Что такое семейный бюджет 3 класс
Семейный бюджет
Всего получено оценок: 941.
Всего получено оценок: 941.
Чтобы не испытывать финансовых затруднений, нужно уметь правильно распределять свои доходы. Семейный бюджет необходим для удовлетворения основных потребностей всех членов семьи, которое невозможно без грамотных трат и разумной экономии.
Что такое семейный бюджет
Семейный бюджет представляет собой план доходов и расходов каждой семьи. По сути, это все деньги, которые семья зарабатывает и после расходует. Самый удобный период, на который составляется бюджет – это один месяц. Именно за такой промежуток времени работодатель начисляет заработную плату, происходит выплата различных социальных пособий и пр.
Многие, наверняка, не раз замечали, что при одинаковом доходе одна семья умудряется оплатить все свои текущие расходы и при этом позволить приобрести что-то полезное, а другая семья никак не может избавиться от постоянных финансовых трудностей. Выходит, что благополучие зависит не только от умения зарабатывать, но и от умения правильно распоряжаться заработанными деньгами.
Умение правильно тратить деньги – настоящее искусство. Чтобы семейный бюджет не уходил в минус, нужно научиться не поддаваться соблазнам и не покупать заманчивые, но совершенно ненужные вещи. Избавление от вредных привычек, например, курения, также позволит существенно сэкономить бюджет.
Доходы семьи
Доход семьи – это общая сумма, заработанная всеми членами семьи за месяц.
Оплата труда может быть самой разной. Рассмотрим наиболее распространенные варианты:
которые читают вместе с этой
Расходы семьи
Собрав воедино доходы каждого члена семьи, следует распределить их на основные нужды. К ним относятся:
При составлении семейного бюджета очень важно, чтобы текущие расходы никогда не превышали доходы. Только в этом случае можно избежать долгов.
Чтобы легче было планировать свои расходы, можно распределять деньги по конвертам: один – на продукты питания, второй – на оплату коммунальных услуг, третий – на одежду и так далее. Так легче следить за тем, чтобы в течение месяца не было ненужных трат.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе окружающего мира (3 класс) мы узнали, что представляет собой семейный бюджет, и из каких частей он складывается. Также мы выяснили, насколько важно следить за тем, чтобы расходы семьи не превышали ее доходов.
Урок окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3-й класс
Класс: 3
Педагогическая цель урока: способствовать формированию первоначального представления о “Семейном бюджете”.
Формировать представление о структуре семейного бюджета.
Личностный результат – научиться выстраивать добропорядочные отношения в коллективе, проявлять уважительное отношение к своим товарищам и учителю.
регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.
1. Организационный момент.
2. Повторение раннее изученного.
– Какой большой раздел мы изучаем? (Экономика.) (Презентация. Слайд 1)
– Что такое экономика? Задачи экономики?
Сейчас мы вспомним основные понятия по этому разделу. Я предлагаю совершить вам путешествие по сказкам. Мы попробуем в них “отыскать экономику”. Будьте внимательны. (Слайд 2)
Итак, жили-были дед и баба. (Иллюстрация на доске.) Как-то дед и говорит бабе:
– Испеки-ка, бабка, колобок.
– Из чего испечь-то? Муки ведь нет.
– А ты по сусекам поскреби, по амбарам помети.
Так и сделала бабка. Испекла румяный Колобок.
Что использовала бабка для приготовления колобка. (Муку, сметану, яйца, масло. )
Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (Сырьё.)
– Сидел Колобок на окошке, надоело, спрыгнул на дорожку и покатился. Вот катится– катится, а навстречу ему Муха-Цокотуха. (Иллюстрация на доске.)
Чем является самовар? (Товар.)
Почему? (Кто-то изготовил его для продажи. А всё, что продается это товар.)
– Если муха его купила, значит заплатила за него деньги. Сколько? (Одну денежку.)
