Я перевела ребенка на семейное обучение в этом году. Времени у ребёнка стало больше, учёба проходит эффективнее, а атмосфера в семье стала лучше.
По-моему это очень достойный вариант, сейчас есть очень много достойных материалов для получения общего образования в открытом доступе, главное грамотно их структурировать. И самый большой плюс в таком образовании, на мой взгляд, что ребенок сам формирует свое мнение по отношению ко всем вопросам, а не перенимает мнение преподавателей.
Кэтти, не сравнивайте дистанционное обучение в обычных школах, где учителям «наплевать» на учеников и специализированную онлайн-школу, у которой опыт, лучшие учителя, наработанная программа, личный куратор для каждого ученика и строгий контроль.
Алекс, это прямо в точку. Мы себе в онлайн-школу отбирали методологов, в большинстве откликаются учителя обычных школ, которые вообще не понимают, что такое онлайн и как с этим работать. Пытаются перевести то, что они делали в классе в «онлайн-класс», а нужно совершенно другие образовательные подходы использовать.
XMX, он 5 лет отучился в обычных школах. Сейчас второй год все московские школьники на онлайне и образование сына именно в плане общения такое же. Английский дополнительного у него остался как был, а вот гос кружки перевели в онлайн формат. Как и у всех других ребят.
Наталия, правомерно ли требование РОНО «. ежегодно (не позднее 31 августа) предоставлять в отдел образования документ, подтверждающий получение образования Вашим ребенком: справку из школы о прохождении промежуточной аттестации экстерном за каждый год обучения и переводе в следующий класс.»? Ребенок на семейном обучении, РОНО уведомлено об этом.
Но учитывайте, что по ст. 58 ч. 10 на очное переводятся СОшники, не ликвидировавшие в положенный срок академическую задолженность, которая возникает в случае, когда они зачислились в обр. организацию с целью пройти промежуточную аттестацию, но не смогли ее пройти без уважительных причин.
Так что не зачисляйтесь в школу для сдачи аттестации, и тогда вам не нужно будет ее сдавать каждый год и подвергать стрессу ребенка и самих себя. По собственному опыту могу сказать, дочь сдавала один раз в обычной школе, куча нервов, скептического отношения учителей и предвзятости.
Anton, Здравствуйте.
По вашему ответу я поняла что вы именно тот человек, который мне может помочь. Пожалуйста помогите.
Мне очень нужна помощь по вопросу того как правильно осадить администрацию нашей школы. Дело в том что у нас в городе (мы из Перми) школе платит город 20% (это около 3-3,5 тыс.) за каждого ученика на СО и каждую аттестацию (у нас раз в полгода).
(кратко)
в сентябре 2020 года я перевела дочь на СО (семейное). Первые аттестации (декабрь и май) были адом. И не потому что моя дочь не знала, а потому что школьная программа и СО в частности это ужас для адекватного родителя. Чёткого понимая как именно будут спрашивать и какой точно тест подсунут (контрольную или ВПР) нет, не было и не будет.
Сейчас дочь заболела (психика, нервный срыв). Проходим лечение у кучи специалистов. Принесли справку в школу, а там истерика случилась. Заставляют ребёнка в таком состоянии сдавать аттестацию. Запугали мне дочь и меня до нервного срыва довели сегодня.
Я сейчас пытаюсь понять, каким образом можно не сдавать промежуточные аттестации и выйти сразу на ОГЭ. Моя дочь сейчас в 7 классе, но из-за болезни год точно пропал. Она умная девочка и нагонит (и даже перегонит), но только если не будет этой вакханалии с промежуточными аттестациями.
Очень надеюсь на ваш совет.
Пожалуйста помогите!
Леана, добрый день! Смотрите, у вас прямо прослеживается конфликт со школой, так что первым делом я бы вам посоветовал все-таки аттестации сдавать, но выбрать другую школу. По закону вы вправе сдавать аттестацию в любой школе, вам нужно будет лишь с ними встретиться и договориться, чтобы они вас зачислили и приняли аттестацию. После этого вы можете забирать документы из вашей текущей школы и нести в ту школу, с которой договорились.
