Что такое семейный досуг

Статья «Досуг детей в семье»

Досуг детей в семье.

Рекомендации для родителей

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником.

Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье.

Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные ценности, получает самые первые знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что ребёнок не получит в детстве, восполняется с очень большим трудом, а бывает и вообще не восполняется в дальнейшей жизни. И это всё указывает на то, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Что такое семейный досуг …?

Досуг – это когда мы свободны от всех домашних и рабочих дел.

Семейный досуг – время, проведенное всем вместе за любимыми занятиями – просмотром разных интересных передач, совместной прогулкой, чтением, настольными играми, беседами и т.д.

Приятное проведение досуга – очень важный момент в жизни семьи, который не только укрепляет отношения, но и указывает на семейные ценности и создает общие приятные воспоминания.

Настоящая дружба между взрослыми и детьми начинается именно тогда, когда все вместе проводят время.

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы бывают разными…. Досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Со временем планирование досуга может стать полезной привычкой, укрепляющей ваш «семейный корабль» и позволяющий хорошо отдохнуть в кругу семьи.

Правила семейного досуга:

Родителям и детям должно быть одинаково интересно вместе.

Досуг должен быть полезен всей семье.

Досуг должен способствовать отвлечению от насущных проблем и получению позитивных эмоций.

Примеры семейного досуга:

катание на велосипедах, роликах, самокатах;

— игры («Фанты», «Крокодил», «Веселая чепуха» и т.д.);

— совместные спортивные занятия (тренажеры, бокс, плавание в бассейне, бег, лыжи, и т.д.);

— настольные игры («гусёк»(ходилки,бродилки), шахматы, лото, шашки, домино.);

— собирание больших пазлов или мозаики;

-рисование картины по номерам;

— поход в кинотеатр/театр;музей;

— посещение зоопарка, планетария;

— пикник на свежем воздухе;

— поездка в лес или ближайший город;

— совместный просмотр старых фотографий;

— просмотр семейного фильма;

— поездка в гости всей семьей;

— генеральная уборка квартиры;

— написать письма и подписать открытки родным и близким, а затем отправить их по почте;

— фантазийная семейная фотосессия (дома или в фотостудии);

— совместные покупки в торговом центре (важно порадовать каждого члена семьи, сумма покупки каждого должна быть примерно одинаковой и заранее оговорена);

— поход в библиотеку (где каждый, не торопясь, выбирает себе чтение по интересам, например, на неделю и возвращает книги, которые брали на предыдущей);

— тематический ужин или тематическая вечеринка с детьми.

Задача родителей – суметь правильно использовать ту или иную форму организации семейного досуга. Культура организации досуга, конечно же, зависит от взрослых. В их обязанности входит научить своих любимых чад отдыхать с пользой для здоровья.

Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его.

Организация семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их.

Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.

Как спланировать семейный досуг:

Чтобы интересно и с пользой провести семейный досуг, его обязательно необходимо спланировать заранее.

1. В начале недели составьте план совместного проведения досуга, учитывая интересы и особенности каждого участника. Для начала следует переговорить со своими домочадцами и выяснить, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные – найти компромиссный вариант.

2. Предупредите всех членов семьи о планировании совместного досуга заранее.

3. Продумайте несколько вариантов проведения семейного досуга и выбрать наиболее подходящий методом всеобщего голосования. Составить список, в который включить интересы каждого члена семьи.

5. Спланируйте несколько вида досуга, например, требующие финансовых затрат и не требующие. Или досуг с выходом на улицу и домашний досуг. Это станет хорошей подсказкой для проведения совместного времени при разных условиях и обстоятельствах. Вы собрались кататься на лыжах, а на улице метель. Замените поход на просмотр интересного фильма или займитесь подготовкой игрушек к Новому году. К этим занятиям у вас должно быть все готово.

6. Уделите внимание подготовке. Заранее поинтересуйтесь временем сеансов, стоимостью билетов, возможностью забронировать места, наличием и подготовкой нужного инвентаря. На всякий случай имейте запасной вариант досуга. Например, вы решили в выходные всей семьей отправиться кататься на лыжах. Значит, мама должна приготовить соответствующее обмундирование для всей команды лыжников, а папа приготовить лыжи.