– Как назвать эту денежку? (Цена.) (Слайд 4)
– Можно ли Колобка назвать товаром? (Нет, его не собирались продавать.)
Пригласила Муха Колобка на чай, да Колобок отказался. Сказал, что хочет мир посмотреть.
Покатился Колобок дальше. А на встречу ему мужичок из сказки “Мена”.
– Здравствуй, мужичок! Откуда идешь? (Слайд 5)
– От купца, из города.
– А что тебе купец дал?
– Золото с конскую голову.
– Где же оно?
– Променял на коня.
– А где конь,
– Променял на телёнка.
– А телёнок где?
– Променял на барана.
– А баран где?
– Променял на поросёнка.
– А поросёнок где?
– Променял на иглу, а иглу потерял.
– Как называется обмен товарами в экономике? (Бартер.)
Расстался Колобок с Мужичком и покатился дальше. (Слайд 6)
– Как называется работа, которую выполняют, чтобы удовлетворить потребности других. (Услуги.) (Слайд 7)
Катится-катится Колобок, а на встречу ему Рукодельница. И рассказала она, что была у Мороза Ивановича, ходила к нему за ведёрочком, которое уронила в омут. Помогла дедушке: подмела избу, прибрала, печь затопила, коз подоила. А Мороз Иванович ей за это ведро вернул да не пустое, а полное золотых монет.
– Как называется плата за работу? (Заработная плата.) (Слайд 8)
Катится-катится Колобок, а навстречу ему кум Тыква и мастера Виноградинка. И рассказала Тыква, что в деревне, где он живёт не только земля, но и воздух является собственностью графинь Вишен. Поэтому все кто дышит должны платить деньги за пользование собственностью графинь.
– Как называется плата за пользование собственностью?
А мастер Виноградинка посетовал на то, что в деревне очень много запретов и за их нарушение приходиться платить деньги.
Как называется плата за нарушение? (Штраф.) (Слайд 9)
Посочувствовал им Колобок. Катится-катится Колобок, а навстречу ему Баба Яга и с ней избушка на курьих ножках.
– Эх, – говорит Баба Яга, – иду к царю, деньги несу ему за собственный дом.
– О каких деньгах идет речь? (Налог.)
– Докатился Колобок до кощеева царства. Видит, сидит Кощей и деньги считает. Как увидел Колобка, вскочил на ноги и говорит:
– Иди отсюда подобру-поздорову, это деньги я отложил на будущее.
– Как называются деньги, отложенные на будущее? (Сбережения.)
– Покатился Колобок дальше. Видит печь стоит, а рядом Лесовичок. Хвастается Лесовичок: (Слайд 10)
– Вот, сделал своими руками печь, которая, сама пирожки печет, а я продаю пирожки всем путешественникам. Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (Капитал.)
У Колобка денег не было, а есть очень хотелось, и Лесовичок угостил его.
Покатился Колобок дальше и докатился до своего родного дома. Земля-то ведь круглая. Бабка с дедкой ждали его. Сначала они его отругали, что без спроса ушел из дома. Но потом когда Колобок обещал больше этого не делать, простили его.
Мы вспомнили далеко не все сказки. Постарайтесь дома “отыскать экономику” и в других сказках. (Слайд 11)
3. Формирование новых знаний.
1) Подготовка к восприятию. (Слайд 12)
– Что такое государственный бюджет?
– Из чего складывается государственный бюджет?
– Из чего складываются доходы?
– На что идут расходы?
Работа в парах. (Слайд 13)
В парах разгадывают кроссворд.
1. Деньги, которые тратят на те или иные нужды.
2. Стоимость одной вещи.
3. Правила, законы ведения хозяйства это –…
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает…..сумка.
Проверка. Каждая пара читает по одному заданию и ответ. 6-группа ключевое слово (семья).
Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)
2) Объяснение нового материала.
– А может ли быть у семьи свой бюджет? (Слайд 14)
Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, а это и есть … семейный бюджет. (Слайд 15)
– Назовите тему урока
– Для чего нужно изучать эту тему?