Важный момент: у каждой школы есть свои локально-нормативные акты, и не каждая школа вас примет с распростертыми объятиями. Так что почитайте отзывы в интернете или пообщайтесь со знакомыми, может быть они подскажут лояльную школу.
Лучший вариант: если позволяют финансы, то сдавайте аттестацию вообще онлайн. Есть множество сервисов и онлайн-школ, кто позволяет это делать. Наша школа сотрудничает с Тесториумом, они принимают аттестацию онлайн за адекватную сумму.
И только после того, как у вас дочь успешно будет сдавать аттестации онлайн или в другой школе, где у вас не будет конфликта, тогда можете обсудить с ней и принять общее решение их не сдавать. Но только если ребенок (и вы) уверен, что не сдавая аттестации, будет на должном уровне знаний и легко сдаст в дальнейшем ГИА/ОГЭ и тд.
Антон, «с ними встретиться и договориться, чтобы они вас зачислили и приняли аттестацию. После этого вы можете забирать документы из вашей текущей школы «
Вот этот момент опять не поняла Вас.
Т.е. мне надо типа где-то числится? Сейчас мне нет смысла. В ближайшие полгода моя дочь точно не может учиться из-за болезни. Именно поэтому (писала в другой ветке вам) я и хочу сейчас расторгнуть договор со школой. В другой школу буду заключать договор только при адекватных условиях и только после выздоровления.
У нас по сей день заболевания связанные с нервными срывами и гормональными сбоями не считаются чем-то что может помешать обучению.
Справка по форме 095/у даётся только на 24 дня, если более, то заключение комиссии. А это значит лишняя нагрузка на психику ребёнка неминуема. Смысл мне в этом какой? Одной рукой лечить дочь, а второй рукой гробить плоды лечения, только потому что чиновникам бумажка нужна?
Леана, ну вот смотрите, вы же перешли на семейное образование (СО)? Это значит, что ваш ребенок нигде не числится, ни в какой школе.
Представьте, например, ситуацию, что семья уезжала на 3 года в другую страну жить, а потом вернулась обратно. Они не сдавали аттестации раз в год, но при этом они по приезду могут ее сдать, чтобы зачислиться в школу. Точно так же с вашей болезнью, вы без каких-либо справок можете спокойно лечиться, а потом в спокойном состоянии нагнать материал с репетиторами и сдать аттестацию.
Если будут вопросы у школы, то скажете, что жили заграницей по работе, никаких справок или подтверждений этого они потребовать не могут. И везде говорите, что вы «понимаете, что правильно ходить в школу, что вам жаль, что у вас ребенок не ходит в школу, но что поделать, работа, только вернулись из длительной командировки, чтобы сдать аттестацию, и уже улетаете дальше». Тогда никто с вами конфликтовать не будет, но и вы со своей стороны на конфликт не идите, вам же нужен результат (пройденная аттестация), а не что-то кому-то доказать 🙂
Антон, спасибо за ответ.
Я вам тут писала длинное подробное письмо, но глюкнул интернет и всё стёрлось. 🙁
Кратко:
опросила других родителей из нашего города. Оказалось что у нас в школе очень адекватная администрация. Не пойму что в этот раз на них нашло, но думаю разрулим. В любом случае этот договор надо мне расторгнуть.
У нас со школой договор именно на год. Т.е. дочь моя прикреплена к школе, а не отдельно на аттестации. Так и в других школах. Хотя конечно можно приходить в апреле и на май прикрепляться 😉 Я завтра спрошу на что они готовы пойти и что им будет выгодно.
В любом случае, большое спасибо за ваш ответ. Это навело меня на мысли.