7. Как известно, лучший отдых – это перемена вида деятельности. Это условие необходимо учитывать в первую очередь. Если папа всю рабочую неделю выкладывался физически, то ему явно не захочется идти в поход. В этом случае, может, будет лучше, если вы дадите ему отдохнуть, а вечером поиграете в интересную настольную игру.

Идеи для семейных праздников

Наиболее распространенная организация семейного досуга – это семейные праздники. Семейный праздник – организованный отдых по случаю какого-либо значительного для всех членов семьи события. Традиционно к ним относятся дни рождения, крестины и т. д. В каждой семье должны быть свои традиции празднования семейных праздников. Семейные праздники — это замечательная традиция. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. А это возможно сделать и с помощью семейных праздников, благодаря которым в семье будет всегда «хорошая погода».

Праздник можно устроить по любому поводу. Наиболее традиционным семейным праздником, является день рождения одного из его членов. Дети, как правило, с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему.

Любое событие можно превратить в маленький семейный праздник.

С давних времен семейные праздники, несли в себе более глубокий смысл: показать каждому члену семьи, что он не одинок, что он является частью чего-то большого и надежного. Примеры семейных традиций

* Празднование дней рождения членов семьи, памятных дат и прочих торжеств.

*Домашние обязанности, к примеру, уборка или приготовление пищи. *Совместные игры. В них принимают участие и взрослые, и дети. Совместные игры укрепляют отношения между членами семьи.

*Семейный обед. Эта традиция считается одной из самых древних. Сотни лет назад семьи собиралась полным составом за одним столом, принимали пищу и обсуждали события дня.

*Совет. Это собрание членов семьи, на котором рассматриваются финансовые вопросы, обсуждаются планы и принимаются судьбоносные для каждого решения. Очень важно привлекать к совету детей, чтобы они не чувствовали себя отстраненными и учились ответственности.

Специальные традиции – это уникальные обычаи, которые встречаются в каждой конкретной семье. Вот некоторые из них:

*Вечер в кругу семьи. Выделите день или время суток, которые станут традиционно семейными и освобождены от большинства других дел. Отличная традиция – хотя бы раз в неделю забывать про свои дела и устраивать веселые посиделки на диване всей семьей. ( турнир по шахматам, конкурс на собирание пазлов…..)

*Отец и сын могут хорошо провести время на совместной ночной рыбалке, посетить спортивные состязания или принять в них совместное участие, придумать секретное рукопожатие.

*Мама и дочка отлично проведут время на совместном воскресном шопинге.

*Баночка достижений. Можно записывать и складывать в баночку свои достижения. Это очень мотивирует и помогает справиться с трудностями. А в конце года можно легко подвести итоги. Такую баночку можно завести как для каждого, так и для достижений семьи в целом.

*Цитата недели. Каждую неделю вы с семьей можете выбирать мотивирующие слова, которые будут задавать тон и настроение на следующие 7 дней. Цитату можно записывать на листочке и магнитить на холодильник.

*Кухни народов мира. Если в вашей семье любят готовить, это отличный способ проявить свои кулинарные способности. Просто два раза в месяц, или чаще, выбирайте страну и устраивайте вечера национальной кухни. *Новогодний календарь. Его еще называют Адвент-календарь. Это специальный календарь, который показывает сколько дней осталось до Рождества или Нового года. Обычно, это мешочки с конфетами и небольшими заданиями, которые вы выполняете каждый день, чтобы почувствовать приближение праздника.

*Заводим традицию – быть здоровыми. Основа основ – здоровый образ жизни. Это могут быть семейные «пятиминутки» с зарядкой под музыку, совместные велосипедные прогулки, волейбол и даже вылазки в горы с палатками (иногда). Лишь бы, как говорится, на здоровье.

Счастье ведь просто так обычно не валится на голову, а складывается из каждодневных секунд хорошего настроения, которое по силам дарить друг другу каждый день.

Всегда, где поддерживаются семейные традиции будет крепкая и дружная семья, которой не страшны никакие трудности. Дети в таких семьях вырастают порядочными и успешными людьми. А если счастливы дети и родители тоже счастливы.