– Чему мы должны научиться на уроке?
Знать: из чего складывается доход семьи; на что расходуется бюджет семьи. (Слайд 16)
Уметь: планировать семейный бюджет.
– Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (Слайд 17)
(Из доходов и расходов.)
– Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах?
(Не умеют планировать свой семейный бюджет.)
– Сегодня мы будем учиться, это делать.
– Сейчас мы поиграем. (Слайд 18)
На уроке у нас 4 группы – 4 семьи: Ивановы, Кузнецовых, Петровых, Васильевых.
Семья состоит из 6 человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы.
1. Выяснить какие доходы могут поступать в семейный бюджет, но сначала познакомьтесь с правилами игры.
1. Семья должна быть дружной.
2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.
3. Все вопросы решаются с учётом большинства голосов.
4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.
Обсудите в группах, какие доходы будут в семье.
(Проверка работы – слайд 20)
3. Работа по учебнику.
Чтение текста “Семейный бюджет” стр.78 (последний абзац) стр.79. (1, 2, 3 абзац).
– О каких ещё видах дохода узнали?
(Выручка от продажи, прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу.)
Однажды брат с сестрой пришли к родителям и попросили новый велосипед и новую куклу.
– Как вы думаете, что ответили им родители?
– Что сначала нужно сделать, чтобы узнать смогут ли родители сделать эти покупки.
(Посчитать доходы и расходы семьи.)
Доходы семьи мы уже знаем, теперь предстоит выяснить какие расходы в семье.
4. Закрепление изученного материала.
У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.
Лекарства.
Продукты.
Одежда.
Обувь.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …).
Транспорт.
Музыкальная (спортивная) школа.
Книги.
Компьютер.
Игрушки.
Платежи и налоги.
Видеокассеты.
Посещение театра, цирка.
Посещение боулинга.
Туристическая поездка.
– Так, на что расходуется семейный бюджет?
– А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Слайд 22)
(Добропорядочные граждане должны в первую очередь оплатить все налоги, платежи.)
– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась.
Лекарства – 2 монеты.
Продукты – 50 монет.
Одежда – 10 монет.
Обувь – 5 монет.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.
Транспорт – 10 монет.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.
Книги – 1 монета.
Компьютер – 40 монет.
Игрушки – 3 монеты.
Платежи и налоги – 20 монеты.
Видеокассеты – 3 монеты.
Посещение театра, цирка – 6 монет.
Посещение боулинга – 6 монет.
Туристическая поездка – 80 монет.
(С помощью калькулятора считают сумму, учитель фиксирует её на доске.)
– Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 монет.
– Какая ситуация сложилась в ваших семейных бюджетах?
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Семейный бюджет»
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»
Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова и Рабочая тетрадь к учебнику.
Используемая методическая литература: Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме Семейный бюджет
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательное учреждение: МКОУ Обская ООШ
Дата: апрель 2019 г.
Тема урока «Семейный бюджет».
— создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о семейном бюджете;
-сформировать убеждения о важности планирования бюджета в жизни человека .
-формирование представления о структуре семейного бюджета;
— выявление основных источников формирования семейного бюджета;
-развитие умения поиска и выделения необходимой информации;
-развитие коммуникации как кооперации;
— развитие умения слушать собеседника.
— формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— воспитание у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
— формирование представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
— развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
— знакомятся с понятием бюджет;
— узнают об источниках семейного бюджета, об обязательных ежемесячных платежах;
— знакомятся с правилами составления семейного бюджета.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
— проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу;
— познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
— способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
— осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
— принимать роль в учебном сотрудничестве;
— оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
— выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
— строить монологическую речь в устной форме;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— использовать в общении правила вежливости;
— строить понятные для партнера высказывания;
— ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре);
— контролировать действия партнёра.