После года на семейном образовании, когда школа выдала нам документы и не выдала литературу из библиотеки, и сказала нам до свидания, будем видеться только на промежуточных итоговых аттестация, сначала говорилось, что каждый месяц, а в итоге, только в апреле и в мае сказали приезжать и сдавать все предметы, плана четкого сдачи не было, могли позвонить в 22 часа и сказать приезжайте утром в 08 сдавать такой то предмет, ни консультаций, ни тем контрольных работ, ни вопросов. Вообщем ушли и идите далеко, никакого отношения нет, курировать никто не желает(ведь за ученика никто уже не платит), так что сейчас бы 1000 раз подумала
Anton, здравствуйте. Для ОВЗ с УО посоветуете платформу, пожалуйста. Благодарю
Наталья, смотря в каком вы классе?
Игорь, есть куча исследований и примеров, которые говорят об обратном.
Наталья, вот в точно такой же ситуации и мы оказались. Чёткого понимания ЧТО надо нет, не было и не будет. Больше того, мы из Перми. У нас город школам платит 20% за каждую аттестацию за каждого ученика. Моя дочь заболела (психика) сейчас как раз надо аттестацию сдавать, но она физически не может. Администрацию школы это не волнует никаким образом. На справку плевать хотели и требуют сдавать аттестацию.
Так что я вот задалась целью сейчас найти способ вообще без этих плясок с промежуточными аттестациями выйти сразу на итоговую аттестацию и потом на ОГЭ.
Наталья, в середине года ещё проблема в том что ребёнок может перегнать или не догнать по темам.
Вообще, если вот нормально сдавать, то аттестация должна быть ОДНА в год и открою вам секрет, завуч и директор НЕ ЗНАЮТ что именно будут требовать учителя от ученика на тестах. Вот как левая нога у училок дрыгнется, то и будет на тесте.
Я завтра иду требовать расторжения договора. Потом буду заключать только на моих условиях ибо так-то в Перми за мою дочь город нехило платит школам. А потом пусть прогибаются.
Если у вас в городе нет компенсаций, то наверное самое разумное будет и правда на платформы уходить. Там хотя бы вашему ребёнку будут давать пробные тесты для подготовки. Как бы не совсем в неизвестность прыгать, а хоть с каким-то разумным основанием. К тому же на платной платформе будут один раз в год тесты, а не вот это всё.
Кстати. расторгнуть договор с очной школой можно в любой момент по желанию и даже не объясняя причин. Однако если на тестах завалят, то образуется академическая задолженность 🙁 которую чиновники радостно внесут в личное дело. Так что проше не допускать такого, чем потом разгребать последствия. Какие? не допуск до ОГЭ 🙁
А еще такой вопрос. Школа продолжает деньги за нас получать?
Наталья, нет, если вы на СО, то школа получает только какую-то небольшую сумму за то, что вы зачисляетесь и сдаете аттестации у них.
Антон, в Перми компенсация школам очень приличная. Вы конечно простите, но за аттестации 20% идёт в школу оплата. Учитывая что лично нам выдали только учебники, не провели за 1,5 года ни одной консультации, а тесты делают «на коленке», то плата более чем достаточная. Особенно с учётом того что со школы снята вся ответственность полностью.
Т.е. просто так, за то что на мою дочь выделили 3-4 часа в год и на амортизацию учебников (которые после моего ребёнка в идеальном состоянии), школа получает 3-3,5 тыс. 2 раза в год.
Другое дело, что у нас в документе о компенсации школу обязывают «случись что» принимать учеников с СО на очное. Именно поэтому с одной стороны школы рады таким ученикам, но с другой стороны, вот случилась болезнь у ребёнка и администрации это не выгодно. Т.к. компенсация им идёт только за фактическую аттестацию ученика.
Так что не надо думать что компенсация школе какая-то маленькая. Нормально там платят им. Другое дело что за очных учеников конечно видимо больше начисляется из бюджета. Суммы конечно я не знаю, но вот за учеников СО и конкретно Пермь могу сказать уверено. В Перми школам такие ученики очень выгодны.
Перешла на семейное (единственное не оповестила министерство,так как была за границей) в прошлом году в марте 2020,закончили 3 класс и начали четвёртый учились на «домашняя школа интернет урок». В декабре у нас были проблемы с интернетом и не было возможности сдать тесты вовремя. Мы перестали оплачивать и попросили нас отчислить, связались через пару месяцев,на что нам ответили что мы должны все-равно оплатить все если хотим закончить 4 класс. Сейчас не пойму как лучше поступить официально подскажите что делать. Если они мне не Отдадут аттестацию за две первые четверти, то получается как мне быть. заново в 4 класс или как не пойму.
Екатерина, а что вам школа сказала, в которую вы не вернулись? Вы же где-то числились до этого? И каким образом перешли на семейное?
Anton, как тогда если мы хотим обучаться на платформах, что им предоставлять? можно пройти аттестацию в любой школе и в любое время? Мы сейчас прилетели в Россию на месяц и хотим сдать аттестацию.
Екатерина, платформам ничего обычно не нужно предоставлять. Аттестацию можно пройти в любое время, но некоторые школы имеют свои правила на этот счет, например, ставят проведение аттестации на определенные даты. Поэтому проще сдать онлайн или лично договориться с одной из школ на определенные даты. Объяснить, что у вас сложилась такая жизненная ситуация и что, например, вы по работе вынуждены жить зарубежом. Тогда вам могут в исключительном порядке поставить индивидуальную аттестацию тогда, когда вы будете в стране. Если платно онлайн сдавать, то в любое время года.
Anton, и ещё подскажите год учились не оповещали отдел образования ничего страшного? Вообщем куда бежать и что делать не пойму 😞
Екатерина, мы тоже жили заграницей долгое время, если бы сами не заявились сдавать аттестацию в школу, нас бы никто даже не попросил ее проходить. Школы получают деньги из бюджета за каждого ученика, кто проходит аттестацию в их образовательно учреждении. Они конечно же будут вас пугать страшилками и агитировать сдавать.
Можете никого не оповещать, достаточно того, что вы подали заявление на переход на СО (семейное образование) в департамент образования тогда, когда переходили на СО. Вам должны были прислать по почте или выдать бумагу, что они разрешают. Вы с этой бумагой скорее всего сходили в школу и написали им заявление, что вы переходите на СО и заявление на отчисление.
Если все-таки захотите сдавать аттестацию, нужно зачислиться в какую-либо школу. Рекомендую сдать онлайн за деньги в одной из московских частных школ, кто такими услугами занимается. Стоит около 12-15 тыс руб за годовую аттестацию, но зато там люди понимающие и не будут вас и ребенка ругать за то, что вы что-то не сдавали.
А вообще, не тратьте деньги, время и нервы на эти аттестации. Можете в 8-м и 9-м классах сдать аттестацию (также онлайн), чтобы вас допустили к ГИА в 9-м классе, и ни у кого вопросов не было. Ну и старайтесь уровню школы соответствовать или перегонять его, чтобы вас потом на аттестациях не «унижали» учителя. По собственному опыту могу сказать, дочь сдавала один раз в обычной школе, куча нервов, скептического отношения учителей и предвзятости.
Антон, «А вообще, не тратьте деньги, время и нервы на эти аттестации. Можете в 8-м и 9-м классах сдать аттестацию (также онлайн), чтобы вас допустили к ГИА в 9-м классе, и ни у кого вопросов не было.»
Вот про этот момент я и спрашивала вас вчера в другой ветке комментариев.
Сейчас у меня план такой:
1. завтра пойти и расторгнуть договор о СО с этой школой (конфликт из-за болезни)
2. уже зада вопрос в другую школу, но опять же если предложат сдавать 2-4 раза в год, то я такой договор подписывать не хочу. Даже 2 аттестации это бессмысленная трата времени и нервов.
3. думаю ещё в отдел образования сходить на консультацию. Я писала 2 раза (в начале каждого года учебного) заявления в отдел образования, которые сама школа передавали далее.
Вот тут я и не могу понять цепочку. Как именно мне поступить. Если все школы будут выставлять нереальные требования к аттестации, то остаются только платформы. Однако я бы лучше эти деньги заплатила бы за дополнительные занятия по английскому или ещё куда-то на пользу дела. Платить в пустую. ну, не знаю. сомнительное какое-то удовольствие.