Источник

Организация семейного досуга

Что такое семейный досуг. Смотреть фото Что такое семейный досуг. Смотреть картинку Что такое семейный досуг. Картинка про Что такое семейный досуг. Фото Что такое семейный досуг Кривогина Виктория
Организация семейного досуга

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья-это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Правильно организованный семейный досуг, выполняет восстанавительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстанавление и поддержание здоровье его членов, удволетворение различных духовных потребностей.

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы,как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависит от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, на сколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. Как известно традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными называют такие традиции,которые переходят из поколения в поколения, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В такой семье не создается предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается место скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Формы организации семенного досуга

1. Семейные праздники

Задача родителей –суметь методически правильно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Наиболее традиционным семейным праздником,является день рождения одного из его членов. Дети как правило. с нетерпением ждут свой день рождения. Очень важно, чтобы он запомнился не только количеством подарков, но интересной его организацией. Родителям следует помнить, что день рождения ребенка – это его праздник. Следовательно, все, что будет происходить в этот день, должно доставлять удовольствие именно ему.

Организация семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения родителей,а не его пассивными наблюдателями.

Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.

У детей в семьях которых не уделяется должного внимания организации детского досуга, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, замыканию в кругу их собственных интересов. Поэтому родителям необходимо помнить, что человек формируется не только и не столько под влиянием услышанного или прочитанного, но в большей мере в процессе собственной деятельности. Досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест.

Однако если родители не владеют методикой досуговой деятельности, то на ДОУ лежит задача ее восполнения как в роботе с родителями, так и с воспитанниками.

Консультация для родителей «Социальное развитие дошкольников» Семья начинается с детей /Александр Герцен/ Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в.

Социальное развитие ребенка Культура общения людей основана на соблюдении правил, которые выработались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времён позднего средневековья.

Источник

ТЕМА 10. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.

Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, по мнению Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, можно выделить такие проблемы как: снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения «домашним» формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию именно семейного досуга. Данные проблемы совершенно очевидно выявляют огромную роль организации семейного досуга.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно.

Основным принципом организации семейного досуга является ориентация НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.

Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.

Мы будем придерживаться определения «семейного досуга», данного С.В. Лавренцовой в своем диссертационном исследовании.

Семейному досугу свойственны отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность в семье понимается как форма активности, направленная на смысло- и жизненно значимые цели, обеспечивающая благополучное существование (физическое, нравственное, духовное) семьи, осуществляемая в свободное от жизненно необходимых занятий время.

Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

-это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

-выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;

-препятствует проникновению таких явлений антикультуры, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;

-является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие его уровни :

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

По мнению Т.А. Куликовой, восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к его раздельному проведению.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.

Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.

Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»

По мнению С.В. Лавренцовой, реализация воспитательного потенциала семейного досугаможет быть обеспечена на основе:

а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха;

б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье;

в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.

Качество семейного досуга и семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

На примере музыки как вида искусства, которое сильно воздействует на эмоциональный мир человека и подчиняет его себе, можно сказать, что воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. Если в семье музыка является бытовым шумом и фоном, который целый день звучит из радио или телевизора, ребенок, как правило, не приобретает умения слушать музыку всерьез и не относится к ней как к искусству. Если же в семье сохранились давние традиции посещения концертов, оперных спектаклей, совместного пения в часы досуга, то в таком случае воздействие музыки будет наиболее полным и гармоничным.

Как отмечает Т.А. Куликова, если семьи исповедуют разные культурные ценности, то соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Формы семейного досуга могут обуславливаться характером взаимодействия семьи и общества, это отображается в виде экономических, правовых, нравственных, педагогических, психологических, эстетических отношений.

Итак, формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по следующим признакам:

• по количеству детей;

• по типу лидерства в семье;

• по семейным укладам;

• по однородности социального состава;

• по семейному стажу;

• по качеству отношений и атмосферы в семье;

• по типу потребительского поведения;

• по особым условиям семейной жизни.

Свои интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос», как отмечает А.Д. Жарков ) культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг – это:

•любительские занятия (цветоводство, коллекионирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);

•совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

•домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или кукольного- постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т.п.);

•игры (с детьми, настольные и т.д.);

•праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

•рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);

•оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).

•совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;

•организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

•участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

•организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т.п.) с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.

По данным мониторинга общественного мнения, опубликованного ВЦИОМ 2010 году, излюбленными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей – 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных – 37%. Неслучайно данные исследований фиксируют, что одна из самых предпочтительных форм реализации досуга – общение с друзьями, именно этот способ рекреации традиционен в нашей стране и осуществляется он в виде посиделок в гостях.

В настоящее время привлекают внимание исследователей традиции организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях, а в послереволюционный период оказались утраченными или сильно деформированными. Это традиции семейного чтения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, пения, домашнего театра, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, коллекционирования.

Как отмечает Т.А. Куликова, некоторые из этих традиций начинают возрождаться. В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, в обогащении содержания нуждаются такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, особенно детей.

Кроме семейных традиций при выборе определенной формы проведения досуга семья будет исходить из выявления своих досуговых интересов.

Досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. Динамика развития досуговых интересов современной семьи зависит от соблюдения социокультурных условий:

•интеграции и сотрудничества учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных конфессий в определении оптимальной семейной культурно-досуговой политики;

•дифференциации форм социально-культурной деятельности в зависимости от типа семьи, материального положения, уровня досуговой активности;

•актуализации в содержании деятельности клубного учреждения ценностей семейного досуга (совместное проведение досуга, семейное творчество, семейная сплоченность, любовь и ответственность и т.д.).

•создания системы культурного обслуживания семьи, способствующей росту социально-культурной активности и формированию механизмов саморегуляции и самореализации досуговой активности семьи;

•выявления и поддержки любительских интересов, гражданских инициатив, деятельность по сохранению и развитию культурных традиций, созданию культурной среды жизнедеятельности семьи.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательная сторона некоторых форм семейного досуга будет рассмотрена в следующих параграфах.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современных условиях семейный досуг играет важнейшую роль в развитии и сохранении семьи. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о безусловных преимуществах многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой лежит создание определенных условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности каждого члена семьи.

6. Куликова, Т.А’. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: «Академия», 2000. 232 с.

ТЕМА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Виды планирования процесса музыкального воспитания

В связи с тем, что учебного времени на музыку в школе отводится мало, учитель должен беречь и эффективно использовать каждую минуту. Ведь музыкально-слуховой опыт, навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей результативности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассной работы. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда дать детям, что должно составить основу, а что является дополнительным.

В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он называется «годичный», «четвертной», «поурочный».

В годичном плане формулируются главные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего обучение на этом этапе или заканчивающего обучение вообще. Внимание учителя при составлении годичного плана акцентируется на решении главных задач года обучения.

Установив цели года, учитель определяет содержание и средства его доведения до учащихся за более короткие сроки – учебные четверти. Его содержание (как и годичного плана) обычно намечено в программе, где указаны знания и навыки, которые необходимо дать детям за этот срок, определен и музыкальный материал. Исходя из четвертного плана, педагог разрабатывает поурочные планы, примерное содержание которого тоже чаще всего представлено в программах. Однако это не значит, что поурочный план не требует творческого подхода, учета конкретных условий работы и уровня музыкального развития детей. Четвертной план несет, пожалуй, основу рабочую нагрузку. Именно в нем намечается система уроков, которая обеспечивает выполнение задач каждой четверти и в конечном итоге – целого учебного года.

В четвертных планах для каждого класса одной параллели могут быть существенные различия, которые возникают из-за особенностей класса, его «белых пятен». Изменения могут быть связаны с музыкальным материалом, сроками его освоения, но основные задачи должны совпадать.

Большое значение имеет поурочный план, где намечаются цель и задачи урока, его структура, музыкальный материал, ход урока, оборудование и наглядность, время на каждый вид деятельности. При этом урок должен обеспечивать целостное развертывание его темы, не состоять из малосвязанных частей.

Н.Л. Гродзенская проводила свои уроки очень свободно, но считала, что план необходим, так как помогает предусмотреть все содержание урока, точно его представить. Она считала также, что определение времени на каждый конкретный отрезок урока является достаточно условным. Точность выполнения плана зависит от сочетания разных объективных и субъективных моментов (состояние класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся, разнообразные непредвиденные моменты и т.д.).