Тип урока: урок предъявления и применения новых знаний.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир. 3 класс» (УМК «Школа России»). Проектор, компьютер, презентация урока, карточки с заданиями.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Формы организации обучения : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология.
Основные понятия: семейный бюджет, доход семьи, расход семьи.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
Схема конспекта урока.
Создаёт эмоциональный настрой. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Прозвенел звонок, начинается урок.
На местах учебник, ручка,
Все успели отдохнуть?
Значит всё в порядке!
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сегодня вы работаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Желаю плодотворного сотрудничества!
Проверяют наличие приготовленных учебных принадлежностей.
Настраиваются на успешную работу
Вспоминают правила работы в группах.
Принимать роль в учебном сотрудничестве.
Формировать умение слушать и слышать.
Выявляет уровень знаний.
У вас на партах разложены слова-помощники, правда, они помогут только тем, кто готовился к уроку. Буквы в словах перемешались. ( Юджбте, охыдод, охардыс
-бюджет, доходы, расходы) Восстановите эти слова.
А теперь, используя разгаданные слова, вспомним изученное на прошлом уроке. Предлагаю вам самим придумать вопросы команде-сопернику. Вопросы не должны повторяться.
[- Что такое государственный бюджет?] (План доходов и расходов)
[Как переводится слово бюджет?] ( Бюджет – в переводе с английского языка денежная сумка.)
— Как называются деньги, которые в него поступают? (доходы)
— Как называются деньги, которые тратят? (расходы)] И другие, связанные с темой, вопросы.
— Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (налоги)
— На что расходуется бюджет государства?
Слайд 6 Всё ли мы повторили?
Обобщить имеющиеся знания о государственном бюджете.
Проявлять учебно– познавательный интерес к новому материалу.
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Задавать вопросы по теме, понимать вопросы одноклассников, в соответствии с ними строить ответы.
Формулировать собственное мнение и позицию.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Предлагает разгадать ребус (7Я + бюджет) и связать его с темой нашего урока Слайд 7
Тема нашего урока Семейный бюджет Слайд 8
— Каждая семья – это мини государство. У каждого государства есть бюджет, а у каждой ли семьи он есть? Обоснуйте своё мнение.
— Прочтите пословицы. Думаю, они помогут нам определить задачи нашего урока.
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Создаёт проблемную ситуацию.
Петя очень хотел, чтобы родители купили ему велосипед. Но мама ответила, что на такую покупку денег у семьи не хватит.
— А сколько денег вы получаете вместе с папой?
— Примерно 50 тысяч рублей.
— А велосипед стоит всего 15 тысяч!
Как вы думаете, почему мама сказала, что денег недостаточно? Чего не учел Петя?
Предлагает сформулировать задачи нашего урока.
-Какую цель мы поставим перед собой ? Слайд 11
(слайд 12 – после того, как учащиеся самостоятельно сформулировала тему урока )
Узнать что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как расходовать экономно.
Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Формулируют тему урока « Семейный бюджет».
Объясняют смысл пословиц.
Читают текст, выдвигают версии, анализируют их и формулируют свой ответ.
Формулируют задачи урока.
-Познакомиться с понятием семейный бюджет.
-Научиться планировать семейный бюджет.
-Узнать как можно больше о семейном бюджете.
познавательную активность, наблюдательность и внимательность, любознательность
Формировать умение планировать свою работу, анализировать.
Выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения, фиксировать выводы в различной форме;
Формулировать собственное мнение и позицию.
4.Открытие нового знания, применение нового знания
Предлагаю заполнить схему БЮДЖЕТ.
Раздаточный материал- кластер. (Приложение 4)
Подумайте, обсудите в группах, из чего складываются доходы семьи? Какие обязательные расходы существуют в каждой семье?
Кейс задание№2 (работа в группах)
Текст информативного содержания. Учебник стр. 77 и ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Текст поможет вам дополнить схему необходимой информацией. Дополните схему.
Предлагает проверить выполненную работу.
Сформулируем определение понятия
1 )Доходы семьи – это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи, доходы семьи зависят от состава семьи и от вида семейного бюджета.
2)Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
— Какие бывают непредвиденные доходы?
-А непредвиденные расходы?
3. Предлагает выполнить задание «Доходы и расходы семьи» (работа в группах). Каждый член семьи должен найти данные своих доходов и расходов и записать в таблицу.
Выдает таблицы «Доходы и расходы семьи»
(слайды таблицы доходов и расходов 3 семей с недостающими данными)
Слайды 15, 16, 17 – проверка.
Подсчитайте сумму доходов вашей семьи и сумму расходов. Сравните, что больше.
Доходы = расходы ИЛИ
Доходы > расходы (экономия) ИЛИ
Организует беседу и предлагает ответить на вопросы.
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
–Что в этом случае делать?
– На чём мы можем сэкономить?
Работают в группах. Заполняют схему.
Актуализация жизненного опыта.
Обсуждают, записывают в схему. Зачитывают ответы.
Читают текст, осуществляют поиск необходимой информации. Выбирают из текста источники дохода и виды обязательных расходов.
Отвечают на поставленные вопросы.
Распределяют роли. Заполняют недостающие данные в таблице.
Ведут подсчет общей суммы доходов и расходов, делают вывод.
Отвечают на вопросы. Рассуждают. Делают вывод.
Узнают о видах доходов семьи
Знакомятся с видами непредвиденных доходов и расходов.
Знакомство с понятием экономия и дефицит
Формировать способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре). Использовать в общении правила вежливости.
Строить понятные для партнера высказывания.
5.Закрепление нового знания.
Предлагает поиграть в игру «Как беречь семейный бюджет» (Лови ошибку!-наоборот.)
Если названное высказывание способствует сохранению семейного бюджета, ловим его хлопком. Если же наоборот – топаем ногами.
Требуй новые вещи, подарки каждый день.
Бережно относись к своим вещам.
Покупай меньше сладостей.
Сдачу всегда оставляй себе.
Питайся в ресторане или кафе.
Реже разговаривай с друзьями по сотовому телефону просто так.
Не забывай выключать свет.
Покупай товары по акции или скидке.
А теперь запишите правила, которые помогут экономно расходовать бюджет семьи.
Узнают о способах сохранения семейного бюджета
Проявлять способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Просит определить, достигнута ли цель урока.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, ответив на следующие вопросы:
Слайд 19 Хочу сказать!
Высказывают свое мнение.
Оценивают свою работу на уроке.
Формировать: внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир».
Проявлять способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда
Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Строить монологическую речь в устной форме.
Формулировать собственное мнение и позицию.
7. Домашнее задание.
Предлагает выполнить домашнее задание (по выбору учащихся):
Читать с. 75-78 учебника, РТ с. 48 обязательно, 49-50 по желанию.
Продолжить составление памятки «Как беречь семейный бюджет», записать интересные идеи.
Записывают домашнее задание.
Петя очень хотел, чтобы родители купили ему велосипед. Но мама ответила, что на такую покупку денег у семьи не хватит.
— А сколько денег вы получаете вместе с папой?
— Примерно 50 тысяч рублей.
— А велосипед стоит всего 15 тысяч!
Как вы думаете, почему мама сказала, что денег недостаточно? Чего не учел Петя?
Виды доходов и расходов семьи.
Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. Мама, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, получает пособие. У предпринимателей доход называется прибыль от предприятия. У писателей – гонорар за произведение. К доходом можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения, ренту за сдачу жилья, проценты от вклада в банке, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату, купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата счетов за квартиру, за электричество, телефон и телевидение, транспортные расходы, покупка еды, одежды, лекарств, выплата кредита, иногда и штрафы — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Заполните недостающие данные в таблице, используя стикеры-подсказки.
Планирование бюджета семьи Поляковых