Внеклассная работа также требует тщательного планирования. План помогает избежать спешки, неорганизованности в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться работа, какое участие примут ученики в организации внеклассных мероприятиях, в чем могут проявить инициативу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет сделать выводы о совершенствовании этой области воспитания.

2. Поурочное планирование

Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте:

— определить цель урока;

— отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом темы, цели урока и в соответствии с принципом целостности;

— структурировать последовательность различных видов деятельности детей;

— определить объем времени для каждого этапа (раздела) урока;

— сформулировать комплекс задач к каждому этапу (разделу) урока;

— подобрать адекватные теме, целям, задачам методы, приемы работы;

— продумать ход урока, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях и т.д.

Известно, что процесс планирование проходит три этапа: анализ – прогноз – план. Для анализа ситуации, в которой будет проходить урок, необходимо учесть ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность урока. Выявив таковые, необходимо запланировать урок таким образом, чтобы учесть их. К таким факторам могут быть отнесены:

— ведущие мотивы, интерес детей к предмету;

— насколько тема предстоящего урока может заинтересовать детей;

— степень развития музыкального восприятия школьников, их музыкальных способностей;

— сформированность «умения учиться» (заниматься на уроках музыки);

— работоспособность класса в связи с: днем недели, порядковым расположением урока, с предыдущим уроком, с расположением в структуре четверти (начало, середина, конец;

— реальность освоения всего объема работы конкретным классом;

— характер внимания детей;

— жизненный опыт школьников;

— развитость творческих способностей и умений;

— уровень знаний, умений, навыков;

— реальные возможности учителя;

— наличие оборудования, методических пособий и т.д.

Оформляться план может по-разному. Это может быть развернутый план-конспект, или опорный конспект. Сама схема плана может быть вариативной. Однако в любом случае план должен отражать все основные составляющие урока (тема, цель, задачи, музыкальный материал, оборудование, время, конкретные методы и приемы работы).

3. Структурные модели уроков музыки

Урок музыки – урок искусства, а профессиональная деятельность учителя музыки и учебная деятельность школьников – деятельность художественно-творческая. Следовательно, урок должен строиться по законам художественного творчества. При этом особое внимание следует уделить конструированию и общению.

Урок-образ является ведущим типом любого урока музыки, который при этом может одновременно быть уроком творчества, коллекцией, путешествием, исследованием, кроссвордом, концертом, введения в тему, углубления темы и др.

В контексте сценарно-драматургического метода (Н.А. Рыбакова) любой урок музыки должен рассматриваться как развертывание определенного художественного образа, имеющего соответствующие сценарий и драматургию.

Для того чтобы создать сценарий урока-образа, на наш взгляд, необходимо исходить из представлений о художественном образе, каждый из структурных элементов которого по-своему отражается в логике разработки урока.

Художественный образ состоит из содержания (тема, идея, оценка автора) и формы (композиционное построение, комплекс выразительных средств). Тема соотносится с темой урока, идея равна ведущей его цели как определенному стержню урока, его основной художественно-педагогической идее. Наиболее «индивидуальный» компонент – оценка автора. В плане создания сценария урока, автором которого является учитель, она означает его собственное ценностное отношение к содержанию урока в целом, которое непосредственно отражает личностные художественно-творческие ценности педагога.

Тема, идея и оценка автора (учителя) составляют неделимую основу для создания сценария урока, которая требует соответствующих адекватных средств и способов воплощения, то есть определенной формы.

В первую очередь, это композиционное построение, своего рода структурная модель урока. Поскольку урок музыки развертывается как развивающийся художественный образ, его построение должно быть аналогично какой-либо форме музыкального или литературного произведения. В зависимости от содержания урока, педагог может избрать одночастную, двухчастную, трехчастную форму, форму рондо, вариаций или сонатного аллегро, между частями которой устанавливаются логические и художественно-смысловые связи.

Кроме того, в основу построения сценария может быть положена структура литературного произведения, включающая последовательность таких основных частей как пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *